Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2531
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2021 г. N 2531
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ВЕДЕНИЯ ПЕРЕЧНЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ
ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
В соответствии с пунктом 5.3 статьи 46 Федерального закона "О связи" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила ведения перечня отечественных социально значимых информационных ресурсов.
2. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления сформировать и направить в Правительственную комиссию по определению перечня отечественных социально значимых информационных ресурсов предложения по формированию перечня отечественных социально значимых информационных ресурсов.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует в течение 6 лет со дня его вступления в силу.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 декабря 2021 г. N 2531
ПРАВИЛА
ВЕДЕНИЯ ПЕРЕЧНЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ
ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
1. Настоящие Правила определяют порядок ведения перечня отечественных социально значимых информационных ресурсов, при доступе к которым услуги связи по передаче данных и по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") оказываются абоненту - гражданину Российской Федерации без взимания платы (далее - перечень), критерии отбора сайтов в сети "Интернет", информационных систем и программ для электронных вычислительных машин (далее - информационный ресурс) для их включения в перечень.
2. Ведение перечня осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в электронном виде.
3. Перечень содержит следующие сведения в отношении каждого информационного ресурса:
а) наименование информационного ресурса;
б) предыдущие и (или) альтернативные наименования информационного ресурса (при наличии);
в) сведения о владельце информационного ресурса:
в отношении физического лица и индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);
в отношении юридического лица - полное наименование, основной государственный регистрационный номер юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика;
в отношении федерального государственного органа - полное наименование федерального государственного органа;
в отношении органа государственной власти субъекта Российской Федерации - полное наименование органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
в отношении органа местного самоуправления - полное наименование органа местного самоуправления;
в отношении государственных внебюджетных фондов - полное наименование государственного внебюджетного фонда;
г) доменное имя информационного ресурса;
д) статические сетевые адреса, используемые для функционирования информационного ресурса и обеспечения к нему доступа на безвозмездной основе.
4. В перечень включаются следующие информационные ресурсы:
а) официальные сайты государственных органов и органов местного самоуправления в сети "Интернет";
б) официальные сайты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в сети "Интернет";
в) порталы государственных и муниципальных услуг;
г) иные сайты в сети "Интернет", информационные системы и программы для электронных вычислительных машин, имеющие социальную значимость.
5. Информационные ресурсы, соответствующие категориям, указанным в пункте 4 настоящих Правил, включаются в перечень на основании решения Правительственной комиссии по определению перечня отечественных социально значимых информационных ресурсов (далее - Правительственная комиссия). В случае наличия на включаемом в перечень информационном ресурсе, соответствующем подпункту "г" пункта 4 настоящих Правил, страниц государственных органов, органов местного самоуправления и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации Правительственная комиссия вправе не включать в перечень официальные сайты таких государственных органов, органов местного самоуправления и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
6. Правительственная комиссия принимает решения, указанные в пункте 5 настоящих Правил, на основании предложений Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации о включении в перечень информационных ресурсов, соответствующих категориям, указанным в пункте 4 настоящих Правил. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации формирует предложения о включении в перечень информационных ресурсов, соответствующих категории, указанной в подпункте "г" пункта 4 настоящих Правил, из числа информационных ресурсов, имеющих социальную значимость, при условии их одновременного соответствия следующим критериям:
а) информационный ресурс является сайтом в сети "Интернет" и (или) информационной системой и (или) программой для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются их пользователями для предоставления и (или) распространения посредством созданных ими персональных страниц информации на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации или иных языках народов Российской Федерации;
б) среднесуточная аудитория информационного ресурса в течение месяца, предшествующего календарному месяцу, в котором Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации формируются предложения о включении в перечень, составляет более 5 млн. пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации;
в) в рамках информационного ресурса в сети "Интернет" функционируют не менее 5 тыс. страниц государственных органов и (или) органов местного самоуправления;
г) наличие на информационном ресурсе страниц государственных средств массовой информации и обязательных общедоступных каналов;
д) отсутствие ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, препятствующих использованию информационного ресурса на территории Российской Федерации или территориях отдельных субъектов Российской Федерации;
е) отсутствие решений суда об ограничении функционирования информационного ресурса, вступивших в законную силу;
ж) услуги по размещению технических и программных средств для функционирования информационного ресурса предоставляются российскими юридическими лицами или российскими индивидуальными предпринимателями;
з) технические и программные средства, используемые для размещения и обеспечения функционирования информационного ресурса, располагаются на территории Российской Федерации;
и) интерфейс информационного ресурса реализован на русском языке и (или) государственных языках республик в составе Российской Федерации или иных языках народов Российской Федерации;
к) информационный ресурс размещен на статическом диапазоне адресов IPv4 или IPv6. Указанные адреса должны исключать возможность доступа пользователей к зарубежным информационным ресурсам. Загрузка дополнительных элементов информационного ресурса, в том числе изображений, сценариев (алгоритмов, скриптов), шрифтов и иных элементов, должна осуществляться со статического сетевого адреса (адресов), содержащегося в перечне;
л) отсутствие технологической зависимости технических и программных средств, используемых для размещения и обеспечения функционирования информационного ресурса, от зарубежных производителей;
м) преимущественное использование для функционирования информационного ресурса отечественного программного обеспечения или программного обеспечения, распространяемого на условиях свободного лицензионного договора.
7. Информационный ресурс включается в перечень при условии одновременного соответствия следующим требованиям к владельцу информационного ресурса:
а) владельцем информационного ресурса является федеральный государственный орган, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, российское юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, являющийся гражданином Российской Федерации, гражданин Российской Федерации;
б) владелец информационного ресурса - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не находится в процессе ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, его деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
8. В случае если владельцем информационного ресурса является российская некоммерческая организация, ее высший орган управления должен быть сформирован прямо и (или) косвенно Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и (или) гражданами Российской Федерации, и решения в такой российской некоммерческой организации не имеет возможности определять иностранное лицо в силу особенностей отношений между таким иностранным лицом и российской некоммерческой организацией.
В случае если владельцем информационного ресурса является российская коммерческая организация, суммарная доля прямого и (или) косвенного участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, российских некоммерческих организаций без преобладающего иностранного участия, граждан Российской Федерации в ее уставном капитале должна составлять более 50 процентов или контроль в отношении указанной организации прямо или косвенно (через одно или несколько юридических лиц, в том числе зарегистрированных за пределами Российской Федерации) должен осуществляться со стороны одного или нескольких из следующих лиц: Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование и (или) гражданин Российской Федерации или контролируемые ими совместно или по отдельности лица. При этом под контролем понимается возможность определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством распоряжения прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц, в том числе зарегистрированных за пределами Российской Федерации) более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица.
9. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ежегодно, не позднее 1 июня, направляет на рассмотрение в Правительственную комиссию предложения о включении в перечень информационных ресурсов, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил.
Предложения о включении в перечень в течение 30 календарных дней подлежат рассмотрению Правительственной комиссией.
Перечень утверждается Правительственной комиссией ежегодно, не позднее 1 августа, и актуализируется по предложениям Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, подготовленным в соответствии с настоящими Правилами, не реже одного раза в год.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций не позднее 7-го календарного дня со дня утверждения или актуализации перечня направляет его посредством информационной системы взаимодействия операторам связи, указанным в пункте 5.3 статьи 46 Федерального закона "О связи", для осуществления технических настроек, необходимых ввиду актуализации перечня, в течение 60 календарных дней со дня получения перечня.
10. Для подготовки предложений по включению в перечень Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации вправе запросить у владельца информационного ресурса документы и материалы об информационном ресурсе, подтверждающие соответствие критериям и условиям, предусмотренным пунктами 6 - 8 настоящих Правил, в том числе:
документацию в произвольной форме, содержащую описание функциональных характеристик информационного ресурса;
сведения о среднесуточной аудитории информационного ресурса в течение месяца, предшествующего календарному месяцу, в котором Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации формируются предложения о включении в перечень, подтвержденные заключением аудиторской организации или аудитора по заданию, обеспечивающему разумную уверенность в нефинансовой информации;
сведения, подтверждающие отсутствие возможности доступа пользователей к зарубежным информационным ресурсам.
Владелец информационного ресурса направляет указанные в запросе документы и материалы в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в течение 10 дней со дня получения запроса.
В случае если владелец информационного ресурса не направил такие документы и материалы в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в указанный срок, такой информационный ресурс не может предлагаться Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения в перечень до получения таких документов и материалов.
Владелец информационного ресурса вправе по собственной инициативе направить в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации документы и материалы, указанные в настоящем пункте.
11. По результатам рассмотрения документов и материалов, полученных от владельца информационного ресурса, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в течение 30 дней со дня получения таких документов и материалов принимает решение о соответствии ресурса критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил, или о его несоответствии, а также решение о соответствии владельца информационного ресурса требованиям, предусмотренным пунктами 7 и 8 настоящих Правил. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации вправе запросить у владельца информационного ресурса дополнительную информацию в отношении представленных документов и материалов, при этом срок рассмотрения документов и материалов может быть продлен на 30 календарных дней со дня получения от владельца информационного ресурса дополнительной информации.
12. Владелец информационного ресурса, сведения о котором включены в перечень в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 настоящих Правил, обязан уведомлять Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации об изменении сведений, предусмотренных пунктами 6 - 8 настоящих Правил, в течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу соответствующих изменений с приложением документов, подтверждающих такие изменения (при наличии).
13. Исключение информационного ресурса из перечня осуществляется в случаях поступления в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
а) заявления владельца информационного ресурса об исключении соответствующего информационного ресурса из перечня;
б) информации Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о выявлении, в том числе на основании рассмотрения обращений органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан или организаций, факта несоответствия информационного ресурса и (или) его владельца критериям и (или) требованиям, установленным соответственно пунктами 6 - 8 настоящих Правил.
14. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации не позднее 3-го рабочего дня со дня поступления информации Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, указанной в подпункте "б" пункта 13 настоящих Правил, направляет в Правительственную комиссию предложение об исключении информационного ресурса из перечня.
15. Правительственная комиссия рассматривает предложение об исключении информационного ресурса из перечня и принимает решение об исключении информационного ресурса из перечня или решение об отказе в исключении информационного ресурса из перечня в течение 5 рабочих дней со дня получения такого предложения от Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 9 Положения о Правительственной комиссии по определению перечня отечественных социально значимых информационных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2021 г. N 2469 "О Правительственной комиссии по определению перечня отечественных социально значимых информационных ресурсов".
16. Сведения, включенные в перечень, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 3 настоящих Правил, являются открытыми и подлежат размещению на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в сети "Интернет".