Постановление Правительства РФ от 17.05.1997 N 597
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 1997 г. N 597
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ О СРЕДНЕСРОЧНОЙ СТРАТЕГИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКЕ НА 1997 ГОД
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить Заявление Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о среднесрочной стратегии и экономической политике на 1997 год.
Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием Центрального банка Российской Федерации в 2-недельный срок разработать и представить в Правительство Российской Федерации комплекс мер по реализации положений указанного Заявления.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
ЗАЯВЛЕНИЕ
О СРЕДНЕСРОЧНОЙ СТРАТЕГИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
НА 1997 ГОД
I. Введение
1. В марте 1996 г. Правительство Российской Федерации приняло среднесрочную экономическую Программу на 1996 - 1998 годы, направленную на ускорение перехода российской экономики на путь устойчивого неинфляционного роста на основе рыночных принципов. Для решения этой задачи была разработана макроэкономическая политика, нацеленная на снижение общего дефицита бюджета (расширенного и федерального правительства) с уровня, составляющего примерно 5 процентов ВВП в 1995 году до 4 процентов ВВП в 1996 году и до 2 процентов ВВП к 1998 году. Указанная корректировка бюджетных показателей базировалась на увеличении доходов бюджета в среднесрочной перспективе на 4 - 5 процентных пунктов ВВП для поддержания необходимого уровня расходов. Одновременно было предусмотрено проведение полномасштабных структурных реформ в целях создания институциональной и правовой основы функционирования рыночной экономики.
2. Главным достижением экономической политики в 1996 году явилось успешное обеспечение финансовой стабилизации. Благодаря проведению сдержанной кредитной политики инфляция в месячном выражении снизилась до 1 - 2 процентов; при этом обменный курс рубля удалось удерживать в границах валютного коридора, установленного на 1996 г., несмотря на политическую неопределенность, связанную с выборами Президента Российской Федерации.
3. Успехи, достигнутые в обеспечении стабилизации, оставались, однако, неустойчивыми из-за трудностей, возникших в налогово - бюджетной сфере. В первом полугодии 1996 года неопределенность, существовавшая в предвыборный период, оказала негативное воздействие на рынок государственных ценных бумаг и вызвала увеличение расходов федерального бюджета на обслуживание государственного долга по сравнению с показателями, предусмотренными в Программе. Давление на бюджет еще более усилилось в результате резкого падения налоговых поступлений, что привело к значительному отклонению налогово - бюджетной политики от курса, определенного в Программе. Правительство Российской Федерации попыталось исправить положение с помощью нескольких пакетов мер, нацеленных на мобилизацию доходов бюджета. Однако выполнение мер по улучшению сбора налогов оказалось успешным лишь отчасти, поскольку необходимы коренные изменения как в культуре уплаты налогов, так и в налоговой администрации. Таким образом, на протяжении 1996 года ситуация с доходами бюджета оставалась напряженной, и в силу необходимости избежать резкого сокращения расходов, не связанных с обслуживанием государственного долга, в 1996 году Правительство пошло на увеличение дефицита федерального бюджета и бюджета расширенного правительства до 6,3 и 6,6 процента ВВП соответственно. Однако, несмотря на рост расходов на обслуживание государственного долга, первичный дефицит которого не превышал 2 процентов ВВП, в 1996 году остался на уровне 1995 года и был всего на 0,5 процента ВВП выше, чем предусматривалось в первоначальном варианте Программы.
4. Развитие ситуации в области структурной политики нельзя оценивать однозначно. Заметные успехи достигнуты в реформировании банковского сектора, однако реформы в других областях проводились со значительным отставанием, особенно в таких сферах, как приватизация, естественные монополии, бюджетная система и бюджетный процесс, социальное обеспечение. Столь неудовлетворительный ход реформ отчасти был обусловлен тем фактом, что в первую очередь пришлось сосредоточить внимание на исправлении положения в налогово - бюджетной сфере. Кроме того, в течение года появилось осознание того, что широкий круг запланированных в программе реформ значительно превышает реальные возможности их осуществления.
5. В 1997 г. Правительство Российской Федерации намерено ускорить процесс укрепления бюджета на основе значительного улучшения ситуации с поступлениями бюджетных доходов. Одновременно Правительство Российской Федерации будет решительно проводить структурные реформы, поскольку без них невозможен устойчивый экономический рост. С учетом возникших в 1996 году проблем в 1997 году предстоит выполнить напряженную целостную Программу структурных реформ.
II. Программа на 1997 год <*>
--------------------------------
<*> Некоторые из мер структурной политики более подробно описаны в приложении к Заявлению Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации (далее - Приложение), которое, как и настоящий текст, является составной частью Программы на 1997 г.
А. Бюджетная политика
6. В целях создания прочной основы для государственных финансов дефицит бюджета расширенного правительства в 1997 году ограничен 6 процентами ВВП. В соответствии с данным предельным показателем дефицит федерального бюджета ограничен примерно 5,5 процента ВВП. В то же время динамика дефицита бюджета расширенного правительства в значительной степени будет зависеть от консолидированного баланса местных бюджетов и внебюджетных фондов. В этой связи Правительство Российской Федерации будет тщательно следить за финансовым положением Пенсионного фонда Российской Федерации, а также за выпуском долговых обязательств органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. На 1998 и 1999 годы дефицит расширенного правительства ограничивается показателями, примерно равными 4 и 3 процентам ВВП соответственно.
7. Чтобы обеспечить выполнение целевого показателя по дефициту федерального бюджета, Правительство Российской Федерации осуществит ряд мер, направленных на значительное увеличение кассовых доходов федерального бюджета в 1997 г. Важнейшей первоочередной задачей 1997 г. остается своевременное и полное поступление доходов; для этого в настоящее время осуществляется ряд мер, направленных на безусловное выполнение разработанного в конце 1996 г. комплексного плана действий по улучшению поступлений доходов в бюджет (а также при необходимости расширение данного плана), и начинается реализация мер по коренному изменению налоговой системы.
8. В рамках указанного плана действий по мобилизации доходов принимаются меры организационного и процедурного характера для повышения результативности деятельности налоговых органов, направленных на улучшение сбора налогов. Среди этих мер - поэтапное создание подразделений по работе с крупными налогоплательщиками в пятнадцати регионах, а также меры по увеличению сбора налогов на алкогольную продукцию. Последнее будет достигнуто путем введения начисления акцизов на отечественную алкогольную продукцию по методу отгрузки товара, совершенствования системы специальных акцизных марок, а также ужесточения контроля за коммерческими перевозками алкогольной продукции и других подакцизных товаров внутри страны.
9. В рамках указанного плана будут предприняты масштабные действия по обеспечению соблюдения налогового законодательства, а также выдвинуты законодательные инициативы, направленные на улучшение сбора налогов. В соответствии с этим принимаются меры по сбору недоимки с пятнадцати крупных предприятий, имеющих наибольший объем задолженности по уплате налогов, и при необходимости будут начаты процедуры банкротства этих предприятий. Кроме того, Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации совместно с Государственной Думой намерены работать над внесением поправок в Гражданский кодекс Российской Федерации для восстановления первоочередности уплаты некоторых налогов по отношению к заработной плате. Кроме того, на рассмотрение вносится законопроект о повышении величины акциза на нефть до 70 тыс. рублей за тонну.
10. В то же время Правительство Российской Федерации намерено провести радикальную реформу налоговой системы. Будет принят Налоговый кодекс Российской Федерации, призванный значительно улучшить существующее налоговое законодательство. Среди прочих изменений он предусматривает ликвидацию или постепенную отмену практически всех существующих льгот по уплате налога на добавленную стоимость (НДС), а также уменьшение базы налога на прибыль на величину всех расходов, связанных с ведением хозяйственной деятельности. Помимо этого, Налоговый кодекс предусматривает:
переход к ведению бухгалтерского учета по методу начисления для НДС и налога на прибыль;
индексацию специфических ставок акцизов с учетом инфляции;
ликвидацию льготных ставок налога на прибыль;
упрощение требований к представлению отчетности по налогу на прибыль и подоходному налогу с физических лиц.
Кроме того, Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации намерены работать совместно с Государственной Думой над дальнейшем упрощением и прояснением части 1 Налогового кодекса, в особенности относительно определения базы налога на прибыль и процедур, связанных с взиманием налогов.
11. Стало очевидно, что не удастся профинансировать предусмотренный в федеральном бюджете на 1997 год объем расходов. В целях обеспечения наибольшей открытости государственной политики в области расходов, а также сведения к минимуму негативных последствий нефинансирования бюджетных расходов Правительство Российской Федерации намерено представить в Государственную Думу законопроект об установлении предельных максимальных сумм расходов на 1997 год в соответствии с настоящей Программой. Такой объем расходов будет достаточным для выполнения Правительством Российской Федерации обязательств и не приведет к накоплению новой задолженности.
Б. Денежно - кредитная политика
12. В течение 1997 года Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации ограничат рост денежных агрегатов до уровня, соответствующего целевому показателю инфляции на 1997 год и задаче сохранения валютного курса рублях в границах валютного коридора, установленного на 1997 год. В качестве оперативных целевых показателей установлены максимальные значения объема чистых внутренних активов органов денежно - кредитного регулирования, а также предельные величины объема чистых требований органов денежно - кредитного регулирования к федеральному и расширенному правительствам (последнее, по определению, включает федеральное правительство и местные органы власти, а также все государственные внебюджетные фонды). Квартальные целевые показатели также установлены в отношении объема чистых международных резервов органов денежно - кредитного регулирования. Изменения в методологии расчетов и регулировании величины денежной базы будут по возможности в максимальной степени нейтральными по отношению к приросту показателя рублевой денежной массы и будут осуществляться с учетом технических консультаций с сотрудниками Международного валютного фонда.
13. Центральный банк Российской Федерации будет проводить денежно - кредитную политику в соответствии с установленными в настоящее время принципами отказа от предоставления прямых кредитов для финансирования дефицита бюджета расширенного правительства или федерального бюджета; кроме того, органы денежно - кредитного регулирования будут предоставлять кредиты банкам только через использование ломбардных кредитов и других рыночных механизмов. Центральный банк Российской Федерации продолжит использование операций на открытом рынке для контроля за приростом чистых внутренних активов органов денежно - кредитного регулирования в соответствии с целями денежно - кредитной программы и в рамках установленных в ней предельных показателей.
14. Центральный банк Российской Федерации будет устанавливать систему процентных ставок по своим операциям с учетом динамики сопоставимых рыночных ставок. В то же время Правительство Российской Федерации в 1997 году не будет выдавать бюджетные ссуды по процентным ставкам ниже сопоставимых рыночных ставок, а также предоставлять дотации по процентным ставкам на кредиты, полученные из других источников, за возможным исключением авансовых кассовых платежей по федеральным трансфертам регионам, но с условием, что при наступлении срока погашения данных авансовых платежей соответствующие ежегодные бюджетные ассигнования уменьшатся на величину субсидирования процентных ставок.
15. Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации отказываются от предоставления кредитов или бюджетных ссуд для погашения взаимной задолженности предприятий.
В. Валютная политика и управление
международными резервами
16. Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации будут и в дальнейшем придерживаться принципов единого валютного курса и намерены в течение 1997 года ликвидировать все оставшиеся ограничения на платежи и переводы по текущим международным операциям. В период действия Программы ни Правительство Российской Федерации, ни Центральный банк Российской Федерации не будут вводить или ужесточать ограничения, касающиеся платежей и трансфертов по текущим международным операциям, возобновлять практику множественности валютных курсов и связанных с этим ограничений, заключать двусторонние платежные соглашения, противоречащие статье VIII "Статей соглашения" Международного валютного фонда, либо вводить или ужесточать меры по ограничению импорта в целях поддержания платежного баланса.
17. Опираясь на успешную практику установления и поддержания валютного коридора начиная с 1995 года, Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации намерены продолжать эту политику в 1997 году. Верхняя и нижняя границы обменного курса будут плавно изменяться с 5500 - 6100 рублей за 1 доллар США на конец 1996 года до 5750 - 6350 рублей за 1 доллар США на конец 1997 года. Меры финансовой политики, которые должны осуществляться в соответствии с данной Программой, будут направлены на укрепление уверенности участников рынка в сохранении валютного курса в границах коридора. Политика в области валютного курса на период после 1997 года будет определена до 30 ноября 1997 г. на основе анализа опыта проведения политики валютного коридора и нацелена на сохранение низкого уровня инфляции и в 1998 году.
18. Будут установлены минимальные показатели объема чистых международных резервов органов денежно - кредитного регулирования. Ожидается, что к концу 1997 года валовые международные резервы органов денежно - кредитного регулирования достигнут приблизительно 19 миллиардов долларов США.
Г. Политика в отношении внешнего долга
19. Правительство Российской Федерации намерено до 15 августа 1997 г. окончательно оформить соглашение 1996 года с коммерческими банками - кредиторами по реструктуризации долга. Правительство Российской Федерации также достигло рамочного соглашения по вопросам просроченной задолженности кредиторам, источниками требований которых являются незастрахованные кредиты на поставку товаров (услуг), и надеется окончательно оформить оставшиеся соглашения с национальными клубами кредиторов до конца июня 1997 г. с тем, чтобы вскоре после этого начать выпуск простых векселей. Кроме того, Правительство Российской Федерации намерено завершить всеобъемлющую и окончательную реструктуризацию своих обязательств по обслуживанию долга, который должен быть выплачен другим официальным двусторонним кредиторам на условиях, подобных предоставленным Российской Федерации группой кредиторов - участников в апреле 1996 года. Как указано в Приложении, Правительство Российской Федерации твердо намерено не допускать возникновения просроченной задолженности.
20. Что касается обязательств развивающихся стран перед Российской Федерацией, то в результате серии переговоров, проведенных с должниками и странами - кредиторами, являющимися членами Парижского клуба, выявились основные нерешенные задачи в этой области. Они связаны с проблемой пересчета в свободно конвертируемую валюту кредитов, деноминированных в советских рублях, и с вопросом о дисконте, применяемом к обязательствам развивающихся стран перед Российской Федерацией. Правительство Российской Федерации ожидает, что во взаимодействии с другими кредиторами сможет разрешить данные проблемы в течение ближайших месяцев и до конца 1997 года начнет принимать участие в совещаниях, проводимых в рамках Парижского клуба.
Д. Структурная политика
21. Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации намерены сохранить результаты, достигнутые в ряде ключевых областей структурной реформы. Помимо всего прочего, Правительство Российской Федерации не будет принимать меры, ограничивающие существующие права собственности на землю; не станет выдвигать никаких инициатив, направленных на национализацию частных или приватизированных предприятий; вводить какие-либо количественные ограничения на международные торговые операции, за исключением протекционистских мер, принимаемых в соответствии с правилами Всемирной торговой организации.
Правительство Российской Федерации будет стремиться к сокращению льгот по тарифам на импортируемую продукцию, закладывая таким образом основу для постепенного снижения данных тарифов. Подробное описание некоторых мер структурной политики содержится в Приложении.
Естественные монополии
22. В целях развития конкуренции и повышения эффективности государственного управления в электроэнергетике, газовой промышленности и на железнодорожном транспорте будут приняты меры по обеспечению адекватного регулирования естественных монополий в этих отраслях с целью решения не только долгосрочных задач перестройки данных отраслей, но и проблем, возникающих в связи с перекрестным субсидированием. Что касается долгосрочных задач, то до 30 апреля 1997 г. издан Указ Президента Российской Федерации об основных направлениях структурной реформы на 1997 год в электроэнергетике, газовой промышленности и на железнодорожном транспорте в соответствии с концепцией "О разработке планов структурной реформы в отраслях естественных монополий", которая представлена Министерством экономики Российской Федерации в Правительство Российской Федерации 26 марта 1997 г. В упомянутом Указе содержится поручение Правительству Российской Федерации разработать подробную среднесрочную программу структурной перестройки, которая до 30 июня 1997 г. должна быть утверждена постановлением Правительства Российской Федерации.
23. До 30 июня 1997 г. Правительство Российской Федерации определит новые принципы и порядок формирования цен на услуги электроэнергетики, газовой промышленности и железнодорожного транспорта. Эти принципы, имеющие целью стимулирование эффективного производства и использование услуг данных отраслей:
а) позволят поставщикам возмещать экономически обоснованные постоянные и переменные издержки;
б) установят требование, согласно которому цены должны отражать различия в затратах между разными категориями потребителей и географическими регионами;
в) с течением времени обеспечат такой порядок, при котором корректировки цен отражали бы также изменения спроса и затрат.
Для регулирования цен Правительство Российской Федерации подготовит перечень форм представления необходимой для принятия соответствующих решений информации (включая предложения по инвестициям и источникам их финансирования).
24. Для улучшения прохождения платежей и сокращения объема задолженности в топливно - энергетическом комплексе Правительство Российской Федерации предусмотрело в бюджете на 1997 год оплату в надлежащем объеме топливо - энергетических ресурсов, поставляемых "стратегическим потребителям", перечень которых содержится в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28 января 1997 г. N 74; поставки топливно - энергетических ресурсов этим потребителям не должны прекращаться из-за неоплаты. Правительство Российской Федерации примет меры по предотвращению накопления новой задолженности по оплате топливно - энергетических ресурсов, поставляемых указанным стратегическим потребителям.
Развитие частного сектора
25. Для стимулирования развития частного сектора будет проводиться соответствующая политика по следующим четырем направлениям: реформа сельского хозяйства в целях повышения его эффективности и производительности; развитие эффективных рынков капитала в соответствии с международной практикой; дальнейшее выполнение программы приватизации на гласной и конкурсной основе; содействие полной реализации права частной собственности на городские земли и недвижимость.
Сельское хозяйство
26. Что касается государственной политики в области сельского хозяйства, то в целях совершенствования рынка земли и привлечения необходимого финансирования в данную отрасль до 30 ноября 1997 г. будет издан указ Президента Российской Федерации, содержащий подробные правила совершения сделок с землей и земельными паями, включая аренду, продажу и заклад.
27. До 30 ноября 1997 г. Правительство Российской Федерации примет постановление по реализации программы реорганизации и (или) ликвидации неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий и организаций. При необходимости выделения для этих целей бюджетных средств они будут предоставлены в рамках ассигнований на сельское хозяйство, предусмотренных в бюджете 1998 г. Основные принципы предоставления бюджетных средств приведены в Приложении.
Рынки капитала
28. В целях содействия эффективному функционированию рынков капитала необходимо ускорить темпы проведения реформы в области бухгалтерского учета и аудита. До 31 августа 1997 г. Правительство Российской Федерации утвердит и обнародует согласованную программу мероприятий по введению правил бухгалтерского учета, соответствующих "Международным стандартам бухгалтерского учета".
29. В целях увеличения возможностей российских рынков капитала мобилизовать сбережения отечественных инвесторов и привлекать иностранные инвестиции. Правительство Российской Федерации до 30 сентября 1997 г. представит в Государственную Думу законопроект, направленный на усовершенствование системы налогообложения доходов с капитала. Основные принципы такой системы изложены в Приложении.
Приватизация
30. Правительство Российской Федерации до 30 апреля 1997 г. издало Положение, конкретизирующее правила и порядок проведения приватизации по индивидуальным проектам, согласно которым все такого рода операции по приватизации должны проводиться на открытой и конкурсной основе (с предоставлением равного и открытого доступа отечественным и иностранным покупателям) и осуществляться с помощью финансовых советников, отбираемых гласно и на конкурсной основе. Предприятия будут оцениваться по рыночной стоимости или, если они не выставляются на продажу, на основании стандартных процедур, принятых в деловой практике.
31. До 10 мая 1997 г. Правительство Российской Федерации выберет четыре компании из десяти, перечисленных в Приложении, для приватизации в 1997 году по индивидуальным проектам в соответствии с принципами, определенными в пункте 30 настоящего Заявления. 24 апреля 1997 г. Правительство Российской Федерации сформировало конкурсные комитеты для проведения приватизации указанных предприятий; до 31 декабря 1997 г. конкурсные комитеты закроют аукционы и объявят победителей, а также в случае необходимости выставят акции указанных предприятий на рынок ценных бумаг. Однако, если проведение запланированной приватизации одной из четырех компаний окажется невозможным в силу непреодолимых трудностей правового или технического характера, которые являются форс - мажорными обстоятельствами, Правительство Российской Федерации взамен предоставит для приватизации одну из десяти компаний, перечисленных в Приложении. До 30 июня 1997 г. Правительство Российской Федерации также примет постановление об отборе еще около 25 предприятий, подлежащих приватизации в 1998 - 1999 гг.
32. До 30 июня 1997 г. Правительство Российской Федерации издаст постановление об осуществлении доверительного управления, предусматривающее требование об отборе доверенных менеджеров на конкурсной основе. В этом постановлении будут конкретизированы показатели качества работы доверительных управляющих и вознаграждение по итогам их работы в зависимости от результатов финансовой деятельности, а также определено, что сроки и условия договоров о доверительном управлении могут устанавливаться только Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
33. В целях улучшения распределения и использования существующих основных фондов Правительство Российской Федерации ускорит процесс проведения банкротства предприятий. Для этого Правительство Российской Федерации до 30 сентября 1997 г. выступит с законодательными инициативами, направленными на то, чтобы обеспечить:
а) повышение роли комитетов кредиторов в решении дел о несостоятельности предприятий;
б) незамедлительное назначение на конкурсной основе имеющих лицензию доверительных управляющих с правом замещать руководителей предприятий, не справляющихся со своими обязанностями;
в) надлежащее отношение к различным категориям кредиторов (приоритет имеют кредиторы, получившие соответствующее обеспечение);
г) строгое соблюдение всеми сторонами сроков урегулирования дел или ликвидации предприятий.
Городские территории и недвижимость
34. В области реформ, касающихся городских территорий и недвижимости, до 10 мая 1997 г. будет издан указ Президента Российской Федерации, который создаст необходимую юридическую основу, позволяющую всем владельцам приватизированных объектов недвижимости, за исключением земли (на которых расположены производственные комплексы, здания и объекты незавершенного строительства), приобретать землю, на которой расположены данные объекты. В дальнейшем во всех операциях по приватизации такого рода активов соответствующие участки земли будут являться частью пакета сделки.
35. До 30 сентября 1997 г. будет издан указ Президента Российской Федерации, определяющий юридическую базу для продажи на рыночной основе (в том числе на аукционах и конкурсах) не освоенных и (или) не используемых на момент продажи земель (в том числе несельскохозяйственного назначения, прилегающих к городским окраинам) для новой коммерческой застройки.
36. До 30 июня 1997 г. будет издан указ Президента Российской Федерации, создающий юридическую основу для продажи по рыночным ценам всех объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, которые в настоящее время сдаются в аренду коммерческим структурам. Все существующие ограничения на продажу этих объектов недвижимости также будут отменены.
Внешнеторговая политика
37. В области внешнеторговой политики Правительство Российской Федерации создаст рыночный (открытый и равноправный) механизм доступа к системе транспортировки нефти в Новороссийске, а также к другим трубопроводам ограниченной мощности. Для этого до 31 июля 1997 г. Правительство Российской Федерации разработает временный порядок проведения открытых аукционов на получение права доступа к трубопроводам и терминалам. До 30 сентября 1997 г. Правительство Российской Федерации проведет аукционы для обеспечения прав доступа к трубопроводам в четвертом квартале 1997 года всем заинтересованным сторонам. До 30 ноября 1997 г. будет определен масштаб использования аукционов в 1998 году. Все постановления и распоряжения, предусматривающие экспорт нефти и нефтепродуктов для государственных нужд, были отменены 16 марта 1997 г., за исключением перечисленных ниже. До 31 июля 1997 г. будут внесены поправки в Постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 1996 г. N 579 и от 28 февраля 1996 г. N 208. Согласно этим поправкам:
а) начиная с 1 января 1998 г. прекращается экспорт нефти по программам, предусмотренным указанными Постановлениями;
б) вводится требование, согласно которому начиная с 31 июля 1997 г. все финансовые потоки, имеющие отношение к данным операциям, должны быть отражены в федеральном бюджете. В конце 1997 года истекает срок действия программы, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1996 г. N 736. В 1997 году поставщики нефти и нефтепродуктов на экспорт в рамках действующих межгосударственных соглашений не будут пользоваться приоритетным правом доступа к трубопроводам.
Налогово - бюджетная политика
Реформа внебюджетных фондов
38. Правительство Российской Федерации обеспечит такую ситуацию, при которой финансовое состояние внебюджетных фондов, прежде всего Пенсионного фонда Российской Федерации, не смогло бы помешать принимаемым мерам по оздоровлению бюджета. Для этого до конца 1997 года не будут предприниматься никакие шаги, направленные на повышение общего уровня пенсионных пособий, если они не сопровождаются мерами, компенсирующими это повышение в полном объеме. Кроме того, до 30 сентября 1997 г. Правительство Российской Федерации внесет в Государственную Думу законопроект об изменении структуры страховых отчислений во внебюджетные фонды, направленный на значительное укрепление доходной базы Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе посредством перераспределения доходов от других социальных фондов, прежде всего Фонда социального страхования Российской Федерации. Соответствующим образом будут сокращены обязательства по расходам других фондов.
39. Для повышения стабильности Пенсионного фонда Российской Федерации в долгосрочной перспективе в Государственную Думу до 30 сентября будет представлен законопроект, предусматривающий:
передачу предприятиям или отраслевым пенсионным фондам финансовых обязательств по выплате пенсионных пособий лицам, пользующимся льготами по досрочному выходу на пенсию, и связанных с ними иных выплат;
установление работающим пенсионерам уровня трудовых пенсий независимо от уровня пенсий по возрасту;
передачу федеральному бюджету обязательств по финансированию расходов, которые непосредственно не связаны с пенсионными пособиями и в которых будут учитываться любые иные альтернативы, включая изменение структуры обязательств.
40. Для решения вопросов долгосрочной перспективы Правительство Российской Федерации до 31 октября 1997 г. примет и опубликует подробную программу реформы пенсионной системы, включающую следующие элементы:
а) новую схему обязательного пенсионного обеспечения на основе накопительного принципа;
б) нормативную базу для частных пенсионных фондов;
в) сохранение в течение переходного периода существующей системы обязательного пенсионного обеспечения для нынешних пенсионов и лиц предпенсионного возраста.
Межбюджетные отношения
41. Создание рациональной системы межбюджетных отношений, включая заимствования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, распределение налоговых доходов - жизненно важный элемент стратегии укрепления государственными финансами. Для достижения этой цели к 30 апреля 1997 г. в Государственную Думу представлен проект закона, регулирующего заимствования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; в нем определены виды ценных бумаг, которые имеют право выпускать данные органы, условия выпуска этих ценных бумаг и ограничения по суммарному объему риска от данных операций. Правительство Российской Федерации и в дальнейшем будет воздерживаться от предоставления любых гарантий по заимствованиям, осуществляемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
42. До 30 июня 1997 г. Правительство Российской Федерации завершит разработку плана действий, направленных на реформирование системы распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней и системы межбюджетных трансфертов. Целью данного плана является реализация новой системы межбюджетных трансфертов на новой основе (в том числе более широкое применение трансфертов, предоставляемых на определенных условиях) в бюджете 1998 года, а также реформирование системы распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней в связи с формированием бюджета 1999 года.
Бюджетная система и бюджетный процесс
43. Управление бюджетным процессом будет усовершенствовано за счет улучшения порядка исполнения бюджета и политики проведения государственных закупок. В соответствии с этим до 30 апреля 1997 г. Правительство Российской Федерации введет в действие механизм, при котором Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации начнет выпускать прямые платежные поручения по расходам Министерства обороны Российской Федерации на выплату заработной платы; данный механизм планируется полностью ввести в действие к концу 1997 года, если не возникнут непредвиденные технические проблемы.
44. 8 апреля 1997 г. был издан Указ Президента Российской Федерации о реформировании системы государственных закупок, предусматривающий их осуществление на стандартизованной, недискриминационной, конкурсной основе и устанавливающий порядок урегулирования конфликта интересов. В Указе также содержится положение об обязательном проведении закупочных конкурсов всеми федеральными органами исполнительной власти. За изданием этого Указа последует представление до 30 июня 1997 г. соответствующего законопроекта в Государственную Думу.
45. Правительство Российской Федерации не будет оказывать сельскому хозяйству другой финансовой поддержки из федерального бюджета (включая программы по субсидированию сельскохозяйственного кредита и предоставлению бюджетных ссуд), помимо средств, предусмотренных в бюджете 1997 года. Кроме того, в 1997 году не будут предоставляться новые товарные кредиты. В бюджете на 1998 год не будут предусмотрены субсидии на приобретение сельскохозяйственных средств производства, в том числе топлива, за исключением субсидий на закупку кормов, которые подлежат сокращению не менее чем на 50 процентов по сравнению с фактическими расходами 1997 года.
Налоговая политика и налоговая администрация
46. Как отмечается в пунктах 7 - 9 настоящего Заявления, принятый Правительством Российской Федерации в ноябре - декабре 1996 года план мероприятий по обеспечению доходов бюджета станет основой программы на 1997 год в области реформирования налоговой администрации. Данный план будет расширен так, как этого требует проводимая на постоянной основе работа по оказанию технического содействия соответствующим органам; дополнительные меры будут разработаны до 30 июня 1997 г.
47. Как отмечается в пункте 10 настоящего Заявления, Правительство Российской Федерации намерено провести коренную реформу налоговой системы. Разработан проект Налогового кодекса, который представлен в Государственную Думу до 30 апреля 1997 г. Правительство Российской Федерации намерено работать в тесном взаимодействии с Государственной Думой над принятием данного Кодекса. Вместе с тем до 31 мая 1997 г. Правительство Российской Федерации проведет обзор хода выполнения работы над Кодексом и оценит возможность его своевременного принятия. В рамках данного обзора будет рассмотрена возможность ускорения некоторых ключевых реформ путем подготовки и представления в Государственную Думу отдельных законопроектов, касающихся некоторых налогов или необходимых реформ.
Вопросы банковского сектора и управление
денежно - кредитной сферой
48. Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации намерены продолжать активную работу по всестороннему укреплению банковской системы. Элементы такого подхода включают меры по работе с проблемными банками, расширение и укрепление возможностей Центрального банка Российской Федерации по надзору за деятельностью банков, более жесткие требования в отношении исполнения нормативов банковской деятельности, совершенствование управления денежно - кредитной сферой, а также запланированное совершенствование платежной системы. Что касается подхода к проблемным банкам, Центральный банк Российской Федерации в течение 1997 года будет проводить политику закрытия неплатежеспособных банков, а также банков, не обеспечивающих выполнение законодательства о банковской деятельности и нормативных актов Центрального банка Российской Федерации. Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации будут и в дальнейшем проводить политику отказа от предоставления слабым банкам государственных средств, а также дотаций или льгот для содействия их слиянию или структурной перестройке.
49. На основе оценки показателей деятельности 200 крупнейших банков и другой имеющейся информации Центральный банк Российской Федерации определил банки, которые имеют отрицательный капитал или испытывают другие серьезные трудности. В конце февраля 1997 года Центральный банк Российской Федерации проинформировал эти банки о том, что они должны подготовить планы по увеличению капитала и оперативной санации и представить их в Центральный банк Российской Федерации не позднее 30 апреля 1997 г. На основании таких планов Центральный банк Российской Федерации не позднее 30 июня 1997 г. примет решение относительно возможности рекапитализации или санации таких банков или о необходимости иных процедур, осуществляемых в соответствии с банковским законодательством, включая отзыв лицензии на проведение банковских операций.
50. Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации примут меры для рассмотрения Государственной Думой законов о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций и о гарантировании вкладов, а также предпримут шаги для содействия принятию данных законов. Любая программа страхования вкладов, которая будет внедрена, будет финансироваться только за счет страховых взносов участвующих в ней банков и связанных с данной программой доходов от инвестиций; средства Центрального банка Российской Федерации или государственные ресурсы использоваться не будут.
51. В течение 1997 года Центральный банк Российской Федерации будет укреплять систему банковского надзора путем увеличения числа проверок на местах и повышения эффективности действующих экономических нормативов банковской деятельности. В каждом квартале 1997 года Центральный банк Российской Федерации проведет проверки не менее чем 15 из 100 крупнейших банков; уже в первом квартале были проведены проверки 19 банков. Что касается лицензирования банковской деятельности, то были приняты меры по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство, позволяющие уточнить процедуру отзыва лицензий на осуществление банковских операций и порядок последующей ликвидации кредитных организаций, у которых отозваны лицензии.
52. Центральный банк Российской Федерации продолжит работу по совершенствованию системы экономических нормативов, установленных Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 30 января 1996 г. N 1 в целях приближения экономических нормативов к международным стандартам. В течение 1997 года Банк России в числе прочих мер уточнит порядок расчета собственных средств (капитала) банков, повысит требования по нормативу достаточности капитала, снизит норматив связанных кредитов и внесет необходимые изменения в расчет нормативов деятельности банков с тем, чтобы учесть при расчетах нормативов внебалансовые требования и обязательства.
53. В течение 1997 года Центральный банк Российской Федерации осуществит доработку нового плана счетов кредитных организаций на основе "Международных стандартов бухгалтерского учета". Кроме того, Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации введут в действие более адекватные требования и процедуры применительно к резерву на возможные потери по ссудам.
54. Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации примут ряд мер для улучшения функционирования денежных рынков. Центральный банк Российской Федерации будет проводить работу по развитию инструментов управления ликвидностью банковской системы путем совершенствования механизма предоставления ломбардных кредитов и однодневных расчетных кредитов, проведения операций обратного РЕПО и создания межбанковского рынка РЕПО. Будут также приняты меры к тому, чтобы разрешить первичным дилерам производить заимствования и иметь короткие позиции на рынке государственных ценных бумаг. Будут приняты меры для облегчения доступа частных инвесторов на рынок государственных ценных бумаг.
55. Эффективность функционирования денежных рынков и банковского сектора будет повышаться благодаря совершенствованию платежной системы. В данной области Центральный банк Российской Федерации намерен в течение одного операционного дня неоднократно предоставлять банкам сведения об остатках на их счетах в Банке России, ввести в г. Москве в действие многорейсовую систему расчетов и ввести платность услуг, предоставляемых Центральным банком Российской Федерации по осуществлению расчетов.
III. Реализация экономической политики,
предоставление финансовой информации, наблюдение
за ходом реализации Программы
56. Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации будут предоставлять Международному валютному фонду информацию, необходимую для наблюдения за исполнением Программы, в соответствии с графиком, приведенным в Меморандуме определений. Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации будут осуществлять наблюдение за реализацией Программы.
Рабочая группа по наблюдению за реализацией Программы в области структурной политики продолжит свою деятельность в 1997 году; ее заседания будут посвящены оценке результатов и своевременности осуществления структурных преобразований, предусмотренных в Программе. Сотрудники Всемирного банка будут принимать участие в заседаниях указанной рабочей группы.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Председатель
Центрального банка
Российской Федерации
С.ДУБИНИН