Рейтинг@Mail.ru

Постановление Госгортехнадзора РФ от 29.10.2002 N 63

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 октября 2002 г. N 63

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО ОЦЕНКЕ УЩЕРБА ОТ АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ

Федеральный горный и промышленный надзор России постановляет:

Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах.

Начальник

Госгортехнадзора России

В.М.КУЛЬЕЧЕВ

Утверждены

Постановлением

Госгортехнадзора России

от 29 октября 2002 г. N 63

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОЦЕНКЕ УЩЕРБА ОТ АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ

РД 03-496-02

Разработаны Научно-техническим управлением Госгортехнадзора России, ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность".

Внесены Научно-техническим управлением Госгортехнадзора России, ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность".

Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Постановлением коллегии Госгортехнадзора России от 25.07.00 N 4 и определяют порядок количественной оценки экономического ущерба от аварий на опасных производственных объектах.

1. Область применения

1.1. Настоящие Методические рекомендации устанавливают общие положения и порядок количественной оценки экономического ущерба от аварий на опасных производственных объектах, подконтрольных Госгортехнадзору России.

1.2. Настоящие Методические рекомендации могут быть использованы для оценки ущерба при расследовании аварии на опасном производственном объекте, разработке декларации промышленной безопасности, страховании ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты.

1.3. Методические рекомендации предназначены для работников Госгортехнадзора России, специалистов в области промышленной безопасности, работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты.

2. Нормативные ссылки

2.1. Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 N 116-ФЗ (с изм. на 07.08.00).

2.2. Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 N 125-ФЗ (с изм. на 11.02.02).

2.3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 N 15-ФЗ (с изм. на 20.02.02).

2.4. Положение о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах (утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 08.06.99 N 40).

2.5. Определение экономических потерь от пожаров. Методические рекомендации. М.: ВНИИПО МВД СССР, 1990. 40 с.

2.6. Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н).

2.7. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (1993 г., с изм., внесенными Приказом Госкомэкологии N 77 от 15.02.00).

2.8. Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов (утв. Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 27.11.92 б/н, с изм. на 18.08.93).

2.9. Об утверждении Методики исчисления размера ущерба, вызываемого захламлением, загрязнением и деградацией земель на территории Москвы (утв. распоряжением мэра Москвы от 27.07.1999 N 801-РМ).

2.10. Методика исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод (утв. Приказом Государственного комитета по охране окружающей среды от 11.02.98 N 81).

2.11. Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей объектов водных биологических ресурсов (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.05.94 N 515, с изм. на 26.09.00).

2.12. Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный гражданами, юридическими лицами и лицами без гражданства уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов во внутренних рыбохозяйственных водоемах, внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также анадромных видов рыб, образующихся в реках России, за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации до внешних границ экономических и рыболовных зон иностранных государств (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.05.94 N 515, с изм. на 13.10.00).

2.13. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 05.08.00 N 118-ФЗ (с изм. на 25.07.02).

2.14. Методика расчета выбросов от источников горения при разливе нефти и нефтепродуктов (утв. Приказом Государственного комитета по охране окружающей среды от 05.03.97 N 90).

2.15. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.08.92 N 632, с изм. на 14.06.01).

2.16. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ.

2.17. Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах (утв. Минтопэнерго РФ от 01.11.95).

2.18. Об утверждении Положения о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства (с изм. на 15.05.99) (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.93 N 77).

2.19. Методика расчета выбросов вредных веществ в атмосферу при свободном горении нефти и нефтепродуктов (согласована Минприроды РФ 09.08.96).

2.20. Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений (утв. Приказом Госкомэкологии России от 06.09.99 б/н).

2.21. Методика оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения их среды обитания (утв. Госкомэкологии России от 28.04.00).

2.22. Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.07.01 N 519).

2.23. Об утверждении методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (утв. Приказами Госкомэкологии России от 08.04.98 N 199, от 12.11.97 N 497, от 05.03.97 N 90, от 14.04.97 N 158).

2.24. Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящими в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.05.2001 N 388).

2.25. ГОСТ Р 22.10.01-2001. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Оценка ущерба. Термины и определения.

2.26. Об индексации платы за загрязнение окружающей природной среды на 2001 год. Письмо МПР РФ N ВП-61/6349 от 27.11.00.

2.27. Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1).

3. Термины и определения, используемые

в целях данного документа

3.1. Авария - разрушение сооружений и/или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и/или выброс опасных веществ [2.1].

3.2. Опасный производственный объект - предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых [2.1]:

- получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные; вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды);

- используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;

- используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

- получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

- ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

3.3. Ущерб - потери некоторого субъекта или группы субъектов, части или всех своих ценностей [2.25].

3.4. Основные производственные фонды - средства труда (здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы, вычислительная и оргтехника, устройства и лабораторное оборудование, транспортные средства и т.д.) [2.5].

3.5. Оборотные фонды - предметы труда (производственные запасы, незавершенные производства, остатки готовой продукции на складах, отгруженная продукция) [2.5].

3.6. Материальные ресурсы текущего потребления в непроизводственной сфере - предметы потребления (материалы, топливо, инвентарь, технические средства обучения и т.п.) [2.5].

3.7. Первоначальная стоимость - сумма расходов на приобретение (а в случае, если получено безвозмездно, - как сумма, в которую оценено такое имущество), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов [2.13].

3.8. Восстановительная стоимость - первоначальная стоимость с учетом проведенных переоценок на дату вступления в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации [2.13].

3.9. Стоимость воспроизводства - сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта [2.22].

3.10. Остаточная стоимость - разница между первоначальной (восстановительной) стоимостью и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизации (с учетом переоценки этой суммы) [2.13].

3.11. Стоимость замещения - сумма затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки [2.22].

3.12. Утилизационная стоимость - стоимость объекта оценки, равная рыночной стоимости материалов, которые он в себя включает, с учетом затрат на утилизацию объекта оценки [2.22].

4. Общие положения

4.1. Настоящие Методические рекомендации предназначены для количественного определения ущерба от аварий, происходящих на опасных производственных объектах.

4.2. Методические рекомендации устанавливают общие положения и рекомендации по порядку оценки ущерба от аварий на опасных производственных объектах.

4.3. Оценка ущерба является необходимым составляющим элементом регулирования промышленной безопасности, в том числе декларирования промышленной безопасности, страхования опасных производственных объектов.

4.4. Оценка ущерба от аварий на опасных производственных объектах является основой для:

- учета и регистрации аварий по единым экономическим показателям;

- оценки риска аварий на опасных производственных объектах;

- принятия обоснованных решений по обеспечению промышленной безопасности;

- анализа эффективности мероприятий, направленных на снижение размера ущерба от аварий.

4.5. Методические рекомендации можно использовать в качестве основы для разработки ведомственных методик оценки ущерба от аварий на опасных производственных объектах различных отраслей промышленности.

5. Порядок определения ущерба

Структура ущерба от аварий на опасных производственных объектах, как правило, включает: полные финансовые потери организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, на котором произошла авария; расходы на ликвидацию аварии; социально-экономические потери, связанные с травмированием и гибелью людей (как персонала организации, так и третьих лиц); вред, нанесенный окружающей природной среде; косвенный ущерб и потери государства от выбытия трудовых ресурсов.

При оценке ущерба от аварии на опасном производственном объекте за время расследования аварии (10 дней), как правило, подсчитываются те составляющие ущерба, для которых известны исходные данные. Окончательно ущерб от аварии рассчитывается после окончания сроков расследования аварии и получения всех необходимых данных. Составляющие ущерба могут быть рассчитаны независимо друг от друга.

5.1. Структура определения ущерба

Ущерб от аварий на опасных производственных объектах может быть выражен в общем виде формулой [2.2, 2.5]:

- расходы на материалы и запасные части для ремонта, руб.;

- расходы на оплату услуг сторонних организаций по ремонту, руб.;

- стоимость электрической и иной энергии, необходимой для восстановления, руб.;

- расходы по доставке материалов к месту ремонта и другие расходы, необходимые для восстановления объекта в том состоянии, в котором он находился непосредственно перед наступлением аварии, руб.;

- надбавки к заработной плате за сверхурочную работу, работу в ночное время, в официальные праздники, руб.

Из суммы восстановительных расходов производятся вычеты на износ заменяемых в процессе ремонта частей, узлов, агрегатов и деталей.

Восстановительные расходы, как правило, не включают в себя:

- дополнительные расходы, вызванные изменениями или улучшениями пострадавшего объекта;

- расходы по переборке, профилактическому ремонту и обслуживанию, равно как и иные расходы, которые были необходимы вне зависимости от факта наступления аварии;

- другие расходы, произведенные сверх необходимых.

Для оценки потерь в результате уничтожения аварией основных фондов могут быть применены методы, используемые при оценке имущества [2.22].

В случае расчета прогнозируемого ущерба можно использовать метод определения восстановительной стоимости объекта оценки на основе сборников укрупненных показателей восстановительной стоимости (УПВС) на единицу объема, площади или длины, с приведением этого показателя к уровню текущих цен с помощью индексов. При этом полная восстановительная стоимость определяется по формуле:

В них рекомендуется включать:

- оплату труда членов комиссии по расследованию аварии (в т.ч. командировочные расходы);

- затраты на научно-исследовательские работы и мероприятия, связанные с рассмотрением технических причин аварии;

- стоимость услуг экспертов, привлекаемых для расследования технических причин аварии и оценку (в т.ч. экономическую) последствий аварии.

Источниками информации для определения прямых потерь могут служить материалы технического расследования причин аварии, счета сторонних организаций, акты списания основных средств, данные страховых компаний и др.

5.2.2.3. В случае расчета предварительного ущерба расходы на ликвидацию / локализацию и расследование аварии можно оценивать исходя из средней стоимости услуг специализированных и экспертных организаций или принимать в размере 10% от стоимости прямого / имущественного ущерба.

5.2.3. Социально-экономические потери

Расходы по выплате пособий на погребение погибших определяются исходя из существующих в данной местности на дату аварии средних расходов на ритуальные услуги.

Согласно [2.2, 2.3] право на получение пособия в случае смерти кормильца имеют:

- нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;

- ребенок умершего, родившийся после его смерти;

- один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы или лечебно-профилактических учреждений государственной системы здравоохранения признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;

- лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти.

Ежемесячные выплаты в случае потери кормильца производятся:

- несовершеннолетним - до достижения ими возраста 18 лет;

- учащимся старше 18 лет - до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет;

- женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста 60 лет, - пожизненно;

- инвалидам - на срок инвалидности;

- одному из родителей, супругу (супруге) либо другому члену семьи, неработающему и занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, - до достижения ими возраста 14 лет либо в случае их инвалидности - на срок инвалидности.

Размер ежемесячной выплаты по случаю потери кормильца рекомендуется исчислять исходя из его среднего месячного заработка, получаемых им при жизни пенсии, пожизненного содержания и других подобных выплат за вычетом долей, приходящихся на него самого и на трудоспособных лиц, не имеющих право на получение выплат по случаю потери кормильца.

- дополнительную медицинскую помощь (сверх предусмотренной по обязательному медицинскому страхованию), в том числе на дополнительное питание и приобретение лекарств;

- посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за пострадавшим, в том числе осуществляемый членами его семьи;

- санаторно-курортное лечение, включая оплату отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно, стоимость проезда пострадавшего, а в необходимых случаях также стоимость проезда сопровождающего его лица к месту лечения и обратно, их проживания и питания;

- протезирование, а также на обеспечение приспособлениями, необходимыми пострадавшему для трудовой деятельности и в быту;

- обеспечение специальными транспортными средствами, их текущий и капитальный ремонты и оплату расходов на горюче-смазочные материалы;

- профессиональное обучение (переобучение).

Согласно [2.2, 2.3] пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за весь период временной нетрудоспособности пострадавшего до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100% его среднего заработка, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о пособиях по временной нетрудоспособности.

Размер ежемесячной выплаты в случае стойкой потери трудоспособности можно определять [2.2, 2.3] как долю среднего месячного заработка пострадавшего до наступления аварии, исчисленной в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности. Степень утраты пострадавшим профессиональной трудоспособности устанавливается учреждением медико-социальной экспертизы.

В местностях, где установлены районные коэффициенты, процентные надбавки к заработной плате, размер выплат определяется с учетом этих коэффициентов и надбавок.

При невозможности получения документа о размере заработка пострадавшего сумма ежемесячной страховой выплаты исчисляется исходя из тарифной ставки (должностного оклада), установленной (установленного) в отрасли (подотрасли) для данной профессии, и сходных условий труда ко времени аварии.

Ущерб, причиненный жизни и здоровью третьих лиц, можно определить либо исходя из сумм предъявленных исков, либо основываясь на тех же принципах, как и при определении ущерба, нанесенного персоналу в результате аварии на опасном производственном объекте.

Источниками информации для определения суммарных социально-экономических потерь от аварии могут служить материалы расследования технических причин аварии, листы временной нетрудоспособности, заявления пострадавших или членов семей погибших (пострадавших), заключения ВТЭК, приказы о выплате компенсаций и пособий, решения профсоюза, суда, администрации территорий, данные страховых компаний и др.

Для расчета прогнозируемых размеров социально-экономического ущерба можно исходить из следующих показателей: числа людей, попадающих в зону действия поражающих факторов; среднего возраста персонала, работающего на предприятии; средней зарплаты сотрудников; процентного соотношения мужчин и женщин на предприятии; среднего числа иждивенцев на 1 сотрудника, а также средней стоимости медицинских и ритуальных услуг для данной местности. При оценке прогнозируемого социально-экономического ущерба третьим лицам можно исходить из аналогичных показателей для попадающих в зону действия поражающих факторов предприятий / организаций (для юридических лиц) или аналогичных показателей для данного региона (для физических лиц).

5.2.4. Косвенный ущерб

Приложение 1

к Методическим рекомендациям

по оценке ущерба

от аварий на опасных

производственных объектах

СТРУКТУРА

УЩЕРБА ОТ АВАРИИ НА ОПАСНОМ

ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕКТЕ

Приложение 2

к Методическим рекомендациям

по оценке ущерба

от аварий на опасных

производственных объектах

ПРИМЕР

СВОДНОЙ ФОРМЫ ПО ОЦЕНКЕ УЩЕРБА ОТ АВАРИИ

НА ОПАСНОМ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕКТЕ

Приложение 3

к Методическим рекомендациям

по оценке ущерба

от аварий на опасных

производственных объектах

ПРИМЕР

РАСЧЕТА УЩЕРБА ОТ АВАРИИ <*>

--------------------------------

<*> Все приведенные в примере цифровые данные условны.

В результате аварии (разрушение заполненного на 80% резервуара ЖБР-10000 с нефтью с последующим разливом нефти и возгоранием), произошедшей на опасном производственном объекте, расположенном в Нижегородской области, уничтожен полностью резервуар, незначительные повреждения получили несколько зданий предприятия, погиб 1 человек (из числа работающих на предприятии, имеющий на иждивении 2-х несовершеннолетних детей 9 и 13 лет) и 2 человека травмированы (в т.ч. 1 - из числа персонала, 1 - третье лицо).

Остаточная стоимость разрушенного резервуара (по бухгалтерским документам предприятия) составляет 6,08 млн. руб. Утилизационная стоимость материальных ценностей составила 0,08 млн. руб.

В результате аварии продолжительность простоя составила 10 дней; средняя дневная прибыль - по объекту 50 тыс. руб.; часть условно-постоянных расходов - 2 тыс. руб./день.

Для данного предприятия простой других производств, технологически связанных с данным аварийным объектом, отсутствует.

1. Прямые потери

2. Затраты на локализацию / ликвидацию

и расследование аварии

3. Социально-экономические потери

3.1. Ущерб, нанесенный персоналу предприятия

4. Косвенный ущерб

На предприятии производится 5 видов продукции. Разница между отпускной ценой продукции и средней себестоимостью единицы недопроизведенного продукта на дату аварии составила 20 руб., 100 руб., 700 руб., 3500 руб., 800 руб. соответственно для каждого вида недопроизведенного продукта. Время, необходимое для ликвидации повреждений и разрушений, восстановления объемов выпуска продукции на доаварийном уровне, составит 10, 3, 5, 7, 10 дней. Разница между объемами среднего дневного выпуска каждого вида продукции до аварии и среднего дневного выпуска продукции после аварии составляет 1000, 200, 200, 50, 1000 шт.

Таким образом, недополученная в результате аварии прибыль составит:

20 x 10 x 1000 + 100 x 3 x 200 + 700 x 5 x 200 + 3500 x 7 x 50 + 800 x 10 x 1000 = 10185 тыс. руб.

5. Экологический ущерб

Пример оценки возможных взысканий за вред, причиненный загрязнением атмосферного воздуха при пожарах на резервуарах с нефтепродуктами, приведен в таблице 2.

Таблица 2

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНЫХ ВЗЫСКАНИЙ ЗА ВРЕД,

ПРИЧИНЕННЫЙ ЗАГРЯЗНЕНИЕМ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

ПРИ ПОЖАРАХ НА РЕЗЕРВУАРАХ С НЕФТЕПРОДУКТАМИ

6. Потери при выбытии трудовых ресурсов

Результаты расчетов сведены в таблицу 3.

Таблица 3

Другие документы по теме
"Об утверждении и введении в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила оценки соответствия оборудования, комплектующих, материалов и полуфабрикатов, поставляемых на объекты использования атомной энергии" (вместе с "Правилами... НП-071-06")
"Об утверждении нормативно-технических документов"
(утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 25.07.1995 N 38) (вместе с "Типовой программой полного технического диагностирования резервуара")
Ошибка на сайте