Постановление Правительства РФ от 15.08.2006 N 502
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2006 г. N 502
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНУЮ ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ "ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ
(2002 - 2010 ГОДЫ)"
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. N 65 "О Федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 5, ст. 531).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ
Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 августа 2006 г. N 502
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ
"ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ (2002 - 2010 ГОДЫ)"
Федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" изложить в следующей редакции:
"ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ (2002 - 2010 ГОДЫ)"
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ
(2002 - 2010 ГОДЫ)"
I. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа, обоснование необходимости ее решения
программными методами
По мере развития и проникновения информационных и коммуникационных технологий во все сферы общественной жизни органы государственной власти все чаще используют их для организации эффективного управления своей деятельностью и повышения качества предоставляемых услуг населению. Использование таких технологий в современном информационном обществе является необходимым условием обеспечения соответствия государственного управления ожиданиям и потребностям населения.
Сегодня в Российской Федерации созданы все необходимые предпосылки для совершенствования работы государственного аппарата на основе широкого использования информационных и коммуникационных технологий. В целом решены задачи, связанные с формированием в органах государственной власти современной базовой информационно-технологической инфраструктуры. В основном удовлетворены потребности органов государственной власти в вычислительной технике, формируются территориально распределенные ведомственные компьютерные сети. Во многих органах государственной власти созданы автоматизированные рабочие места, обеспечивающие доступ к сети Интернет. Некоторыми федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации успешно реализуются программы и проекты по созданию государственных информационных систем, обеспечивающих автоматизированный сбор, обработку и хранение данных, необходимых для качественного и эффективного выполнения возложенных на них функций. Существуют успешные прецеденты организации обмена данными в электронном виде между ведомствами, а также между государственными органами, населением и организациями. Многими органами государственной власти созданы сайты в сети Интернет, на которых размещается нормативная правовая, справочная и новостная информация, связанная с деятельностью этих органов. В рамках реализации административной реформы ведется системная работа по описанию функций и процессов государственного управления, анализу возможностей их оптимизации и совершенствования на основе применения современных технологий. На федеральном уровне подготовлены нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы доступа к информации органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Вместе с тем, несмотря на стремительный рост спроса на информационные и коммуникационные технологии со стороны органов государственной власти, их внедрение не всегда приводит к улучшению качества функционирования государственного аппарата, а зачастую усиливает негативные последствия неэффективных административно-управленческих процессов.
Сохраняются значительные различия между органами государственной власти по использованию информационных и коммуникационных технологий в своей деятельности, результаты внедрения таких технологий носят преимущественно локальный ведомственный характер. Существует серьезное отставание органов государственной власти субъектов Российской Федерации от федеральных органов государственной власти по уровню информационно-технологического обеспечения административно-управленческих процессов, а также по уровню развития информационно-технологической инфраструктуры и государственных информационных систем. Многие федеральные органы государственной власти не имеют комплексных программ внедрения информационных и коммуникационных технологий и совершенствования на их основе своей деятельности, что приводит к несистемным расходам на такие технологии. Основная доля бюджетных расходов приходится на приобретение и установку компьютерного и сетевого оборудования, что в целом свидетельствует о недостаточном уровне развития и использования прикладных информационных систем, а также доминировании технологического подхода к решению задач информатизации. При этом органы государственной власти в большинстве случаев зачастую дублируют разработку типовых программных решений поддержки выполнения возложенных на них функций. Закупка и внедрение программного обеспечения производятся без использования открытых стандартов, что приводит к несовместимости программно-технических решений, невозможности обмена данными между различными созданными государственными информационными системами.
На начальной стадии развития находятся основные государственные информационные системы, содержащие учетную информацию о ключевых объектах государственного управления. Лишь в незначительном количестве органов государственной власти развернуты и используются комплексные системы электронного документооборота. В единичных случаях внедряются информационно-аналитические системы планирования и мониторинга деятельности органов государственной власти. Не автоматизированы процедуры сбора и обработки информации, необходимой для планирования и определения целевых показателей результативности деятельности органов государственной власти, а также единая информационная система контроля их достижения. Отсутствует единая система планирования и мониторинга эффективности реализации государственных программ и проектов.
Созданные в сети Интернет сайты органов государственной власти практически не поддерживают оперативное информационное обновление и не содержат сведений о необходимых условиях получения государственных услуг, что также затрудняет взаимодействие граждан с органами власти. При этом недостаточными темпами развивается инфраструктура публичного (общественного) доступа населения к сайтам органов государственной власти и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения.
Получение населением и организациями государственных услуг, а также информации, связанной с деятельностью органов государственной власти, в большинстве случаев требует их личного обращения в органы государственной власти, а также предоставления запросов и другой необходимой информации в бумажном виде. Это приводит к большим затратам времени и создает значительные неудобства для населения.
Отсутствует необходимая нормативная правовая база, а также стандарты и регламенты предоставления органами государственной власти населению, организациям и другим органам государственной власти требуемой информации. Не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями. Отсутствуют доступные механизмы обеспечения "цифрового доверия" (система удостоверяющих центров). Созданные удостоверяющие центры не объединены в домены взаимного доверия, их услуги фактически недоступны для населения и организаций. Для электронных форм взаимодействия не реализованы такие необходимые инфраструктурные услуги, как нотариат, официальность публикаций и другие сервисы, аналогичные институтам традиционных "бумажных" форм взаимодействия.
Используемые государственные информационные системы формировались отдельными органами государственной власти в условиях отсутствия единой нормативной правовой базы и общей координации. Содержащиеся в них сведения зачастую недоступны другим органам государственной власти для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при обмене информацией на межведомственном уровне, ее многократному сбору и дублированию в отдельных системах. В результате эти информационные системы содержат сведения разной степени актуальности и достоверности. При этом часть информации оперативно не обновляется, что приводит также к несогласованности и противоречивости содержащихся в них данных. Различные форматы хранения данных ограничивают возможности применения автоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации, содержащейся в различных системах. Все это снижает оперативность подготовки управленческих решений и качество государственных услуг, предоставляемых населению.
Неконтролируемый рост объемов информации о гражданах, организациях и объектах хозяйственного оборота, содержащейся в государственных информационных системах, в условиях отсутствия эффективных механизмов контроля ее использования создает также угрозу нарушения прав граждан.
Проблема отсутствия инфраструктуры, решений и стандартов в области обмена данными в электронном виде на межведомственном уровне, а также с населением и организациями становится особенно актуальной по мере дальнейшего проникновения информационных и коммуникационных технологий в социально-экономическую сферу и развития государственных информационных систем.
Отсутствие единых требований к совершенствованию административных процессов на основе применения информационных и коммуникационных технологий, единых подходов к формированию ведомственных программ в этой сфере, а также системы мониторинга и контроля качества их реализации приводит к отсутствию должного эффекта от внедрения таких технологий и существенно снижает эффективность расходования бюджетных средств на эти цели. В настоящее время ситуация в сфере планирования и контроля эффективности бюджетных расходов на внедрение информационных и коммуникационных технологий ведет к дальнейшей дифференциации органов государственной власти и невозможности обеспечения согласованного развития государственных информационных систем в соответствии с приоритетами модернизации государственного управления.
Отсутствие общих требований к управлению реализацией отдельных программ и проектов внедрения информационных и коммуникационных технологий на уровне органов государственной власти снижает результативность и качество их выполнения, приводит к значительному числу неудачно завершенных проектов или проектов, завершенных с нарушением сроков или превышением расходов. Отсутствие общей классификации применяемых в органах государственной власти информационных систем, а также базовых стандартов и рекомендаций по их реализации на практике приводит к использованию неэффективных технологий.
Общий уровень профессиональной подготовки работников органов государственной власти по владению современными информационными и коммуникационными технологиями также остается невысоким, что является особенно критичным в связи с внедрением в деятельность органов государственной власти все более сложных и комплексных решений.
Сложившаяся ситуация не позволяет обеспечить новый уровень качества государственного управления и предоставления государственных услуг населению и организациям на основе информационных и коммуникационных технологий и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средств на создание и развитие государственных информационных систем.
Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных и коммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти.
Это возможно реализовать только в рамках программно-целевого подхода, направленного в приоритетном порядке на обеспечение развития и совместимости государственных информационных систем, разработку стандартов и технологий их взаимодействия, а также на формирование межведомственной инфраструктуры обеспечения информационного обмена.
Использование программно-целевого метода позволит обеспечить целенаправленную реализацию государственной политики в сфере использования информационных и коммуникационных технологий в государственном управлении.
Существующий уровень концептуальной и технической проработки указанных вопросов позволяет рассчитывать на успешную реализацию такой политики при условии адекватного организационного и ресурсного обеспечения. При этом результатом выполнения Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" (далее - Программа) будет значительное повышение результативности расходования бюджетных средств, выделяемых на внедрение информационных и коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти.
Возможная альтернатива использованию программного метода для решения вышеуказанных задач предполагает реализацию отдельных мер на уровне конкретных органов государственной власти. Однако применение подобного подхода потребует организации постоянного согласования решений на межведомственном уровне, принятия Правительством Российской Федерации решений, связанных с обеспечением согласованного развития и организацией взаимодействия государственных информационных систем, а также финансирования создания программных решений, имеющих межведомственный характер, и внедрения технологий в каждом отдельном случае.
Реализация такого подхода на практике приведет к большим временным задержкам, чрезмерной нагрузке на участвующие ведомства и не позволит обеспечить необходимую интенсивность, эффективность и комплексность решения данных задач.
Использование программно-целевого метода и принятие отдельной программы позволит значительно минимизировать возможные риски, связанные с ее реализацией, за счет создания адекватных механизмов управления выполнением мероприятий.
Можно выделить следующие наиболее существенные риски, связанные с реализацией Программы:
риск отсутствия повышения качества государственного управления от внедрения информационных и коммуникационных технологий. Для минимизации этого риска в состав Программы включаются мероприятия по формированию требований к информационным и коммуникационным технологиям, используемым в органах государственной власти и направленным на достижение целевых показателей деятельности органов государственной власти;
риск пассивного сопротивления распространению и использованию органами государственной власти результатов выполнения мероприятий Программы и отсутствие необходимой мотивации. В целях минимизации этого риска предполагается в рамках выполнения отдельных мероприятий Программы сформировать совместные рабочие группы с участием заинтересованных ведомств для планирования расходов на информационные и коммуникационные технологии и оперативной координации реализации программ и проектов. Необходимо также предусмотреть закрепление результатов выполнения мероприятий Программы нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами отдельных федеральных органов государственной власти;
риск низкой эффективности реализации мероприятий Программы и недостижения запланированных результатов ее выполнения. Этот риск минимизируется путем внедрения в систему управления реализацией Программы принципов и методов проектного управления, механизмов независимой экспертизы программ, проектов, проектных решений, полного раскрытия для общества результатов реализации Программы и организации их широкого общественного обсуждения, а также усиления личной ответственности сотрудников органов государственной власти за достижение запланированных результатов их выполнения;
риск недостаточной гибкости и адаптируемости Программы к изменениям в организации и деятельности органов государственной власти. В целях минимизации этого риска в состав мероприятий Программы предполагается включить создание системы мониторинга использования информационных и коммуникационных технологий в органах государственной власти и контроля достижения запланированных результатов ее реализации, организовать систему обратной связи, обеспечивающей получение данных о соответствии выполняемых в рамках Программы работ основным потребностям органов государственной власти в области повышения эффективности и качества их деятельности;
риск дублирования и несогласованности выполнения работ в рамках Программы и других государственных программ и проектов внедрения информационных и коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти. В целях минимизации этого риска в рамках выполнения Программы планируется обеспечить постоянный мониторинг подготовки и реализации проекта. Кроме того, предполагается обеспечить реализацию проектов, имеющих комплексный межведомственный характер. Проекты, направленные на удовлетворение потребностей отдельных органов государственной власти в информационных и коммуникационных технологиях, будут выполняться в рамках реализации ведомственных программ внедрения таких технологий.
II. Основные цели и задачи Программы, сроки, этапы,
целевые индикаторы и показатели ее реализации
Основными целями Программы являются:
повышение качества и эффективности государственного управления на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами государственной власти информационных и коммуникационных технологий;
расширение возможности доступа граждан к информации для реализации своих конституционных прав, в том числе к сведениям о деятельности органов государственной власти, обеспечение непосредственного участия институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;
обеспечение защиты и безопасности данных, используемых для целей государственного управления, прав граждан на защиту персональных данных и реализацию их законных интересов при информационном взаимодействии с органами государственной власти;
устранение дублирования сбора данных органами государственной власти, снижение издержек для населения и организаций, связанных с их предоставлением;
повышение оперативности предоставления государственных услуг, требующих межведомственного взаимодействия, снижение числа обращений граждан и организаций в органы государственной власти и сокращение времени вынужденного ожидания, внедрение единых стандартов обслуживания населения, создание условий для предоставления государственных услуг на принципе "одного окна";
совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти, повышение уровня подотчетности органов государственной власти гражданам;
придание официального статуса электронным формам взаимодействия, обеспечение подлинности и достоверности информации в процессах электронного взаимодействия органов государственной власти между собой, а также с населением и организациями путем использования электронной цифровой подписи;
повышение эффективности управления внедрением информационных и коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти;
повышение уровня квалификации и профессиональной подготовки работников органов государственной власти в сфере использования информационных и коммуникационных технологий.
Для достижения целей Программы необходимо обеспечить решение следующих задач:
формирование системы стандартов и методических рекомендаций по управлению внедрением информационных и коммуникационных технологий в государственное управление, разработке и внедрению государственных информационных систем;
разработка стандартов, регламентирующих порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений, содержащихся в государственных информационных системах, обмена информацией в электронном виде между органами государственной власти и населением, а также контроля за использованием государственных информационных систем;
обеспечение эффективного межведомственного информационного взаимодействия на основе внедрения системы межведомственного электронного документооборота, интеграции государственных информационных систем, предоставление регламентированного доступа к содержащимся в них данным и автоматизация процедур информационного обмена;
развитие систем информационно-справочной поддержки населения по вопросам получения государственных услуг, внедрение электронных форм коммуникаций в процедуры предоставления государственных услуг населению и организациям;
создание единой информационной системы планирования и контроля результативности деятельности органов государственной власти по обеспечению социально-экономического развития Российской Федерации;
внедрение информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации;
разработка и тиражирование типового программного обеспечения поддержки выполнения основных функций органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
разработка единых требований и программ повышения квалификации и профессиональной подготовки и переподготовки работников органов государственной власти в сфере использования информационных и коммуникационных технологий.
Выполнение Программы в 2007 - 2010 годах осуществляется в 2 стадии:
первая стадия - 2007 - 2008 годы;
вторая стадия - 2009 - 2010 годы.
В период 2007 - 2008 годов планируется завершить формирование методологии повышения качества государственного управления на основе использования информационных и коммуникационных технологий. В этих целях планируется дальнейшее развитие системы стандартов в области создания и взаимодействия государственных информационных систем, использования информационных и коммуникационных технологий в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, в том числе для организации автоматизированного сбора и хранения информации, обеспечения доступа к ней граждан. На данной стадии предполагается завершить разработку методики и механизмов проведения аудита государственных информационных систем. На этой стадии также осуществляются дальнейшая проработка и апробирование на примере отдельных задач в сфере государственного управления решений по обеспечению информационного обмена между государственными информационными системами. В рамках данной стадии завершается также формирование инфраструктуры межведомственного информационного взаимодействия на основе создания федерального информационного центра и федерального удостоверяющего центра, а также осуществляется реализация пилотных проектов в регионах. Осуществляются дальнейшая разработка и апробирование на примере отдельных регионов и муниципальных образований типовых программных решений в сфере региональной информатизации.
В период 2009 - 2010 годов осуществляются опытная эксплуатация, доработка и поэтапное внедрение решений в области информационного взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями, интеграции государственных информационных систем, обеспечивается масштабное распространение разработанных на предыдущих этапах типовых программных решений поддержки выполнения основных функций органов государственной власти и органов местного самоуправления, завершается формирование единой инфраструктуры обеспечения межведомственного информационного обмена.
Основные целевые индикаторы и показатели результативности выполнения мероприятий Программы в 2007 - 2010 годах приведены в Приложении N 1.
III. Система мероприятий Программы
В Программе предусматривается реализация мероприятий по 6 основным направлениям.
1. Формирование стандартов и рекомендаций в сфере
использования информационных и коммуникационных технологий
в государственном управлении
Целью направления является повышение эффективности использования и внедрения информационных и коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти на основе формирования единой системы организационно-технических норм, требований, принципов, регламентов и методических материалов, обеспечивающих эффективное создание и согласованное развитие государственных информационных систем и информационно-технологической инфраструктуры в соответствии с приоритетами модернизации системы государственного управления.
В рамках указанного направления осуществляется:
формирование системы требований к использованию информационных и коммуникационных технологий в государственном управлении;
разработка классификатора основных информационно-технологических решений, используемых в органах государственной власти, и требований к ним;
разработка комплекса стандартов в области проектирования, создания и внедрения государственных информационных систем;
формирование рекомендаций по организации управления внедрением информационных и коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти;
разработка методических рекомендаций по организации закупок товаров, работ и услуг в сфере информационных и коммуникационных технологий для государственных нужд;
формирование единых требований к уровню профессиональной подготовки в сфере использования современных информационных и коммуникационных технологий государственными гражданскими служащими, разработка системы оценки и программ повышения квалификации, подготовки и переподготовки работников в этой сфере;
разработка единой системы планирования и мониторинга использования информационных и коммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти.
Формирование системы требований
к использованию информационных и коммуникационных
технологий в государственном управлении
Целью указанного мероприятия является формирование единого комплекса взаимоувязанных норм, требований и рекомендаций, определяющих принципы и порядок использования информационных и коммуникационных технологий в рамках реализации типовых административно-управленческих процессов в деятельности органов государственной власти, выбора технических средств для реализации государственных информационных систем.
В рамках мероприятия предполагается:
определение типовых административно-управленческих процессов в деятельности органов государственной власти для их поддержки на основе использования информационных и коммуникационных технологий;
определение основных принципов применения информационных и коммуникационных технологий для их поддержки и реализации;
разработка единых требований к информационным и коммуникационным технологиям, используемым для организации процессов государственного управления;
разработка методических рекомендаций по оптимизации административно-управленческих процессов с помощью информационных и коммуникационных технологий;
создание методики организации сбора и хранения информации, раскрытия информации из государственных информационных систем, аудита государственных информационных систем;
разработка требований к программным решениям и технологиям, используемым для создания государственных информационных систем и обеспечения их информационного взаимодействия;
разработка процедур установления соответствия программных решений и технологий для создания государственных информационных систем сформированным требованиям.
Разработка классификатора основных
информационно-технологических решений, используемых
в органах государственной власти, и требований к ним
Эффективное управление использованием информационных и коммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти требует создания единых классификаторов и справочников, обеспечивающих единство описания функциональных возможностей и эксплуатационных характеристик государственных информационных систем, а также требований по их реализации.
Разработка единых классификаторов и справочников позволяет сформировать единый для всех органов государственной власти понятийный аппарат, упорядочить и унифицировать терминологию, используемую при описании ведомственной функционально-информационной архитектуры, составлении социально-экономического и технико-экономического обоснования конкретных проектов создания и развития государственных информационных систем.
В первую очередь необходимо разработать классификаторы функций государственного управления, типов информации, прикладных приложений, а также используемых для их создания технологий.
Разработка комплекса основных стандартов
в области проектирования, создания и внедрения
государственных информационных систем
Задача совершенствования процессов управления внедрением информационных и коммуникационных технологий предполагает обеспечение необходимого качества управления созданием, внедрением и развитием государственных информационных систем на основе унификации процессов их проектирования и разработки.
Для решения указанной задачи необходимо обеспечить формирование единой системы стандартов и рекомендаций в области:
описания и моделирования административно-управленческих процессов деятельности органов государственной власти;
проектирования государственных информационных систем и выбора технологий их реализации;
организации разработки государственных информационных систем;
внедрения и технического сопровождения государственных информационных систем.
Разрабатываемые стандарты должны определять цели, состав и последовательность выполнения соответствующих работ для каждого из этапов функционирования государственных информационных систем, требования к структуре и содержанию проектных документов.
Формирование рекомендаций по организации управления
внедрением информационных и коммуникационных технологий
на уровне отдельных органов государственной власти
Обеспечение эффективного внедрения и использования информационных и коммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти требует унификации подходов к организации планирования и управления реализацией проектов внедрения информационных и коммуникационных технологий.
Для решения названной задачи необходимо разработать методические рекомендации в области:
проведения анализа уровня и эффективности использования информационных и коммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти, а также потребностей органов государственной власти в современных технологиях;
проведения анализа текущих административно-управленческих процессов и определения процедур по их оптимизации;
разработки ведомственных программ в сфере информационных и коммуникационных технологий, подготовки технико-экономического обоснования проектов в сфере информационных и коммуникационных технологий, определения показателей эффективности реализации и оценки приоритетов их выполнения;
управления реализацией проектов в сфере информационных и коммуникационных технологий;
управления имущественными правами органов государственной власти при реализации проектов в сфере информационных и коммуникационных технологий;
снижения уровня ценовой и технологической зависимости органов государственной власти от поставщиков проектных решений в сфере информационных и коммуникационных технологий;
организации технического обслуживания и поддержки пользователей государственных информационных систем, в том числе посредством передачи части функций по реализации указанных задач сторонним организациям.
Разрабатываемые методики включают рекомендации по составу работ и последовательности их выполнения, требования к структуре и содержанию документов.
Разработка методических рекомендаций по организации
размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных нужд в сфере
информационных и коммуникационных технологий
В целях повышения эффективности необходимо подготовить методические рекомендации по организации закупок в данной сфере, осуществляемых за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
Для достижения указанных целей в рамках указанного мероприятия требуется разработать:
проект классификатора товаров и услуг в сфере информационных и коммуникационных технологий;
механизмы управления имущественными правами органов государственной власти, в том числе для обеспечения тиражирования типовых программных решений, разработанных в рамках Программы;
предложения о порядке принятия решений о централизации закупок товаров и услуг в сфере информационных и коммуникационных технологий для государственных нужд, а также о взаимодействии органов государственной власти, в интересах которых проводится централизация размещения заказов в сфере информационных и коммуникационных технологий;
порядок обеспечения мониторинга рыночных цен на товары и услуги в сфере информационных и коммуникационных технологий;
методику проведения торгов при централизованной поставке товаров, работ и услуг в сфере информационных и коммуникационных технологий для государственных нужд;
рекомендации органам государственной власти по повышению эффективности закупок товаров, работ и услуг в сфере информационных и коммуникационных технологий.
Формирование единых требований
к уровню профессиональной подготовки работников
органов государственной власти в сфере использования
современных информационных и коммуникационных технологий,
разработка программ повышения квалификации в этой сфере
Целью названного мероприятия является создание условий для обеспечения необходимого уровня профессиональной подготовки в сфере использования современных информационных и коммуникационных технологий работников органов государственной власти.
В рамках указанного мероприятия предполагается разработать единые требования к уровню профессиональной подготовки работников органов государственной власти в области использования современных информационных и коммуникационных технологий, методику оценки их квалификации в этой сфере, рекомендации по организации процесса аттестации и подготовки в этой области, а также сформировать соответствующие программы повышения квалификации, подготовки и переподготовки государственных гражданских служащих.
Разработка системы планирования и мониторинга
использования информационных и коммуникационных технологий
в государственном управлении
Для обеспечения эффективности планирования и координации на межведомственном уровне выполнения программ и проектов внедрения информационных и коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти необходимо разработать процедуры:
рассмотрения ведомственных и межведомственных целевых программ и проектов внедрения информационных и коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти;
определения приоритетов реализации программ и проектов внедрения информационных и коммуникационных технологий в государственное управление на среднесрочную перспективу;
мониторинга расходования средств федерального бюджета на реализацию указанных проектов и подготовки соответствующих заключений;
координации реализации выполнения проектов на межведомственном уровне.
В целях повышения эффективности реализации программ и проектов внедрения информационных и коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти и анализа эффективности их реализации необходимо сформировать единую систему планирования и мониторинга использования информационных и коммуникационных технологий в государственном управлении.
В рамках решения названной задачи необходимо обеспечить:
разработку методики мониторинга и анализа уровня и эффективности применения информационных и коммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти, внедрения и использования государственных информационных систем, развития информационно-технологической инфраструктуры органов государственной власти, результативности реализации проектов в данной сфере;
описание опыта успешного применения информационных и коммуникационных технологий в государственном управлении и разработку методики его последующего тиражирования;
создание информационной системы, обеспечивающей автоматизацию процедур сбора, обработки, хранения и представления соответствующих сведений в удобном для анализа виде, регистрации и ведения реестров государственных информационных систем и реализуемых проектов по их созданию и развитию;
организацию сбора соответствующих данных и наполнения информационной системы;
создание системы рейтингов эффективности использования информационных и коммуникационных технологий в органах государственной власти;
создание архива наиболее успешных примеров и решений.
2. Обеспечение эффективного межведомственного
информационного взаимодействия на основе информационных
и коммуникационных технологий и интеграция
государственных информационных систем
Приоритетным направлением формирования "электронного правительства" является максимально возможный перевод документооборота и информационного взаимодействия органов государственной власти в электронную форму.
Организация эффективного информационного взаимодействия на межведомственном уровне с использованием возможностей современных информационных и коммуникационных технологий позволит обеспечить новое качество государственного управления и создаст реальную основу для повышения оперативности предоставления и качества государственных услуг.
Информационное взаимодействие на межведомственном уровне с использованием информационных и коммуникационных технологий может осуществляться посредством:
транзакционного обмена данными между отдельными государственными информационными системами;
регламентированного удаленного доступа органов государственной власти к сведениям, содержащимся в государственных информационных системах;
межведомственного электронного документооборота.
Целью выполнения мероприятий указанного направления является повышение эффективности государственного управления за счет обеспечения оперативного межведомственного информационного взаимодействия органов государственной власти в электронном виде в рамках выполнения возложенных на них функций.
В рамках названного направления предполагается выполнение следующих мероприятий:
разработка стандартов и протоколов обмена данными в электронном виде на межведомственном уровне;
создание федерального центра управления межведомственным информационным обменом и доступом к данным государственных информационных систем (далее - федеральный информационный центр);
формирование системы удостоверяющих центров в области использования электронной цифровой подписи;
создание защищенной межведомственной системы электронного документооборота;
обеспечение регламентированного доступа органов государственной власти к данным государственных информационных систем;
интеграция государственных информационных систем в рамках решения конкретных задач государственного управления.
В результате выполнения мероприятий данного раздела ожидается повышение качества и оперативности взаимодействия органов государственной власти между собой, а также снижение издержек при взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и организациями.
Разработка стандартов и протоколов обмена данными
в электронном виде на межведомственном уровне
Целью данного мероприятия является обеспечение совместимости государственных информационных систем на основе унификации форматов передаваемых данных, а также применения единых протоколов их информационного обмена между собой.
Формирование согласованных стандартов и протоколов информационного обмена между государственными информационными системами в электронном виде на межведомственном уровне позволит существенно снизить уровень расходов на организацию межведомственного взаимодействия.
Создание федерального центра управления межведомственным
информационным обменом и доступом к данным государственных
информационных систем
Организация автоматизированного обмена данными между отдельными государственными информационными системами, а также обеспечение доступа к ним органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и организаций требует разработки специальных прикладных решений, а также формирования информационно-технологической инфраструктуры для их размещения и обработки межведомственных информационных потоков с учетом требований к уровню информационной безопасности.
На практике отсутствие указанных компонентов приводит к отказу многих органов государственной власти от предоставления заинтересованным органам государственной власти, гражданам и организациям доступа к данным, содержащимся в государственных информационных системах, снижению уровня надежности и безопасности предоставляемого доступа, невозможности технически обеспечить процесс автоматизированного взаимодействия конкретных государственных информационных систем между собой.
Создание федерального информационного центра позволит обеспечить централизацию создания и последующего обслуживания информационно-технологической инфраструктуры, необходимой для поддержки взаимодействия государственных информационных систем между собой и обеспечения доступа к ним другим ведомствам, гражданам и организациям. Результатом формирования такого центра станет создание необходимой технологической, информационной и организационной инфраструктуры для обеспечения безопасного и надежного обмена информацией в рамках всей системы государственного управления.
При этом также предусмотрены:
разработка концепции федерального информационного центра, включая технико-экономическое обоснование его создания и выбора организационно-правовой формы;
создание основного и резервного центра на федеральном уровне, а также соответствующих центров на региональном уровне;
передача федеральному информационному центру функций, необходимых для эффективного, надежного и доверительного взаимодействия государственных информационных систем между собой, с гражданами и организациями, в частности ведение федерального электронного архива, федеральных справочников и каталогов, электронного нотариата, сбор и предоставление информации о деятельности федеральных органов государственной власти в электронной форме.
Для поддержки информационного взаимодействия федеральный информационный центр будет вести реестр, содержащий описание способов и интерфейсов взаимодействия существующих государственных информационных систем, используемых схем, протоколов и регламентов обмена данными между информационными системами.
Решение о создании и организационно-правовой форме федерального информационного центра принимается Правительством Российской Федерации.
Формирование системы удостоверяющих центров,
включая создание федерального удостоверяющего центра
Одной из важнейших технологий обеспечения защищенности электронного обмена является использование электронной цифровой подписи. В целях ее скорейшего распространения и внедрения в практику деятельности органов государственной власти необходимо обеспечить формирование соответствующей системы удостоверяющих центров в области электронной цифровой подписи.
Система удостоверяющих центров должна обеспечивать федеральным органам государственной власти, населению и организациям физическую и ценовую доступность услуг удостоверяющих центров, доверие участников взаимодействия к ее надежности.
Создание такой системы позволит обеспечить достоверную электронную идентификацию субъектов информационного взаимодействия, безопасность и разграничение прав их доступа к информационным ресурсам.
В рамках указанного мероприятия планируется обеспечить:
разработку концепции системы удостоверяющих центров;
разработку организационных, финансовых и технологических принципов включения созданных удостоверяющих центров в систему удостоверяющих центров;
разработку принципов и порядка оказания услуг удостоверяющими центрами органам государственной власти, населению и организациям;
разработку единых типов данных (идентификаторов), используемых в сертификатах открытых ключей электронной цифровой подписи;
создание федерального удостоверяющего центра.
Решение о создании и организационно-правовой форме федерального удостоверяющего центра принимается Правительством Российской Федерации.
Реализация мероприятия будет осуществляться в рамках законодательства Российской Федерации.
Создание защищенной системы межведомственного
электронного документооборота
Целью названного мероприятия является создание информационно-технологической инфраструктуры для эффективного документационного обеспечения и информационного обмена Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации с федеральными органами законодательной и исполнительной власти.
В рамках реализации мероприятия предполагается обеспечить:
создание выделенных объектовых дорсальных вычислительных сетей и защищенных узлов доступа к ним в г. Москве в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти;
подключение объектовых сегментов к головным узлам системы межведомственного электронного документооборота Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации;
создание региональных защищенных узлов системы электронного документооборота;
подключение региональных защищенных узлов системы электронного документооборота к головному узлу системы межведомственного электронного документооборота Администрации Президента Российской Федерации;
расширение и комплексную настройку головных узлов системы межведомственного электронного документооборота в Администрации Президента Российской Федерации и Аппарате Правительства Российской Федерации;
внедрение программно-технических средств, гарантирующих достоверность и целостность передаваемой информации.
Обеспечение регламентированного доступа
органов государственной власти, граждан и организаций
к данным государственных информационных систем
Целью указанного мероприятия является обеспечение централизованного удаленного регламентированного доступа заинтересованных органов государственной власти, граждан и организаций к сведениям, содержащимся в государственных информационных системах, за счет размещения их юридически значимых достоверных копий в федеральном информационном центре и обеспечения их актуальности.
В рамках мероприятия предполагается:
разработать классификатор сведений и данных, собираемых органами государственной власти;
сформировать реестр государственных информационных систем;
сформировать перечень сведений, содержащихся в государственных информационных системах, свободный доступ к которым должен быть ограничен;
сформировать перечень сведений, содержащихся в государственных информационных системах, доступ к которым должен быть обеспечен;
определить перечень потребителей, заинтересованных в сведениях ограниченного доступа, содержащихся в государственных информационных системах;
определить условия предоставления доступа к сведениям, содержащимся в государственных информационных системах, и разработать соответствующие регламенты;
обеспечить доступ органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и организаций к сведениям, не являющимся сведениями ограниченного доступа;
оценить уровень развития соответствующих государственных информационных систем и разработать требования по их модернизации с учетом необходимости обеспечения доступа на межведомственном уровне, разработать технико-экономические обоснования соответствующих расходов;
сформировать на основе федерального информационного центра инфраструктуру обеспечения регламентированного доступа к сведениям, содержащимся в государственных информационных системах, обеспечить создание и размещение в рамках федерального информационного центра достоверных копий государственных информационных систем, сведений и информации, содержащихся в данных системах, а также обеспечить их актуализацию;
разработать соответствующие регламенты, технологии и средства доступа к государственным информационным системам.
Организация доступа граждан и организаций к информации, содержащейся в ведомственных информационных системах, будет обеспечиваться органами государственной власти самостоятельно в рамках средств, выделяемых им на внедрение информационных и коммуникационных технологий.
Интеграция государственных информационных систем
в рамках отдельных задач государственного управления
Целью указанного мероприятия является повышение эффективности выполнения органами государственной власти закрепленных за ними функций, требующих оперативного и эффективного межведомственного взаимодействия, за счет интеграции ведомственных информационных систем между собой.
Для решения данной задачи необходимо:
определить основные задачи и направления повышения эффективности государственного управления, требующие оперативного межведомственного взаимодействия, а также приоритеты их реализации;
провести анализ потребностей заинтересованных органов государственной власти в получении соответствующей информации готовности государственных информационных систем к обеспечению автоматизированного взаимодействия;
сформировать требования по модернизации и развитию государственных информационных систем, провести анализ подготовленных отдельными органами государственной власти технико-экономических обоснований соответствующих расходов и подготовить соответствующие заключения;
обеспечить проектирование, разработку и апробирование технологий автоматизированного взаимодействия государственных информационных систем между собой;
обеспечить создание и отработку типовых проектных решений, необходимых для обеспечения автоматизированного информационного взаимодействия;
по результатам модернизации государственных информационных систем обеспечить внедрение соответствующих технологий и программных решений.
Модернизация и развитие ведомственных информационных систем для обеспечения возможности их автоматизированного взаимодействия осуществляются за счет средств, выделяемых органам государственной власти на внедрение информационных и коммуникационных технологий.
В качестве приоритетных направлений для отработки технологий автоматизированного взаимодействия государственных информационных систем предлагается создание:
государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов Российской Федерации;
единой государственной автоматизированной информационной системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации;
федерального банка данных в сфере транспортной безопасности;
системы персонального учета населения Российской Федерации и государственного регистра населения;
межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системы сбора, хранения и обработки информации, необходимой при осуществлении контроля внешнеторговой деятельности;
автоматизированной информационной системы обеспечения обязательного страхования автогражданской ответственности.
3. Обеспечение эффективности взаимодействия органов
государственной власти с населением и организациями
на основе информационных и коммуникационных технологий
В целях повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти с гражданами и организациями за счет создания информационных систем, поддерживающих предоставление юридически значимой и справочной информации и непосредственно самих государственных услуг, в том числе с использованием возможностей сети Интернет.
Предполагается выполнение следующих мероприятий:
создание информационной системы ведения реестра государственных услуг и обеспечения информационной поддержки населения, а также создание системы раскрытия информации из государственных информационных систем, в том числе электронных регистров, реестров, кадастров;
обеспечение предоставления государственных услуг в электронном виде, в том числе с использованием сети Интернет.
Создание информационной системы ведения реестра
государственных услуг и обеспечения информационной
поддержки населения, а также создание системы раскрытия
информации из государственных информационных систем
Целью указанного мероприятия является создание и размещение на инфраструктуре федерального информационного центра единой информационной системы, обеспечивающей учет государственных услуг, предоставляемых гражданам и организациям, сбор, хранение и предоставление, в том числе с использованием сети Интернет, сведений об условиях их получения, а также раскрытие информации из государственных информационных систем.
В рамках мероприятия осуществляется:
создание необходимого программно-аппаратного комплекса, обеспечивающего ведение реестра государственных услуг, в том числе услуг по раскрытию информации, сбор и хранение информации об условиях и стандартах их получения;
заполнение и актуализация данного реестра органами государственной власти, ответственными за предоставление государственных услуг;
обеспечение актуализации и достоверности информации, размещаемой органами государственной власти в государственных информационных системах, в том числе в сети Интернет.
Результатом реализации мероприятия станет повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти с гражданами и организациями, в том числе за счет экономии времени граждан и организаций на поиск информации об органах государственной власти, ответственных за предоставление государственных услуг, об условиях и о порядке ее получения.
Обеспечение предоставления государственных услуг
в электронном виде, в том числе с использованием
сети Интернет
Использование электронных форм коммуникаций для предоставления государственных услуг может значительно ускорить и упростить их получение, расширить доступ к ним со стороны граждан и организаций, а также снизить расходы органов государственной власти на выполнение соответствующих функций.
При этом в зависимости от государственной услуги и уровня развития обеспечивающих ее предоставление ведомственных информационных систем электронные формы коммуникаций могут использоваться на одном или на всех этапах получения государственной услуги.
Получение государственных услуг с использованием электронных коммуникаций предполагает полную автоматизацию всех связанных с их предоставлением административно-управленческих процедур.
Наибольший эффект от предоставления государственных услуг в электронном виде возможно получить в случае, если их оказание требует обращения в различные органы государственной власти или межведомственного взаимодействия за счет интеграции поддерживающих соответствующие процессы ведомственных информационных систем и автоматизации процедур информационного обмена между ними.
Целью указанного мероприятия является внедрение информационных и коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти в целях повышения доступности государственных услуг населению, предоставляемых в том числе с использованием сети Интернет.
В этих целях в рамках указанного мероприятия осуществляется:
анализ востребованности государственных услуг и готовности органов государственной власти к предоставлению их в электронном виде, формирование перечня до 10 государственных услуг для предоставления в электронном виде, в том числе с использованием сети Интернет, оценка необходимых расходов для реализации пилотных проектов;
разработка порядка предоставления государственных услуг в электронном виде, в том числе с использованием сети Интернет;
разработка и апробирование решений, поддерживающих предоставление государственных услуг в электронном виде, их интеграция с государственными информационными системами.
Модернизация и развитие ведомственных информационных систем для обеспечения возможности предоставления государственных услуг в электронном виде, в том числе с использованием сети Интернет, осуществляются за счет средств, выделяемых органам государственной власти на внедрение информационных и коммуникационных технологий.
4. Внедрение информационных систем управления деятельностью
органов государственной власти
В целях создания условий для оперативности повышения качества подготовки управленческих решений органами государственной власти на основе внедрения современных информационных и коммуникационных технологий, а также эффективного выполнения ими своих функций необходимо обеспечить внедрение соответствующих информационно-аналитических систем.
В рамках названного направления выполняются следующие мероприятия:
создание единой информационной системы мониторинга ключевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации и контроля результативности деятельности органов государственной власти по их достижению;
создание системы информационно-аналитического обеспечения специального назначения;
развитие системы информационно-технологического обеспечения деятельности Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации.
Создание единой информационной системы
мониторинга ключевых показателей социально-экономического
развития Российской Федерации и контроля результативности
деятельности органов государственной власти
по их достижению
Целью указанного мероприятия является повышение эффективности координации и эффективности деятельности органов государственной власти по обеспечению социально-экономического развития Российской Федерации на основе унификации и автоматизации процедур сбора и согласования ведомственных планов и отчетности об их исполнении, определения целевых значений результативности деятельности органов государственной власти и мониторинга их достижения.
В рамках мероприятия предполагается обеспечить:
разработку единой методики мониторинга ключевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации и контроля результативности деятельности органов государственной власти по их достижению, в том числе в области реализации приоритетных национальных проектов;
разработку регламентов представления ведомствами данных и их последующую обработку и анализ;
проектирование и разработку в составе федерального информационного центра программно-технического комплекса, обеспечивающего возможность сбора и анализа результатов деятельности органов государственной власти, в том числе по реализации приоритетных национальных проектов;
интеграцию программно-технического комплекса с государственными информационными системами, содержащими данные о социально-экономическом развитии Российской Федерации;
установку специальных рабочих мест для работы с системой во всех федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организацию ее информационного наполнения.
Создание системы информационно-аналитического обеспечения
специального назначения
Целью выполнения указанного мероприятия является обеспечение эффективной информационно-аналитической поддержки деятельности органов государственной власти в особый период и при чрезвычайных ситуациях за счет создания комплексной системы мониторинга, анализа, прогнозирования и моделирования социально-экономического развития, угроз общественной и национальной безопасности страны.
В рамках мероприятия осуществляется:
создание и развитие на федеральном и региональном уровнях системы информационно-аналитических центров, обеспечивающих сбор и обработку информации, необходимой для осуществления эффективного мониторинга;
создание в Администрации Президента Российской Федерации, а также аппаратах полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах интегрированных с информационно-аналитическими центрами ситуационных центров для анализа собираемой информации, подготовки управленческих решений, прогнозирования и моделирования развития ситуации в отдельных сферах.
Результатом реализации названного мероприятия станет повышение качества, полноты и оперативности информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений на уровне руководства страны.
Развитие системы информационно-технологического
обеспечения деятельности Администрации Президента
Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской
Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации
Основной целью указанного мероприятия является создание условий для повышения эффективности государственного управления за счет создания защищенной информационно-коммуникационной среды и внедрения современных технологий в Администрации Президента Российской Федерации, Аппарате Правительства Российской Федерации и Федеральном Собрании Российской Федерации.
В рамках выполнения мероприятия в указанных органах государственной власти будут обеспечены:
создание и развитие объектовых транспортно-коммуникационных систем, включая подсистему динамического мониторинга их состояния;
модернизация программно-технических средств корпоративных сетей в целях совершенствования электронного документооборота;
создание центральных вычислительных комплексов автоматизированных информационных систем;
совершенствование информационно-коммуникационных центров в интересах информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти;
создание комплекса программно-технических средств обеспечения массовой обработки документов, в том числе выпуска и тиражирования нормативных актов;
модернизация и развитие комплекса программно-технических средств автоматизированной системы ведения архива документов;
создание прикладных информационно-технологических систем, в том числе системы защищенного электронного документооборота;
создание удостоверяющих центров и внедрение средств электронной цифровой подписи;
создание технологии сетевого доступа к информационно-справочным, информационно-аналитическим и правовым информационным фондам и системам;
создание систем обеспечения информационной безопасности.
5. Создание типовых программно-технических решений
поддержки деятельности органов государственной власти
Целью мероприятий указанного направления является повышение эффективности бюджетных расходов на внедрение информационных технологий в деятельность органов государственной власти путем централизованного создания, развития и последующего тиражирования программно-технических решений поддержки выполнения типовых для органов государственной власти функций и задач.
В рамках направления предусмотрено выполнение следующих мероприятий:
создание типовых программно-технических решений поддержки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
создание фонда программ, используемых в органах государственной власти, и разработка методической базы, регулирующей вопросы их повторного применения иными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Создание типовых программно-технических
решений поддержки деятельности органов государственной
власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления
Целью указанного мероприятия является преодоление сложившегося разрыва между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере использования информационных и коммуникационных технологий за счет разработки и тиражирования типовых программно-технических решений поддержки выполнения их основных функций.
Методическое обеспечение типового решения в сфере информационных технологий включает весь набор административных и технических регламентов его функционирования и использования.
Программно-техническое обеспечение типового решения в сфере информационных технологий содержит необходимый набор прикладного программного обеспечения, разрабатываемого для автоматизации отдельных процессов в деятельности органов власти. Создаваемое прикладное программное обеспечение, предназначенное для распространения среди субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, должно быть многоплатформенным и включать лишь те коммерческие продукты, которые имеют лицензии на их бесплатное использование в рамках данного типового решения.
В рамках мероприятия предполагается сформировать перечень типовых программно-технических решений, а также обеспечить разработку и апробирование типовых программно-технических решений в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Разработка перечня типовых программно-технических решений в сфере информационных технологий, порядок их разработки и распространения, выбор регионов для апробирования типовых решений осуществляется на конкурсной основе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.
Типовые программно-технические решения должны поддерживать выполнение основных задач и функций и обеспечивать возможность их адаптации с учетом конкретных функциональных задач и специфики административно-управленческих процессов.
Создание фонда программ, используемых
в органах государственной власти, и обеспечение
возможности их повторного применения
В целях обеспечения возможности повторного использования созданных за счет средств федерального бюджета Российской Федерации программных решений, а также распространения типовых решений необходимо создать соответствующий фонд программ.
В рамках реализации мероприятия необходимо:
организовать на базе федерального информационного центра сбор созданных за счет средств федерального бюджета программных решений, включая типовые программно-технические решения поддержки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
обеспечить доступ к ним заинтересованных органов государственной власти, бюджетных учреждений и организаций;
организовать ввод в хозяйственный оборот созданного за счет бюджетных средств программного обеспечения и обеспечить правовой режим его свободного использования;
организовать поддержку процесса создания и развития типовых программных продуктов;
разработать пакет методических документов, регулирующих вопросы повторного использования разработанных программных решений, в том числе типовых программно-технических решений, за счет средств федерального бюджета, выделенных на реализацию Программы.
6. Управление реализацией мероприятий Программы
Целью мероприятий указанного направления является обеспечение необходимого качества управления выполнением мероприятий Программы, достижение планируемых результатов ее реализации, определение механизма реализации Программы, включая порядок взаимодействия органов государственной власти, ответственных за ее реализацию.
В рамках направления предусматривается выполнение следующих мероприятий:
проведение экспертизы создаваемых в рамках реализации Программы проектных решений;
обеспечение информационной поддержки и общественного освещения реализации мероприятий Программы;
внедрение принципов проектного управления реализацией мероприятий Программы, разработка регламентов управления и информационной системы поддержки их реализации.
Проведение экспертизы создаваемых в рамках реализации
Программы проектных решений
Важнейшим фактором успеха и эффективности реализации программ и проектов в сфере информационных и коммуникационных технологий является обеспечение полноценной экспертизы создаваемых в рамках реализации Программы проектных решений, а также экспертизы предложений со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, предлагаемых для финансирования из средств федерального бюджета в рамках реализации Программы.
Целью указанного мероприятия является повышение эффективности планирования реализации мероприятий Программы и контроля качества результатов их выполнения за счет привлечения внешней независимой экспертизы на всех основных стадиях реализации проектов - от стадии планирования и подготовки проектов до стадии принятия результатов работ.
В рамках данного мероприятия осуществляется формирование требований к выполнению мероприятий Программы, проводится экспертиза полученных результатов на предмет их соответствия этим требованиям, обеспечивается контроль качества предлагаемых проектных решений.
Для исключения конфликта интересов в качестве внешней независимой экспертизы для реализации мероприятия не могут выступать компании-поставщики на рынке информационных и коммуникационных технологий (поставщики программного обеспечения, аппаратных или коммуникационных средств, системные интеграторы и иные компании, осуществляющие внедрение собственных решений или решений третьих компаний в сфере информационных и коммуникационных технологий), а также их партнеры, дочерние и аффилированные с ними компании.
Для исключения конфликта интересов в качестве внешней независимой экспертизы при реализации данного мероприятия не могут выступать компании, являющиеся исполнителями (соисполнителями) по другим мероприятиям Программы, а также имеющие иные формы конфликта интересов, то есть противоречия между своими имущественными и иными интересами и интересами заказчика.
В рамках данного мероприятия на ежегодной основе осуществляется формирование требований к выполнению мероприятий Программы и проводится полная экспертиза полученных результатов на предмет их соответствия этим требованиям, обеспечивается контроль качества предлагаемых проектных решений.
Обеспечение информационной поддержки и общественного
освещения реализации мероприятий Программы
Необходимым условием успешной реализации Программы является обеспечение информационной поддержки реализации основных мероприятий Программы, информирование общественности о ходе реализации настоящей Программы.
Отсутствие в обществе и органах государственной власти ясного понимания целей и задач Программы, неготовность участвовать в ее реализации и использовании результатов выполнения мероприятий Программы может стать серьезным препятствием для достижения ее целей.
В рамках мероприятия осуществляется:
учет и предоставление оперативного и свободного доступа ко всем открытым результатам, полученным в ходе выполнения Программы, а также к текущей проектной документации - техническим требованиям на проводимые в рамках Программы торги, рабочим программам, техническим заданиям;
подготовка и распространение среди органов государственной власти и заинтересованных структур гражданского общества информационных и аналитических материалов о ходе реализации мероприятий Программы;
развитие и поддержка сайта в сети Интернет, обеспечивающего освещение хода реализации мероприятий Программы и ее результатов, а также организация иных информационных ресурсов в сети Интернет по отдельным тематикам, связанным с реализацией Программы;
регулярное информирование населения о ходе реализации Программы, организация и проведение социологических исследований с целью определения потребностей населения в информационных технологиях, а также мнения граждан о приоритетных направлениях развития информационных и коммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти;
информирование общества о новых возможностях для граждан и организаций при получении государственных услуг в электронном виде;
проведение систематического мониторинга публикаций средств массовой информации о ходе реализации Программы.
Внедрение принципов проектного управления реализацией
мероприятий Программы, разработка регламентов управления
и информационной системы поддержки их реализации
Эффективная реализация мероприятий Программы требует внедрения проектного управления мероприятиями Программы, а также организацию взаимодействия государственных заказчиков Программы.
Целью выполнения указанного мероприятия является повышение качества и эффективности управления реализацией Программы, создание эффективных механизмов планирования и координации выполнения ее мероприятий на основе создания комплексной системы управления проектами.
Создаваемая система управления проектами объединяет инструменты, предназначенные для поддержки деятельности государственных заказчиков Программы по координации выполнения ее мероприятий.
В рамках реализации мероприятия осуществляется:
разработка методологии управления проектами, описывающей единые для всех мероприятий принципы и процедуры управления их реализацией и регламентирующей порядок их выполнения;
создание и внедрение информационной системы, обеспечивающей поддержку процедур календарно-ресурсного планирования, планирования финансирования проектов и учета расходов, возникающих в рамках их реализации, управления проектными документами и взаимодействием участников проектов, а также подготовки и представления в различных форматах интегрированной отчетности о ходе реализации проектов.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Ресурсное обеспечение Программы рассчитано на основе анализа затрат и длительности выполнения каждого мероприятия Программы. Стоимость человеко-дня принимается исходя из средней заработной платы специалиста (эксперта) в штате организации-исполнителя с учетом необходимых накладных расходов. При этом учитывается характер работ и определяются соответствующие статьи расходов бюджета.
Финансирование Программы на 2002 - 2010 годы приведено в Приложении N 2.
Объемы и источники финансирования Программы на 2007 - 2010 годы по направлениям приведены в Приложении N 3.
Распределение по государственным заказчикам средств федерального бюджета на финансирование Программы на 2007 - 2010 годы приведено в Приложении N 4.
Одним из направлений реализации Программы является выполнение проектов на региональном уровне. Финансирование таких проектов осуществляется за счет средств федерального бюджета в рамках Программы, а также бюджетов субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования. Объемы и направления расходования средств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий Программы на 2007 - 2010 годы приведены в Приложении N 5. Реализация коммерческих проектов региональной информатизации осуществляется за счет внебюджетных средств.
Условия участия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в реализации совместных проектов региональной информатизации в рамках реализации Программы определяются в зависимости от уровня развития информатизации в регионе по следующим принципам:
в регионах с низким уровнем развития информатизации реализация проектов осуществляется с соотношением долей софинансирования со стороны федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, составляющих соответственно 70 и 30 процентов;
в регионах со средним уровнем развития информатизации реализация проектов осуществляется с соотношением равных долей софинансирования со стороны федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации;
в регионах с высоким уровнем развития информатизации реализация проектов осуществляется с соотношением долей софинансирования со стороны федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, составляющих соответственно 30 и 70 процентов.
В рамках реализации соответствующего мероприятия Программы осуществляется разработка типовых решений в сфере информационных технологий в интересах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Апробация типовых решений в сфере информационных технологий осуществляется за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Программы, а также средств бюджетов субъектов Российской Федерации на принципах софинансирования. Доработка типовых решений в сфере информационных технологий осуществляется за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Программы.
Мероприятия Программы на 2007 - 2010 годы приведены в Приложении N 6.
Распределение средств федерального бюджета по мероприятиям Программы на 2007 - 2010 годы приведено в Приложении N 7.
Показатели выполнения мероприятий Программы, финансируемых в рамках государственных капитальных вложений, в 2007 - 2010 годах приведены в Приложении N 8.
V. Механизм реализации Программы
Программа реализуется в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".
Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации.
Государственными заказчиками по отдельным мероприятиям Программы являются Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральное агентство по информационным технологиям, Федеральное агентство по образованию, Федеральная служба охраны Российской Федерации.
Система управления Программой предназначена для достижения поставленных целей в установленные сроки в рамках выделяемых ресурсов. В целях обеспечения эффективной реализации Программы управление выполнением ее мероприятий осуществляется в соответствии с проектным подходом, который предполагает реализацию мероприятий в соответствии с разрабатываемым и утверждаемым планом, определяющим цели, задачи, индикаторы и этапы его выполнения, требования к составу работ и ожидаемым результатам этих работ на каждом этапе, а также объем необходимого ресурсного обеспечения.
Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации как государственный заказчик - координатор Программы осуществляет:
планирование реализации Программы, включая контроль соответствия отдельных проектов формальным требованиям методологии и содержанию мероприятий Программы, обеспечение согласованности их выполнения, анализ представленных государственными заказчиками технико-экономических обоснований и заявок, составление и представление в установленном порядке сводной бюджетной заявки на финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год;
общую координацию выполнения мероприятий Программы в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
мониторинг эффективности реализации мероприятий Программы и расходования государственными заказчиками выделяемых бюджетных средств, анализ и обобщение результатов выполнения отдельных работ, представляемых государственными заказчиками, подготовку докладов о ходе реализации Программы и представление их в установленном порядке заинтересованным федеральным органам государственной власти.
Государственные заказчики по отдельным мероприятиям Программы осуществляют:
планирование реализации закрепленных за ними направлений и мероприятий Программы в рамках выделяемого ресурсного обеспечения, включая определение состава, сроков и ожидаемых результатов выполнения работ, а также требований к содержанию отчетных результатов на каждом этапе, разработку технико-экономического обоснования их реализации, составление и предоставление государственному заказчику-координатору бюджетной заявки на получение бюджетного финансирования;
управление реализацией конкретных проектов, включая выбор и согласование с государственным заказчиком-координатором исполнителей работ, заключение государственных контрактов, координацию выполняемых ими работ, контроль своевременности получения, качества и соответствия требованиям отчетных результатов их выполнения, представление отчетных результатов на согласование государственному заказчику - координатору Программы;
анализ и обобщение результатов выполнения работ и эффективности реализации закрепленных за государственным заказчиком направлений и мероприятий Программы, подготовку и представление государственному заказчику-координатору отчетов для подготовки докладов о ходе реализации Программы.
Для осуществления эффективного управления и контроля выполнения Программы государственным заказчиком - координатором Программы и ее государственными заказчиками определяются должностные лица и соответствующие подразделения, ответственные за реализацию Программы. Руководители государственного заказчика - координатора Программы и ее государственных заказчиков назначают ответственное лицо за реализацию Программы, как правило, на уровне заместителя федерального министра (заместителя руководителя (директора) федеральной службы или федерального агентства), утверждают внутренний регламент управления реализацией закрепленных за данным государственным заказчиком направлений и мероприятий Программы.
Для обеспечения эффективной координации выполнения мероприятий, реализуемых государственным заказчиком в интересах других органов государственной власти, между соответствующими органами государственной власти заключается соглашение о сотрудничестве, формируется совместная рабочая группа из представителей государственного заказчика, государственного заказчика - координатора Программы и заинтересованного органа государственной власти, далее обозначаемого как функциональный заказчик. Совместным приказом по этим органам государственной власти утверждается состав рабочей группы и план ее деятельности. В этом случае план реализации мероприятий, состав работ и требования к ним, а также промежуточные и отчетные результаты их выполнения должны быть рассмотрены на заседании данной рабочей группы и согласованы представителями всех заинтересованных органов государственной власти, функциональных заказчиков.
В целях эффективной координации реализации программ и проектов в сфере региональной информатизации в рамках Программы создается совет региональной информатизации при Министерстве информационных технологий и связи Российской Федерации.
Контроль качества типовых решений в сфере информационных технологий и их соответствия потребностям органов государственной власти и организаций, находящихся в их ведении, осуществляется в рамках деятельности совета региональной информатизации, в том числе посредством проведения независимой экспертизы.
Типовые решения в сфере информационных технологий, разработанные в рамках реализации Программы, распространяются безвозмездно для использования органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
VI. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Программа носит системообразующий характер для повышения эффективности использования информационных и коммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти и результативности расходования бюджетных средств, выделяемых на эти цели. Новое качество государственного управления, как результат реализации Программы, является важным фактором социально-экономического развития страны и повышения качества жизни населения.
С учетом заявленных целей Программы и основных ее направлений представляется возможным оценить эффект реализации мероприятий Программы в 2007 - 2010 годах по следующим основным направлениям:
исключение неэффективных расходов, составляющих до 10 процентов всех бюджетных средств и выделяемых на внедрение информационных и коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти, за счет повышения результативности управления реализацией проектов создания государственных информационных систем, централизованного создания решений для совместного использования органами государственной власти, формирования типовых решений и их последующего свободного распространения в интересах органов государственной власти, а также исключения дублирования соответствующих разработок на уровне отдельных ведомств, что за годы реализации Программы даст бюджетный эффект в размере 16,65 млрд. рублей;
снижение затрат органов государственной власти на организацию обмена информацией на межведомственном уровне до 25 процентов за счет обеспечения доступности государственных информационных ресурсов для заинтересованных органов государственной власти и интеграции государственных информационных систем, а также за счет развития межведомственной системы электронного документооборота, что за годы реализации Программы даст бюджетный эффект в размере 49,61 млрд. рублей;
снижение административной нагрузки на граждан и организации, связанной с сокращением времени получения ими государственных услуг и необходимой информации, со снижением количества вынужденных обращений граждан в органы государственной власти и необходимого времени ожидания, а также снижение стоимости осуществления взаимодействия между органами государственной власти, организациями и гражданами в результате интеграции государственных информационных систем, что за годы реализации Программы позволит в масштабах страны получить социально-экономический эффект в размере 7,42 млрд. рублей;
обеспечение гарантированного уровня информационной открытости органов государственной власти, повышение уровня доверия к власти и сокращение затрат времени на обеспечение доступа гражданам России к информации о деятельности органов государственной власти за счет создания новых и модернизации действующих ведомственных сайтов сети Интернет, развития их информационного наполнения и функциональных возможностей, а также обеспечения тематического доступа к размещаемой на них информации через информационную систему "Правительственный портал";
повышение оперативности и качества принимаемых решений, сокращение издержек на управление за счет создания соответствующих информационных систем.
Таким образом, социально-экономическая и бюджетная эффективность реализации мероприятий Программы в 2007 - 2010 годах, рассчитанная в соответствии с приведенной в Приложении N 9 методикой оценки социально-экономической и бюджетной эффективности реализации мероприятий Программы, составит 73,68 млрд. рублей, или 3,97 млрд. рублей - в 2007 году, 10,9 млрд. рублей - в 2008 году, 21,93 млрд. рублей - в 2009 году, 36,88 млрд. рублей - в 2010 году.
Приложение N 1
к Федеральной целевой программе
"Электронная Россия
(2002 - 2010 годы)"
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ (2002 - 2010 ГОДЫ)"
В 2007 - 2010 ГОДАХ
Приложение N 2
к Федеральной целевой программе
"Электронная Россия
(2002 - 2010 годы)"
ФИНАНСИРОВАНИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ
(2002 - 2010 ГОДЫ)" НА 2002 - 2010 ГОДЫ
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
Приложение N 3
к Федеральной целевой программе
"Электронная Россия
(2002 - 2010 годы)"
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ (2002 -
2010 ГОДЫ)" НА 2007 - 2010 ГОДЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
Приложение N 4
к Федеральной целевой программе
"Электронная Россия
(2002 - 2010 годы)"
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКАЗЧИКАМ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
НА ФИНАНСИРОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ (2002 - 2010 ГОДЫ)"
НА 2007 - 2010 ГОДЫ
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
Приложение N 5
к Федеральной целевой программе
"Электронная Россия
(2002 - 2010 годы)"
ОБЪЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОВАНИЯ
СРЕДСТВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ
МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭЛЕКТРОННАЯ
РОССИЯ (2002 - 2010 ГОДЫ)" НА 2007 - 2010 ГОДЫ
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
Приложение N 6
к Федеральной целевой программе
"Электронная Россия
(2002 - 2010 годы)"
МЕРОПРИЯТИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ (2002 -
2010 ГОДЫ)" НА 2007 - 2010 ГОДЫ
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
Приложение N 7
к Федеральной целевой программе
"Электронная Россия
(2002 - 2010 годы)"
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПО МЕРОПРИЯТИЯМ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ (2002 - 2010 ГОДЫ)"
НА 2007 - 2010 ГОДЫ
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
Приложение N 8
к Федеральной целевой программе
"Электронная Россия
(2002 - 2010 годы)"
ПОКАЗАТЕЛИ ВЫПОЛНЕНИЯ
МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ (2002 - 2010 ГОДЫ)", ФИНАНСИРУЕМЫХ
В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ,
В 2007 - 2010 ГОДАХ
(штук)
Приложение N 9
к Федеральной целевой программе
"Электронная Россия
(2002 - 2010 годы)"
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И БЮДЖЕТНОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ (2002 - 2010 ГОДЫ)"
1. Настоящая методика, разработанная для оценки социально-экономической и бюджетной эффективности реализации в 2007 - 2010 годах мероприятий Программы, определяет показатели социально-экономической и бюджетной эффективности Программы и методы их расчетов, а также предназначена для хозяйствующих субъектов всех форм собственности, участвующих в разработке, экспертизе и реализации Программы.
2. Настоящей методикой предполагается, что внедрение информационных технологий в государственное управление позволяет выйти на новый качественный уровень предоставления государственных услуг и снизить бюджетные затраты на информатизацию органов государственной власти и является важным фактором социально-экономического развития страны и повышения качества жизни населения.
3. Социально-экономический эффект от реализации Программы определяется показателем снижения административной нагрузки на граждан и организации, связанной с сокращением времени получения ими государственных услуг и необходимой информации, а также со снижением стоимости осуществления транзакций между государственными органами, организациями и населением в результате интеграции государственных информационных систем, который рассчитывается по следующей формуле:
где:
T - срок реализации Программы (в годах);
i - индекс отсчета реализации Программы;
4. Бюджетная эффективность от реализации Программы определяется следующими показателями:
а) повышение эффективности бюджетных расходов на внедрение информационных технологий в деятельность органов государственной власти, возникающих в результате недостаточной эффективности управления реализацией проектов создания и развития государственных информационных систем, отсутствия общих требований и стандартов по выполнению указанных работ, дублирования ранее выполненных разработок и организации повторного сбора и ввода в государственные информационные системы уже имеющихся данных, который рассчитывается по следующей формуле:
где:
T - срок реализации Программы (в годах);
i - индекс отсчета реализации Программы;
б) снижение трудозатрат работников органов государственной власти на организацию информационной работы с ведомствами и населением за счет обеспечения прямого регламентированного доступа заинтересованных органов государственной власти, граждан и организаций к данным, содержащимся в государственных информационных системах, за счет интеграции государственных информационных систем и перевода электронных услуг в электронный вид, который рассчитывается по следующей формуле:
где:
T - срок реализации Программы (в годах);
i - индекс отсчета реализации Программы;
5. Настоящей методикой предполагается, что ввиду отсутствия объективной статистической информации расчеты социально-экономического и бюджетного эффекта реализации Программы в 2007 - 2010 годах производятся исходя из данных, приведенных ведущими мировыми аналитическими компаниями в сфере информационных технологий, а также опыта реализации Программы в предыдущие годы.".