Рейтинг@Mail.ru

Постановление Правительства РФ от 12.08.2008 N 606

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 августа 2008 г. N 606

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ

"ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ

РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

В 2009 - 2012 ГОДАХ"

В целях создания условий для устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2012 годах" (далее - Программа).

2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.

3. Федеральному агентству по рыболовству заключить до 1 марта 2009 г. в установленном порядке с органами, уполномоченными высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на участие в реализации Программы, соглашения о реализации Программы, предусмотрев в них оценку вклада Программы в региональные показатели социально-экономического развития.

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ПУТИН

Утверждена

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 12 августа 2008 г. N 606

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ

РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

В 2009 - 2012 ГОДАХ"

ПАСПОРТ

федеральной целевой программы "Повышение эффективности

использования и развитие ресурсного потенциала

рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2012 годах"

I. Характеристика проблемы, на решение которой

направлена Программа

Состояние и потенциал развития рыбохозяйственного комплекса

Рыбное хозяйство Российской Федерации является комплексным сектором экономики, включающим в себя широкий спектр видов деятельности - от прогнозирования сырьевой базы до организации торговли рыбной продукцией в стране и за рубежом.

Рыбохозяйственный комплекс является не только поставщиком продукции для сельского хозяйства, медицинской, космической, химической, кожевенной промышленности, торговли и других секторов экономики, но и потребителем продукции судостроения и машиностроения, услуг радиосвязи, космической, электронной, химической промышленности и транспорта, обеспечивая занятость около 3 млн. человек в смежных отраслях экономики.

До 80-х годов прошлого века рыболовство было одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики страны. С начала 90-х годов в результате воздействия целого ряда политических, общеэкономических и внутриотраслевых причин в рыбохозяйственном комплексе сложилась кризисная ситуация.

Объем добычи водных биологических ресурсов с 1991 по 2008 год сократился более чем в 2 раза (с 6,93 до 3,3 млн. тонн). Сокращение уловов обусловило уменьшение производства товарной пищевой рыбной продукции до 6 млн. тонн. Выпуск непищевой продукции сократился более чем в 15 раз.

В последние годы основой производства являются рыба и морепродукты живые, охлажденные и мороженые, составляя более двух третьих всего производства товарной пищевой рыбной продукции.

В увеличении валового регионального продукта отдельных субъектов Российской Федерации рыбохозяйственная деятельность является определяющей. Так, вклад рыбохозяйственного комплекса (без рыбопереработки) в увеличение валового регионального продукта Камчатского края составил 20 процентов, Приморского края, Мурманской и Сахалинской областей - по 7 - 8 процентов, Чукотского автономного округа - более 4 процентов и Калининградской области - более 2 процентов.

С 1990 по 2008 год в результате перехода к рыночным условиям общая численность работников в рыбном хозяйстве уменьшилась почти на 40 процентов, в том числе численность плавсостава - более чем на половину.

Производительность труда одного работника, занятого в рыбном хозяйстве, в стоимостном выражении за последние 15 лет сократилась более чем в 3 раза, при этом по уловам - в 1,6 раза.

Поставки рыбной продукции за пределы Российской Федерации в последние годы стабилизировались на уровне 1,4 млн. тонн. Более 90 процентов экспорта составляет рыбная продукция низкой степени переработки (рыба свежая, охлажденная, мороженая), что уменьшает эффективность внешнеэкономической деятельности отрасли.

Одновременно с этим резко увеличился импорт рыбной продукции (пищевой и непищевой), составив в 2008 году 1112,5 тыс. тонн, что в 2 раза выше уровня 1990 года (552,2 тыс. тонн). Это привело к тому, что доля импортируемой пищевой рыбной продукции на внутреннем рынке России составила в 2008 году 38,3 процента (в 2000 году - 24,4 процента).

Рост импортозамещения привел к резкому росту цен на импортируемую рыбную продукцию - с 480 долларов США за 1 тонну продукции в 2000 году до 2096 долларов США за 1 тонну продукции в 2008 году, или в 4,4 раза.

Потребление рыбной продукции в год на душу населения в регионах Российской Федерации различное и составляет от 7,5 килограмма в Чеченской Республике до 31,4 килограмма в Приморском крае (в Центральном федеральном округе - 21 килограмм, Северо-Западном федеральном округе - 20,5 килограмма, Южном федеральном округе - 18 килограммов, Приволжском федеральном округе - 18,1 килограмма, Уральском федеральном округе - 20 килограмм, Сибирском федеральном округе - 18,6 килограмма, Дальневосточном федеральном округе - 25,9 килограмма).

С 1990 по 2008 год резко снизилась активность воспроизводственного процесса основных фондов рыбного хозяйства. Инвестиции в основной капитал в последние годы не превышают 18 процентов уровня 1990 года. В результате физический и моральный износ основных фондов отрасли достигает критического уровня.

Высокий уровень физического и морального износа основных фондов привел к снижению уровня конкурентоспособности вырабатываемой продукции и услуг, что не позволяет улучшить финансовые показатели работы рыбохозяйственных организаций.

Российский рыбопромысловый флот составляет основу материально-технической базы отрасли. Использование морально устаревших судов в рыночных условиях ограничивает возможности их эффективной промысловой работы, особенно за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации. В результате основная часть флота сосредоточена в исключительной экономической зоне Российской Федерации и близлежащих районах на добыче наиболее рентабельных объектов промысла водных биологических ресурсов.

Низкая экономическая эффективность работы флота не позволяет изъять более 1 млн. тонн нерентабельных объектов промысла водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

С 1990 по 2008 год изменилась структура сырьевой базы отрасли. В 2008 году вылов водных биологических ресурсов составил 66,4 процента общих допустимых уловов, при этом в исключительной экономической зоне Российской Федерации - 61,7 процента, в исключительных экономических зонах иностранных государств - 84,6 процента, во внутренних водоемах - 58,8 процента.

Основу сырьевой базы составляет океаническое рыболовство, доля которого в общих уловах водных биологических ресурсов в среднем составляла около 95 процентов, на долю внутренних водоемов приходилось не многим более 5 процентов.

Уменьшение объемов добычи водных биологических ресурсов с 2000 по 2008 год произошло во всех зонах океанического рыболовства.

Передислокация основной части флота в исключительную экономическую зону Российской Федерации привела к значительному снижению запасов основных популяций традиционных объектов лова.

Государственная политика в области рационального использования водных биологических ресурсов заключается в сохранении и пополнении сырьевой базы естественных и искусственных водоемов видами ценных промысловых рыб. Выращивание молоди и личинок ценных видов водных биологических ресурсов в заводских условиях является наиболее эффективным методом воспроизводства рыбных запасов. Проводимые работы по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов позволяют удерживать выпуск молоди и личинок ценных видов водных биологических ресурсов на уровне 9 млрд. штук в год.

В системе Федерального агентства по рыболовству 85 рыбоводных заводов занимаются получением молоди осетровых, лососевых, сиговых, частиковых и других видов рыб. Большинство рыбоводных заводов требуют реконструкции. Необходимо строительство новых объектов по воспроизводству водных биологических ресурсов, особенно в бассейне р. Амур.

Производственные мощности по выпуску пищевой рыбной продукции (включая консервы) в 2008 году составили 4,6 млн. тонн, из которых 3,5 млн. тонн (77 процентов) находятся на рыбопромысловых судах и 1,1 млн. тонн (23 процента) - на береговых предприятиях. Наиболее значительной рыбообрабатывающей базой располагают Дальневосточный, Северный и Западный рыбохозяйственные бассейны.

Основные проблемы развития рыбохозяйственного комплекса

Несмотря на сохранение высокой общей обеспеченности водными биологическими ресурсами, наблюдается обострение проблем воспроизводства тех объектов, промысел которых характеризуется наиболее высокой рентабельностью.

В числе общих проблем, которые присущи рыбохозяйственному комплексу, достаточно остро обозначилась проблема незаконного промысла водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации с поставкой их в Японию, Китай, Корею, Норвегию и другие страны. Наблюдается хищнический промысел высокорентабельных объектов промысла - крабов, морских ежей, трески и других видов водных биологических ресурсов. Сложная ситуация сложилась с охраной осетровых видов рыб в бассейне Каспийского и Азовского морей, а также с сохранением осетровых видов рыб в бассейне р. Амур, находящихся под угрозой исчезновения.

Материально-техническая база береговых рыбоперерабатывающих организаций остается на низком уровне. В эксплуатации находятся преимущественно малоэффективные и морально устаревшие основные производственные фонды со средним уровнем физического износа около 60 процентов, что в значительной степени сказывается на конкурентоспособности российской товарной рыбной продукции.

Сложившийся к настоящему времени типовой состав и эксплуатационно-экономические параметры рыбопромысловых судов не обеспечивают должным образом их эффективную работу, особенно за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Резкий спад производства также обусловлен недостаточной степенью загрузки рыбоперерабатывающих организаций, отсутствием доступных кредитов на пополнение оборотных средств, инвестиций на реконструкцию и техническое перевооружение материально-технической базы таких организаций.

Требуют реконструкции российские рыбные терминалы морских портов, включая усиление причалов, проведение дноуглубительных работ, строительство защитных гидротехнических и подсобно-вспомогательных сооружений, замену отбойных устройств, оснащение современным подъемно-транспортным и холодильным оборудованием, строительство подъездных путей и модернизацию производственной инфраструктуры портов.

Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей

Программы приоритетным задачам социально-экономического

развития Российской Федерации

Необходимость преодоления сложившихся проблем развития отечественного рыбохозяйственного комплекса отражена в Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года, в поручениях и указаниях Президента Российской Федерации и поручениях Правительства Российской Федерации, а также в решениях Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации.

Принципиальные положения стратегического развития отрасли сформулированы в Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2003 г. N 1265-р.

Необходимость принятия федеральной целевой программы "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2012 годах" (далее - Программа) обусловлена объективной потребностью в актуализации и конкретизации основных положений указанной концепции применительно к среднесрочной перспективе, а также в реализации комплексного и системного подхода к решению накопившихся проблем.

Обоснование целесообразности преодоления проблем

программно-целевым методом

В ретроспективе развитие рыбохозяйственного комплекса осуществлялось в рамках подпрограммы "Водные биологические ресурсы и аквакультура" федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)", которая в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. N 1952-р была завершена.

В ходе реализации указанной подпрограммы часть мероприятий осталась нереализованной.

Целесообразность решения проблемы развития рыбохозяйственного комплекса программно-целевым методом определяется следующими факторами:

масштабность и государственная значимость проблемы;

ресурсоемкость отрасли;

наличие актуальных социально-экономических задач, которые относятся к компетенции органов государственной власти федерального уровня и решение которых прямо или косвенно связано с эффективным развитием рыбохозяйственного комплекса (обеспечение продовольственной безопасности страны, рост благосостояния и снижение дифференциации населения по уровню жизни, выравнивание уровней экономического развития субъектов Российской Федерации, подъем экономики стратегически значимых приграничных регионов и участие Российской Федерации в мировой торговле);

нахождение основной части водных биологических ресурсов в федеральной собственности;

необходимость системного подхода к решению проблемы и согласования отдельных направлений политики в сфере рыболовства;

потребность в комплексной координации мероприятий по развитию рыбохозяйственного комплекса;

определенные федеральными органами государственной власти условия функционирования рыбохозяйственного комплекса, в том числе:

режим доступа к водным биологическим ресурсам (режим квотирования и режим контроля за рыбопромысловой деятельностью);

режим обслуживания судов рыбопромыслового флота в морских портах Российской Федерации;

режим налогообложения и налогового администрирования;

режим регулирования внешнеторговой деятельности;

режим экономической и политической поддержки российских производителей рыбной продукции на внутреннем и внешнем рынках;

тарифы на услуги инфраструктурных отраслей, включая портовое хозяйство и железнодорожный транспорт.

Реализация мероприятий по развитию рыбохозяйственного комплекса с применением программно-целевого метода предусматривает создание механизма их координации, а также формирование системы индикаторов и показателей, позволяющих оценивать эффективность реализации этих мероприятий.

Отказ от решения проблем рыбохозяйственного комплекса программно-целевым методом приведет к инерционному сценарию развития отрасли.

Характеристика и прогноз развития проблемной ситуации

без использования программно-целевого метода

В 90-х годах прошлого столетия имело место негативное для организаций рыбохозяйственного комплекса изменение экономических условий его функционирования.

В ходе приватизации организаций рыбохозяйственного комплекса превалировали конъюнктурные мотивы, что привело к деконцентрации производства и формированию множества мелких хозяйствующих субъектов. Это негативно сказалось на эффективности управления производственными ресурсами, конкурентоспособности и финансовом положении рыбохозяйственных организаций.

Определяющими факторами стали сокращение государственной бюджетной поддержки и низкие темпы совершенствования нормативной правовой базы.

Значительный урон развитию отрасли нанесло сокращение научно-исследовательского флота, обеспечивающего поиск и прогнозирование промысловых скоплений водных биологических ресурсов.

Не претерпела существенных изменений система обслуживания судов в портах Российской Федерации, которая предопределяет значительный рост издержек рыбопромысловых организаций. Сокращение внутреннего спроса и формирование дополнительных барьеров доступа на внутренний рынок обусловили вынужденный экспорт рыбных товаров. В то же время конкурентные позиции российских экспортеров на внешних рынках оказались слабыми, что значительно снизило эффективность внешнеторговых операций.

Опережающий рост цен на горючее и другие ресурсы в рамках текущего производственного потребления обусловил рост издержек организаций, занятых промыслом и переработкой водных биологических ресурсов. Монопольное положение торговых посредников привело к снижению доли доходов производителей в цене конечной продукции.

Вследствие этого средний по отрасли показатель рентабельности упал до критического минимума (в последние годы средний уровень рентабельности товарной рыбной продукции составил не более 4 процентов).

Острый дефицит внутренних финансовых ресурсов ставит организации рыбохозяйственного комплекса в неблагоприятные условия на рынке кредитных ресурсов, при которых кредитование, предусматривающее расплату выловленной рыбой, превращается, во-первых, в форму переориентации товарных потоков на внешний рынок, во-вторых, в канал изъятия финансовых ресурсов. Таким образом, по мере углубления финансового кризиса объективно снижается выбор поставок продукции российскими производителями. О значимости возникших барьеров свидетельствует динамичный рост объема импорта, удовлетворяющего растущий внутренний спрос даже на те виды рыбной продукции, которые производит и Российская Федерация.

Одним из элементов адаптации рыбопромыслового флота к изменениям условий его функционирования стала его территориальная передислокация. Промысел в отдаленных районах связан с дополнительными издержками в части материально-технического снабжения и реализации продукции. Стремясь сократить затраты, рыбопромысловые организации сосредоточили свой флот преимущественно в исключительной экономической зоне Российской Федерации, что сопровождается переориентацией на объекты промысла, которые в новых экономических условиях пользуются спросом на внутреннем и внешнем рынках. В связи с этим резко возросла добыча ценных водных биологических ресурсов и образовался значительный объем невостребованных водных биологических ресурсов, промысел которых при сложившихся условиях становится для российских производителей низкорентабельным.

В этих условиях сформировалась диспропорция между расчетной мощностью (производительностью) отдельных судов, участвующих в промысле, и выделенными им квотами на вылов водных биологических ресурсов. Неполная загрузка мощностей рыбопромысловых судов делает неэффективной эксплуатацию даже наиболее современных судов и стимулирует незаконный промысел, что отрицательно сказывается на обновлении флота и береговых производственных мощностей, производительности труда, качестве производимой продукции, уровне издержек производства и, следовательно, конкурентоспособности рыбной продукции.

Рыбохозяйственный комплекс Российской Федерации в своем развитии практически исчерпал внутренние резервы экономического роста и возможности материально-технической базы. Институциональные преобразования последнего времени не привели к формированию эффективного рыночного механизма его функционирования.

Развитие рыбохозяйственного комплекса будет определяться следующими сдерживающими факторами:

слабая инвестиционная привлекательность рыбного хозяйства, низкие темпы обновления основного капитала и, следовательно, незначительные возможности технологической адаптации организаций к росту цен на ресурсы текущего производственного потребления;

низкие темпы внедрения современных технологий реализации рыбной продукции, сохранение многоступенчатой системы торговых посредников и высокой доли предприятий сферы обращения в розничной цене рыбной продукции;

низкие темпы концентрации капитала как в вертикально, так и в горизонтально интегрированных компаниях;

отсутствие системной государственной поддержки научно-исследовательской и рыбопромысловой деятельности, аналогичной той, которая сложилась в иностранных государствах.

Государственная политика в области развития рыбохозяйственного комплекса в рамках инерционного сценария будет сводиться преимущественно к совершенствованию нормативно-правовых основ его функционирования. Так, приведение объемов выделяемых средств в соответствие с производственными характеристиками флота может обеспечить рост рентабельности рыбопромысловой деятельности за счет более полной загрузки наиболее производительных и эффективных судов. Принятие нормативных правовых актов по вопросам прибрежного рыболовства создаст предпосылки для более рационального использования водных биологических ресурсов. Можно также рассчитывать на постепенное совершенствование процедур обслуживания судов в морских портах Российской Федерации. Однако без внедрения новых принципов экономической деятельности и механизмов государственной поддержки российского рыбохозяйственного комплекса, включая государственно-частное партнерство, без государственной поддержки и стимулирования инновационной и инвестиционной активности даже прогрессивные изменения не смогут изменить негативные тенденции.

Ожидаемое увеличение спроса на рыбную продукцию внутри страны столкнется с ограниченным предложением продукции российского производства, что обусловит дальнейший рост зависимости от импорта.

Сырьевой характер экспорта неизбежно сохранится при низких темпах модернизации перерабатывающих мощностей, дефиците внутренних финансовых ресурсов, предопределяющих сохранение сложившейся зависимости российских предприятий от иностранных источников кредитов на пополнение оборотных средств, а также низкой конкурентоспособности морских портов в Российской Федерации в части режима обслуживания судов и условий ремонта.

Тенденция к ужесточению контроля государств с развитым рыбохозяйственным комплексом за водными биологическими ресурсами в своих исключительных экономических зонах, распространение этого контроля на открытую часть Мирового океана и недоосвоение водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации создадут ситуацию, провоцирующую рост внешнеэкономического и внешнеполитического давления на Российскую Федерацию со стороны иностранных государств.

Отсутствие государственных мер в отношении полного освоения допустимых уловов водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации и конвенционных районах Мирового океана российскими рыбохозяйственными организациями создаст приоритетные условия в этой сфере для иностранных государств.

Резкое сокращение количества российских научно-исследовательских и научно-промысловых экспедиций, дефицит современного высокотехнологичного оборудования негативно сказываются на достоверности оценок общих допустимых уловов основных видов водных биологических ресурсов. Всем российским научно-исследовательским судам основного типа в 2012 году исполнится 25 лет. В настоящее время финансируются лишь единичные экспедиции в отдаленные районы промысла. Поэтому снижение ресурсных исследований может стать причиной снижения эффективности промысловой деятельности российских рыбохозяйственных организаций и дальнейшего ослабления позиции Российской Федерации в отношениях с другими мировыми рыболовными державами.

Недоосвоение российским флотом выделенных квот, прекращение научных исследований и сокращение промысла водных биологических ресурсов в ряде районов Мирового океана неминуемо ведут к перераспределению ресурсов в пользу других стран.

Одним из важнейших факторов, влияющих на снижение объемов добычи водных биологических ресурсов, является списание крупнотоннажных рыбопромысловых судов, что невозможно компенсировать за счет приобретения старых судов иностранного производства. К 2018 году из 202 крупнотоннажных добывающих рыбопромысловых судов прогнозируется списание около 81 судна с соответствующим сокращением добычи водных биологических ресурсов как в целом по Российской Федерации, так и в отдаленных районах Мирового океана.

Результаты прогнозно-аналитических исследований свидетельствуют о неприемлемости принятия инерционного сценария развития и необходимости комплексного решения задач Программы в целях обеспечения ускоренного выхода российского рыбохозяйственного комплекса из кризиса и существенного роста объемов и эффективности производства.

Основные риски, связанные с программно-целевым методом

преодоления сложившихся проблем

При использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные:

с недостатками управления Программой;

с неверно выбранными приоритетами развития рыбной отрасли;

с изменениями принципов бюджетного финансирования мероприятий Программы.

Риски, связанные с недостатками управления Программой, в значительной степени определяются координацией действий государственного заказчика - координатора Программы и государственных заказчиков Программы. Недостаточная их координация может привести к недостаточной финансовой поддержке реализации намеченных мероприятий, их неоправданному дублированию и снижению эффективности использования выделяемых средств федерального бюджета.

Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании мероприятий, что приведет к несогласованности действий, связанных с развитием отдельных направлений рыбохозяйственного комплекса.

II. Основная цель и задачи, показатели и целевые индикаторы

Программы, сроки и этапы ее реализации

Целью Программы является обеспечение устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса для удовлетворения растущего спроса населения Российской Федерации на рыбную продукцию в основном российского производства.

Для достижения указанной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:

увеличение ресурсной базы рыболовства путем искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, повышения эффективности проведения комплексных рыбохозяйственных исследований состояния запасов водных биологических ресурсов в районах промысла, включая исключительные экономические зоны иностранных государств и открытые районы Мирового океана;

повышение эффективности добычи водных биологических ресурсов;

повышение эффективности государственного контроля за выполнением пользователями водных биологических ресурсов законодательства Российской Федерации в области рыболовства;

расширение видового состава водных биологических ресурсов и тиражирование технологий культивирования их ценных видов;

увеличение объемов доставки рыбной продукции и сырья на территорию Российской Федерации путем повышения пропускной способности (грузооборота) рыбных терминалов морских портов Российской Федерации;

удовлетворение растущего спроса населения на рыбную продукцию за счет увеличения объема производства товарной пищевой рыбной продукции.

Для оценки эффективности реализации Программы используются следующие показатели:

объем добычи водных биологических ресурсов;

объем производства товарной пищевой рыбной продукции, включая продукцию расширенного ассортимента;

количество внедренных технологий производства товарной пищевой рыбной продукции;

количество новых методов и технологий, повышающих эффективность воспроизводства и акклиматизации ценных видов водных биологических ресурсов.

Целевыми индикаторами Программы являются:

прирост выпуска молоди ценных промысловых видов рыб в естественные водоемы и водохранилища;

прирост объема разведанных запасов и потенциала добычи водных биологических ресурсов;

прирост объема добычи водных биологических ресурсов;

обеспечение контроля за акваторией внутренних вод Российской Федерации в целях пресечения нарушений законодательства Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;

обеспечение контроля береговой линии в целях пресечения нарушений в области добычи водных биологических ресурсов;

доля проконтролированных объемов вылова водных биологических ресурсов;

прирост объема перевалки грузов рыбными терминалами морских портов в Российской Федерации;

прирост объема отгруженной рыбной продукции в стоимостном выражении;

среднедушевое потребление товарной пищевой рыбной продукции;

доля российской товарной пищевой рыбной продукции на внутреннем рынке;

степень освоения водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Основным интегральным индикатором Программы является среднедушевое потребление товарной пищевой рыбной продукции, которое к 2012 году возрастет до 18 килограммов.

Показатели и целевые индикаторы Программы приведены в приложении N 1.

Программу предполагается осуществить в 2009 - 2012 годах.

III. Перечень мероприятий Программы

Мероприятия Программы осуществляются по следующим направлениям, обеспечивающим повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации:

строительство и реконструкция объектов по воспроизводству водных биологических ресурсов;

строительство и реконструкция научно-производственных центров по созданию технологий аква- и марикультуры в части сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;

строительство и реконструкция объектов по реализации технологий выращивания водных биологических ресурсов за счет средств внебюджетных источников;

строительство флота для государственных нужд;

строительство и модернизация объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры, объектов хранения рыбной продукции;

строительство и модернизация рыбопромысловых судов в российских судостроительных организациях;

реконструкция портовых сооружений рыбных терминалов морских портов;

научные исследования и разработки в рыбохозяйственной сфере.

По направлению "Строительство и реконструкция объектов по воспроизводству водных биологических ресурсов" предусматривается обеспечить реализацию первоочередных мер, направленных на восстановление популяций осетровых, лососевых и других видов водных биологических ресурсов (поддержание естественных популяций, реконструкция действующих и строительство новых заводов по воспроизводству водных биологических ресурсов), а также на поддержку развития аква- и марикультуры в части сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов (формирование новых перспективных объектов ихтиофауны для расширения видового состава водных биологических ресурсов и ввод в эксплуатацию новых объектов).

Достижение минимально необходимой мощности водоемов для поддержания запасов водных биологических ресурсов невозможно без дополнительного увеличения мощности рыбоводных заводов, в связи с чем предполагается реализовать 33 мероприятия по строительству и реконструкции рыбоводных объектов по воспроизводству водных биологических ресурсов в 22 субъектах Российской Федерации.

Объемы и источники финансирования мероприятий Программы по направлению "Строительство и реконструкция объектов по воспроизводству водных биологических ресурсов" приведены в приложении N 2.

Реализация мероприятий по направлению "Строительство и реконструкция научно-производственных центров по созданию технологий аква- и марикультуры в части сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов" предполагает осуществление разработки проектной документации на строительство, реконструкцию 6 научно-производственных инновационных центров при ведущих научно-исследовательских институтах рыбохозяйственного комплекса, в частности при федеральных государственных унитарных предприятиях "Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии имени Н.М. Книповича", "Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр", "Сахалинский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии", "Всероссийский научно-исследовательский институт пресноводного рыбного хозяйства" и "Каспийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства". Создание центров позволит активизировать разработку и апробацию инновационных технологических схем реализации мероприятий по повышению биологической продуктивности популяций гидробионтов, нарушенных в том числе в результате промысла, а также сформулировать исходные требования к выращиванию посадочного материала морских беспозвоночных и водорослей.

Объемы финансирования за счет средств федерального бюджета мероприятий Программы по направлению "Строительство и реконструкция научно-производственных центров по созданию технологий аква- и марикультуры в части сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов" приведены в приложении N 3.

По направлению "Строительство и реконструкция объектов по реализации технологий выращивания водных биологических ресурсов за счет средств внебюджетных источников" планируется реализовать 10 коммерческих проектов, финансируемых за счет средств внебюджетных источников. Кроме того, предусматривается начать производство востребованных как у нас в стране, так и за рубежом морских водорослей, моллюсков, гребешка и иглокожих.

Объемы финансирования за счет средств внебюджетных источников мероприятий Программы по указанному направлению приведены в приложении N 4.

По направлению "Строительство флота для государственных нужд" предполагается строительство 2 научно-исследовательских судов, 4 судов для воспроизводства рыбы, 49 судов для рыбоохраны, 1 патрульного судна типа "Спрут" (проект 22120), 47 катеров и 99 моторных лодок для обеспечения государственного контроля в области охраны морских водных биологических ресурсов.

Строительство научно-исследовательских судов позволит выполнить научные исследования, включая экспедиции в удаленные районы Мирового океана, для обеспечения рыбопромыслового флота данными в отношении сырьевой базы для успешного ведения промысла. Из более чем 2,5 тыс. судов рыбопромыслового флота, ведущих промысел в российских водах, более 15 процентов осуществляют промысел с различными нарушениями.

Для обеспечения выполнения мероприятий по контролю промысла и объемов ввозимых на территорию Российской Федерации морских биологических ресурсов с показателем эффективности не ниже 0,85 необходима дополнительная поставка в пограничные органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации 1 патрульного судна типа "Спрут" (проект 22120), 47 катеров и 99 моторных лодок для обеспечения государственного контроля в области охраны морских водных биологических ресурсов.

Объемы финансирования за счет средств федерального бюджета мероприятий Программы по направлению "Строительство флота для государственных нужд" приведены в приложении N 5.

По направлению "Строительство и модернизация объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры и объектов хранения рыбной продукции" планируется реализовать 20 инвестиционных проектов.

Действующие мощности по рыбоперерабатывающим предприятиям и хранению рыбной продукции требуют существенной модернизации производства и остро нуждаются в современном оборудовании - филетировочном оборудовании, оборудовании для производства консервов, вакуумно-упаковочном, погрузо-разгрузочном, транспортировочном и других видах оборудования. Основная часть техники производится на российских предприятиях.

Обновление рыбообрабатывающего оборудования рыбоперерабатывающих организаций, создание и модернизация морозильных мощностей объектов хранения рыбной продукции позволят обеспечить более глубокую переработку водных биологических ресурсов, внедрение безотходных технологий обработки сырья, повышение качества и расширение номенклатуры выпускаемой продукции.

Строительство новых, а также восстановление имеющихся рыбоперерабатывающих организаций уменьшит конкурентный разрыв между российскими и иностранными товаропроизводителями, сократит рост доли импортных рыбных товаров (в первую очередь с высокой добавленной стоимостью) на внутреннем рынке, а также обеспечит российским товаропроизводителям выход на международный рынок за счет обеспечения качества и безопасности рыбопродукции.

Объемы финансирования за счет средств внебюджетных источников мероприятий Программы по направлению "Строительство и модернизация объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры, объектов хранения рыбной продукции" приведены в приложении N 6.

В целях стимулирования реализации инвестиционных проектов по указанному направлению планируется в качестве мер государственной поддержки предоставление субсидий из федерального бюджета рыбохозяйственным организациям для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на строительство и модернизацию объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры и объектов хранения рыбной продукции.

По направлению "Строительство и модернизация рыбопромысловых судов в российских судостроительных организациях" планируется реализовать 7 коммерческих проектов, финансируемых за счет средств внебюджетных источников, в том числе предполагается построить и модернизировать суда различного класса предприятиями Архангельской, Мурманской и Калининградской областей.

Строительство судов необходимо не только для замещения выбывающего флота, используемого сегодня в исключительной экономической зоне Российской Федерации, но и для возобновления экспедиционного лова в Мировом океане.

Объемы финансирования за счет средств внебюджетных источников мероприятий Программы по направлению "Строительство и модернизация рыбопромысловых судов в российских судостроительных организациях" приведены в приложении N 7.

В целях стимулирования реализации инвестиционных проектов по указанному направлению планируется в качестве мер государственной поддержки предоставление субсидий из федерального бюджета рыбохозяйственным организациям для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на строительство и модернизацию рыбопромысловых судов и на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга.

По направлению "Реконструкция портовых сооружений рыбных терминалов морских портов" предполагается проведение работ, связанных с реконструкцией терминалов, причалов, осуществлением дноуглубительных работ, строительством защитных гидротехнических сооружений, оснащением современным подъемно-транспортным оборудованием, а также со строительством подъездных путей и модернизацией производственной инфраструктуры рыбных терминалов морских портов.

Морские терминалы предназначены для базирования судов рыбопромыслового флота, межпутинного отстоя и ремонта судов, их комплексного обслуживания, в том числе для выгрузки-погрузки рыбной продукции, а также для обеспечения промысловым снаряжением, продуктами, топливом, водой и подготовки судов к промыслу на длительный период.

Планируется осуществить разработку проектной документации на реконструкцию российских рыбных терминалов Владивостокского, Петропавловск-Камчатского, Невельского и Калининградского морских портов, а также морских портов Корсаков и Зарубино. Кроме того, по реконструкции рыбного терминала Владивостокского морского порта (1-я очередь) предусматривается выполнить строительно-монтажные работы в объеме 25 процентов сметной стоимости объекта. Реконструкция причальной линии, а также проведение дноуглубительных работ позволят обеспечить перевалку прогнозного объема рыбной продукции (при условии оснащения их высокопроизводительным оборудованием, поставляемым частными компаниями).

Объемы и источники финансирования мероприятий Программы по направлению "Реконструкция портовых сооружений рыбных терминалов морских портов" приведены в приложении N 8.

По направлению "Научные исследования и разработки в рыбохозяйственной сфере" предполагается проведение следующих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ:

научное обеспечение развития экспедиционного промысла водных биологических ресурсов за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации;

научное обеспечение мероприятий по увеличению объема искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов;

научное обеспечение разработки новых технологий глубокой переработки водных биологических ресурсов;

исследование возможностей и подготовка технологий вылова водных биологических ресурсов с больших глубин Мирового океана.

Использование средств федерального бюджета по указанным направлениям будет осуществляться на конкурсной основе с последующим заключением государственных контрактов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Научные исследования и разработки предусматривается осуществлять в целях увеличения вылова водных биологических ресурсов российскими судами в отдаленных районах Мирового океана и во внутренних водоемах, создания эффективных биотехнологий для получения ценных биологически активных веществ и добавок, научного обоснования управления промыслом с оценкой запасов водных биологических ресурсов и прогнозированием их динамики, а также выявления новых видов промысловых водных биологических ресурсов.

Объемы и источники финансирования мероприятий Программы по направлению "Научные исследования и разработки в рыбохозяйственной сфере" приведены в приложении N 9.

IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы, объемы

и источники ее финансирования

Финансирование мероприятий Программы предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Объем финансирования мероприятий Программы (в ценах соответствующих лет) составит 24781,6 млн. рублей, в том числе за счет средств:

федерального бюджета - 8391,8 млн. рублей (33,9 процента);

бюджетов субъектов Российской Федерации - 48,9 млн. рублей (0,2 процента);

внебюджетных источников (средства организаций рыбохозяйственного комплекса, банковские кредиты и другие) - 16340,9 млн. рублей (65,9 процента).

Объемы и источники финансирования мероприятий Программы по направлениям и государственным заказчикам приведены в приложении N 10. Объемы финансирования мероприятий Программы по источникам финансирования и видам расходов приведены в приложении N 11.

Объемы капитальных вложений рассчитаны на основе предварительного анализа проектов строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов по воспроизводству водных биологических ресурсов, научно-производственных центров по созданию технологий аква- и марикультуры (в части сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов), портовых сооружений рыбных терминалов морских портов, строительства научно-исследовательского флота, флота для воспроизводства водных биологических ресурсов, рыбоохраны и флота для обеспечения государственного контроля в области охраны водных биологических ресурсов.

Объемы ресурсного обеспечения Программы в части научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ определены по результатам оценки трудовых и материальных затрат, необходимых для выполнения Программы.

При формировании мероприятий Программы, предусматривающих финансирование за счет средств внебюджетных источников, получены подтверждения потенциальных инвесторов о намерениях инвестировать собственные и привлеченные средства.

Финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников будет осуществляться на условиях софинансирования с учетом возможности пропорционального сокращения объема финансирования за счет средств федерального бюджета при уменьшении объема финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

V. Механизм реализации Программы

Федеральное агентство по рыболовству является государственным заказчиком - координатором Программы.

Государственными заказчиками Программы выступают Федеральное агентство по рыболовству и Федеральная служба безопасности Российской Федерации (в части реализации мероприятий, связанных с рыбоохранной деятельностью).

Реализацию Программы предполагается осуществлять на основе государственных контрактов, заключаемых в установленном порядке государственными заказчиками Программы с исполнителями ее мероприятий.

Исполнители мероприятий Программы определяются на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом предложений всех заинтересованных организаций рыбохозяйственного комплекса (включая некоммерческие объединения и ассоциации), направленных на решение задач Программы и реализацию комплекса ее целевых установок в экономической, финансовой, производственно-технической и социальной сферах.

Государственный заказчик - координатор Программы формирует организационную структуру управления Программой, разрабатывает и утверждает план ее мероприятий, обеспечивает контроль за их реализацией.

Управление реализацией Программы будет осуществляться на федеральном и региональном уровнях.

На федеральном уровне государственный заказчик - координатор Программы выполняет следующие функции:

разработка и реализация мероприятий Программы;

разработка сводной бюджетной заявки;

научно-информационное обеспечение Программы;

подготовка ежегодных докладов о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств и направление их в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации (ежегодно, до 1 февраля).

Государственные заказчики Программы заключают с органами государственной власти субъектов Российской Федерации соглашения (договоры) о софинансировании в отношении строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности или государственной собственности субъектов Российской Федерации, в объемах, установленных Программой.

Государственный заказчик - координатор Программы и государственные заказчики Программы прекращают финансирование строительства и реконструкции объектов в случае невыполнения субъектами Российской Федерации обязательств по их финансированию.

Предоставление средств федерального бюджета на строительство и реконструкцию объектов, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, осуществляется в форме субсидий при условии софинансирования в пределах средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы в соответствии с заключенными с субъектами Российской Федерации соглашениями.

Субсидии за счет средств федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий Программы в соответствии с Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2008 г. N 392.

Приостановление финансирования либо пропорциональное сокращение объемов средств федерального бюджета, предоставляемых субъекту Российской Федерации в виде субсидий, осуществляется в следующих случаях:

нецелевое использование органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации выделенных бюджетных средств;

непредставление органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации отчета в установленные сроки;

невыполнение договорных обязательств по финансированию мероприятий Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Начиная с 2011 года субсидии бюджету Астраханской области на софинансирование мероприятий по проведению дноуглубительных работ на каналах-рыбоходах авандельты и нерестовых массивах дельты р. Волги предоставляются в соответствии с Правилами предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Астраханской области на софинансирование мероприятий, предусмотренных Программой, которые приведены в приложении N 12.

Государственный заказчик Программы заключает с организациями, реализующими инвестиционные проекты за счет средств внебюджетных источников, соглашения (договоры) о взаимодействии сторон по реализации таких проектов Программы.

В случаях систематического непредставления информации о привлечении внебюджетных средств Федеральное агентство по рыболовству вправе исключить организацию из Программы.

Функциональный механизм реализации Программы включает в себя следующие элементы:

стратегическое планирование и прогнозирование (определение стратегических направлений, темпов и пропорций структурной политики развития рыбохозяйственного комплекса и его важнейших подотраслей);

экономические рычаги воздействия, позволяющие активизировать финансово-кредитный механизм Программы и стимулировать выполнение мероприятий Программы;

правовые рычаги влияния на экономическое развитие (совокупность нормативных правовых документов федерального и регионального уровней, способствующих развитию деловой и инвестиционной активности и регулирующих отношения федеральных, региональных и отраслевых органов, заказчиков и исполнителей в процессе реализации мероприятий и проектов Программы);

организационная структура управления Программой (определение состава, функций и согласованности звеньев административно-хозяйственного управления).

Финансирование мероприятий Программы в очередном финансовом году предусматривается осуществлять при условии обязательного рассмотрения результатов мониторинга и оценки эффективности выполнения мероприятий Программы в отчетном периоде с учетом:

полноты и эффективности выполнения мероприятий Программы и целевого использования средств, выделяемых на ее реализацию;

финансирования Программы по годам, источникам и направлениям расходов в сопоставлении с объемами, принятыми при утверждении Программы;

заявленных объемов финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Это позволит обеспечить адаптивность Программы к изменениям внутренней и внешней среды, влияющим на экономику рыбохозяйственного комплекса.

VI. Оценка социально-экономической и экологической

эффективности Программы

Реализация Программы позволит обеспечить прирост выпуска молоди ценных видов водных биологических ресурсов в количестве 49 млн. штук.

Реализация мероприятий Программы позволит увеличить глубину переработки водных биологических ресурсов как на судах рыбопромыслового флота, так и на береговых предприятиях, в результате чего возрастет доля российской рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью на внутреннем и внешнем рынках, что проявится в росте эффективности внешней торговли.

Кроме того, реализация мероприятий Программы, особенно в части развития флота, прибрежного рыболовства и аквакультуры, предполагает мультипликативный эффект в сопряженных отраслях российской экономики (судостроение, судоремонт, машиностроение, тарное производство, сельское хозяйство, пищевая промышленность и торговля) и повышение темпов социально-экономического развития Российской Федерации.

Показатели бюджетной эффективности реализации Программы приведены в приложении N 13.

Интегральная бюджетная окупаемость будет обеспечиваться начиная с 2014 года. Дополнительные поступления налогов во все уровни бюджетной системы Российской Федерации от деятельности организаций рыбохозяйственного комплекса за время реализации Программы составят 2,3 млрд. рублей. Величина чистого дисконтированного дохода при ставке дисконтирования 8,25 процента достигнет положительной величины в 2015 году. Внутренняя норма доходности составит 8,6 процента.

Методика определения эффективности Программы приведена в приложении N 14.

VII. Оценка экологических последствий реализации Программы

При формировании экологической политики в рамках выполнения Программы принципиальное значение имеют определение оптимальных пропорций между допустимой антропогенной нагрузкой на окружающую среду, образуемой в процессе реализации Программы, и возможностями природной среды ассимилировать указанные нагрузки, необходимость улучшения экологической обстановки сегодня и предотвращение угрозы ее ухудшения в будущем.

На предотвращение угрозы ухудшения экологии направлены все мероприятия, поскольку в каждом из них предусматриваются специальные природоохранные меры, реализация которых должна удерживать уровень антропогенной нагрузки в пределах допустимой нормы. Таким образом, существующая экологическая ситуация при реализации Программы не ухудшится.

Приложение N 1

к федеральной целевой программе

"Повышение эффективности

использования и развитие

ресурсного потенциала

рыбохозяйственного комплекса

в 2009 - 2012 годах"

ПОКАЗАТЕЛИ И ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА

РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА В 2009 - 2012 ГОДАХ"

Приложение N 2

к федеральной целевой программе

"Повышение эффективности

использования и развитие

ресурсного потенциала

рыбохозяйственного комплекса

в 2009 - 2012 годах"

ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ РЕСУРСНОГО

ПОТЕНЦИАЛА РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА В 2009 -

2012 ГОДАХ" ПО НАПРАВЛЕНИЮ "СТРОИТЕЛЬСТВО

И РЕКОНСТРУКЦИЯ ОБЪЕКТОВ ПО ВОСПРОИЗВОДСТВУ

ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ"

(млн. рублей)

--------------------------------

<*> Без учета фактического освоения финансовых средств в 2009 и 2010 годах.

Приложение N 3

к федеральной целевой программе

"Повышение эффективности

использования и развитие

ресурсного потенциала

рыбохозяйственного комплекса

в 2009 - 2012 годах"

ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ

ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА МЕРОПРИЯТИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА

РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА В 2009 - 2012 ГОДАХ"

ПО НАПРАВЛЕНИЮ "СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕКОНСТРУКЦИЯ

НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ ПО СОЗДАНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ

АКВА- И МАРИКУЛЬТУРЫ В ЧАСТИ СОХРАНЕНИЯ

И ВОСПРОИЗВОДСТВА ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ"

(млн. рублей)

--------------------------------

<*> Без учета фактического освоения финансовых средств в 2009 и 2010 годах.

Приложение N 4

к федеральной целевой программе

"Повышение эффективности

использования и развитие

ресурсного потенциала

рыбохозяйственного комплекса

в 2009 - 2012 годах"

ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ

ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ МЕРОПРИЯТИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА

РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА В 2009 - 2012 ГОДАХ"

ПО НАПРАВЛЕНИЮ "СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕКОНСТРУКЦИЯ ОБЪЕКТОВ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ ВЫРАЩИВАНИЯ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ

РЕСУРСОВ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ"

(млн. рублей)

Приложение N 5

к федеральной целевой программе

"Повышение эффективности

использования и развитие

ресурсного потенциала

рыбохозяйственного комплекса

в 2009 - 2012 годах"

ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ

ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА МЕРОПРИЯТИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА

РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА В 2009 - 2012 ГОДАХ"

ПО НАПРАВЛЕНИЮ "СТРОИТЕЛЬСТВО ФЛОТА

ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД"

(млн. рублей)

--------------------------------

<*> Без учета фактического освоения финансовых средств в 2009 и 2010 годах.

Приложение N 6

к федеральной целевой программе

"Повышение эффективности

использования и развитие

ресурсного потенциала

рыбохозяйственного комплекса

в 2009 - 2012 годах"

ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ

ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ МЕРОПРИЯТИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА

РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА В 2009 - 2012 ГОДАХ"

ПО НАПРАВЛЕНИЮ "СТРОИТЕЛЬСТВО И МОДЕРНИЗАЦИЯ

ОБЪЕКТОВ РЫБОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ,

ОБЪЕКТОВ ХРАНЕНИЯ РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ"

(млн. рублей)

Приложение N 7

к федеральной целевой программе

"Повышение эффективности

использования и развитие

ресурсного потенциала

рыбохозяйственного комплекса

в 2009 - 2012 годах"

ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ

ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ МЕРОПРИЯТИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА

РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА В 2009 - 2012 ГОДАХ"

ПО НАПРАВЛЕНИЮ "СТРОИТЕЛЬСТВО И МОДЕРНИЗАЦИЯ

РЫБОПРОМЫСЛОВЫХ СУДОВ В РОССИЙСКИХ

СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ"

(млн. рублей)

Приложение N 8

к федеральной целевой программе

"Повышение эффективности

использования и развитие

ресурсного потенциала

рыбохозяйственного комплекса

в 2009 - 2012 годах"

ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

"ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ

РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

В 2009 - 2012 ГОДАХ" ПО НАПРАВЛЕНИЮ "РЕКОНСТРУКЦИЯ

ПОРТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ РЫБНЫХ ТЕРМИНАЛОВ МОРСКИХ ПОРТОВ"

(млн. рублей)

--------------------------------

<*> Без учета фактического освоения финансовых средств в 2009 и 2010 годах.

Приложение N 9

к федеральной целевой программе

"Повышение эффективности

использования и развитие

ресурсного потенциала

рыбохозяйственного комплекса

в 2009 - 2012 годах"

ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

"ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ

РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

В 2009 - 2012 ГОДАХ" ПО НАПРАВЛЕНИЮ "НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

И РАЗРАБОТКИ В РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОЙ СФЕРЕ"

(млн. рублей)

Приложение N 10

к федеральной целевой программе

"Повышение эффективности

использования и развитие

ресурсного потенциала

рыбохозяйственного комплекса

в 2009 - 2012 годах"

ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

"ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ

РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

В 2009 - 2012 ГОДАХ" ПО НАПРАВЛЕНИЯМ

И ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКАЗЧИКАМ

(млн. рублей)

Приложение N 11

к федеральной целевой программе

"Повышение эффективности

использования и развитие

ресурсного потенциала

рыбохозяйственного комплекса

в 2009 - 2012 годах"

ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ

МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

"ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ

РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

В 2009 - 2012 ГОДАХ" ПО ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ

И ВИДАМ РАСХОДОВ

(млн. рублей)

Приложение N 12

к федеральной целевой программе

"Повышение эффективности

использования и развитие

ресурсного потенциала

рыбохозяйственного комплекса

в 2009 - 2012 годах"

ПРАВИЛА

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИИ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТУ

АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА СОФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ,

ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ "ПОВЫШЕНИЕ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ РЕСУРСНОГО

ПОТЕНЦИАЛА РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

В 2009 - 2012 ГОДАХ"

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Астраханской области на софинансирование мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2012 годах" (далее соответственно - Программа, субсидия).

2. Субсидия предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств Астраханской области, связанных с реализацией региональной целевой программы, предусматривающей мероприятия по проведению дноуглубительных работ на каналах-рыбоходах авандельты и нерестовых массивах дельты р. Волги, аналогичные мероприятиям Программы (далее - мероприятия).

3. Субсидия предоставляется на следующих условиях:

а) наличие утвержденной региональной целевой программы, предусматривающей мероприятия;

б) наличие в законе Астраханской области о бюджете Астраханской области бюджетных ассигнований на исполнение в соответствующем финансовом году расходных обязательств по реализации региональной целевой программы, предусматривающей мероприятия, с учетом установленного уровня софинансирования;

в) обязательство Астраханской области по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых региональной целевой программой, иными нормативными правовыми актами Астраханской области, значениям показателей результативности предоставления субсидии, установленным соглашением о предоставлении субсидии между Федеральным агентством по рыболовству и правительством Астраханской области (далее - соглашение).

4. Уровень софинансирования расходных обязательств Астраханской области за счет субсидии составляет в 2011 году 0,849 и в 2012 году - 0,87.

5. Правительство Астраханской области ежегодно, до 1 марта, представляет в Федеральное агентство по рыболовству заявку о перечислении субсидии в текущем финансовом году в пределах средств, предусмотренных на эти цели Программой, по форме и в срок, которые установлены Агентством.

6. Субсидия предоставляется бюджету Астраханской области в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральному агентству по рыболовству на текущий финансовый год на основании соглашения, в котором предусматриваются:

а) сведения о размере субсидии;

б) целевое назначение субсидии, ее адресное распределение с указанием размера и объектов капитального строительства, предусмотренных Программой.

При этом адресное (пообъектное) распределение субсидии по указанным объектам капитального строительства утверждается приказом Агентства по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством регионального развития Российской Федерации;

в) наличие утвержденной проектной документации на объекты капитального строительства, предусмотренные Программой (в случае, если проведение государственной экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным);

г) наличие нормативного правового акта Астраханской области, устанавливающего расходное обязательство Астраханской области, на исполнение которого предоставляется субсидия;

д) размер средств, предусмотренных в бюджете Астраханской области на софинансирование мероприятий;

е) обязательство правительства Астраханской области представить выписку из закона Астраханской области о бюджете Астраханской области на текущий финансовый год, подтверждающую наличие в бюджете Астраханской области средств на софинансирование мероприятий;

ж) график перечисления субсидии, порядок внесения в него изменений и порядок контроля за его исполнением;

з) значения показателей результативности предоставления субсидии;

и) обязательство правительства Астраханской области представлять отчетность об исполнении обязательств, вытекающих из соглашения, в том числе о расходах бюджета Астраханской области на реализацию мероприятий, а также о достижении установленных показателей объема выполненных работ;

к) порядок осуществления контроля за исполнением условий соглашения, последствия недостижения Астраханской областью установленных соглашением значений показателей результативности предоставления субсидии, а также основания и порядок приостановления предоставления субсидии;

л) ответственность сторон за нарушение условий соглашения.

7. Форма соглашения утверждается Федеральным агентством по рыболовству.

8. Правительство Астраханской области представляет в Федеральное агентство по рыболовству заверенный финансовым органом Астраханской области отчет об использовании субсидии ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и сведения о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии не позднее 25 января года, следующего за отчетным годом.

9. Субсидия перечисляется в установленном порядке на счет территориального органа Федерального казначейства, открытый для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджет Астраханской области.

10. Показателями результативности предоставления субсидии являются:

а) прирост уровня технической готовности объектов капитального строительства, предусмотренных Программой;

б) процент выполнения запланированных объемов работ.

11. Оценка эффективности использования субсидии осуществляется Федеральным агентством по рыболовству путем сравнения установленных соглашением и фактически достигнутых по итогам отчетного года значений показателей результативности предоставления субсидии, осуществляемого на основании представляемых правительством Астраханской области в Агентство сведений о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии.

12. В случае если в отчетном финансовом году Астраханской областью не достигнуты значения показателей результативности предоставления субсидии, размер субсидии, предусмотренный бюджету Астраханской области на текущий финансовый год, подлежит сокращению из расчета 0,5 процента размера субсидии за каждый процент недостижения каждого из указанных значений.

Предельный размер сокращения субсидии не может превышать 15 процентов размера субсидии, предусмотренной на текущий финансовый год.

Предложение о сокращении размера субсидии вносится в Министерство финансов Российской Федерации Федеральным агентством по рыболовству.

13. В случае несоблюдения Астраханской областью условий предоставления субсидии перечисление субсидии приостанавливается Министерством финансов Российской Федерации в установленном им порядке на основании предложений Федерального агентства по рыболовству.

При этом Федеральное агентство по рыболовству информирует Астраханскую область о приостановлении предоставления субсидии с указанием причин такого приостановления и срока устранения нарушений.

14. Операции по кассовым расходам бюджета Астраханской области, источником финансового обеспечения которых является субсидия, в том числе не использованный на 1 января текущего финансового года остаток субсидии, осуществляются в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

15. Не использованный на 1 января текущего финансового года остаток субсидии подлежит возврату в федеральный бюджет органом государственной власти Астраханской области, за которым в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации закреплены источники доходов бюджета Астраханской области по возврату остатка субсидии, в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

При наличии потребности в не использованном в текущем финансовом году остатке субсидии, средства в размере, не превышающем размера указанного остатка, в соответствии с решением Федерального агентства по рыболовству могут быть использованы Астраханской областью в очередном финансовом году в целях осуществления расходов бюджета Астраханской области, источником финансового обеспечения которых является субсидия.

В случае если неиспользованный остаток субсидии не перечислен в доход федерального бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

16. Субсидия в случае ее использования не по целевому назначению подлежит взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

17. Контроль за соблюдением Астраханской областью условий предоставления субсидии осуществляется Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.

Приложение N 13

к федеральной целевой программе

"Повышение эффективности

использования и развитие

ресурсного потенциала

рыбохозяйственного комплекса

в 2009 - 2012 годах"

ПОКАЗАТЕЛИ

БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ

ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ

РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

В 2009 - 2012 ГОДАХ"

Приложение N 14

к федеральной целевой программе

"Повышение эффективности

использования и развитие

ресурсного потенциала

рыбохозяйственного комплекса

в 2009 - 2012 годах"

МЕТОДИКА

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

"ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ

РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО

КОМПЛЕКСА В 2009 - 2012 ГОДАХ"

При анализе результатов реализации федеральной целевой программы "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2012 годах" (далее - Программа) учитываются следующие показатели эффективности:

увеличение валового внутреннего продукта и объема промышленного производства;

бюджетный эффект и бюджетная эффективность для федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

коммерческий эффект для участников Программы;

результат реализации Программы по отношению к макроэкономическим показателям уровня экономического развития области;

социальный эффект и социальная эффективность;

интегральная эффективность вложения средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Результаты расчетов указанных показателей представляются:

в таблицах, отражающих соотношение начального и конечного состояния;

в таблицах, отражающих только суммарное значение показателей Программы;

в таблицах, отражающих динамику показателей в период реализации Программы с шагом расчета 1 год.

В таблицах в качестве начального значения принимается показатель, относящийся к году разработки Программы, а в качестве конечного значения - данные, относящиеся к году, следующему за последним годом реализации Программы.

Увеличение валового внутреннего продукта определяется ростом добавленной стоимости, предусмотренной Программой. В первую очередь определяется величина добавленной стоимости, получаемой в результате реализации каждого мероприятия Программы. Совокупность этих величин добавленной стоимости дает рост валового регионального продукта по Программе.

При определении величины добавленной стоимости не следует относить услуги организаций, расположенных за пределами региона, к источникам региональной дополнительной стоимости.

Рост объема производства по совокупности проектов и мероприятий Программы определяется как в денежном, так и в натуральном выражении.

Бюджетный эффект федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации определяется как разность между доходами и расходами соответствующего бюджета, при этом в расходах оцениваются и учитываются все прямые и косвенные способы бюджетной поддержки Программы.

Бюджетный эффект создается за счет дополнительных поступлений в бюджеты всех уровней от дополнительного производства, связанного с реализацией включенных в Программу мероприятий.

Бюджетным эффектом Программы является совокупность бюджетных эффектов всех мероприятий Программы.

Бюджетный эффект определяется:

по уровням бюджета - общий (по совокупности федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации), федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации;

по разновидностям источников - прямой эффект от деятельности предприятия, субъекта Программы, косвенный - от дополнительных поступлений налогов, связанных с увеличением производства поставщиков и выполнением строительных работ.

Налоговые поступления приводились с учетом косвенного налогового эффекта (от поставщиков и строительных организаций).

Расчет бюджетного эффекта по совокупности проектов и мероприятий оформляется в виде таблицы.

В таблице указываются:

в первой строке - размер средств соответствующего бюджета, израсходованных на Программу. Возвратные бюджетные средства не включаются, так как их размер не влияет на конечный результат;

во второй строке - бюджетные затраты нарастающим итогом;

в третьей строке - доходы бюджета, увеличенные за счет дополнительных поступлений от реализации мероприятий, предусмотренных Программой;

в четвертой строке - налоговые поступления нарастающим итогом;

в пятой строке - текущий бюджетный эффект, который определяется путем вычитания значения показателя, указанного в первой строке, из значения показателя, указанного в третьей строке (доход минус расход);

в шестой строке - интегральный бюджетный эффект является нарастающим итогом текущего бюджетного эффекта;

в седьмой строке - значение показателя, полученное путем деления значения показателя, указанного в шестой строке, на значение показателя, указанного во второй строке.

Интегральные показатели бюджетной эффективности являются объективными индикаторами целесообразности участия бюджета в реализации Программы.

В качестве интегральных показателей бюджетной эффективности принимаются внутренняя норма рентабельности и чистый дисконтированный доход. При расчете чистого дисконтированного дохода в качестве дисконта принимается ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, равная 8,25 процента. Интегральные показатели определяются для консолидированного бюджета Российской Федерации.

Другие документы по теме
"О внесении изменений в ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности"
"Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2008 г."
"О внесении изменения в Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации"
"О судебной практике по делам о наследовании"
Ошибка на сайте