Постановление Минтруда РФ от 12.05.1992 N 14
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 1992 г. N 14
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УКРУПНЕННЫХ НОРМАТИВОВ (НОРМ)
ВРЕМЕНИ НА РЕМОНТ АВТОМОБИЛЕЙ МАРОК "МОСКВИЧ" В УСЛОВИЯХ
АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Министерство труда и занятости населения Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Укрупненные нормативы (нормы) времени на ремонт автомобилей марок "Москвич" в условиях автотранспортных предприятий, разработанные Центральным бюро нормативов по труду Всероссийского центра производительности и Научно-производственным объединением "Мосавтотранс".
2. Установить, что Укрупненные нормативы (нормы) времени на ремонт автомобилей марок "Москвич", утвержденные настоящим Постановлением, рекомендуются для применения на предприятиях и в организациях независимо от их ведомственной подчиненности.
Первый заместитель Министра
труда и занятости населения
Российской Федерации
В.КОСМАРСКИЙ
Утверждены
Постановлением Министерства труда
и занятости населения
Российской Федерации
от 12 мая 1992 г. N 14
УКРУПНЕННЫЕ НОРМАТИВЫ (НОРМЫ)
ВРЕМЕНИ НА РЕМОНТ АВТОМОБИЛЕЙ МАРОК "МОСКВИЧ" В УСЛОВИЯХ
АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1.1. Укрупненные нормативы (нормы) времени рекомендуются для применения на автотранспортных предприятиях народного хозяйства.
Нормы времени предназначены для нормирования труда рабочих и установления нормированных заданий слесарям по ремонту автомобилей, слесарям по топливной аппаратуре, аккумуляторщикам, медникам, жестянщикам, кузнецам ручной ковки, ремонтировщикам резиновых изделий, обойщикам, малярам и мойщикам.
Нормы времени могут быть использованы при расчете комплексных норм при внедрении бригадной формы организации труда в соответствии с "Методическими рекомендациями по нормированию труда рабочих в условиях коллективных форм его организации и стимулирования" (М., "Экономика", 1987).
1.2. В сборнике представлены нормы времени на ремонт автомобилей марки "Москвич" различных модификаций, т.е. автомобилей с кузовом седан ("Москвич"-2140), с кузовом универсал ("Москвич"-2137, Иж-21251) и с кузовом фургон (Иж-2715).
В основу разработки укрупненных нормативов (норм) времени были положены следующие материалы:
- Отраслевые типовые нормы времени на ремонт автомобилей "Москвич"-2140 в условиях АТП (М., Минавтотранс РСФСР, 1988);
- Технологические процессы текущего ремонта автомобиля "Москвич", разработанные автотранспортными предприятиями концерна Главмосавтотранс;
- "Основные методические положения по нормированию труда рабочих в народном хозяйстве", М., НИИ труда, изд. 1987 г.;
- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих; выпуски 1, 2, М., Машиностроение, 1988;
- хронометражные наблюдения и фотографии рабочего дня, проведенные в условиях автотранспортных предприятий;
- каталоги, справочные материалы.
1.3. Нормы времени даны на единицу объема работы, подлежащей выполнению одним исполнителем, указаны в человеко-часах, определены аналитически-исследовательским методом и рассчитаны по формуле:
где:
Топ - оперативное время на операцию, чел.-час.;
К - сумма времени на обслуживание рабочего места, подготовительно-заключительные работы, отдых и личные потребности в процентах от оперативного времени.
На основании анализа одноименных затрат времени, определенных с помощью фотографии рабочего дня, проведенных в производственных условиях автотранспортных предприятий, данная величина "К" составляет в среднем 13%. Затраты времени в зависимости от вида выполняемой работы представлены в таблице N 1.
Таблица N 1
Нормами времени учтено время, затрачиваемое рабочими на подготовку рабочего места, получение заданий, материалов, инструмента и приспособлений, заправку и заточку инструмента в процессе работы, обслуживание оборудования и приспособлений.
В нормативной части проекта сборника указаны постовые и цеховые работы с технологическими процессами и нормативами трудоемкости выполнения каждой операции.
1.4. Наименование профессий рабочих и разряды работ в проекте сборника указаны в соответствии с "Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих" (выпуск 1, раздел "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства", утвержденный Постановлением Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 31.01.85 N 31/3-30; выпуск 2, разделы "Кузнечно-прессовые и термические работы", "Металлопокрытие и окраска", "Слесарные и слесарно-сборочные работы", утвержденный Постановлением Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 16.01.85 N 17/2-54; выпуск 33, утвержденный Постановлением Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 04.07.85 N 218/14-78).
При внесении поправок в Единый тарифно-квалификационный справочник наименования профессий, разряды работ, указанные в данном сборнике, должны соответственно изменяться.
В нормативной части сборника профессии "слесарь по ремонту автомобилей" и "кузнец ручной ковки" указаны сокращенно "слесарь" и "кузнец".
1.5. Нормы времени установлены для наиболее распространенных условий выполнения работ, характерных для большинства автотранспортных предприятий.
При внедрении на предприятиях более современной, чем предусмотрено в типовых нормах, технологии работ, обеспечивающей рост производительности труда, следует данные нормы времени корректировать.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
2.1. Организация труда на автотранспортных предприятиях в решающей степени определяется уровнем развития техники и технологии.
Текущий ремонт автомобиля разделяют на постовые и цеховые работы. При постовых работах, выполняемых непосредственно на автомобиле, предусматривается замена неисправных агрегатов, узлов, механизмов и деталей, требующих ремонта, а при цеховых работах - выполнение разборочно-сборочных работ. Постовые ремонтные работы осуществляются, как правило, на постах, оборудованных осмотровыми канавами.
В зависимости от оснащенности автотранспортного предприятия оборудованием и от наличия производственных площадей ремонт автомобиля может производиться на тупиковых и прямоточных эстакадах, а также с использованием гидравлических или электромеханических подъемников. Посты текущего ремонта, на которых предусматривается запуск двигателя, должны быть оборудованы отсосами для отвода выхлопных газов.
Ремонт агрегатов и узлов производится на участках по ремонту агрегатов и узлов, электрооборудования, приборов системы питания, медницком, жестяницком, арматурно-кузовном, шиномонтажном, обойном и малярном.
В зависимости от сложности и трудоемкости выполняемых работ может применяться как индивидуальная, так и бригадная организация труда.
Работы по текущему ремонту выполняются специализированными и комплексными бригадами рабочих, что позволяет наиболее полно использовать рабочее время и оборудование.
Профессиональный и квалификационный состав бригад и рабочих, занятых текущим ремонтом, устанавливается в соответствии с "Нормами численности рабочих, занятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава автомобильного транспорта", (М., НИИ труда, 1988).
Основой для определения численности состава бригад является плановый объем работ по трудоемкости, приходящийся на участок, закрепленной за бригадой. Бригаду возглавляет бригадир, назначаемый из числа наиболее квалифицированных рабочих, обеспечивающий рациональное разделение труда исполнителей в процессе работы.
2.2. В нормативной части сборника технологическим содержанием работ предусматривается выполнение операций на рабочих участках, оснащенных стендами, подъемно-транспортными средствами, инструментом и приспособлениями.
Перемещение деталей, узлов, материалов, инструментов на рабочих местах допускается на расстояние до 30 м и входит в обязанность рабочих, занятых текущим ремонтом автомобилей.
Правильная организация рабочего места определяется наличием и размещением технологического оборудования, приспособлений и инструмента, а также расположением участков с учетом их взаимосвязи с другими производственными подразделениями. В зависимости от размеров ремонтируемых агрегатов и узлов на автотранспортных предприятиях применяются различные стенды, применение которых позволяет устанавливать разбираемый (собираемый) агрегат или узел на удобную высоту, закреплять и изменять его положение в процессе работы.
К рабочему месту подводится сжатый воздух для продувки, очистки деталей и для работы пневмоинструмента.
Для безопасности работы при снятии узлов и деталей расстояние между ремонтируемыми агрегатами должно быть не менее 1,5 м, чтобы не было затруднений в использовании приспособлений и технологической оснастки (съемники, тележки, краны и т.п.).
Рабочие места на автотранспортных предприятиях подлежат систематическому контролю и аттестации для выявления лишних и неэффективных рабочих мест, а также рабочих мест, на которых необходимо провести рационализацию и модификацию.
В производственном процессе ремонта автомобиля особое место занимает диагностика, которая может быть проведена как перед направлением автомобиля в зону текущего ремонта, так и после выполнения операций текущего ремонта.
Выполнение работ по текущему ремонту и ремонту агрегатов и узлов осуществляется соответственно по технологическим схемам, указанным на рис. 1 и 2. Работы по текущему ремонту выполняются на постах, оборудованных канавами или подъемниками (рис. 3 - не приводится).
Рис. 1. Схема технологического процесса текущего ремонта
автомобилей в процессе их эксплуатации (постовые работы)
Рис. 2. Схема технологического процесса текущего ремонта
агрегатов (цеховые работы)
Рис. 3. Схема технологической планировки
специализированного поста текущего ремонта агрегатов
и узлов (не приводится)
Посты текущего ремонта, на которых предусматривается запуск двигателя, должны быть оборудованы отсосами для отвода выхлопных газов.
Ремонт узлов и агрегатов, изготовление отдельных деталей производится на участках по ремонту агрегатов, аккумуляторном, электротехническом, топливной аппаратуры, медницком, жестяницком, кузнечно-рессорном, столярно-кузовном, обойном, шиномонтажном и малярном.
Перечень оборудования специализированного поста текущего
ремонта агрегатов и узлов
1. Кран подвесной
2. Стенд для проверки электрооборудования
3. Подставка под двигатель
4. Колонка маслораздаточная
5. Воронка для слива масла
6. Ларь для чистых обтирочных материалов
7. Ларь для отходов
8. Емкость для слива охлаждающей жидкости
9. Верстак слесарный
10. Ванна для мойки деталей
11. Ящик для крепежных деталей и приспособлений
12. Тележка для транспортирования агрегатов
13. Шланговый отсос
14. Тележка для снятия, установки и внутригаражной транспортировки рессор автомобилей
15. Гайковерт для гаек колес
16. Тележка для транспортирования агрегатов и узлов
17. Шкаф для приборов и приспособлений
18. Приспособление для снятия и установки коробок передач
19. Стеллаж-вертушка для крепежных деталей
20. Анализатор отработавших газов
21. Установка для заправки и прокачки тормозов
22. Нагнетатель смазочный
Участок по ремонту агрегатов (коробка передач, передняя
ось, задний мост, рулевое управление)
Работы по ремонту агрегатов включают разборочно-сборочные и ремонтно-восстановительные операции. Агрегаты, снятые с автомобиля, частично или полностью разбираются на стендах.
Сцепление, ступица колес и другие узлы разбираются в приспособлениях, монтируемых на верстаках. Для выпрессовки подшипников, втулок и других деталей применяются прессы и съемники. Перед выполнением ремонтных работ агрегаты и детали подвергаются мойке. Транспортируют их с помощью тельфера, погрузчика, тележки.
Участок по ремонту двигателей
Основными видами ремонтных работ двигателя являются замена кривошипно-шатунного механизма, разборка на узлы и детали, мойка, разбраковка, комплектовка, разборка, ремонт и сборка узлов двигателя, сборка из узлов и деталей, испытание и регулировка двигателя.
Технологическое оборудование на участке ремонта двигателей должно быть расставлено с соблюдением технологической последовательности выполнения ремонтных работ.
Двигатели, прошедшие текущий ремонт по замене деталей кривошипно-шатунного механизма, поступают в отделение по обкатке и испытанию двигателей, где подвергаются холодной и горячей обкатке и контрольному осмотру.
Электротехнический участок
Электротехнические работы состоят из проверки, ремонта, регулировки и испытания приборов электрооборудования автомобилей. Приборы очищаются, испытываются на стендах. Приборы, подлежащие ремонту, разбираются на детали и промываются.
Ремонт приборов электрооборудования производится путем замены негодных деталей. Отремонтированные приборы регулируются и испытываются. Помимо специального оборудования и приборов рабочие места оснащены слесарным оборудованием и инструментом.
Участок по ремонту топливной аппаратуры
Работы по ремонту и регулировке системы питания двигателей заключаются в разборке и сборке карбюраторов и топливных насосов с устранением дефектов, регулировке карбюраторов на экономичность, проверке уровня топлива в поплавковой камере, проверке работоспособности топливных насосов с последующей их регулировкой.
Для безмоторной проверки работы карбюратора применяются специальные установки.
Износы седла и иглы поплавковой камеры карбюратора устраняются притиркой. Жиклеры с повышенным расходом топлива заменяются новыми. Диафрагма топливного насоса с нарушенной герметичностью заменяется.
Приборы системы питания регулируются как на участке по ремонту топливной аппаратуры, так и непосредственно на автомобилях.
Оборудование на участке топливной аппаратуры должно быть расставлено с соблюдением технологической последовательности работ по контролю, ремонту и регулировке приборов.
Аккумуляторный участок
В соответствии с технологией производства и требованиями техники безопасности аккумуляторный участок состоит из ремонтного и зарядного отделений. В ремонтном отделении производится осмотр, диагностика и ремонт неисправных аккумуляторных батарей и приготовление электролита. Ремонт аккумуляторных батарей выполняется по технологии в объеме капитального ремонта на базе готовых деталей (пластин, сепараторов, баков) с изготовлением межэлементных соединений и клемм.
Ремонтное отделение оснащено стендом для сборки, приспособлением для снятия мастики и извлечения блоков пластин, ванной для промывки, стендом для контроля, кислотоупорными стеллажами.
После ремонта аккумуляторная батарея заполняется электролитом соответствующей плотности и поступает в зарядное отделение. Батарея, собранная при ремонте из новых пластин, после заливки электролита должна выдерживаться перед зарядкой в течение 4 - 5 часов, а батарея, собранная из пластин, бывших в употреблении, ставится под зарядку без выдержки.
Зарядное отделение оборудовано стеллажом для зарядки аккумуляторных батарей, выложенным из кирпича на кислотоупорном цементе с примесью жидкого стекла и оснащенным приточно-вытяжной вентиляцией.
Медницкий участок
К основным работам, выполняемым на участке, относится ремонт радиаторов, топливных баков, топливопроводов и маслопроводов.
Радиаторы, поступающие в ремонт, очищаются и промываются водой. Накипь на радиаторе удаляется водным раствором соляной кислоты.
Радиаторы и топливные баки при ремонте подвергаются испытанию на герметичность в ванне с водой под давлением воздуха.
Для определения мест течи радиатора нижний патрубок и заливная горловина заглушаются резиновыми пробками, а затем устанавливаются в кран-манипулятор, при помощи которого он погружается в ванну с водой до полного погружения, через верхний патрубок нагнетается воздух под давлением 0,25 - 0,40 кг/кв. см. Места течи определяются по выходящим пузырькам воздуха, после чего радиатор поднимается из ванны и поступает в ремонт. Трещины или пробоины завариваются или запаиваются. Неплотности ниппельных соединений, вмятины и трещины топливопроводов устраняются припайкой припоя.
Медницкий участок оснащается верстаком для ремонта, ножницами для резки листового металла, слесарными верстаками и стеллажами, ванной для проверки герметичности.
Участок целесообразно размещать вблизи зоны текущего ремонта автомобилей.
Жестяницкий участок
Основными операциями при ремонте кузова являются выправление помятых поверхностей, устранение перекосов и прогибов, замена поврежденных участков панелей и заварка трещин. Эти операции выполняются разными способами в зависимости от сложности, местонахождения и размера поврежденной части кузова. Повреждения кузова исправляются вручную с помощью киянок, оправок и приспособлений. Устранение перекосов и прогибов выполняется на специальном технологическом оборудовании.
При ремонте поврежденное место вырезают жестяницкими ножницами, острым зубилом, специальным пневматическим резаком или при помощи горелки, при разрушении значительной части оперения заменяют новой.
Сварочные швы в соединениях зачищают шлифованием.
Кузнечно-рессорный участок
К кузнечно-рессорным работам относятся ремонт и изготовление деталей с применением нагрева (правка, горячая клепка, ковка деталей) и ремонт рессор.
Разборка и сборка рессор выполняется на верстаке. Изношенные втулки заменяются новыми. Собранная рессора испытывается под нагрузкой на прессе с проверкой величины остаточной стрелы прогиба.
Кузнечно-рессорный участок освещается кузнечным горном с наковальней и комплектом кузнечных инструментов, печью для нагрева рессорных листов, правочной плитой, верстаком, прессом, сверлильным станком, ванной для закалки листов и стеллажами.
Для подачи воздуха к горну применяются вентиляторы низкого давления (150 - 200 мм рт. ст.).
Шиномонтажный участок
Шиномонтажный участок служит для выполнения демонтажа и монтажа шин, ремонта ободов, ремонта камер и покрышек.
Демонтаж шин производится на специальных стендах. Камеры проверяют на герметичность в ванне с водой, оборудованной пневматическим утопителем и сжатым воздухом.
Мелкие дефекты ободов устраняют на верстаке с применением слесарного инструмента.
Для шероховки камер и шин применяют специальный станок.
Хранение шин осуществляется в специально оборудованном для этого месте, камеры хранятся на вешалках.
Обойный участок
Обойные работы заключаются в ремонте подушек и спинок сидений, обивки крыши кузова.
Для раскройки материала применяются шаблоны, для выполнения швейных работ используется электрическая швейная машина.
Разборка и сборка подушек спинок и сидений выполняются на верстаках. Обойные материалы, готовые сиденья и спинки хранятся на специальных стеллажах.
Малярный участок
К малярным работам относятся частичная или полная окраска кузова автомобиля, а также окраска агрегатов.
При подготовке кузова к окраске используются скребки, наждачная шкурка, смывочные растворы, уайт-спирит и сжатый воздух.
При окраске методом распыления применяется краскораспылительная установка. Окраска автомобиля выполняется в камере, оборудованной гидравлическим фильтром и вентиляционной системой. Свежий воздух должен поступать сверху, а вытяжные решетки должны располагаться снизу в полу помещения.
Окрашенный автомобиль поступает в сушильную камеру для сушки.
Помещение малярного участка должно быть разделено на два отделения, одно - для подготовительных работ, другое - для окраски автомобиля.
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕМОНТНЫХ РАБОТ
Важными факторами в повышении производительности труда являются улучшение санитарно-гигиенических и производственно-эстетических условий труда в автотранспортных предприятиях (вентиляция, отопление, цвета окраски помещений и т.п.), а также обеспечение рационального режима труда и отдыха.
Санитарно-гигиенические и производственно-эстетические условия на автотранспортных предприятиях должны соответствовать ГОСТам 12.1.003-83, 12.1.005-76, 12.1.006-76, 12.1.007-76 и СНиПам П-33-75, П-4-79.
Вентиляция и отопление производственных помещений
Все закрытые помещения, работы в которых связаны с выделением газов, пыли, излишнего тепла, должны быть оборудованы общей приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей в медницком отделении двукратный, в малярном и обойном - трехкратный, а в аккумуляторном четырехкратный обмен воздуха. Кроме того, технологическое оборудование должно снабжаться местными отсосами и помещения должны иметь возможность естественного проветривания. Общеобменную вентиляцию в помещениях следует совмещать с отоплением и подачей в рабочую зону теплового воздуха с температурой не ниже 15 °C и не выше 20 °C.
Работа в условиях загрязненного воздуха отрицательно отражается на здоровье и работоспособности рабочих. В целях обеспечения нормальных условий труда необходимо использовать различные средства индивидуальной защиты (хлопчатобумажные костюмы, резиновые сапоги, фартуки, перчатки, респираторы, защитные очки, диэлектрические рукавицы, обувь и др.).
Освещение и окраска производственных помещений
Освещенность производственных помещений и отдельных рабочих мест регламентируется "Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий". Естественное освещение создает рассеянность света, благоприятную для нормальных условий труда, поэтому необходима регулярная очистка и мойка стекол. Искусственное освещение должно нормироваться в зависимости от типа светильников и характера выполняемой работы. Освещенность рабочих мест при люминесцентном освещении должна быть не менее 20 лк.
На освещенность помещений и отдельных рабочих мест, а также работоспособность большое влияние оказывает цвет окраски стен и оборудования. Наиболее рациональными являются зеленый, голубовато-зеленый и зеленовато-желтый цвета.
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ,
ПРИСПОСОБЛЕНИЙ И ИНСТРУМЕНТА
4. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Раздел I. ПОСТОВЫЕ РАБОТЫ
Раздел II. ЦЕХОВЫЕ РАБОТЫ
Глава I. Слесарные работы по ремонту агрегатов и узлов
Глава II. Слесарные работы по ремонту электрооборудования
Глава III. Слесарные работы по ремонту приборов
системы питания
Глава IV. Медницкие работы
Глава V. Жестяницкие работы
Глава VI. Кузнечно-рессорные работы
Глава VII. Арматурно-кузовные работы
Глава VIII. Шиномонтажные работы
Глава IX. Обойные работы
Глава X. Малярные работы
Таблица N 1
Таблица N 2
Таблица N 3