Рейтинг@Mail.ru

Постановление Правительства РФ от 17.05.1996 N 590

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 мая 1996 г. N 590

О ПРОГРАММЕ МЕР ПО ПОДДЕРЖКЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ

В целях реализации задач по оказанию поддержки соотечественникам за рубежом в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 1994 г. N 1681 "Об Основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 16, ст. 1888) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 г. N 1064 "О мерах по поддержке соотечественников за рубежом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 21, ст. 2383) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить представленную Правительственной комиссией по делам соотечественников за рубежом программу мер по поддержке соотечественников за рубежом (прилагается).

2. Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета предусматривать ежегодно средства на выполнение мероприятий программы мер по поддержке соотечественников за рубежом.

3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при планировании своей работы учитывать мероприятия, предусмотренные программой мер по поддержке соотечественников за рубежом.

4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Правительственную комиссию по делам соотечественников за рубежом.

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ЧЕРНОМЫРДИН

Утверждена

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 17 мая 1996 г. N 590

ПРОГРАММА

МЕР ПО ПОДДЕРЖКЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ

1. Общие положения

Российская диаспора в различных странах мира формировалась, в основном, в течение XX века, когда вследствие сложных, порой трагических событий в истории России миллионы наших соотечественников были вынуждены покинуть родную землю.

В 90-х годах численность российской диаспоры за рубежом резко возросла. В результате распада СССР и образования новых независимых государств миллионы соотечественников оказались отделенными от Российской Федерации государственными границами. Во многих случаях они вынуждены жить и определять свою дальнейшую судьбу в сложной политической, экономической, социальной, культурной и психологической ситуации и нуждаются в помощи и поддержке как со стороны государств постоянного проживания, так и со стороны России.

Значительная часть трудностей, выпавших на долю наших соотечественников, помимо глубокого экономического кризиса, охватившего практически все бывшие республики СССР, политической и социальной нестабильности во многих из них, вызвана и тем обстоятельством, что новые независимые страны формируются как национальные государства самоопределившихся титульных наций. Иногда это декларируется открыто, но чаще проявляется в политике, направленной на достижение доминирования титульного населения в сферах государственной и общественной жизни, результатом которой становится рост социально-политической и межэтнической напряженности в этих странах.

Опыт жизни в новых независимых государствах все чаще наталкивает активную часть российских соотечественников на мысль о том, что их достойная интеграция в новое общество не может быть достигнута без самоорганизации и объединения усилий по защите своих прав и интересов. Поэтому в странах нового зарубежья в последние годы возникло немало различного рода объединений наших соотечественников. Однако этот процесс сопровождается конкуренцией между общественными организациями соотечественников и их лидерами за монополию на представительство интересов всего русскоязычного населения той или иной страны. При этом следует отметить, что лишь немногие из общественных организаций получили достаточно широкую известность, завоевали доверие основной части соотечественников и играют заметную роль в социально-политической, экономической и культурной жизни своих стран.

В настоящее время проблема соотечественников является значимым фактором в формировании отношений России с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии и внутриполитической ситуации в каждой из этих стран (в том числе и в России).

Вступая на путь практической поддержки соотечественников за рубежом, Российская Федерация ясно и недвусмысленно определила в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)", Указе Президента Российской Федерации от 11 августа 1994 г. N 1681 "Об Основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом" и Постановлении Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 г. N 1064 "О мерах по поддержке соотечественников за рубежом" основные принципы и цели своей государственной политики в отношении российской диаспоры.

Российская Федерация исходит из того, что соотечественники должны иметь свободу выбора страны проживания и гражданства, причем страны их постоянного проживания несут ответственность за обеспечение всего комплекса гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав этих лиц. Россия, несущая как правопреемница СССР моральную ответственность перед соотечественниками, готова помочь правительствам новых независимых государств в решении этих задач, а в случае ущемления прав соотечественников намерена использовать все международно признанные меры для их защиты.

Поддержка соотечественников за рубежом ни в коем случае не является завуалированным отказом им в праве возвращения в Россию. Напротив, обеспечение как интегрированности в жизнь страны постоянного проживания при сохранении культурной самобытности, так и переезда на историческую родину - главная двуединая цель политики России в отношении соотечественников, каждый компонент которой реализуется на практике с учетом конкретной ситуации.

Проблемы российских соотечественников в странах нового зарубежья вследствие их общественно-политической остроты и значимости сегодня более актуальны, чем аналогичные проблемы в странах традиционного зарубежья. Тем не менее поддержанию культурных и духовных связей с соотечественниками в странах за пределами бывшего СССР должно уделяться больше внимания, тем более что в нынешних условиях снято большинство ранее существовавших ограничений для осуществления этой деятельности государственными и общественными организациями и гражданами России.

Опыт работы по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 г. N 1064 показал, что проблемы соотечественников достаточно полно охватываются Основными направлениями, однако их осуществление на практике затруднено вследствие отсутствия механизмов реализации предусмотренных мер по поддержке соотечественников за рубежом. На устранение разрыва между целями государственной политики, сформулированными в упомянутых выше документах, а также Указе Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. N 940 "Об утверждении Стратегического курса Российской Федерации с государствами - участниками Содружества Независимых Государств", и их практической реализацией и направлена Программа мер по поддержке соотечественников за рубежом (далее именуется - Программа).

2. Цели и основные задачи Программы

Цели Программы:

содействие созданию условий для нормальной жизнедеятельности соотечественников, их добровольной интеграции в политическую, социальную, культурную и экономическую жизнь новых независимых государств при сохранении собственной культурной самобытности и всесторонних связей с Россией;

сохранение культурного и интеллектуального потенциала российской диаспоры, создание благоприятных условий для тех соотечественников, которые намерены вернуться в Россию;

укрепление и развитие культурных, деловых и других связей с российской диаспорой в странах за пределами бывшего СССР.

Основные задачи Программы:

содействие реальному обретению соотечественниками международно признанных личных и коллективных прав и свобод;

оказание поддержки самоорганизации соотечественников, формированию организованной структурированной российской диаспоры, способствующей развитию отношений России с новыми независимыми государствами;

содействие созданию условий для функционирования русского языка, прежде всего в образовательной, информационной и культурной сферах;

разработка механизмов взаимодействия органов власти и общественных организаций России с общественными организациями соотечественников за рубежом, стимулирование сотрудничества хозяйствующих субъектов России и российской диаспоры;

содействие интеграции хозяйствующих субъектов российской диаспоры в экономическую жизнь новых независимых государств и разработка механизма их делового сотрудничества с российскими производственно-предпринимательскими структурами;

содействие формированию конструктивного отношения к решению проблем соотечественников со стороны органов власти и общественности стран их проживания и России.

3. Формы и методы осуществления Программы

Общие рамки допустимых средств реализации Программы очерчены международно-правовыми нормами, законами стран проживания соотечественников, Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством.

В Программе предусматривается:

заключение многосторонних и двусторонних правительственных и межведомственных соглашений между государствами - участниками СНГ и государствами Балтии по проблемам соотечественников за рубежом и обеспечение их реализации (в контексте выполнения Россией, государствами - участниками СНГ и государствами Балтии международных обязательств в области защиты прав и основных свобод человека, а также прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам);

разработка новых и корректировка действующих законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации, направленных на более полный учет интересов соотечественников и расширение возможностей оказания им необходимой поддержки;

привлечение внимания международных организаций к фактам нарушения прав и ограничения свобод российских соотечественников;

финансовая поддержка образовательных, культурных и других программ общественных организаций соотечественников за рубежом;

оказание консультативной и научно-методической помощи общественным организациям соотечественников;

проведение мониторинга и научных исследований положения соотечественников за рубежом и создание информационного банка данных;

координация деятельности федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в первую очередь приграничных), российских общественных организаций и деловых кругов по решению проблем соотечественников за рубежом;

совершенствование организационно-управленческого механизма реализации мер, предусмотренных Программой.

4. Основные направления государственной поддержки

соотечественников за рубежом

Российская диаспора в государствах нового зарубежья различается по своим социальным, профессиональным, культурным, политическим и иным характеристикам, имеет различный общественно - политический статус. В силу этого отличается и реакция тех или иных групп соотечественников на события, происходящие в странах их проживания и в России.

Основные направления государственной поддержки соотечественников за рубежом предполагают учет особенностей российской диаспоры и, соответственно, дифференцированный подход при их практической реализации.

4.1. Формирование условий для реального соблюдения прав

и свобод соотечественников за рубежом

В целях формирования условий для реального соблюдения прав соотечественников в странах их постоянного проживания в Программе предусматривается:

разработка предложений для рассмотрения на заседаниях Совета глав государств, Совета глав правительств, Межпарламентской Ассамблеи и Совета министров иностранных дел государств - участников Содружества Независимых Государств состояния дел с обеспечением прав и свобод человека в этих государствах;

интенсификация работы по созданию комиссии СНГ по правам человека, подписанию и ратификации конвенции СНГ об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, конвенции СНГ о правах и основных свободах человека. Использование их возможностей для защиты прав соотечественников в государствах - участниках СНГ;

продолжение переговоров с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии о заключении двусторонних и многосторонних соглашений о формах и способах урегулирования проблем, связанных с правовым и гражданским статусом соотечественников;

определение правового статуса соотечественников в Российской Федерации и подготовка проектов соответствующих законодательных и нормативных актов;

регулярное информирование соответствующих международных организаций о фактах нарушения прав соотечественников и представляющих их интересы общественных организаций;

разработка предложений по учету интересов соотечественников при проведении политики в отношении государств - участников СНГ и стран Балтии;

содействие средствам массовой информации в освещении правового положения соотечественников за рубежом и формирование объективного общественного мнения о проблемах соотечественников в странах их проживания и в России.

Меры по формированию условий для реального соблюдения прав и свобод соотечественников представлены в Приложении N 1.

4.2. Финансовая и экономическая поддержка соотечественников

за рубежом

Осуществление финансовой и экономической поддержки соотечественников за рубежом предполагает использование как средств федерального бюджета, так и средств общественных фондов и общественных организаций, а также протекционистских мер по отношению к государственным, частным и иным финансовым и производственным структурам России и стран нового зарубежья, оказывающим помощь как соотечественникам, так и их общественным организациям в решении их проблем.

В этих целях в Программе предусматривается:

формирование нормативной базы для деятельности субъектов финансовой и экономической поддержки соотечественников за рубежом;

разработка критериев и процедур учета интересов соотечественников при осуществлении экономического сотрудничества России с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии, в частности при заключении многосторонних и двусторонних соглашений между ними, выделении кредитов и т.п.;

привлечение внебюджетных средств для решения проблем соотечественников за рубежом;

оказание гуманитарной помощи.

Прямая финансовая поддержка (в пределах выделенных на эти цели бюджетных средств) должна оказываться в первую очередь социально не защищенным группам соотечественников, оказавшимся в кризисной ситуации, а также выделяться на осуществление культурно - образовательных программ и проведение информационно - просветительских мероприятий.

Меры по оказанию финансовой и экономической поддержки соотечественникам за рубежом представлены в Приложении N 2.

4.3. Содействие сохранению сферы распространения

и функционирования русского языка, среднего и высшего

образования на русском языке

Для удовлетворения образовательных потребностей русскоязычного населения, сохранения сферы распространения и функционирования русского языка в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии как одного из приоритетных направлений внешней политики России в Программе предусматривается:

продолжение переговоров о придании русскому языку статуса второго государственного языка (с теми государствами - участниками СНГ и государствами Балтии, с которыми такая договоренность еще не достигнута);

разработка методической, организационной и технологической базы для проведения согласованной образовательной политики в государствах - участниках СНГ и формирование общего образовательного пространства;

анализ проблем, возникающих в работе школ с преподаванием на русском языке в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии, оказание этим школам методической, консультативной и технической помощи;

подготовка и повышение квалификации преподавателей школ (прежде всего преподавателей русского языка и гуманитарных дисциплин).

Меры поддержки среднего и высшего образования на русском языке представлены в Приложении N 3, а по повышению роли русского языка - в Приложениях N 4 и N 6.

4.4. Поддержка в решении культурных и социальных проблем

соотечественников за рубежом

Удовлетворение культурных потребностей российской диаспоры и помощь социально не защищенным группам соотечественников предполагает:

интенсификацию культурных связей между Россией и российской диаспорой в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии, в том числе на региональном и местном уровнях;

поддержку культурной жизни и культурных инициатив российской диаспоры;

создание российских информационно-культурных центров в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии;

продолжение работы по введению в действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения и подписанию соглашений по вопросам социального обеспечения с теми государствами нового зарубежья, с которыми подобного рода соглашения не заключены;

разработку механизма контроля за выполнением межгосударственных соглашений по вопросам социальной защиты различных категорий соотечественников;

отработку механизмов оказания экстренной и гуманитарной помощи социально не защищенным группам соотечественников.

Мероприятия по решению культурных и социальных проблем соотечественников за рубежом представлены в Приложениях N 4 и N 5.

4.5. Информационная поддержка и информационное обеспечение

соотечественников за рубежом

Для сохранения и развития информационных связей внутри российской диаспоры и между российской диаспорой и Россией в Программе предусматривается:

интенсификация переговоров на межправительственном и межведомственном уровнях о беспрепятственном функционировании российских средств массовой информации в странах нового зарубежья;

оказание поддержки средствам массовой информации соотечественников за рубежом с учетом законодательства соответствующих стран их проживания;

регулярное освещение в российских средствах массовой информации деятельности органов государственной власти Российской Федерации по поддержке соотечественников за рубежом и доведение до них этой информации;

обеспечение общественных организаций соотечественников за рубежом российскими периодическими изданиями;

предоставление русскоязычным периодическим изданиям соотечественников на безвозмездной основе материалов российских информационных агентств;

создание справочно-информационного банка данных по всем направлениям сотрудничества с соотечественниками за рубежом;

проведение мониторинга и научных исследований положения соотечественников за рубежом с доведением их результатов до сведения органов государственной власти Российской Федерации, государств - участников СНГ и государств Балтии, международных правозащитных организаций, а также средств массовой информации.

Мероприятия по информационной поддержке соотечественников за рубежом представлены в Приложении N 6.

4.6. Взаимодействие с соотечественниками в странах

за пределами территории бывшего СССР

Для повышения эффективности взаимодействия с российской диаспорой традиционного зарубежья в Программе предусматривается:

формирование банка данных о российской диаспоре в странах традиционного зарубежья;

активизация культурных отношений и делового сотрудничества с российской диаспорой, в частности использование возможностей общественных организаций, оказание наиболее авторитетным из них необходимой государственной поддержки;

привлечение организаций соотечественников в традиционном зарубежье к оказанию поддержки российской диаспоре в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии.

Мероприятия по взаимодействию с соотечественниками в странах за пределами территории бывшего СССР представлены в Приложении N 7.

4.7. Организационно-управленческие мероприятия

по реализации Программы

Значительные ресурсы выполнения Программы заключаются в совершенствовании организационно-управленческих механизмов реализации содержащихся в ней мероприятий, для чего предусматривается:

подготовка на основании анализа выполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 г. N 1064 "О мерах по поддержке соотечественников за рубежом" и представление в Правительство Российской Федерации предложений по совершенствованию и координации деятельности министерств и ведомств в сфере поддержки российской диаспоры;

усиление контроля за выполнением министерствами и ведомствами решений и поручений Правительства Российской Федерации по поддержке соотечественников за рубежом;

подготовка предложений по внесению изменений в Положение о Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом и ее состав на основании анализа опыта работы Комиссии в 1995 году;

привлечение субъектов Российской Федерации к решению проблем соотечественников за рубежом, в том числе тех российских республик, чье титульное население составляет заметную часть в странах нового и традиционного для России зарубежья;

совершенствование механизма представления, экспертизы и контроля за реализацией проектов, представляемых государственными и общественными организациями;

организация учебы и повышения квалификации сотрудников органов исполнительной власти Российской Федерации и активистов общественных организаций, занимающихся проблемами соотечественников за рубежом.

5. Этапы осуществления Программы

Как показывает опыт Венгрии, Израиля, КНР, ФРГ и некоторых других стран, поддержка диаспоры является постоянной составляющей внешней политики каждого из этих государств и может способствовать как улучшению, так и осложнению межгосударственных отношений и положения самой диаспоры. Поэтому при сохранении принципов и долговременных целей этой политики ее текущие задачи неизбежно будут меняться.

В настоящее время Россия находится на этапе формирования принципов и механизмов взаимодействия с российской диаспорой, чему и служат меры, предусмотренные Программой на 1996 год.

Содержание последующих этапов будет проработано с учетом выполнения соответствующих пунктов Программы на 1996 год и представлено в Правительство Российской Федерации.

6. Основные исполнители Программы

6.1. Основные исполнители Программы - министерства и ведомства Российской Федерации.

В качестве соисполнителей по согласованию могут выступать Администрация Президента Российской Федерации, соответствующие комитеты палат Федерального Собрания Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, российские общественные и религиозные организации.

6.2. Координация и контроль за исполнением настоящей Программы возлагаются на Правительственную комиссию по делам соотечественников за рубежом.

7. Финансирование Программы

Финансирование Программы осуществляется из средств федерального бюджета и внебюджетных поступлений, а также, по согласованию, из средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Приложение N 1

к Программе мер по поддержке

соотечественников за рубежом

МЕРЫ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛЬНОГО СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ

И СВОБОД СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ

Приложение N 2

к Программе мер по поддержке

соотечественников за рубежом

МЕРЫ

ПО ОКАЗАНИЮ ФИНАНСОВОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ

Приложение N 3

к Программе мер по поддержке

соотечественников за рубежом

МЕРЫ

ПОДДЕРЖКИ ШКОЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Приложение N 4

к Программе мер по поддержке

соотечественников за рубежом

МЕРЫ

ПО РЕШЕНИЮ КУЛЬТУРНЫХ ПРОБЛЕМ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ

Приложение N 5

к Программе мер по поддержке

соотечественников за рубежом

МЕРЫ

ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ

Приложение N 6

к Программе мер по поддержке

соотечественников за рубежом

МЕРЫ

ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ

Приложение N 7

к Программе мер по поддержке

соотечественников за рубежом

МЕРЫ

ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОССИЙСКОЙ ДИАСПОРОЙ ЗА ПРЕДЕЛАМИ

БЫВШЕГО ССР

Другие документы по теме
(ред. от 10.07.2020) "Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности" (вместе с "Положением об аттестации экспертов в области промышленной безопасности")
(ред. от 10.08.1993) "Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка"
"О внесении изменения в приложение к Положению о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
(ред. от 25.05.2016) "О предоставлении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оказания адресной финансовой помощи гражданам Украины, имеющим статус беженца или получившим временное убежище на территории Российской Федерации и проживающим в жилых помещениях граждан Российской Федерации, в 2014 и 2015 годах" (вместе с "Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оказания адресной финансовой помощи гражданам Украины, имеющим статус беженца или получившим временное убежище на территории Российской Федерации и проживающим в жилых помещениях граждан Российской Федерации, в 2014 и 2015 годах")
Ошибка на сайте