Постановление Правительства РФ от 05.07.2010 N 505
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 2010 г. N 505
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 12 АВГУСТА 2008 Г. N 606
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Согласиться с произведенным в 2009 году перераспределением средств, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" на финансирование федеральной целевой программы "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2013 годах", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 606.
2. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 606 "О федеральной целевой программе "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2013 годах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 34, ст. 3917).
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН
Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 июля 2010 г. N 505
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 12 АВГУСТА 2008 Г. N 606
1. В наименовании и пункте 1 Постановления слова "в 2009 - 2013 годах" заменить словами "в 2009 - 2014 годах".
2. Федеральную целевую программу, утвержденную указанным Постановлением, изложить в следующей редакции:
"Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 августа 2008 г. N 606
(в редакции Постановления
Правительства Российской Федерации
от 5 июля 2010 г. N 505)
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ
РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО
КОМПЛЕКСА В 2009 - 2014 ГОДАХ"
ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Повышение эффективности
использования и развитие ресурсного потенциала
рыбохозяйственного комплекса
в 2009 - 2014 годах"
I. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа
Состояние и потенциал развития рыбохозяйственного комплекса
Рыбное хозяйство Российской Федерации является комплексным сектором экономики, включающим в себя широкий спектр видов деятельности - от прогнозирования сырьевой базы до организации торговли рыбной продукцией в стране и за рубежом.
Рыбохозяйственный комплекс является не только поставщиком продукции для сельского хозяйства, медицинской, космической, химической, кожевенной промышленности, торговли и других секторов экономики, но и потребителем продукции судостроения и машиностроения, услуг радиосвязи, космической, электронной, химической промышленности и транспорта, обеспечивая занятость около 3 млн. человек в смежных отраслях экономики.
До 80-х годов прошлого века рыболовство было одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики страны. С начала 90-х годов в результате воздействия целого ряда политических, общеэкономических и внутриотраслевых причин в рыбохозяйственном комплексе сложилась кризисная ситуация.
Объем добычи водных биологических ресурсов с 1990 по 2006 год сократился более чем в 2 раза (с 7,82 до 3,3 млн. тонн). Снижение уловов обусловило уменьшение общего выпуска рыбной продукции (пищевой и непищевой) с 5,27 до 3,04 млн. тонн (на 43 процента). При этом выпуск пищевой рыбной продукции, включая консервы, сократился с 4,1 млн. тонн в 1990 году до 2,97 млн. тонн в 2006 году (на 27,6 процента), в том числе производство рыбных консервов уменьшилось в 4 раза. Выпуск непищевой продукции сократился в 15,7 раза.
Темпы сокращения производства продукции в стоимостном выражении значительно превысили темпы уменьшения уловов водных биологических ресурсов. Несмотря на рост цен на рыбную продукцию, в 1990 году добавленная стоимость на единицу таких уловов была выше, чем в 2006 году. В последние годы основой производства является продукция низкой степени переработки (рыба живая и охлажденная, мороженая, включая сельдь), составляющая около 91 процента.
В увеличении валового регионального продукта отдельных субъектов Российской Федерации рыбохозяйственная деятельность является определяющей. Так, вклад рыбохозяйственного комплекса (без рыбопереработки) в увеличение валового регионального продукта Камчатского края (до 1 июля 2007 г. - Камчатская область) составил 20 процентов, Приморского края и Мурманской области - по 7,7 процента, Сахалинской области - 6,9 процента, Чукотского автономного округа - 4,1 процента, Калининградской области - 2,3 процента.
С 1990 по 2006 год в результате перехода к рыночным условиям общая численность работников в рыбном хозяйстве уменьшилась на 203 тыс. человек (на 35,9 процента), а численность плавсостава - на 53 процента. Обострилась конкуренция на рынке труда, особенно в удаленных прибрежных районах Севера и Дальнего Востока.
Производительность труда одного работника, занятого в рыбном хозяйстве, в стоимостном выражении за последние 15 лет сократилась более чем в 3 раза, при этом по уловам - в 1,6 раза.
Экспорт рыбной продукции в последние годы стабилизировался на уровне 1,3 млн. тонн. Более 90 процентов экспорта составляет рыбная продукция низкой степени переработки. Это уменьшает эффективность внешнеэкономической деятельности отрасли.
Одновременно с этим резко увеличился импорт рыбной продукции (пищевой и непищевой), составив в 2006 году 910 тыс. тонн, что почти в 1,6 раза выше уровня 1990 года (552,2 тыс. тонн). Это привело к тому, что доля импортируемой пищевой рыбной продукции на внутреннем рынке России составила в 2006 году 37,5 процента (в 2000 году - 24,4 процента).
Рост импортозамещения привел к резкому росту цен на импортируемую рыбную продукцию - с 480 долларов США за 1 тонну продукции в 2000 году до 1570 долларов США за 1 тонну продукции в 2006 году, или в 3,3 раза.
Потребление рыбной продукции в год на душу населения в регионах Российской Федерации различное, в частности от 3 килограммов в Республике Ингушетия до 30 килограммов в Сахалинской и Архангельской областях, в Центральном федеральном округе - 11 килограммов, Северо-Западном федеральном округе - 18 килограммов, Южном федеральном округе - 10 килограммов, Приволжском федеральном округе - 9 килограммов, Сибирском федеральном округе - 11 килограммов, Дальневосточном федеральном округе - 22 килограмма.
С 1990 по 2006 год резко снизилась активность воспроизводственного процесса основных фондов рыбного хозяйства. Инвестиции в основной капитал не превышали 18 процентов уровня 1990 года. В результате физический и моральный износ основных фондов отрасли достигает критического уровня.
Высокий уровень физического и морального износа основных фондов привел к снижению уровня конкурентоспособности вырабатываемой продукции и услуг, что не позволяет улучшить финансовые показатели работы рыбохозяйственных организаций.
Российский рыбопромысловый флот составляет основу материально-технической базы отрасли. Использование морально устаревших судов в рыночных условиях ограничивает возможности их эффективной промысловой работы, особенно за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации. В результате основная часть флота сосредоточена в исключительной экономической зоне Российской Федерации и близлежащих районах на добыче наиболее рентабельных объектов промысла водных биологических ресурсов.
Низкая экономическая эффективность работы действующего флота не позволяет изъять более 1 млн. тонн нерентабельных объектов промысла водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
С 1990 по 2006 год значительно изменилась структура сырьевой базы отрасли.
В 2006 году вылов водных биологических ресурсов составил 52,5 процента общих допустимых уловов, при этом в исключительной экономической зоне Российской Федерации - 65,3 процента, в исключительных экономических зонах иностранных государств - 48,3 процента, в открытых районах Мирового океана - 33,7 процента, во внутренних водоемах - 27 процентов.
Основу сырьевой базы составляет океаническое рыболовство, доля которого в общих уловах водных биологических ресурсов в среднем составляла около 93 процентов, на долю внутренних водоемов приходилось около 7 процентов.
Уменьшение объемов добычи водных биологических ресурсов с 2000 по 2006 год произошло во всех зонах океанического рыболовства.
Передислокация основной части флота в исключительную экономическую зону Российской Федерации привела к значительному снижению запасов основных популяций традиционных объектов лова.
Государственная политика в области рационального использования водных биологических ресурсов заключается в сохранении и пополнении сырьевой базы естественных и искусственных водоемов видами ценных промысловых рыб. Выращивание молоди и личинок ценных видов водных биологических ресурсов в заводских условиях является наиболее эффективным методом воспроизводства рыбных запасов. Проводимые работы по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов позволяют удерживать выпуск молоди и личинок ценных видов водных биологических ресурсов на уровне 8 млрд. штук в год.
В системе Федерального агентства по рыболовству 72 рыбоводных завода занимаются получением молоди осетровых, лососевых, сиговых, частиковых и других видов рыб. Большинство рыбоводных заводов требуют реконструкции. Необходимо строительство новых объектов по воспроизводству водных биологических ресурсов, особенно в бассейне р. Амур.
Производственные мощности по выпуску пищевой рыбной продукции (включая консервы) в 2006 году составили 4,6 млн. тонн, из которых 3,5 млн. тонн (77 процентов) находятся на рыбопромысловых судах и 1,1 млн. тонн (23 процента) - на береговых предприятиях. Наиболее значительной рыбообрабатывающей базой располагают Дальневосточный, Северный и Западный рыбохозяйственные бассейны.
Основные проблемы развития рыбохозяйственного комплекса
Несмотря на сохранение высокой общей обеспеченности водными биологическими ресурсами, наблюдается обострение проблем воспроизводства тех объектов, промысел которых характеризуется наиболее высокой рентабельностью.
В числе общих проблем, которые присущи рыбохозяйственному комплексу, достаточно остро обозначилась проблема незаконного промысла водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации с поставкой их в Японию, Китай, Корею, Норвегию и другие страны. Наблюдается хищнический промысел высокорентабельных объектов промысла - крабов, морских ежей, трески и других видов водных биологических ресурсов. Сложная ситуация сложилась с охраной осетровых видов рыб в бассейне Каспийского и Азовского морей, а также с сохранением осетровых видов рыб в бассейне р. Амур, находящихся под угрозой исчезновения.
Материально-техническая база береговых рыбоперерабатывающих организаций находится на низком уровне. В эксплуатации находятся преимущественно малоэффективные и морально устаревшие основные производственные фонды со средним уровнем физического износа около 60 процентов, что в значительной степени сказывается на конкурентоспособности отечественной товарной рыбной продукции.
Сложившийся к настоящему времени типовой состав и эксплуатационно-экономические параметры рыбопромысловых судов не обеспечивают должным образом их эффективную работу, особенно за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Резкий спад производства также обусловлен недостаточной степенью загрузки рыбоперерабатывающих организаций, отсутствием доступных кредитов на пополнение оборотных средств, инвестиций на реконструкцию и техническое перевооружение материально-технической базы таких организаций.
Требуют реконструкции российские рыбные терминалы морских портов, включая усиление причалов, проведение дноуглубительных работ, строительство защитных гидротехнических и подсобно-вспомогательных сооружений, замену отбойных устройств, оснащение современным подъемно-транспортным и холодильным оборудованием, строительство подъездных путей и модернизацию производственной инфраструктуры портов.
Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономического
развития Российской Федерации
Необходимость преодоления сложившихся проблем развития отечественного рыбохозяйственного комплекса отражена в Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года, в поручениях Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в решениях Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации.
Принципиальные положения стратегии развития отрасли сформулированы в Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2003 г. N 1265-р.
Необходимость принятия федеральной целевой программы "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2014 годах" (далее - Программа) обусловлена объективной потребностью в актуализации и конкретизации основных положений указанной Концепции применительно к среднесрочной перспективе, а также в реализации комплексного и системного подхода к решению накопившихся проблем.
Обоснование целесообразности преодоления проблем
программно-целевым методом
В ретроспективе развитие рыбохозяйственного комплекса осуществлялось в рамках подпрограммы "Водные биологические ресурсы и аквакультура" федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)", которая в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. N 1952-р была завершена.
В ходе реализации указанной подпрограммы часть мероприятий осталась нереализованной.
Целесообразность решения проблемы развития рыбохозяйственного комплекса программно-целевым методом определяется следующими факторами:
масштабность и государственная значимость проблемы;
ресурсоемкость отрасли;
наличие актуальных социально-экономических задач, которые относятся к компетенции органов государственной власти федерального уровня и решение которых прямо или косвенно связано с эффективным развитием рыбохозяйственного комплекса (обеспечение продовольственной безопасности страны, рост благосостояния и снижение дифференциации населения по уровню жизни, выравнивание уровней экономического развития субъектов Российской Федерации, подъем экономики стратегически значимых приграничных регионов и участие Российской Федерации в мировой торговле);
нахождение основной части водных биологических ресурсов в федеральной собственности;
необходимость системного подхода к решению проблемы и согласования отдельных направлений политики в сфере рыболовства по содержанию, технологиям производства и времени осуществления;
потребность в комплексной координации мероприятий по развитию рыбохозяйственного комплекса;
определенные федеральными органами государственной власти условия функционирования рыбохозяйственного комплекса, в том числе:
режим доступа к водным биологическим ресурсам (режим квотирования и режим контроля за рыбопромысловой деятельностью);
режим обслуживания судов рыбопромыслового флота в морских портах Российской Федерации;
режим налогообложения и налогового администрирования;
режим регулирования внешнеторговой деятельности;
режим экономической и политической поддержки российских производителей рыбной продукции на внутреннем и внешнем рынках;
тарифы на услуги инфраструктурных отраслей, включая портовое хозяйство и железнодорожный транспорт.
Реализация мероприятий по развитию рыбохозяйственного комплекса с применением программно-целевого метода предусматривает создание механизма их координации, а также формирование системы индикаторов и показателей, позволяющих оценивать эффективность реализации этих мероприятий.
Отказ от решения проблем рыбохозяйственного комплекса программно-целевым методом приведет к инерционному сценарию развития отрасли.
Характеристика и прогноз развития проблемной ситуации
без использования программно-целевого метода
В 90-х годах прошлого столетия имело место негативное для организаций рыбохозяйственного комплекса изменение экономических условий его функционирования.
В ходе приватизации организаций рыбохозяйственного комплекса превалировали конъюнктурные мотивы, что привело к деконцентрации производства и формированию множества мелких хозяйствующих субъектов. Это негативно сказалось на эффективности управления производственными ресурсами, конкурентоспособности и финансовом положении рыбохозяйственных организаций.
Определяющими факторами стали сокращение государственной бюджетной поддержки и низкие темпы совершенствования нормативной правовой базы.
Значительный урон развитию отрасли нанесло сокращение научно-исследовательского флота, обеспечивающего поиск и прогнозирование промысловых скоплений водных биологических ресурсов.
Не претерпела существенных изменений система обслуживания судов в портах Российской Федерации, которая предопределяет значительный рост издержек рыбопромысловых организаций.
Сокращение внутреннего спроса и формирование дополнительных барьеров доступа на внутренний рынок обусловили вынужденный экспорт рыбных товаров. В то же время конкурентные позиции российских экспортеров на внешних рынках оказались слабыми, что значительно снизило эффективность внешнеторговых операций.
Опережающий рост цен на горючее и другие ресурсы в рамках текущего производственного потребления обусловил рост издержек организаций, занятых промыслом и переработкой водных биологических ресурсов. Монопольное положение торговых посредников привело к снижению доли доходов производителей в цене конечной продукции.
Вследствие этого средний по отрасли показатель рентабельности упал до критического минимума (в 2000 - 2006 годах средний уровень рентабельности товарной рыбной продукции составил 1,7 процента).
Острый дефицит внутренних финансовых ресурсов ставит организации рыбохозяйственного комплекса в неблагоприятные условия на рынке кредитных ресурсов, при которых кредитование, предусматривающее расплату выловленной рыбой, превращается, во-первых, в форму переориентации товарных потоков на внешний рынок, во-вторых, в канал изъятия финансовых ресурсов. Таким образом, по мере углубления финансового кризиса объективно снижается выбор поставок продукции российскими производителями. О значимости возникших барьеров свидетельствует динамичный рост объема импорта, удовлетворяющего растущий внутренний спрос даже на те виды рыбной продукции, которые производит и Российская Федерация.
Одним из элементов адаптации рыбопромыслового флота к изменениям условий его функционирования стала его территориальная передислокация. Промысел в отдаленных районах связан с дополнительными издержками в части материально-технического снабжения и реализации продукции. Стремясь сократить затраты, рыбопромысловые организации сосредоточили свой флот преимущественно в исключительной экономической зоне Российской Федерации, что сопровождается переориентацией на объекты промысла, которые в новых экономических условиях пользуются спросом на внутреннем и внешнем рынках. В связи с этим резко возросла добыча ценных водных биологических ресурсов и образовался значительный объем невостребованных водных биологических ресурсов, промысел которых при сложившихся условиях становится для российских производителей низкорентабельным.
В этих условиях сформировалась диспропорция между расчетной мощностью (производительностью) отдельных судов, участвующих в промысле, и выделенными им квотами на вылов водных биологических ресурсов. Неполная загрузка мощностей рыбопромысловых судов делает неэффективной эксплуатацию даже наиболее современных судов и стимулирует незаконный промысел, что отрицательно сказывается на обновлении флота и береговых производственных мощностей, производительности труда, качестве производимой продукции, уровне издержек производства и, следовательно, конкурентоспособности рыбной продукции.
Рыбохозяйственный комплекс Российской Федерации в своем развитии практически исчерпал внутренние резервы экономического роста и возможности материально-технической базы. Институциональные преобразования последнего времени не привели к формированию эффективного рыночного механизма его функционирования.
Развитие рыбохозяйственного комплекса будет определяться следующими сдерживающими факторами:
слабая инвестиционная привлекательность рыбного хозяйства, низкие темпы обновления основного капитала и, следовательно, незначительные возможности технологической адаптации организаций к росту цен на ресурсы текущего производственного потребления;
низкие темпы внедрения современных технологий реализации рыбной продукции, сохранение многоступенчатой системы торговых посредников и высокой доли предприятий сферы обращения в розничной цене рыбной продукции;
низкие темпы концентрации капитала как в вертикально, так и в горизонтально интегрированных компаниях;
отсутствие системной государственной поддержки научно-исследовательской и рыбопромысловой деятельности, аналогичной той, которая сложилась в иностранных государствах.
Государственная политика в области развития рыбохозяйственного комплекса в рамках инерционного сценария будет сводиться преимущественно к совершенствованию нормативно-правовых основ его функционирования. Так, приведение объемов выделяемых средств в соответствие с производственными характеристиками имеющегося флота может обеспечить рост рентабельности рыбопромысловой деятельности за счет более полной загрузки наиболее производительных и эффективных судов. Принятие нормативных правовых актов по вопросам прибрежного рыболовства создаст предпосылки для более полного использования имеющихся водных биологических ресурсов. Можно также рассчитывать на постепенное совершенствование процедур обслуживания судов в морских портах Российской Федерации. Однако без внедрения новых принципов экономической деятельности и механизмов государственной поддержки российского рыбохозяйственного комплекса, включая частно-государственное партнерство, без государственной поддержки и стимулирования инновационной и инвестиционной активности даже прогрессивные изменения не смогут изменить негативные тенденции.
Ожидаемое увеличение спроса на рыбную продукцию внутри страны столкнется с ограниченным предложением продукции российского производства, что обусловит дальнейший рост зависимости от импорта.
Сырьевой характер экспорта неизбежно сохранится при низких темпах модернизации перерабатывающих мощностей, дефиците внутренних финансовых ресурсов, предопределяющих сохранение сложившейся зависимости российских предприятий от иностранных источников кредитов на пополнение оборотных средств, а также низкой конкурентоспособности морских портов в Российской Федерации в части режима обслуживания судов и условий ремонта.
Имеющаяся тенденция к ужесточению контроля государств с развитым рыбохозяйственным комплексом за водными биологическими ресурсами своих исключительных экономических зон, распространение этого контроля на открытую часть Мирового океана и недоосвоение водных биологических ресурсов исключительной экономической зоны Российской Федерации создадут ситуацию, провоцирующую растущее внешнеэкономическое и внешнеполитическое давление на Российскую Федерацию со стороны иностранных государств.
Отсутствие государственных мер в отношении полного освоения допустимых уловов водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации и конвенционных районах Мирового океана российскими рыбохозяйственными организациями создаст приоритетные условия в этой сфере для иностранных государств.
Резкое сокращение количества российских научно-исследовательских и научно-промысловых экспедиций, дефицит современного высокотехнологичного оборудования негативно сказываются на достоверности оценок общих допустимых уловов основных видов водных биологических ресурсов. Всем российским научно-исследовательским судам основного типа в 2012 году исполнится 25 лет. В настоящее время финансируются лишь единичные экспедиции в отдаленные районы промысла. Отсутствие программы строительства новых научно-исследовательских судов приведет к прекращению к 2013 году российских морских ресурсных исследований, в то время как одним из важнейших требований ко всем методикам научных исследований промысловых районов Мирового океана является необходимость их непрерывного проведения. Поэтому снижение ресурсных исследований может стать причиной снижения эффективности промысловой деятельности российских рыбохозяйственных организаций и дальнейшего ослабления позиции Российской Федерации в отношениях с другими мировыми рыболовными державами.
Недоосвоение российским флотом выделенных квот, прекращение научных исследований и ведение промысла водных биологических ресурсов в ряде районов Мирового океана неминуемо ведут к перераспределению ресурсов в пользу других стран.
Одним из важнейших факторов, влияющих на снижение объемов добычи водных биологических ресурсов, является списание крупнотоннажных рыбопромысловых судов, что невозможно компенсировать за счет приобретения старых судов иностранного производства. К 2015 году из имеющихся 222 крупнотоннажных добывающих рыбопромысловых судов прогнозируется списание около 120 судов с соответствующим сокращением добычи водных биологических ресурсов как в целом по Российской Федерации, так и в отдаленных районах Мирового океана.
В полной мере негативные последствия инерционного сценария развития рыбохозяйственного комплекса проявятся в 2009 - 2013 годах.
Результаты прогнозно-аналитических исследований свидетельствуют о неприемлемости принятия инерционного сценария развития и о необходимости комплексного решения задач Программы в целях обеспечения ускоренного выхода российского рыбохозяйственного комплекса из кризиса и существенного роста объемов и эффективности производства.
Основные риски, связанные с программно-целевым методом
преодоления сложившихся проблем
При использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные:
с недостатками управления Программой;
с неверно выбранными приоритетами развития рыбной отрасли;
с изменениями принципов бюджетного финансирования мероприятий Программы.
Риски, связанные с недостатками управления Программой, в значительной степени определяются координацией действий государственного заказчика - координатора Программы и государственных заказчиков Программы. Недостаточная их координация может привести к недостаточной финансовой поддержке реализации намеченных мероприятий, их неоправданному дублированию и снижению эффективности использования выделяемых средств федерального бюджета.
Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании мероприятий, что приведет к несогласованности действий, связанных с развитием отдельных направлений рыбохозяйственного комплекса.
II. Основная цель и задачи, показатели и целевые индикаторы
Программы, сроки и этапы ее реализации
Целью Программы является обеспечение устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса для удовлетворения растущего спроса населения Российской Федерации на рыбную продукцию в основном российского производства.
Для достижения указанной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
увеличение ресурсной базы рыболовства путем искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, повышения эффективности проведения комплексных рыбохозяйственных исследований состояния запасов водных биологических ресурсов в районах промысла, включая исключительные экономические зоны иностранных государств и открытые районы Мирового океана;
повышение эффективности добычи водных биологических ресурсов;
повышение эффективности государственного контроля за выполнением пользователями водных биологических ресурсов законодательства Российской Федерации в области рыболовства;
расширение видового состава водных биологических ресурсов и тиражирование технологий культивирования их ценных видов;
увеличение объемов доставки рыбной продукции и сырья на территорию Российской Федерации путем повышения пропускной способности (грузооборота) рыбных терминалов морских портов Российской Федерации;
удовлетворение растущего спроса населения на рыбную продукцию за счет увеличения объема производства товарной пищевой рыбной продукции.
Для оценки эффективности реализации Программы используются следующие показатели:
объем добычи водных биологических ресурсов;
объем производства товарной пищевой рыбной продукции, включая продукцию расширенного ассортимента;
количество внедренных технологий производства товарной пищевой рыбной продукции;
количество новых методов и технологий, повышающих эффективность воспроизводства и акклиматизации ценных видов водных биологических ресурсов.
Целевыми индикаторами Программы являются:
прирост выпуска молоди ценных промысловых видов рыб в естественные водоемы и водохранилища;
прирост объема разведанных запасов и потенциала добычи водных биологических ресурсов;
прирост объема добычи водных биологических ресурсов;
обеспечение контроля за акваторией внутренних вод Российской Федерации в целях пресечения нарушений законодательства Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;
обеспечение контроля береговой линии в целях пресечения нарушений в области добычи водных биологических ресурсов;
доля проконтролированных объемов вылова водных биологических ресурсов;
прирост объема перевалки грузов рыбными терминалами морских портов в Российской Федерации;
прирост объема отгруженной рыбной продукции в стоимостном выражении;
среднедушевое потребление товарной пищевой рыбной продукции;
доля российской товарной пищевой рыбной продукции на внутреннем рынке;
степень освоения водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Основным интегральным индикатором Программы является среднедушевое потребление товарной пищевой рыбной продукции, которое к 2013 году возрастет до 16 килограммов, а к 2016 году - до 20 килограммов.
Показатели и целевые индикаторы Программы приведены в приложении N 1.
Программу предполагается осуществить в 2009 - 2014 годах.
В ходе реализации Программы планируется реализовать 56 мероприятий по строительству и реконструкции заводов по воспроизводству водных биологических ресурсов в 26 субъектах Российской Федерации, направленных на воспроизводство популяций ценных видов водных биологических ресурсов, а также 4 инфраструктурных проекта, связанных с воспроизводством водных биологических ресурсов, реконструировать 7 научно-производственных центров по созданию технологий аква- и марикультуры в части сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов в 7 субъектах Российской Федерации, гидротехнические сооружения 12 рыбных терминалов морских портов в Дальневосточном, Северо-Западном и Южном федеральных округах, построить 4 судна, используемых для воспроизводства рыбы, 4 научно-исследовательских судна для работы в открытых частях Мирового океана и 22 научно-исследовательских судна для работы в исключительной экономической зоне Российской Федерации, 50 судов для целей рыбоохраны, 2 патрульных судна типа "Спрут" (проект 22120), 6 катеров и 195 моторных лодок для обеспечения государственного контроля в области охраны морских водных биологических ресурсов.
III. Перечень мероприятий Программы
Мероприятия Программы осуществляются по следующим направлениям, обеспечивающим повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации:
строительство и реконструкция объектов по воспроизводству водных биологических ресурсов;
строительство и реконструкция научно-производственных центров по созданию технологий аква- и марикультуры (в части сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов);
строительство и реконструкция объектов по реализации технологий выращивания водных биологических ресурсов за счет средств внебюджетных источников;
строительство флота для государственных нужд, включая строительство научно-исследовательских судов, судов, используемых для воспроизводства водных биологических ресурсов, для целей рыбоохраны, а также строительство судов, используемых для обеспечения государственного контроля за водными биологическими ресурсами и средой их обитания;
строительство и модернизация объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры и объектов хранения рыбной продукции;
строительство и модернизация рыбопромысловых судов в российских судостроительных организациях;
реконструкция портовых сооружений рыбных терминалов морских портов;
научные исследования и разработки в рыбохозяйственной сфере.
Строительство и реконструкция объектов по воспроизводству
водных биологических ресурсов
В части воспроизводства и выращивания ценных видов водных биологических ресурсов предусматривается обеспечить реализацию первоочередных мер, направленных на восстановление популяций осетровых, лососевых и других видов водных биологических ресурсов (поддержание естественных популяций, реконструкция действующих и строительство новых заводов по воспроизводству водных биологических ресурсов), а также на поддержку развития аква- и марикультуры в части сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов (формирование новых перспективных объектов ихтиофауны для расширения видового состава водных биологических ресурсов и ввод в эксплуатацию новых объектов).
Достижение минимально необходимой мощности водоемов для поддержания запасов водных биологических ресурсов невозможно без дополнительного увеличения мощности рыбоводных заводов, в связи с чем предполагается реализовать 56 мероприятий по строительству и реконструкции рыбоводных заводов по воспроизводству водных биологических ресурсов в 26 субъектах Российской Федерации.
Целевым индикатором выполнения мероприятий по этому направлению Программы является прирост выпуска молоди ценных промысловых видов рыб в естественные водоемы и водохранилища.
Объемы и источники финансирования мероприятий Программы по направлению "Строительство и реконструкция объектов по воспроизводству водных биологических ресурсов" приведены в приложении N 2.
Строительство и реконструкция научно-производственных
центров по созданию технологий аква- и марикультуры в части
сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов
Реализация мероприятий по направлению "Строительство и реконструкция научно-производственных центров по созданию технологий аква- и марикультуры в части сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов" предполагает строительство, реконструкцию и техническое перевооружение 7 научно-производственных инновационных центров при ведущих научно-исследовательских институтах рыбохозяйственного комплекса, в частности при федеральных государственных унитарных предприятиях "Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии имени Н.М. Книповича", "Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр", "Сахалинский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии", "Азовский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства", "Всероссийский научно-исследовательский институт пресноводного рыбного хозяйства" и "Каспийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства". Создание центров позволит активизировать разработки и апробацию инновационных технологических схем мероприятий по повышению биологической продуктивности популяций гидробионтов, в том числе нарушенных в результате промысла, а также сформулировать исходные требования для выращивания посадочного материала морских беспозвоночных и водорослей.
Объемы финансирования за счет средств федерального бюджета мероприятий Программы по направлению "Строительство и реконструкция научно-производственных центров по созданию технологий аква- и марикультуры в части сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов" приведены в приложении N 3.
Строительство и реконструкция объектов по реализации
технологий выращивания водных биологических ресурсов
за счет средств внебюджетных источников
По направлению "Строительство и реконструкция объектов по реализации технологий выращивания водных биологических ресурсов за счет средств внебюджетных источников" планируется реализовать 11 коммерческих проектов, финансируемых за счет средств внебюджетных источников. Кроме того, предусматривается начать производство востребованных как у нас в стране, так и за рубежом морских водорослей, моллюсков, гребешка и иглокожих.
Объемы финансирования за счет средств внебюджетных источников мероприятий Программы по указанному направлению приведены в приложении N 4.
Строительство флота для государственных нужд
По направлению "Строительство флота для государственных нужд" предполагается строительство 26 научно-исследовательских судов (в том числе 3 больших, 13 средних и 10 малых судов), 4 судов для целей воспроизводства рыб, 50 судов для целей рыбоохраны, 2 патрульных судов типа "Спрут" (проект 22120), 6 катеров и 195 моторных лодок с целью обеспечения государственного контроля в области охраны морских водных биологических ресурсов.
Строительство научно-исследовательских судов позволит выполнить полный комплекс научных исследований, включая экспедиции в удаленные районы Мирового океана, для обеспечения рыбопромыслового флота данными в отношении сырьевой базы для успешного ведения промысла. Строительство судов для целей воспроизводства рыб (живорыбных судов) позволит обеспечить рост промыслового возврата молоди рыбы на 0,5 процента.
Из более 5 тыс. судов рыбопромыслового флота, ведущих промысел в российских водах, более 15 процентов осуществляют промысел с различными нарушениями. По экспертным оценкам, ежегодно Российская Федерация теряет за счет незаконного вылова и вывоза рыбной продукции за рубеж до 1 млрд. долларов США. Для обеспечения выполнения мероприятий по контролю промысла и объемов ввозимых на территорию Российской Федерации морских биологических ресурсов с показателем эффективности не ниже 0,85 необходима дополнительная поставка в пограничные органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации 2 патрульных судов типа "Спрут" (проект 22120), 6 катеров и 195 моторных лодок для обеспечения государственного контроля в области охраны морских водных биологических ресурсов.
Объемы финансирования за счет средств федерального бюджета мероприятий Программы по направлению "Строительство флота для государственных нужд" приведены в приложении N 5.
Строительство и модернизация объектов
рыбоперерабатывающей инфраструктуры и объектов хранения
рыбной продукции
По направлению "Строительство и модернизация объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры и объектов хранения рыбной продукции" планируется реализовать 24 инвестиционных проекта.
Действующие мощности по рыбоперерабатывающим предприятиям и хранению рыбной продукции требуют существенной модернизации производства и остро нуждаются в современном оборудовании - филетировочном оборудовании, оборудовании для производства консервов, вакуумно-упаковочном, погрузо-разгрузочном, транспортировочном и других видах оборудования. Основная часть техники производится на российских предприятиях.
Обновление рыбообрабатывающего оборудования рыбоперерабатывающих организаций, создание и модернизация действующих морозильных мощностей объектов хранения рыбной продукции позволят обеспечить более глубокую переработку водных биологических ресурсов, внедрение безотходных технологий обработки сырья, повышение качества и расширение номенклатуры выпускаемой продукции.
Строительство новых, а также восстановление имеющихся рыбоперерабатывающих организаций уменьшит конкурентный разрыв между российскими и иностранными товаропроизводителями, сократит рост доли импортных рыбных товаров (в первую очередь с высокой добавленной стоимостью) на внутреннем рынке, а также обеспечит российским товаропроизводителям выход на международный рынок за счет обеспечения качества и безопасности рыбопродукции.
Объемы финансирования за счет средств внебюджетных источников мероприятий Программы по направлению "Строительство и модернизация объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры, объектов хранения рыбной продукции" приведены в приложении N 6.
В целях стимулирования реализации инвестиционных проектов по указанному направлению планируется в качестве мер государственной поддержки предоставление субсидий из федерального бюджета рыбохозяйственным организациям для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на строительство и модернизацию объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры и объектов хранения рыбной продукции.
Реализация предусмотренных инвестиционных проектов требует создания необходимых предпосылок и условий для равномерного распределения товарных потоков рыбной продукции на территории Российской Федерации и развития оптимальных логистических цепочек продвижения рыбной продукции. Для решения этой проблемы и сокращения числа посредников между производителями и покупателями рыбной продукции планируется создание специализированных рынков по реализации рыбной продукции в 47 субъектах Российской Федерации.
Строительство и модернизация рыбопромысловых судов
в российских судостроительных организациях
По направлению "Строительство и модернизация рыбопромысловых судов в российских судостроительных организациях" планируется реализовать 8 коммерческих проектов, финансируемых за счет средств внебюджетных источников, в том числе предполагается построить и модернизировать суда различного класса предприятиями Приморского края, Камчатского края, Республики Карелия, Архангельской, Мурманской и Калининградской областей.
Строительство судов необходимо не только для замещения выбывающего флота, используемого сегодня в исключительной экономической зоне Российской Федерации, но и для возобновления экспедиционного лова в Мировом океане.
Объемы финансирования за счет средств внебюджетных источников мероприятий Программы по направлению "Строительство и модернизация рыбопромысловых судов в российских судостроительных организациях" приведены в приложении N 7.
В целях стимулирования реализации инвестиционных проектов по указанному направлению планируется в качестве мер государственной поддержки предоставление субсидий из федерального бюджета рыбохозяйственным организациям для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на строительство и модернизацию рыбопромысловых судов и на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга.
Реконструкция портовых сооружений рыбных терминалов
морских портов
Основные проблемы морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота в морских портах Российской Федерации, заключаются в необходимости проведения работ, связанных с реконструкцией терминалов, причалов, осуществлением дноуглубительных работ, со строительством защитных гидротехнических сооружений, с оснащением современным подъемно-транспортным оборудованием, со строительством подъездных путей и с модернизацией производственной инфраструктуры рыбных терминалов морских портов.
Главным назначением морских терминалов является базирование судов рыбопромыслового флота, межпутинный отстой и ремонт судов, их комплексное обслуживание, в том числе выгрузка-погрузка рыбной продукции, обеспечение промысловым снаряжением, продуктами, топливом, водой и подготовка судов к промыслу на длительный период времени.
В настоящее время рыбные терминалы морских портов обеспечивают перевалку 1,3 млн. тонн рыбной продукции. В 2013 году объем перевалки должен достигнуть 3,5 млн. тонн.
Планируется осуществлять мероприятия по развитию российских рыбных терминалов Владивостокского, Петропавловского, Хасанского, Невельского, Находкинского, Калининградского, Пионерского, Мурманского, Санкт-Петербургского и Новороссийского морских портов, а также морского порта Корсаков. Восстановление аварийных (протяженностью 5 километров) и требующих реконструкции (протяженностью 6,51 километра) причалов позволит обеспечить перевалку прогнозного объема рыбной продукции (при условии оснащения их высокопроизводительным оборудованием, поставляемым частными компаниями).
Объемы и источники финансирования мероприятий Программы по направлению "Реконструкция портовых сооружений рыбных терминалов морских портов" приведены в приложении N 8.
Научные исследования и разработки в рыбохозяйственной сфере
Предполагается проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по следующим направлениям:
научное обеспечение развития экспедиционного промысла водных биологических ресурсов за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации;
научное обеспечение мероприятий по увеличению объема искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов;
научное обеспечение разработки новых технологий глубокой переработки водных биологических ресурсов;
исследование возможностей и подготовка технологий вылова водных биологических ресурсов с больших глубин Мирового океана.
Использование средств федерального бюджета по указанным направлениям будет осуществляться на конкурсной основе с последующим заключением государственных контрактов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Научные исследования и разработки предусматривается осуществлять в целях увеличения вылова водных биологических ресурсов отечественными судами в отдаленных районах Мирового океана и во внутренних водоемах, создания эффективных биотехнологий для получения ценных биологически активных веществ и добавок, научного обоснования управления промыслом с оценкой запасов водных биологических ресурсов и прогнозированием их динамики, а также выявления новых видов промысловых водных биологических ресурсов.
Объемы и источники финансирования мероприятий Программы по направлению "Научные исследования и разработки в рыбохозяйственной сфере" приведены в приложении N 9.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы,
объемы и источники финансирования
Финансирование мероприятий Программы предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Объем финансирования мероприятий Программы (в ценах соответствующих лет) составит - 61349,5 млн. рублей, в том числе за счет средств:
федерального бюджета - 32001,9 млн. рублей (52,16 процента);
бюджетов субъектов Российской Федерации - 255,8 млн. рублей (0,42 процента);
внебюджетных источников (средства предприятий и организаций рыбохозяйственного комплекса, банковские кредиты и другие) - 29091,8 млн. рублей (47,42 процента).
Государственные капитальные вложения планируется направить на следующие мероприятия:
строительство и реконструкция объектов по воспроизводству водных биологических ресурсов;
строительство и реконструкция научно-производственных центров по созданию технологий аква- и марикультуры (в части сохранения и использования водных биологических ресурсов);
строительство флота для государственных нужд, включая строительство научно-исследовательского флота и флота, используемого для целей воспроизводства и рыбоохраны;
строительство патрульных судов, моторных лодок и малых плавучих средств для обеспечения государственного контроля в области охраны морских биологических ресурсов;
реконструкция морских портов в Российской Федерации.
Средства федерального бюджета, предусмотренные на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, планируется направить на следующие мероприятия:
научное обеспечение развития экспедиционного промысла водных биологических ресурсов за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации;
научное обеспечение мероприятий по увеличению объема искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов;
научное обеспечение разработки новых технологий глубокой переработки водных биологических ресурсов.
Объемы и источники финансирования мероприятий Программы по направлениям и государственным заказчикам Программы приведены в приложении N 10. Объемы финансирования мероприятий Программы по источникам финансирования и видам расходов приведены в приложении N 11.
Объемы капитальных вложений рассчитаны на основе предварительного анализа проектов строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов по воспроизводству водных биологических ресурсов, научно-производственных центров по созданию технологий аква- и марикультуры (в части сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов), портовых сооружений рыбных терминалов морских портов, строительства научно-исследовательского флота, флота для воспроизводства водных биологических ресурсов, рыбоохраны и флота для обеспечения государственного контроля в области охраны водных биологических ресурсов.
Объемы ресурсного обеспечения Программы в части научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ определены по результатам оценки трудовых и материальных затрат, необходимых для выполнения Программы.
При формировании мероприятий Программы, предусматривающих финансирование за счет средств внебюджетных источников, получены подтверждения потенциальных инвесторов о намерениях инвестировать собственные и привлеченные средства.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников будет осуществляться на условиях софинансирования с учетом возможности пропорционального сокращения объема финансирования за счет средств федерального бюджета при уменьшении объема финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
V. Механизм реализации Программы
Федеральное агентство по рыболовству является государственным заказчиком - координатором Программы.
Государственными заказчиками Программы выступают Федеральное агентство по рыболовству и Федеральная служба безопасности Российской Федерации (в части реализации мероприятий, связанных с рыбоохранной деятельностью).
Реализацию Программы предполагается осуществлять на основе государственных контрактов, заключаемых в установленном порядке государственными заказчиками Программы с исполнителями ее мероприятий.
Исполнители мероприятий Программы определяются на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом предложений всех заинтересованных организаций рыбохозяйственного комплекса (включая некоммерческие объединения и ассоциации), направленных на решение задач Программы и реализацию комплекса ее целевых установок в экономической, финансовой, производственно-технической и социальной сферах.
Государственный заказчик - координатор Программы формирует организационную структуру управления Программой, разрабатывает и утверждает план ее мероприятий, обеспечивает контроль за их реализацией.
Управление реализацией Программы будет осуществляться на федеральном и региональном уровнях.
На федеральном уровне государственный заказчик - координатор Программы выполняет следующие функции:
разработка и реализация мероприятий Программы;
разработка сводной бюджетной заявки;
научно-информационное обеспечение Программы;
подготовка ежегодных докладов о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств и направление их в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации (ежегодно, до 1 февраля).
Государственные заказчики Программы заключают с органами государственной власти субъектов Российской Федерации соглашения (договоры) о софинансировании в отношении строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности или государственной собственности субъектов Российской Федерации, в объемах, установленных Программой.
Государственный заказчик - координатор Программы и государственные заказчики Программы прекращают финансирование строительства и реконструкции объектов в случае невыполнения субъектами Российской Федерации обязательств по их финансированию.
Предоставление средств федерального бюджета на строительство и реконструкцию объектов, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, осуществляется в форме субсидий при условии софинансирования в пределах средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы в соответствии с заключенными с субъектами Российской Федерации соглашениями.
Субсидии за счет средств федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий Программы в соответствии с Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2008 г. N 392.
Приостановление финансирования либо пропорциональное сокращение объемов средств федерального бюджета, предоставляемых субъекту Российской Федерации в виде субсидий, осуществляется в следующих случаях:
нецелевое использование органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации выделенных бюджетных средств;
непредставление органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации отчета в установленные сроки;
невыполнение договорных обязательств по финансированию мероприятий Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Начиная с 2010 года субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации предоставляются в соответствии с Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, которые приведены в приложении N 12.
Функциональный механизм реализации Программы включает в себя следующие элементы:
стратегическое планирование и прогнозирование (определение стратегических направлений, темпов и пропорций структурной политики развития рыбохозяйственного комплекса и его важнейших подотраслей);
экономические рычаги воздействия, позволяющие активизировать финансово-кредитный механизм Программы и стимулировать выполнение мероприятий Программы;
правовые рычаги влияния на экономическое развитие (совокупность нормативных правовых документов федерального и регионального уровней, способствующих развитию деловой и инвестиционной активности и регулирующих отношения федеральных, региональных и отраслевых органов, заказчиков и исполнителей в процессе реализации мероприятий и проектов Программы);
организационная структура управления Программой (определение состава, функций и согласованности звеньев административно-хозяйственного управления).
Финансирование мероприятий Программы в очередном финансовом году предусматривается осуществлять при условии обязательного рассмотрения результатов мониторинга и оценки эффективности выполнения мероприятий Программы в отчетном периоде с учетом:
полноты и эффективности выполнения мероприятий Программы и целевого использования средств, выделяемых на ее реализацию;
финансирования Программы по годам, источникам и направлениям расходов в сопоставлении с объемами, принятыми при утверждении Программы;
заявленных объемов финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Это позволит обеспечить адаптивность Программы к изменениям внутренней и внешней среды, влияющим на экономику рыбохозяйственного комплекса.
VI. Оценка социально-экономической и экологической
эффективности Программы
В результате реализации Программы будет реконструировано и построено 56 рыбоводных заводов в 26 субъектах Российской Федерации, что позволит после выхода этих заводов на проектные мощности добиться увеличения по сравнению с показателями 2006 года вылова:
лососевых (с горбушей) - на 15,5 процента;
лососевых (без горбуши) - на 36,5 процента;
осетровых - в 11,3 раза;
сиговых - на 40 процентов;
угря - на 36,4 процента.
В результате реализации Программы объем разведанных запасов и потенциал добычи водных биологических ресурсов увеличится по сравнению с показателями 2006 года на 55,9 процента, а объем перевалки грузов рыбными терминалами морских портов - в 2,1 раза.
Программа предусматривает доведение объема улова водных биологических ресурсов к 2014 году до 4,85 млн. тонн и превышение уровня 2006 года на 47 процентов. Производство пищевой рыбной продукции, включая консервы, увеличится до 4 млн. тонн и превысит уровень 2006 года на 34,6 процента. Реализация мероприятий Программы позволит увеличить глубину переработки водных биологических ресурсов как на судах рыбопромыслового флота, так и на береговых предприятиях.
В результате возрастет доля отечественной рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью на внутреннем и внешнем рынках, что проявится в росте эффективности внешней торговли.
Средняя стоимость 1 тонны пищевой рыбной продукции, реализованной на внешнем рынке, возрастет по сравнению с 2006 годом на 11 процентов, а экспортно-импортное сальдо - на 63 процента, то есть превысит 1 млрд. долларов США.
Это позволит удовлетворить растущий внутренний спрос на рыбную продукцию и одновременно увеличить долю отечественной продукции в общем объеме производства - среднедушевое потребление рыбной продукции возрастет до 16 килограммов, доля отечественной продукции достигнет 80 процентов.
Одновременно увеличится переработка отходов, что обусловит увеличение выпуска кормовой муки к 2013 году до 130 тыс. тонн и превышение уровня 2006 года в 2,1 раза.
Реализация мероприятий Программы, особенно в части развития флота, прибрежного рыболовства и аквакультуры, будет иметь мультипликативный эффект в сопряженных отраслях российской экономики (судостроение, судоремонт, машиностроение, тарное производство, сельское хозяйство, пищевая промышленность и торговля) и способствовать повышению темпов социально-экономического развития Российской Федерации.
Показатели бюджетной эффективности реализации Программы приведены в приложении N 13, в котором показана динамика годовых значений основных показателей экономического развития с 2009 по 2016 год при условии выполнения всех мероприятий Программы.
Интегральная бюджетная окупаемость будет обеспечиваться начиная с 2014 года. Дополнительные поступления налогов во все уровни бюджетной системы Российской Федерации от деятельности организаций рыбохозяйственного комплекса составят 16,62 млрд. рублей, а начиная с 2015 года - ежегодно будут превышать 20,6 млрд. рублей. Величина чистого дисконтированного дохода при ставке дисконтирования 9 процентов достигнет положительной величины в 2014 году. В 2016 году чистый дисконтированный доход превысит 14 млрд. рублей, внутренняя норма доходности составит 27,4 процента, что является свидетельством высокой бюджетной эффективности.
Реализация Программы позволит создать 8,4 тыс. рабочих мест.
Дополнительный фонд оплаты труда позволит получить в 2013 году дополнительные доходы в размере 8,2 млрд. рублей, а в 2016 году - 13,6 млрд. рублей (без учета дополнительных доходов населения, работающего на предприятиях-поставщиках).
Методика определения эффективности Программы приведена в приложении N 14.
VII. Оценка экологических последствий реализации Программы
При формировании экологической политики в рамках выполнения Программы принципиальное значение имеют определение оптимальных пропорций между допустимой антропогенной нагрузкой на окружающую среду, образуемой в процессе реализации Программы, и возможностями природной среды ассимилировать указанные нагрузки, необходимость улучшения экологической обстановки сегодня и предотвращение угрозы ее ухудшения в будущем.
На предотвращение угрозы ухудшения экологии направлены все мероприятия, поскольку в каждом из них предусматриваются специальные природоохранные меры, реализация которых должна удерживать уровень антропогенной нагрузки в пределах допустимой нормы. Таким образом, при реализации Программы существующая экологическая ситуация не ухудшится.
Приложение N 1
к федеральной целевой программе
"Повышение эффективности
использования и развитие ресурсного
потенциала рыбохозяйственного
комплекса в 2009 - 2014 годах"
ПОКАЗАТЕЛИ И ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА
РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА
В 2009 - 2014 ГОДАХ"
Приложение N 2
к федеральной целевой программе
"Повышение эффективности
использования и развитие ресурсного
потенциала рыбохозяйственного
комплекса в 2009 - 2014 годах"
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ
РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА
В 2009 - 2014 ГОДАХ" ПО НАПРАВЛЕНИЮ "СТРОИТЕЛЬСТВО
И РЕКОНСТРУКЦИЯ ОБЪЕКТОВ ПО ВОСПРОИЗВОДСТВУ
ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ"
(млн. рублей)
---------------------------------
<*> Без учета фактического освоения финансовых средств.
Приложение N 3
к федеральной целевой программе
"Повышение эффективности
использования и развитие ресурсного
потенциала рыбохозяйственного
комплекса в 2009 - 2014 годах"
ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА МЕРОПРИЯТИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА
РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА В 2009 - 2014 ГОДАХ"
ПО НАПРАВЛЕНИЮ "СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕКОНСТРУКЦИЯ
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ ПО СОЗДАНИЮ
ТЕХНОЛОГИЙ АКВА- И МАРИКУЛЬТУРЫ В ЧАСТИ СОХРАНЕНИЯ
И ВОСПРОИЗВОДСТВА ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ"
(млн. рублей)
Приложение N 4
к федеральной целевой программе
"Повышение эффективности
использования и развитие ресурсного
потенциала рыбохозяйственного
комплекса в 2009 - 2014 годах"
ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ МЕРОПРИЯТИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА
РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА В 2009 - 2014 ГОДАХ"
ПО НАПРАВЛЕНИЮ "СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕКОНСТРУКЦИЯ ОБЪЕКТОВ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ ВЫРАЩИВАНИЯ ВОДНЫХ
БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ
ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ"
(млн. рублей)
Приложение N 5
к федеральной целевой программе
"Повышение эффективности
использования и развитие ресурсного
потенциала рыбохозяйственного
комплекса в 2009 - 2014 годах"
ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА МЕРОПРИЯТИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА
РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА В 2009 - 2014
ГОДАХ" ПО НАПРАВЛЕНИЮ "СТРОИТЕЛЬСТВО
ФЛОТА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД"
(млн. рублей)
Приложение N 6
к федеральной целевой программе
"Повышение эффективности
использования и развитие ресурсного
потенциала рыбохозяйственного
комплекса в 2009 - 2014 годах"
ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ МЕРОПРИЯТИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА
РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА В 2009 - 2014 ГОДАХ"
ПО НАПРАВЛЕНИЮ "СТРОИТЕЛЬСТВО И МОДЕРНИЗАЦИЯ
ОБЪЕКТОВ РЫБОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ,
ОБЪЕКТОВ ХРАНЕНИЯ РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ"
(млн. рублей)
Приложение N 7
к федеральной целевой программе
"Повышение эффективности
использования и развитие ресурсного
потенциала рыбохозяйственного
комплекса в 2009 - 2014 годах"
ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ МЕРОПРИЯТИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА
РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА В 2009 - 2014 ГОДАХ"
ПО НАПРАВЛЕНИЮ "СТРОИТЕЛЬСТВО И МОДЕРНИЗАЦИЯ
РЫБОПРОМЫСЛОВЫХ СУДОВ В РОССИЙСКИХ
СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ"
(млн. рублей)
Приложение N 8
к федеральной целевой программе
"Повышение эффективности
использования и развитие ресурсного
потенциала рыбохозяйственного
комплекса в 2009 - 2014 годах"
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ РЕСУРСНОГО
ПОТЕНЦИАЛА РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА В 2009 - 2014
ГОДАХ" ПО НАПРАВЛЕНИЮ "РЕКОНСТРУКЦИЯ ПОРТОВЫХ
СООРУЖЕНИЙ РЫБНЫХ ТЕРМИНАЛОВ МОРСКИХ ПОРТОВ"
(млн. рублей)
Приложение N 9
к федеральной целевой программе
"Повышение эффективности
использования и развитие ресурсного
потенциала рыбохозяйственного
комплекса в 2009 - 2014 годах"
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ РЕСУРСНОГО
ПОТЕНЦИАЛА РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА В 2009 - 2014
ГОДАХ" ПО НАПРАВЛЕНИЮ "НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
И РАЗРАБОТКИ В РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОЙ СФЕРЕ"
(млн. рублей)
Приложение N 10
к федеральной целевой программе
"Повышение эффективности
использования и развитие ресурсного
потенциала рыбохозяйственного
комплекса в 2009 - 2014 годах"
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ РЕСУРСНОГО
ПОТЕНЦИАЛА РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА В 2009 - 2014
ГОДАХ" ПО НАПРАВЛЕНИЯМ И ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКАЗЧИКАМ
(млн. рублей)
Приложение N 11
к федеральной целевой программе
"Повышение эффективности
использования и развитие ресурсного
потенциала рыбохозяйственного
комплекса в 2009 - 2014 годах"
ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ РЕСУРСНОГО
ПОТЕНЦИАЛА РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА В 2009 - 2014
ГОДАХ" ПО ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ И ВИДАМ РАСХОДОВ
(млн. рублей)
Приложение N 12
к федеральной целевой программе
"Повышение эффективности
использования и развитие ресурсного
потенциала рыбохозяйственного
комплекса в 2009 - 2014 годах"
ПРАВИЛА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА СУБСИДИЙ
БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОФИНАНСИРОВАНИЕ
ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СОБСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам Астраханской области, Республики Татарстан и Томской области (далее - субъекты Российской Федерации) на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (далее - субсидии).
2. Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией долгосрочных (региональных) целевых программ, предусматривающих мероприятия по строительству и реконструкции объектов по воспроизводству водных биологических ресурсов государственной собственности субъектов Российской Федерации (далее - мероприятия) по следующим направлениям развития рыбохозяйственного комплекса:
а) проведение дноуглубительных работ на рыбоходных каналах;
б) строительство рыбоводных объектов.
3. Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются на следующих условиях:
а) наличие утвержденных долгосрочных (региональных) целевых программ, предусматривающих мероприятия;
б) наличие в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение в соответствующем финансовом году расходных обязательств по реализации долгосрочных (региональных) целевых программ, предусматривающих мероприятия с учетом установленного уровня софинансирования.
4. Распределение субсидии по направлениям развития рыбохозяйственного комплекса осуществляется по формуле:
,
где:
- размер субсидии, предоставляемой по i-му направлению развития рыбохозяйственного комплекса;
С - общий объем субсидии, предоставляемой в текущем финансовом году;
- коэффициент уровня приоритетности i-го направления развития рыбохозяйственного комплекса, который определяется по формуле:
,
где:
- объем средств федерального бюджета, предусмотренный по i-му направлению развития рыбохозяйственного комплекса j-го субъекта Российской Федерации.
Значения коэффициентов уровня приоритетности направлений развития рыбохозяйственного комплекса субъекта Российской Федерации приведены в приложении N 1.
5. Объем предоставления субсидии по i-му направлению развития рыбохозяйственного комплекса бюджету j-го субъекта Российской Федерации определяется по формуле:
,
где - доля j-го субъекта Российской Федерации в общем объеме субсидии, предоставляемой по i-му направлению развития рыбохозяйственного комплекса, которая определяется по формуле:
.
Доли субъектов Российской Федерации по направлениям развития рыбохозяйственного комплекса приведены в приложении N 2.
Распределение субсидий из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации, направляемых на софинансирование объектов рыбохозяйственного комплекса, приведено в приложении N 3.
Распределение средств бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемых на софинансирование объектов, относящихся к государственной собственности субъектов Российской Федерации, приведено в приложении N 4.
6. Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета (далее - уровень софинансирования) не может быть установлен ниже 40 процентов и выше 95 процентов расходного обязательства.
Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета по направлениям развития рыбохозяйственного комплекса приведен в приложении N 5.
7. Субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральному агентству по рыболовству на текущий финансовый год на основании заключенного между высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и Федеральным агентством по рыболовству соглашения о предоставлении субсидии (далее - соглашение), предусматривающего следующие положения:
а) сведения об объеме субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации;
б) целевое назначение субсидии, ее адресное распределение с указанием размера и объекта, на который субсидия предоставляется;
в) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего расходное обязательство субъекта Российской Федерации, на исполнение которого предоставляется субсидия;
г) размер средств, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на софинансирование мероприятий долгосрочных (региональных) целевых программ;
д) обязательство представить выписку из закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год, подтверждающую наличие в бюджете субъекта Российской Федерации средств на софинансирование мероприятий долгосрочных (региональных) целевых программ;
е) график перечисления субсидий, порядок внесения в него изменений и порядок контроля за его исполнением;
ж) значения целевого показателя эффективности использования субсидии;
з) обязательство представлять отчетность об исполнении обязательств, вытекающих из соглашения, в том числе о расходах бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий долгосрочной (региональной) целевой программы, а также о достижении установленных значений целевого показателя эффективности использования субсидии;
и) порядок осуществления контроля за исполнением условий соглашения, а также основания и порядок приостановления и прекращения предоставления субсидии;
к) ответственность сторон за нарушение условий соглашения.
8. Форма соглашения утверждается Федеральным агентством по рыболовству.
9. Эффективность использования в отчетном финансовом году субсидии оценивается Федеральным агентством по рыболовству ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, на основе такого целевого показателя эффективности использования субсидии, как объем выполненных работ по строительству и реконструкции объекта воспроизводства водных биологических ресурсов государственной собственности субъекта Российской Федерации, установленный в соответствии с календарным планом стройки и реконструкции объекта.
10. В случае если в отчетном финансовом году субъектом Российской Федерации не достигнуты установленные соглашением значения целевого показателя эффективности использования субсидии и их отклонение составляет более 50 процентов, Федеральное агентство по рыболовству принимает решение о сокращении объема субсидии, предоставляемой на очередной финансовый год, из расчета 0,5 процента объема субсидии за каждый процент снижения значения целевого показателя эффективности использования субсидии и перераспределении высвобождающегося объема субсидии между бюджетами других субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение субсидии в соответствии с настоящими Правилами.
11. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет Федеральному агентству по рыболовству следующую отчетность об исполнении обязательств, предусмотренных соглашением:
а) статистическая отчетность о ходе строительства важнейших объектов - ежемесячно, не позднее 3-го числа после отчетного периода;
б) сведения об инвестициях - ежеквартально, не позднее 5-го числа после отчетного периода;
в) сведения о целевых индикаторах и показателях реализации федеральной целевой программы - ежеквартально, не позднее 30-го числа после отчетного периода;
г) отчет о расходах бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), источником финансового обеспечения которых является субсидия, - ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом;
д) отчет о достижении значений целевого показателя эффективности использования субсидии, предусмотренных соглашением, - ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом;
е) сведения об остатках межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета в форме субсидии, не использованной по состоянию на начало года.
12. В случае если размер средств, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на финансирование мероприятий не соответствует установленному для субъекта Российской Федерации уровню софинансирования, то размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, подлежит сокращению до соответствующего уровня софинансирования, а высвобождающиеся средства перераспределяются между бюджетами других субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение субсидии в соответствии с настоящими Правилами.
13. В случае несоблюдения субъектом Российской Федерации условий предоставления субсидий перечисление субсидии приостанавливается Министерством финансов Российской Федерации в установленном им порядке на основании предложений Федерального агентства по рыболовству.
14. Контроль за целевым использованием субсидий и исполнением высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации условий соглашения осуществляется Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.
15. Субсидия в случае ее использования не по целевому назначению взыскивается в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Приложение N 1
к Правилам предоставления
из федерального бюджета
субсидий бюджетам субъектов
Российской Федерации
на софинансирование объектов
капитального строительства
государственной собственности
субъектов Российской Федерации
и их распределения
ЗНАЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ УРОВНЯ ПРИОРИТЕТНОСТИ
НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА СУБЪЕКТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приложение N 2
к Правилам предоставления
из федерального бюджета
субсидий бюджетам субъектов
Российской Федерации
на софинансирование объектов
капитального строительства
государственной собственности
субъектов Российской Федерации
и их распределения
ДОЛИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА
Приложение N 3
к Правилам предоставления
из федерального бюджета
субсидий бюджетам субъектов
Российской Федерации
на софинансирование объектов
капитального строительства
государственной собственности
субъектов Российской Федерации
и их распределения
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СУБСИДИЙ
ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА СОФИНАНСИРОВАНИЕ
ОБЪЕКТОВ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА
(млн. рублей)
Приложение N 4
к Правилам предоставления
из федерального бюджета
субсидий бюджетам субъектов
Российской Федерации
на софинансирование объектов
капитального строительства
государственной собственности
субъектов Российской Федерации
и их распределения
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ
БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НАПРАВЛЯЕМЫХ
НА СОФИНАНСИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СОБСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приложение N 5
к Правилам предоставления
из федерального бюджета
субсидий бюджетам субъектов
Российской Федерации
на софинансирование объектов
капитального строительства
государственной собственности
субъектов Российской Федерации
и их распределения
УРОВЕНЬ СОФИНАНСИРОВАНИЯ
РАСХОДНОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПО НАПРАВЛЕНИЯМ
РАЗВИТИЯ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА
Приложение N 13
к федеральной целевой программе
"Повышение эффективности
использования и развитие ресурсного
потенциала рыбохозяйственного
комплекса в 2009 - 2014 годах"
ПОКАЗАТЕЛИ БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ РЕСУРСНОГО
ПОТЕНЦИАЛА РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА
В 2009 - 2014 ГОДАХ"
(млн. рублей)
Приложение N 14
к федеральной целевой программе
"Повышение эффективности
использования и развитие ресурсного
потенциала рыбохозяйственного
комплекса в 2009 - 2014 годах"
МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ
РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА
В 2009 - 2014 ГОДАХ"
При анализе результатов реализации федеральной целевой программы "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2014 годах" (далее - Программа) учитывались следующие показатели эффективности:
увеличение валового внутреннего продукта и объема промышленного производства;
бюджетный эффект и бюджетная эффективность для федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
коммерческий эффект для участников Программы;
результат реализации Программы по отношению к макроэкономическим показателям уровня экономического развития области;
социальный эффект и социальная эффективность;
интегральная эффективность вложения средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Результаты расчетов представлены в таблицах следующих типов:
отражающие соотношение начального и конечного состояния;
отражающие только суммарное значение показателей Программы;
показывающие динамику показателей в период реализации Программы с шагом расчета 1 год.
В таблицах в качестве начального значения принимается показатель, относящийся к году разработки Программы, а в качестве конечного значения - данные, относящиеся к году, следующему за последним годом реализации Программы.
Увеличение валового внутреннего продукта определялось ростом добавленной стоимости, предусмотренной Программой. В первую очередь была определена добавленная стоимость, получаемая в результате реализации каждого мероприятия Программы. Совокупность этих добавленных стоимостей дает рост валового регионального продукта по Программе.
При определении величины добавленной стоимости услуги организаций, расположенных за пределами региона, не следует относить к источникам региональной дополнительной стоимости.
Рост объема производства по совокупности проектов и мероприятий Программы определялся как в денежном, так и в натуральном выражении.
Бюджетный эффект федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации определяется как разность между доходами и расходами соответствующего бюджета, при этом в расходах оцениваются и учитываются все прямые и косвенные способы бюджетной поддержки Программы.
Бюджетный эффект создается за счет дополнительных поступлений в бюджеты всех уровней от дополнительного производства, связанного с реализацией включенных в Программу мероприятий.
Бюджетным эффектом Программы является совокупность бюджетных эффектов всех мероприятий Программы.
Бюджетный эффект определяется:
по уровням бюджета - общий (по совокупности федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации), федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации;
по разновидностям источников - прямой эффект от деятельности предприятия, субъекта Программы, косвенный - от дополнительных поступлений налогов, связанных с увеличением производства поставщиков и выполнением строительных работ.
Налоговые поступления приводились с учетом косвенного налогового эффекта (от поставщиков и строительных организаций).
Расчет бюджетного эффекта по совокупности проектов и мероприятий оформляется в виде таблицы.
В первой строке таблицы указывается сумма затрат соответствующего бюджета на Программу. Возвратные бюджетные средства не включены, так как их величина не влияет на конечный результат.
Вторая строка - бюджетные затраты нарастающим итогом.
Третья строка - доходы бюджета, увеличенные за счет дополнительных поступлений от реализации мероприятий, включенных в Программу.
Четвертая строка - налоговые поступления нарастающим итогом.
Пятая строка - текущий бюджетный эффект, который определяется путем вычитания показателя первой строки из показателя третьей строки (доход минус расход).
Шестая строка - интегральный бюджетный эффект является нарастающим итогом текущего бюджетного эффекта.
Седьмая строка - показатель строки получен путем деления показателя шестой строки на показатель второй строки.
Интегральные показатели бюджетной эффективности являются объективными индикаторами целесообразности участия бюджета в реализации Программы.
В качестве интегральных показателей бюджетной эффективности приняты внутренняя норма рентабельности и чистый дисконтированный доход. При расчете чистого дисконтированного дохода в качестве дисконта принята ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации - 9 процентов. Интегральные показатели определены для консолидированного бюджета Российской Федерации.".