Рейтинг@Mail.ru

Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 N 317

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 мая 2002 г. N 317

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ

ПОЛЬЗОВАНИЯ ГАЗОМ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ

ПО ГАЗОСНАБЖЕНИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях обеспечения рационального и эффективного использования газа в Российской Федерации и в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации.

2. Министерству энергетики Российской Федерации разработать и утвердить нормативные акты, необходимые для реализации Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных настоящим Постановлением.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.КАСЬЯНОВ

Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 17 мая 2002 г. N 317

ПРАВИЛА

ПОЛЬЗОВАНИЯ ГАЗОМ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ

ПО ГАЗОСНАБЖЕНИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с Федеральными законами "О газоснабжении в Российской Федерации" и "Об энергосбережении", устанавливают требования по обеспечению рационального и эффективного использования газа в качестве топлива или сырья при его добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении, поставке, распределении и потреблении.

2. Используемые в настоящих Правилах термины означают следующее:

а) "газотранспортная система" - система газопроводов, соединяющая производителя и потребителя газа, включающая в себя магистральные газопроводы, отводы газопроводов, газораспределительные системы, находящиеся у газотранспортной, газораспределительной организации или у иных организаций в собственности или на иных законных основаниях;

б) "газораспределительная организация" - специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию;

в) "газоиспользующее оборудование" - котлы, производственные печи, технологические линии, утилизаторы и другие установки, использующие газ в качестве топлива в целях выработки тепловой энергии для централизованного отопления, горячего водоснабжения, в технологических процессах различных производств, а также другие приборы, аппараты, агрегаты, технологическое оборудование и установки, использующие газ в качестве сырья;

г) "теплоутилизирующее оборудование" - устройства и оборудование (теплофикационные экономайзеры, воздухонагреватели, котлы - утилизаторы, рекуператоры, регенераторы и др.), предназначенные для получения различных видов энергоносителей (водяного пара, горячей воды, электроэнергии) путем использования тепла продуктов сгорания газа или тепла продукции, произведенной с использованием энергии, получаемой в результате сжигания газа;

д) "котельная" - здания или помещения (встроенные, пристроенные, размещенные на крыше зданий) с котлами или теплогенераторами (не менее двух) и вспомогательным технологическим оборудованием, предназначенными для получения энергоносителей (водяного пара, горячей воды) в целях теплоснабжения или выработки продукции;

е) "пусконаладочные работы" - комплекс работ, включающий подготовку к пуску и пуск газоиспользующего оборудования с коммуникациями и арматурой, доведение нагрузки газоиспользующего оборудования до согласованного с организацией - владельцем оборудования уровня, а также наладку топочного режима газоиспользующего оборудования без оптимизации коэффициента полезного действия;

ж) "режимно-наладочные работы" - комплекс работ, включающий наладку газоиспользующего оборудования в целях достижения проектного (паспортного) коэффициента полезного действия в диапазоне рабочих нагрузок, наладку средств автоматического регулирования процессов сжигания топлива, теплоутилизирующих установок и вспомогательного оборудования, в том числе оборудования водоподготовки для котельных;

з) "технологическая норма расхода газа" - технически обоснованная норма расхода газа, учитывающая его расход на осуществление основных и вспомогательных технологических процессов производства данного вида продукции, расход на поддержание технологических агрегатов в горячем резерве, на их разогрев и пуск после текущих ремонтов и холодных простоев, а также технически неизбежные потери энергии при работе оборудования, технологических агрегатов и установок;

и) "теплотехнические характеристики газа" - характеристики газа, определяющие его теплотехнические свойства в соответствии с требованиями нормативно-технических документов;

к) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 N 679;

л) "резервное (аварийное) топливо" - топливо, предназначенное для использования при ограничении или прекращении подачи газа;

м) "резервное топливное хозяйство" - комплекс оборудования и устройств, предназначенных для хранения, подачи и использования резервного (аварийного) топлива.

3. Настоящие Правила действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, которые являются потребителями газа или осуществляют следующую деятельность (далее именуются - организации):

а) добыча, производство, переработка, транспортировка, хранение, распределение и поставка газа (за исключением организаций, осуществляющих управление жилым фондом, жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья);

б) проектирование систем газоснабжения предприятий, котельных и оборудования, использующих газ в качестве топлива или сырья;

в) конструирование, изготовление, сертификация, наладка и эксплуатация газоиспользующего и теплоутилизирующего оборудования, средств контроля и автоматического регулирования процессов сжигания и учета расхода газа и учета продукции, вырабатываемой с использованием газа, в том числе тепловой и электрической энергии.

4. Настоящие Правила не распространяются на потребителей при применении ими газоиспользующего оборудования с расходом газа менее 1 куб. м в час, а также на потребителей, использующих газ для:

бытовых нужд в жилых и общественных зданиях (приготовление пищи, горячее водоснабжение и поквартирное отопление);

автономного отопления жилых и общественных зданий при суммарной расчетной тепловой мощности газоиспользующего оборудования менее 100 кВт.

5. Надзор за рациональным и эффективным использованием газа осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации в лице уполномоченных им подразделений государственного энергетического надзора (далее именуются - органы государственного надзора).

6. Проверка показателей эффективного использования газа осуществляется при энергетическом обследовании организации. Результаты энергетических обследований учитываются при разработке топливно-энергетических балансов и лимитов потребления газа, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Руководители и специалисты организаций должны пройти проверку знания нормативных правовых и технических документов, регулирующих вопросы рационального и эффективного использования газа, в порядке, определяемом Министерством энергетики Российской Федерации.

8. Газоиспользующее оборудование организаций должно соответствовать требованиям нормативной документации, включающей показатели энергоэффективности (ГОСТ, ТУ), иметь сертификаты системы ГОСТ Р и разрешение на применение, выданное в установленном порядке федеральным органом, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.

9. Разрабатываемое газоиспользующее оборудование в установленном порядке подлежит сертификации на соответствие показателям энергоэффективности.

10. Технические условия на разрабатываемое газоиспользующее оборудование подлежат согласованию с органом государственного надзора в порядке, определяемом Министерством энергетики Российской Федерации.

11. Требования к оснащенности газоиспользующего оборудования теплоутилизирующим оборудованием, средствами автоматизации, теплотехнического контроля, учета выработки и потребления энергоресурсов определяются Министерством энергетики Российской Федерации.

12. Проекты газоснабжения газоиспользующего оборудования (далее именуются - проекты газоснабжения) разрабатываются в соответствии с действующими нормативными документами и настоящими Правилами.

13. Основанием для разработки проектов газоснабжения являются технические условия на присоединение к газораспределительной системе и технические условия по эффективному использованию газа.

14. Проекты газоснабжения должны предусматривать:

а) использование сертифицированного энергоэффективного газоиспользующего оборудования, разрешенного к применению в порядке, установленном федеральным органом, специально уполномоченным в области промышленной безопасности;

б) экономически обоснованное и технически возможное использование вторичных энергоресурсов;

в) применение систем автоматического регулирования и контроля тепловых процессов;

г) обеспечение учета и контроля расхода газа и продукции, вырабатываемой с использованием газа, в том числе тепловой и электрической энергии;

д) применение теплоизоляции ограждающих поверхностей агрегатов и теплопроводов согласно действующим нормам проектирования;

е) обеспечение контроля температуры и состава продуктов сгорания газа;

ж) сооружение резервного топливного хозяйства и создание запасов топлива для тепловых электростанций и источников тепловой энергии или обеспечение подачи газа на них не менее чем от 2 магистральных газопроводов;

з) применение газоиспользующего оборудования, приспособленного к работе на газе и на резервном (аварийном) топливе (для тепловых электростанций и источников тепловой энергии, для которых проектом газоснабжения предусматривается сооружение резервного топливного хозяйства).

15 - 16. Утратили силу с 1 марта 2014 года. - Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314.

17. Технические условия по эффективному использованию газа выдаются органом государственного надзора. Для получения этих условий организация представляет заявление с приложением следующих документов:

а) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 N 679;

б) копия технических условий на присоединение к газораспределительным сетям;

в) копия теплотехнического расчета, выполненного в соответствии с действующими нормативными документами и заверенного выполнившей его организацией;

г) перечень и технические характеристики проектируемого газоиспользующего и теплоутилизирующего оборудования (вид, тип, количество);

д) сведения об организации учета расхода газа и продукции, вырабатываемой с его применением.

18. Технические условия по эффективному использованию газа должны содержать следующие сведения:

а) требования к коммерческому, внутрипроизводственному и агрегатному учету расхода газа;

б) требования к учету тепловой энергии и другой продукции, вырабатываемой с использованием газа;

в) требования к комплексному энерготехнологическому использованию тепла и химических свойств продуктов сгорания газа, а также к использованию вторичных топливных и тепловых энергоресурсов, образующихся при технологических процессах с использованием газа;

г) требования к автоматизации процессов и контролю качества сжигания газа;

д) иные требования по рациональному и эффективному использованию газа, обусловленные особенностями конкретных проектов газоснабжения и газоиспользующего оборудования.

19. Технические условия на присоединение к газораспределительной системе и технические условия по эффективному использованию газа являются обязательными к исполнению. Отступление от технических условий допускается по согласованию с выдавшими их органом государственного надзора или газораспределительной организацией соответственно.

20. Проект газоснабжения, разработанный на основании технических условий, подлежит регистрации выдавшими их органом государственного надзора и газораспределительной организацией в срок не позднее 24 месяцев с даты выдачи технических условий.

21. В случае превышения указанного срока технические условия могут быть пересмотрены с целью учета изменений требований нормативно-технических документов или режимов работы системы газоснабжения, на основании которых технические условия были выданы.

22. Проекты газоснабжения подлежат перерегистрации в следующем случае:

строительство не было начато в течение 24 месяцев с даты предыдущей регистрации проекта;

превышены нормативные сроки строительства.

23. Срок выдачи технических условий и регистрации проектов газоснабжения составляет 15 рабочих дней с даты подачи соответствующих документов. В случае отказа в выдаче или регистрации орган государственного надзора либо газораспределительная организация направляют организации соответствующие уведомления в письменном виде с изложением причин отказа, подлежащих устранению.

24. Приемка в эксплуатацию построенного, реконструированного или модернизированного газоиспользующего оборудования и оборудования, переводимого на газ с других видов топлива, осуществляется рабочими и приемочными комиссиями с участием представителей органов государственного надзора в соответствии с требованиями действующих нормативных документов и настоящих Правил.

25. По окончании строительно-монтажных работ на построенном, реконструированном или модернизируемом газоиспользующем оборудовании и оборудовании, переводимом на газ с других видов топлива, проводятся обязательные пусконаладочные и режимно-наладочные работы.

26. Пуск газа на построенное, реконструированное или модернизированное газоиспользующее оборудование и оборудование, переводимое на газ с других видов топлива, для проведения пусконаладочных работ (комплексного опробования) и приемки оборудования в эксплуатацию производится на основании разрешения, выдаваемого органом государственного надзора по результатам обследования готовности оборудования к приему газа.

27. Для тепловых электростанций и источников тепловой энергии обязательными условиями получения разрешения на пуск газа на газоиспользующее оборудование являются готовность газоиспользующего оборудования к работе на газе, а для тепловых электростанций и источников тепловой энергии, для которых проектом газоснабжения предусматривается сооружение резервного топливного хозяйства, наличие принятого в эксплуатацию резервного топливного хозяйства и готовность газоиспользующего оборудования к работе на резервном (аварийном) топливе.

28. Обследование газоиспользующего оборудования производится на основании письменной заявки организации, направляемой в орган государственного надзора. При проведении обследования должностному лицу органа государственного надзора на месте представляются следующие документы:

а) акт комиссии с участием представителя органа, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, о приемке газового оборудования и средств автоматики для проведения пусконаладочных работ;

б) акт комиссии о приемке газоиспользующего оборудования для проведения пусконаладочных работ;

в) комплект рабочих чертежей и исполнительная документация;

г) сертификаты и технические паспорта изготовителей газоиспользующего оборудования;

д) договор на поставку газа;

е) перечень пусконаладочных и режимно-наладочных работ, подлежащих выполнению наладочной организацией в соответствии с договором о проведении этих работ;

ж) акт о приемке в эксплуатацию резервного топливного хозяйства (для тепловых электростанций и источников тепловой энергии, для которых проектом газоснабжения предусматривается сооружение резервного топливного хозяйства);

з) протоколы проверки знаний руководителями и специалистами организации нормативных правовых и технических документов, регулирующих вопросы рационального и эффективного использования газа в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.

29. Срок рассмотрения заявок организаций на пуск газа органом государственного надзора, включая проведение обследования газоиспользующего оборудования, составляет не более 20 рабочих дней с даты подачи заявки. В случае отказа в выдаче разрешения на пуск газа орган государственного надзора направляет организации соответствующее уведомление в письменном виде с указанием причин отказа, подлежащих устранению.

30. Разрешение на пуск газа должно содержать срок проведения обязательных режимно-наладочных работ, определяемый на основании представленных перечня пусконаладочных и режимно-наладочных работ и условий выведения газоиспользующего оборудования на предусмотренные проектом режимы работы.

31. По окончании режимно-наладочных работ организация, эксплуатирующая газоиспользующее оборудование, направляет в орган государственного надзора уведомление с приложением отчета наладочной организации о выполненных работах.

32. Орган государственного надзора проводит обследование соответствия показателей энергоэффективности газоиспользующего оборудования паспортным или проектным показателям в срок не более 10 рабочих дней с даты поступления уведомления. По итогам обследования органом государственного надзора составляется акт.

33. В случае несоответствия показателей энергоэффективности работы газоиспользующего оборудования паспортным или проектным показателям орган государственного надзора в установленном порядке выдает организации письменное предписание об устранении выявленных несоответствий с указанием срока проведения повторного обследования. Повторное обследование проводится не ранее 1 и не позднее 3 месяцев с даты выдачи предписания.

34. В процессе эксплуатации газоиспользующего оборудования с периодичностью не реже одного раза в 3 года должны проводиться следующие режимно-наладочные работы:

а) теплотехническая (режимная) наладка газоиспользующего оборудования;

б) наладка средств автоматического регулирования и контроля;

в) наладка теплоутилизирующего оборудования;

г) наладка вспомогательного оборудования.

35. При условии работы газоиспользующего оборудования без нарушения установленных режимов и на основании обследования, проведенного органом государственного надзора, указанным органом может быть принято решение о перенесении срока проведения очередных режимно-наладочных работ. Решение о переносе срока оформляется соответствующим актом с указанием нового срока.

36. Внеочередные режимно-наладочные работы производятся:

а) после капитального ремонта и реконструкции газоиспользующего оборудования;

б) при отклонении теплотехнических характеристик потребляемого газа за пределы установленных нормативно-техническими документами значений;

в) по предписанию органа государственного надзора, выданному в установленном порядке.

37. По результатам проведения режимно-наладочных работ наладочной организацией составляются технический отчет, отражающий показатели, влияющие на эффективность использования газа при различных режимах работы газоиспользующего оборудования, и режимные карты.

38. Требования к составлению методик проведения пусконаладочных и режимно-наладочных работ, а также требования к содержанию технических отчетов наладочных организаций определяются Министерством энергетики Российской Федерации.

39. Оценка качества выполненных наладочной организацией работ осуществляется органом государственного надзора по результатам инструментальной проверки режимов наладки газоиспользующего оборудования с участием представителей организации, эксплуатирующей газоиспользующее оборудование, и наладочной организации, а также по результатам рассмотрения технического отчета о наладке этого оборудования. При несоответствии режимов наладки оборудования паспортным или проектным показателям энергоэффективности повторно проводятся режимно-наладочные работы. По окончании режимно-наладочных работ составляется акт.

40. Поставка газа организациям производится на основании договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

41. Порядок обеспечения потребителей газом в периоды похолоданий и в случае аварийных ситуаций на газотранспортных системах устанавливается Министерством энергетики Российской Федерации.

42. Для осуществления финансовых расчетов при газоснабжении, контроля за режимами поставки газа и контроля за потреблением газа организацией в целом, отдельным газоиспользующим оборудованием или в технологическом процессе, а также контроля за эффективным использованием газа производится учет газа. Эксплуатация газоиспользующего оборудования без приборов учета расхода газа не допускается. Правила учета газа определяются Министерством энергетики Российской Федерации.

43. Методики выполнения измерений расхода газа должны быть аттестованы в установленном порядке.

44. Потребление газа подлежит обязательному нормированию, которое определяет технологические нормы расхода газа при производстве продукции (работ, услуг), на собственные нужды и технологические потери.

45. Технологические нормы расхода газа определяются организацией в соответствии с государственными стандартами (техническими условиями) на газоиспользующее оборудование и на основании результатов его режимной наладки с учетом неравномерности потребления газа, обусловленной спецификой производства или сезонным характером потребления.

46. Технологические нормы расхода газа ежегодно утверждаются руководителем организации, эксплуатирующей газоиспользующее оборудование.

47. Внеочередной пересмотр технологических норм производится в случае замены или реконструкции оборудования, изменения номенклатуры выпускаемой продукции, изменения загрузки оборудования или завершения проведения организационно-технических мероприятий, вызвавших изменение расхода газа, но не чаще 1 раза в квартал.

48. Контроль за соблюдением технологических норм производится организацией, эксплуатирующей газоиспользующее оборудование, и органом государственного надзора.

49. В целях эффективного и рационального пользования газом организации, эксплуатирующие газоиспользующее оборудование, обязаны:

а) соблюдать требования законодательства Российской Федерации в области газоснабжения и энергосбережения;

б) содержать в исправном техническом состоянии газоиспользующее и вспомогательное оборудование, приборы учета расхода газа, средства автоматики и контрольно-измерительные приборы;

в) обеспечивать обслуживание газоиспользующего оборудования персоналом, подготовленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами;

г) обеспечивать учет расхода газа, резервного топлива, тепловой энергии и продукции, вырабатываемой с использованием газа;

д) обеспечивать готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе, а также создавать запасы топлива для тепловых электростанций и источников тепловой энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики и теплоснабжения (для тепловых электростанций и источников тепловой энергии, для которых проектом газоснабжения предусматривается сооружение резервного топливного хозяйства);

е) иметь режимные карты, составленные на основании результатов проведения режимно-наладочных работ;

ж) обеспечивать эксплуатацию газоиспользующего оборудования в соответствии с режимными картами;

з) обеспечивать техническое обслуживание и ремонт газоиспользующего оборудования в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами;

и) выполнять предписания органов государственного надзора;

к) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 N 679;

л) выполнять иные правила и требования, установленные законодательством Российской Федерации.

50. Обязанности по обеспечению соблюдения настоящих Правил возлагаются на руководителей организаций. Руководители и должностные лица организаций несут ответственность за несоблюдение настоящих Правил в соответствии с законодательством Российской Федерации.

51. Основания и порядок полного или частичного отключения газоиспользующего оборудования при нарушении организациями настоящих Правил устанавливаются Министерством энергетики Российской Федерации.

52. Ответственность органов государственного надзора и их должностных лиц за неправомерные действия при исполнении настоящих Правил, а также порядок обжалования действий этих лиц устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Другие документы по теме
(ред. от 28.12.2020) "О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам изменения процедуры смены гарантирующих поставщиков"
"О внесении изменений в перечень должностных лиц, за подписью которых телеграммы категорий "Президент Российской Федерации", "Председатель Правительства Российской Федерации", "высшая правительственная" и "правительственная" передаются в приоритетном порядке"
"Об изменении состава Комиссии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"
(ред. от 29.06.2000) "Вопросы Государственной налоговой службы Российской Федерации"
Ошибка на сайте