Рейтинг@Mail.ru

Постановление Правительства РФ от 17.10.2006 N 613

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 октября 2006 г. N 613

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ

"ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ

РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

НА 2007 - 2013 ГОДЫ"

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы" (далее - Программа).

2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.ФРАДКОВ

Утверждена

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 17 октября 2006 г. N 613

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ

НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО

КОМПЛЕКСА РОССИИ НА 2007 - 2013 ГОДЫ"

ПАСПОРТ

федеральной целевой программы

"Исследования и разработки по приоритетным

направлениям развития научно-технологического

комплекса России на 2007 - 2013 годы"

I. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕШЕНИЯ

ПРОБЛЕМЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ

Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2006 г. N 977-р, которым утверждена Концепция Программы, определены заказчики Программы и установлен предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета.

В указанной Концепции даны подробная характеристика проблемы, анализ причин ее возникновения, обоснование связи проблемы с целями социально-экономического развития Российской Федерации и необходимости ее решения программно-целевым методом, проведен анализ различных вариантов решения проблемы, а также дана оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы в сфере развития науки и инноваций.

Принято решение отдать предпочтение комплексному варианту реализации Программы, что позволит обеспечить преемственность развития науки и инноваций, поставить новые задачи и использовать механизмы реализации, более соответствующие современным требованиям перехода к инновационному пути развития экономики, обеспечить отработку основных механизмов государственной поддержки сферы исследований и разработок и координацию проводимых исследований и разработок, осуществить рациональный выбор направлений исследований, развить научно-технологический потенциал на долгосрочный период, расширить круг инновационно-активных компаний и повысить привлекательность научной деятельности для молодых специалистов.

II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, СРОК

И ЭТАПЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ, ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ

Основной целью Программы является развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации для реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.

Эта цель обусловливает необходимость решения следующих основных задач:

обеспечение ускоренного развития научно-технологического потенциала по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации в соответствии с перечнем критических технологий Российской Федерации;

реализация крупных проектов коммерциализации технологий в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;

консолидация и концентрация ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе за счет заказов частного бизнеса и инновационно-активных компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

обеспечение притока молодых специалистов в сферу исследований и разработок, развитие ведущих научных школ;

развитие исследовательской деятельности в высших учебных заведениях;

содействие развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, их интеграции в систему научно-технической кооперации;

развитие научной приборной базы конкурентоспособных научных организаций, ведущих фундаментальные и прикладные исследования, а также высших учебных заведений;

развитие эффективных элементов инфраструктуры инновационной системы.

Достижение поставленной цели Программы и решение основных задач осуществляется путем реализации мероприятий в 2 этапа:

I этап - 2007 - 2009 годы;

II этап - 2010 - 2013 годы.

Основной целью I этапа Программы (2007 - 2009 годы) является обеспечение условий для перехода к инновационному пути развития экономики страны.

Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:

проведение научных исследований, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации с учетом мировых тенденций в этой сфере;

обеспечение развития важнейших прикладных исследований и разработок;

адаптация научно-технологического комплекса к условиям рыночной экономики, обеспечение взаимодействия государственного и частного капитала в целях развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;

прогнозирование развития научно-технической сферы;

выполнение основных задач Программы и достижение промежуточных значений целевых индикаторов выполнения мероприятий Программы.

Основной целью II этапа Программы (2010 - 2013 годы) является содействие формированию сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста.

Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:

создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства;

содействие формированию эффективной инновационной системы;

обеспечение активного развития инновационной деятельности предприятий и организаций, работающих в области коммерциализации технологий;

обеспечение повышения эффективности государственно-частного партнерства;

прогнозирование развития научно-технической сферы;

выполнение основных задач Программы, достижение промежуточных и конечных значений целевых индикаторов реализации мероприятий Программы.

С целью осуществления контроля за ходом выполнения мероприятий Программы целевые индикаторы реализации мероприятий Программы приведены в приложении N 1.

Корректировка целевых индикаторов и их значений может быть проведена в установленном порядке при изменении бюджетного финансирования Программы.

Прекращение действия Программы наступает в случае завершения ее реализации, а досрочное прекращение - в случае признания неэффективности ее реализации в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".

III. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий. Система мероприятий Программы строится в соответствии со следующими принципами:

комплексность, под которой понимается максимальная широта охвата и согласованность использования государственной поддержки инновационного процесса. В рамках Программы обеспечиваются поддержка перспективных исследований и разработок на всех стадиях инновационного процесса, а также формирование дополнительных стимулов к проведению собственных прикладных разработок и внедрению передовых технологий во всех секторах экономики, созданию и развитию наиболее важных элементов инновационной инфраструктуры;

концентрация ресурсов на критически значимых направлениях, включая развитие технологий, признанных наиболее перспективными для обеспечения ускоренного промышленного роста и диверсификации экономики путем расширения производства продукции с высокой степенью обработки, реализацию значимых для экономики инновационных проектов и обеспечение демонстрационного эффекта от их реализации для бизнес-сообщества, ускоренное создание и достройку тех элементов инновационной системы, отсутствие которых определяет недостаточную эффективность функционирования инновационной системы в целом;

последовательность и поддержка полного инновационного цикла, включая формирование непрерывного процесса (генерация знаний - трансформация знаний в опытные разработки - коммерциализация технологий). На всех стадиях инновационного цикла в Программе используются механизмы определения приоритетных направлений на основе совокупности критериев, позволяющие обеспечить принятие совместных решений представителями государства, бизнеса и научного сообщества;

софинансирование и привлечение внебюджетных ресурсов для выполнения мероприятий Программы, которые могут иметь коммерческую направленность;

распределение бюджетных средств на конкурсной основе.

Структурообразующими функциональными элементами Программы являются следующие блоки мероприятий:

блок "Генерация знаний";

блок "Разработка технологий";

блок "Коммерциализация технологий";

блок "Институциональная база исследований и разработок";

блок "Инфраструктура инновационной системы".

Перечень мероприятий Программы с указанием объемов и источников финансирования приведен в приложении N 2. Объем финансирования основных направлений реализации Программы в 2007 году за счет средств федерального бюджета приведен в приложении N 3. Приоритетные направления Программы соответствуют приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечню критических технологий Российской Федерации, утвержденным Президентом Российской Федерации.

1. Блок "Генерация знаний"

Мероприятие 1.1. Поисковое и нормативное

средне- и долгосрочное прогнозирование развития

научно-технической сферы

В рамках мероприятия предусматриваются:

разработка и совершенствование методологии средне- и долгосрочного прогнозирования развития научно-технической сферы с учетом анализа российского и мирового уровней развития, потребностей в новых знаниях и технологиях реального высокотехнологичного сектора экономики, стратегических задач и интересов государства, приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу;

формирование и корректировка с помощью разработанного методического инструментария средне- и долгосрочного прогноза развития научно-технической сферы;

оценка соответствия уровня и результатов реализуемых проблемно-ориентированных поисковых исследований прогнозу развития научно-технической сферы.

Индикаторами выполнения мероприятия 1.1 являются:

разработка методологии средне- и долгосрочного прогнозирования развития научно-технической сферы (И1.1.1);

разработка прогноза развития научно-технической сферы (И1.1.2);

подготовка экспертных заключений на реализуемые проблемно-ориентированные поисковые исследования с оценкой соответствия их уровня и результатов прогнозу развития научно-технической сферы (И1.1.3).

Мероприятие 1.2. Проведение

проблемно-ориентированных поисковых

исследований и создание научно-технического задела

по технологиям в области наук о жизни

Индикаторами выполнения мероприятия 1.2 являются:

доля завершенных проектов научно-исследовательских работ по Программе, перешедших в стадию опытно-конструкторских работ с целью разработки конкурентоспособных технологий для последующей коммерциализации (И1.2.1);

число публикаций в ведущих научных журналах, содержащих результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов проблемно-ориентированных поисковых исследований (И1.2.2);

число патентов (в том числе международных) на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов проблемно-ориентированных поисковых исследований (И1.2.3);

число диссертаций на соискание ученых степеней, защищенных в рамках выполнения проектов проблемно-ориентированных поисковых исследований (И1.2.4).

Мероприятие 1.3. Проведение

проблемно-ориентированных поисковых

исследований и создание научно-технического задела

в области индустрии наносистем

Индикаторами выполнения мероприятия 1.3 являются:

доля завершенных проектов научно-исследовательских работ по Программе, перешедших в стадию опытно-конструкторских работ с целью разработки конкурентоспособных технологий для их последующей коммерциализации (И1.3.1);

число публикаций в ведущих научных журналах, содержащих результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов проблемно-ориентированных поисковых исследований (И1.3.2);

число патентов (в том числе международных) на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов проблемно-ориентированных поисковых исследований (И1.3.3);

число диссертаций на соискание ученых степеней, защищенных в рамках выполнения проектов проблемно-ориентированных поисковых исследований (И1.3.4).

Мероприятие 1.4. Проведение проблемно-ориентированных

поисковых исследований и создание научно-технического

задела по перспективным технологиям в области

информационно-телекоммуникационных систем

Индикаторами выполнения мероприятия 1.4 являются:

доля завершенных проектов научно-исследовательских работ по Программе, перешедших в стадию опытно-конструкторских работ с целью разработки конкурентоспособных технологий для последующей коммерциализации (И1.4.1);

число публикаций в ведущих научных журналах, содержащих результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов проблемно-ориентированных поисковых исследований (И1.4.2);

число патентов (в том числе международных) на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов проблемно-ориентированных поисковых исследований (И1.4.3);

число диссертаций на соискание ученых степеней, защищенных в рамках выполнения проектов проблемно-ориентированных поисковых исследований (И1.4.4).

Мероприятие 1.5. Проведение проблемно-ориентированных

поисковых исследований и создание научно-технического

задела в области рационального природопользования

Индикаторами выполнения мероприятия 1.5 являются:

доля завершенных проектов научно-исследовательских работ по Программе, перешедших в стадию опытно-конструкторских работ с целью разработки конкурентоспособных технологий для последующей коммерциализации (И1.5.1);

число публикаций в ведущих научных журналах, содержащих результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов проблемно-ориентированных поисковых исследований (И1.5.2);

число патентов (в том числе международных) на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов проблемно-ориентированных поисковых исследований (И1.5.3);

число диссертаций на соискание ученых степеней, защищенных в рамках выполнения проектов проблемно-ориентированных поисковых исследований (И1.5.4).

Мероприятие 1.6. Проведение проблемно-ориентированных

поисковых исследований и создание научно-технического

задела в области энергоэффективности, энергоснабжения

и ядерной энергетики

Индикаторами выполнения мероприятия 1.6 являются:

доля завершенных проектов научно-исследовательских работ по Программе, перешедших в стадию опытно-конструкторских работ с целью разработки конкурентоспособных технологий для последующей коммерциализации (И1.6.1);

число публикаций в ведущих научных журналах, содержащих результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов проблемно-ориентированных поисковых исследований (И1.6.2);

число патентов (в том числе международных) на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов проблемно-ориентированных поисковых исследований (И1.6.3);

число диссертаций на соискание ученых степеней, защищенных в рамках выполнения проектов проблемно-ориентированных поисковых исследований (И1.6.4).

Мероприятие 1.7. Научно-методическое обеспечение

проведения конференций и школ-семинаров в рамках

приоритетных направлений Программы

В рамках мероприятия предусматривается повышение уровня информационного обмена, вовлечение молодых ученых в систему информационного обмена, обобщение представленных результатов и анализ тенденций по приоритетным направлениям Программы.

Финансирование одного проекта планируется в размере 0,5 - 1,5 млн. рублей в год.

Индикаторами выполнения мероприятия 1.7 являются:

число проведенных конференций и школ-семинаров по вопросам реализации мероприятий по приоритетным направлениям Программы (И1.7.1);

доля молодых ученых и специалистов (до 35 лет) в общем составе участников мероприятий (И1.7.2).

Мероприятие 1.8. Проведение исследований

с использованием уникальных стендов и установок,

а также уникальных объектов научной инфраструктуры

(включая обсерватории, ботанические сады, научные

музеи и др.), научных организаций и образовательных

учреждений высшего профессионального образования

В рамках мероприятия предусматривается опережающее развитие приборной базы научных исследований по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и проведение исследований с использованием уникальной экспериментальной базы, а также объектов научной инфраструктуры (включая обсерватории, ботанические сады, научные музеи и др.).

Индикатором выполнения мероприятия 1.8 является число организаций - пользователей уникальных стендов, установок и объектов научной инфраструктуры (И1.8.1).

В рамках мероприятий 1.2 - 1.6 блока "Генерация знаний" предусматривается выполнение проектов со сроком реализации 1 - 2 года и объемом финансирования одного проекта в размере до 10 млн. рублей в год.

При проведении конкурса на выполнение научно-исследовательских работ для оценки квалификации участников дополнительными преимуществами могут являться:

выполнение работы консорциумом, состоящим из научной организации и учреждения высшего профессионального образования, при условии последующего использования результатов работы в образовательном процессе;

привлечение молодых ученых, преподавателей, специалистов, аспирантов, докторантов, студентов к участию в работе, а также выполнение работ или их части молодежными коллективами;

участие в работе коллективов ведущих научных школ;

наличие внебюджетного софинансирования проекта, в том числе из зарубежных источников.

Инициатива выполнения работы может исходить от представителей бизнес-сообщества, в этом случае доля средств федерального бюджета на выполнение проекта не должна превышать 60 процентов его общей стоимости.

В отчетах о выполненных проектах предусматривается технико-экономическая оценка рыночного потенциала полученных результатов.

Мероприятие 1.9. Проведение научно-исследовательских работ

совместно с иностранными научными организациями

Мероприятие Программы направлено на стимулирование развития международных интеграционных процессов в науке и содействие формированию устойчивых кооперационных связей российских и иностранных научно-исследовательских организаций.

Объем финансирования одного проекта за счет средств федерального бюджета составит до 50 млн. рублей в год, при этом объем внебюджетного софинансирования (средства зарубежного партнера) составит не менее 50 процентов общего объема финансирования проекта.

Индикаторами выполнения мероприятия 1.9 являются:

число технологий, соответствующих мировому уровню либо превосходящих его, разработанных в рамках выполнения проектов (И1.9.1);

число патентов, в том числе международных, на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов (И1.9.2);

число публикаций, содержащих результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов (И1.9.3);

число диссертаций на соискание ученых степеней, защищенных в рамках выполнения проектов проблемно-ориентированных поисковых исследований (И1.9.4).

2. Блок "Разработка технологий"

Мероприятие 2.1. Развитие системы выбора

приоритетных направлений развития науки, технологий

и техники в Российской Федерации на основе средне-

и долгосрочных прогнозов с учетом передового

мирового опыта в этой области

В рамках мероприятия предусматривается:

ежегодное осуществление мониторинга научно-технического развития в области критических технологий, а также оценки конкурентоспособности российского сектора исследований и разработок;

осуществление работ по уточнению приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации;

комплексная оценка результативности и эффективности профильной деятельности организаций сектора исследований и разработок, в том числе относящихся к государственному сектору;

оценка соответствия уровня и результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, реализуемых в рамках блока "Разработка технологий", мировому уровню;

обеспечение реализации эффективной государственной политики в области учета, контроля и распоряжения результатами научно-технической деятельности, полученными за счет средств федерального бюджета, в интересах обеспечения конкурентоспособности российской экономики.

Индикаторами выполнения мероприятия 2.1 являются:

результаты мониторинга уровня развития критических технологий (И2.1.1);

аналитические материалы по оценке конкурентоспособности российского сектора исследований и разработок (И2.1.2);

уточнение приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации (И2.1.3);

уточнение перечня критических технологий Российской Федерации (И2.1.4);

оценка результативности и эффективности деятельности организаций сектора исследований и разработок (И2.1.5);

методология учета, правовой охраны и защиты прав на результаты научно-технической деятельности и предложения по ее совершенствованию (И2.1.6);

подготовка экспертных заключений на реализуемые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы с оценкой соответствия их уровня и результатов мировому уровню (И2.1.7).

Мероприятие 2.2. Осуществление комплексных

проектов, в том числе разработка конкурентоспособных

технологий, предназначенных для последующей

коммерциализации в области наук о жизни

Индикаторами выполнения мероприятия 2.2 являются:

число разработанных технологий, соответствующих мировому уровню либо превосходящих его (И2.2.1);

доля завершенных проектов, перешедших в стадию коммерциализации (И2.2.2);

число патентов (в том числе международных) на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения комплексных проектов (И2.2.3);

численность молодых специалистов, привлеченных к проведению исследований в рамках комплексных проектов (И2.2.4);

число диссертаций на соискание ученых степеней, защищенных в рамках выполнения комплексных проектов (И2.2.5);

число публикаций, содержащих результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения комплексных проектов (И2.2.6).

Мероприятие 2.3. Осуществление комплексных

проектов, в том числе разработка конкурентоспособных

технологий, предназначенных для последующей

коммерциализации в области индустрии

наносистем

Индикаторами выполнения мероприятия 2.3 являются:

число разработанных технологий, соответствующих мировому уровню либо превосходящих его (И2.3.1);

доля завершенных проектов, перешедших в стадию коммерциализации (И2.3.2);

число патентов (в том числе международных) на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения комплексных проектов (И2.3.3);

численность молодых специалистов, привлеченных к проведению исследований в рамках комплексных проектов (И2.3.4);

число диссертаций на соискание ученых степеней, защищенных в рамках выполнения комплексных проектов (И2.3.5);

число публикаций, содержащих результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения комплексных проектов (И2.3.6).

Мероприятие 2.4. Осуществление комплексных проектов,

в том числе разработка конкурентоспособных технологий,

предназначенных для последующей коммерциализации в области

информационно-телекоммуникационных систем

Индикаторами выполнения мероприятия 2.4 являются:

число разработанных технологий, соответствующих мировому уровню либо превосходящих его (И2.4.1);

доля завершенных проектов, перешедших в стадию коммерциализации (И2.4.2);

число патентов (в том числе международных) на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения комплексных проектов (И2.4.3);

численность молодых специалистов, привлеченных к проведению исследований в рамках комплексных проектов (И2.4.4);

число диссертаций на соискание ученых степеней, защищенных в рамках выполнения комплексных проектов (И2.4.5);

число публикаций, содержащих результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения комплексных проектов (И2.4.6).

Мероприятие 2.5. Осуществление комплексных проектов,

в том числе разработка конкурентоспособных технологий,

предназначенных для последующей коммерциализации в области

рационального природопользования

Индикаторами выполнения мероприятия 2.5 являются:

число разработанных технологий, соответствующих мировому уровню либо превосходящих его (И2.5.1);

доля завершенных проектов, перешедших в стадию коммерциализации (И2.5.2);

число патентов (в том числе международных) на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения комплексных проектов (И2.5.3);

численность молодых специалистов, привлеченных к проведению исследований в рамках комплексных проектов (И2.5.4);

число диссертаций на соискание ученых степеней, защищенных в рамках выполнения комплексных проектов (И2.5.5);

число публикаций, содержащих результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения комплексных проектов (И2.5.6).

Мероприятие 2.6. Осуществление комплексных проектов,

в том числе разработка конкурентоспособных технологий,

предназначенных для последующей коммерциализации в области

энергоэффективности, энергоснабжения и ядерной энергетики

Индикаторами выполнения мероприятия 2.6 являются:

число разработанных технологий, соответствующих мировому уровню либо превосходящих его (И2.6.1);

доля завершенных проектов, перешедших в стадию коммерциализации (И2.6.2);

число патентов (в том числе международных) на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения комплексных проектов (И2.6.3);

численность молодых специалистов, привлеченных к проведению исследований в рамках комплексных проектов (И2.6.4);

число диссертаций на соискание ученых степеней, защищенных в рамках выполнения комплексных проектов (И2.6.5);

число публикаций, содержащих результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения комплексных проектов (И2.6.6).

Мероприятие 2.7. Проведение опытно-конструкторских

и опытно-технологических работ по тематике,

предлагаемой бизнес-сообществом

Мероприятие Программы направлено на выполнение опытно-конструкторских и опытно-технологических работ в интересах бизнеса по предлагаемой бизнес-сообществом тематике. В качестве инициаторов проектов в рамках мероприятия выступают высокотехнологичные промышленные компании любых организационно-правовых форм и форм собственности. При этом компаниям предоставляется возможность непосредственно участвовать в формировании конкурсной документации и в экспертизе проектов. Тематика проектов должна соответствовать приоритетным направлениям Программы.

Обязательным условием является дальнейшая коммерциализация результатов работы на территории Российской Федерации.

Объем финансирования одного проекта за счет средств федерального бюджета должен составлять до 100 млн. рублей в год, при этом объем внебюджетного софинансирования должен составить не менее 50 процентов общего объема финансирования проекта.

Индикаторами выполнения мероприятия 2.7 являются:

число разработанных технологий, соответствующих мировому уровню либо превосходящих его (И2.7.1);

доля завершенных проектов, перешедших в стадию коммерциализации (И2.7.2);

число патентов (в том числе международных) на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов (И2.7.3);

число публикаций, содержащих результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов (И2.7.4);

объем новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции, произведенной в результате реализации проектов (И2.7.5);

объем экспорта новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции, произведенной в результате реализации проектов (И2.7.6);

число новых рабочих мест, созданных в рамках реализации проектов, для высококвалифицированных работников (И2.7.7).

Комплексные проекты, включающие опытно-конструкторские и опытно-технологические работы, выполняемые в рамках мероприятий 2.2 - 2.6 блока "Разработка технологий", должны обеспечивать эффективное использование результатов исследований (в том числе полученных в рамках выполнения мероприятий блока "Генерация знаний") при разработке передовых технологий, обладающих значительным потенциалом коммерческого использования.

Срок реализации комплексного проекта составляет 2 - 3 года с объемом финансирования за счет средств федерального бюджета до 100 млн. рублей в год, при этом доля средств внебюджетных источников должна составлять не менее 50 процентов общего объема средств, затраченных на реализацию проекта, включая средства федерального бюджета.

Основные особенности комплексных проектов заключаются в следующем:

в рамках государственного контракта фиксируются обязательства исполнителей по вовлечению результатов исследования в хозяйственный оборот;

в рамках проекта могут быть предусмотрены расходы на патентование;

при возможности коммерциализации полученных результатов могут предусматриваться расходы на разработку соответствующих бизнес-планов, а также на услуги центров трансфера технологий.

При проведении конкурса на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для оценки квалификации участников дополнительными преимуществами могут являться:

выполнение работы консорциумом, состоящим из научной организации и учреждения высшего профессионального образования, при условии последующего использования результатов работы в образовательном процессе;

привлечение малых научных организаций на условиях субподряда;

привлечение молодых ученых, преподавателей, специалистов, аспирантов, докторантов, студентов к участию в работе, а также выполнение работ или их части молодежными коллективами.

3. Блок "Коммерциализация технологий"

Мероприятие 3.1. Реализация важнейших инновационных

проектов государственного значения по приоритетным

направлениям Программы

Важнейший инновационный проект государственного значения представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам мероприятий, который направлен на достижение необходимого уровня национальной безопасности, получение экономического эффекта, имеющего значение как для экономики в целом, так и для ее крупных секторов, а также решение наиболее актуальных задач в социальной сфере, в первую очередь задач, связанных с повышением качества жизни населения.

Основные особенности важнейших инновационных проектов государственного значения заключаются в следующем:

проекты призваны обеспечить конкурентоспособность продукции российских производителей, а также способствовать усилению их позиций как на внутреннем, так и на внешнем рынках;

в рамках каждого проекта предусматривается реализация цикла работ от создания перспективного инновационного продукта, имеющего значительный потенциал для коммерциализации, до освоения промышленного производства новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции и начала ее успешной реализации на рынке;

проекты предусматривают концентрацию финансовых ресурсов в отношении ограниченного числа приоритетных проектов, которые формируются на условиях партнерства государства с бизнес-сообществом и предусматривают распределение между ними рисков по реализации проектов.

Общий объем финансирования проекта за счет средств федерального бюджета должен составлять 0,3 - 2 млрд. рублей, при этом объем внебюджетного софинансирования проектов должен составлять не менее 60 процентов общего объема финансирования проекта. Продолжительность реализации проекта составляет до 5 лет.

В соответствии с условиями государственного контракта исполнители проекта обязаны обеспечить 5-кратное превышение объемов продаж созданной новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции относительно затраченных на проект бюджетных средств. Таким образом, будет осуществлена полноценная коммерциализация научно-технических результатов и обеспечен рост производства новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции.

Вместе с тем предусматривается завершение реализации важнейших инновационных проектов государственного значения, начатых в рамках федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы.

Индикаторами выполнения мероприятия 3.1 являются:

число внедренных в экономику передовых технологий (И3.1.1);

число патентов (в том числе международных) на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов (И3.1.2);

число публикаций, содержащих результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов (И3.1.3);

объем новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции, произведенной в результате реализации проектов (И3.1.4);

объем экспорта новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции, произведенной в результате реализации проектов (И3.1.5);

число новых рабочих мест, созданных в рамках реализации проектов, для высококвалифицированных работников (И3.1.6).

Мероприятие 3.2. Осуществление проектов

коммерциализации технологий по тематике,

предлагаемой бизнес-сообществом

Предусматривается реализация инновационных проектов в интересах бизнеса по предлагаемой им тематике на условиях частно-государственного партнерства. Со стороны бизнеса в качестве инициаторов проектов в рамках мероприятия выступают высокотехнологичные промышленные организации любых организационно-правовых форм и форм собственности, а также инновационные промышленные взаимосвязанные компании, научно-исследовательские и образовательные организации, взаимодополняющие друг друга и обеспечивающие конкурентные преимущества. В рамках проектов государство финансирует часть научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при условии, что остальные расходы (подготовка производства, расходы на рекламу, маркетинг и др.) несут компании. При этом компаниям предоставляется возможность непосредственно участвовать в формировании конкурсной документации и в экспертизе проектов. Тематика проектов должна соответствовать приоритетным направлениям Программы.

Срок реализации проекта составляет не более 3 лет. Объем финансирования проекта за счет средств федерального бюджета составит до 100 млн. рублей в год, уровень внебюджетного софинансирования должен составлять не менее 70 процентов общего объема финансирования проекта.

Индикаторами выполнения мероприятия 3.2 являются:

объем новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции, произведенной в результате реализации проектов (И3.2.1);

число патентов (в том числе международных) на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов (И3.2.2);

число новых рабочих мест, созданных в рамках реализации проектов, для высококвалифицированных работников (И3.2.3).

4. Блок "Институциональная база исследований и разработок"

Мероприятие 4.1. Инвестиции в развитие

материально-технической базы ведущих научных организаций,

в том числе в реконструкцию и техническое

перевооружение этих организаций

Предусматривается реконструкция и техническое перевооружение ведущих научных организаций, располагающих научными работниками и специалистами высокой квалификации, имеющих российское и международное признание, деятельность которых соответствует приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.

Индикаторами выполнения мероприятия 4.1 являются:

число финансируемых проектов (И4.1.1);

число созданных рабочих мест для высококвалифицированных работников (И4.1.2).

Мероприятие 4.2. Инвестиции в развитие

материально-технической базы высших учебных заведений,

осуществляющих исследования и разработки, в том числе

в реконструкцию и техническое перевооружение

этих организаций

Предусматривается реконструкция и техническое перевооружение высших учебных заведений, которые наряду с подготовкой специалистов с высшим образованием всех уровней (бакалавров, магистров, аспирантов и докторантов) активно выполняют научные исследования и разработки и результаты научной и (или) научно-технической деятельности которых получили российское и международное признание.

Индикаторами выполнения мероприятия 4.2 являются:

число финансируемых проектов (И4.2.1);

число созданных рабочих мест для высококвалифицированных работников (И4.2.2).

Перечень инвестиционных объектов, предусмотренных Программой, приведен в приложении N 4.

5. Блок "Инфраструктура инновационной системы"

Мероприятие 5.1. Развитие информационной

инфраструктуры хранения и передачи новых знаний

В рамках мероприятия предусматриваются:

развитие информационной среды для сохранения и развития научно-технического задела, созданного в течение предыдущих периодов, и новых знаний, в том числе созданных в ходе реализации Программы;

развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и создание новых информационных ресурсов, в том числе в рамках сформированной сети национальных информационно-аналитических центров по "прорывным" направлениям науки;

реализация проектов по разработке научно-методического обеспечения доступа ведущих научных и научно-образовательных центров к мировым ресурсам научно-технической информации, а также по разработке новых и развитию существующих электронных информационных ресурсов по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, включая инновационную систему с обеспечением доступа ведущих научных и научно-образовательных центров к этим ресурсам.

Индикаторами выполнения мероприятия 5.1 являются:

среднее число организаций, получивших доступ к ведущим мировым информационным ресурсам (И5.1.1);

среднее число ведущих мировых информационных источников, доступных для организаций (И5.1.2).

Мероприятие 5.2. Развитие сети центров

коллективного пользования научным оборудованием

В рамках мероприятия предусматриваются:

дальнейшее развитие сети центров коллективного пользования научным оборудованием (далее - сеть центров), созданных ведущими научными организациями и высшими учебными заведениями;

повышение уровня научных исследований, проводимых по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, и качества образования в результате использования научного оборудования сети центров, отвечающего мировым стандартам по техническим и эксплуатационным характеристикам приборного парка;

принятие положения, предусматривающего порядок нормативно-правового обеспечения эффективного функционирования сети центров за счет обеспечения режима коллективного пользования исследователями научного оборудования, имеющегося в сети центров, на основе расширения круга потенциальных пользователей этого оборудования, а также регламентирующего договорные взаимоотношения между отдельными центрами и организациями-пользователями, включая права на результаты интеллектуальной деятельности.

Финансирование одного проекта, направленного на развитие сети центров, за счет средств федерального бюджета предусматривается в размере до 70 млн. рублей в год при продолжительности реализации проекта до 2 лет, при этом доля внебюджетного софинансирования должна составлять не менее 8 процентов общего объема финансирования каждого проекта.

Индикаторами выполнения мероприятия 5.2 являются:

количество публикаций в ведущих мировых научных журналах, подготовленных по результатам исследований с использованием научного оборудования сети центров (И5.2.1);

количество дипломных работ и диссертаций, подготовленных по результатам исследований с использованием научного оборудования сети центров (И5.2.2);

число организаций - пользователей научным оборудованием сети центров (И5.2.3).

Мероприятие 5.3. Развитие системы демонстрации

новых достижений и трансфера передового опыта

по проблемам развития науки и инноваций

В рамках мероприятия предусматриваются:

обеспечение информацией потенциальных инвесторов и других заинтересованных сторон о результатах перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, полученных в рамках Программы, а также об инновационных проектах и их коммерциализации;

научно-методическое обеспечение организации мероприятий в Российской Федерации и за рубежом с целью демонстрации перспективных результатов отечественных исследований и разработок, в том числе полученных в рамках Программы;

научно-методическое обеспечение проведения информационной кампании по продвижению достижений и возможностей российского сектора исследований и разработок в российских и иностранных средствах массовой информации.

Индикаторами выполнения мероприятия 5.3 являются:

число объектов научно-технической продукции, услуг, технологий и инновационных проектов, представленных в рамках мероприятий, связанных с демонстрацией передовых результатов российских исследований и разработок (И5.3.1);

число публикаций в российских и иностранных средствах массовой информации о деятельности российского сектора исследований и разработок и полученных перспективных результатах (И5.3.2);

число соглашений о намерениях, заключенных с инвесторами, на результаты, полученные при реализации мероприятия (И5.3.3).

6. Управление Программой

Предусматривается выделение средств федерального бюджета на содержание созданной дирекции Программы, проведение работ в целях обеспечения функционирования системы независимой экспертизы для принятия управленческих решений по реализации Программы, выполнение исследований для оценки социально-экономической эффективности реализации Программы, включая достижение запланированных целевых индикаторов, а также на осуществление научно-методического обеспечения ежемесячного и ежеквартального мониторинга хода реализации Программы.

IV. ОБОСНОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Общий объем финансирования Программы составляет 170,41 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 109,81 млрд. рублей. Объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников приведен в приложении N 5.

Общий объем финансирования Программы определен исходя из необходимости реализации различных категорий проектов Программы, в том числе параметров этих проектов (общая стоимость проекта, условия для привлечения средств внебюджетных источников, срок реализации и др.).

Важнейшим принципом реализации Программы является максимальное привлечение финансовых средств внебюджетных источников для выполнения тех мероприятий Программы, которые могут иметь коммерческую направленность. Для устойчивого финансирования проектов Программы за счет средств внебюджетных источников соответствующий государственный заказчик Программы включает необходимые требования в государственные контракты, заключаемые с исполнителями программных мероприятий, подписывает с соответствующими организациями соглашения о намерениях или оформляет другие документы, подтверждающие финансирование мероприятий Программы за счет средств внебюджетных источников.

Доля средств в финансировании проектов за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных источников по структурообразующим блокам Программы различна.

Проблемно-ориентированные поисковые исследования, включенные в блок "Генерация знаний", финансируются преимущественно за счет средств федерального бюджета. Опытно-конструкторские работы, включенные в блок "Разработка технологий", финансируются за счет средств федерального бюджета с привлечением средств внебюджетных источников на реализацию отдельных перспективных разработок.

Важнейшие инновационные проекты государственного значения по приоритетным тематическим направлениям Программы в рамках блока "Коммерциализация технологий" финансируются преимущественно за счет средств внебюджетных источников. При этом средства федерального бюджета привлекаются только для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до стадии разработки опытных образцов и конструкторской документации. Все работы, связанные с подготовкой и организацией производства (проектные и строительно-монтажные работы, закупка технологического оборудования для серийного производства продукции, формирование оборотных средств для обеспечения производства в необходимых объемах и др.), осуществляются только за счет средств внебюджетных источников, включая привлеченные средства компаний.

Капитальные вложения в рамках блока "Институциональная база исследований и разработок" осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Мероприятия блока "Инфраструктура инновационной системы" также реализуются за счет средств федерального бюджета, за исключением проектов, связанных с развитием сети центров и предусматривающих небольшую долю внебюджетного софинансирования.

Объем расходов на реализацию мероприятий по блокам Программы приведен в приложении N 6.

Абзацы десятый - четырнадцатый исключены. - Постановление Правительства РФ от 06.04.2011 N 253.

V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ

В СЕБЯ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И МЕХАНИЗМ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКАЗЧИКОВ

Основополагающими принципами организации системы управления реализацией Программы являются:

обеспечение нормативного, методического и информационного единства Программы (система критериев для оценки и выбора тематики научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и победителей конкурсов, формы контрактов и отчетов, процедуры мониторинга выполнения мероприятий Программы);

обеспечение участия в управлении реализацией Программой представителей федеральных органов исполнительной власти, в том числе государственных заказчиков Программы, а также представителей бизнеса и науки.

Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ и на оказание услуг для государственных нужд, заключаемых с исполнителями мероприятий Программы. Отбор объектов и проектов мероприятий Программы и их исполнителей проводится на конкурсной основе. Государственный заказчик осуществляет конкурсный отбор исполнителей с целью более выгодного размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и на оказание услуг для федеральных государственных нужд. С победителями конкурсов соответствующий государственный заказчик заключает государственные контракты (договоры).

Важнейшим элементом механизма реализации Программы является связь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки целевых показателей, мероприятий Программы и ресурсов для их реализации. В связи с этим формируется детализированный организационно-финансовый план мероприятий по реализации Программы, который уточняется один раз в полгода на основе оценки результативности программных мероприятий, достижения целевых индикаторов, уточнения перечня проводимых мероприятий и выделяемых на их реализацию объемов финансовых ресурсов.

Принятие управленческих решений в рамках Программы осуществляется с учетом информации, поступающей от бизнес-сообщества, его потребностей в освоении технологий. Связь с бизнесом обеспечивается путем непосредственного участия представителей бизнес-структур в определении тематики проектов.

Неотъемлемой составляющей механизма реализации Программы является формирование и использование современной системы экспертизы на всех стадиях реализации Программы, позволяющей отбирать наиболее перспективные проекты для государственного финансирования, проводить независимую экспертизу конкурсных заявок с целью выявления исполнителей, предложивших лучшие условия исполнения контрактов, и осуществлять эффективную экспертную проверку качества полученных результатов. Экспертиза и отбор проектов в структурообразующих блоках Программы имеют сквозной характер и основываются на принципах объективности, компетентности и независимости.

Оперативная информация о ходе реализации мероприятий Программы, о нормативных актах по управлению Программой и об условиях проведения конкурсов размещается на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации в сети Интернет.

Финансирование строительства и реконструкции объектов, включенных в Программу, осуществляется в установленном порядке через главных распорядителей бюджетных средств, к ведению которых отнесены указанные объекты.

Министерство образования и науки Российской Федерации в ходе выполнения Программы:

осуществляет контроль за деятельностью государственных заказчиков Программы;

вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, необходимых для выполнения Программы;

разрабатывает и принимает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы;

ежегодно при необходимости уточняет механизм реализации Программы, целевые индикаторы и расходы на реализацию мероприятий Программы;

составляет детализированный организационно-финансовый план мероприятий по реализации Программы;

подготавливает с учетом хода реализации Программы в текущем году и представляет в установленном порядке в Министерство экономического развития Российской Федерации сводную бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы в очередном финансовом году;

представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации Программы в целом;

представляет в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации сведения о заключенных со всеми исполнителями мероприятий Программы государственных контрактах (договорах) на финансирование этих мероприятий за счет средств внебюджетных источников, в том числе на закупку и поставку продукции, выполнение работ и оказание услуг для федеральных государственных нужд;

представляет ежегодно, до 1 февраля, в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации по установленной форме доклад о ходе работ по Программе, достигнутых результатах и об эффективности использования финансовых средств;

утверждает перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации мероприятий Программы;

при необходимости инициирует и организует экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Программы;

вносит в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации предложения о корректировке мероприятий по реализации Программы либо о прекращении ее выполнения;

по завершении Программы представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклад о выполнении Программы и об эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации;

в случае сокращения объема финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета разрабатывает дополнительные меры по привлечению средств внебюджетных источников для достижения результатов, характеризуемых целевыми индикаторами Программы, а также в установленные сроки и при необходимости разрабатывает предложения по их корректировке;

обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;

организует ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы, а также мониторинг программных мероприятий;

осуществляет управление деятельностью исполнителей мероприятий Программы в рамках выполнения программных мероприятий;

осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции по каждому мероприятию Программы, а также заключение государственных контрактов (договоров);

организует применение информационных технологий в целях управления и контроля за ходом реализации Программы, обеспечение размещения в сети Интернет текста Программы, нормативных правовых актов, методических материалов в части управления реализацией Программы и контроля за ходом выполнения программных мероприятий, а также материалов о ходе и результатах реализации Программы.

Абзацы двадцать четвертый - тридцать седьмой утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 06.04.2011 N 253.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова в ходе выполнения Программы в части мероприятий, выполняемых за счет государственных капитальных вложений:

вносят предложения и участвуют в уточнении целевых индикаторов и расходов на реализацию программных мероприятий, а также в совершенствовании механизма реализации Программы;

обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;

участвуют в ведении ежеквартальной отчетности о ходе реализации Программы;

участвуют в организации экспертных проверок хода реализации отдельных мероприятий Программы;

осуществляют управление деятельностью исполнителей Программы в рамках выполнения программных мероприятий;

участвуют в осуществлении отбора на конкурсной основе исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции по соответствующим мероприятиям Программы, а также заключают государственные контракты (договоры);

представляют государственному заказчику-координатору статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы;

участвуют в подготовке доклада о ходе работ по реализации Программы, достигнутых результатах и эффективности использования финансовых средств.

Руководителем Программы является Министр образования и науки Российской Федерации, который несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, а также определяет формы и методы управления реализацией Программы.

С целью обеспечения эффективной координации действий всех сторон, участвующих в реализации Программы, формируется научно-координационный совет Программы, в состав которого входят видные ученые и специалисты в соответствующих областях, представители предпринимательского сообщества и федеральных органов исполнительной власти. Организационное и аналитическое обеспечение работы совета осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации. Состав совета утверждает Министр образования и науки Российской Федерации.

Научно-координационный совет Программы осуществляет следующие функции:

вырабатывает предложения по тематике и объемам финансирования заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках мероприятий Программы;

рассматривает материалы о ходе реализации мероприятий Программы;

организует проверки выполнения мероприятий Программы, целевого и эффективного использования средств, выделяемых на реализацию Программы;

подготавливает рекомендации по эффективному выполнению мероприятий Программы с учетом хода реализации Программы и тенденций социально-экономического развития Российской Федерации;

выявляет научные, технические и организационные проблемы в ходе реализации Программы;

рассматривает результаты экспертизы проектов и мероприятий, предлагаемых для реализации в очередном финансовом году, в части их содержания и стоимости.

Функции текущего управления реализацией Программы осуществляет дирекция Программы - федеральное государственное учреждение, подведомственное Министерству образования и науки Российской Федерации, финансируемое в установленном порядке в пределах средств, выделяемых на реализацию Программы. Дирекция Программы осуществляет следующие основные функции:

собирает и систематизирует статистическую и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы;

организует по поручению государственных заказчиков экспертизу проектов на всех этапах реализации Программы;

организует независимую оценку показателей результативности и эффективности мероприятий Программы, их соответствия целевым индикаторам и показателям;

внедряет и обеспечивает применение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом мероприятий Программы, информационное обеспечение специализированного сайта в сети Интернет.

До начала реализации Программы Министерство образования и науки Российской Федерации утверждает положение об управлении реализацией Программы, которое определяет:

порядок взаимодействия государственных заказчиков Программы;

порядок выработки предложений и принятия решений по тематике проектов и объемам финансирования заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках мероприятий Программы;

порядок разработки и утверждения конкурсной документации;

порядок формирования, функции и полномочия органов, создаваемых в системе управления Программой, а также порядок принятия решений;

порядок проведения независимой экспертизы и мониторинга реализации мероприятий Программы;

порядок формирования организационно-финансового плана мероприятий по реализации Программы;

механизмы корректировки мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения;

процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга хода реализации Программы, программных мероприятиях и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.

Заявки на формирование тематики и объемов финансирования проектов подаются в Федеральное агентство по науке и инновациям для предварительной экспертизы, после чего заявки вместе с результатами предварительной экспертизы передаются для рассмотрения научно-координационному совету Программы. В случае положительного решения совета объявление об отборе на конкурсной основе исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции публикуется в установленном порядке в печати, а также помещается на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации в сети Интернет. Отбор на конкурсной основе исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции осуществляется конкурсными комиссиями, формируемыми государственными заказчиками Программы из числа видных ученых и специалистов в соответствующих областях, представителей предпринимательского сообщества и федеральных органов исполнительной власти.

VI. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

По прогнозным оценкам, к 2013 году реализация предусмотренных Программой мероприятий обеспечит достижение ряда положительных эффектов.

На макроуровне важнейшим эффектом реализации Программы станет вклад в прирост валового внутреннего продукта вследствие повышения уровня коммерциализации технологий и увеличения выпуска высокотехнологичной продукции. Ежегодный вклад Программы в прирост валового внутреннего продукта составит 0,018 - 0,023 процентного пункта, что является значимым с точки зрения повышения диверсификации структуры экономики в сторону высокотехнологичной продукции и позволяет заложить основу для дальнейшего роста экономики, основанной на инновациях.

Важным макроэкономическим эффектом реализации Программы станет также увеличение доли внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте до 1,77 процента. Ожидаемый эффект является достаточно значимым по сравнению с пассивным сценарием развития, при котором доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте к 2013 году составит лишь 1,7 процента. Таким образом, по сравнению с пассивным сценарием в 2013 году Программа обеспечит увеличение внутренних затрат на исследования и разработки в объеме 47,8 млрд. рублей (в текущих ценах), что позволит создавать и поддерживать условия для устойчивого развития сферы исследований и разработок.

Одним из существенных показателей реализации Программы станет рост средств внебюджетных источников, направляемых на исследования и разработки. Привлечение частных источников финансирования позволит сориентировать выполняемые научные исследования и разработки на потребности рынка, а также обеспечит повышение уровня коммерциализации результатов научно-технической деятельности и рост капитализации высокотехнологичных компаний. Эффективность мероприятий Программы по данному направлению проявится в увеличении к 2013 году доли средств внебюджетных источников во внутренних затратах на исследования и разработки до 47,3 процента. Предполагается, что распределение прав на результаты научно-технической деятельности между субъектами финансирования будет происходить пропорционально затраченным средствам. Права Российской Федерации на такие результаты могут быть закреплены за хозяйствующими субъектами в установленном порядке.

Реализация Программы будет способствовать снижению доли сырьевого сектора в экономике страны, улучшению структуры экспорта продукции за счет повышения к 2013 году до 10,18 процента доли высокотехнологичной продукции и увеличению доли такой продукции российского производства на мировом рынке. Таким образом, реализация Программы будет способствовать сохранению присутствия Российской Федерации на мировом рынке высокотехнологичной продукции, а по направлениям, касающимся критических технологий, - его расширению. Более подробно макроэкономические показатели экономической эффективности реализации Программы приведены в приложении N 7.

На микроуровне важными эффектами реализации Программы станут увеличение числа и удельного веса в экономике инновационно-активных предприятий, опережающий рост производства и продаж инновационной продукции, улучшение финансового состояния и повышение эффективности деятельности организаций научно-технической сферы, сохранение и поступательное развитие их инновационного потенциала.

По прогнозным оценкам, доля инновационно-активных компаний в промышленности возрастет к 2013 году до 18 процентов. Рост инновационной активности будет сопровождаться повышением доли инновационной и высокотехнологичной продукции в общем объеме произведенной промышленной продукции. Полученный прирост на внутреннем рынке в дальнейшем может использоваться для экспансии на международные рынки высокотехнологичной продукции.

Одним из значимых результатов реализации Программы должно стать развитие объектов инновационной инфраструктуры, призванной обеспечить развитие и укрепление связей и взаимовыгодного сотрудничества науки, образования и производства. Также немаловажным эффектом реализации Программы станет обновление материально-технической базы науки. По оценкам специалистов, к 2013 году средний возраст машин и оборудования в научной сфере снизится до 19 лет. Ввод нового оборудования в 2013 году составит около 5 процентов. Более подробно микроэкономические показатели экономической эффективности реализации Программы приведены в приложении N 8.

В социальной сфере и образовании основными результатами реализации Программы станут повышение спроса на квалифицированные научно-технические кадры, улучшение их возрастного состава, повышение уровня доходов работников научно-технической сферы, предотвращение оттока талантливой части научно-технических кадров в другие страны и сферы деятельности, сохранение и развитие системы подготовки квалифицированных научно-технических кадров, расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи. За период реализации Программы будет создано 37 - 40 тыс. новых рабочих мест для высококвалифицированных работников.

В бюджетной сфере реализация Программы обеспечит создание предпосылок к расширению налоговой базы и ее диверсификации. Общая сумма налоговых поступлений от реализации мероприятий Программы в бюджеты всех уровней составит около 40 млрд. рублей (в ценах 2009 года с учетом дисконтирования). Таким образом, коэффициент бюджетной эффективности Программы (отношение бюджетных доходов от реализации Программы к расходам на ее реализацию), рассчитанный на основе только прямых налоговых поступлений, составит 45 - 50 процентов.

Основные показатели социально-экономической эффективности реализации Программы приведены в приложении N 9.

Данные показатели рассчитаны на основании методики оценки социально-экономической эффективности Программы, текст которой размещен на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации в сети Интернет.

Основными результатами реализации Программы станут:

создание основы для качественного изменения структуры российской экономики и перехода к устойчивому инновационному росту;

обеспечение ускоренного формирования научно-технологического потенциала по критическим технологиям Российской Федерации в качестве основы технологического перевооружения отраслей российской экономики и обеспечения национальной безопасности;

реализация отдельных проектов с целью обеспечения концентрации ресурсов государства и частных компаний на приоритетных направлениях технологического развития;

существенное расширение круга инновационно-активных компаний за счет демонстрационного эффекта реализации Программы как необходимого условия роста конкурентоспособности российской экономики;

реализация потенциала российской науки, укрепление статуса Российской Федерации как мировой научной державы;

обеспечение значимого вклада в создание эффективной национальной инновационной системы;

содействие формированию конкурентоспособного сектора исследований и разработок, обладающего технологической базой мирового уровня;

развитие эффективных научных коллективов;

повышение привлекательности профессиональной деятельности в сфере исследований и разработок.

Приложение N 1

к федеральной целевой программе

"Исследования и разработки

по приоритетным направлениям

развития научно-технологического

комплекса России на 2007 - 2013 годы"

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ

РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

"ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ

РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

НА 2007 - 2013 ГОДЫ"

Приложение N 2

к федеральной целевой программе

"Исследования и разработки

по приоритетным направлениям

развития научно-технологического

комплекса России на 2007 - 2013 годы"

ПЕРЕЧЕНЬ

МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

"ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ

РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

НА 2007 - 2013 ГОДЫ"

(млн. рублей. в ценах соответствующих лет)

--------------------------------

<*> В 2010 году на реализацию мероприятия было выделено 40 млн. рублей бюджетных ассигнований, из них 5 млн. рублей - на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, 35 млн. рублей - на прочие нужды.

Приложение N 3

к федеральной целевой программе

"Исследования и разработки

по приоритетным направлениям

развития научно-технологического

комплекса России на 2007 - 2013 годы"

ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ

ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РЕАЛИЗАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ИССЛЕДОВАНИЯ

И РАЗРАБОТКИ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ

НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ НА 2007 - 2013

ГОДЫ" В 2007 ГОДУ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

(млн. рублей, в ценах 2007 года)

Приложение N 4

к федеральной целевой программе

"Исследования и разработки

по приоритетным направлениям

развития научно-технологического

комплекса России на 2007 - 2013 годы"

ПЕРЕЧЕНЬ

ИНВЕСТИЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ "ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ

ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ

НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

РОССИИ НА 2007 - 2013 ГОДЫ"

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

Приложение N 5

к федеральной целевой программе

"Исследования и разработки

по приоритетным направлениям

развития научно-технологического

комплекса России на 2007 - 2013 годы"

ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ИССЛЕДОВАНИЯ

И РАЗРАБОТКИ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ

НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ НА 2007 - 2013

ГОДЫ" ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

Приложение N 6

к федеральной целевой программе

"Исследования и разработки

по приоритетным направлениям

развития научно-технологического

комплекса России на 2007 - 2013 годы"

ОБЪЕМ РАСХОДОВ

НА РЕАЛИЗАЦИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ПО БЛОКАМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ

ПРОГРАММЫ "ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ

НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО

КОМПЛЕКСА РОССИИ НА 2007 - 2013 ГОДЫ"

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

Всего

Средства федерального бюджета

Средства внебюджетных источников

всего

НИОКР

прочие нужды

капитальные вложения

всего

НИОКР

прочие нужды

капитальные вложения

I этап (2007 - 2009 годы)

1. Генерация знаний

10144,7

9159,7

9159,7

-

-

985

985

-

-

2. Разработка технологий

27342,4

18390,9

18390,9

-

-

8951,5

8951,5

-

-

3. Коммерциализация технологий

11793,5

4133,5

4133,5

-

-

7660

1599,5

6060,5

-

4. Институциональная база

2023,1

1976,8

-

-

1976,8

46,3

-

-

46,3

5. Инфраструктура инновационной системы

4758,3

4428,3

4428,3

-

-

330

-

330

-

6. Управление Программой

480

480

480

-

-

-

-

-

-

Итого

56542

38569,2

36592,4

-

1976,8

17972,8

11536

6390,5

46,3

II этап (2010 - 2013 годы)

1. Генерация знаний

22260,8

15730,1

15730,1

-

-

6530,7

6530,7

-

-

2. Разработка технологий

68528,9

35838,1

35838,1

-

-

32690,8

32690,8

-

-

3. Коммерциализация технологий

3060,4

1135,4

1135,4

-

-

1925

385

1540

-

4. Институциональная база

9693,5

9527,6

-

-

9527,6

165,9

-

-

165,9

5. Инфраструктура инновационной системы

9553,5

8241,6

7619,1

622,5

-

1311,9

-

1311,9

-

6. Управление Программой

772,8

772,8

616

156,8

-

-

-

-

-

Итого

113869,9

71245,6

60938,7

779,3

9527,6

42624,3

39606,5

2851,9

165,9

По Программе

1. Генерация знаний

32405,5

24889,8

24889,8

-

-

7515,7

7515,7

-

-

2. Разработка технологий

95871,3

54229

54229

-

-

41642,3

41642,3

-

-

3. Коммерциализация технологий

14853,9

5268,9

5268,9

-

-

9585

1984,5

7600,5

-

4. Институциональная база

11716,6

11504,4

-

-

11504,4

212,2

-

-

212,2

5. Инфраструктура инновационной системы

14311,8

12669,9

12047,4

622,5

-

1641,9

-

1641,9

-

6. Управление Программой

1252,8

1252,8

1096

156,8

-

-

-

-

-

Итого

170411,9

109814,8

97531,1

779,3

11504,4

60597,1

51142,5

9242,4

212,2

Приложение N 7

к федеральной целевой программе

"Исследования и разработки

по приоритетным направлениям

развития научно-технологического

комплекса России на 2007 - 2013 годы"

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ

ПРОГРАММЫ "ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ

НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО

КОМПЛЕКСА РОССИИ НА 2007 - 2013 ГОДЫ"

Приложение N 8

к федеральной целевой программе

"Исследования и разработки

по приоритетным направлениям

развития научно-технологического

комплекса России на 2007 - 2013 годы"

МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ

ПРОГРАММЫ "ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ

НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО

КОМПЛЕКСА РОССИИ НА 2007 - 2013 ГОДЫ"

Приложение N 9

к федеральной целевой программе

"Исследования и разработки

по приоритетным направлениям

развития научно-технологического

комплекса России на 2007 - 2013 годы"

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ

ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ

НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

РОССИИ НА 2007 - 2013 ГОДЫ"

Другие документы по теме
"О внесении изменения в пункт 5 Положения о ведомственной охране Министерства обороны Российской Федерации"
"Об утверждении Правил предоставления в 2008 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на развитие социальной и инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"
"О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 396"
"Об утверждении результатов учета объема эфирного времени, затраченного на освещение деятельности парламентских партий в общероссийских телепрограммах (телепередачах), радиопрограммах (радиопередачах) и региональных телепрограммах (телепередачах), радиопрограммах (радиопередачах) в апреле 2015 года"
Ошибка на сайте