Рейтинг@Mail.ru

Постановление Правительства РФ от 14.02.2022 N 168

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 февраля 2022 г. N 168

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРИЗНАНИИ

УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ АКТОВ И ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ

НЕКОТОРЫХ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании космической деятельности.

2. Установить, что сведения о лицензиях на осуществление космической деятельности, предоставленных до 20 апреля 2020 г., в которых наименования выполняемых работ и (или) оказываемых услуг изменены, не внесенные в реестр лицензий в соответствии с пунктом 22 Положения о лицензировании космической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2020 г. N 298 "О лицензировании космической деятельности", подлежат внесению в реестр лицензий в порядке, определенном пунктом 8 Положения, утвержденного настоящим постановлением.

В случае если до 1 марта 2025 г. указанные в абзаце первом настоящего пункта сведения не внесены в реестр лицензий, действие таких лицензий прекращается.

3. Признать утратившими силу:

абзац второй пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 марта 2020 г. N 298 "О лицензировании космической деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 12, ст. 1791);

постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2021 г. N 42 "О внесении изменений в Положение о лицензировании космической деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 5, ст. 828);

постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2022 г. N 167 "О внесении изменений в Положение о лицензировании космической деятельности" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2022, 15 февраля, N 0001202202150051).

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 г.

Положение, утвержденное настоящим постановлением, действует до 1 сентября 2028 г.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.МИШУСТИН

Утверждено

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 14 февраля 2022 г. N 168

ПОЛОЖЕНИЕ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования космической деятельности, осуществляемой юридическими лицами на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, а также порядок организации и осуществления федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за космической деятельностью.

II. Лицензирование космической деятельности

2. Лицензирование космической деятельности осуществляется Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" (далее - лицензирующий орган).

3. Перечень выполняемых работ и оказываемых услуг при осуществлении космической деятельности, для которых требуется лицензия на осуществление космической деятельности (далее соответственно - лицензия, лицензируемый вид деятельности), приведен в приложении (далее - перечень).

4. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при выполнении работ и (или) оказании услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (далее - соискатель лицензии), и к лицензиату, являются:

а) наличие помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, оборудования и технических средств, технической документации, принадлежащих соискателю лицензии и лицензиату на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и право пользования или право пользования (в случае если указанные помещения, здания, сооружения и иные объекты по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, оборудование и технические средства, техническая документация не находятся во владении соискателя лицензии или лицензиата), необходимых для выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

б) наличие в штате работников, заключивших с соискателем лицензии и (или) лицензиатом трудовые договоры, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, необходимой для выполнения работ и (или) оказания услуг, указанных в перечне, составляющих лицензируемый вид деятельности, в количестве, обеспечивающем выполнение таких работ и (или) оказание таких услуг (не менее 5 работников);

в) наличие необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы контроля качества выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

г) наличие допуска к выполнению работ и (или) оказанию услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "О государственной тайне" в случае выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

5. В заявлении о предоставлении лицензии указываются сведения, предусмотренные частью 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе сведения (реквизиты документов), подтверждающие:

а) наличие у соискателя лицензии помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и право пользования или право пользования (в случае если указанные помещения, здания, сооружения и иные объекты по месту осуществления лицензируемого вида деятельности не находятся во владении соискателя лицензии), необходимых для выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

б) наличие у соискателя лицензии в штате работников, заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры (в случае если основная информация о трудовой деятельности работников внесена в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации), в количестве, обеспечивающем выполнение работ и (или) оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (не менее 5 работников);

в) наличие у работников, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, высшего или среднего профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации (профессиональной переподготовки), необходимых для выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (в случае если сведения об образовании, повышении квалификации (профессиональной переподготовке) содержатся в федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении");

г) наличие у соискателя лицензии допуска к выполнению работ и (или) оказанию услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "О государственной тайне" (в случае выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну).

6. К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

а) копии документов, подтверждающих:

наличие у соискателя лицензии помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и право пользования или право пользования (в случае если указанные помещения, здания, сооружения и иные объекты по месту осуществления лицензируемого вида деятельности не находятся во владении соискателя лицензии), необходимых для выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

наличие у соискателя лицензии оборудования и технических средств, технической документации, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и право пользования или право пользования (в случае если указанные оборудование и технические средства, техническая документация не находятся во владении соискателя лицензии), необходимых для выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

наличие у соискателя лицензии в штате работников, заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры (в случае если основная информация о трудовой деятельности работников не внесена в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации), в количестве, обеспечивающем выполнение работ и (или) оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (не менее 5 работников);

наличие у работников, указанных в абзаце четвертом настоящего подпункта, высшего или среднего профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации (профессиональной переподготовки), необходимых для выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (в случае если сведения об образовании, повышении квалификации (профессиональной переподготовке) отсутствуют в федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении");

наличие у соискателя лицензии необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы контроля качества выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (утвержденное соискателем лицензии руководство (положение) по качеству);

б) опись прилагаемых документов.

7. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган посредством использования федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал). Заявление о предоставлении лицензии подписывается соискателем лицензии усиленной квалифицированной электронной подписью.

В случае если заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы не могут быть представлены в лицензирующий орган посредством единого портала в связи с наличием в них сведений ограниченного доступа, соискатель лицензии вправе представить непосредственно в лицензирующий орган указанные заявление и документы на бумажном носителе или направить их заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

8. При намерении лицензиата выполнять работы и (или) оказывать услуги, не предусмотренные реестром лицензий, или осуществлять их в местах, не предусмотренных реестром лицензий, а также при намерении лицензиата внести изменения в реестр лицензий в случае изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются (оказываются) в составе конкретных видов деятельности (если таким нормативным правовым актом предусмотрено проведение оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям в связи с изменением наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются (оказываются) в составе конкретных видов деятельности), лицензиат представляет в лицензирующий орган заявление о внесении изменений в реестр лицензий с указанием сведений (реквизитов документов), предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, документы в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения.

Выполнение работ и (или) оказание услуг, предусмотренных пунктами 5, 6, 10 - 13 (в части монтажа, ввода в эксплуатацию, ремонта, доработки и модернизации) перечня, не в местах осуществления лицензионного вида деятельности, предусмотренных реестром лицензий, не требуют внесения изменений в реестр лицензий.

9. В случае прекращения осуществления лицензируемого вида деятельности в одном или нескольких местах его осуществления, предусмотренных реестром лицензий, лицензиат представляет в лицензирующий орган заявление о внесении изменений в реестр лицензий, в котором указываются места, в которых прекращено осуществление лицензируемого вида деятельности, и дата, с которой фактически он прекращен.

10. Заявление о внесении изменений в реестр лицензий и прилагаемые к нему документы (в случае внесения изменений в реестр лицензий в соответствии с пунктом 8 настоящего Положения) лицензиат представляет в лицензирующий орган посредством использования единого портала. Заявление о внесении изменений в реестр лицензий подписывается лицензиатом усиленной квалифицированной электронной подписью.

В случае если заявление о внесении изменений в реестр лицензий и прилагаемые к нему документы (в случае внесения изменений в реестр лицензии в соответствии с пунктом 8 настоящего Положения) не могут быть представлены в лицензирующий орган посредством единого портала в связи с наличием в них сведений ограниченного доступа, лицензиат вправе представить непосредственно в лицензирующий орган указанные заявление и документы на бумажном носителе или направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

11. В отношении соискателя лицензии, лицензиата лицензирующий орган осуществляет оценку соответствия лицензионным требованиям в порядке и случаях, предусмотренных статьей 19.1 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", и с учетом дополнительных требований к порядку организации и проведения оценки соответствия, предусмотренному пунктами 12 - 16 настоящего Положения (далее - оценка соответствия).

12. Уполномоченными должностными лицами лицензирующего органа, наделенными правом осуществления оценки соответствия, являются:

а) руководитель лицензирующего органа;

б) заместители руководителя лицензирующего органа, в должностные обязанности которых в соответствии с их должностными инструкциями входит осуществление полномочий по осуществлению оценки соответствия или уполномоченные на осуществление оценки соответствия приказом (распоряжением) руководителя лицензирующего органа;

в) руководители структурных подразделений лицензирующего органа и иные работники лицензирующего органа, в должностные обязанности которых в соответствии с их должностными инструкциями входит осуществление полномочий по осуществлению оценки соответствия или уполномоченные на осуществление оценки соответствия приказом (распоряжением) руководителя лицензирующего органа.

13. Должностные лица лицензирующего органа при осуществлении оценки соответствия соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и настоящим Положением, а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий и обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

14. Оценка соответствия осуществляется в форме документарной оценки и (или) выездной оценки.

15. Оценка соответствия осуществляется на основании решения, принятого одним из должностных лиц лицензирующего органа, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 12 настоящего Положения.

16. Лицензирующий орган при проведении оценки соответствия запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов и органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

17. Внесение изменений в реестр лицензий в случаях, предусмотренных пунктом 8 настоящего Положения, осуществляется после проведения оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям в порядке, предусмотренном статьей 19.1 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", и с учетом дополнительных требований к порядку организации и проведения оценки соответствия, предусмотренных пунктами 12 - 16 настоящего Положения.

18. О предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий) лицензиат уведомляется в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 14 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

В случае отсутствия возможности получения лицензиатом уведомления о предоставлении лицензии (о внесении изменений в реестр лицензий) на адрес электронной почты лицензиата, указанный в заявлении о предоставлении лицензии (о внесении изменений в реестр лицензий), или с использованием единого портала такое уведомление может быть направлено лицензиату на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Срок направления уведомления о предоставлении лицензии (о внесении изменений в реестр лицензий) на бумажном носителе не может превышать 3 рабочих дня с даты внесения соответствующей записи в реестр лицензий.

19. Представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии и необходимых для получения лицензии документов, их прием лицензирующим органом, представление лицензиатом (его правопреемником или иным предусмотренным федеральным законом лицом) заявления о внесении изменений в реестр лицензий и прилагаемых к нему документов, их прием лицензирующим органом, принятие решений о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), о внесении изменений в реестр лицензий (об отказе во внесении изменений в реестр лицензий), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии и ее аннулировании, формирование и ведение лицензионного дела, ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, лицензионных делах соискателей лицензий и (или) лицензиатов, в том числе в электронном виде, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

20. Общий срок рассмотрения заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, включая проверку достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, оценку соответствия и принятие решения лицензирующим органом о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении, не может превышать 15 рабочих дней со дня регистрации надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов.

21. Сведения из реестра лицензий, а также информация об обязательных требованиях к выполнению работ и (или) оказанию услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной и (или) служебной тайны свободный доступ к таким сведениям в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен), размещаются лицензирующим органом в едином портале и официальном сайте лицензирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

III. Федеральный государственный лицензионный контроль

(надзор) за космической деятельностью

22. Федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за космической деятельностью (далее - лицензионный контроль) осуществляется лицензирующим органом.

23. Предметом лицензионного контроля является соблюдение лицензиатами лицензионных требований, установленных пунктом 4 настоящего Положения.

Грубым нарушением лицензионных требований является несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 настоящего Положения, повлекшее за собой хотя бы одно из последствий, предусмотренных частью 10 статьи 19.2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

24. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление лицензионного контроля, являются:

а) руководитель лицензирующего органа;

б) заместители руководителя лицензирующего органа, в должностные обязанности которых в соответствии с их должностными инструкциями входит осуществление полномочий по лицензионному контролю или уполномоченные на осуществление лицензионного контроля приказом (распоряжением) руководителя лицензирующего органа;

в) руководители структурных подразделений лицензирующего органа и иные работники лицензирующего органа, в должностные обязанности которых в соответствии с их должностными инструкциями входит осуществление полномочий по лицензионному контролю, в том числе проведению профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, или уполномоченные на осуществление лицензионного контроля распоряжением руководителя лицензирующего органа (далее - инспекторы).

25. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:

а) руководитель лицензирующего органа;

б) заместители руководителя лицензирующего органа, в должностные обязанности которых в соответствии с их должностными инструкциями входит принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий или уполномоченные на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий приказом (распоряжением) руководителя лицензирующего органа.

26. Инспекторы при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами и соблюдают обязанности, установленные статьей 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

27. Объектом лицензионного контроля при осуществлении лицензионного контроля являются выполняемые работы и оказываемые услуги при осуществлении космической деятельности (далее - объект лицензионного контроля).

28. Учет объектов лицензионного контроля осуществляется посредством сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах лицензионного контроля, представляемой в лицензирующий орган в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации.

29. Лицензирующий орган ежегодно разрабатывает и утверждает в соответствии с Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

30. При осуществлении лицензионного контроля проводятся следующие профилактические мероприятия:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

г) консультирование;

д) профилактический визит.

31. Информирование лицензиатов и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения лицензионных требований осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте лицензирующего органа в сети "Интернет" и в средствах массовой информации.

32. Лицензирующий орган размещает и поддерживает в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети "Интернет":

а) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление лицензионного контроля;

б) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление лицензионного контроля, о сроках и порядке их вступления в силу;

в) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих лицензионные требования, оценка соблюдения которых является предметом лицензионного контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении лицензионных требований, с текстами в действующей редакции;

г) утвержденные проверочные листы;

д) перечень индикаторов риска нарушения лицензионных требований;

е) программу профилактики рисков причинения вреда;

ж) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения лицензионных требований;

з) сведения о порядке досудебного обжалования решений лицензирующего органа, действий (бездействия) его должностных лиц;

и) доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики лицензирующего органа;

к) доклады о лицензионном контроле;

л) иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

33. По итогам обобщения правоприменительной практики лицензирующий орган готовит ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным, доклад о правоприменительной практике. Лицензирующий орган обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.

34. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом (распоряжением) руководителя лицензирующего органа до 1 марта и размещается на официальном сайте лицензирующего органа в сети "Интернет" не позднее 5-го рабочего дня со дня его утверждения.

35. В случае наличия у лицензирующего органа сведений о готовящихся нарушениях лицензионных требований или признаках нарушений лицензионных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение лицензионных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, лицензирующий орган объявляет лицензиату предостережение о недопустимости нарушения лицензионных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения лицензионных требований.

36. Лицензиат вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения подать в лицензирующий орган возражение в отношении предостережения (далее - возражение), в котором указываются:

полное и сокращенное (если имеется) наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма лицензиата, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности;

государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;

идентификационный номер налогоплательщика юридического лица;

номер телефона и адрес электронной почты;

дата и номер предостережения;

обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) лицензиата, которые приводят или могут привести к нарушению лицензионных требований;

способ направления ответа на возражение - в форме электронных документов (пакета электронных документов) или на бумажном носителе.

Лицензиат вправе приложить к возражению документы, подтверждающие обоснованность такого возражения, или их заверенные копии.

37. Возражения направляются в лицензирующий орган в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных электронной подписью лицензиата или лица, уполномоченного действовать от имени лицензиата, на официальный адрес электронной почты, указанный в предостережении.

38. Возражение и прилагаемые к нему документы (при наличии) лицензиат вправе представить непосредственно в лицензирующий орган на бумажном носителе или направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

39. Возражение рассматривается лицензирующим органом в течение 20 рабочих дней со дня регистрации возражения в лицензирующем органе.

40. По результатам рассмотрения возражения лицензирующий орган принимает одно из следующих решений:

а) удовлетворяет возражение путем отмены объявленного предостережения;

б) удовлетворяет возражение частично путем отмены объявленного предостережения частично;

в) отказывает в удовлетворении возражения.

41. Решение, принятое лицензирующим органом по результатам рассмотрения возражения, направляется лицензиату не позднее 3-го рабочего дня со дня, следующего за днем принятия решения, способом, указанным в возражении.

42. Повторное направление возражения по тем же основаниям не допускается. Поступившее в лицензирующий орган возражение по тем же основаниям подлежит оставлению без рассмотрения, о чем лицензиат уведомляется посредством направления ему соответствующего уведомления на адрес электронной почты или иным доступным и соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации способом.

43. Должностные лица лицензирующего органа, уполномоченные на осуществление лицензионного контроля, осуществляют консультирование лицензиатов и их представителей, в том числе письменное консультирование, по следующим вопросам:

а) предмет лицензионного контроля;

б) виды и порядок осуществления профилактических мероприятий;

в) виды и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

г) порядок обжалования решений лицензирующего органа, действий (бездействия) его должностных лиц;

д) порядок подачи возражений на предостережение.

44. Консультирование предоставляется:

а) при личном обращении - по телефону, посредством видео-конференц-связи либо на личном приеме;

б) при получении письменного запроса - посредством ответа в письменном виде;

в) в случае, если в рамках консультирования при личном обращении ответы на поставленные вопросы требуют получения дополнительных сведений и информации, - посредством ответа в письменном виде в срок не позднее 30-го календарного дня со дня, следующего за днем проведения консультирования при личном обращении;

г) в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.

45. Консультирование при личном обращении осуществляется в порядке очереди. Время консультирования при личном обращении одного лицензиата (его представителя) не может превышать 15 минут.

46. При поступлении 10 однотипных обращений по вопросам, указанным в пункте 43 настоящего Положения, консультирование по ним осуществляется посредством размещения на официальном сайте лицензирующего органа в сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа.

Консультирование лицензиатов (их представителей) осуществляется с учетом требований о соблюдении норм законодательства Российской Федерации о защите государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны.

47. Обязательный профилактический визит проводится в отношении лицензиатов, приступающих к осуществлению лицензируемого вида деятельности, в соответствии с положениями статьи 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

48. Лицензиатам, приступающим к осуществлению лицензируемого вида деятельности, лицензирующий орган предлагает проведение обязательного профилактического визита в течение 1 года с момента начала такой деятельности.

49. Обязательный профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности лицензиата либо путем использования видео-конференц-связи. Длительность профилактического визита не может превышать 1 рабочий день.

50. В ходе обязательного профилактического визита инспектор доводит до лицензиата информацию о лицензионных требованиях, соблюдение которых является обязательным при осуществлении им лицензируемой деятельности.

51. В ходе обязательного профилактического визита инспектором может осуществляться консультирование лицензиата, осуществляемое в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и настоящим Положением.

52. Лицензирующий орган уведомляет лицензиата о проведении обязательного профилактического визита не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения путем направления уведомления о проведении обязательного профилактического визита на адрес электронной почты лицензиата в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

53. В уведомлении о проведении обязательного профилактического визита указываются следующие сведения:

а) полное и сокращенное наименование лицензирующего органа, в том числе адрес места нахождения и официальный адрес электронной почты;

б) полное и сокращенное (если имеется) наименование лицензиата, в отношении которого будет проводиться обязательный профилактический визит;

в) основание проведения обязательного профилактического визита;

г) дата и способ проведения обязательного профилактического визита;

д) способ направления лицензиатом уведомления об отказе от проведения обязательного профилактического визита.

54. Лицензиат вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом лицензирующий орган не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения любым доступным способом, указанным в уведомлении о проведении обязательного профилактического визита.

55. Проведение обязательного профилактического визита осуществляется инспектором с учетом требований о соблюдении норм законодательства Российской Федерации о защите государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны.

56. При осуществлении лицензионного контроля лицензирующий орган проводит следующие внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия:

документарная проверка;

выездная проверка.

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении лицензионного контроля не проводятся.

57. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении лицензиатов проводятся в порядке и случаях, предусмотренных главами 12 и 13 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

58. Для проведения выездной проверки, а также документарной проверки принимается решение лицензирующего органа, подписанное уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа, в котором указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

59. В случае проведения выездной проверки для фиксации инспектором доказательств нарушений лицензионных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи.

Решение о необходимости использования собственных технических средств, в том числе электронных вычислительных машин и электронных носителей информации, копировальных аппаратов, сканеров, телефонов (в том числе сотовой связи), средств, необходимых для осуществления фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушения лицензионных требований в ходе выездной проверки, принимается инспекторами самостоятельно.

Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.

60. Фиксация нарушений лицензионных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений лицензионных требований. Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения выездной проверки непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения лицензионных требований. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия. Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

61. Документарная проверка проводится в соответствии с положениями статьи 72 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

62. Документарная проверка проводится по месту нахождения лицензирующего органа.

63. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах лицензиатов, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими лицензионных требований и решений лицензирующего органа.

64. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) получение письменных объяснений;

б) истребование документов.

65. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления лицензирующим органом лицензиату требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в лицензирующий орган, а также период с момента направления лицензиату информации о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных лицензиатом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся в распоряжении лицензирующего органа документах и (или) полученным при осуществлении лицензионного контроля, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в лицензирующий орган.

66. Выездная проверка проводится в соответствии с положениями статьи 73 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

67. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) опрос;

в) получение письменных объяснений;

г) истребование документов.

68. Срок проведения выездной проверки составляет 3 рабочих дня.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству или обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.

69. Внеплановая выездная проверка проводится только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

70. О проведении выездной проверки лицензиат уведомляется путем направления ему копии приказа лицензирующего органа о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", за исключением случая, указанного в части 12 статьи 66 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

71. По окончании проведения выездной проверки составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии с положениями главы 16 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

72. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, оформляются с учетом соблюдения требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

73. Лицензиаты, права и законные интересы которых, по их мнению, были нарушены в ходе осуществления лицензионного контроля, имеют право на досудебное обжалование, осуществляемое в порядке, предусмотренном главой 9 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

74. Предметом досудебного обжалования являются:

а) решения лицензирующего органа о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

б) акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений;

в) действия (бездействие) должностных лиц лицензирующего органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

75. Жалоба на решения лицензирующего органа, акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений, а также действия (бездействие) его должностных лиц при осуществлении лицензионного контроля рассматривается комиссией по рассмотрению жалоб на решения лицензирующего органа, акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений, а также действия (бездействие) его должностных лиц при осуществлении лицензионного контроля (далее соответственно - комиссия, жалоба).

Порядок организации работы комиссии, принятия решений по жалобам, персональный состав, права и обязанности членов комиссии устанавливаются правовым актом лицензирующего органа. В состав комиссии могут входить заместитель руководителя, руководители структурных подразделений, заместители руководителей структурных подразделений и иные работники лицензирующего органа.

76. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации в федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

77. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается лицензиатом без использования единого портала в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне, и рассматривается комиссией в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации в лицензирующем органе.

78. Решение комиссии по жалобе, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете лицензиата на едином портале в срок не позднее 1 рабочего дня со дня его принятия, а по жалобе, содержащей сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, доводится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

79. Ключевым показателем лицензионного контроля является вероятность причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям вследствие аварий ракет космического назначения при их пусках, возникших по причине нарушения лицензионных требований, установленных пунктом 4 настоящего Положения.

Целевое значение ключевого показателя лицензионного контроля - не более 0,02.

Ключевой показатель лицензионного контроля (КП) рассчитывается по формуле:

КП = n / N,

где:

n - количество аварийных пусков ракет космического назначения по причине нарушения лицензиатом лицензионных требований, предусмотренных пунктом 4 настоящего Положения, за отчетный год;

N - общее количество пусков ракет космического назначения за 5 лет, предшествующих окончанию отчетного года.

Приложение

к Положению о лицензировании

космической деятельности

ПЕРЕЧЕНЬ

ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ И ОКАЗЫВАЕМЫХ УСЛУГ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I. Виды работ, для выполнения которых требуется лицензия

на осуществление космической деятельности

1. Разработка изделий ракетно-космической техники <*>, за исключением опытных образцов (макетов), не предназначенных для летных испытаний (эксплуатации) в составе космических систем и комплексов.

2. Изготовление изделий ракетно-космической техники <*>, за исключением опытных образцов (макетов), не предназначенных для летных испытаний (эксплуатации) в составе космических систем и комплексов.

3. Производство (серийное) изделий ракетно-космической техники <*>.

4. Испытания изделий ракетно-космической техники <*>, за исключением опытных образцов (макетов), не предназначенных для летных испытаний (эксплуатации) в составе космических систем и комплексов.

5. Ремонт изделий ракетно-космической техники <*>.

6. Продление установленных ресурсов и срока службы изделий ракетно-космической техники <*>.

II. Виды услуг, для оказания которых требуется лицензия

на осуществление космической деятельности

7. Услуги по подготовке к пуску ракет космического назначения и выведению космических объектов на орбиту.

8. Услуги по пуску ракет космического назначения и выведению космических объектов на орбиту.

9. Услуги по утилизации спускаемых аппаратов (капсул), составных частей ракет космического назначения и (или) составных частей космических аппаратов.

10. Услуги по экологическому обследованию территории космодромов и районов падения отделяющихся частей ракет космического назначения.

11. Услуги по проведению поисковых, поисково-спасательных и аварийно-спасательных мероприятий, в том числе по эвакуации спускаемых аппаратов (капсул), составных частей ракет космического назначения.

12. Услуги по разработке, производству, монтажу, испытанию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации, ремонту, доработке и модернизации технологического оборудования объектов наземной космической инфраструктуры.

13. Услуги по разработке, производству, монтажу, испытанию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации, ремонту, доработке, модернизации приборов и систем для измерений, контроля, испытаний ракетно-космической техники на объектах наземной космической инфраструктуры.

14. Услуги наземных центров по управлению полетами космических объектов, запущенных в космическое пространство.

15. Услуги по приему и первичной обработке информации, получаемой с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли (за исключением информации, используемой для образовательных целей).

16. Услуги по расчету траекторий движения ракет-носителей, разгонных блоков, баллистико-навигационному обеспечению полетов космических аппаратов.

17. Услуги по проведению наземной экспериментальной отработки ракетно-космической техники и ее составных частей.

18. Подготовка участников космического полета к космическому полету.

--------------------------------

<*> Изделия ракетно-космической техники:

1. Средства выведения и двигательные установки.

1.1. Ракеты-носители и разгонные блоки.

1.1.1. Ракеты-носители.

1.1.2. Разгонные блоки и блоки выведения.

1.2. Бортовые системы средств выведения.

1.2.1. Двигательные установки ракет-носителей.

1.2.2. Двигательные установки разгонных блоков, блоков выведения и космических аппаратов.

1.2.3. Камеры сгорания.

1.2.4. Турбонасосные агрегаты.

1.2.5. Системы измерений в составе двигательных установок.

1.2.6. Агрегаты пневмогидросистем двигательных установок, подлежащие самостоятельной поставке по результатам испытаний.

1.2.7. Баки и шары-баллоны, в том числе из композитных материалов.

1.2.8. Прочие элементы двигательных установок средств выведения, не поименованные в настоящем перечне.

1.2.9. Системы управления средств выведения и их составные части, подлежащие самостоятельной поставке.

1.2.10. Головные обтекатели, их элементы и системы.

1.2.11. Системы разделения (открытия головного обтекателя) и их составные части, подлежащие самостоятельной поставке.

1.2.12. Системы отделения космических аппаратов.

1.2.13. Переходные системы.

2. Космические аппараты и их элементы.

2.1. Космические аппараты.

2.1.1. Автоматические космические аппараты.

2.1.2. Пилотируемые космические аппараты.

2.1.3. Космические аппараты, предназначенные для посадки и (или) перемещения по поверхности планет, их спутников и иных космических тел.

2.2. Обеспечивающие системы космических аппаратов.

2.2.1. Солнечные батареи космических аппаратов.

2.2.2. Аккумуляторные батареи космических аппаратов.

2.2.3. Бортовые центральные вычислительные машины космических аппаратов и их элементы, в том числе радиоэлектронная аппаратура системы управления космическими аппаратами.

2.2.4. Радиоэлектронные модули для средств связи, в том числе телевизионной, в составе космических аппаратов.

2.2.5. Составные части приборов для управления, навигации, измерения, контроля, испытаний и прочих целей в составе космических аппаратов.

2.2.6. Антенны космического назначения в составе орбитальных технических комплексов, обеспечивающих их использование по целевому назначению.

2.2.7. Системы торможения и спуска космического аппарата (отделяемой части космического аппарата) на Землю.

2.2.8. Системы торможения и посадки космических аппаратов исследования планет, их спутников и иных космических тел.

2.2.9. Системы обеспечения температурного режима.

2.2.10. Программно-аппаратные средства бортовой аппаратуры.

2.3. Системы и изделия, обеспечивающие выполнение пилотируемых космических программ.

2.3.1. Системы жизнеобеспечения экипажа изделий пилотируемых космических комплексов.

2.3.2. Системы аварийного спасения изделий пилотируемых космических комплексов.

2.3.3. Скафандры аварийно-спасательные.

2.3.4. Скафандры (за исключением аварийно-спасательных) и иное оборудование, необходимое для работ вне изделия пилотируемого космического комплекса.

2.3.5. Кресла анатомические специальные для космических полетов космонавтов.

2.4. Функциональные дополнения системы ГЛОНАСС.

3. Наземные технические средства космических комплексов (специальных наземных космических комплексов).

3.1. Оборудование, приборы, системы (комплексы) технологического оборудования объектов наземной космической инфраструктуры.

3.2. Антенны космического назначения в составе орбитальных и наземных технических комплексов, обеспечивающих их использование по целевому назначению.

3.3. Программно-аппаратные средства наземной аппаратуры ракетно-космической техники.

3.4. Научные, метеорологические, геодезические, геофизические приборы и аппаратура и приборы и аппаратура аналогичного типа, а также программные средства, входящие в состав наземных технических средств космических комплексов и обеспечивающие их использование по целевому назначению.

3.5. Наземные тренажеры для подготовки космонавтов к космическому полету.

3.6. Составные части наземных тренажеров для подготовки космонавтов к космическому полету.

3.7. Средства специального центра специальных наземных космических комплексов в части планирования работы бортовой специальной аппаратуры.

3.8. Средства пунктов приема и обработки специальной информации специальных наземных космических комплексов, обеспечивающие закладку рабочих программ работы бортовой специальной аппаратуры.

4. Комплектующие изделия и элементы для применения в составе космических средств.

4.1. Изделия электронной компонентной базы, электро- и радиоизделия для использования в ракетно-космической технике.

4.2. Датчики и преобразующая аппаратура для использования в бортовой аппаратуре ракетно-космической техники.

4.3. Оптико-электронные средства для использования в бортовой аппаратуре ракетно-космической техники.

4.4. Комплектующие радио- и телевизионной передающей аппаратуры для использования в составе космических комплексов.

4.5. Приборы и аппаратура для измерения электрических величин или ионизирующих излучений для использования в составе космических комплексов.

4.6. Приборы, датчики, аппаратура для измерения, контроля и испытаний для использования в составе космических комплексов, не указанные в настоящем перечне.

4.7. Радиоэлектронные модули для средств связи, эксплуатируемых в составе наземных технических средств космических комплексов и обеспечивающих их использование по целевому назначению.

4.8. Комплектующее оборудование, проектируемое и изготавливаемое специально для изделий ракетно-космической техники.

Другие документы по теме
"Об утверждении Правил исключения пестицида или агрохимиката из Государственного каталога пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, изменения регламентов применения пестицида или агрохимиката и (или) срока государственной регистрации пестицида или агрохимиката до истечения срока действия государственной регистрации"
"Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, в которых создаются специализированные структурные подразделения с наименованием "специализированный учебно-научный центр"
"О внесении изменений в Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности"
"О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость"
Ошибка на сайте