Постановление Правительства РФ от 12.07.2022 N 1239
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2022 г. N 1239
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОКАЗАНИИ ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ ИНОСТРАННЫМ ГОСУДАРСТВАМ
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об оказании гуманитарной помощи иностранным государствам.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. N 644 "О порядке оказания помощи иностранным государствам в ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 37, ст. 3714);
постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 2001 г. N 338 "О внесении дополнения в Положение об оказании помощи иностранным государствам в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. N 644" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 19, ст. 1943);
пункт 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2012 г. N 1038 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 43, ст. 5874).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 июля 2022 г. N 1239
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОКАЗАНИИ ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ ИНОСТРАННЫМ ГОСУДАРСТВАМ
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и проведения мероприятий по оказанию гуманитарной помощи иностранным государствам.
2. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:
"гуманитарная помощь иностранным государствам" - осуществление Российской Федерацией международных гуманитарных операций по оказанию помощи иностранным государствам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций;
"гуманитарные операции" - мероприятия в виде направления гуманитарных грузов (товаров, материальных ценностей) на территории иностранных государств и (или) проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, включая тушение пожаров.
3. Гуманитарная помощь иностранному государству оказывается на основании поручения и (или) указания Президента Российской Федерации, поручения Председателя Правительства Российской Федерации и (или) Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации в случае обращения пострадавшего иностранного государства или Организации Объединенных Наций к международному сообществу или Российской Федерации.
4. Обращения, указанные в пункте 3 настоящего Положения, могут быть официально объявлены уполномоченными лицами пострадавшего иностранного государства или Организации Объединенных Наций, переданы по дипломатическим каналам, через международные организации или компетентный орган пострадавшего иностранного государства, уполномоченный на решение вопросов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5. Оказание гуманитарной помощи иностранным государствам осуществляется силами и средствами российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования.
С учетом вида и характера чрезвычайной ситуации к оказанию гуманитарной помощи в случае необходимости могут привлекаться силы и средства, не входящие в состав российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования.
6. В целях компенсации расходов федеральным органам исполнительной власти, участвующим в гуманитарной операции, издается акт Правительства Российской Федерации.
7. Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию гуманитарной помощи иностранным государствам осуществляется за счет:
а) бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации в соответствии с установленным порядком;
б) бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в федеральном бюджете по подразделу "Международные отношения и международное сотрудничество" раздела "Общегосударственные вопросы" классификации расходов бюджетов на текущий финансовый год и плановый период;
в) бюджетных ассигнований, выделяемых на мероприятия по оказанию гуманитарной помощи иностранным государствам из иных источников федерального бюджета.
8. В целях организации и проведения мероприятий по оказанию гуманитарной помощи иностранным государствам федеральные органы исполнительной власти осуществляют следующие мероприятия:
а) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в том числе с привлечением подведомственных учреждений:
готовит по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании обращений, указанных в пункте 3 настоящего Положения, предложения о составе гуманитарной помощи иностранным государствам и вносит их на рассмотрение в Правительство Российской Федерации;
обеспечивает и координирует российское участие в гуманитарных операциях в рамках оказания гуманитарной помощи иностранным государствам;
организует и обеспечивает проведение подготовительных мероприятий, необходимых для оказания гуманитарной помощи, включая мониторинг и прогнозирование чрезвычайной ситуации;
приводит в состояние готовности российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования и другие силы и средства, необходимые для формирования российского отряда (группы), направляемого в зону чрезвычайной ситуации;
осуществляет взаимодействие с национальными компетентными органами и международными организациями в зоне чрезвычайной ситуации;
осуществляет во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти формирование номенклатуры и объемов гуманитарных грузов (товаров, материальных ценностей), их доставку и передачу;
направляет по согласованию с принимающей стороной российский отряд (группу), снаряженный специальным оборудованием, техникой и при необходимости транспортными средствами в зону чрезвычайной ситуации для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, включая тушение пожаров;
обеспечивает проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, включая тушение пожаров, в зоне чрезвычайной ситуации во взаимодействии с национальными и международными структурами;
осуществляет таможенное декларирование гуманитарных грузов (товаров, материальных ценностей), а также специального оборудования, техники и транспортных средств, необходимых для проведения российским отрядом (группой) мероприятий по оказанию гуманитарной помощи иностранным государствам;
готовит и согласовывает с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проекты актов Правительства Российской Федерации по вопросам, требующим принятия решения Правительства Российской Федерации;
осуществляет или участвует в финансовом обеспечении мероприятий по оказанию гуманитарной помощи иностранным государствам;
б) Министерство иностранных дел Российской Федерации:
оказывает содействие Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в согласовании состава гуманитарной помощи иностранным государствам, объема и номенклатуры гуманитарных грузов (товаров, материальных ценностей) с органами власти иностранного государства, на территории которого возникла чрезвычайная ситуация, и (или) специализированными международными и региональными организациями;
содействует в решении организационных, технических и иных вопросов на территории иностранного государства, в том числе вопросов следования по его территории (воздушному пространству, территориальным водам), доставки и передачи гуманитарных грузов (товаров, материальных ценностей) уполномоченным представителям органов власти пострадавшего иностранного государства и (или) представителям международных гуманитарных организаций;
предпринимает по дипломатическим каналам меры по обеспечению содействия органов власти иностранного государства, на территории которого возникла чрезвычайная ситуация, а при необходимости - органов власти третьих государств в осуществлении мероприятий по доставке российского отряда (группы), специального оборудования, техники и транспортных средств в зону чрезвычайной ситуации, а также обеспечивает представителям российского отряда (группы) консульскую поддержку;
направляет по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий сотрудников Министерства иностранных дел Российской Федерации и (или) представителей посольства (генконсульства) Российской Федерации в зону чрезвычайной ситуации для оказания российскому отряду (группе) необходимого содействия;
обеспечивает взаимодействие российского отряда (группы) с национальными и международными структурами, осуществляющими координацию работ по ликвидации чрезвычайной ситуации;
в) Министерство финансов Российской Федерации участвует в финансовом обеспечении мероприятий по оказанию гуманитарной помощи иностранным государствам;
г) Федеральное агентство по государственным резервам осуществляет выпуск материальных ценностей из государственного материального резерва в распоряжение Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий для оказания гуманитарной помощи иностранным государствам по поручению Правительства Российской Федерации. Восполнение запасов материальных ценностей, выпущенных из государственного материального резерва для оказания гуманитарной помощи иностранным государствам, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, определенных в акте Правительства Российской Федерации об оказании гуманитарной помощи иностранным государствам;
д) Федеральная таможенная служба обеспечивает совершение таможенных операций в отношении гуманитарных грузов (товаров, материальных ценностей), а также специального оборудования и техники (в том числе транспортных средств), перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза для оказания гуманитарной помощи иностранным государствам и обеспечения жизнедеятельности российского отряда (группы), в первоочередном порядке с освобождением от уплаты таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров;
е) Министерство здравоохранения Российской Федерации:
организует направление в соответствии с поручением и (или) указанием Президента Российской Федерации и (или) поручением Правительства Российской Федерации и запросом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий сотрудников (медицинских работников) подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации организаций или главных внештатных специалистов Министерства здравоохранения Российской Федерации с необходимым медицинским имуществом (в зависимости от характера и вида чрезвычайной ситуации) в зону чрезвычайной ситуации с последующим возмещением расходов за счет бюджетных ассигнований, определяемых актом Правительства Российской Федерации об оказании гуманитарной помощи иностранным государствам;
осуществляет выпуск материальных ресурсов из резерва Министерства здравоохранения Российской Федерации и передает их Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий для доставки пострадавшему иностранному государству в целях ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций с последующим их восполнением за счет бюджетных ассигнований, определяемых актом Правительства Российской Федерации об оказании гуманитарной помощи иностранным государствам;
ж) Федеральная служба безопасности Российской Федерации осуществляет в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации пограничный контроль российского отряда (группы), гуманитарных грузов (товаров, материальных ценностей), перемещаемых через государственную границу Российской Федерации для оказания гуманитарной помощи иностранным государствам и обеспечения жизнедеятельности российского отряда (группы), в первоочередном порядке.
9. Выдача лицензий, разрешений и сертификатов в отношении гуманитарных грузов (товаров, материальных ценностей), а также специального оборудования, техники и транспортных средств, вывозимых с территории Российской Федерации для оказания гуманитарной помощи иностранным государствам, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в первоочередном порядке.
10. После завершения мероприятий по оказанию гуманитарной помощи иностранному государству Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий представляет Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство Российской Федерации доклад о выполнении соответствующих поручений и (или) указаний и об итогах проведенной гуманитарной операции.