Постановление Правительства РФ от 31.10.1999 N 1203
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 1999 г. N 1203
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О КУРОРТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ НАЛЬЧИК
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о курорте федерального значения Нальчик.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 октября 1999 г. N 1203
ПОЛОЖЕНИЕ
О КУРОРТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ НАЛЬЧИК
I. Общие положения
1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" и другими нормативными правовыми актами, определяет порядок и особенности функционирования курорта федерального значения Нальчик (Кабардино-Балкарская Республика).
2. Курорт Нальчик относится к особо охраняемой природной территории.
3. Общая площадь территории курорта Нальчик в границах округа горно-санитарной охраны составляет 363,35 гектара и включает в себя зоны различного функционального назначения.
4. Курорт Нальчик в качестве освоенной и функционирующей в лечебно-профилактических целях особо охраняемой природной территории располагает природными лечебными ресурсами, необходимыми устройствами и сооружениями для их использования, санаторно-курортными организациями, учреждениями отдыха и культуры, парками и лесопарками, предприятиями общественного питания, торговли, бытового обслуживания и иными объектами инфраструктуры.
5. Основными природными лечебными ресурсами курорта Нальчик являются минеральные воды, лечебные грязи и лечебный климат.
6. Для курорта Нальчик характерны следующие типы минеральных вод:
сероводородные воды;
кремнистые термы;
йодобромные рассолы;
воды, содержащие бор и углекислый газ.
7. Курорт Нальчик обеспечивается сульфидными иловыми лечебными грязями из месторождения озера Большой Тамбукан, расположенного на территории Кабардино-Балкарской Республики и Ставропольского края.
8. Климат курорта Нальчик, характеризующийся обилием солнечных дней, умеренной влажностью, отсутствием сильной жары и наличием горно-долинных ветров малой скорости, чистотой воздуха в сочетании с богатой растительностью, обеспечивает благоприятные условия для организации на курорте климатолечения.
9. Курорт Нальчик является бальнеогрязевым и горноклиматическим курортом со специализацией медицинского профиля по лечению и профилактике болезней системы кровообращения и нервной системы, костно-мышечной системы и соединительной ткани, органов пищеварения, мочеполовой системы, болезней эндокринной системы, расстройств питания и нарушений обмена веществ, а также болезней кожи и подкожной клетчатки.
II. Порядок функционирования курорта
10. Санаторно-курортные организации на территории курорта Нальчик создаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Реорганизация санаторно-курортных организаций производится с сохранением ими своей лечебно-оздоровительной специализации.
11. Медицинский профиль санаторно-курортных организаций на курорте Нальчик определяется федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
12. Оптимальная вместимость курорта Нальчик определяется исходя из норм использования природных лечебных ресурсов, их запасов, естественной возобновляемости, наличия свободных для освоения территорий, эксплуатационных возможностей объектов инфраструктуры курорта, а также необходимости сохранения благоприятной экологической обстановки на его территории.
13. Вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами курорта Нальчик находятся в совместном ведении Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики. Природные лечебные ресурсы используются в лечебно-оздоровительных целях в санаторно-курортных организациях, а также для промышленного розлива минеральных вод в пределах утвержденных эксплуатационных запасов.
14. Минеральные воды и лечебные грязи курорта Нальчик предоставляются в пользование на основании лицензий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
15. Земельные участки, леса и парки в пределах территории курорта Нальчик имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа горно-санитарной охраны.
16. Юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, пользующиеся природными лечебными ресурсами, земельными участками и другими природными ресурсами курорта Нальчик, а также объектами его инфраструктуры, обязаны принимать в установленном порядке участие в реализации общекурортных мероприятий и мероприятий по развитию гидроминеральной базы курорта, охране природы и лечебных ресурсов. Характер и объем участия определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договорами.
17. На территории курорта Нальчик устанавливается режим, предусматривающий проведение мероприятий по борьбе с шумом, запыленностью и загазованностью атмосферного воздуха, регулирование работы транспорта, зрелищных и торговых предприятий, а также осуществляются другие мероприятия по охране здоровья граждан и окружающей природной среды.
18. В целях сохранения санитарно-эпидемиологического благополучия на территории курорта Нальчик осуществляются санитарно-противоэпидемические, санитарно-гигиенические, медико-санитарные и ветеринарные мероприятия.
III. Организация лечебной деятельности на курорте
19. Санаторно-курортные организации, осуществляющие на территории курорта Нальчик лечебно-профилактическую деятельность с использованием природных лечебных ресурсов, имеют статус лечебно-профилактических организаций и функционируют на основании выданных в установленном порядке лицензий.
20. Оздоровление граждан в санаторно-курортных организациях на курорте Нальчик осуществляется в соответствии с медицинскими показаниями и по методикам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
21. Контроль за лечебно-профилактической деятельностью санаторно-курортных организаций на курорте Нальчик, а также оказание им научно-методической и консультативной помощи осуществляют органы управления здравоохранением Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.
IV. Развитие и застройка курорта
22. Развитие курорта Нальчик осуществляется в соответствии с федеральными программами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
23. Застройка курорта Нальчик осуществляется в соответствии с проектом районной планировки и генеральным планом курорта, утверждаемыми в установленном порядке.
24. Генеральный план, проекты районной и детальной планировки курорта Нальчик разрабатываются с учетом требований режима округа горно-санитарной охраны и схем землеустройства и согласовываются с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Строительство в пределах округа горно-санитарной охраны осуществляется на основании разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых, выдаваемого в установленном порядке.
25. Предоставление земельных участков для строительства санаторно-курортных организаций и других объектов курортного назначения в пределах территории курорта Нальчик производится в соответствии с генеральным планом и проектами детальной планировки курорта в порядке, установленном земельным законодательством.
Правительство Кабардино-Балкарской Республики на основании принятого генерального плана, схем детальной планировки и схем охраны природы принимает решение о резервировании земельных участков и об ограничении на них хозяйственной деятельности.
Земельные участки для строительства промышленных предприятий и других объектов, непосредственно не связанных с курортным обслуживанием, в пределах территории курорта Нальчик не предоставляются.
26. Разработка проектов на строительство или расширение санаторно-курортных организаций на территории курорта Нальчик производится по заданиям на проектирование, согласованным с Правительством Кабардино-Балкарской Республики и федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры, спорта и туризма.
27. Генеральный план курорта Нальчик, проект районной планировки, проекты на строительство и реконструкцию зданий и сооружений курорта подлежат в установленном порядке государственной экспертизе, в том числе государственной экологической экспертизе.
V. Разработка природных лечебных ресурсов и санитарная
(горно-санитарная) охрана курорта
28. Разработка месторождений минеральных вод и лечебных грязей на курорте Нальчик осуществляется специализированными гидрогеологическими организациями, имеющими лицензии на этот вид деятельности.
29. Разработка месторождений минеральных вод и лечебных грязей, строительство водозаборных сооружений и других устройств по их извлечению и транспортировке, ведение систематических гидрорежимных наблюдений осуществляются на курорте Нальчик в соответствии с технологическими схемами, согласованными и утвержденными в установленном порядке.
30. Запретительные и санитарно-оздоровительные мероприятия на территории курорта Нальчик и сроки их реализации предусматриваются режимом округа горно-санитарной охраны.
31. Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округе горно-санитарной охраны курорта Нальчик осуществляются за счет средств юридических и физических лиц, нарушивших установленный режим округа горно-санитарной охраны.
32. Контроль и надзор за обеспечением установленного режима округа горно-санитарной охраны курорта Нальчик, за правильностью разработки природных лечебных ресурсов и за охраной их от порчи и преждевременного истощения осуществляют в пределах своей компетенции соответствующие федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики.
VI. Экономическое регулирование деятельности курорта
33. Финансирование курорта Нальчик осуществляется в соответствии с федеральными программами за счет средств федерального бюджета, бюджета Кабардино-Балкарской Республики, а также за счет иных источников финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
34. Санаторно-курортные организации курорта Нальчик, специализирующиеся на лечении граждан, имеющих льготы по санаторно-курортному обслуживанию, установленные Правительством Российской Федерации, с учетом объемов оказанных услуг приравниваются по оплате коммунальных услуг к лечебным учреждениям, подведомственным органам местного самоуправления.