Рейтинг@Mail.ru

Постановление Правительства РФ от 28.11.2023 N 2005

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 ноября 2023 г. N 2005

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ

ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ, ВКЛЮЧАЯ КОСМИЧЕСКИЕ

ОБЪЕКТЫ, ОБЪЕКТЫ КОСМИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, НАУЧНОГО

И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ, КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, СОЗДАВАЕМОЙ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ

КОСМИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ, ИНЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

В ОБЛАСТИ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОЦЕССОВ,

СВЯЗАННЫХ С РАЗРАБОТКОЙ, СОЗДАНИЕМ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

(ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ) УКАЗАННОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ,

РАБОТ (УСЛУГ) В ОБЛАСТИ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О космической деятельности" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила оценки соответствия космической техники, включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры, научного и социально-экономического назначения, космической техники двойного назначения, создаваемой в рамках Федеральной космической программы, иных федеральных программ в области космической деятельности, процессов, связанных с разработкой, созданием, использованием (эксплуатацией) указанной космической техники, работ (услуг) в области космической деятельности.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.МИШУСТИН

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 28 ноября 2023 г. N 2005

ПРАВИЛА

ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ, ВКЛЮЧАЯ КОСМИЧЕСКИЕ

ОБЪЕКТЫ, ОБЪЕКТЫ КОСМИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, НАУЧНОГО

И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ, КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, СОЗДАВАЕМОЙ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ

КОСМИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ, ИНЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

В ОБЛАСТИ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОЦЕССОВ,

СВЯЗАННЫХ С РАЗРАБОТКОЙ, СОЗДАНИЕМ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

(ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ) УКАЗАННОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ,

РАБОТ (УСЛУГ) В ОБЛАСТИ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила:

а) устанавливают порядок оценки соответствия космической техники, включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры, научного и социально-экономического назначения, космической техники двойного назначения, создаваемой в рамках Федеральной космической программы, иных федеральных программ в области космической деятельности (далее - космическая техника), процессов, связанных с разработкой, созданием, использованием (эксплуатацией) космической техники (далее - процессы), работ (услуг) в области космической деятельности;

б) определяют формы оценки соответствия космической техники, процессов, работ (услуг) в области космической деятельности;

в) определяют участников работ по оценке соответствия космической техники, процессов, работ (услуг) в области космической деятельности и их функции.

2. Настоящие Правила не распространяются на оценку соответствия космической техники двойного назначения, создаваемой в рамках космического раздела государственной программы вооружения, а также федеральных программ в области космической деятельности, космической техники военного назначения, процессов, связанных с разработкой, созданием, использованием (эксплуатацией) указанной космической техники, оценку соответствия работ (услуг) в области космической деятельности, которые выполняются (оказываются) федеральным органом исполнительной власти по обороне и (или) подведомственными ему организациями по государственному контракту (контракту), которые осуществляются в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О техническом регулировании".

3. Используемые в настоящих Правилах понятия означают следующее:

а) "анализ состояния производства" - элемент схемы сертификации, представляющий собой совокупность действий, осуществляемых органом по сертификации в целях определения наличия у изготовителя космической техники необходимых условий для обеспечения постоянного (стабильного) соответствия изготавливаемой космической техники установленным обязательным требованиям, подтверждаемым (подтвержденным) при обязательной сертификации;

б) "доказательственные материалы" - объективные свидетельства о соответствии космической техники установленным обязательным требованиям, собранные органом по сертификации посредством анализа документов заявителя на проведение сертификации, опроса и наблюдения за его персоналом, подтверждающие соответствие космической техники установленным обязательным требованиям и послужившие основанием для выдачи в соответствии с настоящими Правилами сертификата на ограниченную партию изделий космической техники, сертификата на тип космической техники, сертификата на экземпляр космической техники, сертификата технической готовности к летным испытаниям, сертификата на комплектующее изделие;

в) "заявитель на проведение сертификации" - российское юридическое лицо, которое обращается в орган по сертификации за получением сертификата соответствия в соответствии с настоящими Правилами и получает сертификат соответствия;

г) "инспекционный контроль" - элемент схемы сертификации, в ходе которого проводится периодическая оценка соответствия серийно выпускаемых изделий космической техники, осуществляемая органом по сертификации в целях установления соответствия таких изделий обязательным требованиям, подтвержденным при обязательной сертификации;

д) "испытательная лаборатория (центр)" - российское юридическое лицо (структурное подразделение этого юридического лица), аккредитованное в порядке, утвержденном в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О космической деятельности", включенное в реестр аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в области космической деятельности (далее - реестр аккредитованных органов) и выполняющее на основании договора, заключенного с органом по сертификации, работы по исследованию (испытанию) и измерению космической техники, результаты которых применяются для целей оценки соответствия космической техники в форме обязательной сертификации;

е) "объекты оценки соответствия" - космическая техника, процессы, работы (услуги) в области космической деятельности;

ж) "обязательная сертификация" - форма осуществляемой органом по сертификации оценки соответствия космической техники установленным обязательным требованиям;

з) "обязательные требования" - требования, предъявляемые к космической технике, процессам, работам (услугам) в области космической деятельности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации "О космической деятельности", технической документацией (конструкторской, технологической, эксплуатационной и программной документацией, а также документами по стандартизации, принятыми в соответствии с порядком, предусмотренным частью 1 статьи 6 Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации"), государственными контрактами (контрактами) и (или) договорами;

и) "ограниченная партия изделий космической техники" совокупность изделий космической техники одного наименования и обозначения, изготовленных в течение определенного интервала времени по одной и той же конструкторской и технологической документации с литерой не ниже "О" в количестве, установленном изготовителем космической техники;

к) "орган по сертификации" - российское юридическое лицо (структурное подразделение этого юридического лица), аккредитованное в порядке, утвержденном в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О космической деятельности", включенное в реестр аккредитованных органов и выполняющее работы по оценке соответствия космической техники в форме обязательной сертификации;

л) "оператор единого реестра сертификатов соответствия космической техники" - лицо, осуществляющее в соответствии с порядком, определяемым Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Корпорация) в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Российской Федерации "О космической деятельности", формирование и ведение реестра документов об оценке соответствия, выданных аккредитованными органами по сертификации в области космической деятельности (далее - единый реестр сертификатов соответствия космической техники);

м) "оценка соответствия" - прямое или косвенное определение соответствия объектов оценки соответствия установленным обязательным требованиям;

н) "приемка" - форма оценки соответствия, при которой проверка и документальное оформление соответствия объектов оценки соответствия осуществляется при положительных результатах контроля качества;

о) "серийно выпускаемые изделия космической техники" - изделия космической техники, изготавливаемые в виде последовательного ряда единиц изделий по одной и той же конструкторской и технологической документации с литерой не ниже "O1" или иной литерой в случае, предусмотренном документами, указанными в подпункте "а" пункта 4 настоящих Правил;

п) "сертификат соответствия " - документ об оценке соответствия космической техники, удостоверяющий соответствие космической техники установленным обязательным требованиям и включенный в единый реестр сертификатов соответствия космической техники;

р) "сертификат на ограниченную партию изделий космической техники" - документ об оценке соответствия космической техники, удостоверяющий соответствие ограниченной партии изделий космической техники установленным обязательным требованиям и включенный в единый реестр сертификатов соответствия космической техники;

с) "сертификат на тип космической техники" - документ об оценке соответствия космической техники, изготавливаемой серийно, удостоверяющий ее соответствие установленным обязательным требованиям и включенный в единый реестр сертификатов соответствия космической техники;

т) "сертификат на экземпляр космической техники" - документ об оценке соответствия экземпляра космической техники, удостоверяющий его соответствие установленным обязательным требованиям и включенный в единый реестр сертификатов соответствия космической техники;

у) "сертификат технической готовности к летным испытаниям" - документ об оценке соответствия экземпляра космической техники, удостоверяющий его соответствие установленным обязательным требованиям по результатам проектирования и наземной экспериментальной отработки и включенный в единый реестр сертификатов соответствия космической техники;

ф) "сертификат на комплектующее изделие" - документ об оценке соответствия комплектующего изделия, применяемого как составная часть изделия (образца) космической техники;

х) "сертификационные испытания космической техники" - испытания, проводимые испытательной лабораторией (центром) или испытательным подразделением разработчика космической техники или изготовителя космической техники при участии экспертов по сертификации для целей оценки соответствия космической техники при проведении обязательной сертификации;

ц) "экземпляр космической техники" - единичное (штучное) изделие космической техники, создаваемое по конструкторской и технологической документации с литерой не ниже "О" или без литеры в случае, когда литера конструкторской и технологической документации не присваивается.

4. Систему оценки соответствия космической техники, процессов и работ (услуг) в области космической деятельности образуют:

а) нормативные правовые акты Российской Федерации, принятые в соответствии с Законом Российской Федерации "О космической деятельности";

б) участники работ по оценке соответствия космической техники, процессов и работ (услуг) в области космической деятельности;

в) формы оценки соответствия, определяющие порядок документального удостоверения соответствия космической техники, процессов, работ (услуг) в области космической деятельности установленным обязательным требованиям.

5. Космическая техника, работы (услуги) в области космической деятельности до их передачи государственному заказчику (заказчику) подлежат оценке соответствия.

6. Перечень космической техники, процессов, работ (услуг) в области космической деятельности, которые подлежат оценке соответствия в соответствии с настоящими Правилами, утверждается Корпорацией совместно с федеральным органом исполнительной власти по обороне в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Российской Федерации "О космической деятельности".

7. Деятельность по оценке соответствия космической техники осуществляется с учетом ограничений, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

II. Оценка соответствия космической техники

8. Оценка соответствия космической техники осуществляется в следующих формах:

а) обязательная сертификация;

б) контроль качества;

в) приемка;

г) испытания;

д) экспертиза.

9. Формы оценки соответствия космической техники, процессов, работ (услуг) в области космической деятельности, определенные настоящими Правилами, устанавливаются в государственном контракте (контракте) и (или) договоре с учетом суммарного риска недостоверной оценки соответствия и вреда при разработке, создании и использовании (эксплуатации) космической техники в мирное время, а также ее технической сложности, назначения, применения и уникальности.

III. Оценка соответствия космической техники в форме

обязательной сертификации

10. Участниками работ по оценке соответствия космической техники в форме обязательной сертификации являются:

а) органы по сертификации;

б) испытательные лаборатории (центры);

в) Корпорация;

г) заявители на проведение сертификации.

11. Органы по сертификации:

а) рассматривают заявку на обязательную сертификацию космической техники, поданную заявителем на проведение сертификации (далее - заявка на сертификацию), и принимают решение по заявке на сертификацию;

б) определяют стоимость работ по сертификации космической техники и выполняют указанные работы на основании договора о проведении обязательной сертификации, заключенного с заявителем на проведение сертификации;

в) обеспечивают предоставление заявителю на проведение сертификации информации о порядке проведения сертификации космической техники;

г) привлекают на договорной основе испытательные лаборатории (центры) для проведения исследований (испытаний) и измерений космической техники в случае проведения сертификационных испытаний в испытательных лабораториях (центрах);

д) осуществляют в случае проведения испытательной лабораторией (центром) сертификационных испытаний космической техники идентификацию и отбор образцов космической техники для целей оценки соответствия или поручают осуществить такой отбор испытательной лаборатории (центру);

е) участвуют в испытаниях, проводимых испытательными подразделениями разработчиков и (или) изготовителей космической техники, испытательными лабораториями (центрами);

ж) осуществляют оценку производства в форме анализа состояния производства;

з) выдают сертификаты соответствия;

и) осуществляют замену выданных сертификатов соответствия;

к) направляют оператору единого реестра сертификатов соответствия космической техники документы и сведения, включаемые в единый реестр сертификатов соответствия космической техники, в соответствии с порядком формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия космической техники, утверждаемым Корпорацией в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Российской Федерации "О космической деятельности";

л) осуществляют инспекционный контроль в соответствии с настоящими Правилами;

м) приостанавливают, возобновляют или прекращают действие выданных сертификатов соответствия, информируют об этом заявителя на проведение сертификации, направляют сведения в отношении таких сертификатов соответствия оператору единого реестра сертификатов соответствия космической техники в течение 3 рабочих дней со дня принятия органом по сертификации одного из указанных решений;

н) ведут реестр выданных органом по сертификации сертификатов соответствия, а также сертификационные дела (совокупность документов и доказательственных материалов о соответствии (несоответствии) космической техники установленным обязательным требованиям, сформированных при проведении работ по обязательной сертификации и послуживших основанием для выдачи (отказа в выдаче) сертификата соответствия);

о) несут ответственность за достоверность, полноту и объективность оценки доказательственных материалов, послуживших основанием для выдачи сертификата соответствия;

п) передают безвозмездно подлинники сертификационных дел, содержащих результаты проведения сертификации космической техники другому аккредитованному органу по сертификации в случае принятия органом по аккредитации решения о сокращении области аккредитации либо о прекращении аккредитации;

р) уведомляют заявителей на проведение сертификации, с которыми заключены договоры о проведении обязательной сертификации, о приостановлении органу по сертификации аккредитации, сокращении области аккредитации, прекращении аккредитации либо о прекращении деятельности в качестве аккредитованных лиц любым доступным способом в течение 15 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

12. Испытательные лаборатории (центры):

а) осуществляют по поручению органа по сертификации отбор образцов космической техники для целей оценки соответствия в форме обязательной сертификации;

б) проводят на условиях договора, заключенного с органом по сертификации, исследования (испытания) и измерения в пределах установленной органом по аккредитации области аккредитации;

в) оформляют результаты исследований (испытаний) и измерений космической техники, выдают органу по сертификации протоколы, содержащие результаты таких исследований (испытаний) и измерений.

13. Заявители на проведение сертификации:

а) осуществляют идентификацию космической техники, подлежащей оценке соответствия в форме обязательной сертификации;

б) подают в орган по сертификации заявку на сертификацию с прилагаемыми документами;

в) заключают с органами по сертификации:

договоры о проведении обязательной сертификации;

договор о проведении инспекционного контроля или дополнительное соглашение к договору о проведении обязательной сертификации в части проведения инспекционного контроля;

г) обеспечивают условия для проведения органом по сертификации оценки производства в форме анализа состояния производства, а также инспекционного контроля;

д) формируют доказательственные материалы и представляют их органу по сертификации для включения в таблицу соответствия сертифицируемой космической техники установленным обязательным требованиям (далее - таблица соответствия космической техники);

е) обеспечивают условия для участия органов по сертификации в проводимых испытательным подразделением разработчика космической техники или изготовителя космической техники испытаниях в случае, если такие испытания засчитываются в качестве сертификационных испытаний.

14. Корпорация:

а) организует оценку соответствия космической техники в соответствии с настоящими Правилами;

б) в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Российской Федерации "О космической деятельности" определяет порядок формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия космической техники, в том числе перечень сведений, включаемых в единый реестр сертификатов соответствия космической техники, и правила предоставления сведений, содержащихся в едином реестре сертификатов соответствия космической техники;

в) утверждает формы сертификата на ограниченную партию изделий космической техники, сертификата на тип космической техники, сертификата на экземпляр космической техники, сертификата технической готовности к летным испытаниям, сертификата на комплектующее изделие и правила их оформления;

г) организует сбор, обобщение и анализ поступающей от органов по сертификации информации о несоответствии космической техники установленным обязательным требованиям по результатам инспекционного контроля.

15. Оператор единого реестра сертификатов соответствия космической техники осуществляет в установленном Корпорацией порядке формирование и ведение единого реестра сертификатов соответствия космической техники.

16. Органы по сертификации обязаны:

а) выполнять требования настоящих Правил;

б) обеспечивать полноту, достоверность и объективность оценки доказательственных материалов, включаемых в таблицу соответствия космической техники;

в) обеспечивать защиту и неразглашение сведений, составляющих государственную, коммерческую, иную охраняемую законом тайну, других сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации, полученных в процессе проведения работ по оценке соответствия космической техники в форме обязательной сертификации;

г) рассматривать информацию государственных заказчиков (заказчиков) о выявленных несоответствиях космической техники установленным обязательным требованиям и (или) об отказах сертифицированных серийно выпускаемых изделий космической техники и принимать решение о проведении внепланового инспекционного контроля;

д) направлять безвозмездно в Корпорацию информацию о несоответствии космической техники установленным обязательным требованиям по результатам инспекционного контроля.

17. Испытательные лаборатории (центры) обязаны:

а) выполнять требования настоящих Правил;

б) разработать в соответствии с пунктом 59 настоящих Правил и утвердить программы и методики сертификационных испытаний космической техники, проведение которых распространяется на установленную испытательной лаборатории (центру) область аккредитации, а также соблюдать требования указанных программ и методик;

в) обеспечивать соблюдение принципа беспристрастности при проведении сертификационных испытаний космической техники и достоверность результатов сертификационных испытаний;

г) обеспечивать защиту и неразглашение сведений, составляющих государственную, коммерческую, иную охраняемую законом тайну, других сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации, полученных в процессе проведения сертификационных испытаний космической техники.

18. Заявители на проведение сертификации обязаны:

а) обеспечивать соответствие космической техники установленным обязательным требованиям;

б) извещать орган по сертификации о невозможности привлечения испытательной лаборатории (центра) к исследованиям (испытаниям) и измерениям при проведении сертификационных испытаний космической техники, с которой взаимодействует орган по сертификации, с указанием причины. В этом случае для проведения исследований (испытаний) и измерений орган по сертификации привлекает иную испытательную лабораторию (центр), с которой он взаимодействует, и установленная область аккредитации которой распространяется на проведение сертификационных испытаний космической техники;

в) извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию сертифицированных серийно выпускаемых изделий космической техники, а также о планируемом продлении срока службы сертифицированных экземпляров космической техники или составляющих ограниченную партию изделий космической техники;

г) обеспечивать защиту и неразглашение сведений, составляющих государственную, коммерческую, иную охраняемую законом тайну, других сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации;

д) обеспечить лицам, включенным в состав экспертных групп, сформированных в соответствии с пунктом 47 и (или) пунктом 66 настоящих Правил:

возможность знакомиться с документами, касающимися реализации целей, задач и предмета проведения работ по обязательной сертификации, инспекционного контроля, а также иными свидетельствами, обеспечивающими возможность осуществления оценки соответствия сертифицируемой (сертифицированной) космической техники;

доступ на территорию, в используемые здания, сооружения, помещения, а также к используемым оборудованию, веществам и материалам;

возможность пользования рабочими местами с доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в отдельном изолированном (при наличии) служебном помещении (помещениях), обеспечивающем сохранность документов, которое оборудовано мебелью и другими необходимыми для работы организационно-техническими средствами, включая средства связи и персональные компьютеры с обеспеченным доступом к необходимым информационным системам, печатающим и сканирующим устройствам.

1. Организация обязательной сертификации

19. Оценка соответствия космической техники в форме обязательной сертификации проводится в отношении космической техники, включенной в перечень космической техники, процессов, работ (услуг) в области космической деятельности, указанный в пункте 6 настоящих Правил.

20. Обязательной сертификации подлежат:

а) экземпляры космической техники, предназначенные для проведения летных испытаний;

б) изделия космической техники, изготавливаемые серийно;

в) экземпляры космической техники или изделия космической техники, составляющие ограниченную партию изделий космической техники, которые подлежат эксплуатации (применению по назначению) до освоения серийного производства;

г) комплектующие изделия к космической технике.

21. Обязательная сертификация осуществляется:

а) до приемки космической техники государственным заказчиком (заказчиком) или на ином этапе выполнения работ по государственному контракту (контракту) и (или) договору;

б) до начала эксплуатации (применения по назначению) в случае, если космическая техника изготавливается юридическим лицом для его нужд, в том числе коммерческого использования.

22. Обязательная сертификация космической техники, создаваемой по заказу иностранных заказчиков, проводится по решению иностранного заказчика в соответствии с настоящими Правилами.

23. Обязательная сертификация космической техники, создаваемой в рамках совместных с иностранными заказчиками работ, проводится по решению сторон в соответствии с настоящими Правилами.

24. Работы по обязательной сертификации космической техники проводят органы по сертификации.

25. Работы по обязательной сертификации включают следующие этапы:

а) планирование работ по обязательной сертификации;

б) выполнение работ по обязательной сертификации;

в) проведение инспекционного контроля в отношении изделий космической техники, изготавливаемых серийно.

2. Планирование работ по обязательной сертификации

26. При планировании работ по обязательной сертификации осуществляется:

а) выбор органа по сертификации;

б) подача заявителем на проведение сертификации заявки на сертификацию в выбранный орган по сертификации;

в) рассмотрение и анализ органом по сертификации заявки на сертификацию и прилагаемых документов заявителя на проведение сертификации;

г) принятие органом по сертификации решения по заявке на сертификацию;

д) заключение органом по сертификации договора о проведении обязательной сертификации с заявителем на проведение сертификации.

Выбор органа по сертификации

27. Заявитель на проведение сертификации выбирает орган по сертификации из числа органов по сертификации, включенных в реестр аккредитованных органов.

Общедоступная информация об аккредитованных органах по сертификации, включенных в реестр аккредитованных органов, включая область их аккредитации, размещается на официальном сайте органа по аккредитации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с учетом ограничений, устанавливаемых законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

В случае наличия в реестре аккредитованных органов нескольких органов по сертификации, область аккредитации которых распространяется на космическую технику, подлежащую обязательной сертификации, заявитель на проведение сертификации направляет заявку на сертификацию только в один орган по сертификации (по своему выбору).

Подача заявителем на проведение сертификации заявки

на сертификацию

28. Заявителями на проведение сертификации являются юридические лица, осуществляющие разработку, изготовление или поставку космической техники, указанной в пункте 20 настоящих Правил.

29. Заявителями на проведение сертификации в отношении отдельных видов (образцов) космической техники могут быть иные юридические лица, установленные особенностями оценки соответствия отдельных видов (образцов) космической техники, процессов, работ (услуг) в области космической деятельности, утвержденными Корпорацией в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Российской Федерации "О космической деятельности".

30. Для проведения сертификации космической техники заявитель на проведение сертификации подает в орган по сертификации заявку на сертификацию с учетом ограничений, устанавливаемых законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

Документы, представляемые заявителем на проведение сертификации и оформляемые органом по сертификации и испытательной лабораторией (центром) при проведении оценки соответствия космической техники в форме обязательной сертификации, составляются на русском языке.

31. Форма заявки на сертификацию утверждается Корпорацией.

32. В заявке на сертификацию указываются в том числе:

а) полное наименование заявителя на проведение сертификации, его место нахождения (адрес юридического лица) и адрес (адреса) места осуществления деятельности (в случае если адреса различаются);

б) банковские реквизиты, номер телефона и адрес электронной почты заявителя на проведение сертификации;

в) должность, фамилия, имя и отчество (при наличии) руководителя заявителя на проведение сертификации или его заместителя;

г) реквизиты документа, подтверждающего полномочия лица на подачу заявки на сертификацию, - в случае если заявка на сертификацию подается заместителем руководителя заявителя на проведение сертификации;

д) сведения о космической технике, обеспечивающие ее идентификацию, включая:

наименование, обозначение и иное условное обозначение, присвоенное изготовителем (при наличии);

название и область применения, а также иные сведения, обеспечивающие идентификацию (при наличии);

обозначение и наименование документа (документов), в соответствии с которым изготовлена космическая техника (технические условия или иной документ) (при наличии);

наименование объекта сертификации (серийный выпуск, ограниченная партия изделий космической техники или единичное изделие). Для серийно выпускаемых изделий производится запись "серийный выпуск". Для ограниченной партии изделий космической техники указывается размер партии, заводские номера (при наличии) и бортовые номера (при наличии), для единичного изделия - заводской номер и бортовой номер (при наличии). При отсутствии заводского номера для единичного изделия делается запись "в одном экземпляре" или "единичное изделие";

реквизиты государственного контракта (контракта) и (или) договора, идентифицирующего единичное изделие или ограниченную партию изделий космической техники, в том числе ее размер (для ограниченной партии изделий космической техники и единичного изделия) (при наличии);

выбранная заявителем на проведение сертификации схема сертификации.

33. К заявке на сертификацию прилагаются следующие документы:

а) копия государственного контракта (контракта) и (или) договора на выполнение опытно-конструкторской работы (составной части опытно-конструкторской работы) по созданию космической техники или копия государственного контракта (контракта) и (или) договора на изготовление и поставку космической техники или иного документа, устанавливающего тактико-технические (технические) характеристики космической техники. В случае если указанные государственные контракты (контракты) и (или) договоры и документы содержат сведения, составляющие государственную, коммерческую, иную охраняемую законом тайну, другие сведения, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации, заявитель на проведение сертификации вправе представить выписку из соответствующего государственного контракта (контракта) и (или) договора, иного документа, содержащую полный перечень требований, установленных к космической технике;

б) копия документа (документов), в соответствии с которым изготавливается космическая техника (технические условия или иной документ) (при наличии);

в) копия структурной схемы деления космической техники (при наличии);

г) список составных частей космической техники (входящих в ее состав изделий), подлежащих обязательной сертификации, и копии сертификатов соответствия на такие составные части (при наличии);

д) проект таблицы соответствия космической техники, форма которой, а также требования к ее формированию и утверждению определяются Корпорацией;

е) копия документа, содержащего сведения о сроках выполнения этапов опытно-конструкторской работы (составной части опытно-конструкторской работы) или изготовления и поставки космической техники, предусмотренных государственным контрактом (контрактом) и (или) договором на выполнение опытно-конструкторской работы (составной части опытно-конструкторской работы) или государственным контрактом (контрактом) и (или) договором на изготовление и поставку космической техники (при наличии);

ж) копия документа, содержащего сведения о наличии у заявителя на проведение сертификации системы менеджмента качества и ее соответствии установленным требованиям в форме заявления руководителя организации на основе результатов внутреннего или внешнего аудита, либо копия сертификата соответствия системы менеджмента качества (при наличии);

з) опись прилагаемых документов.

34. Заявитель на проведение сертификации вправе дополнительно направить в орган по сертификации следующие документы:

а) выписка из единого государственного реестра юридических лиц;

б) копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

в) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

35. В отношении отдельных видов (образцов) космической техники, включенной в перечень космической техники, процессов, работ (услуг) в области космической деятельности, указанный в пункте 6 настоящих Правил, особенностями оценки соответствия отдельных видов (образцов) космической техники, процессов, работ (услуг) в области космической деятельности, утверждаемыми Корпорацией в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Российской Федерации "О космической деятельности", может быть установлен перечень дополнительных документов, прилагаемых к заявке на сертификацию в соответствии с пунктом 33 настоящих Правил.

36. Заявка на сертификацию подписывается руководителем заявителя на проведение сертификации или его заместителем и направляется в орган по сертификации в форме электронного документа или документа на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

37. Заявка на сертификацию с прилагаемыми документами регистрируется органом по сертификации в день их поступления.

38. Орган по сертификации информирует заявителя на проведение сертификации о дате регистрации и реквизитах зарегистрированной заявки на сертификацию в форме электронного документа или документа на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, подписанного руководителем органа по сертификации либо его заместителем.

Рассмотрение и анализ органом по сертификации

заявки на сертификацию и прилагаемых документов заявителя

на проведение сертификации, принятие органом по сертификации

решения по заявке на сертификацию и заключение органом

по сертификации договора о проведении обязательной

сертификации с заявителем на проведение сертификации

39. Орган по сертификации в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявки на сертификацию с прилагаемыми документами проверяет их полноту и комплектность, а также полномочия лица, подписавшего заявку в соответствии с пунктом 36 настоящих Правил.

40. Орган по сертификации в течение 20 рабочих дней со дня завершения проверки, указанной в пункте 39 настоящих Правил, осуществляет рассмотрение и анализ заявки на сертификацию и прилагаемых документов в целях обеспечения идентификации космической техники, подлежащей обязательной сертификации в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил, и определения применимости указанных документов для обязательной сертификации, а также как основания для выдачи сертификата соответствия.

41. При соответствии заявки на сертификацию и прилагаемых документов требованиям, указанным в пунктах 31 - 33 настоящих Правил, орган по сертификации в пределах срока, указанного в пункте 40 настоящих Правил, принимает решение о проведении обязательной сертификации и в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения извещает заявителя на проведение сертификации о принятом решении, содержащем условия проведения сертификации, в том числе перечень всех необходимых мероприятий по оценке заявленной на обязательную сертификацию космической техники установленным обязательным требованиям в соответствии со схемой сертификации, в форме электронного документа или документа на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, подписанного руководителем органа по сертификации либо его заместителем.

42. При несоответствии заявки на сертификацию и прилагаемых документов требованиям, указанным в пунктах 31 - 33 настоящих Правил, орган по сертификации в пределах срока, указанного в пункте 40 настоящих Правил, принимает решение об отказе в проведении обязательной сертификации и в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения извещает об этом заявителя на проведение сертификации с указанием причин отказа в форме электронного документа или документа на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, подписанного руководителем органа по сертификации либо его заместителем.

43. Отказ органа по сертификации в проведении обязательной сертификации не препятствует повторному обращению заявителя на проведение сертификации в орган по сертификации и направлению заявки на сертификацию и прилагаемых документов после устранения выявленных несоответствий, послуживших основанием для отказа в проведении работ по сертификации.

44. Повторная заявка на сертификацию подается заявителем на проведение сертификации в порядке, предусмотренном пунктами 30 - 36 настоящих Правил.

45. Работы по обязательной сертификации выполняются органом по сертификации на основании договора, заключенного с заявителем на проведение сертификации.

В договоре о проведении обязательной сертификации устанавливается срок, условия и порядок проведения работ по обязательной сертификации.

3. Выполнение работ по обязательной сертификации

46. Работы по обязательной сертификации включают:

а) формирование органом по сертификации экспертной группы, указанной в пункте 47 настоящих Правил;

б) идентификацию сертифицируемой космической техники;

в) проведение сертификационных испытаний космической техники;

г) оценку производства в форме анализа состояния производства;

д) анализ результатов обязательной сертификации и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия;

е) оформление сертификата соответствия, регистрацию сертификата соответствия в едином реестре сертификатов соответствия космической техники и его выдачу заявителю на проведение сертификации.

Формирование органом по сертификации экспертной группы

для проведения работ по обязательной сертификации

47. Для проведения обязательной сертификации органом по сертификации формируется экспертная группа и утверждается ее состав.

48. В состав экспертной группы для проведения работ по обязательной сертификации включаются эксперты по сертификации (физическое лицо, являющееся работником органа по сертификации, обладающее знаниями и навыками проведения работ по оценке соответствия космической техники в определенной области, прошедшее процедуру подтверждения компетентности в соответствии с законодательством Российской Федерации, участвующее в работах по обязательной сертификации космической техники, выполняемых органом по сертификации) и при необходимости технические эксперты (физическое лицо, обладающее специальными знаниями в определенной области космической деятельности и привлекаемое органом по сертификации для проведения работ, необходимых для оценки соответствия космической техники в форме обязательной сертификации).

Председатель экспертной группы для проведения работ по обязательной сертификации назначается органом по сертификации из числа экспертов по сертификации, включенных в состав экспертной группы.

49. Председатель экспертной группы для проведения работ по обязательной сертификации обеспечивает:

а) разработку программы работ по обязательной сертификации, ее утверждение руководителем органа по сертификации или его заместителем, а также ее направление заявителю на проведение сертификации;

б) уведомление заявителя на проведение сертификации о сроках проведения работ по обязательной сертификации;

в) распределение обязанностей среди членов экспертной группы для проведения работ по обязательной сертификации;

г) предъявление заявителю на проведение сертификации справки о допуске в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне экспертов по сертификации и технических экспертов (при наличии) к сведениям, составляющим государственную тайну, если выполнение работ по обязательной сертификации связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

д) выполнение программы работ по обязательной сертификации членами экспертной группы для проведения работ по обязательной сертификации в соответствии с распределением обязанностей;

е) взаимодействие с руководителем заявителя на проведение сертификации или с его представителем в части реализации программы работ по обязательной сертификации;

ж) взаимодействие экспертов по сертификации с испытательной лабораторией (центром) в случае проведения сертификационных испытаний в испытательной лаборатории (центре);

з) участие экспертов по сертификации в испытаниях, проводимых испытательным подразделением разработчика космической техники или изготовителя космической техники, в случае, если указанные испытания засчитываются в качестве сертификационных испытаний;

и) анализ собранных экспертной группой для проведения работ по обязательной сертификации объективных свидетельств соответствия или несоответствия космической техники установленным обязательным требованиям.

50. Эксперт по сертификации, включенный в состав экспертной группы для проведения работ по обязательной сертификации, выполняет следующие функции:

а) обеспечивает выполнение программы работ по обязательной сертификации в соответствии с распределением обязанностей в экспертной группе для проведения работ по обязательной сертификации;

б) осуществляет сбор и документирование объективных свидетельств, касающихся реализации целей и задач программы работ по обязательной сертификации, посредством анализа документов заявителя на проведение сертификации, опроса и наблюдения за его персоналом при проведении работ по обязательной сертификации;

в) информирует председателя экспертной группы для проведения работ по обязательной сертификации о случае (случаях) невыполнения (при наличии) заявителем на проведение сертификации положений подпункта "д" пункта 18 настоящих Правил.

51. Форма программы работ по обязательной сертификации и требования к ее содержанию утверждаются Корпорацией.

Идентификация сертифицируемой космической техники

52. При обязательной сертификации осуществляется идентификация космической техники.

53. Идентификация космической техники проводится органом по сертификации с участием заявителя на проведение сертификации в целях:

а) отнесения сертифицируемой космической техники к космической технике, указанной в пункте 20 настоящих Правил;

б) установления тождественности характеристик признакам, установленным для соответствующего вида (образца) сертифицируемой космической техники в документах по стандартизации, технической документации, описании такой техники, в том числе для однозначного ее отнесения к объектам обязательной сертификации;

в) установления соответствия космической техники технической документации и (или) ее описанию.

54. Основными идентифицирующими признаками для космической техники являются:

а) наименование космической техники (включая назначение);

б) сведения о структурной схеме деления космической техники;

в) копия документа (документов), в соответствии с которым изготавливается космическая техника (технические условия или иной документ) (при наличии);

г) сведения об изготовителе;

д) заводской номер и бортовой номер (при наличии) единичного изделия, заводские номера (при наличии) и бортовые номера (при наличии) изделий, составляющих ограниченную партию изделий космической техники, размер ограниченной партии изделий космической техники.

Проведение сертификационных испытаний космической техники

55. Для проведения сертификационных испытаний космической техники орган по сертификации при необходимости привлекает на договорной основе испытательную лабораторию (центр), с которой он взаимодействует. В договоре устанавливается срок, условия и порядок проведения сертификационных испытаний космической техники.

56. При наличии в реестре аккредитованных органов нескольких испытательных лабораторий (центров), область аккредитации которых распространяется на космическую технику, подлежащую обязательной сертификации, орган по сертификации заключает договор на проведение указанных сертификационных испытаний с одной из них (по своему выбору).

57. В случае если заявитель на проведение сертификации по каким-либо причинам считает невозможным проведение исследований (испытаний) и измерений в привлеченной органом по сертификации испытательной лаборатории (центре) (с обоснованием причин отказа), орган по сертификации привлекает иную испытательную лабораторию (центр), с которой он взаимодействует.

58. Исследования (испытания) и измерения при проведении сертификационных испытаний космической техники проводятся в соответствии с требованиями документов по стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, либо в соответствии с методиками исследований (испытаний) и измерений, аттестованными (валидированными) и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

59. В случае отсутствия указанных в пункте 58 настоящих Правил документов по стандартизации и (или) методик исследований (испытаний) и измерений виды и методы сертификационных испытаний космической техники, проводимых привлекаемой органом по сертификации испытательной лабораторией (центром), количество образцов, подвергаемых таким испытаниям, устанавливаются в программах и методиках сертификационных испытаний космической техники, которые разрабатываются и утверждаются испытательной лабораторией (центром) с участием изготовителя космической техники и согласовываются с органом по сертификации.

60. В качестве сертификационных испытаний космической техники органом по сертификации могут быть засчитаны испытания, проведенные испытательным подразделением разработчика космической техники или изготовителя космической техники при участии экспертов по сертификации, включенных в состав экспертной группы для проведения работ по обязательной сертификации в соответствии с пунктом 48 настоящих Правил. В этом случае в программе работ по обязательной сертификации указываются виды испытаний, в которых примут участие эксперты по сертификации, и формат их участия в проводимых испытаниях.

61. Результаты сертификационных испытаний космической техники с привлечением испытательной лаборатории (центра) оформляются в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 58973-2020 "Оценка соответствия. Правила к оформлению протоколов испытаний" (утвержден 27 августа 2020 г. и введен в действие с 1 июля 2021 г.).

62. По решению государственного заказчика (заказчика), принятому в пределах его полномочий, допускается при проведении сертификационных испытаний отдельных видов (образцов) космической техники применение органами по сертификации в качестве доказательственных материалов соответствия космической техники протоколов испытаний, выданных испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными в национальной системе аккредитации, на выполнение работ по оценке (подтверждению) соответствия в отношении оборонной продукции, а также на выполнение работ по подтверждению соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии.

63. В отношении отдельных видов (образцов) космической техники, включенной в перечень космической техники, процессов, работ (услуг) в области космической деятельности, указанный в пункте 6 настоящих Правил, особенностями оценки соответствия отдельных видов (образцов) космической техники, процессов, работ (услуг) в области космической деятельности, утверждаемыми Корпорацией в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Российской Федерации "О космической деятельности", могут быть установлены особенности проведения сертификационных испытаний.

Оценка производства в форме анализа состояния производства

64. Оценка производства в форме анализа состояния производства является одним из этапов обязательной сертификации и проводится посредством проведения выездной оценки на месте (местах) изготовления космической техники в соответствии с программой анализа состояния производства.

65. Форма программы анализа состояния производства и требования к ее содержанию утверждаются Корпорацией.

66. Для проведения выездной оценки органом по сертификации формируется экспертная группа для проведения анализа состояния производства и утверждается ее состав.

67. Председатель экспертной группы, указанной в пункте 66 настоящих Правил, назначается органом по сертификации из числа экспертов по сертификации, включенных в состав экспертной группы.

68. Председатель экспертной группы, указанной в пункте 66 настоящих Правил, обеспечивает:

а) разработку программы анализа состояния производства, ее утверждение руководителем органа по сертификации или его заместителем;

б) уведомление заявителя на проведение сертификации о сроках проведения выездной оценки;

в) распределение обязанностей среди членов экспертной группы, указанной в пункте 66 настоящих Правил;

г) предъявление заявителю на проведение сертификации справки о допуске в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне экспертов по сертификации и технических экспертов (при наличии) к сведениям, составляющим государственную тайну, если выполнение работ по анализу состояния производства связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

д) выполнение программы анализа состояния производства в соответствии с распределением обязанностей;

е) взаимодействие с руководителем заявителя на проведение сертификации или с его представителем в части реализации программы анализа состояния производства;

ж) проведение экспертами по сертификации и техническими экспертами (при наличии) анализа состояния производства;

з) анализ собранных экспертной группой, указанной в пункте 66 настоящих Правил, при проведении анализа состояния производства объективных свидетельств соответствия или несоответствия космической техники установленным обязательным требованиям, составление акта о результатах анализа состояния производства по форме, утвержденной Корпорацией;

и) подписание членами экспертной группы, указанной в пункте 66 настоящих Правил, акта о результатах анализа состояния производства и его утверждение председателем такой экспертной группы;

к) ознакомление заявителя на проведение сертификации с актом о результатах анализа состояния производства.

69. Эксперт по сертификации, включенный в состав экспертной группы, указанной в пункте 66 настоящих Правил, выполняет следующие функции:

а) обеспечивает выполнение программы анализа состояния производства в соответствии с распределением обязанностей;

б) осуществляет сбор и документирование объективных свидетельств, касающихся реализации целей и задач программы анализа состояния производства, посредством анализа документов заявителя на проведение сертификации, опроса и наблюдения за его персоналом при выполнении программы анализа состояния производства;

в) информирует председателя экспертной группы, указанной в пункте 66 настоящих Правил, о случае (случаях) невыполнения (при наличии) заявителем на проведение сертификации положений подпункта "д" пункта 18 настоящих Правил.

Анализ результатов обязательной сертификации

и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче)

сертификата соответствия

70. На всех этапах обязательной сертификации заявителем на проведение сертификации совместно с органом по сертификации формируется таблица соответствия космической техники.

71. Заявителем на проведение сертификации представляются в орган по сертификации копии доказательственных материалов, которые подлежат включению в таблицу соответствия космической техники.

72. Таблица соответствия космической техники утверждается генеральным (главным) конструктором сертифицируемой космической техники и органом по сертификации.

73. В отношении отдельных видов (образцов) космической техники, включенной в перечень космической техники, процессов, работ (услуг) в области космической деятельности, указанный в пункте 6 настоящих Правил, особенностями оценки соответствия отдельных видов (образцов) космической техники, процессов, работ (услуг) в области космической деятельности, утверждаемыми Корпорацией в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Российской Федерации "О космической деятельности", могут быть установлены дополнительные требования к формированию и утверждению таблицы соответствия космической техники.

74. Анализ доказательственных материалов о соответствии сертифицированной космической техники, содержащихся в таблице соответствия космической техники, в том числе в протоколах исследований (испытаний) и измерений, полученных в результате сертификационных испытаний, акте о результатах анализа состояния производства, осуществляет экспертная группа, сформированная и утвержденная в соответствии с пунктом 47 настоящих Правил.

75. Доказательственные материалы, указанные в пункте 74 настоящих Правил, должны содержать информацию обо всех показателях (характеристиках), подтверждающих соответствие космической техники установленным обязательным требованиям.

76. При обязательной сертификации экземпляров космической техники, создаваемых в рамках опытно-конструкторских работ (составных частей опытно-конструкторских работ), экспертной группой, сформированной и утвержденной в соответствии с пунктом 47 настоящих Правил, проводится анализ выполнения обязательных требований на всех этапах создания указанных экземпляров космической техники.

77. Результаты обязательной сертификации отражаются в экспертном заключении экспертной группы, сформированной и утвержденной в соответствии с пунктом 47 настоящих Правил.

78. В экспертном заключении экспертной группы, сформированной и утвержденной в соответствии с пунктом 47 настоящих Правил, делается один из следующих выводов:

а) о возможности выдачи сертификата соответствия в случае подтверждения соответствия сертифицируемой космической техники установленным обязательным требованиям. Одновременно составляется перечень основных характеристик и эксплуатационных ограничений сертифицированной космической техники, который является приложением к сертификату соответствия;

б) о невозможности выдачи сертификата соответствия в случае неподтверждения соответствия сертифицируемой космической техники установленным обязательным требованиям.

79. Экспертное заключение экспертной группы, сформированной и утвержденной в соответствии с пунктом 47 настоящих Правил, подписывается всеми ее членами и утверждается руководителем органа по сертификации или его заместителем.

80. В случае подтверждения соответствия космической техники установленным обязательным требованиям орган по сертификации в течение 3 рабочих дней со дня утверждения экспертного заключения экспертной группы, сформированной и утвержденной в соответствии с пунктом 47 настоящих Правил, принимает решение о выдаче одного из сертификатов соответствия, указанных в пункте 82 настоящих Правил, и извещает об этом заявителя на проведение сертификации в форме электронного документа или документа на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, подписанного руководителем органа по сертификации или его заместителем.

81. В случае неподтверждения соответствия космической техники установленным обязательным требованиям орган по сертификации в течение 3 рабочих дней со дня утверждения экспертного заключения экспертной группы, сформированной и утвержденной в соответствии с пунктом 47 настоящих Правил, принимает решение об отказе в выдаче сертификата соответствия с указанием мотивированных причин отказа и извещает об этом заявителя на проведение сертификации в форме электронного документа или документа на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, подписанного руководителем органа по сертификации либо его заместителем.

Оформление сертификата соответствия, регистрация

сертификата соответствия в едином реестре сертификатов

соответствия космической техники и выдача сертификата

соответствия заявителю на проведение сертификации

82. В отношении космической техники оформляются следующие сертификаты соответствия:

а) сертификат технической готовности к летным испытаниям - в отношении экземпляров космической техники, предназначенных для проведения летных испытаний;

б) сертификат на экземпляр космической техники - в отношении экземпляров космической техники, подлежащих эксплуатации (применению по назначению) (до освоения серийного производства);

в) сертификат на ограниченную партию изделий космической техники - в отношении ограниченной партии изделий космической техники, подлежащих эксплуатации (применению по назначению) (до освоения серийного производства);

г) сертификат на тип космической техники - в отношении серийно выпускаемых изделий космической техники;

д) сертификат на комплектующее изделие - в отношении комплектующего изделия организации-поставщика, входящего в состав изделия (образца) космической техники.

83. Формы сертификатов соответствия, указанных в пункте 82 настоящих Правил, приложений к таким сертификатам соответствия и правила их оформления утверждаются Корпорацией.

84. Орган по сертификации на основании решения, указанного в пункте 80 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня его принятия обеспечивает внесение сведений о сертификате соответствия в единый реестр сертификатов соответствия космической техники в порядке, устанавливаемом Корпорацией в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Российской Федерации "О космической деятельности".

При этом должна обеспечиваться защита и неразглашение сведений, составляющих государственную, коммерческую, иную охраняемую законом тайну, других сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации.

85. Орган по сертификации в течение 5 рабочих дней со дня внесения сведений о сертификате соответствия в единый реестр сертификатов соответствия космической техники и присвоения сертификату соответствия уникального регистрационного номера:

оформляет сертификат соответствия и приложение (приложения) к нему (при наличии);

осуществляет выдачу сертификата соответствия заявителю на проведение сертификации;

включает сведения о выданном сертификате соответствия в реестр выданных органом по сертификации сертификатов соответствия;

включает копию решения органа по сертификации, указанного в пункте 80 настоящих Правил, в сертификационное дело (совокупность документов, сформированных органом по сертификации при проведении работ по обязательной сертификации, оформленных установленным порядком), являющееся единицей хранения и учета документов органа по сертификации на бумажных и электронных носителях.

По обращению заявителя на проведение сертификации органом по сертификации выдается дубликат сертификата соответствия с переводом на английский язык.

86. Срок действия сертификата соответствия исчисляется с даты внесения сведений о сертификате соответствия в единый реестр сертификатов соответствия космической техники.

87. Срок действия сертификата технической готовности к летным испытаниям, сертификата на экземпляр космической техники, сертификата на ограниченную партию изделий космической техники ограничивается сроком службы соответствующих изделий космической техники.

88. Срок действия сертификата на тип космической техники составляет не более 5 лет. При этом космическая техника, изготовленная в период действия сертификата на тип космической техники, считается сертифицированной в течение срока службы космической техники.

89. Срок действия сертификата на комплектующее изделие ограничивается сроком службы (применения) такого изделия.

90. Срок хранения у органа по сертификации сертификата соответствия и прилагаемых к заявке на сертификацию документов составляет не менее 5 лет с даты окончания срока действия сертификата соответствия.

91. Срок хранения у заявителя на проведение сертификации сертификата соответствия и полученных при проведении работ по сертификации документов составляет:

на серийно изготавливаемую космическую технику - не менее 10 лет со дня прекращения изготовления изделий космической техники;

на ограниченную партию изделий космической техники или экземпляр космической техники - не менее 10 лет с даты окончания срока службы изделий космической техники.

92. Выдача бланков сертификатов соответствия организуется Корпорацией по заявлению органов по сертификации.

4. Инспекционный контроль

93. Инспекционный контроль проводится в целях установления, продолжает ли изготавливаемая серийно космическая техника соответствовать обязательным требованиям, на соответствие которым она была сертифицирована.

94. Инспекционный контроль проводится органом по сертификации, выдавшим сертификат на тип космической техники, за исключением случая, указанного в пункте 98 настоящих Правил.

95. Основанием для проведения инспекционного контроля является договор о проведении обязательной сертификации (дополнительное соглашение к указанному договору), заключенный заявителем на проведение сертификации с органом по сертификации, или отдельный договор о проведении инспекционного контроля.

96. Инспекционный контроль проводится в течение всего срока действия сертификата на тип космической техники в форме систематического анализа информации о сертифицированном изделии космической техники, изготавливаемом серийно, в том числе сообщений заявителя на проведение сертификации об изменениях, вносимых в указанное изделие или в производственные процессы, и в форме инспекционных проверок (плановых или внеплановых), включающих в себя мероприятия в объеме анализа состояния производства.

97. Инспекционный контроль осуществляется в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 58984-2020 "Оценка соответствия. Порядок проведения инспекционного контроля в процедурах сертификации" (утвержден 27 августа 2020 г. и введен в действие с 1 января 2021 г.).

98. В случае прекращения аккредитации органа по сертификации (сокращения области аккредитации) заявитель на проведение сертификации заключает договор о передаче сертификата на тип космической техники, в том числе о выполнении инспекционного контроля, с иным аккредитованным органом по сертификации с действующей на момент передачи сертификата на тип космической техники областью аккредитации, распространяющейся на указанное изделие космической техники, которое было сертифицировано.

Договор о передаче сертификата на тип космической техники включает в себя заявку на сертификацию и прилагаемые документы, указанные в пунктах 30 и 33 настоящих Правил, и документы, полученные при проведении обязательной сертификации.

Орган по сертификации, с которым заключен договор о передаче сертификата на тип космической техники, в том числе о выполнении инспекционного контроля, обеспечивает проведение инспекционного контроля в соответствии с настоящими Правилами.

99. По результатам инспекционного контроля орган по сертификации принимает одно из следующих решений:

а) о подтверждении действия сертификата на тип космической техники;

б) о приостановлении действия сертификата на тип космической техники;

в) о прекращении действия сертификата на тип космической техники.

100. Решение о подтверждении действия сертификата на тип космической техники принимается органом по сертификации при положительных результатах инспекционного контроля в течение 3 рабочих дней со дня утверждения акта о результатах инспекционного контроля.

101. Орган по сертификации в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о подтверждении действия сертификата на тип космической техники:

а) направляет заявителю на проведение сертификации и в Корпорацию копию решения о подтверждении действия сертификата на тип космической техники в форме электронного документа или документа на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, подписанного руководителем органа по сертификации или его заместителем;

б) обеспечивает внесение сведений о подтверждении действия сертификата на тип космической техники в единый реестр сертификатов соответствия космической техники в порядке, устанавливаемом Корпорацией в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Российской Федерации "О космической деятельности";

в) включает копию решения о подтверждении действия сертификата на тип космической техники в сертификационное дело.

IV. Приостановление, возобновление или прекращение действия

сертификата соответствия

102. Основаниями для принятия органом по сертификации решения о приостановлении действия сертификата на тип космической техники являются:

а) несоответствие типа космической техники установленным обязательным требованиям, выявленное по результатам инспекционного контроля;

б) изменение конструкции типа космической техники или технологии его изготовления, которые могут повлиять на показатели его безопасности и функциональные свойства, подтверждаемые при его обязательной сертификации, в случае если заявитель на проведение сертификации перед передачей указанной техники государственному заказчику (заказчику) в письменной форме не уведомил об этом орган по сертификации, выдавший сертификат на тип космической техники, с приложением документов, подтверждающих указанные внесенные изменения (конструкторская документация, чертежи, спецификация);

в) наличие заявления заявителя на проведение сертификации о необходимости приостановления действия сертификата на тип космической техники в случае наличия информации о его несоответствии установленным обязательным требованиям.

103. Решение о приостановлении действия сертификата на тип космической техники на период разработки плана корректирующих мер, согласованных с органом по сертификации, выдавшим указанный сертификат, и его реализации не принимается в случае, если путем проведения корректирующих мер заявитель на проведение сертификации может устранить причины несоответствия типа космической техники установленным обязательным требованиям в течение срока, установленного в плане корректирующих мер, но не более 3 месяцев.

Под корректирующими мерами понимаются мероприятия, предпринимаемые заявителем на проведение сертификации в связи с устранением несоответствия типа космической техники установленным обязательным требованиям, в том числе причины и условия такого несоответствия.

104. В случае если корректирующие меры не выполнены, то орган по сертификации в течение 1 рабочего дня со дня истечения срока, указанного в пункте 103 настоящих Правил, принимает решение о прекращении действия сертификата на тип космической техники.

105. В течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении действия сертификата на тип космической техники орган по сертификации:

а) направляет заявителю на проведение сертификации и в Корпорацию копию решения о приостановлении действия сертификата на тип космической техники с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения, в форме электронного документа или документа на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, подписанного руководителем органа по сертификации или его заместителем;

б) обеспечивает внесение сведений о приостановлении действия сертификата на тип космической техники в единый реестр сертификатов соответствия космической техники в порядке, устанавливаемом Корпорацией в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Российской Федерации "О космической деятельности";

в) включает копию решения о приостановлении действия сертификата на тип космической техники в сертификационное дело.

V. Возобновление действия сертификата соответствия

106. В случае если заявитель на проведение сертификации устранил причины, послужившие основанием для приостановления действия сертификата на тип космической техники, и подтвердил его соответствие установленным обязательным требованиям, орган по сертификации:

а) в течение 3 рабочих дней после проведения инспекционной проверки принимает решение о возобновлении действия сертификата на тип космической техники;

б) в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о возобновлении действия сертификата на тип космической техники:

направляет заявителю на проведение сертификации копию такого решения в форме электронного документа или документа на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, подписанного руководителем органа по сертификации или его заместителем;

обеспечивает внесение сведений о возобновлении действия сертификата на тип космической техники в единый реестр сертификатов соответствия космической техники в порядке, устанавливаемом Корпорацией в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Российской Федерации "О космической деятельности";

включает копию решения о возобновлении действия сертификата на тип космической техники в сертификационное дело.

VI. Прекращение действия сертификата соответствия

107. Основаниями для прекращения органом по сертификации действия сертификата на тип космической техники являются:

а) поступление в орган по сертификации от заявителя на проведение сертификации заявления о прекращении действия сертификата на тип космической техники;

б) реорганизация заявителя на проведение сертификации, за исключением реорганизации в форме преобразования;

в) ликвидация заявителя на проведение сертификации;

г) отказ или уклонение заявителя на проведение сертификации от прохождения инспекционного контроля;

д) заявитель на проведение сертификации не подтвердил устранение несоответствия типа космической техники обязательным требованиям и не устранил причины такого несоответствия, которые послужили основаниями в соответствии с пунктом 102 настоящих Правил для принятия органом по сертификации решения о приостановлении действия сертификата на тип космической техники;

е) неподтверждение выполнения заявителем на проведение сертификации плана корректирующих мер, указанного в пункте 103 настоящих Правил, а равно несоблюдение заявителем на проведение сертификации сроков корректирующих мер, установленных в указанном плане, и (или) признания корректирующих мер заявителя на проведение сертификации неудовлетворительными по результатам инспекционной проверки;

ж) невыполнение заявителем на проведение сертификации требований, предусмотренных подпунктом "д" пункта 18 настоящих Правил;

з) выявление несоответствия типа космической техники обязательным требованиям, если действие сертификата на тип космической техники приостанавливалось 2 раза в течение срока его действия.

108. Общий срок принятия органом по сертификации решения о прекращении действия сертификата на тип космической техники не может превышать 10 рабочих дней:

а) по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 107 настоящих Правил, - со дня регистрации органом по сертификации заявления о прекращении действия сертификата на тип космической техники, подписанного руководителем заявителя на проведение сертификации или его заместителем, направленного в орган по сертификации в форме электронного документа или документа на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;

б) по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" и "в" пункта 107 настоящих Правил, - со дня регистрации органом по сертификации документов, подтверждающих сведения о реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования) или ликвидации заявителя на проведение сертификации;

в) по основанию, предусмотренному подпунктом "г" пункта 107 настоящих Правил, - со дня регистрации органом по сертификации документов, свидетельствующих об отказе или уклонении заявителя на проведение сертификации от прохождения инспекционного контроля;

г) по основанию, предусмотренному подпунктом "д" пункта 107 настоящих Правил, - со дня утверждения руководителем органа по сертификации или его заместителем результатов инспекционной проверки, свидетельствующих о неустранении заявителем на проведение сертификации несоответствий, содержащихся в акте инспекционного контроля;

д) по основанию, предусмотренному подпунктом "е" пункта 107 настоящих Правил, - со дня утверждения руководителем органа по сертификации или его заместителем результатов инспекционной проверки, свидетельствующих о неустранении или неустранении в установленный планом корректирующих мер срок несоответствий типа космической техники обязательным требованиям, содержащихся в акте инспекционного контроля, или признания корректирующих мер заявителя на проведение сертификации неудовлетворительными по результатам инспекционной проверки;

е) по основанию, предусмотренному подпунктом "ж" пункта 107 настоящих Правил, - со дня поступления в орган по сертификации документированных фактов (акт, письменные доказательства членов экспертной группы, указанной в пункте 47 и (или) пункте 66 настоящих Правил), свидетельствующих о невыполнении заявителем на проведение сертификации требований, предусмотренных подпунктом "д" пункта 18 настоящих Правил;

ж) по основанию, предусмотренному подпунктом "з" пункта 107 настоящих Правил, - со дня утверждения руководителем органа по сертификации или его заместителем акта инспекционного контроля, в котором содержатся основания для приостановления действия сертификата на тип космической техники, - в случае, если действие сертификата на тип космической техники приостанавливалось 2 раза в течение срока его действия.

109. В решении органа по сертификации о прекращении действия сертификата на тип космической техники указываются:

а) дата прекращения действия сертификата на тип космической техники с учетом срока, необходимого органу по сертификации для завершения выполнения обязательств по договору о проведении обязательной сертификации, но не более 30 дней;

б) причины, послужившие основанием для принятия решения о прекращении действия сертификата на тип космической техники, а также реквизиты документов, содержащих объективные свидетельства о наступлении событий, указанных в пункте 107 настоящих Правил.

110. Орган по сертификации в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о прекращении действия сертификата на тип космической техники по основаниям, предусмотренным пунктом 107 настоящих Правил:

а) направляет заявителю на проведение сертификации и в Корпорацию копию решения о прекращении действия сертификата на тип космической техники с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения, в форме электронного документа или документа на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, подписанного руководителем органа по сертификации или его заместителем;

б) обеспечивает внесение сведений о прекращении действия сертификата на тип космической техники в единый реестр сертификатов соответствия космической техники в порядке, устанавливаемом Корпорацией в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Российской Федерации "О космической деятельности";

в) включает копию решения о прекращении действия сертификата на тип космической техники в сертификационное дело.

111. Заявитель на проведение сертификации, в отношении которого органом по сертификации, выдавшим сертификат на тип космической техники, вынесено решение о прекращении действия такого сертификата, обязан в течение 3 рабочих дней с даты получения указанного решения вернуть в такой орган по сертификации подлинник указанного сертификата.

VII. Замена сертификата соответствия

112. Допускается замена сертификата соответствия и (или) приложений к нему (при наличии) в течение срока его действия по инициативе заявителя на проведение сертификации без проведения процедур, установленных пунктами 28 - 38, 52 - 54 и 64 - 81 настоящих Правил, в следующих случаях:

а) выявление в сертификате соответствия и (или) приложениях к нему (при наличии) ошибок (опечаток);

б) изменение организационно-правовой формы, места нахождения (адреса юридического лица), адреса места осуществления деятельности (в случае если адреса различаются), номера телефона и (или) адреса электронной почты заявителя на проведение сертификации;

в) изменение организационно-правовой формы, места нахождения (адреса юридического лица) организации - изготовителя (изготовителя) космической техники;

г) передача подлинника сертификационного дела, содержащего результаты проведения обязательной сертификации, другому органу по сертификации, область аккредитации которого распространяется на космическую технику, подлежащую обязательной сертификации, в случае принятия органом по аккредитации решения о сокращении области аккредитации либо о прекращении аккредитации органа по сертификации, выдавшего такой сертификат.

113. Замена сертификата соответствия и (или) приложений к нему (при наличии) в течение срока его действия не требуется в следующих случаях:

а) переименование географического объекта, элемента улично-дорожной сети (улицы, проспекта, площади, переулка, проезда, набережной, бульвара и др.), элемента планировочной структуры (район, микрорайон и др.), изменения нумерации объекта адресации (дома, помещения и др.), почтового индекса, указанных в качестве реквизитов места нахождения (адреса юридического лица) заявителя на проведение сертификации, адреса места осуществления деятельности заявителя на проведение сертификации, адреса места осуществления деятельности по изготовлению космической техники (при условии фактической неизменности указанных мест нахождения и (или) осуществления деятельности);

б) изменение кода (кодов) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014;

в) изменение групп и (или) классов Единого кодификатора предметов снабжения для федеральных государственных нужд (ЕК 001-2020).

114. Замена сертификата соответствия и (или) приложений к нему (при наличии) в случаях, указанных в пункте 113 настоящих Правил, осуществляется по усмотрению заявителя на проведение сертификации.

115. В случаях, предусмотренных пунктом 112 настоящих Правил, заявитель на проведение сертификации направляет в орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, заявление о замене сертификата соответствия и (или) приложений к нему (при наличии), подлинники сертификата соответствия и приложения к нему (при наличии), а также документы, являющиеся основанием для замены сертификата соответствия и (или) приложений к нему (при наличии).

116. Заявление о замене сертификата соответствия и (или) приложений к нему (при наличии) оформляется в произвольной письменной форме.

В заявлении о замене сертификата соответствия и (или) приложений к нему (при наличии) указываются:

уникальный регистрационный номер сертификата соответствия;

дата внесения сведений о сертификате соответствия в единый реестр сертификатов соответствия космической техники;

информация, подлежащая изменению.

Заявление о замене сертификата соответствия и (или) приложений к нему (при наличии) подписывается руководителем заявителя на проведение сертификации или его заместителем и направляется в орган по сертификации в форме электронного документа или документа на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

117. По результатам рассмотрения документов, указанных в пункте 115 настоящих Правил, орган по сертификации:

а) в течение 10 рабочих дней с даты регистрации заявления о замене сертификата соответствия и (или) приложений к нему (при наличии) принимает решение о замене сертификата соответствия и приложений к нему (при наличии);

б) в течение 3 рабочих дней с даты принятия решения о замене сертификата соответствия и приложений к нему (при наличии):

направляет заявителю на проведение сертификации копию решения о замене сертификата соответствия и приложений к нему (при наличии) в форме электронного документа или документа на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, подписанного руководителем органа по сертификации либо его заместителем;

оформляет новый сертификат соответствия на новом бланке и приложения к нему (при наличии) (в качестве даты окончания действия указывается дата окончания действия сертификата соответствия, подлежащего замене, в правом верхнем углу сертификата соответствия, подлежащего замене, проставляется штамп "ЗАМЕНЕН" и указываются дата замены и номер бланка выдаваемого взамен сертификата соответствия);

обеспечивает внесение сведений о замене сертификата соответствия и приложений к нему (при наличии) в единый реестр сертификатов соответствия космической техники в порядке, устанавливаемом Корпорацией в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Российской Федерации "О космической деятельности";

выдает заявителю на проведение сертификации новый сертификат соответствия и приложения к нему (при наличии) или направляет его заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;

включает копию решения о замене сертификата соответствия и приложений к нему (при наличии), а также скан-копию нового сертификата соответствия в сертификационное дело.

VIII. Выдача дубликата сертификата соответствия

118. В случае утери (порчи) сертификата соответствия и (или) приложений к нему (при наличии) заявитель на проведение сертификации направляет в орган по сертификации подписанное руководителем заявителя на проведение сертификации или его заместителем заявление о выдаче дубликата сертификата соответствия и (или) приложений к нему (при наличии) в форме электронного документа или документа на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Заявление о выдаче дубликата сертификата соответствия и (или) приложений к нему (при наличии) оформляется в произвольной форме с указанием обстоятельств его утери (порчи).

119. Орган по сертификации:

а) регистрирует заявления о выдаче дубликата сертификата соответствия и (или) приложений к нему (при наличии) в день его поступления;

б) в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о выдаче дубликата сертификата соответствия и (или) приложений к нему (при наличии) принимает решение о выдаче дубликата сертификата соответствия и приложений к нему (при наличии);

в) в течение 3 рабочих дней с даты принятия решения о выдаче дубликата сертификата соответствия и (или) приложений к нему (при наличии):

направляет заявителю на проведение сертификации копию решения о выдаче дубликата сертификата соответствия и (или) приложений к нему (при наличии) в форме электронного документа или документа на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, подписанного руководителем органа по сертификации или его заместителем;

оформляет дубликат сертификата соответствия на новом бланке и приложения к нему (при наличии) с указанием номера сертификата соответствия до его замены;

обеспечивает внесение сведений о выдаче дубликата сертификата соответствия и (или) приложений к нему (при наличии) в единый реестр сертификатов соответствия космической техники в порядке, устанавливаемом Корпорацией в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Российской Федерации "О космической деятельности";

выдает заявителю на проведение сертификации дубликат сертификата соответствия и (или) приложений к нему (при наличии) или направляет его заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;

включает копию решения о выдаче дубликата сертификата соответствия и (или) приложений к нему (при наличии), а также скан-копию дубликата сертификата соответствия в сертификационное дело.

120. В качестве даты окончания действия дубликата сертификата соответствия и (или) приложений к нему (при наличии) указывается дата окончания срока действия сертификата соответствия, вместо которого выдан дубликат сертификата соответствия и (или) приложений к нему (при наличии).

121. В правом верхнем углу дубликата сертификата соответствия и (или) приложений к нему (при наличии) проставляется штамп "ДУБЛИКАТ" и указывается дата выдачи дубликата.

122. Дубликаты сертификатов соответствия замене не подлежат.

IX. Финансовое обеспечение проведения оценки соответствия

космической техники в форме обязательной сертификации

123. Обязательная сертификация (в том числе инспекционный контроль) проводится на платной основе в соответствии с договором, заключаемым между заявителем на проведение сертификации и органом по сертификации.

124. Корпорация может утвердить методику определения размеров платы за проведение обязательной сертификации (в том числе инспекционного контроля), которая носит рекомендательный характер.

125. Заявитель на проведение сертификации оплачивает фактические расходы органа по сертификации, связанные с проведением оценки соответствия космической техники в форме обязательной сертификации, планового (внепланового) инспекционного контроля независимо от их результатов.

X. Оценка соответствия космической техники в форме

контроля качества, приемки, испытаний, экспертизы, оценка

соответствия процессов, работ (услуг) в области

космической деятельности

1. Оценка соответствия космической техники в форме контроля

качества, приемки, испытаний и экспертизы

126. Для служебного пользования.

127. Для служебного пользования.

128. Для служебного пользования.

2. Оценка соответствия процессов

129. Для служебного пользования.

130. Для служебного пользования.

131. Для служебного пользования.

3. Оценка соответствия работ (услуг) в области

космической деятельности

132. Для служебного пользования.

133. Для служебного пользования.

134. Для служебного пользования.

Другие документы по теме
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2021 г. N 729"
"Об утверждении Правил предоставления в 2023 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации и бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования г. Байконура на дополнительное финансовое обеспечение медицинской помощи, оказанной лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, в рамках реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в 2023 году"
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. N 731"
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336"
Ошибка на сайте