Постановление Госстандарта РФ от 10.10.2003 N 112
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2003 г. N 112
ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ
СИСТЕМЫ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ ГОСТ Р
В целях совершенствования организации работ по сертификации экспертов для Системы сертификации ГОСТ Р и реализации Федерального закона "О техническом регулировании" ст. 36 и п. 1 ст. 46, а также организации учета случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, окружающей среде, жизни или здоровью животных или растений с учетом тяжести этого вреда, Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Системе добровольной сертификации независимых судебных экспертов нормативной экспертизы в области оценки соответствия деятельности хозяйствующих субъектов техническим регламентам, входящей в Систему добровольной сертификации экспертов Системы сертификации ГОСТ Р.
2. Определить Центральным органом Системы добровольной сертификации независимых судебных экспертов нормативной экспертизы в области оценки соответствия деятельности хозяйствующих субъектов техническим регламентам АНО - Национальный консультативный центр промышленной экологии и судебной экспертизы.
3. Назначить научно-методическим центром Системы добровольной сертификации независимых судебных экспертов нормативной экспертизы в области оценки соответствия деятельности хозяйствующих субъектов техническим регламентам - Московский государственный университет пищевых производств (МГУПП).
4. Положение о Системе добровольной сертификации независимых судебных экспертов нормативной экспертизы в области оценки соответствия деятельности хозяйствующих субъектов техническим регламентам ввести в действие в установленном порядке.
Председатель
Госстандарта России
В.В.УСОВ
Приложение
к Постановлению
Госстандарта России
от 10.10.2003 N 112
ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ
НЕЗАВИСИМЫХ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ НОРМАТИВНОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ В ОБЛАСТИ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА
ТЕХНИЧЕСКИМ РЕГЛАМЕНТАМ
1. Введение
1. Настоящее Положение устанавливает цели, принципы, структуру, правила, процедуры и порядок проведения добровольной сертификации независимых судебных экспертов нормативной экспертизы в области оценки соответствия деятельности хозяйствующего субъекта техническим регламентам в Российской Федерации.
Система создана Госстандартом России и Национальным консультативным центром промышленной экологии и судебной экспертизы в соответствии с Законами Российской Федерации:
"О защите прав потребителей" (от 07.02.92 N 2300-1);
Федеральным законом "О техническом регулировании";
Федеральным законом "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ;
Федеральным законом "Об экологической экспертизе" (N 65 в ред. от 15 апреля 1998 г.) и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
2. Настоящее Положение является основным документом Системы добровольной сертификации независимых судебных экспертов нормативной экспертизы в области оценки соответствия деятельности хозяйствующего субъекта техническим регламентам и разработано в соответствии с требованиями Системы добровольной сертификации экспертов Системы сертификации ГОСТ Р.
Положение предназначено для применения участниками настоящей Системы, Системы сертификации ГОСТ Р.
2. Термины и определения
В настоящем документе применяются определения, содержащиеся в нормативных документах, послуживших основанием для создания Системы.
Кроме того, учтена терминология, приводимая в Руководствах ИСО/МЭК 2 и стандарте ИСО 8402, с некоторыми уточнениями и дополнениями, необходимыми для обеспечения взаимопонимания в вопросах сертификации экспертов нормативной экспертизы;
судебная экспертиза - процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу;
судебный эксперт нормативной экспертизы - специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по оценке соответствия деятельности хозяйствующих и иных субъектов требованиям технических регламентов;
судебная нормативная экспертиза - экспертиза порядка документального удостоверения соответствия деятельности хозяйствующих и иных субъектов требованиям технических регламентов или положениям стандартов;
система добровольной сертификации судебных экспертов нормативной экспертизы в области оценки соответствия деятельности хозяйствующего субъекта техническим регламентам - система сертификации экспертов (далее - Система), в рамках которой проводятся работы по оценке и подтверждению компетентности судебных экспертов с целью независимой, объективной и достоверной оценки компетентности эксперта.
3. Общие положения
3.1. Система создана для организации и осуществления работ по оценке и подтверждению компетентности экспертов, необходимой для проведения ими работ по нормативной экспертизе в области оценки соответствия деятельности хозяйствующего субъекта техническим в Системе сертификации ГОСТ Р.
3.2. Нормативную базу Системы в части требований к компетентности экспертов составляют:
ГОСТ Р ИСО 10011-2-93 "Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 2. Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов";
Общие требования к компетентности экспертов Системы сертификации ГОСТ Р, утвержденные Постановлением Госстандарта России от 9 июня 2001 г. N 53.
3.3. Проведение сертификации в Системе обеспечивается функционированием органа по сертификации и испытательных лабораторий, аккредитованных в установленном порядке по всей номенклатуре экспертных услуг, в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3.4. Система является открытой для участия в ней различных организаций (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности), признающих и выполняющих ее правила.
3.5. Взаимодействие Системы с другими системами сертификации осуществляется на основе соглашений, заключаемых с организациями, образовавшими Системы, если иное не предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3.6. Система вправе взаимодействовать в установленном порядке с международными, национальными и региональными системами сертификации других стран по вопросам подтверждения соответствия, включая признание сертификатов, знаков соответствия.
3.7. Объективность и достоверность сертификации в Системе обеспечивается независимостью и компетентностью органа по сертификации.
3.8. Система имеет форму сертификата компетентности эксперта нормативной экспертизы аналогично установленной в Системе добровольной сертификации экспертов Системы сертификации ГОСТ Р (приложение N 2).
3.9. Официальным языком Системы является русский. Все ее документы оформляются на русском языке (заявки, протоколы, акты, аттестаты, сертификаты и т.п.).
4. Основные цели и направления сертификации
4.1. Сертификация в Системе направлена на достижение целей, определенных Федеральным законом "О техническом регулировании", ст. 36, ст. 46 п. 1, Федеральным законом "О судебно-экспертной деятельности", а также на подтверждение соответствия установленным требованиям процессуальных кодексов.
4.2. Сертификация экспертов нормативной экспертизы в области оценки соответствия деятельности хозяйствующего субъекта техническим регламентам направлена на достижение следующих целей:
испытание лиц, выразивших желание сертифицироваться на предмет и профессиональной и моральной готовности к следующим видам деятельности:
проведение судебно-нормативной экспертизы в целях оценки соответствия техническому регламенту, нормативно-правового регулирования отношений в деятельности хозяйствующего субъекта в области охраны здоровья и установления фактов, вводящих в заблуждение покупателей;
проведение консультаций в области оценки соответствия техническому регламенту нормативно-правового регулирования отношений в деятельности хозяйствующего субъекта в области охраны здоровья и установления фактов, вводящих в заблуждение покупателей;
повышение уровня компетентности судебных экспертов нормативных регламентных экспертиз и обеспечение их конкурентоспособности на российском и зарубежном рынках экспертных услуг;
содействие юридическим (физическим) лицам в отборе и подборе компетентных судебных экспертов нормативных экспертиз;
защита юридических (физических) лиц от некомпетентных и недобросовестных специалистов;
обеспечение достоверности результатов сертификации в Системе;
подтверждения показателей качества подготовки судебного эксперта нормативных экспертиз.
4.3. Сертификация экспертов осуществляется по следующим основным направлениям:
Судебно-нормативная экспертиза в области:
охраны здоровья и установления фактов, вводящих в заблуждение приобретателей;
охраны окружающей среды, экологической безопасности и установления фактов, вводящих в заблуждение приобретателей;
установления фактов, вводящих в заблуждение приобретателей в области природопользования;
установления фактов, вводящих в заблуждение приобретателей в области финансово-банковских взаимоотношений;
установления фактов, вводящих в заблуждение приобретателей в области защиты имущественных интересов государства, муниципальных образований, юридических и физических лиц;
административно-правового регулирования.
4.4. Добровольная сертификация независимых судебных экспертов в области оценки соответствия деятельности хозяйствующего субъекта техническим регламентам проводится по инициативе заявителей на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
4.5. Участники Системы обязаны обеспечивать конфиденциальность представляющей служебную тайну информации, получаемой в ходе деятельности по сертификации, за исключением конечных результатов сертификации.
4.6. На судебно-экспертную деятельность участников Системы распространяется действие статей 2, 4, 6 - 8, 16 - 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
5. Организационная структура Системы
Участниками Системы являются:
Госстандарт России;
Центральный орган Системы - АНО - Национальный консультативный центр промышленной экологии и судебной экспертизы - местонахождение: 105318, г. Москва, ул. Вельяминовская, д. 9, к. 2;
Совет системы;
Орган по сертификации экспертов - Регистр Системы сертификации персонала Госстандарта России;
Учебный центр - Московский государственный Университет пищевых производств;
Научно-методический совет;
Экспертно-квалификационная комиссия Системы;
Эксперты Системы.
5.1. Госстандарт России осуществляет следующие основные функции:
формирует и реализует политику в области сертификации экспертов;
опубликовывает официальную информацию о правилах сертификации;
в установленном порядке заключает соглашения с федеральными органами исполнительной власти, международными (региональными) и российскими организациями о взаимном признании результатов сертификации экспертов в области оценки соответствия деятельности хозяйствующего субъекта техническим регламентам;
представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по вопросам сертификации экспертов;
устанавливает правила и процедуры проведения сертификации экспертов, схемы сертификации и области сертификации экспертов;
утверждает положение об Органе по сертификации экспертов.
5.2. Центральный орган Системы - АНО - Национальный консультативный центр промышленной экологии и судебной экспертизы - местонахождение: 105318, г. Москва, ул. Вельяминовская, д. 9, к. 2 - выполняет следующие функции:
организует и координирует деятельность участников Системы;
организует работу экспертно-квалификационной комиссии;
публикует официальную информацию о правилах и результатах сертификации, участниках Системы.
Центральный орган взаимодействует в своей деятельности с Судебным департаментом при Верховном суде Российской Федерации, Генеральной прокуратурой РФ, Министерством природных ресурсов в лице: ФГУ ЦЭКА, ФГУ ГП "Геосинтез", ФГУ НПП "Аэрогеология", Федеральным центром Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения, Научно-исследовательским институтом проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре.
5.3. Совет Системы и его функции:
Высшим коллегиальным органом управления Системой является Совет Системы. В состав Совета входят представители Госстандарта России, Центрального органа Системы, Регистра Системы сертификации персонала (РССП), МГУПП, Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства природных ресурсов, а также ведущие специалисты с опытом работы в области судебной экспертизы.
В функции Совета входят:
внесение дополнений или изменений в действующее положение;
утверждение основных направлений деятельности Системы, формирование и реализация политики в области сертификации экспертов;
согласование кандидатуры Руководителя Центрального органа Системы;
анализ функционирования Системы;
представление ежеквартально в Госстандарт России отчетов о деятельности экспертов Системы;
выработка рекомендаций по совершенствованию Системы;
постановка задач методического характера;
утверждение Председателя Научно-методического совета;
утверждение Председателя Экспертно-квалификационной комиссии;
утверждение протоколов Экспертно-квалификационной комиссии;
создание филиалов, открытие представительств, участие в других организациях.
5.4. Орган по сертификации экспертов образован на базе Регистра Системы сертификации персонала (РССП), является юридическим лицом, организационно-правовая форма которого - автономная некоммерческая организация. Имеет постоянный баланс, расчетный счет в банке, собственную круглую печать, штамп и бланки, независим от заявителей и их работодателей и аккредитованный в установленном порядке.
Орган по сертификации экспертов в своей деятельности руководствуется Положением об органе и выполняет следующие функции:
осуществляет сертификацию экспертов, выдает сертификаты компетентности;
осуществляет контроль за деятельностью экспертов;
приостанавливает, отменяет, продлевает действие выданных сертификатов компетентности;
формирует и актуализирует фонд нормативной базы Системы;
представляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах его компетенции;
регистрирует и ведет учет и хранение документации по всем вопросам своей деятельности;
ведет и публикует Реестр экспертов Системы добровольной сертификации независимых судебных экспертов в области оценки соответствия деятельности хозяйствующего субъекта техническим регламентам;
опубликовывает официальную информацию о правилах сертификации независимых судебных экспертов в области оценки соответствия деятельности хозяйствующего субъекта техническим регламентам;
5.5. Учебный центр Системы - Московский государственный университет пищевых производств реализует образовательные программы и выдает свидетельства о повышении квалификации государственного или установленного образца, а также выполняет функции Научно-методического совета Системы, а именно:
организует и проводит семинары по вопросам деятельности Системы;
оказывает на договорной основе консультативно-методическую помощь участникам Системы, а также обеспечивает их необходимой информацией;
разрабатывает предложения по развитию и совершенствованию Системы;
разрабатывает проекты нормативно-правовых актов, организационно-методических документов Системы и изменения к ним;
поводит экспертизу документов (изменений в документы) Системы, разработанных другими организациями;
анализирует информацию о результатах деятельности по сертификации в Системе и предоставляет ее в Центральный орган Системы;
участвует в повышении квалификации специалистов, работающих в Системе;
устанавливает правила и процедуры для проведения сертификации в Системе;
осуществляет выбор способа подтверждения соответствия экспертных услуг требованиям норм процессуального законодательства;
определяет по согласованию с Госстандартом России порядок организации и проведения сертификации экспертов в области оценки соответствия деятельности хозяйствующего субъекта техническим регламентам.
5.6. Экспертно-квалификационная комиссия (ЭКК) допускает к самостоятельной деятельности судебных экспертов нормативной экспертизы в области оценки соответствия деятельности хозяйствующих субъектов техническим регламентам.
5.7. Эксперты Системы проводят работы, связанные с оценкой и подтверждением компетентности судебных экспертов, участвуют в контроле за их деятельностью.
6. Требования к экспертам, на соответствие которым проводится сертификация в Системе
6.1. К сертификации допускаются заявители, которые должны:
иметь высшее профессиональное образование, подтвержденное документом государственного образца, и дополнительное специальное образование по выбранному направлению экспертной деятельности;
иметь стаж работы не менее четырех лет, обеспечивающий получение практического опыта в заявленной области сертификации, подтвержденный трудовой книжкой или иными эквивалентными документами;
положительно характеризоваться по месту работы;
пройти собеседование в Экспертно-квалификационной комиссии (ЭКК);
пройти курсы повышения квалификации в заявленной области сертификации (эксперта) в ЦОСП МГУПП;
приобрести опыт практической работы в заявленной области сертификации в двух экспертизах в качестве эксперта.
Заявители должны знать, понимать и уметь применять по определенному направлению деятельности:
законы;
нормативные документы и литературу;
методологию судебной экспертизы;
специальные методики и методы исследования.
6.2. Отчет о стажировке должен содержать информацию о выполнении всех функций эксперта с указанием обоснования принимаемых им решений, а также включать:
сведения о месте проведения работ (наименование организации, адрес);
сроки проведения работ;
наименования и регистрационные номера документов, выданных по результатам работ, в которых участвовал заявитель;
перечень нормативной документации, использованной в процедуре экспертизы.
Отчет подписывает заявитель, а также руководитель стажировки, при этом дается оценка теоретической подготовки, опыта и личностных качеств заявителя.
7. Порядок добровольной сертификации экспертов
7.1. Сертификация и регистрация экспертов осуществляются на договорной основе между заявителем и Органом по сертификации экспертов Регистра Системы сертификации персонала.
7.2. Сертификация экспертов включает:
подачу заявления на сертификацию в орган по сертификации экспертов (форма заявления приведена в приложении А - не приводится). К заявлению прилагаются заверенные ксерокопии документов, указанных в приложении А, выписка из протокола ЭКК;
принятие ОС экспертов мотивированного решения по заявлению, в том числе назначение схемы сертификации, заключение договора на сертификацию;
сдача заявителем экзаменов в случае сертификации по схеме 2, представление протокола экзамена;
рассмотрение в установленном порядке полного комплекта документов заявителя и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата;
выдачу сертификата компетентности эксперту и его регистрацию в Реестре Системы;
проведение контроля за деятельностью экспертов;
приостановление действия сертификата компетентности, проведение корректирующих мероприятий;
распространение информации о результатах сертификации экспертов.
7.3. Орган по сертификации экспертов рассматривает заявление и не позднее двух недель после его получения сообщает заявителю решение. В решении по заявлению указываются:
схема сертификации эксперта;
перечень документов, которые необходимо представить дополнительно;
определение даты сдачи экзамена, если это предусмотрено схемой сертификации.
7.4. Для оценки и подтверждения компетентности заявителей предъявляемым требованиям используются следующие схемы сертификации:
Схема 1 - оценка компетентности заявителя по результатам рассмотрения документов, проведение контроля за деятельностью экспертов.
Схема 2 - оценка компетентности заявителя по результатам экзамена и рассмотрения представленных документов, проведение контроля за деятельностью экспертов.
7.5. По схеме 1 проводится сертификация заявителей, которые имеют высшее профессиональное образование по специальностям, соответствующим конкретным областям сертификации экспертов, и опыт профессионально-экспертной деятельности в заявленной области не менее 5 лет.
7.6. В остальных случаях сертификация экспертов проводится по схеме 2.
7.7. Экзамен проводится Экспертной комиссией Системы, сформированной и утвержденной Советом Системы из представителей Органа по сертификации экспертов, Совета Системы, Судебного департамента при Верховном суде РФ, Генеральной прокуратуры РФ и экспертов Системы, по всем вопросам в соответствии с требованиями, предъявляемыми к компетентности эксперта. Порядок проведения экзамена и оформление протокола о его результатах определяет Совет Системы.
7.8. По результатам сданного экзамена принимается решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата компетентности.
7.9. При положительном решении о соответствии компетентности заявителя установленным требованиям Орган по сертификации экспертов оформляет сертификат компетентности эксперта и регистрирует его в установленном порядке.
8. Срок действия сертификата компетентности эксперта - не более трех лет. При отрицательных результатах сертификации Орган по сертификации экспертов выдает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин.
8.1. Контроль за деятельностью экспертов проводится в течение срока действия сертификата не реже одного раза в год в форме периодических проверок, включающих анализ ежегодных отчетов экспертов и отзывов об их деятельности.
8.2. Могут проводиться также внеплановые проверки в случаях поступления информации от участников Системы о претензиях к деятельности эксперта или к качеству проводимых им работ.
8.3. Результаты контроля за деятельностью экспертов и внеплановых проверок оформляются актом, в котором дается оценка результатов, делается заключение о сохранении, приостановлении или прекращении действия выданного сертификата компетентности.
8.4. Действие сертификата компетентности эксперта может быть прекращено в случаях, если эксперт допускает нарушения в своей деятельности, связанные с некомпетентностью, непрофессионализмом, или поступлений жалоб по его экспертным заключениям, или по представлению ЭКК.
8.5. Информация о прекращении действия сертификата компетентности эксперта доводится до сведения заинтересованных организаций, экспертов и участников Системы.
8.6. Апелляции заявителей на сертификацию и экспертов рассматриваются Апелляционной комиссией.
8.7. Апелляции рассматриваются в случаях:
отказа в приеме документов заявителя;
отказа в приеме документов по итогам собеседования в ЭКК;
отказа в выдаче сертификата компетентности эксперта;
приостановления или прекращения действия сертификата компетентности эксперта;
отказа в продлении действия сертификата компетентности эксперта.
8.8. Информация об экспертах, внесенных в Реестр экспертов Системы сертификации, учебном центре и его методических кабинетах, правилах сертификации экспертов публикуется в порядке, установленном Советом Системы.
8.9. Продление срока действия сертификата компетентности эксперта проводится в соответствии с Положением Системы по заявлению, подаваемому экспертом не позднее чем за два месяца до истечения срока действующего сертификата.
8.10. Решение о продлении сертификата компетентности эксперта (или об отказе в продлении) принимается с учетом анализа результатов деятельности эксперта, повышения квалификации и других форм подтверждения компетентности эксперта, установленных Советом Системы.
9. Оплата работ по сертификации
9.1. Орган по сертификации устанавливает и согласовывает с Советом Системы порядок оплаты работ по сертификации.
9.2. Работы по сертификации и инспекционному контролю проводятся на основании договора между заявителями и органом по сертификации.
9.3. Оплата работ по сертификации производится независимо от полученных результатов и возврату не подлежит.
9.4. Средства, полученные от сертификации, расходуются на оплату труда специалистов Органа по сертификации и экспертов Системы, развитие и совершенствование Системы, ведение Реестра Системы, изготовление бланков, разработку документов, автоматизацию работ с информационной базой и нормативными актами, а также на другие цели для эффективной деятельности Системы.