Рейтинг@Mail.ru

Постановление Правительства РФ от 27.07.2001 N 564

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 июля 2001 г. N 564

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ

"ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ

МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ДО 2008 ГОДА"

В целях защиты прав коренных малочисленных народов Севера на социально-экономическое и культурное развитие, а также содействия реализации их экономических, социальных и этнокультурных задач Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года" (далее именуется - Программа).

2. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы на 2007 - 2008 годы за счет средств федерального бюджета составляет 414400 тыс. рублей с учетом прогноза цен на соответствующие годы.

3. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации предусматривать ежегодно, начиная с 2002 года, при формировании проекта федерального бюджета выделение средств на реализацию мероприятий Программы.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.КАСЬЯНОВ

Утверждена

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 27 июля 2001 г. N 564

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ

МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ДО 2008 ГОДА"

ПАСПОРТ

федеральной целевой программы

"Экономическое и социальное развитие коренных

малочисленных народов Севера до 2008 года"

I. Содержание проблемы

Коренные малочисленные народы Севера на протяжении многих веков осваивали полярные и приполярные территории, адаптировались к экстремальным природным условиям, развивали свою самобытную культуру. Обеспечение их социально-экономического развития является национальным приоритетом России.

Коренные малочисленные народы Севера проживают на территориях своих предков, сохраняют самобытный уклад жизни. В Российской Федерации в настоящее время проживает 30 коренных малочисленных народов Севера общей численностью более 200 тыс. человек, что составляет менее 2 процентов населения Севера России.

В советский период были созданы экономическая основа и система сбыта продукции традиционных отраслей хозяйствования, появилась письменность у 26 коренных малочисленных народов Севера, развивалась сфера образования и культуры, произошли значительные изменения, связанные с переходом кочевого населения на оседлый образ жизни, коренной ломкой хозяйственного и бытового уклада, изменением системы традиционного воспитания детей, преобразованием индивидуальных хозяйств в совхозы и переселением коренных малочисленных народов Севера в более крупные населенные пункты.

Негативные процессы в социально-экономическом развитии этих народов усилились в период перехода страны к рыночным отношениям и привели к глубокому кризису оленеводства и других видов традиционной деятельности и промыслов, к кризису в системе медицинского, культурного, товарного, бытового и транспортного обеспечения мест традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, катастрофическому снижению уровня жизни, сокращению ее средней продолжительности до 45 - 50 лет, росту безработицы (более 50 процентов), снижению реальных доходов национальных домохозяйств в несколько раз.

Для перелома негативных тенденций в социально-экономическом развитии коренных малочисленных народов Севера признано целесообразным использовать программно-целевой метод решения проблем. Была принята государственная программа развития экономики и культуры этих народов в 1991 - 1995 годах. В ходе ее реализации были введены в эксплуатацию 419,2 тыс. кв. метров жилья, больницы на 407 мест, школы на 3 тыс. мест, созданы 52 оленеводческих хозяйства и другие объекты.

Продолжением этой государственной программы стали федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года" и действующая в настоящее время федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года", реализация которой в 2002 - 2006 годах из-за дефицита средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществлена не в полной мере.

Большинство участвующих в указанных программах субъектов Российской Федерации не смогли разработать механизм замещения выбывающих источников финансирования инвестиционных проектов за счет привлечения средств внебюджетных источников.

Проблема социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера имеет комплексный, многофакторный характер. При отсутствии координирующего органа и без проработки единого механизма реализации существует опасность утраты контроля за осуществлением комплексного решения проблемы.

Распределение ключевых мер, направленных на изменение сложившейся неблагоприятной ситуации в области социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, по многим федеральным министерствам и агентствам может привести (при отсутствии единого взаимоувязывающего органа) к утрате оперативности и неспособности адекватно и активно реагировать на вопросы, которые возникают в связи с радикальной трансформацией всего уклада жизни, традиционного хозяйства и культуры коренных малочисленных народов Севера. С целью позитивного воздействия софинансируемых за счет средств федерального бюджета мероприятий, а также для скорейшего достижения положительных результатов возникла необходимость использовать программно-целевой метод решения проблемы.

Основным способом решения проблемы социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера остается централизованный способ, осуществляемый в рамках единого сильного координирующего органа и единого плана мероприятий.

За период реализации действующей программы осуществлены следующие мероприятия:

в Иркутской области - открыт сувенирный цех для Союза общин Елизовского района, оборудована техническими средствами по раскрою и пошиву шкур мастерская школы ремесел в с. Анавгай (Быстринский район), завершено строительство школы на 132 учебных места в с. Верхняя Гутара (Нижнеудинский район), строится оленеводческая база на 1000 голов в пос. Алыгджер (Нижнеудинский район);

в Кемеровской области - закуплено оборудование для деревообрабатывающего цеха в г. Таштаголе, введен в эксплуатацию такой важный энергетический объект как ЛЭП-35 протяженностью 37 км от пос. Шерегеш до пос. Усть-Кабырза (Таштагольский район), установлены трансформаторная подстанция мощностью 500 кВт в пос. Усть-Кабырза и 3 локальные энергоустановки в поселках Элебеза, Шотайга, Чизнбур, установлена промышленная связь производственного назначения, работающая в автономном режиме на дальние расстояния, в том числе в горной местности, закуплено 14 радиотелефонов для 13 отдаленных поселков Таштагольского района, где невозможна организация проводной связи из-за горно-таежной местности;

в Мурманской области - завершается строительство пункта забоя оленей в с. Краснощелье (Ловозерский район);

в Ненецком автономном округе - завершено строительство оленеубойного пункта в пос. Красное, также продолжается строительство хлебопекарни малой мощности в пос. Хорей-Вер;

в Республике Алтай - организован цех по переработке молока в с. Турочак, для базовой фактории "Республика Алтай" в г. Горно-Алтайске приобретено производственное и лабораторное оборудование для колбасного цеха и мини-пекарни, в Турачакском районе создана опорная фактория;

в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе - построен жилой дом в пос. Носок (Усть-Енисейский район), продолжается строительство окружного краеведческого музея в г. Дудинке;

в Республике Саха (Якутия) - завершено строительство оленеводческих баз в местности с. Хатыстыр (Алданский район) и в местности с. Тяня (Олекминский улус), введена в строй оленеводческая база в с. Тополиное (Томпонский улус), строится школа в с. Тяня (Олекминский улус), построен Дом народов Севера в г. Якутске, а также оленеводческая база в Момском районе;

в Сахалинской области - во всех районах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера при школьных учреждениях действуют лагеря дневного пребывания, в 4 районах - этнолагеря;

в Уватском районе Тюменской области - приобретено 7 снегоходов "Буран", закуплено 3 электростанции для стойбищ, в которых проживают коренные малочисленные народы Севера;

в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - приобретен передвижной приемный пункт, который позволяет обеспечить доставку сырья (дикоросов, рыбы), собранного и добытого в отдаленных населенных пунктах автономного округа, и сохранить качество собранной продукции, завершено строительство цехов по переработке ягод и грибов в с. Междуречье;

в Читинской области - установлены 3 дизельных электростанции, что обеспечило гарантированное и бесперебойное электроснабжение сел Моклакан, Гуля и Средняя Олекма (Тунгиро-Олекминский район);

в Республике Хакасия - завершено строительство средней школы на 600 мест в с. Балыкса (Аскизский район);

в Республике Тыва - построен деревообрабатывающий цех, реконструирована дизельная электростанция на 200 кВт в с. Сыстыг-Хем, строятся мини-цеха по переработке ягод, грибов и орехов, забою скота и переработке мяса в с. Кунгуртуг (Тере-Хольский кожуун), а также малокомплектная школа со спортзалом;

в Приморском крае - построено 6 одноквартирных жилых домов в с. Красный Яр (Пожарский район);

в Корякском автономном округе - построена линия электропередачи протяженностью 24,21 км, осуществлена реконструкция рыбоперерабатывающей базы в с. Тымлат;

в Камчатской области - завершено строительство цехов по переработке мяса с убойным пунктом в пос. Красное;

в Ямало-Ненецком автономном округе - введена в эксплуатацию дизельная электростанция в пос. Зеленый Яр, завершено обустройство фактории "Новая Часелька" (Красноселькупский район), построен склад для фактории "Усть-Юрибей";

в Амурской области - завершено строительство школы на 192 места в с. Уркан;

в Хабаровском крае - завершено строительство первой очереди школы на 120 учебных мест в с. Сикачи-Алян, для артели "Тенкур" Амурского района и национальной общины "Найхин" Нанайского района закуплены 2 пилорамы, приобретено скороморозильное оборудование для фактории "Лумукан" в с. Тугур (Тугуро-Чумиканский район), приобретен телефонный концентратор "Системы цифровой коммутации "ЭЛ-КОМ" абонентской емкостью до 300 номеров;

в Томской области - для обеспечения занятости коренных малочисленных народов Севера в селах Парабель, Каргасок, Иванкино, Тегульдет, Белый Яр и Новошумилово закуплены холодильное оборудование и лодочные моторы, в селах Александровское, Напас, Тегульдет, Степановка закуплены 18 лодочных моторов "Ветерок" и 11 снегоходов "Буран";

в Солтонском и Красногорском районах Алтайского края -установлены 2 пилорамы;

в Чукотском автономном округе - введена в эксплуатацию школа-сад-интернат на 160 учеников в с. Канчалан;

в Магаданской области - закончена реконструкция зданий воинской части под школу-интернат на 98 мест в пос. Эвенск, закуплены холодильные и морозильные установки.

Ниже представлены общие итоги реализации действующей программы за 2002 - 2006 годы.

Построено и введено в эксплуатацию жилья общей площадью 12 682,1 кв. метра, завершено строительство 17 школ на 4109 мест, введены в эксплуатацию 3 мини-цеха по переработке мяса, ягод, грибов, лекарственных растений, выделке кож, шкур морского зверя, а также деревообрабатывающие цеха. Построены 7 оленеводческих баз и убойных пунктов, 1 рыбоперерабатывающая база, Дом охотника на 15 мест. Приобретены 31 снегоход "Буран", 5 пилорам, 18 лодочных моторов, 14 радиотелефонов, телефонный концентратор, 5 комплектов холодильного оборудования, 10 комплектов оборудования для переработки продукции традиционных отраслей, оборудование и снаряжение для рыбного и охотничьего промыслов, мини-пекарни, 12 электростанций и дизельных генераторов, 3 локальные энергоустановки. Введены линии электропередачи протяженностью около 20 км.

Были организованы 3 фактории, построен этнокультурный центр коренных малочисленных народов Севера "Дом народов Севера".

Финансирование указанных мероприятий осуществлялось за счет средств федерального бюджета (в 2002 году - 10027 тыс. рублей, в 2003 году - 94993 тыс. рублей, в 2004 году - 101040 тыс. рублей, в 2005 году - 102050 тыс. рублей, в 2006 году - 205630 тыс. рублей), бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Результаты выполнения мероприятий программы показывают, что их реализация пока лишь сдерживает кризисные явления в экономике и социальной сфере, затрагивающие интересы коренных малочисленных народов Севера, отчасти способствует воссозданию традиционного хозяйственного уклада, улучшению транспортной доступности мест традиционного проживания, обеспечению их электро- и водоснабжением, профилактике заболеваний и повышению уровня образования.

Сохраняются незначительные темпы роста в экономическом развитии, улучшении уровня и условий жизни коренных малочисленных народов Севера.

К важнейшим проблемам, требующим безотлагательного решения, относится развитие традиционного жизнеобеспечения (оленеводства, охотничьего, морского и рыбного промыслов и др.). В большинстве районов Севера оленеводство, ранее одна из наиболее доходных отраслей традиционного хозяйства, стало убыточным.

В кризисной ситуации находится морской зверобойный промысел. Улов рыбы в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера сократился почти вдвое в последние годы, что связано с отсутствием рынка сбыта. Снижается промысел полевой пушнины из-за истощения ресурсов угодий, несовершенства организации промысла (ухудшение экономических условий, снижение материальной заинтересованности охотников и другие факторы). Кризис звероводства связан с нехваткой и резким подорожанием кормов и падением мировых цен на продукцию звероводства.

В результате промышленного освоения Севера нарушился экологический баланс территорий традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера. Непоправимый урон окружающей среде наносит загрязнение ее отходами нефтяных и газовых промыслов. Из-за отсутствия ограничений в вопросах эксплуатации транспортных средств разрушается растительный покров тундры и сокращаются площади выпаса оленей. Уменьшаются запасы рыбы и морепродуктов, пушного и морского зверя. Положение усугубляется тем, что практически прекращены работы по изучению состояния природных и земельных ресурсов.

Острота социальных проблем коренных малочисленных народов Севера более всего ощущается в сельской местности. Реальные подушевые доходы в семьях оленеводов и охотников в 3 и более раза ниже соответствующих показателей для других групп населения, например, работников, занятых в сфере промышленности, строительства и транспорта.

Многие семьи не имеют жилья. Почти половина жилищного фонда сел в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера находится в ветхом состоянии и, как правило, без водоснабжения, канализации и инженерных сетей.

В структуре смертности представителей коренных малочисленных народов Севера на первом месте - травмы и отравления, многие из которых являются прямым следствием употребления алкоголя. За последние 10 лет смертность от алкогольных отравлений возросла более чем в 2 раза.

Происходит ухудшение состояния здоровья коренных малочисленных народов Севера. До пенсионного возраста доживает только 8,5 процента этих народов. Показатели заболеваемости в 1,5 раза выше среднероссийских. Наблюдается значительный рост таких заболеваний, как туберкулез, вирусный гепатит, кожные, паразитарные заболевания. При этом в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера возникает острая необходимость в обеспечении качественным медицинским обслуживанием. Значительная часть больниц и амбулаторно-поликлинических учреждений требует капитального ремонта.

Наблюдается снижение уровня доступности общего и профессионально-технического образования коренных малочисленных народов Севера. Начальное и неполное среднее образование имеют только 80 процентов этих народов.

Существующая сеть общеобразовательных учреждений не обеспечивает потребности коренных малочисленных народов Севера в образовании. Практически во всех районах проживания этих народов сокращается количество дневных общеобразовательных школ и дошкольных учреждений в связи с тем, что данные объекты инфраструктуры находятся в аварийном состоянии и требуют капитального ремонта. Не решена проблема создания малокомплектных школ.

Школы испытывают недостаток педагогических кадров, не укомплектованы учебной и учебно-методической литературой, пособиями для внеклассного чтения, особенно на языках коренных малочисленных народов Севера, слабо оснащены современными техническими средствами обучения. Особой проблемой является обучение родному языку, который в школах изучают (в целом по регионам Севера) не более 50 процентов учащихся.

В ряде районов проживания коренных малочисленных народов Севера ощущается потребность в средних специальных учебных заведениях для подготовки специалистов в области традиционных отраслей хозяйствования и промыслов. Нуждается в дополнительной проработке вопрос о расширении возможностей для получения этими народами высшего образования.

Назрела необходимость реформирования и адаптации механизма государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера к изменяющимся экономическим условиям, определения новых подходов и приоритетов в решении таких проблем.

Концепция государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2000 г. N 198, и план мер по ее реализации предусматривают создание условий для саморазвития и самообеспечения коренных малочисленных народов Севера в местах их традиционного проживания, в том числе поддержку традиционных видов деятельности (оленеводства и промыслов), организацию системы факторийной торговли и товарообмена, получение компенсаций при разработке природно-сырьевых ресурсов на территориях их традиционной хозяйственной деятельности, развитие организационно-правовых форм местного самоуправления.

На основе указанной Концепции разработана федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года" (далее - Программа).

В ходе реализации Программы было установлено, что выполнение отдельных ее мероприятий невозможно в связи с недостаточностью финансирования.

Анализ кризисной ситуации показывает, что результаты Программы не в полной мере достигают планируемых показателей, способных улучшить социально-экономическое положение коренных малочисленных народов Севера.

II. Цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации

Целью Программы является создание условий для устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера на основе укрепления традиционного жизнеобеспечения, содействия занятости и самозанятости, формирования институтов национального самоуправления.

Целевые индикаторы и показатели изменения социально-экономического положения в результате реализации Программы приведены в приложении N 1.

Реализация Программы будет осуществляться по следующим направлениям:

1) развитие традиционного жизнеобеспечения (оленеводства и промыслов) и возрождение национальной культуры коренных малочисленных народов Севера;

2) укрепление малого бизнеса в секторе услуг с привлечением представителей коренных малочисленных народов Севера, создание факторий, развитие факторийных форм торговли и товарообмена, а также других форм сельской кооперации;

3) повышение показателей грамотности и доступности общего и начального профессионального образования для коренных малочисленных народов Севера, развитие системы здравоохранения на территориях их традиционного проживания и повышение уровня медицинского обслуживания путем реконструкции и возведения новых больничных корпусов, соответствующих современным требованиям организации оказания медицинской помощи коренным малочисленным народам Севера в местах их традиционного проживания;

4) развитие транспортной, энергетической, информационно-коммуникационной инфраструктуры на территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера.

К задачам первого направления относятся:

развитие материальной базы традиционного жизнеобеспечения - оленеводства, рыбного, охотничьего и морского зверобойного промыслов;

поддержка развития семейно-родовых и общинных форм традиционного природопользования;

восстановление закупочно-заготовительной и снабженческо-сбытовой системы кооперации, в том числе развитие факторийных форм торговли и товарообмена в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера.

К задачам второго направления относятся:

развитие и поддержка малого предпринимательства, формирование системы подготовки и переподготовки кадров;

развитие системы социально-бытовых и коммунальных услуг в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера.

В результате выполнения мероприятий второго направления планируется сдерживать кризисные явления в экономике и социальной сфере коренных малочисленных народов Севера.

К задачам третьего направления относятся:

реконструкция и строительство национальных общеобразовательных школ, дошкольных и внешкольных учреждений с целью повышения показателей грамотности и доступности общего и начального профессионального образования среди коренных малочисленных народов Севера;

реконструкция и возведение новых больничных корпусов, соответствующих современным требованиям организации оказания медицинской помощи представителям коренных малочисленных народов Севера;

сохранение и развитие национальной культуры, традиций и обычаев коренных малочисленных народов Севера путем строительства социальных объектов и объектов культуры;

благоустройство мест традиционного проживания и жилья коренных малочисленных народов Севера за счет улучшения жилищных условий и строительства стационарного жилья.

К задачам четвертого направления относятся:

развитие транспортной, энергетической, информационно-коммуникационной инфраструктуры в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;

снижение ресурсной зависимости районов проживания коренных малочисленных народов Севера от завоза топлива и нефтепродуктов на основе использования местных (нетрадиционных) источников теплоэнергоснабжения;

переход на местные, более эффективные для использования источники тепла и энергии, в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера.

Реализация Программы осуществляется в 2 этапа:

первый этап - 2002 - 2003 годы;

второй этап - 2004 - 2008 годы.

Первый этап предусматривал:

проведение срочных мер в области социальной и медицинской реабилитации коренных малочисленных народов Севера, развитие системы подготовки и переподготовки кадров и содействия занятости представителей коренных малочисленных народов Севера;

реализацию мероприятий стабилизационного значения по завершению и вводу в действие ранее начатых объектов капитального строительства и производственных мощностей;

подготовку проектно-сметной документации;

формирование нормативной правовой базы, организацию конкурсного отбора и реализацию эффективных быстроокупаемых проектов, способствующих оживлению инвестиционной и предпринимательской активности в районах проживания коренных малочисленных народов Севера.

Результатами первого этапа являлось доведение доли занятости в малом бизнесе представителей коренных малочисленных народов Севера до 3 процентов от их общей занятости, формирование первых кооперативов и факторий в местах традиционного проживания этих народов, достижение показателя имеющих начальное образование среди коренных малочисленных народов Севера до 80 процентов, постепенное восстановление системы диспансерного медицинского обследования в местах их традиционного проживания, использование местных источников тепла и энергии для обеспечения теплоэнергонезависимости нескольких мест традиционного проживания, создание первых структур кооперативного менеджмента (соуправления) природных ресурсов, включающих представителей коренных малочисленных народов Севера и государственных служб на Севере России.

Второй этап, рассчитанный на среднесрочную перспективу, предусматривает:

создание в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера институциональных основ современной рыночной экономики с развитой инфраструктурой;

развертывание работ по модернизации видов традиционной деятельности коренных малочисленных народов Севера;

восстановление и развитие с привлечением частного капитала объектов инфраструктуры, включая обеспечение транспортной доступности территорий проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;

реализацию проектов по ремонту, реконструкции и строительству жилищного фонда, объектов социально-бытового обслуживания, культуры, образования и здравоохранения, осуществление природоохранных и природовосстановительных мероприятий.

Финансирование мероприятий второго этапа будет осуществляться за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств инвесторов.

Второй этап реализации Программы позволяет создать базу для устойчивого роста социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера (укрепление национального самоуправления, повышение занятости и самозанятости населения, традиционного жизнеобеспечения и др.), предполагает необходимость дальнейшей реализации проектов по развитию хозяйственно-экономической структуры территорий их проживания при ускоренном развитии сектора социальных услуг (образование, здравоохранение, культура).

III. Система мероприятий Программы

Мероприятия Программы согласованы по срокам с исполнителями, взаимосвязаны и предусматривают получение разностороннего экономического и социального эффекта. Объемы и источники финансирования Программы приведены в приложении N 2. Мероприятия Программы приведены в приложении N 3.

Программа увязана с другими федеральными целевыми программами по проблемам Севера. Ряд проектов Программы носит комплексный характер.

Программа предусматривает выполнение следующих мероприятий:

1) развитие оленеводства, традиционных промыслов и ремесел коренных малочисленных народов Севера, сохранение природной среды и ресурсного потенциала районов проживания этих народов.

Мероприятия направлены на возрождение традиционного жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Севера, на создание условий для восстановления и сохранения естественной природной среды, необходимой для традиционной жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера. Реализация мероприятий будет осуществляться по нескольким направлениям.

Первое направление предусматривает развитие традиционного жизнеобеспечения для удовлетворения потребностей в продовольствии коренных малочисленных народов Севера и (в ограниченной степени) для товарного использования производимой ими продукции. Намечены мероприятия по развитию племенных оленеводческих хозяйств, рациональному использованию оленьих пастбищ.

Планируется строительство комплексных убойно-приемных пунктов оленей и других домашних животных, промежуточных баз для оленеводческих, охотничьих и рыболовецких бригад. Намечаются мероприятия по развитию звероводства, восстановлению поголовья и строительству новых звероводческих ферм.

Вторым направлением является развитие производственной базы продукции традиционного хозяйствования. Намечаются строительство специализированных перерабатывающих цехов, приобретение холодильных и морозильных установок, организация производства по выделке шкур и пушнины, выпуску сухих лекарственных растений и экстрактов.

Третье направление предусматривает поддержку переезда общин коренных малочисленных народов Севера в городах и районных центрах в места летнего сезонного промысла, детей во время школьных каникул - к местам работы родителей, занятых в оленеводстве и промыслах;

2) развитие сектора рыночных услуг, сельской кооперации, в том числе факторийных форм торгового, бытового, транспортного обслуживания.

Мероприятия направлены на привлечение представителей коренных малочисленных народов Севера к развитию малого бизнеса в секторе услуг в местах традиционного проживания, в том числе в сфере туризма, возрождение сельской кооперации, создание факторий в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и восстановление на их основе системы заготовок, закупок, завоза и торговли продовольственной и потребительской продукцией, торгового, бытового, транспортного обслуживания охотников-промысловиков и рыбаков в местах их производственной деятельности.

Предусматривается создание в местах традиционного проживания и деятельности коренных малочисленных народов Севера сети факторий, обеспечивающих заготовку, хранение и реализацию продукции оленеводства и промыслов (начиная от сети баз, заготовительных и торгово-снабженческих пунктов до базовых факторий);

3) развитие социальной инфраструктуры, системы здравоохранения, образования и культуры.

Мероприятия направлены на повышение качества и улучшение условий жизни коренных малочисленных народов Севера на основе развития социально-бытовой инфраструктуры и сферы услуг, повышения уровня медицинского обслуживания. Реализация мероприятий будет осуществляться по нескольким направлениям.

Первым направлением является развитие предприятий коммунально-бытового обслуживания. Намечен комплекс мероприятий по ремонту и реконструкции жилищного фонда, повышению уровня благоустроенности жилья путем водо-, газо- и электроснабжения, а также путем обеспечения канализацией, центральным отоплением и другими удобствами.

Предусматривается строительство водопроводных и канализационных сетей жилых домов, объектов социальной инфраструктуры, мини-пекарен, объектов службы быта и торговли в населенных пунктах и факториях.

Вторым направлением является развитие системы здравоохранения на территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера и повышение уровня медицинского обслуживания путем реконструкции и возведения новых больничных корпусов, соответствующих современным требованиям организации оказания медицинской помощи представителям коренных малочисленных народов Севера в местах их традиционного проживания.

Третье направление связано с повышением грамотности и доступности общего и начального профессионального образования среди коренных малочисленных народов Севера. Предусматриваются реконструкция и строительство школ примерно на 6 тыс. мест (8-летних и начальных школ в малых селах, малокомплектных начальных школ на вновь организуемых факториях и возрождаемых поселениях (общинах), семейных школ в тундре на базе школ-интернатов);

4) теплоэнергообеспечение мест традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и развитие коммуникаций.

Мероприятия направлены на обеспечение бесперебойного тепло- и электроснабжения в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера на основе повышения эффективности использования местных топливно-энергетических ресурсов, развития местных видов транспорта.

Одним из направлений, осуществляемых в рамках Программы, является переориентация системы энергообеспечения мест традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера на топливно-энергетические ресурсы местных источников.

Намечаются строительство малогабаритных электростанций для факторий, оленеводческих и рыболовецких бригад, а также реконструкция децентрализованного сектора теплоснабжения и дизельных электростанций.

Также осуществляется капитальное строительство ряда объектов, в том числе подъездных дорог в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, что позволит достигнуть целевого индикатора, отражающего увеличение доли мест традиционного проживания, имеющих регулярную транспортную связь с районными центрами, до 55 процентов.

Реализация указанных мероприятий позволит повысить роль коренных малочисленных народов Севера в социально-экономических процессах в местах их традиционного проживания.

IV. Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Сравнительный анализ по годам источников и объемов финансирования Программы приведен в приложении N 4.

В структуре затрат преобладают расходы по статье "Капитальные вложения", которые составляют 95,34 процента, затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 0,01 процента и прочие текущие расходы - 4,65 процента.

В качестве инвестиционных вложений предполагается использовать внебюджетные источники в соответствии с рекомендациями, предусмотренными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".

Большое значение для привлечения инвесторов будет иметь формирование системы информационной поддержки. С этой целью намечено осуществление комплекса мер, обеспечивающих опережающую подготовку в соответствии с международными стандартами инвестиционных проектов, проектно-сметной документации, повышение информированности потенциальных инвесторов об имеющихся возможностях для вложения средств, создание и ведение банка данных, организация выставок и аукционов инвестиционных проектов.

V. Механизм реализации Программы

Государственным заказчиком Программы является Министерство регионального развития Российской Федерации.

Важнейшим элементом реализации Программы является взаимосвязь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки Программы.

В связи с этим ход реализации Программы ежеквартально анализируется на основе оценки результативности мероприятий Программы, достижения ее целевых индикаторов.

Принятие управленческих решений в рамках Программы осуществляется с учетом информации, поступающей от органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Государственный заказчик Программы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют совместные действия по организации финансирования мероприятий, предусмотренных Программой.

Государственный заказчик Программы осуществляет следующие функции:

организует текущее управление реализацией Программы;

разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы;

подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации Программы;

подготавливает поквартальную разбивку целевых индикаторов оценки эффективности реализации Программы на очередной год;

организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом ее выполнения;

организует мониторинг хода реализации Программы;

осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы;

согласовывает утверждаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации титульные списки строек;

несет ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы;

обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по подготовке и реализации мероприятий Программы, а также осуществляет анализ и контроль рационального и эффективного использования средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также средств внебюджетных источников;

ежеквартально обобщает и анализирует статистическую отчетность по реализации Программы и представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклады о ее выполнении.

При расчете средств федерального бюджета, предоставляемых в форме субсидий на софинансирование объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, а также объемов финансирования таких объектов за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников учитываются следующие факторы:

значимость мероприятий Программы для социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера;

обязательное финансирование за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) внебюджетных источников;

необходимость завершения строительства ранее начатых объектов;

реальная возможность выделения ассигнований за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Мероприятия Программы реализуются посредством заключения в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственным заказчиком Программы с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации соглашений о предоставлении из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации субсидий на софинансирование объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, включенных в Программу (далее - соглашение).

Средства федерального бюджета на осуществление строительства и реконструкции объектов, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, предоставляются в форме субсидий на софинансирование в пределах средств, предусмотренных в приложении N 3. При этом ответственность за несвоевременное завершение строительства (реконструкции) таких объектов несут органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Предоставление субсидий на софинансирование объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, может быть приостановлено в случае нарушения высшими исполнительными органами субъекта Российской Федерации условий соглашения.

VI. Оценка социально-экономической

и экологической эффективности Программы

В результате реализации Программы предусматривается создание правовых, организационно-управленческих, финансовых и материально-технических условий, способствующих предотвращению дальнейшего ухудшения ситуации в области социального развития коренных малочисленных народов Севера, решению жилищной проблемы этих народов, инженерному обустройству мест их традиционного проживания, обеспечению доступности получения этими народами качественного образования, а также повышению уровня медицинского, культурного, торгового, бытового обслуживания коренных малочисленных народов Севера.

В ходе выполнения Программы будут восстановлены, модернизированы или вновь созданы на современной материально-технической и технологической базе основные фонды, новые рабочие места и сохранены уже существующие как в традиционном секторе экономики, так и в секторе предоставления услуг. Результаты реализации мероприятий Программы будут способствовать:

созданию предпосылок для снижения зависимости от доставки энергоносителей в районы с ограниченными сроками завоза грузов;

повышению уровня жизни, обновлению основных систем жизнеобеспечения, улучшению здоровья коренных малочисленных народов Севера;

духовному и национально-культурному возрождению коренных малочисленных народов Севера;

усилению экономической и социальной роли коренных малочисленных народов Севера и росту их национального самосознания.

Методика оценки эффективности реализации Программы приведена в приложении N 5.

Намечаются реконструкция и строительство более 15,5 тыс. кв. метров жилья, что позволит улучшить жилищные условия приблизительно 120 семьям. Доля жилищного фонда, оборудованного водопроводом, в общем жилищном фонде возрастет до 60 процентов. Доля коренных малочисленных народов Севера, имеющих начальное образование, в общей численности коренных малочисленных народов Севера достигнет 90 процентов, что составит более 180 тыс. человек.

Будут построены для регулярных занятий физкультурой и спортом залы и физкультурно-оздоровительный комплекс для школ, общая площадь которых составит 1112,89 кв. метра. Развитие систем телекоммуникаций позволит обеспечить коренные малочисленные народы Севера, проживающие в отдаленных и труднодоступных районах, средствами беспроводной телефонной связи.

В области занятости населения предусматриваются более полное использование трудоспособного населения и снижение уровня безработицы. Будут введены в эксплуатацию 20 специализированных производственных цехов и баз, что позволит создать около 1,4 тыс. новых рабочих мест.

Другим критерием эффективности реализации Программы станет размер привлекаемых внебюджетных средств для реализации мероприятий Программы (в 2007 году объем средств, привлекаемых из внебюджетных источников, составит 128486 тыс. рублей, в 2008 году - 11712 тыс. рублей).

Использование средств, привлекаемых для реализации Программы, позволит увеличить объем налоговых поступлений в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Экономическая эффективность реализации Программы состоит в увеличении производительности труда на основе:

улучшения здоровья коренных малочисленных народов Севера, повышения их общеобразовательной и профессиональной подготовки, создания в местах их традиционного проживания благоприятных жилищных условий;

сокращения потерь рабочего времени, связанных с заболеваемостью.

В рамках строительства социальных объектов предусматриваются мероприятия по охране окружающей среды за счет озеленения территорий, прилегающих к объектам строительства, что в целом благоприятно скажется на экологической обстановке в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера.

В процессе выполнения Программы будут сформированы необходимые условия для сбалансированного и устойчивого развития территорий традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, созданы условия, способствующие преодолению противоречий между традиционными отраслями хозяйствования и промышленным освоением северных регионов, сохранению естественной природной среды.

Результаты реализации Программы будут иметь значение не только для развития коренных малочисленных народов Севера, но и для развития северных регионов и России в целом, способствовать оживлению экономических, торговых и финансовых связей, а также снижению односторонней ресурсной зависимости северных регионов.

Приложение N 1

к федеральной целевой программе

"Экономическое и социальное

развитие коренных малочисленных

народов Севера до 2008 года"

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ

ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ

РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ

НАРОДОВ СЕВЕРА ДО 2008 ГОДА"

Приложение N 2

к федеральной целевой программе

"Экономическое и социальное

развитие коренных малочисленных

народов Севера до 2008 года"

ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ

РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

ДО 2008 ГОДА"

(тыс. рублей, в ценах соответствующих лет)

Приложение N 3

к федеральной целевой программе

"Экономическое и социальное

развитие коренных малочисленных

народов Севера до 2008 года"

МЕРОПРИЯТИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ

РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

ДО 2008 ГОДА"

(тыс. рублей, в ценах соответствующих лет)

--------------------------------

<*> В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Федерального конституционного закона "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа" наименование объекта на 2008 год считать следующим: "Общеобразовательная средняя школа на 660 учащихся в с. Ванавара (Эвенкийский муниципальный район, Красноярский край)".

Приложение N 4

к федеральной целевой программе

"Экономическое и социальное

развитие коренных малочисленных

народов Севера до 2008 года"

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

ПО ГОДАМ ИСТОЧНИКОВ И ОБЪЕМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ

ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ДО 2008 ГОДА"

Приложение N 5

к федеральной целевой программе

"Экономическое и социальное

развитие коренных малочисленных

народов Севера до 2008 года"

МЕТОДИКА

ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ

ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ДО 2008 ГОДА"

1. Оценка экономической эффективности

наиболее значимых мероприятий Программы

Оценка эффективности реализации федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года" (далее - Программа) производится ежегодно на основе использования системы целевых индикаторов, которая обеспечит мониторинг динамики социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера за оцениваемый период с целью уточнения степени решения задач и выполнения мероприятий Программы.

Для оценки эффективности реализации Программы используются целевые индикаторы по направлениям, которые отражают выполнение мероприятий Программы.

Оценка эффективности реализации Программы производится путем сравнения фактически достигнутых показателей за соответствующий год с утвержденными на год значениями целевых индикаторов.

Программа предполагает использование системы индикаторов, характеризующих текущие и конечные результаты ее реализации.

Эффективность реализации Программы оценивается как степень фактического достижения целевых индикаторов по формуле:

Социально-экономический эффект от реализации Программы выражается:

в социально-экономическом развитии территорий традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера;

в решении жилищной проблемы для коренных малочисленных народов Севера, инженерном обустройстве районов проживания этих народов, обеспечении доступности получения этими народами качественного образования, а также в повышении уровня их медицинского, культурного, торгового, бытового обслуживания;

в повышении уровня жизни, обновлении основных систем жизнеобеспечения, улучшении здоровья коренных малочисленных народов Севера (обеспечение доступности медицинских услуг);

в духовном и национально-культурном возрождении коренных малочисленных народов Севера.

Наряду со средствами федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации к финансированию Программы могут привлекаться средства из внебюджетных источников.

2. Оценка результативности реализации

Программы на территории субъекта Российской Федерации

Результаты анализа должны быть представлены в виде следующей таблицы:

Таблица

Оценка соответствия целей и задач Программы целям

и задачам развития коренных малочисленных народов Севера,

проживающих на территориях субъектов Российской Федерации

Основной результат анализа заключается в оценке значимости мероприятий, реализуемых в рамках Программы на территориях субъектов Российской Федерации.

3. Заключение

Необходимо отметить, что:

Программа должна формироваться во взаимосвязи с региональными программами развития соответствующих секторов;

основным принципом формирования перечня мероприятий Программы является отбор наиболее эффективных региональных мероприятий.

Основные анализируемые факторы:

федеральная значимость мероприятия с точки зрения достижения целей и задач Программы;

оценка объема финансового и другого ресурсного участия региона в реализации мероприятий Программы.

При анализе эффективности мероприятий Программы необходимо учитывать их целевую эффективность с точки зрения вклада Программы в социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации.

Другие документы по теме
(ред. от 22.10.2008) "О дополнительных мерах по оказанию содействия гражданам Российской Федерации в рамках пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера"
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 октября 2013 г. N 903"
"О внесении изменений и дополнений в Постановление Правления ПФР от 23 февраля 2000 г. N 21 "О внесении изменений в Постановление Правления ПФР от 30 сентября 1999 г. N 123-з"
(ред. от 29.10.2002) "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой"
Ошибка на сайте