Постановление Госстандарта РФ от 10.11.1998 N 73
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 1998 г. N 73
О СЕРТИФИКАЦИИ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА
Во исполнение законодательных актов и постановлений Правительства Российской Федерации Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии (далее - Госстандарт России) с участием федеральных органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов проводится работа по сертификации специализированного нефтегазопромыслового оборудования.
В Системе сертификации ГОСТ Р создана и функционирует сеть органов по сертификации и испытательных лабораторий, в основном удовлетворяющая потребности в сертификационных услугах, проведена работа по формированию нормативной базы, апробированы на практике процедуры сертификации, учитывающие специфику изготовления, транспортирования нефтегазопромыслового оборудования и ввода его в эксплуатацию.
В соответствии с "Основами законодательства Российской Федерации по охране труда" и Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" важнейшие виды нефтегазопромыслового оборудования включены в "Номенклатуру продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их сертификация" (Постановление Госстандарта России от 23.02.98 N 5). В частности, в номенклатуру включено оборудование для бурения эксплуатационных и глубоких разведочных скважин, оборудование для эксплуатации нефтяных и газовых скважин, инструмент к нефтепромысловому и геолого - разведочному оборудованию и др.
В целях дальнейшего развития работ по сертификации нефтегазопромыслового оборудования, повышения его конкурентоспособности и безопасности, создания единой организационно - методической базы сертификации Госстандарт России постановляет:
1. Утвердить "Правила проведения работ в Системе сертификации нефтегазопромыслового оборудования" (далее - Правила).
2. Направить указанные Правила на государственную регистрацию в Минюст России.
3. Установить срок введения Правил с 1 мая 1999 г.
4. Принять к сведению информацию об утверждении "Программы государственной стандартизации нефтегазопромыслового оборудования на 1998 - 2000 гг.".
5. Журналу "Стандарты и качество" (Н.Г. Томсон) и ВНИИНМАШ (Ж.Н. Буденная) подготовить и опубликовать сообщение об утверждении Правил.
6. Издательству стандартов (Н.В. Зенькович) опубликовать Правила в виде отдельного издания тиражом 200 экземпляров.
7. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Управление машиностроения Госстандарта России.
Председатель
Госстандарта России
Г.П.ВОРОНИН
Утверждены
Постановлением Госстандарта России
от 10 ноября 1998 г. N 73
ПРАВИЛА
ПО ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ В СИСТЕМЕ СЕРТИФИКАЦИИ
НЕФТЕГАЗОПРОМЫСЛОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ
1. Область применения
Положения настоящих "Правил по проведению работ в системе сертификации нефтегазопромыслового оборудования" (далее - Правила) разработаны на основе и в соответствии со следующими законодательными и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации:
- Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 г. N 5151-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993 г., N 26, статья 966, Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 г., N 1, статья 4);
- Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" от 31 июля 1998 г. N 154-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998 г., N 31, статья 3832);
- Основами законодательства Российской Федерации по охране труда от 6 августа 1993 г. N 5601-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993 г., N 35, статья 1412);
- Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997 г., N 30, статья 3588);
- "Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Госстандарта России от 16 февраля 1994 г. N 3 и зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 1994 г., регистрационный N 521 (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, 1994 г., N 6, статья 5);
- "Порядком проведения сертификации продукции в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. N 15 и зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 5 апреля 1995 г., регистрационный N 826 (газета "Российские вести" от 1 июня 1995 г., N 100(773)) с Изменением N 1, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 г. N 15 и зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 1 августа 1996 г., регистрационный N 1139 (газета "Российские вести" от 8 августа 1996 г., N 147(1068));
- "Положением о Системе сертификации ГОСТ Р", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 17 марта 1998 г. N 11 и зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 29 апреля 1998 г., регистрационный N 1520.
Правила распространяются на Систему сертификации нефтегазопромыслового оборудования (далее - Система) и устанавливают цели, принципы, структуру Системы и конкретизируют правила, порядок и процедуры сертификации в Системе сертификации ГОСТ Р.
Правила применяются при организации и проведении обязательной сертификации нефтегазопромыслового оборудования (далее - оборудование), предусмотренной "Основами законодательства Российской Федерации по охране труда" и Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Правила разработаны с учетом Руководств Международной организации по стандартизации / Международной электротехнической комиссии (ИСО / МЭК) 7, 16, 23, 28, 40, 48, 53 и 56.
В Системе по тем же правилам и процедурам может проводиться также добровольная сертификация оборудования.
2. Термины и определения
В настоящих правилах применяются термины с соответствующими определениями, приведенные в "Правилах по проведению сертификации в Российской Федерации" и Руководстве ИСО / МЭК-2 (1996 г.) "Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности".
3. Цели и условия сертификации
3.1. Система создана для организации и проведения работ по сертификации оборудования и обеспечения необходимого уровня объективности и достоверности результатов сертификации.
3.2. Сертификация в Системе направлена на достижение целей, определенных статьей 1 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг".
3.3. В Системе сертифицируют:
- нефтегазопромысловое оборудование, в том числе трубы бурильные, обсадные и насосно - компрессорные;
- насосное и компрессорное оборудование;
- оборудование гидропневмосистем;
- промышленную трубопроводную арматуру;
- соединения трубопроводов.
3.4. Оборудование, подлежащее обязательной сертификации в Системе, определяется перечнем, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 23 февраля 1998 г. N 5 "Номенклатура продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация" (регистрационный N РОСС RU.0001.010132 от 4 марта 1998 г.).
Обязательной сертификации подлежит оборудование серийного и единичного производства. Требования обязательной сертификации не распространяются на опытные и выставочные образцы, оборудование и запасные части, бывшие в эксплуатации, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.
Для оборудования, не подлежащего в соответствии с законодательными актами Российской Федерации обязательной сертификации, проводится по инициативе заявителя (изготовителя, продавца, исполнителя) добровольная сертификация (статья 17 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг").
3.5. Нормативную базу подтверждения соответствия при обязательной сертификации в Системе составляют государственные стандарты, правила промышленной безопасности, нормы пожарной безопасности, строительные нормы и правила и другие нормативные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к оборудованию. Перечень нормативных документов, устанавливающих обязательные требования к оборудованию, приведен в приложении А.
Допускается проводить обязательную сертификацию нестандартизированного в Российской Федерации оборудования, в том числе ввозимого из-за рубежа, по основополагающим государственным стандартам с учетом требований государственных стандартов на аналогичное по назначению оборудование, технических условий и (или) технических заданий, утвержденных в установленном порядке, а также по согласованию с Госстандартом России, а для поднадзорного оборудования с Федеральным горным и промышленным надзором России (далее - Госгортехнадзор России), по международным (региональным) и (или) национальным стандартам других стран.
Нормативную базу подтверждения соответствия при добровольной сертификации составляют стандарты различных категорий, технические условия, правила, нормы и иные нормативные и технические документы, определяемые заявителем.
3.6. В зависимости от конструкции и назначения оборудования его обязательную сертификацию проводят на соответствие требованиям промышленной безопасности и другим требованиям, обеспечивающим безопасность жизни, здоровья людей и защиту окружающей среды, экологическую безопасность, охрану труда на производственных объектах, а также на соответствие требованиям к энергоэффективности оборудования, технической совместимости и взаимозаменяемости.
3.7. В Системе предусматривается сертификация отечественного и импортируемого оборудования по единым правилам и процедурам.
3.8. Являясь подсистемой Системы сертификации ГОСТ Р, настоящая Система обеспечивает проведение обязательной сертификации на всей территории Российской Федерации. В Системе принимают участие аккредитованные в Системе сертификации ГОСТ Р органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры), в область аккредитации которых включено оборудование, сертифицируемое в Системе.
3.9. Система является открытой для участия в ней заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, различных организаций и физических лиц, признающих и выполняющих ее правила.
3.10. Взаимодействие Системы с другими системами сертификации, создаваемыми федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами, осуществляется на основе соглашений, заключаемых Центральным органом Системы с руководящими органами этих систем, если иное не предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3.11. Объективность и достоверность сертификации в Системе обеспечивается аккредитацией органов по сертификации и испытательных лабораторий с выдачей им лицензий на проведение работ по обязательной сертификации, а также аттестацией экспертов по сертификации, зарегистрированных в Регистре Системы сертификации персонала, образованном Госстандартом России, в установленном порядке.
3.12. Система использует формы сертификатов и знаки соответствия, принятые в Системе сертификации ГОСТ Р на основании статьи 9 Закона "О сертификации продукции и услуг".
3.13. Оплата работ по обязательной сертификации оборудования проводится заявителем в порядке, установленном п. 2 статьи 16 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг".
4. Структура Системы и функции ее участников
4.1. Организационную структуру Системы образуют:
- специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации (далее - Госстандарт России) - национальный орган по сертификации;
- Центральный орган Системы;
- Совет Системы;
- апелляционная комиссия;
- научно - методический центр Системы;
- органы по сертификации;
- испытательные лаборатории (центры).
4.2. Центральный орган Системы возглавляет уполномоченное структурное подразделение Госстандарта России. Центральный орган выполняет следующие функции:
- организует и координирует работу органов по сертификации и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им Системе;
- рассматривает апелляции заявителей по поводу действий органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), участвующих в данной Системе;
- готовит предложения по правилам Системы;
- выявляет потребность в органах по сертификации, испытательных лабораториях, экспертах и участвует в их аккредитации и аттестации;
- разрабатывает предложения по уточнению номенклатуры продукции, сертифицируемой в Системе.
4.3. Для подготовки предложений, касающихся функционирования Системы, совершенствования деятельности ее участников, нормативного и методического обеспечения, Центральным органом Системы формируется Совет Системы на основе добровольного участия представителей:
- Федерального горного и промышленного надзора России, Министерства экономики Российской Федерации, Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, Российского акционерного общества Газпром, Российского космического агентства, общественного "Экспертного совета по оборудованию и технологиям для топливно - энергетического комплекса" и других заинтересованных в деятельности Системы федеральных органов исполнительной власти, хозяйствующих субъектов и физических лиц;
- научно - методического центра Системы;
- отдельных органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), участвующих в работах по сертификации в Системе.
Совет Системы является совещательным органом и действует в соответствии с положением, утвержденным Центральным органом Системы.
4.4. Для рассмотрения жалоб участников сертификации, связанных с деятельностью органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), экспертов и заявителей по вопросам сертификации, инспекционного контроля, применения знака соответствия, выдачи, приостановления и отмены действия сертификатов и лицензий и по другим вопросам, при Центральном органе Системы формируется апелляционная комиссия, действующая в соответствии с положением, утвержденным Центральным органом системы.
4.5. Для обеспечения оперативного управления Системой при Центральном органе создается реестр Системы, в котором содержатся сведения об участниках Системы и объектах сертификации.
4.6. Научно - методический центр Системы создается на базе Всероссийского научно - исследовательского института по стандартизации и сертификации в машиностроении Госстандарта России (ВНИИНМАШ) и осуществляет:
- разработку организационно - методических документов Системы и изменений к ним;
- сбор и анализ информации о результатах деятельности по сертификации в Системе и предоставление ее Центральному органу;
- методическую помощь участникам Системы;
- ведение реестра Системы по поручению Центрального органа.
4.7. Организации, претендующие на участие в Системе в качестве органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), должны:
- иметь статус юридического лица;
- быть аккредитованы во взаимодействии с Госгортехнадзором России (для поднадзорного ему оборудования) в Системе аккредитации ГОСТ Р или иной системе сертификации, признанной аккредитующим органом Системы сертификации ГОСТ Р.
Требования к органам по сертификации - по ГОСТ Р 51000.5-96 "Общие требования к органам по сертификации продукции и услуг".
Требования к испытательным лабораториям (центрам) - по ГОСТ Р 51000.3-96 "Общие требования к испытательным лабораториям".
Право на проведение работ в Системе имеют аккредитованные органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры), получившие лицензию в соответствии с "Правилами выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации и применения знака соответствия", утвержденными Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1994 г. N 12 и зарегистрированными Министерством юстиции России 5 апреля 1995 г., регистрационный N 825.
Функции, выполняемые органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами), определяются "Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации".
Органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) предоставляют научно - методическому центру необходимую информацию для ведения реестра Системы в порядке, установленном Центральным органом.
Государственный контроль и надзор за аккредитованными органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами) осуществляется аккредитующим органом Системы сертификации ГОСТ Р во взаимодействии с Госгортехнадзором России (в части поднадзорного оборудования).
Непосредственная работа в органе по сертификации осуществляется специалистами с обязательным участием экспертов по сертификации.
5. Порядок проведения сертификации
5.1. Сертификация оборудования осуществляется по схемам, установленным "Порядком проведения сертификации в Российской Федерации" и Изменением N 1 к нему.
При сертификации поднадзорного Госгортехнадзору России оборудования не допускается применение схем сертификации 9 - 10а и декларации о соответствии изготовителя (продавца).
5.2. Сертификацию оборудования проводят при наличии следующих документов:
- лицензии на изготовление оборудования, выданной Госгортехнадзором России (для поднадзорного оборудования российского производства);
- заключений (сертификатов) на оборудование, выдаваемых федеральными органами исполнительной власти, если это предусмотрено действующим законодательством, в том числе сертификатов пожарной безопасности, если оборудование входит в "Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации", утвержденный Приказом МВД России от 28 марта 1996 г. N 10, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации от 9 апреля 1996 г., регистрационный N 1061;
- технической документации изготовителя (технического описания, нормативной, конструкторской, технологической, монтажной, эксплуатационной и т.д.), в соответствии с перечнем, устанавливаемым органом по сертификации в решении по заявке на сертификацию.
При сертификации оборудования объем проверок по решению органа по сертификации может быть сокращен при наличии у заявителя дополнительных доказательств соответствия. В качестве таких доказательств соответствия могут быть использованы:
- протоколы испытаний (приемочных, периодических, инспекционных и др.), в том числе протоколы испытаний в зарубежных лабораториях в соответствии со статьей 9 Закона "О сертификации продукции и услуг";
- сертификаты соответствия на используемое в производстве сырье, материалы и комплектующие изделия;
- сертификаты на оборудование, полученные вне рамок обязательной сертификации (сертификаты добровольных систем сертификации, зарубежные сертификаты);
- сертификаты происхождения;
- сертификаты на систему качества или производства.
При наличии у изготовителя сертификата, подтверждающего соответствие системы качества требованиям ГОСТ Р 40.001-95 "Правила по проведению сертификации систем качества в Российской Федерации", ГОСТ Р 40.003-96 "Система сертификации ГОСТ Р. Регистр системы качества. Порядок проведения сертификации систем качества", ГОСТ Р ИСО 9001-96 "Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и / или разработке, производстве, монтаже и обслуживании", ГОСТ Р ИСО 9002-96 "Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже", ГОСТ Р ИСО 9003-96 "Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях", или соответствие производства требованиям ГОСТ Р 40.004-96 "Система сертификации ГОСТ Р. Регистр системы качества. Порядок проведения сертификации производств", орган по сертификации вправе дополнительно оценить возможности сертифицированной системы качества или сертифицированного производства по обеспечению стабильности характеристик оборудования, проверяемых при проведении сертификационных испытаний.
5.3. Заявку на сертификацию с комплектом необходимых документов (см. п. 5.2 настоящих правил) изготовитель (или уполномоченный им доверенностью заявитель) или продавец направляют по своему выбору в любой орган по сертификации, в область аккредитации которого входит оборудование Системы.
Не допускается направлять заявку одновременно в два органа по сертификации.
5.4. Орган по сертификации рассматривает заявку и по результатам рассмотрения заявки и комплекта документов принимает решение о возможности (невозможности) сертификации оборудования и условиях ее проведения.
Решение по заявке, в срок не более 15 дней со дня ее поступления, письменно доводится до заявителя.
5.5. Порядок отбора образцов, их количество и условия идентификации оборудования, окончательная сборка, наладка, испытания и доводка которого могут быть проведены, как правило, только на месте эксплуатации в составе конкретного производственного объекта, определяются органом по сертификации. Во всех остальных случаях отбор образцов производят в соответствии с порядком, установленным в Системе сертификации ГОСТ Р.
5.6. Испытания оборудования проводят аккредитованные испытательные лаборатории (центры) по типовой программе испытаний, согласованной с органом по сертификации. Место проведения испытаний определяет орган по сертификации. Допускается проводить испытания аналогичного по конструкции и назначению сертифицируемому оборудованию образца на месте его эксплуатации.
Для оборудования, окончательная сборка, наладка, испытания и доводка которого могут быть проведены, как правило, на месте эксплуатации в составе конкретного производственного объекта, допускается проводить испытания составных частей (сборочных единиц) у изготовителя с последующим испытанием оборудования в собранном виде на месте эксплуатации.
Испытания оборудования могут быть также проведены:
- на предприятии - изготовителе одновременно с проведением его приемо - сдаточных испытаний после контрольной сборки оборудования;
- поэлементно, как испытания отдельных видов оборудования или их составных частей (устройств), на предприятии - изготовителе одновременно с приемо - сдаточными испытаниями;
- в зарубежной испытательной лаборатории (центре) после контрольной сборки оборудования и приемо - сдаточных испытаний на предприятии - изготовителе с использованием ее контрольного, измерительного и испытательного оборудования;
- у заказчика после завершения его окончательного монтажа одновременно с пусконаладочными и эксплуатационными испытаниями.
При необходимости и при условии согласования с органом по сертификации возможно комбинирование вышеуказанных вариантов испытаний.
5.7. Проверку производства осуществляют в целях установления возможности и готовности изготовителя производить сертифицированное оборудование в соответствии с образцом, прошедшим сертификационные испытания.
Проверка производства осуществляется органом по сертификации по программе, разработанной им для конкретного заявителя. Проверка производства поднадзорного оборудования проводится во взаимодействии с представителем Госгортехнадзора России (по согласованию). Орган по сертификации может поручить проведение проверки от своего имени представителям испытательной лаборатории и территориального органа Госстандарта России.
Организационные мероприятия, необходимые для подготовки и проведения проверки производства, изготовитель согласует с органом по сертификации на этапе представления образцов на испытания. В процессе проверки оценивается следующее:
- организационная структура управления организацией;
- наличие документированной системы качества организации;
- действия по управлению качеством сертифицируемого оборудования (распределение ответственности руководителей служб предприятия за обеспечение качества выпускаемой продукции, наличие функционального подразделения, ответственного за качество и сертификацию);
- действия по управлению документацией (утвержденный порядок ведения конструкторской и технологической документации, наличие процедур, определяющих порядок внесения изменений и пересмотра указанных документов);
- обеспечение идентификации продукции, представляемой на сертификацию, ее составных частей и материалов (наличие работоспособного метода идентификации изделий, комплектующих изделий и материалов на всех этапах производства, учет процедур выделения их критических характеристик и параметров, в наибольшей степени влияющих на сертифицируемые показатели и характеристики);
- система контроля и испытаний материалов и комплектующих изделий (порядок входного контроля исходных материалов и комплектующих изделий, влияющих на выполнение требований нормативных документов, и наличие лица, ответственного за изоляцию некондиционных материалов и комплектующих изделий);
- система контроля технологического процесса изготовления сертифицируемого оборудования (порядок контроля технологического процесса на операциях, влияющих на сертифицируемые показатели и характеристики продукции; наличие мер, препятствующих произвольному изменению режимов технологического процесса; ответственность рабочих за нарушение технологической дисциплины и допущенный брак);
- система контроля, профилактики и ремонта технологического оборудования, оснастки и инструмента (порядок контроля технологического оборудования, оснастки и инструмента, наличие и реализация графика их планово - периодического ремонта);
- система операционного контроля (порядок контроля в процессе производства на каждой операции, система учета и анализа данных операционного контроля);
- система контроля и испытаний сертифицируемого оборудования (порядок контроля и испытаний оборудования, наличие в документации на периодические испытания оборудования процедуры оценки его соответствия требованиям нормативных документов, по которым проводят сертификационные испытания и регистрацию полученных при этих испытаниях данных);
- средства контроля и измерений, а также испытательное оборудование (номенклатура средств, их метрологические характеристики, поверочные схемы, методики аттестации испытательного оборудования, сроки поверки средств измерений и аттестации испытательного оборудования, система регистрации поверок и аттестации);
- корректирующие воздействия (наличие процедур, обеспечивающих выявление причин несоответствия сертифицируемого оборудования и корректирующие воздействия, исключающие повторение дефектов, применение и регистрация корректирующих воздействий);
- действия по регистрации данных о качестве продукции (порядок регистрации и хранения данных входного, операционного и приемочного контроля качества, контроля хода технологических процессов, протоколов испытаний, в первую очередь характеристик, параметров и требований, определяемых при сертификационных испытаниях оборудования, рекламаций потребителей).
По результатам проверки производства составляют акт, который хранится в органе по сертификации в течение периода действия сертификата.
5.8. Орган по сертификации анализирует результаты проведенных испытаний, проверки производства или сертификации систем качества (производства) и принимает решение о выдаче (невозможности выдачи) сертификата соответствия.
5.9. При положительных результатах анализа (см. п. 5.8 настоящих правил) орган по сертификации оформляет сертификат соответствия согласно правилам Системы сертификации ГОСТ Р и лицензию на применение знака соответствия согласно "Правилам применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 г. N 14, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 1 августа 1996 г. N 1138.
В сертификате соответствия в обязательном порядке указывают документы, служащие основанием для его выдачи, в том числе протоколы испытаний, выданные аккредитованными испытательными лабораториями (центрами), акт проверки производства или сертификат системы качества (производства) и др.
5.10. Сертификат и лицензия на применение знака соответствия вступают в силу с момента регистрации сертификата соответствия в Государственном реестре согласно п. 4.8 "Правил по проведению сертификации в Российской Федерации".
Срок действия сертификата соответствия определяется согласно п. 3.5.3 "Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации". При принятии решения о продлении срока действия выдается новый сертификат соответствия.
5.11. Знак соответствия наносят на каждую единицу продукции, упаковку и на сопроводительную техническую документацию (руководство по монтажу и эксплуатации, паспорт изделия).
Для оборудования, окончательная сборка, наладка, испытания и доводка которого могут быть проведены, как правило, на месте эксплуатации в составе конкретного производственного объекта, допускают наносить знак соответствия только на сопроводительную техническую документацию (общее руководство по монтажу и эксплуатации).
Место нанесения знака соответствия определяется согласно п. 7.3 "Правил применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции" при выдаче лицензии на применение знака соответствия.
6. Инспекционный контроль
за сертифицированной продукцией
6.1. Инспекционный контроль (если это предусмотрено схемой сертификации) проводится в течение всего срока действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок. Периодичность, виды проверок (испытания типа, проверка производства и др.) и программу инспекционного контроля устанавливает орган по сертификации при принятии решения по конкретной заявке.
6.2. Инспекционный контроль осуществляет орган по сертификации, выдавший сертификат. Инспекционный контроль может проводиться с участием представителей территориальных органов Госстандарта России и Госгортехнадзора России (по согласованию).
6.3. Инспекционный контроль в зависимости от схемы сертификации может включать:
- отбор образцов, проведение испытаний и анализ их результатов;
- проверку производства в форме анализа его состояния или контроля за системой качества (производства);
- оформление результатов контроля и принятие решения.
Испытания продукции при инспекционном контроле проводят аккредитованные испытательные лаборатории. Место проведения испытаний определяет орган по сертификации.
Допускается по согласованию с органом по сертификации проводить испытания по сокращенной программе.
6.4. При проведении инспекционного контроля могут быть дополнительно использованы протоколы испытаний (приемочных, периодических, инспекционных и т.д.), в том числе испытаний в зарубежных лабораториях в соответствии со статьей 9 Закона "О сертификации продукции и услуг".
6.5. Инспекционный контроль включает проверку правильности маркирования продукции знаком соответствия.
6.6. Результаты инспекционного контроля оформляют актом. Акт инспекционного контроля хранится в органе по сертификации, а его копии направляются предприятию и в организации, принимавшие участие в инспекционном контроле.
6.7. По результатам инспекционного контроля орган по сертификации оформляет решение, в котором в зависимости от результатов проверки содержится три варианта решения:
- считать сертификат соответствия и лицензию на применение знака соответствия подтвержденными или переоформить (в случае изменения реквизитов продукции, реквизитов заявителя и др.);
- приостановить действие сертификата соответствия и (или) лицензии на применение знака соответствия;
- отменить действие сертификата и лицензии на применение знака соответствия.
Приостановление или отмена действия сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия осуществляется в случаях, предусмотренных в п. 3.7.6 "Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации".
6.8. Решение о приостановлении действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия принимается в случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом, выдавшим сертификат, заявитель может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить без повторных испытаний аккредитованной лабораторией соответствие оборудования установленным требованиям.
Корректирующие мероприятия выполняются в соответствии с правилами, установленными п. 3.8 "Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации".
6.9. Информация о приостановлении или отмене действия сертификата доводится органом, его выдавшим, до сведения заявителя, потребителей, Госстандарта России, Госгортехнадзора России (для поднадзорного оборудования) и других заинтересованных участников Системы в срок, не превышающий 10 дней со дня принятия решения об отмене сертификата и аннулирования лицензии. Отмена действия сертификата вступает в силу с момента исключения его из Государственного реестра.
Приложение А
ПЕРЕЧЕНЬ
НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, УСТАНАВЛИВАЮЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ