Постановление Правительства РФ от 31.03.2021 N 507
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2021 г. N 507
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст. 2171; 2016, N 34, ст. 5248; 2017, N 15, ст. 2228; N 28, ст. 4171; 2018, N 8, ст. 1218; N 15, ст. 2145; 2019, N 15, ст. 1745; N 50, ст. 7388; 2020, N 15, ст. 2265; N 40, ст. 6257; N 47, ст. 7523).
2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
разместить государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 марта 2021 г. N 507
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"
1. Паспорт государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" и паспорта подпрограмм 1 - 4 изложить в следующей редакции:
"ПАСПОРТ
государственной программы Российской Федерации "Охрана
окружающей среды"
Ответственный исполнитель Программы
-
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Соисполнители Программы
-
отсутствуют
Участники Программы
-
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации,
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования,
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (2019 год),
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды,
Федеральное агентство водных ресурсов (2012 - 2020 годы),
Федеральное агентство по рыболовству,
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,
Федеральное агентство по недропользованию,
Министерство экономического развития Российской Федерации (2017 - 2018 годы),
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (2012 - 2014 годы),
Министерство финансов Российской Федерации (2013 - 2014 годы),
Министерство энергетики Российской Федерации (2014 - 2015 годы),
Федеральное агентство научных организаций (2018 год),
Федеральное космическое агентство (2014 год)
Подпрограммы Программы, федеральные целевые программы
-
подпрограмма 1 "Регулирование качества окружающей среды";
подпрограмма 2 "Биологическое разнообразие России";
подпрограмма 3 "Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды";
подпрограмма 4 "Организация и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и Антарктике";
подпрограмма 5 "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы" (окончание реализации подпрограммы - 2015 год);
подпрограмма 8 "Ликвидация накопленного экологического ущерба" (окончание реализации подпрограммы в 2016 году, отдельные мероприятия этой подпрограммы включены в подпрограмму "Приоритетный проект "Чистая страна");
подпрограмма П "Приоритетный проект "Чистая страна" (окончание реализации подпрограммы - 2018 год);
подпрограмма 9 "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории" (начало реализации подпрограммы - 2021 год);
федеральная целевая программа "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы";
федеральная целевая программа "Создание и развитие системы мониторинга геофизической обстановки над территорией Российской Федерации на 2008 - 2016 годы"
Цель Программы
-
повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем
Задачи Программы
-
обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека;
сохранение и восстановление биологического разнообразия Российской Федерации;
повышение эффективности функционирования системы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды;
организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике, Арктике и на архипелаге Шпицберген;
сохранение уникальной водной системы - озера Байкал
Целевые индикаторы и показатели Программы
-
показатель 1 "Снижение совокупного объема выбросов за отчетный год";
показатель 3 "Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха";
показатель 4 "Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха в городах - участниках проекта (убывающим итогом)";
показатель 5 "Численность населения, проживающего в неблагоприятных экологических условиях (в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (индекс загрязнения атмосферного воздуха более 7)";
показатель 6 "Объем образованных отходов всех классов опасности на 1 млн. рублей валового внутреннего продукта в постоянных ценах";
показатель 7 "Доля видов млекопитающих, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и обитающих на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в общем количестве видов млекопитающих, занесенных в Красную книгу Российской Федерации";
показатель 8 "Доля видов птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и обитающих на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в общем количестве видов птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации";
показатель 10 "Сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты Байкальской природной территории";
показатель 12 "Уровень охвата акваторий арктических морей данными гидрометеорологических наблюдений";
показатель 13 "Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе находящихся в собственности Российской Федерации";
показатель 14 "Снижение совокупного объема выбросов приоритетных загрязняющих веществ в городах - участниках проекта (убывающим итогом)";
показатель 15 "Количество выданных комплексных экологических разрешений всем объектам, оказывающим значительное негативное воздействие на атмосферный воздух и реализующим программы повышения экологической эффективности с применением наилучших доступных технологий для снижения выбросов в крупных промышленных центрах России, включая города Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Читу, нарастающим итогом"
Срок реализации Программы
-
2012 - 2024 годы
Объем финансирования Программы
-
объем финансового обеспечения реализации Программы за счет средств федерального бюджета (без учета ресурсного обеспечения федеральной целевой программы "Создание и развитие системы мониторинга геофизической обстановки над территорией Российской Федерации на 2008 - 2016 годы") - 712694084 тыс. рублей, в том числе:
на 2012 год - 23018885,1 тыс. рублей;
на 2013 год - 25350473,1 тыс. рублей;
на 2014 год - 31736329,5 тыс. рублей;
на 2015 год - 35714037,3 тыс. рублей;
на 2016 год - 33431114,1 тыс. рублей;
на 2017 год - 33888229,5 тыс. рублей;
на 2018 год - 37451218,9 тыс. рублей;
на 2019 год - 58253967,8 тыс. рублей;
на 2020 год - 81380805,1 тыс. рублей;
на 2021 год - 78216788,9 тыс. рублей;
на 2022 год - 85147263,6 тыс. рублей
на 2023 год - 96404971,1 тыс. рублей;
на 2024 год - 92700000 тыс. рублей
Справочно:
объем налоговых расходов Российской Федерации в рамках реализации государственной программы (всего)
на 2020 год - 4547062 тыс. рублей;
на 2021 год - 5079072 тыс. рублей;
на 2022 год - 5466797 тыс. рублей;
на 2023 год - 5951531 тыс. рублей;
на 2024 год - 5951531 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации Программы
-
по состоянию на 31 декабря 2024 г. будет рекультивирована 191 несанкционированная свалка в границах городов, что позволит улучшить качество жизни 21540,4 тыс. человек и восстановить 2468,5 гектара земель;
по состоянию на 31 декабря 2024 г. будет ликвидировано 88 наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, что позволит улучшить качество жизни 7810,5 тыс. человек и восстановить 973,1 гектара земель;
к 2024 году снижен совокупный объем выбросов за отчетный год на 20 процентов в гг. Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижний Тагил, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите;
обеспечено сокращение количества городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха до 36 единиц;
обеспечено сохранение объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;
введена в эксплуатацию ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс" для проведения российских научных исследований и мониторинга природной среды в высоких широтах Северного Ледовитого океана;
реализованы мероприятия мониторинга радиоактивного загрязнения окружающей среды, а также по развитию и модернизации государственной сети наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории Арктической зоны Российской Федерации;
введена в эксплуатацию модернизированная автоматизированная ледово-информационная система "Север" для информационного гидрометеорологического обеспечения морской деятельности в Арктике;
разработаны механизмы поддержки "зеленых проектов";
получена оценка удовлетворенности населения экологической обстановкой;
обеспечено информирование о качестве атмосферного воздуха, результатах оценки риска здоровью населения в целях принятия обоснованных управленческих решений в сфере обеспечения качества атмосферного воздуха и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
повышен уровень защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений, изменений климата (обеспечение гидрометеорологической безопасности);
обеспечены потребности населения, органов государственной власти, секторов экономики в гидрометеорологической и гелиогеофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении;
получены новые научные знания в области изменения климата, создающие основу для формирования государственной политики в сфере охраны окружающей среды;
сокращены объемы поступления загрязненных сточных вод в озеро Байкал и другие водные объекты Байкальской природной территории на 101916 тыс. куб. метров к концу 2024 года
ПАСПОРТ
подпрограммы 1 "Регулирование качества окружающей среды"
государственной программы Российской Федерации "Охрана
окружающей среды"
Ответственный исполнитель подпрограммы
-
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Соисполнители подпрограммы
-
отсутствуют
Участники подпрограммы
-
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (2019 год),
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования,
Министерство финансов Российской Федерации (2013 - 2014 годы),
Федеральное агентство научных организаций (2018 год),
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Программно-целевые инструменты подпрограммы
-
отсутствуют
Цель подпрограммы
-
снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики;
восстановление, в том числе рекультивация, земельных участков, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде;
улучшение экологического состояния реки Волги;
эффективное обращение с отходами производства и потребления, в том числе создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны
Задачи подпрограммы
-
снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду;
ограничение и предупреждение негативного воздействия на окружающую среду на основе обеспечения эффективного комплексного государственного надзора за выполнением требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды и системы государственной экологической экспертизы;
совершенствование научно-методологического обеспечения внедрения экономических механизмов, направленных на повышение эффективности использования природных ресурсов, обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности Российской Федерации, включая оценку использования природных ресурсов, оценку состояния окружающей среды и экологической безопасности Российской Федерации;
ликвидация свалок и рекультивация территорий, на которых они размещены;
ликвидация объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге;
снижение негативного воздействия затонувших судов;
проведение контрольно-надзорных мероприятий, направленных на выявление и пресечение фактов несанкционированных сбросов загрязненных сточных вод в реку Волгу и ее притоки
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
-
показатель 1.1 "Доля обезвреженных и утилизированных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I - IV классов опасности";
показатель 1.2 "Доля устраненных нарушений из числа выявленных нарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды";
показатель 1.4 "Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, по отношению к 2014 году";
показатель 1.5 "Количество ликвидированных несанкционированных свалок в границах городов";
показатель 1.6 "Количество ликвидированных наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде";
показатель 1.10 "Количество ликвидированных объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге, нарастающим итогом";
показатель 1.38 "Количество извлеченных из реки Волги и утилизированных судов, нарастающим итогом";
показатель 1.41 "Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией несанкционированных свалок в границах городов";
показатель 1.42 "Доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате разделенного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов";
показатель 1.43 "Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов";
показатель 1.44 "Доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов"
Срок реализации подпрограммы
-
2012 - 2024 годы
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы
-
объем финансового обеспечения реализации подпрограммы за счет средств федерального бюджета - 331287594,7 тыс. рублей, в том числе:
на 2012 год - 3416345 тыс. рублей;
на 2013 год - 5032435,3 тыс. рублей;
на 2014 год - 8409858,9 тыс. рублей;
на 2015 год - 6920095,7 тыс. рублей;
на 2016 год - 4809298,7 тыс. рублей;
на 2017 год - 4724407,8 тыс. рублей;
на 2018 год - 5878071,3 тыс. рублей;
на 2019 год - 28383021,1 тыс. рублей;
на 2020 год - 44671888,9 тыс. рублей;
на 2021 год - 43065626,6 тыс. рублей;
на 2022 год - 52464828,2 тыс. рублей;
на 2023 год - 63980281,2 тыс. рублей;
на 2024 год - 59531436 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
-
по состоянию на 31 декабря 2024 г. будет рекультивирована 191 несанкционированная свалка в границах городов, что позволит улучшить качество жизни 21540,4 тыс. человек и восстановить 2468,5 гектара земель;
по состоянию на 31 декабря 2024 г. будет ликвидировано 88 наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, что позволит улучшить качество жизни 7810,5 тыс. человек и восстановить 973,1 гектара земель;
обеспечен сбор информации о фактах правонарушений в сфере охраны окружающей среды и природопользования, предоставленной гражданами Российской Федерации, общественными объединениями и некоммерческими организациями через средства информационных технологий;
создание и функционирование федеральной государственной информационной системы общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования;
обеспечена утилизация твердых коммунальных отходов путем их использования для производства электрической и (или) тепловой энергии в 2024 году 3,35 млн. тонн;
обеспечено информирование о качестве атмосферного воздуха, результатах оценки риска здоровью населения в целях принятия обоснованных управленческих решений в сфере обеспечения качества атмосферного воздуха и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
актуализирована система осуществления социально-гигиенического мониторинга в городах - участниках федерального проекта "Чистый воздух" в части периодичности, параметров и выбора точек наблюдений за качеством атмосферного воздуха;
разработана и внедрена в практику методология оценки экономической эффективности реализации мероприятий по снижению уровней загрязнения атмосферного воздуха на основании оценки риска здоровью населения;
обеспечено сокращение заболеваемости населения, вызванной неблагоприятными экологическими условиями проживания (прежде всего уровнем загрязнения атмосферного воздуха в городах), увеличение средней продолжительности жизни;
к 2024 году снижен совокупный объем выбросов за отчетный год на 20 процентов в гг. Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижний Тагил, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите;
завершена ликвидация (рекультивация) 20 объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге;
проведен комплекс работ по подъему и утилизации 95 затонувших бесхозяйных судов на акватории реки Волги;
обеспечено выполнение международных обязательств Российской Федерации в сфере снижения загрязнения атмосферного воздуха, охраны морской среды;
обеспечен рост доли обезвреженных и утилизированных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I - IV классов опасности до уровня 85,3 процента;
обеспечено поддержание доли устраненных нарушений в общем числе выявленных нарушений по результатам государственного экологического надзора на уровне не ниже 70 процентов;
обеспечено увеличение инвестиций в основной капитал на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов по отношению к 2014 году до 94 процентов;
обновлены средства специализированного природоохранного флота для обеспечения федерального государственного экологического надзора в морях и на континентальном шельфе в Арктической зоне Российской Федерации
ПАСПОРТ
подпрограммы 2 "Биологическое разнообразие России"
государственной программы Российской Федерации "Охрана
окружающей среды"
Ответственный исполнитель подпрограммы
-
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Соисполнители подпрограммы
-
отсутствуют
Участник подпрограммы
-
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Программно-целевые инструменты подпрограммы
-
отсутствуют
Цели подпрограммы
-
обеспечение сохранения и воспроизводства объектов животного и растительного мира;
сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий
Задачи подпрограммы
-
совершенствование нормативно-правового регулирования и научно-методического обеспечения в сфере сохранения биологического разнообразия;
обеспечение разрешительной деятельности в области охраны и использования объектов животного мира;
обеспечение сохранения уникальных природных комплексов на основе эффективного функционирования системы особо охраняемых природных территорий федерального значения;
обеспечение сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов;
развитие предпринимательской деятельности в сфере охотничьего хозяйства и обеспечение повышения доступности охотничьих ресурсов для населения;
формирование и реализация долговременной государственной политики, направленной на защиту и воспроизводство природно-экологического потенциала Российской Федерации, повышение уровня экологического образования и экологической культуры граждан;
увеличение площади особо охраняемых природных территорий;
увеличение количества посетителей на особо охраняемых природных территориях;
создание условий для обеспечения охраны объектов животного мира, в том числе для реинтродукции редких видов животных
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
-
показатель 2.1 "Количество особо охраняемых природных территорий федерального значения, не менее";
показатель 2.2 "Количество федеральных особо охраняемых природных территорий, нарастающим итогом";
показатель 2.3 "Площадь федеральных особо охраняемых природных территорий, нарастающим итогом";
показатель 2.4 "Количество посетителей особо охраняемых природных территорий, нарастающим итогом";
показатель 2.5 "Индекс численности ряда редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных";
показатель 2.6 "Доля площади особо охраняемой природной территории (государственные природные заповедники и национальные парки), пройденной огнем при пожарах антропогенного воздействия, в общей площади особо охраняемых природных территорий, затронутой пожарами";
показатель 2.7 "Доля нарушений, выявленных при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора, по которым вынесены постановления о привлечении к ответственности, в общем количестве выявленных нарушений";
показатель 2.8 "Индекс численности волка по отношению к уровню 2018 года";
показатель 2.9 "Индекс численности охотничьих ресурсов в охотничьих хозяйствах по отношению к уровню 2010 года по видам: лось, косули, благородный олень, соболь, бурый медведь";
показатель 2.10 "Отношение фактической добычи охотничьих ресурсов к установленным лимитам добычи по видам: лось, косули, благородный олень, соболь, бурый медведь";
показатель 2.11 "Доля площади охотничьих угодий, в отношении которых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями заключены охотхозяйственные соглашения, в общей площади охотничьих угодий Российской Федерации"
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы
-
объем финансового обеспечения реализации подпрограммы за счет средств федерального бюджета - 107108923,3 тыс. рублей, в том числе:
на 2012 год - 6233379,7 тыс. рублей;
на 2013 год - 7513968,2 тыс. рублей;
на 2014 год - 5975286 тыс. рублей;
на 2015 год - 7516388 тыс. рублей;
на 2016 год - 7617850,7 тыс. рублей;
на 2017 год - 8164969,9 тыс. рублей;
на 2018 год - 9401999,4 тыс. рублей;
на 2019 год - 9585560,5 тыс. рублей;
на 2020 год - 8975615,3 тыс. рублей;
на 2021 год - 8867186,8 тыс. рублей;
на 2022 год - 9172725,2 тыс. рублей;
на 2023 год - 9554829,4 тыс. рублей;
на 2024 год - 8529164,2 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
-
к концу 2024 года завершены мероприятия по организационно-техническому обеспечению деятельности 26 особо охраняемых природных территорий;
к концу 2024 году создано не менее 24 особо охраняемых природных территорий;
определен перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, требующих принятия первоочередных мер по восстановлению и реинтродукции;
разработаны и утверждены нормативные и методические документы по вопросам сохранения биоразнообразия и реинтродукции редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира;
к 2024 году создан новый механизм сотрудничества государства, коммерческих и общественных организаций и привлечения внебюджетных средств на сохранение биоразнообразия - инициатива "Бизнес и Биоразнообразие", в рамках которой коммерческими организациями подготовлены программы сохранения биоразнообразия (не менее 15), включающие в том числе мероприятия по сохранению, восстановлению и реинтродукции редких видов животных, предусмотренные дорожными картами;
к 2024 реализованы мероприятия по восстановлению и реинтродукции редких видов животных, включенных в перечень, направленные на сохранение и увеличение численности их популяций (не менее 10);
создана и развита инфраструктура для экологического туризма в национальных парках, в том числе с привлечением внебюджетного финансирования;
к концу 2024 года обеспечена реализация комплекса мер по продвижению туристских продуктов национальных парков, в том числе создан информационный портал по продвижению экологического туризма на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
к концу 2024 года разработана и внедрена многоуровневая система подготовки кадров для заповедной системы на базе высшего и среднего профессионального образования, а также курсов повышения квалификации;
сохранен рост доли площади особо охраняемой природной территории (государственные природные заповедники и национальные парки), пройденной огнем при пожарах антропогенного воздействия, в общей площади особо охраняемых природных территорий, затронутой пожарами, на уровне не выше 2 процентов;
увеличена доля нарушений, выявленных при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора, по которым вынесены постановления о привлечении к ответственности, в общем количестве выявленных нарушений до уровня не ниже 89 процентов;
обеспечено повышение индекса численности охотничьих ресурсов в охотничьих хозяйствах по отношению к уровню 2010 года;
обеспечено повышение доли площади охотничьих угодий, в отношении которых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями заключены охотхозяйственные соглашения, в общей площади охотничьих угодий Российской Федерации до уровня 29 процентов;
обеспечено выполнение международных обязательств Российской Федерации в части сохранения биологического разнообразия, редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира на территории Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о биологическом разнообразии и иных международных соглашений
ПАСПОРТ
подпрограммы 3 "Гидрометеорология и мониторинг окружающей
среды" государственной программы Российской Федерации
"Охрана окружающей среды"
Ответственный исполнитель
-
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Соисполнители подпрограммы
-
отсутствуют
Участник подпрограммы
-
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Программно-целевые инструменты подпрограммы
-
отсутствуют
Цели подпрограммы
-
обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений и изменений климата;
обеспечение потребностей государства и населения в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, информации о загрязнении окружающей среды;
информационная поддержка обеспечения гидрометеорологической и экологической безопасности
Задачи подпрограммы
-
повышение оправдываемости штормовых предупреждений и предупрежденности случаев с опасными природными (гидрометеорологическими и гелиогеофизическими) явлениями;
повышение эффективности активного воздействия на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;
обеспечение информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении;
обеспечение функционирования и развития государственной наблюдательной сети, а также системы сбора, обработки и распространения гидрометеорологической, гелиогеофизической информации и информации о загрязнении окружающей среды;
обеспечение функционирования единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане в целях информационного обеспечения морской деятельности Российской Федерации;
модернизация и развитие государственной системы мониторинга окружающей среды;
обеспечение выполнения международных обязательств Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
-
показатель 3.1 "Оправдываемость штормовых предупреждений об опасных природных (гидрометеорологических) явлениях";
показатель 3.2 "Оправдываемость краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов космической погоды";
показатель 3.3 "Доля объектов экономики и социальной сферы, защищенных от снежных лавин, в общем количестве нуждающихся в защите объектов в лавиноопасных районах";
показатель 3.4 "Оправдываемость прогнозов лавинной опасности";
показатель 3.5 "Степень сокращения потерь от града на защищаемой территории";
показатель 3.6 "Оправдываемость суточных прогнозов погоды";
показатель 3.7 "Охват системой наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха городов с численностью населения свыше 100 тыс. человек";
показатель 3.8 "Увеличение числа пользователей информации Единого государственного фонда данных по отношению к уровню 2009 года";
показатель 3.9 "Выполнение нормативных объемов измерений загрязнения атмосферного воздуха (в соответствии с международными требованиями измерений загрязнения окружающей среды)";
показатель 3.10 "Прирост нормативных объемов измерений загрязнения окружающей среды, ежегодно выполняемых государственной наблюдательной сетью";
показатель 3.11 "Количество морских экспедиций по осуществлению мониторинга состояния и загрязнения акваторий Мирового океана";
показатель 3.12 "Количество информационных ресурсов Росгидромета, интегрируемых в Единую государственную систему информации об обстановке в Мировом океане"
Срок реализации подпрограммы
-
2012 - 2024 годы
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы
-
объем финансового обеспечения реализации подпрограммы за счет средств федерального бюджета - 175374431,6 тыс. рублей, в том числе:
на 2012 год - 8594931,9 тыс. рублей;
на 2013 год - 8806312,8 тыс. рублей;
на 2014 год - 9732879 тыс. рублей;
на 2015 год - 13148612,6 тыс. рублей;
на 2016 год - 13598635,9 тыс. рублей;
на 2017 год - 14349133,9 тыс. рублей;
на 2018 год - 14203572,3 тыс. рублей;
на 2019 год - 15080442,5 тыс. рублей;
на 2020 год - 16318829,6 тыс. рублей;
на 2021 год - 16804645,6 тыс. рублей;
на 2022 год - 14785255,9 тыс. рублей;
на 2023 год - 15312803,8 тыс. рублей;
на 2024 год - 14638375,8 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
-
обеспечено повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений, изменений климата (обеспечение гидрометеорологической безопасности);
обеспечено повышение оправдываемости штормовых предупреждений об опасных природных явлениях до 92 - 94 процентов;
обеспечены потребности населения, органов государственной власти, секторов экономики в гидрометеорологической и гелиогеофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении;
обеспечено функционирование государственной наблюдательной сети;
обеспечено последовательное развитие инфраструктуры государственной наблюдательной сети;
обеспечена оправдываемость суточных прогнозов погоды до 96 - 97 процентов;
обеспечен рост нормативных объемов измерений загрязнения атмосферного воздуха (в соответствии с международными требованиями измерений загрязнения окружающей среды) до 62 процентов;
обеспечены потребности различных видов морской деятельности Российской Федерации (мореплавания по Северному морскому пути, рыболовства, морского флота и обороны страны) данными комплексных исследований морской среды, океанов и морей;
осуществлена информационная поддержка функциональных и региональных направлений морской деятельности в Российской Федерации
ПАСПОРТ
подпрограммы 4 "Организация и обеспечение работ и научных
исследований в Арктике и Антарктике" государственной
программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды"
Ответственный исполнитель подпрограммы
-
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Соисполнители подпрограммы
-
отсутствуют
Участник подпрограммы
-
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Программно-целевые инструменты подпрограммы
-
отсутствуют
Цель подпрограммы
-
организация и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и Антарктике;
создание условий развития системы гидрометеорологического обеспечения хозяйственной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации, мореплавания по Северному морскому пути
Задачи подпрограммы
-
развитие экспедиционной деятельности в Арктике, в том числе на архипелаге Шпицберген, прилегающем континентальном шельфе и в акватории Северного Ледовитого океана в интересах экономического развития и безопасности Российской Федерации, создания единой инфраструктуры систем мониторинга природных процессов, состояния и загрязнения окружающей среды в регионе;
развитие комплексных научных исследований в Антарктике;
содействие сохранению и развитию системы Договора об Антарктике, в том числе выполнение требований Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике;
поэтапное внедрение автоматизированных систем непрерывного измерения содержания основных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов;
повышение плотности и расширение диапазона проводимых наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды в Арктической зоне Российской Федерации и высоких широтах Арктики;
увеличение возможностей системы "Север" по гидрометеорологическому обеспечению мореплавания в акватории Северного морского пути;
проведение радиационного обследования объектов с отработавшим ядерным топливом, организация постоянного радиоэкологического мониторинга районов затопления ядерных, радиационно опасных объектов и радиационных отходов в Арктике
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
-
показатель 4.1 "Количество российских антарктических станций и сезонных полевых баз";
показатель 4.2 "Количество полевых научных проектов в программе работ очередной Российской антарктической экспедиции";
показатель 4.3 "Количество вывезенных за пределы района действия Договора об Антарктике отходов прошлой и текущей деятельности";
показатель 4.4 "Количество экспедиций по исследованию высокоширотной Арктики, в том числе на архипелаге Шпицберген";
показатель 4.6 "Выполнение нормативных объемов измерений загрязнения атмосферного воздуха";
показатель 4.7 "Количество модернизированных пунктов государственной гидрометеорологической сети, расположенных в Арктической зоне Российской Федерации (нарастающим итогом)";
показатель 4.8 "Оправдываемость морских метеорологических, гидрологических и ледовых прогнозов, составленных с использованием автоматизированной ледово-информационной системы "Север";
показатель 4.9 "Количество проведенных экспедиций с целью мониторинга радиоактивного загрязнения окружающей среды Арктической зоны Российской Федерации в местах затопленных и затонувших атомных подводных лодок, а также других объектов с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами"
Срок реализации подпрограммы
-
2012 - 2024 годы
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы
-
объем финансового обеспечения реализации подпрограммы за счет средств федерального бюджета - 33469791,6 тыс. рублей, в том числе:
на 2012 год - 1805083,7 тыс. рублей;
на 2013 год - 1122927,7 тыс. рублей;
на 2014 год - 1153321 тыс. рублей;
на 2015 год - 1193125,2 тыс. рублей;
на 2016 год - 1364507,1 тыс. рублей;
на 2017 год - 1318533,6 тыс. рублей;
на 2018 год - 1305585,4 тыс. рублей;
на 2019 год - 1310925 тыс. рублей;
на 2020 год - 6901580,8 тыс. рублей;
на 2021 год - 3797017,2 тыс. рублей;
на 2022 год - 3321926,7 тыс. рублей;
на 2023 год - 3354334,2 тыс. рублей;
на 2024 год - 5520924 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
-
обеспечены геополитические интересы Российской Федерации в высокоширотной Арктике;
обеспечено постоянное российское присутствие на архипелаге Шпицберген;
обеспечены национальные интересы Российской Федерации в Антарктике в соответствии с нормами и принципами международного права, основными направлениями внешней и внутренней политики Российской Федерации за счет:
укрепления и развития существующей системы Договора об Антарктике;
развития комплексных научных исследований Антарктики, особенно выполнения исследований и работ по определению роли и места Антарктики в глобальных климатических изменениях;
выполнения международных обязательств Российской Федерации по Договору об Антарктике и Протоколу по охране окружающей среды к этому Договору;
использования наземной инфраструктуры в Антарктике в целях осуществления российских программ, связанных с исследованиями космического пространства;
использования существующей инфраструктуры российских антарктических станций и сезонных полевых баз;
расширения и модернизации транспортной схемы функционирования Российской антарктической экспедиции, ввода в эксплуатацию нового научно-исследовательского судна "Академик Трешников";
расширения научных коллективов, увеличения числа научно-исследовательских учреждений, привлекаемых к антарктическим исследованиям, расширения тематики исследований, привлечения молодых ученых;
обеспечения участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в Антарктике в двусторонних и многосторонних международных программах;
прирост нормативов объемов измерений загрязнения атмосферного воздуха до 95 процентов к 2024 году;
создана и введена в эксплуатацию плавучая обсерватория российских исследований и мониторинга природной среды в высоких широтах Северного Ледовитого океана с размещенными на ней современными лабораторными комплексами;
проведена модернизация гидрометеорологических станций и постов, расположенных в Арктической зоне Российской Федерации,
введена в эксплуатацию модернизированная автоматизированная ледово-информационная система "Север", обеспечено повышение качества информационного гидрометеорологического обеспечения морской деятельности в Арктике;
разработана программа мониторинга радиоактивного загрязнения морской среды в местах затопленных и затонувших атомных подводных лодок, а также других объектов с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами;
сформированы база данных и атлас современной радиоэкологической обстановки в местах затопленных и затонувших атомных подводных лодок, а также других объектов с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами".
2. Паспорт подпрограммы 9 изложить в следующей редакции:
"ПАСПОРТ
подпрограммы 9 "Охрана озера Байкал
и социально-экономическое развитие Байкальской природной
территории" государственной программы Российской Федерации
"Охрана окружающей среды"
Ответственный исполнитель подпрограммы
-
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Соисполнители подпрограммы
-
отсутствуют
Участник подпрограммы
-
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации,
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды,
Федеральное агентство по недропользованию,
Федеральное агентство по рыболовству
Программно-целевые инструменты подпрограммы
-
отсутствуют
Цель подпрограммы
-
экологическое оздоровление озера Байкал за счет сокращения объемов сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты Байкальской природной территории до 145644 тыс. куб. метров к концу 2024 года, а также снижение общей площади территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал на 448,9 гектара к концу 2024 года
Задачи подпрограммы
-
сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в озеро Байкал и другие водные объекты Байкальской природной территории;
снижение общей площади территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал;
сохранение и воспроизводство уникальных водных биологических ресурсов озера Байкал;
обеспечение качественного государственного экологического мониторинга на Байкальской природной территории
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
-
показатель 9.1 "Снижение общей площади территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал";
показатель 9.2 "Увеличение количества выпускаемых водных биологических ресурсов";
показатель 9.3 "Охват площади Байкальской природной территории государственным экологическим мониторингом"
Срок реализации подпрограммы
-
2021 - 2024 годы
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы
-
объем финансового обеспечения реализации подпрограммы за счет средств федерального бюджета - 19767662,8 тыс. рублей, в том числе:
2021 год - 5682312,7 тыс. рублей;
2022 год - 5402527,6 тыс. рублей;
2023 год - 4202722,5 тыс. рублей;
2024 год - 4480100 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
-
к 2024 году 100 процентов Байкальской природной территории охвачено государственным экологическим мониторингом;
осуществлено нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение реализации мероприятий по сохранению озера Байкал;
сохранены и воспроизведены уникальные водные биологические ресурсы озера Байкал:
к концу 2024 года обеспечен выпуск не менее 750 млн. штук личинок омуля, 1,5 млн. штук молоди омуля и 1,5 млн. штук молоди осетра;
очищены к концу 2024 года на 448,9 гектара территории, подвергшиеся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающие воздействие на озеро Байкал".
3. Паспорт федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы" исключить.
4. Разделы I и II изложить в следующей редакции:
"I. Приоритеты и цели государственной политики
Российской Федерации в рамках реализации государственной
программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды"
1. Приоритеты и цели государственной политики Российской
Федерации в сфере регулирования качества окружающей среды
К сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" (далее - Программа) отнесены вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территории Российской Федерации.
Одной из ключевых проблем, обусловливающих снижение уровня экологической безопасности Российской Федерации, является неэффективность системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г., стратегической целью государственной политики в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений граждан Российской Федерации и реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, а также укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474) Программой предусматривается создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в 2 раза, снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в 2 раза, ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое.
Ликвидация накопленного вреда окружающей среде является одним из условий улучшения качества окружающей среды и экологических условий жизни человека.
Приоритетом государственной политики в сфере уменьшения негативного воздействия на окружающую среду является снижение негативного воздействия объектов накопленного вреда окружающей среде на качество жизни населения и снижение негативных факторов воздействия накопленного вреда окружающей среде.
Разработку, мониторинг и оценку мер государственного регулирования, направленных на выполнение международных обязательств в сфере охраны окружающей среды, предусматривается осуществить в рамках основного мероприятия 1.2 Программы.
2. Приоритеты и цели государственной политики Российской
Федерации в сфере сохранения биологического разнообразия
В Российской Федерации в целом сформирована значительная правовая база, регулирующая отношения в части ключевых компонентов сохранения биологического разнообразия.
Основными приоритетами и целями государственной политики в сфере сохранения биологического разнообразия являются:
создание современной эффективной системы государственного управления в природоохранной сфере (совершенствование нормативной правовой базы, научно-методического и информационного обеспечения в области сохранения биологического разнообразия, усиление федерального государственного экологического надзора, отнесение вопросов сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия и экологических системных услуг к приоритетным направлениям национальной политики, включение ценности биологического разнообразия и экологических системных услуг в макроэкономические показатели развития страны - природный капитал, создание экономических механизмов стимулирования природопользователей и развитие государственно-частного партнерства);
обеспечение долговременного сохранения видового разнообразия в естественной среде обитания с особым вниманием к редким и находящимся под угрозой исчезновения объектам животного и растительного мира;
повышение роли гражданского общества в охране окружающей среды и сохранении биологического разнообразия, формирование экологического мышления, экологической культуры граждан, а также создание эффективной системы экологического воспитания и образования на базе особо охраняемых природных территорий.
В целях реализации Указа N 474 косвенное влияние на Программу оказывает достижение национальной цели развития Российской Федерации "Возможности для самореализации и развития талантов", целевым показателем которой является "создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национальных культурных традиций (в том числе за счет развития внутреннего туризма)".
3. Приоритеты государственной политики Российской Федерации
в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды
В соответствии со Стратегией деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. N 1458-р, стратегической целью государственной политики в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды является формирование высокоэффективной гидрометеорологической службы, обеспечивающей выполнение функций по представлению потребителям своевременной и достоверной гидрометеорологической и гелиогеофизической информации, информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, а также по эффективному и безопасному проведению работ, связанных с активным воздействием на метеорологические и другие геофизические процессы, на базе современной техники и технологий, что позволит повысить уровень:
защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений и изменений климата (обеспечение гидрометеорологической безопасности);
обеспечения потребностей населения, органов государственной власти, Вооруженных Сил Российской Федерации, секторов экономики в гидрометеорологической и гелиогеофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении;
гидрометеорологического обеспечения деятельности Российской Федерации в Арктике и Мировом океане.
4. Приоритеты государственной политики Российской
Федерации в сфере социально-экономического развития Арктики
и Антарктики
Основными приоритетами и целями государственной политики Российской Федерации в сфере социально-экономического развития Арктики и Антарктики являются реализация национальных интересов в соответствии с нормами и принципами международного права, основными направлениями внешней и внутренней политики Российской Федерации, а также предотвращение (минимизация последствий) возможных угроз национальным интересам в Арктике и Антарктике.
Государственная политика Российской Федерации в сфере социально-экономического развития Арктики и Антарктики направлена на поддержание мира и стабильности в Арктике и Антарктике, развитие экспедиционной деятельности в целях реализации научных проектов в Арктике, в том числе в рамках международного сотрудничества, комплексное изучение природной среды на архипелаге Шпицберген, прилегающем континентальном шельфе и в акватории Северного Ледовитого океана в интересах экономического развития и безопасности Российской Федерации, создания единой инфраструктуры систем мониторинга природных процессов, состояния и загрязнения окружающей среды в регионе, развитие комплексных научных исследований в Арктике и Антарктике, выполнение Российской Федерацией положений Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике, подписанного в г. Мадриде 4 октября 1991 г. и ратифицированного Федеральным законом "О ратификации Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике".
5. Приоритеты государственной политики Российской
Федерации в сфере социально-экономического развития
Байкальской природной территории
Приоритетом государственной политики Российской Федерации в сфере социально-экономического развития Байкальской природной территории является достижение следующих национальных целей:
ускорение технологического развития Российской Федерации при модернизации и строительстве очистных сооружений и сооружений инженерной защиты;
осуществление государственного экологического мониторинга на Байкальской природной территории.
В целях реализации Указа N 474 Программой предусматривается реализация мероприятий по сохранению озера Байкал.
6. Реализация Программы на приоритетных территориях
В рамках Программы при решении задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий Российской Федерации, учитываются основы государственной политики, заложенные в Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года".
Программа содержит разделы по опережающему развитию приоритетных территорий Российской Федерации.
Мероприятия, реализуемые в рамках Программы на приоритетных территориях Российской Федерации, направлены на улучшение качества жизни путем снижения негативного воздействия на окружающую среду и сохранения природных экологических систем.
В рамках подпрограммы 2 "Биологическое разнообразие России" Программы, целями которой являются обеспечение сохранения и воспроизводства объектов животного и растительного мира, а также сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий, предусмотрено финансирование приоритетных территорий Российской Федерации.
Финансирование направлено на осуществление работ и оказание услуг в целях сохранения природных комплексов и объектов, расположенных на территориях заповедников и национальных парков, изучение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, расположенных на территориях заповедников и национальных парков, экологическое просвещение населения, разработку и внедрение научных методов охраны природы, осуществление экологического мониторинга, а также на создание условий для регулируемого туризма и отдыха.
На территории Северо-Кавказского федерального округа предусмотрено финансирование следующих особо охраняемых природных территорий:
Национальный парк "Алания";
Государственный природный заповедник "Дагестанский";
Кавказский государственный природный биосферный заповедник;
Национальный парк "Кисловодский";
Кабардино-Балкарский высокогорный государственный природный заповедник;
Национальный парк "Приэльбрусье";
Северо-Осетинский государственный природный заповедник;
Тебердинский государственный природный биосферный заповедник;
Государственный природный заповедник "Эрзи".
На территории Дальнего Востока предусмотрено финансирование следующих приоритетных особо охраняемых природных территорий:
Баргузинский государственный природный заповедник;
Государственный природный заповедник "Бастак";
Национальный парк "Бикин";
Забайкальский национальный парк;
Национальный парк "Земля Леопарда";
Государственный природный заповедник "Кедровая падь";
Государственный природный биосферный заповедник "Командорский";
Государственный природный биосферный заповедник "Кроноцкий";
Государственный природный заповедник "Курильский";
Государственный природный заповедник "Магаданский";
Государственный природный заповедник "Поронайский";
Государственный природный биосферный заповедник "Сихотэ-Алинский".
На территории Арктической зоны Российской Федерации предусмотрено финансирование следующих особо охраняемых природных территорий:
Национальный парк "Берингия";
Большой Арктический государственный природный заповедник;
Государственный природный заповедник "Верхне-Тазовский";
Национальный парк "Водлозерский";
Государственный природный заповедник "Гыданский";
Государственный природный заповедник "Кандалакшский";
Лапландский государственный природный заповедник;
Государственный природный заповедник "Ненецкий";
Национальный парк "Онежское Поморье";
Государственный природный заповедник "Остров Врангеля";
Государственный природный заповедник "Пасвик";
Государственный природный заповедник "Путоранский";
Национальный парк "Русская Арктика";
Государственный природный заповедник "Таймырский";
Государственный природный заповедник "Усть-Ленский";
Национальный парк "Хибины";
Государственный природный заповедник "Центральносибирский";
На территории Калининградской области предусмотрено финансирование национального парка "Куршская коса".
В рамках подпрограммы 1 "Регулирование качества окружающей среды" Программы планируется реализовать мероприятия по ликвидации накопленного экологического вреда окружающей среде на приоритетных территориях Российской Федерации, отражающие реализацию национального проекта "Экология".
Планируется реализовать природоохранные проекты по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и рекультивации земельных участков, на которых размещены объекты накопленного вреда окружающей среде на территории Северо-Кавказского федерального округа.
На территории Республики Ингушетия реализованы мероприятия по рекультивации и экологической реабилитации территорий в сельском поселении Нестеровское и г. Назрани, загрязненных при несанкционированном размещении отходов I - V классов опасности. Планируется рекультивация земель, занятых городской свалкой несанкционированно размещенных отходов IV - V класса опасности г. Малгобека Республики Ингушетия.
Рекультивированы земельные участки, нарушенные при несанкционированном размещении отходов I - V классов опасности на территории Майского и Терского муниципальных районов Кабардино-Балкарской Республики, а также в городском округе Баксан Кабардино-Балкарской Республики. Планируется рекультивация сухого пляжа хвостохранилища Тырныаузского вольфрамо-молибденового комбината в Эльбрусском районе, с. Былым Кабардино-Балкарской Республики.
На территории Карачаево-Черкесской Республики планируется осуществить вывод из эксплуатации и рекультивацию I очереди хвостохранилища Урупского месторождения, а также рекультивацию хвостохранилища Эльбрусского свинцово-цинкового рудника Карачаевского района Карачаево-Черкесской Республики.
На территории Чеченской Республики рекультивирован полигон твердых коммунальных отходов "Петропавловский", осуществлена рекультивация нескольких свалок твердых коммунальных отходов, а также осуществлена рекультивация нефтешламовых амбаров и нарушенных земель. Планируется рекультивация нефтешламовых амбаров и нарушенных земель в районе полигона "Андреевская долина" Заводской район г. Грозного Чеченской Республики.
На территории Республики Северная Осетия - Алания ликвидировано негативное воздействие Фиагдонского и Унальского хвостохранилищ на окружающую среду. Планируется рекультивация Владикавказского полигона твердых бытовых отходов.
На территории Арктической зоны планируются рекультивация пометохранилища бывшего открытого акционерного общества "Птицефабрика "Снежная" в Мурманской области и рекультивация городской свалки твердых отходов, расположенной в г. Мурманске.
На территории Дальневосточного федерального округа планируется реализовать 17 мероприятий по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде и рекультивации земельных участков, на которых расположены несанкционированные свалки, на территории 6 субъектов Российской Федерации, что позволит улучшить качество жизни для более 550 тыс. человек, а также восстановить более 190 гектаров земель (рекультивация свалки в поселке городского типа Усть-Баргузин Баргузинского района Республики Бурятия, ликвидация хвостохранилища Куларской золотоизвлекательной фабрики Усть-Янского улуса, ликвидация санкционированной свалки твердых коммунальных отходов городского округа Анадырь Чукотского автономного округа).
На территории Калининградской области планируется ликвидация полигона твердых коммунальных отходов накопленного вреда окружающей среде в г. Советске.
Планируется ликвидация накопленного экологического вреда на территории г. Севастополя.
На территории Республики Крым планируется рекультивация несанкционированных свалок в гг. Судаке и Белогорске.
Кроме того, в рамках подпрограммы 1 "Регулирование качества окружающей среды" Программы планируется реализовать мероприятия национального проекта "Экология", направленные на формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая создание условий для вторичной переработки и утилизации всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления.
II. Характеристика участия субъектов Российской Федерации
в реализации Программы
Цели Программы относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Государственная политика субъектов Российской Федерации в сфере регулирования качества окружающей среды направлена на повышение эффективности природоохранной деятельности, рациональное использование природных ресурсов, развитие систем экологического управления и получение дополнительных выгод и прибыли в результате сочетания экологических и экономических интересов.
Достижению ожидаемых результатов реализации Программы способствуют следующие мероприятия субъектов Российской Федерации, осуществляемые в том числе в целях реализации Указа N 474:
ликвидация свалок и рекультивация территорий, на которых они размещены, ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде;
создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны.
В рамках реализации Программы в сфере ликвидации накопленного вреда окружающей среде и обращения с отходами предполагается поддержка субъектов Российской Федерации посредством распределения субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
Кроме того, субъекты Российской Федерации осуществляют переданные полномочия Российской Федерации по охране объектов животного мира и среды их обитания (за исключением объектов охоты и водных биологических ресурсов), финансируемые за счет субвенций из федерального бюджета.
В рамках реализации Программы обеспечиваются сохранение охвата территорий субъектов Российской Федерации особо охраняемыми природными территориями, осуществление экологического просвещения и распространение знаний среди населения, проведение научных исследований, мониторинга численности редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира.
Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды осуществляется в рамках реализации следующих полномочий субъектов Российской Федерации:
предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидация их последствий;
организация и осуществление региональных программ в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
участие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль по объектам капитального строительства, финансируемым (софинансируемым) за счет средств федерального бюджета, в рамках мероприятия по модернизации и строительству очистных сооружений, необходимых для очистки загрязненных сточных вод, поступающих в озеро Байкал и другие водные объекты Байкальской природной территории, осуществляется подведомственным Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации федеральным бюджетным учреждением "Федеральный центр строительного контроля".
Сведения о показателях (индикаторах) Программы, подпрограмм Программы, федеральных целевых программ (подпрограмм федеральных целевых программ) и их значениях приведены в приложении N 1.
Сведения о показателях (индикаторах) Программы по субъектам Российской Федерации приведены в приложении N 2.
Перечень ведомственных целевых программ и основных мероприятий Программы приведен в приложении N 3.
Сведения об основных планируемых мерах правового регулирования в сфере реализации Программы приведены в приложении N 4.
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета приведено в приложении N 5.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде для достижения целей, показателей и результатов федерального проекта "Чистая страна", входящего в состав национального проекта "Экология", приведены в приложении N 6.
План реализации Программы на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов приведен в приложении N 7.
Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) Программы в части приоритетной территории "Арктическая зона Российской Федерации" приведены в приложении N 8.
Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий Программы в части приоритетной территории "Арктическая зона Российской Федерации" приведены в приложении N 9.
Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий Программы в части приоритетной территории "Арктическая зона Российской Федерации" приведены в приложении N 10.
Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) Программы в части приоритетной территории "Дальневосточный федеральный округ" приведены в приложении N 11.
Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий Программы в части приоритетной территории "Дальневосточный федеральный округ" приведены в приложении N 12.
Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий Программы в части приоритетной территории "Дальневосточный федеральный округ" приведены в приложении N 13.
Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) Программы в части приоритетной территории "Калининградская область" приведены в приложении N 14.
Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий Программы в части приоритетной территории "Калининградская область" приведены в приложении N 15.
Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий Программы в части приоритетной территории "Калининградская область" приведены в приложении N 16.
Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) Программы в части приоритетной территории "Республика Крым и г. Севастополь" приведены в приложении N 17.
Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий Программы в части приоритетной территории "Республика Крым и г. Севастополь" приведены в приложении N 18.
Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий Программы в части приоритетной территории "Республика Крым и г. Севастополь" приведены в приложении N 19.
Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) Программы в части приоритетной территории "Северо-Кавказский федеральный округ" приведены в приложении N 20.
Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий Программы в части приоритетной территории "Северо-Кавказский федеральный округ" приведены в приложении N 21.
Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий Программы в части приоритетной территории "Северо-Кавказский федеральный округ" приведены в приложении N 22.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Оздоровление Волги", входящего в состав национального проекта "Экология", приведены в приложении N 23.
Правила предоставления и распределения в 2020 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ (подпрограмм государственных программ) субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами", входящего в состав национального проекта "Экология", приведены в приложении N 24.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Сохранение озера Байкал", входящего в состав национального проекта "Экология", приведены в приложении N 25.".
5 - 6. Утратили силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2549.