Рейтинг@Mail.ru

Постановление Правительства РФ от 29.04.1994 N 409

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 апреля 1994 г. N 409

О МЕРАХ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА 1994 - 1995 ГОДЫ

В целях дальнейшего развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, а также в соответствии с требованиями постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 мая 1993 г. N 446 "О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 20, ст. 1762) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Одобрить Федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994 - 1995 годы (в дальнейшем именуется - Федеральная программа).

2. Возложить на Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции при Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур функции государственного заказчика Федеральной программы.

3. Министерству финансов Российской Федерации производить финансирование Федеральной программы во II квартале 1994 г. в пределах средств, предусмотренных статьей 1 Федерального Закона Российской Федерации "О финансировании расходов из федерального бюджета во II квартале 1994 г." от 10 апреля 1994 г. N 1-ФЗ.

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ЧЕРНОМЫРДИН

Приложение

к постановлению

Правительства Российской Федерации

от 29 апреля 1994 г. N 409

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1994 - 1995 ГОДЫ

1. Введение

Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994 - 1995 годы (в дальнейшем именуется - Федеральная программа) определяет основные направления, цели и приоритеты поддержки малого предпринимательства с учетом его специфики и включает в себя комплекс мероприятий, разработка и реализация которых будут осуществляться на федеральном уровне и финансироваться в основном за счет централизованных источников.

Идеология Федеральной программы базируется на том, что успешное развитие малого бизнеса возможно лишь при наличии благоприятных экономических, юридических, политических и других условий. Отсутствие таких условий сделает поддержку малого предпринимательства неэффективной. Поэтому имеется в виду, что в ближайшее время будут приняты новые и скорректированы действующие нормативные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, а также проведены другие меры по поддержке предпринимателей.

В Федеральной программе учитывается и тот факт, что деятельность малых предприятий ориентирована главным образом на местный рынок, на решение региональных проблем. Это вписывается в общую концепцию развития хозяйственной и финансовой самостоятельности территориальных образований. Малый бизнес должен стать основной базой формирования рациональной структуры местного хозяйства и его финансирования на основе учета особенностей развития данного региона. В свою очередь, региональные органы государственной власти и управления должны определить направления поддержки малого предпринимательства в регионах, а также комплексы необходимых мероприятий, материально - технические и финансовые ресурсы для их реализации за счет региональных источников.

Главной целью осуществляемых мер по государственной поддержке малых предприятий является создание на федеральном уровне экономических, правовых и организационных условий для формирования в России развитой инфраструктуры малого предпринимательства, обеспечивающей его эффективный рост. Реализация этой цели в сочетании с мероприятиями регионального и отраслевого уровня должна повысить значение малого бизнеса в народном хозяйстве, привести к существенным качественным изменениям в структуре экономики, созданию реальной конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, укреплению налоговой базы бюджета, росту занятости населения, в том числе вследствие значительного увеличения числа малых негосударственных предприятий, повышения доли производимой ими продукции (работ, услуг) в валовом внутреннем продукте, усиления конкуренции на региональных и местных рынках.

Федеральной программой предусматривается выделение следующих основных направлений и конкретных мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства, осуществляемых на федеральном уровне:

формирование нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства;

совершенствование системы финансовой поддержки малого предпринимательства;

создание системы информационного обеспечения малого предпринимательства;

содействие внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;

подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, специализирующихся в области малого предпринимательства;

производственно-технологическая поддержка малого предпринимательства;

мероприятия по государственной поддержке малого предпринимательства в регионах Российской Федерации с долевым участием Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции.

Совокупность перечисленных направлений и мероприятий Федеральной программы должна обеспечить формирование инфраструктуры малого предпринимательства в Российской Федерации.

Становление малого бизнеса - достаточно длительный процесс, рассчитанный на ряд лет. На начальных этапах этого процесса наиболее актуальной является реализация мероприятий по подготовке и повышению квалификации кадров, совершенствованию нормативно - правовой базы, развитию системы финансовых учреждений, обслуживающих предпринимателей, а также сети производственно - технологических центров, бизнес-инкубаторов, технопарков, лизинговых фирм, в том числе путем переструктурирования производства и передачи субъектам малого предпринимательства в аренду с последующим выкупом освобождающихся производственных площадей и оборудования.

Меры государственной поддержки малого предпринимательства, в том числе льготы и преимущества, используются, прежде всего, в приоритетных областях, предусмотренных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 мая 1993 г. N 446 "О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". К ним относятся:

производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники;

оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения;

инновационная деятельность.

Эти приоритеты могут в дальнейшем уточняться.

В мероприятиях, осуществляемых на региональном уровне, могут выделяться и другие приоритетные сферы деятельности субъектов малого предпринимательства.

Малый бизнес призван содействовать решению многих важнейших народно-хозяйственных проблем, например, трудоустройства демобилизуемых военнослужащих, молодежи, инвалидов, улучшения экологической обстановки и др. Поэтому представляется целесообразным, чтобы в отраслях народного хозяйства также предусматривались мероприятия по поддержке и стимулированию малого предпринимательства.

Развитие в России предпринимательства требует совершенствования всей системы правового регулирования экономических отношений. Поэтому необходимо ускорить разработку и принятие нового гражданского кодекса, законодательных актов об акционерных обществах, ценных бумагах, биржах, внесение изменений в законы о предприятиях и предпринимательской деятельности, о собственности и др.

В целях формирования нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства Федеральной программой предусматривается подготовка ряда нормативных актов, отражающих специфику его правового регулирования. В числе указанных актов - Закон "О государственной поддержке малых негосударственных предприятий в Российской Федерации", в котором должны быть определены категории субъектов малого предпринимательства, пользующиеся государственной поддержкой, охарактеризованы основные формы и методы этой поддержки. Закон должен составить правовую базу для подготовки системы нормативных актов, издаваемых государственными органами для обеспечения поддержки субъектов малого предпринимательства в финансово-кредитной сфере, в области труда и заработной платы, в регулировании отношений объединений малых предприятий с органами власти и управления и т.д.

Кроме того, предусмотрена разработка ряда законодательных и нормативных актов, направленных на дальнейшее совершенствование системы налогообложения малых предприятий и стимулирование их собственной инвестиционной активности.

Совершенствование системы финансовой поддержки малого предпринимательства направлено на стимулирование деятельности банков, фондов, инвестиционных и страховых организаций, непосредственно обслуживающих малый бизнес, а также формирование системы гарантий под кредиты и страхования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Мероприятия Федеральной программы предусматривают совершенствование деятельности федерального и региональных фондов поддержки малого предпринимательства, средства которых формируются за счет бюджетных и внебюджетных источников.

Средства Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции могут использоваться и для финансовой поддержки региональных фондов, если их ресурсов окажется недостаточно для помощи в реализации региональных программ и проектов, имеющих межрегиональное значение. При этом обоснование проектов должно проводиться по утвержденной Фондом методике, а сами проекты должны пройти независимую экспертизу.

Поддержка, оказываемая федеральным и другими фондами поддержки предпринимательства, осуществляется, как правило, на принципах долевого участия в форме кредитования и выдачи гарантий по кредитам. В отдельных случаях поддержка может оказываться и в форме безвозмездного финансирования, в основном для развития инфраструктуры малого бизнеса.

На федеральном уровне финансовая поддержка малого бизнеса будет обеспечиваться в том числе и через систему льгот и преимуществ банкам и страховым организациям, осуществляющим обслуживание малых предприятий на льготных условиях.

Отдельной группой представлены мероприятия по совершенствованию системы учета и отчетности малых предприятий, направленные на создание объективной информационной среды, используемой как в интересах развития кооперации между субъектами малого предпринимательства, так и в интересах органов исполнительной власти, осуществляющих государственную поддержку, стимулирование и регулирование малого предпринимательства. Эти мероприятия позволят обеспечить сопоставимость отчетности малых предприятий с отчетностью других хозяйствующих субъектов и осуществление статистического анализа о видах малого предпринимательства, его месте в структуре и продукции секторов экономики, размерах и эффективности используемой государственной поддержки.

В области содействия внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства намечается ряд мер, направленных на совершенствование таможенного и налогового регулирования в интересах развития малого предпринимательства, привлечение иностранных инвестиций, в том числе в процессе приватизации государственных предприятий, а также оказание необходимой помощи малым предприятиям со стороны загранучреждений Российской Федерации.

Развитие малого предпринимательства требует в короткие сроки реализовать меры в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Решение этой проблемы связано с созданием условий для развития сети учебных заведений, подготовкой преподавательских кадров, обеспечением необходимой учебно - методической литературой, организацией финансирования таких мероприятий. Комплекс мероприятий, осуществляемых на федеральном уровне, включает: переподготовку кадров государственных управленческих структур, подготовку преподавателей для школ и учебно-консультационных центров малого бизнеса; разработку и утверждение типовых учебных планов и программ, дифференцированных по уровню подготовки, отраслевой специализации, срокам обучения; подготовку учебных и методических пособий и ряд других мер.

Кроме этого Федеральной программой предусматриваются разработка и реализация комплекса мер по вовлечению молодежи в цивилизованные формы предпринимательской деятельности на базе соответствующих предпринимательских проектов.

В связи со структурной перестройкой экономики проблема ускорения инвестиционных процессов на малых предприятиях приобретает особую актуальность.

В то же время использование преимуществ малых предприятий в инвестиционной сфере наталкивается на проблему их технического переоснащения. Многие малые предприятия пока представляют собой полукустарные, примитивно оборудованные производства, поэтому решать сложные технологические и экономические проблемы они не в состоянии. Более того, продолжение их функционирования в ряде случаев сопряжено с нерациональной затратой трудовых, материально-технических и финансовых ресурсов.

Задача заключается в том, чтобы оказать содействие субъектам малого предпринимательства в оснащении их современным оборудованием и технологиями. При этом нужно учитывать, что малым предприятиям нужны не просто отдельные единицы технологического оборудования, а комплекты машин, инструментов, приборов и др.

С учетом этого Федеральной программой предусматривается осуществить мероприятия по обеспечению производственно - технологической поддержки малого предпринимательства.

Речь идет не только о поставке готовых комплектов, но и о продаже лицензий на изготовление, "ноу-хау", привязанных к маломасштабным производствам. При этом значительную роль должен сыграть лизинг машин, оборудования и производственных помещений. В настоящее время в связи с расширяющейся конверсией оборонной промышленности, обладающей высоким научно-техническим потенциалом, производство комплектов машин для малых предприятий должно стать одним из основных направлений этой конверсии. Кроме того, конверсия и переструктурирование производства позволят высвободить производственные площади для их перепрофилирования под нужды малого бизнеса и создать развитую сеть новых субподрядных малых предприятий.

Развитие сети малых предприятий и их техническое оснащение во многом зависят от крупных производственно-хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые предприятия будут выступать в качестве поставщиков комплектующих элементов готовой продукции. Это позволит развивать подетальную и технологическую специализацию, а также обеспечить организацию общественного производства на современной основе.

2. Совершенствование нормативно-правовой базы

поддержки малого предпринимательства

3. Совершенствование системы финансовой поддержки

малого предпринимательства

Примечание. Выделение ассигнований для реализации указанных мероприятий связано с необходимостью проведения комплекса договорных научно-исследовательских, проектных и экспертных работ силами привлекаемых организаций и коллективов в пределах смет, утверждаемых государственным заказчиком программы.

4. Информационное обеспечение малого предпринимательства

Примечание. Выделение ассигнований для создания системы информационного обеспечения предпринимательства связано с необходимостью проведения комплекса договорных опытно - конструкторских, проектно-технологических и других работ, а также со значительным объемом затрат на материально-техническое и программное обеспечение региональных информационно-аналитических центров.

5. Совершенствование системы государственного учета и

отчетности хозяйственной деятельности субъектов малого

предпринимательства

Примечание. Выделение ассигнований для реализации указанных мероприятий связано с необходимостью проведения комплекса договорных научно-исследовательских, проектных и экспертных работ силами привлекаемых организаций и коллективов в пределах смет, утверждаемых государственным заказчиком программы.

6. Содействие внешнеэкономической деятельности

субъектов малого предпринимательства

Примечание. Выделение ассигнований для реализации указанных мероприятий связано с необходимостью проведения комплекса договорных научно-исследовательских, проектных и экспертных работ силами привлекаемых организаций и коллективов в пределах смет, утверждаемых государственным заказчиком программы.

7. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров

Примечание. Выделение ассигнований для реализации указанных мероприятий связано с необходимостью проведения комплекса договорных научно-исследовательских, проектных и экспертных работ силами привлекаемых организаций и коллективов в пределах смет, утверждаемых государственным заказчиком программы.

8. Производственно-технологическая поддержка

малого предпринимательства

Примечание. Выделение ассигнований для реализации указанных мероприятий связано с необходимостью проведения комплекса договорных научно-исследовательских, проектных и экспертных работ силами привлекаемых организаций и коллективов в пределах смет, утверждаемых государственным заказчиком программы.

9. Мероприятия по государственной поддержке малого

предпринимательства в регионах Российской Федерации

с долевым участием Фонда поддержки предпринимательства

и развития конкуренции

Значительная часть практических мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства должна быть реализована непосредственно в регионах Российской Федерации с участием органов управления республик, краев, областей, городов, региональных фондов поддержки предпринимательства и с привлечением объединений предпринимателей и отдельных малых предприятий.

В целях организационно-методического обеспечения работ по поддержке малого бизнеса в регионах Минэкономики России совместно с ГКАП России и Госкомпромом России подготовлены и направлены в регионы методические рекомендации по разработке региональных программ поддержки предпринимательства. Региональные программы должны содержать как проекты и мероприятия, реализуемые непосредственно на региональном уровне за счет местных ресурсов и возможностей, так и мероприятия, имеющие существенное значение для развития экономики региона (группы регионов) и направленные на формирование региональной (межрегиональной) системы поддержки малого бизнеса и соответствующей инфраструктуры. В этой связи представляется необходимым в рамках Федеральной программы реализовать в нескольких регионах Российской Федерации с долевым участием Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции ряд предпринимательских проектов по созданию моделей производственно-технологической, информационной и кадровой инфраструктуры поддержки предпринимательства с тем, чтобы отработать механизм их функционирования и распространить этот опыт на другие регионы.

Кроме этого предусматривается и долевое участие Фонда в финансировании ряда региональных программ, а также отдельных высокоэффективных предпринимательских проектов в соответствии с основными направлениями его деятельности и с учетом решений Правительства Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. N 998 "О социально-экономическом развитии Новгородской области", постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 16 марта 1993 г. N 233 "О мерах по государственной поддержке социально-экономического развития Псковской области", постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1993 г. N 1186 "О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса в 1993 - 1994 годах").

При отборе и экспертизе таких проектов Фонд предусматривал оказание поддержки только малым предприятиям, работающим в приоритетных отраслях и видах деятельности, определенных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 мая 1993 г. N 446. При этом учитывалось обеспечение высокой эффективности использования кредитных ресурсов и выделение малым предприятиям финансовой помощи на местах. Одним из условий при отборе проектов и программ была также возможность тиражирования типовых проектов, например, по переработке сельскохозяйственной продукции, созданию сети минипекарен и других.

Из поступивших на 1 февраля 1994 г. в Фонд 28 региональных программ и более 600 предпринимательских проектов на общую сумму 700 млрд. рублей отобраны в соответствии с указанными выше критериями проекты и программы по основным приоритетам государственной поддержки с долевым участием Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции в объеме 191,84 млрд. рублей, в том числе на развитие крестьянских и фермерских хозяйств - 1,6 млрд. рублей. При этом учитывалась оценка регионов, проведенная на основе факторов предпринимательского риска, а также прогнозируемого уровня безработицы, уровня проводимой в регионах работы по поддержке малого предпринимательства. Исходя их этого, намечается оказать кредитную поддержку предпринимателям Мурманской, Новгородской, Псковской, Тульской, Томской, Нижегородской областей и ряда других регионов на принципах пропорционального долевого участия.

10. Мероприятия по долевому участию Фонда поддержки

предпринимательства и развития конкуренции в реализации

пилотных проектов развития инфраструктуры государственной

поддержки предпринимательства в регионах Российской

Федерации на 1994 - 1995 годы

Примечание. Оценка стоимости пилотных проектов развития инфраструктуры поддержки предпринимательства произведена в соответствии с предложениями исполнителей в текущих ценах 1993 года. Необходимость выделения бюджетных ассигнований связана со значительным объемом затрат на материально-техническое обеспечение пилотных проектов по созданию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, а также на обучение кадров и проведение других мероприятий силами привлекаемых организаций и коллективов в пределах смет, утвержденных государственным заказчиком программы. Финансирование региональных пилотных проектов производится Фондом поддержки предпринимательства и развития конкуренции на принципах пропорционального долевого участия.

11. Финансовое обеспечение Федеральной программы

государственной поддержки малого предпринимательства

в Российской Федерации на 1994 - 1995 годы

Финансирование Федеральной программы предусматривается осуществлять за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации и других внебюджетных источников. При этом финансирование совместных предпринимательских проектов будет осуществляться по предложению субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с привлечением средств их бюджетов.

Для эффективного использования федеральных и местных источников финансирования мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства важно не только обеспечить их сбалансированность, но и вести работу по привлечению дополнительных средств предпринимательских структур, кредитов банков, облигационных займов, лотерей, иностранных инвестиций, а также применять другие формы поддержки путем долевого участия, поручительства, выдачи гарантий, предоставления под залог имущества.

Функции государственного заказчика Федеральной программы возлагаются на Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, образованный в соответствии с решением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 268.

Указанным Фондом разработана необходимая нормативно-методическая база поддержки и развития предпринимательства, определена его финансовая инфраструктура, создается страховая компания, сформирована система его респондентов в большинстве регионов России.

В 1993 году Фондом по согласованию с Правительством Российской Федерации выделенные из республиканского бюджета средства использованы на создание банковской и страховой инфраструктуры малого предпринимательства, а также оказание финансовой поддержки в реализации региональных программ и отдельных предпринимательских проектов, на которых апробируются различные схемы их кредитования и финансирования. Так, выделены кредитные ресурсы на реализацию предпринимательских проектов по производству товаров народного потребления в Тульской, Белгородской и Московской областях, сельхозпереработки в Смоленской области, на оснащение учебно-предпринимательского центра в Псковской области, а также целого ряда других.

Таким образом, создан необходимый организационный и методический задел, позволяющий в 1994 году в полной мере перейти к выполнению Фондом функций государственного заказчика Федеральной программы.

Общая стоимость разработки и реализации мероприятий Федеральной программы, включая долевое участие Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции в реализации пилотных проектов, а также региональных программ поддержки предпринимательства и отдельных высокоэффективных предпринимательских проектов, составляет в 1994 году 210,22 млрд. рублей (в ценах 1993 года). При этом, наряду с выделением указанных выше финансовых средств из республиканского бюджета Российской Федерации в 1994 году, ожидается также привлечение финансовых ресурсов из местных источников в объеме не менее 320 млрд. рублей, в том числе более 170 млрд. рублей из местных бюджетов.

12. Общая потребность в бюджетных ассигнованиях

из республиканского бюджета Российской Федерации

в 1994 году для финансирования Федеральной

программы государственной поддержки малого

предпринимательства на 1994 - 1995 годы

Другие документы по теме
"О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов"
"Об отдельных вопросах согласования (одобрения) сделок, совершаемых федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" (вместе с "Правилами предварительного согласования совершения федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" крупных сделок, соответствующих критериям, установленным пунктом 13 статьи 9(2) Федерального закона "О некоммерческих организациях", "Правилами принятия решений Об одобрении сделок с участием федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук", в совершении которых имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными статьей 27 Федерального закона "О некоммерческих организациях", "Правилами согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" собственником или приобретенным указанным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества", "Правилами согласования распоряжения недвижимым имуществом федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук", в том числе передачи недвижимого имущества в аренду")
(с изм. от 13.08.1996) "О переоценке основных фондов"
(ред. от 30.06.2022) "О внесении изменений в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике"
Ошибка на сайте