Постановление Правительства РФ от 25.02.2025 N 223
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2025 г. N 223
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ)
ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
КЛАССИФИКАЦИЮ В СФЕРЕ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ
В соответствии со статьей 19.2 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2021 г. N 1042 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью аккредитованных организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, классификацию горнолыжных трасс, классификацию пляжей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 27, ст. 5420);
пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2021 г. N 2198 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 50, ст. 8582);
пункт 15 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2022 г. N 2426 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2023, N 1, ст. 247);
пункт 5 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам классификации объектов туристской индустрии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2023 г. N 2354 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам классификации объектов туристской индустрии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2024, N 1, ст. 232).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 февраля 2025 г. N 223
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ)
ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
КЛАССИФИКАЦИЮ В СФЕРЕ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии (далее соответственно - государственный контроль (надзор), контролируемые лица).
Используемые в настоящем Положении понятия и термины применяются в том значении, в каком они используются в Федеральном законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
2. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение контролируемыми лицами, аккредитованными в соответствии со статьей 5.3 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", установленных указанным Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами требований:
а) к контролируемым лицам, в том числе к экспертам по классификации;
б) к порядку присвоения средству размещения определенной категории контролируемыми лицами;
в) к порядку классификации горнолыжных трасс, классификации пляжей;
г) к результатам деятельности контролируемых лиц (результаты присвоения средству размещения определенной категории, присвоения категории горнолыжной трассе, пляжу).
3. Государственный контроль (надзор) осуществляется Федеральной службой по аккредитации и территориальными органами Федеральной службы по аккредитации (далее - территориальные органы).
Территориальные органы осуществляют государственный контроль (надзор) в пределах федеральных округов и (или) субъектов Российской Федерации, определенных положениями о территориальных органах.
4. Федеральная служба по аккредитации вправе привлекать к профилактическим и контрольным (надзорным) мероприятиям иные органы власти на основании заключенных соглашений, предусмотренных частью 5 статьи 20 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
5. В ходе осуществления государственного контроля (надзора) Федеральная служба по аккредитации может привлекать специалистов, являющихся работниками подведомственного Федеральной службе по аккредитации государственного учреждения (далее - подведомственное учреждение), в случае необходимости проведения анализа документов и (или) сведений, имеющихся в распоряжении Федеральной службы по аккредитации и (или) территориальных органов и (или) содержащихся в реестре организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии (далее - реестр аккредитованных организаций), едином реестре экспертов по классификации, едином реестре объектов классификации в сфере туристской индустрии или иных государственных информационных системах.
6. Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований.
7. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), являются:
а) руководитель, заместители руководителя Федеральной службы по аккредитации;
б) руководители, заместители руководителей структурных подразделений Федеральной службы по аккредитации, руководители, заместители руководителей территориальных органов, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) в соответствии со своими должностными регламентами;
в) иные должностные лица Федеральной службы по аккредитации и территориальных органов, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) в соответствии со своими должностными регламентами.
8. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются руководитель, заместители руководителя Федеральной службы по аккредитации, руководители, заместители руководителей структурных подразделений Федеральной службы по аккредитации, руководители, заместители руководителей территориальных органов.
9. Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными статьей 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
II. Объект государственного контроля (надзора)
10. Объектами государственного контроля (надзора) (далее - объект контроля) являются:
а) деятельность контролируемых лиц;
б) результаты деятельности контролируемых лиц (результаты присвоения средству размещения определенной категории, присвоения категории горнолыжной трассе, пляжу).
11. Учет объектов контроля, указанных в пункте 10 настоящего Положения, осуществляется Федеральной службой по аккредитации посредством обработки и анализа информации, содержащейся в реестре аккредитованных организаций, едином реестре экспертов по классификации, едином реестре объектов классификации в сфере туристской индустрии, а также посредством сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах контроля, указанных в пункте 10 настоящего Положения, представляемой Федеральной службе по аккредитации и территориальным органам в соответствии с нормативными правовыми актами, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба)
12. Федеральная служба по аккредитации ежегодно утверждает программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики).
13. При осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение);
г) консультирование;
д) профилактический визит.
14. Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), в средствах массовой информации, в личных кабинетах контролируемых лиц в федеральной государственной информационной системе в области аккредитации.
15. Федеральная служба по аккредитации размещает и поддерживает в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети "Интернет":
а) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора);
б) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), о сроках и порядке их вступления в силу;
в) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
г) руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
д) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по государственному контролю (надзору) (далее - индикаторы риска);
е) программу профилактики;
ж) перечень сведений, которые могут запрашиваться Федеральной службой по аккредитации у контролируемых лиц;
з) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
и) сведения о порядке досудебного обжалования решений Федеральной службы по аккредитации и территориальных органов, действий (бездействия) ее должностных лиц;
к) доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики Федеральной службы по аккредитации и территориальных органов (далее - доклад о правоприменительной практике);
л) доклады о государственном контроле (надзоре);
м) иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами и (или) программами профилактики.
16. Обобщение правоприменительной практики осуществляется подведомственным учреждением один раз в год.
По итогам обобщения правоприменительной практики Федеральная служба по аккредитации обеспечивает ежегодно подготовку доклада о правоприменительной практике.
17. Доклад о правоприменительной практике утверждается распоряжением Федеральной службы по аккредитации и размещается на ее официальном сайте в сети "Интернет" не позднее 31 марта года, следующего за отчетным периодом.
18. Доклад о правоприменительной практике содержит результаты обобщения правоприменительной практики, в том числе случаев привлечения лиц к административной ответственности, результатов оспаривания решений, действий (бездействия) Федеральной службы по аккредитации и ее должностных лиц в судебном и административном порядке.
19. В случае наличия у Федеральной службы по аккредитации и (или) территориального органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Федеральная служба по аккредитации или территориальный орган в соответствии со статьей 49 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" объявляет контролируемому лицу предостережение и предлагает ему принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
20. Контролируемое лицо вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения подать в Федеральную службу по аккредитации или территориальный орган возражение в отношении предостережения (далее - возражение).
В возражении указываются:
наименование контролируемого лица и его уникальный номер реестровой записи в реестре аккредитованных организаций;
дата и номер предостережения, направленного контролируемому лицу;
обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
При этом контролируемое лицо вправе приложить к возражению документы, подтверждающие его обоснованность, или их заверенные копии.
21. Возражение направляется контролируемым лицом в электронной форме на адрес электронной почты Федеральной службы по аккредитации или территориального органа либо посредством личного кабинета контролируемого лица в федеральной государственной информационной системе в области аккредитации.
22. Возражение рассматривается Федеральной службой по аккредитации или территориальным органом в течение 20 рабочих дней со дня регистрации возражения.
23. По результатам рассмотрения возражения Федеральная служба по аккредитации или территориальный орган принимает одно из следующих решений:
а) удовлетворяет возражение в форме отмены объявленного предостережения;
б) отказывает в удовлетворении возражения.
24. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 23 настоящего Положения, и не позднее 20 рабочих дней со дня регистрации возражения контролируемому лицу, подавшему возражение, в письменной форме и по его желанию в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения.
25. Повторное направление возражения по тем же основаниям не допускается. Поступившее в Федеральную службу по аккредитации или территориальный орган возражение по тем же основаниям подлежит оставлению без рассмотрения, о чем контролируемое лицо уведомляется посредством направления уведомления на адрес электронной почты или иным доступным и соответствующим требованиям законодательства способом.
26. Консультирование проводится должностными лицами Федеральной службы по аккредитации по следующим вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора):
а) наличие и (или) содержание обязательных требований;
б) порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
в) порядок соблюдения обязательных требований;
г) выполнение предписания, выданного по итогам контрольного (надзорного) мероприятия.
27. Консультирование может осуществляться должностным лицом Федеральной службы по аккредитации по телефону, посредством видео-конференц-связи или на личном приеме.
28. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, указанного в реестре аккредитованных организаций, либо посредством видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор".
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, а должностное лицо Федеральной службы по аккредитации осуществляет ознакомление с объектом контроля и проводит оценку уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
29. Профилактический визит проводится по инициативе контрольного (надзорного) органа (обязательный профилактический визит) или по инициативе контролируемого лица.
30. Обязательный профилактический визит может проводиться в случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 52.1 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
31. Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 10 рабочих дней. По окончании проведения обязательного профилактического визита составляется акт о проведении обязательного профилактического визита.
32. Профилактический визит по инициативе контролируемого лица проводится в соответствии со статьей 52.2 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
IV. Контрольные (надзорные) мероприятия
33. Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) (далее - наблюдение за соблюдением обязательных требований);
документарная проверка;
инспекционный визит;
выездная проверка.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении государственного контроля (надзора) не проводятся.
34. Федеральная служба по аккредитации при необходимости привлечения к контрольным (надзорным) мероприятиям иных органов власти направляет запрос в соответствующий орган власти в соответствии с соглашением, указанным в пункте 4 настоящего Положения.
35. В целях фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Решение о необходимости использования собственных технических средств, в том числе электронных вычислительных машин и электронных носителей информации, копировальных аппаратов, сканеров, телефонов (в том числе сотовой связи), фотоаппаратов, средств аудио- и видеозаписи, необходимых для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, принимается должностными лицами, уполномоченными на осуществление контроля (надзора), самостоятельно.
Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт).
Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований. Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и в конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту. Использование фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
36. При проведении наблюдения за соблюдением обязательных требований осуществляются сбор и анализ данных о контролируемых лицах, имеющихся в распоряжении Федеральной службы по аккредитации, в том числе данных, предоставленных контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, данных государственных реестров, данных из сети "Интернет" и иных общедоступных данных, данных, полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.
37. Наблюдение за соблюдением обязательных требований осуществляется должностными лицами Федеральной службы по аккредитации или специалистами, являющимися работниками подведомственного учреждения.
38. Наблюдение за соблюдением обязательных требований осуществляется на основании задания о проведении наблюдения за соблюдением обязательных требований при осуществлении деятельности контролируемыми лицами (далее - задание), содержащего информацию:
а) о сроке (сроках) и (или) периоде (периодах) проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований (срок и (или) период осуществления наблюдения за соблюдением обязательных требований определяются исходя из необходимого объема проводимого наблюдения за соблюдением обязательных требований и необходимого срока получения сведений);
б) о видах деятельности контролируемых лиц, в отношении которых необходимо проведение наблюдения за соблюдением обязательных требований;
в) о сфере деятельности (области аккредитации или ее части), в отношении которой необходимо проведение наблюдения за соблюдением обязательных требований;
г) о субъекте Российской Федерации, в котором необходимо проведение наблюдения за соблюдением обязательных требований.
39. Задание подписывается руководителем (заместителем руководителя) Федеральной службы по аккредитации и выдается лицам, указанным в пункте 37 настоящего Положения, в том числе в следующих случаях:
а) поступление в адрес Федеральной службы по аккредитации информации (сведений), содержащей указание на наличие вероятности возникновения риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
б) фактическое обнаружение Федеральной службой по аккредитации информации (сведений), содержащей признаки нарушений контролируемыми лицами обязательных требований.
40. Наблюдение за соблюдением обязательных требований в отношении неопределенного круга контролируемых лиц может проводиться на регулярной основе с установленной в задании периодичностью.
41. По результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований формируется заключение, содержащее вывод об установлении или неустановлении факта несоответствия деятельности и (или) результатов деятельности контролируемого лица обязательным требованиям и (или) соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска, или отклонения объекта контроля от таких параметров (далее - заключение).
К заключению прилагаются документы и иные материалы, обосновывающие выводы заключения, в том числе результаты анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований.
42. Заключение подписывается уполномоченным лицом Федеральной службы по аккредитации или уполномоченным должностным лицом подведомственного учреждения, проводившим наблюдение за соблюдением обязательных требований, и направляется уполномоченному на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий должностному лицу, указанному в пункте 8 настоящего Положения.
43. Должностное лицо, уполномоченное на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, указанное в пункте 8 настоящего Положения, передает заключение для рассмотрения должностному лицу, уполномоченному на осуществление государственного контроля (надзора), указанному в подпункте "в" пункта 7 настоящего Положения.
44. При наличии в заключении выводов об установлении факта несоответствия объекта контроля обязательным требованиям и (или) соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска, или отклонения объекта контроля от таких параметров должностное лицо, уполномоченное на осуществление государственного контроля (надзора), указанное в подпункте "в" пункта 7 настоящего Положения, готовит мотивированное представление с приложением документов и иных материалов, обосновывающих выводы заключения, в том числе результаты анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований (далее - мотивированное представление), и направляет его должностному лицу, уполномоченному на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, указанному в пункте 8 настоящего Положения, для принятия решения в соответствии со статьей 74 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
45. При осуществлении наблюдения за соблюдением обязательных требований на контролируемых лиц не могут возлагаться обязанности, не установленные обязательными требованиями.
46. Организация проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований осуществляется в соответствии с документом, утверждаемым Федеральной службой по аккредитации, в части, не противоречащей Федеральному закону "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
47. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов.
48. Решение о проведении документарной проверки принимается должностными лицами, указанными в пункте 8 настоящего Положения.
49. Документарная проверка проводится по месту нахождения Федеральной службы по аккредитации или территориального органа. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах контролируемого лица, устанавливающих его организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении деятельности и связанные с исполнением им обязательных требований и решений Федеральной службы по аккредитации и территориальных органов.
50. В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении Федеральной службы по аккредитации и (или) территориальных органов, в том числе результаты оказанных государственных услуг, результаты предыдущих контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях, иные документы о результатах осуществленных в отношении контролируемых лиц контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий, включая данные государственных информационных систем и иные сведения и информацию, использование которых согласно требованиям законодательства Российской Федерации допускается при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
51. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Федеральной службы по аккредитации и (или) территориального органа, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, Федеральная служба по аккредитации и (или) территориальный орган направляют контролируемому лицу требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы и сведения. В течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования контролируемое лицо обязано направить в Федеральную службу по аккредитации и (или) территориальный орган указанные в этом требовании документы.
52. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включаются период с даты направления Федеральной службой по аккредитации или территориальным органом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до даты представления указанных в этом требовании документов в Федеральную службу по аккредитации или территориальный орган, а также период с даты направления Федеральной службой по аккредитации или территориальным органом контролируемому лицу информации о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у Федеральной службы по аккредитации и (или) территориального органа, и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), и требования представить необходимые письменные объяснения до даты представления указанных письменных объяснений в Федеральную службу по аккредитации или территориальный орган.
Датами направления информации (требования) и датами получения документов (информации), указанных в абзаце первом настоящего пункта, являются даты регистрации соответствующих документов Федеральной службой по аккредитации или территориальным органом в системе электронного документооборота.
53. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица.
54. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, указанного в реестре аккредитованных организаций, и (или) по месту нахождения (осуществления деятельности), указанному в едином государственном реестре юридических лиц.
55. Инспекционный визит может быть проведен с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".
56. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и не может превышать один рабочий день по одному месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, указанного в реестре аккредитованных организаций, и (или) по месту нахождения (осуществления деятельности), указанному в едином государственном реестре юридических лиц.
57. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов.
58. Выездная проверка проводится посредством взаимодействия с контролируемым лицом в целях оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений Федеральной службы по аккредитации и территориального органа.
59. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, указанного в реестре аккредитованных организаций, и (или) по месту нахождения (осуществления деятельности), указанному в едином государственном реестре юридических лиц.
60. Выездная проверка может быть проведена с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".
61. О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", посредством направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала, в том числе по адресу электронной почты контролируемого лица, указанному в реестре аккредитованных организаций.
62. В ходе выездной проверки осуществляется обязательное ознакомление руководителя, уполномоченного должностного лица или уполномоченного представителя контролируемого лица с решением о проведении выездной проверки.
63. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении контролируемых лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства, общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия. Срок проведения выездной проверки в отношении контролируемого лица, осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству и обособленному структурному подразделению контролируемого лица.
64. При проведении выездной проверки должностные лица Федеральной службы по аккредитации или территориального органа в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий вправе запрашивать и получать от руководителя и работников контролируемого лица пояснения, касающиеся знания ими и соблюдения требований, предъявляемых к контролируемым лицам, правил выполнения работ по оценке соответствия объектов туристской индустрии, установленных Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", и требований системы менеджмента качества контролируемого лица.
V. Организация проведения контрольных
(надзорных) мероприятий
65. Контрольные (надзорные) мероприятия, предусматривающие взаимодействие с контролируемым лицом (далее - контрольные (надзорные) мероприятия с взаимодействием), проводятся на основаниях, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5, 7 и 9 части 1 и частью 3 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в том числе на основании получения от контролируемого лица информации об устранении нарушений обязательных требований, выявленных в рамках процедуры подтверждения компетентности, осуществляемой в соответствии с частью третьей статьи 5.3 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Контрольные (надзорные) мероприятия, не предусматривающие взаимодействия с контролируемым лицом, проводятся на основании, предусмотренном частью 2 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
66. Контрольные (надзорные) мероприятия с взаимодействием на основании, предусмотренном пунктом 7 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", проводятся по результатам рассмотрения мотивированного представления.
67. При выявлении факта соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска, или отклонения объекта контроля от таких параметров мотивированное представление направляется должностному лицу, уполномоченному на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, указанному в пункте 8 настоящего Положения.
VI. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
68. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт. Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день его окончания, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством Российской Федерации.
В акте указываются все нарушения обязательных требований, выявленные в результате проведенного контрольного (надзорного) мероприятия, включая случаи отсутствия нарушения в качестве основания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе в выданном контролируемому лицу предписании.
В случае если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения обязательных требований до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту.
69. В случае отсутствия при подписании акта руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя контролируемого лица в акте ставится прочерк и делается отметка о причинах отсутствия указанного должностного лица.
При оформлении акта в случае проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи, правила, установленные абзацем первым настоящего пункта, не применяются.
70. В случае проведения контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с использованием мобильного приложения "Инспектор" либо в случае составления акта по окончании наблюдения за соблюдением обязательных требований акт направляется контролируемому лицу в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в том числе по электронной почте, и размещается в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2021 г. N 604 "Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415".
71. По результатам контрольного (надзорного) мероприятия, в ходе проведения которого выявлено нарушение обязательных требований, Федеральная служба по аккредитации или территориальный орган помимо решений, указанных в части 2 статьи 90 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", принимает решения:
а) о приостановлении, возобновлении или прекращении действия аккредитации контролируемого лица;
б) о выдаче контролируемому лицу предписания о необходимости приостановления, изменения или прекращения действия присвоенной средству размещения категории;
в) о выдаче контролируемому лицу предписания о необходимости приостановления или прекращения действия классификации горнолыжной трассы, пляжа;
г) о приостановлении или прекращении действия присвоенной средству размещения категории с учетом рекомендации совета по классификации средств размещения, сформированного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с частью двадцать шестой статьи 5.1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
д) о выдаче контролируемому лицу предписания о необходимости осуществления внепланового подтверждения соответствия средства размещения требованиям к присвоенной средству размещения категории.
72. По результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований Федеральной службой по аккредитации могут быть приняты решения, предусмотренные пунктами 1 - 3 части 3 статьи 74 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
VII. Досудебный порядок подачи жалобы
73. Обжалование решений Федеральной службы по аккредитации и (или) территориальных органов, принятых в связи с осуществлением государственного контроля (надзора), действий (бездействия) их должностных лиц осуществляется в соответствии с главой 9 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
74. Решения и действия (бездействие) должностных лиц территориального органа могут быть обжалованы руководителю (заместителю руководителя) территориального органа, руководителю или уполномоченному заместителю руководителя Федеральной службы по аккредитации.
Решения и действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа могут быть обжалованы руководителю Федеральной службы по аккредитации.
Решения и действия (бездействие) должностных лиц Федеральной службы по аккредитации могут быть обжалованы уполномоченному заместителю руководителя Федеральной службы по аккредитации.
Решения и действия (бездействие) заместителей руководителя Федеральной службы по аккредитации могут быть обжалованы руководителю Федеральной службы по аккредитации.
Решения и действия (бездействие) руководителя Федеральной службы по аккредитации могут быть обжалованы руководителю Федеральной службы по аккредитации.
75. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), имеют право на досудебное обжалование:
а) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
б) актов, предписаний об устранении выявленных нарушений;
в) действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы по аккредитации и территориальных органов в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
76. Жалоба подается контролируемым лицом в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в Федеральную службу по аккредитации или территориальный орган.
Жалоба должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя или уполномоченного представителя контролируемого лица.
77. Жалоба подлежит рассмотрению Федеральной службой по аккредитации или территориальным органом в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации в подсистеме досудебного обжалования.
78. Жалоба рассматривается в порядке, установленном статьей 43 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
79. В случае наличия на основании поступившей жалобы сомнений в обоснованности выводов, содержащихся в акте или акте о проведении обязательного профилактического визита, в том числе в случае неоднозначного толкования положений обязательных требований, проверка соблюдения которых была осуществлена, должностное лицо, уполномоченное на осуществление государственного контроля (надзора), вправе направить материалы контрольного (надзорного) мероприятия для рассмотрения рабочей группой, созданной решением руководителя Федеральной службы по аккредитации для рассмотрения жалоб.
Рабочая группа, указанная в абзаце первом настоящего пункта, готовит заключение об обоснованности или о необоснованности выводов, содержащихся в акте или акте о проведении обязательного профилактического визита, на основании которого уполномоченный на рассмотрение жалобы орган вправе принять решение об изменении акта или акта о проведении обязательного профилактического визита и (или) отмене результатов контрольного (надзорного) мероприятия.
80. Контролируемое лицо подает жалобу на решения Федеральной службы по аккредитации и территориальных органов, действия (бездействие) ее должностных лиц в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
81. Контролируемое лицо подает жалобу на предписание в течение 10 рабочих дней с даты получения предписания.
82. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы контролируемое лицо может подать ходатайство о восстановлении срока подачи жалобы.
VIII. Ключевые показатели и их целевые значения
83. При осуществлении оценки результативности и эффективности государственного контроля (надзора) используется ключевой показатель - количество объектов классификации в сфере туристской индустрии, в отношении которых при проведении классификации контролируемым лицом не соблюдены требования к классификации объектов классификации в сфере туристской индустрии, с целевым значением согласно приложению.
84. Количество объектов классификации в сфере туристской индустрии, в отношении которых при проведении классификации контролируемым лицом не соблюдены требования к классификации объектов классификации в сфере туристской индустрии (K), рассчитывается по формуле:
где CC+ - количество объектов классификации в сфере туристской индустрии, классифицированных с соблюдением требований к классификации объектов классификации в сфере туристской индустрии, на 300 классифицированных объектов классификации в сфере туристской индустрии, штук.
Целевым значением такого показателя является значение, свидетельствующее о динамике снижения количества объектов классификации в сфере туристской индустрии, не соответствующих требованиям к классификации объектов классификации в сфере туристской индустрии.
Приложение
к Положению о федеральном государственном
контроле (надзоре) за деятельностью
организаций, осуществляющих классификацию
в сфере туристской индустрии
ЦЕЛЕВОЕ ЗНАЧЕНИЕ
КОЛИЧЕСТВА ОБЪЕКТОВ КЛАССИФИКАЦИИ В СФЕРЕ ТУРИСТСКОЙ
ИНДУСТРИИ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КЛАССИФИКАЦИИ
КОНТРОЛИРУЕМЫМ ЛИЦОМ НЕ СОБЛЮДЕНЫ ТРЕБОВАНИЯ К КЛАССИФИКАЦИИ
ОБЪЕКТОВ КЛАССИФИКАЦИИ В СФЕРЕ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ
(штук)
Показатель
Целевое значение
Прогнозное значение
2025 год
2026 год
2027 год
2028 год
Количество объектов классификации в сфере туристской индустрии, в отношении которых при проведении классификации контролируемым лицом не соблюдены требования к классификации объектов классификации в сфере туристской индустрии
значение, свидетельствующее о динамике снижения количества объектов классификации в сфере туристской индустрии, не соответствующих требованиям к классификации
не более 20
не более 10
не более 5
не более 2