Уже через полтора месяца единый реестр контрольно-надзорных мероприятий заменит единый реестр проверок. Чиновники обещают, что с его помощью бизнес сможет следить за процессом проведения проверки в онлайн-режиме.
Постановление Правительства РФ от 24.07.2020 N 1108
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2020 г. N 1108
О ПРОВЕДЕНИИ
НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТА
ПО ДОСУДЕБНОМУ ОБЖАЛОВАНИЮ РЕШЕНИЙ КОНТРОЛЬНОГО
(НАДЗОРНОГО) ОРГАНА, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ)
ЕГО ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Провести с 17 августа 2020 г. по 30 июня 2021 г. на территории Российской Федерации эксперимент по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц (далее - эксперимент).
2. Утвердить прилагаемое Положение о проведении на территории Российской Федерации эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц.
3. Установить, что:
а) участниками эксперимента, уполномоченными на рассмотрение поступающих в рамках эксперимента жалоб, являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по аккредитации, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральная служба судебных приставов, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Федеральное агентство по туризму;
б) виды федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых осуществляется эксперимент, определяются межведомственной рабочей группой по обеспечению проведения эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц с учетом предложений федерального органа исполнительной власти, к компетенции которого относится соответствующий вид контроля (надзора).
4. Министерству экономического развития Российской Федерации:
а) в целях координации и методического обеспечения эксперимента создать межведомственную рабочую группу по обеспечению проведения эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц с участием органов, указанных в подпункте "а" пункта 3 настоящего постановления, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации";
б) обеспечить проведение оценки результатов эксперимента и представление доклада о ходе эксперимента в Правительство Российской Федерации до 1 марта 2021 г.
5. Установить, что межведомственная рабочая группа по обеспечению проведения эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц утверждает методические рекомендации по проведению эксперимента, предусматривающие виды федерального государственного контроля (надзора), в рамках которых осуществляется эксперимент, а также порядок распространения эксперимента на территориях субъектов Российской Федерации.
6. Проведение эксперимента осуществляется в пределах установленной штатной численности работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти, являющимся участниками эксперимента, в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 июля 2020 г. N 1108
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ДОСУДЕБНОМУ ОБЖАЛОВАНИЮ РЕШЕНИЙ
КОНТРОЛЬНОГО (НАДЗОРНОГО) ОРГАНА, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ)
ЕГО ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения на территории Российской Федерации эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц (далее - эксперимент).
2. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:
"досудебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц" - процедура разрешения спора с контролируемым лицом, осуществляемая органом, уполномоченным на рассмотрение жалобы контролируемого лица;
"жалоба" - обращение контролируемого лица о восстановлении или защите нарушенных, по его мнению, прав или законных интересов при проведении мероприятия по контролю, сведения о котором подлежат внесению в федеральную государственную информационную систему "Единый реестр проверок" (далее - единый реестр проверок), оформленное и поданное с соблюдением установленных настоящим Положением требований;
"контролируемое лицо" - юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель, либо гражданин, не осуществляющий предпринимательскую деятельность, в рамках мероприятия по контролю, сведения о котором подлежат внесению в единый реестр проверок, было принято юридически значимое решение, совершено действие (бездействие), при этом, по их мнению, были нарушены права и законные интересы, имеющие право на досудебное обжалование;
"контрольные (надзорные) органы" - федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие государственный контроль (надзор) и являющиеся участниками эксперимента, право на досудебное обжалование решений которых либо действий (бездействия) должностных лиц которых предусмотрено настоящим Положением.
3. Целями эксперимента являются создание и апробация механизма защиты прав контролируемых лиц при взаимодействии с контрольными (надзорными) органами в рамках проведения мероприятий по контролю, сведения о которых подлежат внесению в единый реестр проверок.
4. Подача жалобы контролируемым лицом осуществляется в добровольном порядке посредством использования личного кабинета в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Рассмотрение жалобы осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной налоговой службой, Федеральной службой по аккредитации, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, Федеральной службой по труду и занятости, Федеральной службой судебных приставов, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и Федеральным агентством по туризму (далее - органы, уполномоченные на рассмотрение жалоб) с использованием государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольно-надзорной деятельности" или с использованием ведомственных информационных систем органов, уполномоченных на рассмотрение жалоб, посредством интеграции с государственной информационной системой "Типовое облачное решение по автоматизации контрольно-надзорной деятельности" через единую систему межведомственного электронного взаимодействия.
5. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках проведения мероприятий по контролю, сведения о которых подлежат внесению в единый реестр проверок, имеют право на досудебное обжалование:
а) решения контрольного (надзорного) органа о назначении плановой, внеплановой проверки;
б) предписания об устранении выявленных нарушений, выданных контролируемому лицу;
в) меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения, принятые в соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
г) действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа.
6. Жалоба должна содержать:
наименование контрольного (надзорного) органа, решение которого обжалуется;
фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии);
фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина либо наименование организации-заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, желаемый способ получения решения по жалобе;
сведения об обжалуемых решениях контрольного (надзорного) органа и (или) действиях (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подающего жалобу;
основания и доводы, на основании которых контролируемое лицо не согласно с решением контрольного (надзорного) органа, действием (бездействием) его должностного лица. Контролируемым лицом могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;
требования контролируемого лица, подавшего жалобу;
указание на учетный номер мероприятия по контролю, в рамках которого подается жалоба.
7. Жалоба гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. Жалоба организации должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
8. Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа.
Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа;
об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа.
8(1). Жалоба может содержать ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы.
Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, принимает решение:
о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы;
об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи жалобы.
9. По итогам рассмотрения жалобы орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, принимает одно из следующих решений:
оставляет жалобу без удовлетворения;
отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;
отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью и принимает новое решение;
признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
10. Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительные информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы, посредством способа, определенного в соответствии с абзацем первым пункта 4 настоящего Положения. Неполучение от контролируемого лица указанных информации и документов не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
11. Контролируемое лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы.
12. Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, отказывает в рассмотрении жалобы по следующим основаниям:
а) жалоба подана по истечении 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (за исключением случаев, когда нормативным правовым актом о виде федерального государственного контроля (надзора) установлен иной срок подачи жалобы), и не содержит ходатайства о восстановлении указанного срока;
б) принято решение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи жалобы;
в) до принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;
г) имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;
д) ранее в орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
е) жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица контрольного (надзорного) органа, а также членов его семьи;
ж) ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий повторное обращение данного контролируемого лица с жалобой, при этом не приводятся новые доводы или обстоятельства;
з) жалоба подана в орган, не уполномоченный на ее рассмотрение;
и) законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа.
13. Отказ в рассмотрении жалобы исключает повторное обращение контролируемого лица с жалобой по тому же предмету (за исключением отказа на основании подпунктов "е" и "з" пункта 12 настоящего Положения при условии устранения причин, послуживших основанием для такого отказа).