Постановление Правительства РФ от 12.04.1993 N 306
СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 1993 г. N 306
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЕКТИВНОЙ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКЕ
В 1993 ГОДУ
Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить прилагаемые Основные положения и критерии государственной селективной структурной политики в 1993 году.
2. В целях организации работы, связанной с практической реализацией выработанной государственной селективной структурной политики, и контроля за ходом ее проведения министерствами и ведомствами обязанности между заместителями Председателя Совета Министров - Правительства Российской Федерации распределить следующим образом:
В.Ф. Шумейко - обеспечить взаимодействие Совета Министров - Правительства Российской Федерации с комитетами и комиссиями Верховного Совета Российской Федерации, проводить общую координацию работ, решать социальные вопросы;
Б.Г. Федорову - обеспечить работу по формированию государственной селективной структурной политики в процессе финансовой стабилизации, организовать в этом направлении совместную работу Совета Министров - Правительства Российской Федерации с Центральным банком Российской Федерации. Осуществлять координацию этой работы, проводимой в Министерстве экономики Российской Федерации, Министерстве финансов Российской Федерации, Комитете Российской Федерации по политике цен, Комитете Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням, Государственной налоговой службе Российской Федерации;
Г.С. Хиже - осуществлять решение вопросов, связанных с завершением формирования заказа промышленным предприятиям по поставке продукции для государственных нужд, поддержкой магистральных транспортных систем, связи и теплокоммуникаций, финансированием конверсии военного производства. Обеспечивать координацию этой работы, проводимой в Министерстве транспорта Российской Федерации, Министерстве путей сообщения Российской Федерации, Министерстве связи Российской Федерации, Государственном комитете Российской Федерации по промышленной политике, Комитете Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности, Комитете Российской Федерации по машиностроению, Комитете Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности, Комитете Российской Федерации по металлургии, Российском космическом агентстве;
А.Х. Заверюхе - обеспечить решение вопросов, связанных с проблемами сельского хозяйства и продовольствия, и координацию этой работы, проводимой в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, Комитете Российской Федерации по рыболовству, Комитете Российской Федерации по пищевой и перерабатывающей промышленности, Комитете Российской Федерации по торговле;
А.Н. Шохину - осуществлять решение вопросов, связанных с экспортной политикой и программой импортозамещения как частью государственной селективной структурной политики, с активной таможенной политикой, обеспечивая координацию этой работы, проводимой в Министерстве внешних экономических связей Российской Федерации, Государственном комитете Российской Федерации по экономическому сотрудничеству с государствами-членами Содружества, Государственном таможенном комитете Российской Федерации, Российском агентстве международного сотрудничества и развития, Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю;
А.Б. Чубайсу - осуществлять решение вопросов, связанных с формированием системы государственного предпринимательства, координировать эту работу, проводимую в Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, министерствах и ведомствах производственной сферы;
Ю.Ф. Ярову - осуществлять взаимодействие с республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, автономными образованиями, городами Москвой и Санкт-Петербургом, обеспечивая координацию этой работы, проводимой в Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Государственном комитете Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства, Комитете Российской Федерации по геологии и использованию недр;
С.М. Шахраю - обеспечивать нормотворческую работу в увязке с Планом действий Совета Министров - Правительства Российской Федерации по реализации экономической реформы в 1993 году и задачами государственной селективной структурной политики.
Заместителям Председателя Совета Министров - Правительства Российской Федерации в процессе работы по осуществлению государственной селективной структурной политики решать вопросы во взаимодействии с республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, автономными образованиями, городами Москвой и Санкт-Петербургом.
3. Министру науки и технической политики Российской Федерации Б.Г. Салтыкову обеспечить решение вопросов, связанных с поддержкой науки и научно-технического потенциала в интересах активного структурного преобразования сферы материального производства, осуществлять по этим направлениям взаимодействие с Российской академией наук.
4. Общие проблемы, связанные с разработкой и проведением в жизнь государственной селективной структурной политики, возлагаются на Председателя Совета Министров - Правительства Российской Федерации, который осуществляет также координацию этой работы, проводимой в Министерстве обороны Российской Федерации, Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации и Министерстве Российской Федерации по атомной энергии.
5. Министерствам и ведомствам Российской Федерации, органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга развернуть практическую работу в соответствии с Основными положениями и критериями государственной селективной структурной политики в 1993 году.
Председатель Совета Министров -
Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Приложение
к Постановлению Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
от 12 апреля 1993 г. N 306
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И КРИТЕРИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЕЛЕКТИВНОЙ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В 1993 ГОДУ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
План действий Совета Министров - Правительства Российской Федерации по реализации экономической реформы в 1993 году, утвержденный Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1993 г. N 160, предусматривает развернутую программу конкретных мер на федеральном уровне управления, практическая реализация которых в сочетании с усилиями республиканско-региональных систем исполнительной власти позволит начать преодоление глубокого экономического кризиса.
Опыт прошедшего года показал, что глобально огосударствленная хозяйственная система в России должна изменяться не только в режиме самоорганизации и саморегулирования, но и в условиях реального и целенаправленного управленческого воздействия на процессы преобразований при четко выработанных приоритетах.
Важнейшим направлением государственного воздействия на экономику является активная структурная политика. Эта политика должна проводиться в рамках общей стратегии экономических реформ, в сочетании и взаимной увязке с жесткой финансовой и денежно-кредитной политикой, приватизацией и другими направлениями экономических преобразований, намеченными в Плане действий Совета Министров - Правительства Российской Федерации. Ограниченность ресурсов, необходимость контроля над инфляцией обусловливают придание структурной политике строго селективного характера.
Структурная политика на данном этапе обеспечивает, с одной стороны, поддержку целенаправленно выбранных групп предприятий и организаций с получением от них реальной продукции, а с другой - учитывает все аспекты складывающихся рыночных отношений и становления экономической свободы предприятий и предпринимателей.
Цель государственной селективной структурной политики - обеспечить повышение эффективности общественного производства через целенаправленное изменение его структуры, технического уровня и номенклатуры продукции, стабилизацию и последующий рост на этой основе жизнеобеспечивающих объемов производства путем реализации системы государственных решений и создания финансово-экономической заинтересованности предприятий и предпринимателей.
Однако, не упуская из вида стратегические цели этой политики, а также учитывая сложившиеся реалии, необходимо определить и провести в жизнь первоочередные задачи на 1993 год, имея в виду достижение стабилизации производства на конкретных предприятиях на основе практического управленческого воздействия, подкрепленного жесткими мерами финансово-кредитного и денежного характера, при недопущении дальнейшего снижения уровня жизни населения.
Вместе с тем здесь уже неприменимы общие подходы. Расчеты показывают, что, выдвигая глобальную задачу стабилизации производства в 1993 году, например, на уровне, достигнутом в IV квартале 1992 г., можно потерять по сравнению с 1992 годом в целом около 30 млн. тонн нефти (или более 7 процентов к общей добыче 1992 года) и соответственно 2 млн. тонн автомобильного бензина (5,7 процента) и около 5 млн. тонн дизельного топлива (7,4 процента), 1,4 тысячи грузовых вагонов (8,3 процента), 125 млн. подшипников качения (22 процента), более 420 тыс. тонн (15,4 процента) фосфатных и около 750 тыс. тонн (28 процентов) калийных удобрений, 13,5 тыс. тонн (43 процента) синтетических красителей и многое другое.
Названная продукция является по-прежнему важнейшей в деле жизнеобеспечения страны, а нефть, продукты ее переработки и природный газ составляют основу экспортного потенциала. Поэтому надо предпринимать все меры не только по стабилизации производства этих и некоторых других видов продукции, но и создать условия по наращиванию такой продукции уже в 1993 году, не допуская катастрофического для экономики снижения ее производства.
Успех в этой практической работе может быть достигнут, если Верховный Совет Российской Федерации, Верховные Советы республик в составе Российской Федерации, Советы народных депутатов краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга и их исполнительные органы поддержат и разовьют предлагаемые цели и критерии. Достижение в таком, пусть даже одном, локальном направлении согласованности в народном хозяйстве крайне необходимо. Большинство товаропроизводителей будет выбираться из кризиса собственными силами, а это означает серии банкротств, закрытие предприятий, волну безработицы и многие другие негативные социальные последствия. Но таков сегодня путь выживания для всех. Он может создать реальные основы для оживления экономики и на этой основе повышения уровня социальной поддержки населения.
Главным в этой работе является правильный выбор критериев государственной селективной структурной политики и объектов ее приложения как в 1993 году, так и в последующем.
Учитывая долгосрочный характер работы, эти критерии и объекты финансовой поддержки должны в первую очередь определяться сложившимся положением дел в народном хозяйстве. Тогда согласованная селективная структурная политика относительно быстро при активной ее реализации даже в условиях ограниченных ресурсов позволит начать реальный перелив производительного капитала на достижение экономических приоритетов, обусловленных спецификой сложившегося положения. На этот процесс должны работать не только финансы, кредиты, но и налоговая система, амортизационная и валютная политика, административные рычаги и коммерческая инициатива. Здесь же необходимо в порядке законодательной инициативы оперативно подготовить предложения по изменению действующего законодательства с учетом полученного практического опыта. Речь, в частности, идет о таких законах, как законы о предприятиях, собственности, конверсии оборонной промышленности, недрах, Центральном банке Российской Федерации и ряде других. Соответствующие изменения должны быть внесены в целый ряд нормативных актов Совета Министров - Правительства Российской Федерации.
Активная борьба со спадом производства товаров и услуг, финансовая поддержка по важнейшим направлениям при жестком селективном подходе объективно вызовут оживление и по сопряженным цепочкам взаимодействия будут стимулировать спрос и обеспечат сбыт продукции на значительном количестве других предприятий.
Однако перелив средств произойдет также за счет других отраслей и отдельных предприятий. Учитывая неизбежность сложных последствий, их дорогую цену для общества, крайне необходим контроль государства на всех уровнях за эффективным использованием финансовых ресурсов, и особенно перераспределенных для выбранных предприятий и объектов реконструкции и строительства.
Практический переход к селективной структурной политике весьма труден, поэтому ясность и конкретика - это залог успешной реализации поставленной задачи. Тяжелые последствия при ее решении (банкротства и рост безработицы) потребуют большой и предметной работы в социальной области всех эшелонов управления экономикой, но особенно на региональном уровне.
При реализации государственной селективной структурной политики должно быть использовано несколько взаимосвязанных методов государственного воздействия на экономику как на федеральном, так и республиканско-региональном уровнях при согласованной работе с законодательной властью и системой, управляемой Центральным банком Российской Федерации. Это известные методы, но задача состоит в активном, программно-целевом их задействовании на практике в рамках Плана действий Совета Министров - Правительства Российской Федерации по реализации экономической реформы в 1993 году.
К этим мерам, применяя достаточно условную их группировку, можно отнести:
прямое государственное регулирование, включающее использование бюджетного финансирования, кредитных субсидий (в том числе иностранных) выбранным предприятиям, а также субвенций и дотаций территориям;
регулирование финансовыми методами определенных материальных потоков, в которых заинтересовано государство, на взаимовыгодной с производителями контрактной основе для обеспечения поставок продукции и услуг в целях удовлетворения общегосударственных потребностей. Проведение на федеральном уровне квотирования и лицензирования стратегически важных товаров для достижения максимальной внешнеэкономической эффективности селективной структурной политики;
широкое использование на федеральном и республиканско-региональном уровнях методов финансового и денежно-кредитного регулирования, включая налоговые ставки и налоговые льготы, индексацию амортизационных отчислений, проведение ускоренной амортизации, целенаправленное влияние учетных банковских ставок, кредитную рестрикцию или экспансию. Применение гарантий государства, республик и регионов, в том числе и в работе с иностранными инвесторами, масштабная и принципиальная таможенная политика, антимонопольное регулирование цен и создание рыночных систем согласования их между производителями и потребителями, задействования других мер рыночных механизмов.
Общей задачей Совета Министров - Правительства Российской Федерации остается всемерное создание условий для повышения предпринимательской активности в промышленном, сельскохозяйственном и строительном производствах, на транспорте и в системе коммуникаций, в обращении товаров и в определенных секторах социальной сферы. Центрами деловой активности должны стать в первую очередь те предприятия и организации, которые попадают в зону влияния селективной структурной политики. Помощь государства должна обеспечить решение задачи оживления всей экономики через выбранные достаточно многочисленные конкретные объекты, через приватизацию, поддержку предпринимательства и другие меры, вытекающие из Плана действий Совета Министров - Правительства Российской Федерации по реализации экономической реформы в 1993 году. Надо учитывать и такой важнейший фактор, как рынок, который будет самостоятельно осуществлять свою структурную и иную достаточно жесткую селекцию независимо от государства.
В связи с этим необходимо активно способствовать в рамках государственной селективной структурной политики созданию новых организационных форм управления конкретными сферами производства, таких, например, как финансовые группы, холдинговые и акционерные компании, межотраслевые и межрегиональные ассоциации, концерны, банковские союзы, совместные предприятия, частные предпринимательские структуры, межгосударственные компании, прежде всего с ближним зарубежьем, подкрепляя это содействие оперативным уточнением действующего законодательства.
Особенно важно учитывать, что государственное предпринимательство на первое место должно ставить задачу обеспечения производства необходимых обществу продукции и услуг. Здесь нет противоречий с интересами частного предпринимательства, так как прибыль частных компаний, пополняющая налоговую базу государства, также работает на экономику и на общество в целом. Чем выше прибыль предпринимателей, тем больше возможностей дальнейшего развития производства и создания новых рабочих мест. В деле вывода экономики России из кризиса усилия федеративного государства на всех уровнях управления и усилия предпринимателей при продуманной финансовой и налоговой политике должны объективно сочетаться.
II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА УРОВНЕ СОВЕТА
МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Поскольку все органы государственного управления на федеральном уровне представляют собой в совокупности весьма сложную систему исполнительной власти, необходима единая "технологическая" схема организации этой работы. Следует активно задействовать все интеллектуальные силы этой системы. Совет Министров - Правительство Российской Федерации должен дать начальный импульс в деле реализации селективной структурной политики и постоянно вести эту работу, согласовывая и проводя ее в жизнь на республиканско-региональном уровне управления экономикой страны.
Таким образом, следует активно задействовать как федеральную вертикаль исполнительной власти, так и большие возможности республиканско-регионального уровня при постоянных деловых контактах с законодательной властью.
Но для этого необходимо (пусть даже в схематичном виде) представить сегодня общую картину намечаемой работы Правительства: с чего начинать, как ее развивать, чем заканчивать и какие необходимо наметить этапы.
На первом этапе (до 1 мая 1993 г.) следует на основе сформулированных Основных положений и критериев начать активную работу в центральных органах государственного управления под руководством соответствующих заместителей Председателя Совета Министров - Правительства Российской Федерации.
Этот этап заключается прежде всего в организованном начале работы, подключении к ней наиболее квалифицированных специалистов не только органов государственного управления, но также других организаций, в том числе общественных и коммерческих структур. В каждом министерстве и комитете эту работу года должны возглавлять первые заместители руководителя.
На этом этапе отрабатываются принципы, уточняются необходимые критерии и финансово-экономические ориентиры с тем, чтобы в процессе работы выйти на конкретные параметры государственной селективной структурной политики по всем направлениям.
Первый этап достаточно короткий, но он важен своим организационным началом. Необходимо, чтобы в работе по подготовке и осуществлению структурной политики в сочетании со всей деятельностью Совета Министров - Правительства Российской Федерации по реализации экономической реформы в 1993 году были задействованы силы центральных органов управления на федеральном уровне и оперативно начаты контакты с регионами.
Второй этап - это период завершения формирования адресных точек и направлений реализации селективной структурной политики с выходом на конкретные суммы финансирования из федерального бюджета и возможные объемы, а также структурные изменения в выпуске продукции. Этап должен завершиться до 20 мая согласованием намеченных к использованию в 1993 году общих финансовых средств для реализации структурной политики с реальными источниками финансирования всех уровней управления экономикой.
После принятия принципиальных решений Минфину России совместно с Минэкономики России по согласованию с Центральным банком Российской Федерации следует осуществить адресное доведение совокупных централизованных финансовых средств с тем, чтобы предприятия, которые попали в сферу влияния государственной селективной структурной политики, знали конкретно, на какие источники они могут рассчитывать со стороны федерального Правительства, сколько им самостоятельно надо заработать средств или привлечь их со стороны, чем им могут помочь республиканские, областные или краевые органы из своих бюджетов.
На основе такой конкретной информации до 10 июня целесообразно осуществить третий и последний этап работы по формированию государственной селективной структурной политики в 1993 году. Он заключается в том, что Минэкономики России, привлекая все министерства, комитеты и другие организации, участвовавшие в формировании такой политики, подготавливает совместно с Минфином России и соответствующими экономическими органами республик и регионов прогнозные оценки работы экономики России в этом году в отраслевом и республиканско-региональном разрезах. Эти прогнозные оценки станут ориентиром в работе системы исполнительной власти на всех уровнях до конца 1993 года.
Таким образом, все три этапа этой работы Совет Министров - Правительство Российской Федерации должен завершить в сжатые сроки. Естественно, что затем следует проанализировать, как проходила эта работа на практике, внести в организационные и "технологические" схемы необходимые коррективы, чтобы на 1994 год подобную работу выполнить уже в IV квартале текущего года и войти в будущий год более организованно по всем управленческим параметрам, которые находятся в компетенции Совета Министров - Правительства Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации".
III. ОБЩИЕ КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕЛЕКТИВНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ
При формировании государственной селективной структурной политики предлагается ориентироваться на следующие критерии.
Первый. На расширенном заседании Совета Министров - Правительства Российской Федерации 11 февраля 1993 г. были намечены конкретные направления государственной селективной структурной политики, в пределах которых и должна быть развернута работа по определению наиболее эффективных предприятий и районов в регионах, где формируемые на федеральном уровне финансовые средства дадут быструю и максимальную отдачу. Эти направления следующие:
топливно-энергетический комплекс, нефтепереработка и нефтехимия;
обеспечение населения продовольствием и социальная поддержка слабо защищенных слоев населения;
стабилизация работы магистральных транспортных систем, связи и телекоммуникаций;
финансирование конверсии военного производства;
поддержка науки и научно-технического потенциала, способного к участию в активном преобразовании сферы материального производства.
По каждому из этих направлений должны быть определены конкретные предприятия, намечены размеры их финансирования с федерального уровня и оценены возможные объемы продукции, реально формирующие прогрессивную общую структуру производства или меняющие ее в благоприятную сторону.
Следует обеспечить прямую ответственность за взятые у Минфина России или Центрального банка Российской Федерации финансовые средства для выбранных предприятий и хозяйств. Именно такая работа обеспечивает реальный переход от финансирования с федерального уровня "по площадям" к целевому селективному финансированию при конкретном прогнозе по кварталам 1993 года получаемой продукции в результате осуществления такой политики.
Второй. Необходимо, чтобы эта работа во всех органах государственного управления имела достаточно четкие финансовые ориентиры или определенные финансовые рамки. Уже на первом этапе Минфин России и Минэкономики России по согласованию с Центральным банком Российской Федерации должны сформировать эти ориентиры в конкретных цифрах и довести их до соответствующих участников работы.
Третий. Следует организовать четкую работу по поставкам продукции (товаров, услуг) для удовлетворения общегосударственных потребностей, сформированных на 1993 год. Эта продукция (товары, услуги) должна выкупаться государством по рыночным ценам у предприятий всех форм собственности и отражать один из важнейших элементов селективной структурной политики, так как государство конкретно заказывает продукцию и услуги и платит за них из бюджета. На 1993 год поставки уже сбалансированы с бюджетными средствами. Масштаб этих госпоставок сегодня небольшой и отражает решение тех задач, которые реализуются на основе Закона Российской Федерации "О поставках продукции и товаров для государственных нужд". Но намеченные на 1993 год объемы поставок для государственных нужд - это реальный практический критерий для формирования селективной структурной политики на 1993 и последующие годы. Естественно, что такую работу необходимо проводить, опираясь на Федеральную контрактную систему.
Четвертый. Важнейшим направлением является формирование системы государственного предпринимательства. В такую систему включаются предприятия, которые в соответствии с государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации отнесены к объектам, приватизация которых запрещена, а также неприватизированные предприятия, отнесенные к объектам, приватизация которых осуществляется только по решению Совета Министров - Правительства Российской Федерации или по решению Госкомимущества России (с учетом мнения отраслевых министерств). Таких неприватизированных предприятий, включая и явных монополистов, в 1993 и последующих годах будет еще работать большое количество. Из числа этих государственных предприятий также необходимо выбрать адресатов государственной селективной структурной политики, помочь им финансами и ориентировать их на производство необходимой продукции и оказание соответствующих услуг. Это должен быть достаточно четкий критерий. С ним необходимо детально разобраться прежде всего Госкомимуществу России и ГКАП России.
Пятый. Государственная селективная структурная политика может весьма эффективно стимулироваться всей денежно-кредитной системой страны, возглавляемой Центральным банком Российской Федерации. Необходимо организовать приоритетное прохождение платежных документов как в пределах Российской Федерации, так и в ближнее зарубежье по всем предприятиям и организациям, включенным в сферу действия селективной государственной структурной политики. Это будет не только весьма ощутимый стимул для предприятий, но и реальная поддержка селективной структурной политики со стороны системы Центрального банка Российской Федерации, что в свою очередь создаст условия для более быстрой и масштабной возвратности кредитных ресурсов, задействованных на этих предприятиях.
Шестой. Поскольку расширение отечественной экспортной базы и программа импортозамещения являются составной частью государственной селективной структурной политики, весьма важно активное и предметное участие в этой работе МВЭСа России. Основываясь на прогнозных оценках производства продукции с учетом воздействия государственной селективной структурной политики, Минэкономики России, МВЭСу России с участием Госкомсотрудничества России и ГТК России необходимо завершить разработку прогнозного внешнеторгового баланса страны, учитывающего торговлю со странами ближнего зарубежья. При этом следует ориентироваться на необходимость активного формирования "общего рынка" государств - участников Содружества, предусматривающего отсутствие таможенных барьеров между ними и осуществление единой таможенной политики с другими странами. Необходимо также определиться с тем, как через политику в области импорта активно воздействовать на отечественных производителей: какие предприятия на этом этапе защитить от внешней конкуренции, где она должна быть, но регулироваться, а где конкуренция не должна ограничиваться.
Седьмой. Весьма сложная задача стоит перед Минсельхозом России. В данном случае не избежать распределения федеральных финансовых ресурсов в целом по регионам. Но крайне важно четко ориентироваться в этой работе на региональную специализацию сельскохозяйственного производства и его эффективность. Здесь концентрация ресурсов в эффективных сельскохозяйственных регионах может дать очень много. Но должен быть сразу продуман инструмент обратной связи с сельскими производителями, включая фермеров. К ним уже пошли федеральные деньги, известно, сколько и в какие адреса. С такой же точностью надо оценить объемы реализации сельскохозяйственной продукции и в рамках этих реалий вести практическую работу весь текущий год.
Восьмой. Необходимо подчеркнуть, что эта работа ведется не только на федеральном уровне - очень важна ее стыковка с республиканско-региональными уровнями и коммерческим сектором.
Девятый. При формировании и реализации государственной селективной структурной политики необходимо исходить из возможностей прежде всего финансово-кредитной системы. Именно она определяет, причем достаточно жестко, пределы селективного финансирования как на федеральном, так и на региональном уровнях. Остальное - рынок и собственная инициатива предпринимателей, директоров, трудовых коллективов. Здесь должна быть определена важнейшая роль Госкомимущества России. Комитет должен обратить особое внимание на те предприятия, которые остались за чертой приоритетов и пока еще принадлежат государству, но в силу ужесточения финансовой политики оказались один на один с рынком. Нужно начинать работать с такими предприятиями, не ждать и стараться не допускать их банкротства, а упреждающе преобразовывать их, оказывать предприятиям помощь не финансами, а принципиально новыми условиями хозяйствования.
Десятый. Следует в самые короткие сроки довести до всех разработчиков практических мер по реализации государственной селективной структурной политики в 1993 году материал по структурной политике, подготовленный в свое время специалистами Минэкономики России. Причем этот документ на данной стадии работы не должен восприниматься как окончательная директива или безусловное руководство к действиям. Он должен быть сегодня использован как дополнительный информационный материал для работы по этому направлению. Однако надо учитывать, что селективная структурная политика государства - это долговременная программа практических действий.
Необходимо всемерно использовать и расширять опыт Минфина России по организации доведения до предприятий, министерств, республик и регионов финансовых средств из государственного бюджета и других источников, но уже с принципиально новых позиций. Следует тщательно проработать систему финансово-экономических условий и требований при использовании централизованных средств, обратив особое внимание на меры контроля, а также предупреждения перекачки таких средств в фонды потребления предприятий и организаций.
В обязательном порядке необходимо согласованно использовать всю систему мер, уже разработанных и проводимых в жизнь Центральным банком Российской Федерации.
Таким образом, в предстоящей работе должна быть использована и развита вся положительная практика центральных органов федерального управления по регулированию производственных, социально-экономических и финансовых процессов в экономике в условиях переходного к рынку периода. Но при этом необходимо четко выдерживать курс на углубление экономических реформ и дальнейшее развитие рыночных отношений с учетом бюджетного послания Президента Российской Федерации Верховному Совету Российской Федерации.