Постановление Конституционного Суда РФ от 03.07.2025 N 27-П
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 2025 г. N 27-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
АБЗАЦА ВТОРОГО ПУНКТА 18 ПРАВИЛ ВЫПЛАТЫ ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ ДЕНЕЖНОЙ
КОМПЕНСАЦИИ, УСТАНОВЛЕННОЙ ЧАСТЯМИ 9, 10 И 13 СТАТЬИ 3
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ДЕНЕЖНОМ ДОВОЛЬСТВИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
И ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИМ ОТДЕЛЬНЫХ ВЫПЛАТ", ВОЕННОСЛУЖАЩИМ,
ГРАЖДАНАМ, ПРИЗВАННЫМ НА ВОЕННЫЕ СБОРЫ, ГРАЖДАНАМ,
ПРЕБЫВАВШИМ В ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ФОРМИРОВАНИЯХ, ПЕНСИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ФОНДОМ ПЕНСИОННОГО
И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
И ЧЛЕНАМ ИХ СЕМЕЙ В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ
ГРАЖДАНКИ А.М. АНДРЕЕВОЙ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, А.В. Коновалова, М.Б. Лобова, В.А. Сивицкого,
руководствуясь статьей 125 (пункт "а" части 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 47.1, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности абзаца второго пункта 18 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, гражданам, пребывавшим в добровольческих формированиях, пенсионное обеспечение которых осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, и членам их семей.
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки А.М. Андреевой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемое заявительницей нормативное положение.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Л.М. Жарковой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации
установил:
1. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 9 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" для членов семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении ими обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы, считается день подачи соответствующего заявления и необходимых документов. Данная норма содержится в абзаце втором пункта 18 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, гражданам, пребывавшим в добровольческих формированиях, пенсионное обеспечение которых осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, и членам их семей (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 142; далее также - Правила).
1.1. Конституционность приведенного положения Правил оспаривает гражданка А.М. Андреева - мать военнослужащего, проходившего военную службу по призыву и умершего 6 октября 1995 года вследствие военной травмы. Решением казенного учреждения Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики от 25 декабря 2021 года ей была назначена ежемесячная денежная компенсация, установленная частью 9 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", с даты обращения за таковой - с 13 декабря 2021 года - как члену семьи военнослужащего, умершего вследствие военной травмы. До декабря 2021 года заявительница не обращалась за назначением ежемесячной денежной компенсации, поскольку не предполагала, что такая выплата предусмотрена законодательством.
Впоследствии А.М. Андреевой стало известно, что нескольким родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и умерших вследствие военной травмы до 1 января 2012 года, обращавшимся в 2022 году за назначением и выплатой ежемесячной денежной компенсации не в казенное учреждение Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, а в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии, которому с 1 января 2022 года были переданы соответствующие полномочия (с 1 января 2023 года переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии), указанная компенсация была назначена с 1 января 2012 года.
А.М. Андреева, полагая, что и ей ежемесячная денежная компенсация должна быть назначена с 1 января 2012 года, обратилась в суд. Решением Канашского районного суда Чувашской Республики от 15 ноября 2022 года ей было отказано в удовлетворении требования о взыскании суммы ежемесячной денежной компенсации за период с 1 января 2012 года по 12 декабря 2021 года. Суд исходил из того, что с учетом положений Правил, а также пункта 14 Обзора практики рассмотрения судами дел о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2015 года), процедура назначения ежемесячной денежной компенсации носит заявительный характер, следовательно, эта выплата может быть назначена только со дня обращения за ней. Кроме того, суд подчеркнул, что А.М. Андреева до 13 декабря 2021 года не обращалась в уполномоченный орган ни для назначения ежемесячной денежной компенсации, ни для получения консультации о мерах социальной поддержки, предоставляемых членам семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении ими обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 1 марта 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Как указал суд, согласно действующему законодательству для назначения ежемесячной денежной компенсации гражданин должен подать заявление и приложить необходимые документы, что также подтверждает заявительный порядок ее назначения. Суд отклонил и довод А.М. Андреевой о том, что другим родителям погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, ежемесячная денежная компенсация назначена с 1 января 2012 года, поскольку посчитал, что данное обстоятельство не имеет значения для разрешения дела.
Эти судебные постановления оставлены без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 29 июня 2023 года, а определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 7 июня 2024 года А.М. Андреевой отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
1.2. По мнению заявительницы, абзац второй пункта 18 Правил, примененный судами при рассмотрении ее дела, не позволяет ей как матери военнослужащего, проходившего военную службу по призыву и умершего вследствие военной травмы до 1 января 2012 года, реализовать право на получение ежемесячной денежной компенсации со дня вступления в силу Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", что противоречит статьям 39 и 53 Конституции Российской Федерации, а также абзацу первому того же пункта Правил, который предусматривает назначение ежемесячной денежной компенсации со дня возникновения права на нее, но не ранее чем с 1 января 2012 года, и ее выплату в размерах, действовавших на соответствующий год.
Таким образом, с учетом статей 36, 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу является абзац второй пункта 18 Правил в той мере, в какой на его основании решается вопрос о дате, с которой должны производиться назначение и выплата ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 9 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших (умерших) при исполнении ими обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы до 1 января 2012 года.
2. Согласно статье 59 (часть 2) Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. В целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Такое регулирование, принимая во внимание провозглашенный в статье 7 Конституции Российской Федерации социальный характер Российского государства, включает наряду с определением порядка прохождения военной службы и формирование в соответствии со специальными законодательными актами системы гарантий социальной защиты военнослужащих и членов их семей.
По смыслу статей 37 (часть 1) и 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации военная служба как особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, осуществляется в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Соответственно, военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость осуществления поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, а государство гарантирует адекватное возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 года N 17-П, от 17 мая 2011 года N 8-П, от 19 мая 2014 года N 15-П, от 29 марта 2019 года N 16-П и от 4 февраля 2025 года N 5-П).
Приведенная правовая позиция, выраженная Конституционным Судом Российской Федерации в отношении граждан, проходящих военную службу по контракту, в полной мере применима и к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, в части необходимости установления гарантий возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью при исполнении служебных обязанностей. Выбор правовых средств, направленных на возмещение такого вреда, относится к дискреции федерального законодателя, который, осуществляя на основании статьи 76 Конституции Российской Федерации соответствующее правовое регулирование, обязан предусматривать эффективные гарантии прав указанных лиц, адекватные правовой природе и целям возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью, характеру возникающих между ними и государством правоотношений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2010 года N 18-П).
В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство также принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус производен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 года N 22-П).
При этом, поскольку Конституция Российской Федерации не закрепляет конкретных мер социальной защиты, а также порядка и условий их предоставления тем или иным категориям граждан, при определении организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты граждан, оставшихся без кормильца, в том числе членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, подлежат установлению круг лиц, имеющих право на те или иные конкретные меры социальной поддержки, перечень этих мер и порядок и условия их предоставления (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 года N 22-П, от 19 июля 2016 года N 16-П и от 25 февраля 2019 года N 12-П).
При этом в соответствии с предписаниями статей 7 (часть 1), 39 (часть 1) и 75.1 Конституции Российской Федерации, а равно и с принципом справедливости должны обеспечиваться достижение целей правового регулирования в этой сфере, а также определенность, ясность и непротиворечивость правовых норм, устанавливающих порядок и условия предоставления мер социальной поддержки членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего, включая ежемесячные денежные компенсации.
3. Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", вступившим в силу с 1 января 2012 года, в целях обеспечения компенсации последствий изменения материального статуса военнослужащего и членов его семьи были установлены ежемесячные социальные выплаты. К числу таковых, в частности, относится ежемесячная денежная компенсация, выплачиваемая в случае гибели (смерти) военнослужащего, или гражданина, призванного на военные сборы, или гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи (часть 9 статьи 3).
Предусмотрев в части 9 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" право членов семей лиц, проходивших военную службу, на получение ежемесячной денежной компенсации в случае их гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы либо смерти вследствие военной травмы, законодатель в части 17 той же статьи указал, что порядок осуществления такой выплаты определяется Правительством Российской Федерации, таким образом делегировав ему полномочие регламентировать отношения, возникающие в связи с реализацией указанного права.
Определяя процедуру осуществления ежемесячной денежной компенсации, Правительство Российской Федерации Постановлением от 22 февраля 2012 года N 142 утвердило Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, гражданам, призванным на военные сборы, гражданам, пребывавшим в добровольческих формированиях, и членам их семей, а также Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, гражданам, пребывавшим в добровольческих формированиях, пенсионное обеспечение которых осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, и членам их семей, абзац второй пункта 18 которых и оспаривает А.М. Андреева.
Правовое регулирование порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 9 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", в том числе для членов семей граждан, проходивших военную службу по призыву, предполагает не только установление субъекта, уполномоченного производить назначение и выплату указанной компенсации, и правил подачи необходимого для этого заявления, сроков его рассмотрения и принятия по нему решения, но и закрепление механизма назначения компенсации и выплаты ее гражданину, включая сроки выплаты и доставку денежных средств, перерасчета ее размера при возникновении юридически значимых обстоятельств.
3.1. Посредством закрепления нормы о том, что днем обращения за назначением пенсии, пособия или ежемесячной денежной компенсации (то есть любой социальной выплаты) выступает день, когда гражданином было подано заявление с необходимыми документами уполномоченному на предоставление той или иной выплаты субъекту, формализуется имеющий важное юридическое значение момент начала отношений между ними. День обращения с заявлением о назначении какой-либо выплаты, как правило, не совпадает с днем возникновения права на нее, имеющим ключевое значение для принятия решения о ее назначении, поскольку само по себе обращение гражданина с заявлением без наличия права на выплату не влечет правовых последствий. День возникновения права на социальную выплату обозначает появление возможности в дальнейшем обратиться за ее получением и связан с материальными правоотношениями, тогда как день обращения за выплатой характеризует начало процедурных правоотношений по ее предоставлению.
Таким образом, указанные юридические факты существенно различаются по своему значению в системе правового регулирования. В зависимости от избранной в законодательстве модели регулирования дата назначения выплаты может определяться либо с момента обращения гражданина (при наличии у него ранее возникшего права), либо с момента возникновения права (при обращении по прошествии времени после возникновения права).
Однако при решении данного вопроса должны учитываться особенности правового положения лиц, выполняющих конституционную обязанность по защите Отечества, которые в сфере возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью военнослужащих, в настоящее время обусловлены в том числе Стратегией национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400), провозглашающей повышение уровня социальной защищенности военнослужащих и членов их семей в качестве приоритетной задачи для достижения целей обороны страны (подпункт 14 пункта 40).
3.2. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной компенсации в силу абзаца второго пункта 18 Правил считается день подачи заявления и документов, представление которых заявителем предусмотрено перечнем, содержащимся в приложении к Правилам.
Раскрывая в абзаце втором значение термина "день обращения за назначением ежемесячной денежной компенсации", пункт 18 Правил в абзаце первом содержит указание на то, что компенсация, предусмотренная частью 9 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", назначается со дня возникновения права на нее, но не ранее чем с 1 января 2012 года, и выплачивается в размерах, действовавших на соответствующий год. Конкретизируя момент назначения ежемесячной денежной компенсации, положения приведенного пункта основываются на необходимости учитывать как индивидуально значимое обстоятельство, представляющее собой день возникновения права на данную выплату, так и факт, имеющий общее значение, - день вступления в силу Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Поскольку ежемесячная денежная компенсация предназначена для возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, членам его семьи, постольку день возникновения права на данную выплату - которая в силу прямого указания предоставляется за прошлое время без каких-либо ограничений, кроме тех, что обусловлены моментом вступления в силу Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", - совпадает с днем гибели (смерти) гражданина, проходившего военную службу как по контракту, так и по призыву.
Предоставление членам семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие военной травмы, права на получение ежемесячной денежной компенсации за прошлое время с момента гибели (смерти) военнослужащего, но не ранее даты вступления в силу Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", независимо от момента обращения с заявлением о ее назначении согласуется с целями их социальной защиты, а буквальный смысл оспариваемой нормы, определяя лишь день назначения такой компенсации, не препятствует обеспечению членов семей указанных военнослужащих данной выплатой в полном объеме, как это предусмотрено законом.
3.3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 142 утверждены не только Правила, содержащие оспариваемую А.М. Андреевой норму, но и Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, гражданам, призванным на военные сборы, гражданам, пребывавшим в добровольческих формированиях, и членам их семей. Этот нормативный правовой акт, действие которого распространяется на иные категории граждан и членов их семей (в первую очередь военнослужащих, проходивших военную службу по контракту), тем не менее в пункте 10 вводит регулирование, полностью совпадающее с установленным абзацами первым и вторым пункта 18 оспариваемых Правил, и предусматривает, что соответствующая ежемесячная денежная компенсация назначается со дня возникновения права на нее, но не ранее чем с 1 января 2012 года, и выплачивается в размерах, действовавших на соответствующий год, а днем обращения за ее назначением также считается день подачи заявления с необходимыми документами.
В данном случае назначение и выплата ежемесячной денежной компенсации осуществляются уполномоченными на это органами, в том числе военными комиссариатами субъектов Российской Федерации и структурными подразделениями Министерства обороны Российской Федерации, пенсионными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации. Как следует из информации, дополнительно полученной Конституционным Судом Российской Федерации в ходе рассмотрения настоящего дела, Министерство обороны Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации исходят из того, что в случае гибели (смерти) военнослужащего ранее 1 января 2012 года право на компенсацию возникает с указанной даты, а если гибель (смерть) военнослужащего наступила после 1 января 2012 года, то право на данную выплату признается с момента его гибели (смерти). При этом названные правоприменительные органы, отграничивая в соответствии с законодательством день возникновения права на ежемесячную денежную компенсацию от момента обращения за ней, подчеркивают, что абзац второй пункта 18 Правил не содержит каких-либо положений, регламентирующих возникновение права членов семьи военнослужащего на ежемесячную денежную компенсацию.
Аналогичной позиции придерживается и Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, который с 1 января 2022 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 года N 2542 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" осуществляет назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации членам семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву.
Иной подход приводил бы (а в деле А.М. Андреевой - фактически и привел) к тому, что назначение и выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 9 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", осуществлялись бы с нарушением положения абзаца первого пункта 18 Правил, т.е. не с момента возникновения права на нее (дня гибели или смерти военнослужащего) (но не ранее чем с 1 января 2012 года), а со дня обращения за данной выплатой, хотя на субъектов, ее предоставляющих, не возложена обязанность информировать членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего о возникновении права на ее получение. Тем самым - вопреки цели, которую преследовали законодатель при принятии названного Федерального закона и Правительство Российской Федерации при реализации возложенных на него полномочий по регулированию осуществления ежемесячной денежной компенсации, - умалялись бы права членов семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву. Нарушение же их права на получение ежемесячной денежной компенсации неизбежно вступало бы в противоречие с принципом справедливости, препятствуя в конечном итоге достижению цели обеспечения социальной защищенности военнослужащих и членов их семей (преамбула; статьи 7 и 39 Конституции Российской Федерации).
4. Таким образом, абзац второй пункта 18 Правил не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку он по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования (в том числе во взаимосвязи с положением абзаца первого того же пункта) предполагает, что ежемесячная денежная компенсация, установленная частью 9 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших (умерших) при исполнении ими обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы до вступления в силу указанного законодательного акта, назначается с 1 января 2012 года в полном объеме и выплачивается в размерах, действовавших на соответствующий год.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 6, 47.1, 71, 72, 74, 75, 78, 79 и 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
постановил:
1. Признать абзац второй пункта 18 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, гражданам, пребывавшим в добровольческих формированиях, пенсионное обеспечение которых осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, и членам их семей не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку он по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагает, что ежемесячная денежная компенсация в соответствии с частью 9 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших (умерших) при исполнении ими обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы до вступления в силу указанного законодательного акта, назначается с 1 января 2012 года.
2. Выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл абзаца второго пункта 18 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, гражданам, пребывавшим в добровольческих формированиях, пенсионное обеспечение которых осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, и членам их семей является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
3. Судебные постановления, вынесенные по делу гражданки Андреевой Анны Марковны на основании абзаца второго пункта 18 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, гражданам, пребывавшим в добровольческих формированиях, пенсионное обеспечение которых осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, и членам их семей в истолковании, расходящемся с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Постановлении, подлежат пересмотру в установленном порядке.
4. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
5. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Конституционный Суд
Российской Федерации