Постановление Правительства РФ от 28.12.2021 N 2511-89
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2021 г. N 2511-89
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА"
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. N 425-8 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 22, ст. 3207; 2017, N 16, ст. 2406; 2018, N 3, ст. 561; 2019, N 6, ст. 540; 2020, N 12, ст. 1765; 2021, N 14, ст. 2345).
2. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, в части, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, и служебной информации ограниченного распространения, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. В позиции, касающейся государственной программы Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса", раздела VIII перечня государственных программ Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. N 1950-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 47, ст. 6166; 2021, N 26, ст. 5030; N 43, ст. 7302), слова "2016 - 2030 годы" заменить словами "2016 - 2027 годы".
4. Установить, что настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 декабря 2021 г. N 2511-89
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ
ПРОГРАММУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА"
Государственную программу Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса" изложить в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 мая 2016 г. N 425-8
(в редакции распоряжения
Правительства Российской Федерации
от 28 декабря 2021 г. N 2511-89)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"РАЗВИТИЕ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА"
Часть N 1
(в части, не содержащей сведений, составляющих
государственную тайну, и служебной информации
ограниченного распространения)
Стратегические приоритеты государственной
программы Российской Федерации "Развитие
оборонно-промышленного комплекса"
1. Оценка текущего состояния сферы реализации Программы
Развитие оборонно-промышленного комплекса России в нынешних условиях сопряжено с рядом факторов, обусловленных санкционными ограничениями, ростом конкуренции на мировом рынке высокотехнологичной продукции, внутренним переустройством ряда оборонных производств и др.
Сложность трансформационных процессов в оборонно-промышленном комплексе проявляется в необходимости адаптации военного производства к изменяющимся потребностям рынка (государства) и условиям хозяйствования в режиме расширенного воспроизводства, технологического обновления предприятий и их инновационного развития. Для реализации этих целей необходимы как формирование стратегий развития предприятий комплекса, предусматривающих усиление инновационной активности этих предприятий, концентрацию ресурсов на ключевых направлениях научно-технического прогресса, диверсификацию производства, устойчивое функционирование научно-производственных интегрированных структур, способных конкурировать на внутреннем и внешнем рынках, так и мотивационно действующие организационно-экономические механизмы создания и распространения нововведений.
Внедрение таких механизмов требует соответствующих финансовых ресурсов, законодательного обеспечения и опытных кадров, а также мер государственной поддержки и стимулирования производственной деятельности.
Важным механизмом, регламентирующим применение указанных мер, является государственная программа Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. N 425-8 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса" (далее - Программа).
Проводимая ежегодно комплексная оценка состояния и динамики развития оборонно-промышленного комплекса (приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28 сентября 2012 г. N 1386 "О реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 603 "О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса") показала, что благодаря мерам государственной поддержки:
обеспечена положительная динамика уровня загрузки производственных мощностей;
осуществляется планомерная модернизация и обновление производственно-технологической базы предприятий;
растет доля активной части обновленных и новых основных производственных фондов в общем объеме активной части основных производственных фондов;
отмечаются устойчивые темпы роста высокотехнологичной продукции военного, гражданского и двойного назначения;
растет численность работников оборонно-промышленного комплекса, прошедших переподготовку или повышение квалификации, что во многом обеспечивается увеличением количества созданных новых высокотехнологичных рабочих мест;
отмечается тенденция снижения среднего возраста работников оборонно-промышленного комплекса;
рост средней заработной платы работников оборонно-промышленного комплекса превышает рост средней заработной платы в промышленности.
Вместе с тем для отраслей оборонно-промышленного комплекса продолжает оставаться актуальным ряд следующих системных проблем:
неоптимальная структура парка производственного оборудования;
недостаток собственных оборотных средств у многих предприятий для обеспечения текущей производственной деятельности;
продолжают действовать санкции Соединенных Штатов Америки и стран Европейского союза в отношении ряда ведущих холдингов оборонно-промышленного комплекса.
В целях решения сложившихся проблем организациям отраслей оборонно-промышленного комплекса необходимо использовать механизмы, предусмотренные государственной политикой в области развития оборонно-промышленного комплекса.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики
в сфере реализации Программы
Государственная политика в области развития оборонно-промышленного комплекса осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения обороны страны и национальными целями развития.
Цели, принципы, приоритетные направления и задачи государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса, а также источники и механизмы ресурсного обеспечения ее реализации определены Основами государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Президентом Российской Федерации.
Основными целями государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса в долгосрочной перспективе являются динамичное развитие его научно-технического, производственно-технологического, кадрового и интеллектуального потенциала, наращивание и реализация конкурентных преимуществ оборонно-промышленного комплекса.
Стратегическими приоритетами, достижение целей которых непосредственно связано с развитием оборонно-промышленного комплекса, в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", являются оборона страны, экономическая безопасность и научно-технологическое развитие.
Для достижения целей указанных приоритетов особое внимание уделяется решению задач:
обеспечения технологической независимости оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, его инновационного развития, сохранения лидерства в разработке и производстве новых (перспективных) образцов (комплексов, систем) вооружений, военной и специальной техники;
модернизации производственной базы организаций оборонно-промышленного комплекса, увеличения объемов выпускаемой ими высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения;
устранения диспропорций на рынке труда, дефицита инженерных и рабочих кадров, повышения уровня профессиональной подготовки специалистов;
обеспечения обмена знаниями и технологиями между оборонным и гражданским секторами экономики.
В свою очередь, Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года", одной из целей государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности определяет поддержание потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса на уровне, необходимом для решения задач военно-экономического обеспечения обороны страны. В документе также отмечается, что обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики достигается за счет устойчивого развития стратегически значимых организаций оборонно-промышленного комплекса, а также расширения использования производственно-технологического и инновационного потенциала организаций оборонно-промышленного комплекса для развития производства продукции гражданского назначения.
В соответствии с пунктом 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, состоявшегося 23 декабря 2020 г. (N Пр-45ГС от 16 января 2021 г.), принят за основу утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (далее - Единый план). В рамках Единого плана выделен фактор 4.1.7.1 "Поддержка промышленности", влияющий на достижение национальных целей развития и включающий в себя комплексы мероприятий "Повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции на основе стимулирования развития оборонно-промышленного комплекса" и "Обеспечение диверсификации оборонно-промышленного комплекса за счет развития продукции гражданского назначения".
С учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", стратегических и основополагающих документов в области развития оборонно-промышленного комплекса, а также Единого плана целью Программы является повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции военного, гражданского и двойного назначения на основе стимулирования развития оборонно-промышленного комплекса, обеспечивающее к 2027 году рост объемов промышленного производства продукции, выпускаемой организациями оборонно-промышленного комплекса, в 1,59 раза к уровню 2015 года.
3. Задачи государственного управления и обеспечения
национальной безопасности Российской Федерации, определенные
в том числе в соответствии с национальными целями, способы
их эффективного решения в сфере реализации Программы
В соответствии с поставленной целью Программа ориентирована на решение следующих основных задач:
стимулирование промышленной деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса, обеспечивающее к 2027 году рост объемов промышленного производства продукции, выпускаемой организациями оборонно-промышленного комплекса, в 1,59 раза к уровню 2015 года, рост выработки на одного работника организации оборонно-промышленного комплекса в 2,45 раза к уровню 2015 года, рост среднемесячной заработной платы работников промышленных организаций оборонно-промышленного комплекса до 73 тыс. рублей, рост среднемесячной заработной платы работников научных организаций оборонно-промышленного комплекса до 93 тыс. рублей, рост доли высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме продукции, выпускаемой организациями оборонно-промышленного комплекса, до 40 процентов;
государственная поддержка в целях обеспечения финансово-экономической устойчивости организаций оборонно-промышленного комплекса и развития кадрового потенциала организаций оборонно-промышленного комплекса, обеспечивающая к 2027 году рост объемов промышленного производства продукции, выпускаемой организациями оборонно-промышленного комплекса, в 1,59 раза к уровню 2015 года;
государственная поддержка развития кадрового потенциала организаций оборонно-промышленного комплекса, в результате которой к 2027 году количество работников, прошедших профессиональную переподготовку и (или) обучение в системе повышения квалификации (нарастающим итогом) составит 432 тыс. человек, в том числе на условиях софинансирования (нарастающим итогом) - 21,3 тыс. человек;
стимулирование разработки и внедрения прикладного программного обеспечения для организаций оборонно-промышленного комплекса, в результате которого к 2027 году количество специализированных программных модулей, интегрированных в расчетно-математический комплекс (нарастающим итогом), составит 29 единиц, количество изделий вооружения, военной и специальной техники, при разработке которых применены суперкомпьютерные технологии (нарастающим итогом), составит 30 единиц.
Способами эффективного решения указанных задач государственного управления являются совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей сферу реализации Программы, а также механизмов поддержки организаций оборонно-промышленного комплекса.
4. Задачи обеспечения достижения
показателей социально-экономического развития субъектов
Российской Федерации, входящих в состав приоритетных
территорий, уровень которых должен быть выше
среднего уровня по Российской Федерации
В Программе не предусмотрена реализация мероприятий, направленных на обеспечение достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации.".