Постановление Исполнительного комитета ФНПР от 22.11.2011 N 7-15
ФЕДЕРАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 ноября 2011 г. N 7-15
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПРАВОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА ПРОФСОЮЗОВ
В связи с внесением изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и во исполнение постановления Исполкома ФНПР от 22.06.2011 N 4-5 "О правозащитной работе членских организаций ФНПР в 2010 году"
Исполнительный комитет ФНПР постановляет:
1. Внести изменения в Типовое положение о правовой инспекции труда профсоюзов и утвердить его в новой редакции (прилагается).
2. Территориальным (межрегиональным) объединениям организаций профсоюзов на основании части четвертой ст. 370 ТК РФ привести свои положения о правовой инспекции труда профсоюзов в соответствие с настоящим Типовым положением.
3. Общероссийским (межрегиональным) профсоюзам:
рекомендовать применение настоящего Типового положения при разработке Положения о правовой инспекции труда профсоюзов и установлении единообразной отчетности территориальных организаций профсоюзов о правозащитной работе.
4. Считать нецелесообразной разработку Порядка проведения проверок соблюдения трудового законодательства в организациях, где действуют профсоюзные организации системы ФНПР, предусмотренную п. 4 постановления Исполкома ФНПР от 22.06.2011 N 4-5 "О правозащитной работе членских организаций ФНПР в 2010 году".
5. Возложить на Правовой департамент Аппарата ФНПР работу по координации и методической помощи в деятельности правовых инспекций труда профсоюзов членских организаций ФНПР, обобщении статистических отчетов и информационных материалов об их деятельности, принятию мер по повышению квалификации профсоюзных правовых инспекторов труда, содействию их поощрению наградами ФНПР и государственными наградами.
5. Признать утратившим силу приложение N 1 к постановлению Исполкома ФНПР от 26.09.2007 N 4-2 "О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о профсоюзной правовой инспекции труда".
Председатель ФНПР
М.В.ШМАКОВ
Приложение N 1
к постановлению Исполкома ФНПР
от 22.11.2011 N 7-15
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПРАВОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА ПРОФСОЮЗОВ
1. Общие положения
1.1. Правовая инспекция труда профсоюзов создается общероссийскими (межрегиональными) профсоюзами, а также территориальными (межрегиональными) объединениями организаций профсоюзов (далее - членскими организациями ФНПР) для осуществления контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, выполнения ими условий коллективных договоров, соглашений (далее - контроль за соблюдением трудового законодательства) в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Уставом ФНПР, уставами ее членских организаций и настоящим Типовым положением.
Правовые инспекторы труда профсоюзов осуществляют указанный контроль любых работодателей (организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объединение организаций профсоюзов.
1.2. Правовая инспекция труда профсоюзов действует на основании Положения, утвержденного коллегиальным исполнительным органом членской организации ФНПР, и осуществляет свою деятельность, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также уставом членской организации ФНПР.
2. Задачи правовой инспекции труда профсоюзов
Основными задачами правовой инспекции труда профсоюзов являются:
2.1. Осуществление профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства.
2.2. Правовая защита социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов членов профсоюзов, профсоюзных организаций.
2.3. Отстаивание прав и интересов работников при разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных актов органов местного самоуправления, внесении изменений и дополнений в них, а также при разработке и принятии коллективных договоров и соглашений.
2.4. Взаимодействие с органами прокуратуры, федеральной инспекцией труда, другими органами государственного контроля (надзора), органами местного самоуправления.
2.5. Подготовка обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления с предложениями по устранению недостатков со стороны работодателей, их представителей, иных должностных лиц, допустивших нарушения социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов членов профсоюзов, профсоюзных организаций.
3. Основные полномочия правовой инспекции труда профсоюзов
Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства правовые инспекторы труда профсоюзов наделяются следующими полномочиями:
3.1. В целях проведения проверок и оказания правовой помощи членам профсоюзов в порядке, установленном Положением о правовой инспекции труда членской организации ФНПР, при предъявлении удостоверений установленного образца (Приложение N 1) беспрепятственно в любое время суток посещать любых работодателей, у которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объединение организаций профсоюзов.
Особенности проведения проверок в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются с учетом нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
3.2. Запрашивать и беспрепятственно получать у работодателей и их представителей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения контрольных функций.
3.3. Направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений (приложение N 2), контролировать их выполнение, добиваться устранения выявленных нарушений в установленном законодательством порядке.
3.4. Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства (приложение N 3).
3.5. Готовить для направления в органы прокуратуры, федеральную инспекцию труда, вышестоящие органы хозяйствующего субъекта, собственникам (учредителям) материалы с предложениями принятия к виновным в невыполнении представлений (требований) мер уголовного, административного, дисциплинарного воздействия.
3.6. При осуществлении указанных проверок взаимодействовать с органами прокуратуры, федеральной инспекцией труда, другими органами государственного контроля (надзора). Участвовать в совместных с указанными органами проверках соблюдения трудового законодательства.
3.7. В установленном законодательством порядке защищать социально-трудовые и другие гражданские права и профессиональные интересы членов профсоюзов, профсоюзных организаций.
4. Права и обязанности правовых инспекторов
труда профсоюзов
Правовые инспекторы труда профсоюзов имеют право:
4.1. Осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства.
4.2. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.
4.3. Принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права.
4.4. Взаимодействовать со средствами массовой информации для широкого оповещения членов профсоюзов, общественности об эффективной правозащитной работе профсоюзов с целью пресечения действий (бездействия), направленных на дискредитацию профсоюзов, укрепления авторитета профсоюзов и повышения мотивации профсоюзного членства.
4.5. Публиковать статьи в газетах и журналах, размещать на сайтах в Интернете, выступать по радио и телевидению с сообщениями о правозащитной деятельности профсоюзов.
4.6. Готовить инструктивно-методические письма, материалы, доклады, обзоры по наиболее актуальным вопросам правозащитной работы, участвовать в обучении профсоюзного актива.
Правовые инспекторы труда профсоюзов обязаны:
4.7. При осуществлении профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей и их представителей.
4.8. Всемерно содействовать защите социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов членов профсоюзов, профсоюзных организаций, укреплять авторитет профсоюзов.
4.9. Во время проверок быть объективными, руководствуясь только законодательством, хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий.
4.10. Считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на действия работодателя (его представителя), воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением и заявитель возражает против сообщения работодателю (его представителю) данных об источнике жалобы.
4.11. Проводить правовую экспертизу проектов законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, а также права профсоюзов.
4.12. Постоянно повышать свою квалификацию, изучать действующее законодательство и судебную практику.
4.13. Принимать участие в обобщении сведений о правозащитной деятельности, практике работы правовой инспекции труда, других правовых служб членской организации ФНПР, ответственных за состояние правовой работы в профсоюзных организациях, в том числе для подготовки ежегодных отчетов о правозащитной работе членской организации ФНПР (приложение N 4) для представления их в установленном порядке в ФНПР.
4.14. Участвовать в ведении учета нарушений прав профсоюзов (приложение N 5) для направления имеющихся материалов и сведений о принятых мерах в вышестоящие профсоюзные организации.
5. Организационное обеспечение деятельности правовой
инспекции труда профсоюзов
5.1. В соответствии с уставом членской организации ФНПР ее коллегиальный исполнительный орган создает правовую инспекцию труда, определяет штатную численность инспекторов, утверждает их на должность и освобождает от должности.
Руководство деятельностью правовой инспекции труда осуществляется в порядке, определяемом Положением о правовой инспекции труда членской организации ФНПР.
5.2. На должность правового инспектора труда профсоюзов назначается, как правило, лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж практической работы по специальности не менее трех лет.
Выборные и другие работники профсоюзных организаций, имеющие стаж профсоюзной работы не менее трех лет, прошедшие стажировку в правовой инспекции труда профсоюзов, могут утверждаться в качестве внештатных правовых инспекторов труда членской организации ФНПР.
Не реже одного раза в три года правовые инспекторы труда профсоюзов проходят переподготовку и/или повышение квалификации.
5.3. Руководитель правовой инспекции труда членской организации ФНПР является главным правовым инспектором труда профсоюза (объединения организаций профсоюзов).
Должность главного правового инспектора труда приравнивается к должности руководителя структурного подразделения членской организации ФНПР (ее аппарата). Должность правового инспектора труда приравнивается к должности главного специалиста либо руководителя отдела (группы).
5.4. Главный правовой инспектор труда членской организации ФНПР:
осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью правовой инспекции труда;
вносит в коллегиальный исполнительный орган, руководству членской организации ФНПР предложения по организации проверок соблюдения трудового законодательства, в том числе совместных с государственными органами контроля (надзора); предлагает меры по устранению выявленных нарушений прав членов профсоюзов, профсоюзных организаций;
рассматривает возникшие разногласия между работодателями, их представителями и правовыми инспекторами труда;
обеспечивает подготовку отчетов о правозащитной работе членской организации ФНПР;
организует обучение и повышение квалификации правовых инспекторов труда профсоюзов;
обобщает и пропагандирует положительный опыт работы правовых инспекторов труда профсоюзов;
осуществляет взаимодействие с правовыми инспекциями труда профсоюзов, правовыми службами (юристами) членских организаций ФНПР, получает необходимые сведения об их правовой работе;
вносит в коллегиальный исполнительный орган членской организации ФНПР предложения о кандидатурах в состав соответствующих квалификационных коллегий судей, арбитражных заседателей арбитражных судов, общественных советов, создаваемых при органах государственной власти;
в установленном порядке вносит предложения о награждении правовых инспекторов труда профсоюзов профсоюзными знаками отличия и материальном поощрении за эффективную правозащитную работу.
5.5. Жалобы на действия главного правового инспектора труда рассматриваются в порядке, предусмотренном Положением о правовой инспекции труда членской организации ФНПР.
Приложение N 1
к Типовому положению о правовой
инспекции труда профсоюзов
Форма N 3-ПИ
В соответствии со ст. 370 Трудового кодекса Российской Федерации профсоюзные инспекторы труда имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей, у которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений, обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении указанного законодательства.
Приложение N 2
к Типовому положению о правовой
инспекции труда профсоюзов
Форма N 1-ПИ
Приложение N 3
к Типовому положению о правовой
инспекции труда профсоюзов
Форма N 2-ПИ
Приложение N 4
к Типовому положению о правовой
инспекции труда профсоюзов
Форма N 4-ПИ
Приложение N 5
к Типовому положению о правовой
инспекции труда профсоюзов
Форма N 5-ПИ
Приложение N 2
к постановлению Исполкома ФНПР
от 22.11.2011 N 7-15
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ЧЛЕНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ФНПР ОТЧЕТОВ
И ИНФОРМАЦИИ ПО ПРАВОЗАЩИТНОЙ РАБОТЕ
В соответствии с установленным порядком ежегодно до конца I-го квартала, следующего за отчетным года, отчеты членских организаций ФНПР по правозащитной работе по форме N 4-ПИ, пояснительные записки к ним, а также другие материалы о правозащитной работе и борьбе с нарушениями прав профсоюзов представляются в ФНПР.
При отсутствии в аппарате членской организации ФНПР правовых инспекторов труда профсоюзов, иных юристов представляются сведения о правозащитной работе, проведенной первичными и иными профсоюзными организациями, профсоюзным активом, штатными работниками аппарата членской организации ФНПР, исходя из того, что правозащитная деятельность является главной уставной обязанностью всех профсоюзных органов и организаций по защите прав объединяемых ими членов профсоюза.
1. В первых строках отчета указывается численность штатных правовых инспекторов труда профсоюзов и иных юристов, работающих в профсоюзных организациях, а также общественных и внештатных правовых инспекторов труда профсоюзов. При этом в строках 1.1 и 2.1 приводится численность указанных работников в аппарате соответствующего общероссийского профсоюза или территориального объединения организаций профсоюзов, представляющего отчет.
2. Комплексной проверкой, указываемой в строке 4.1 отчета, следует считать проверку, в результате которой осуществлен контроль за соблюдением работодателем законодательства по основным вопросам (институтам) трудового права (трудовой договор, рабочее время и время отдыха, оплата труда, дисциплина труда).
3. В число проверок совместно с органами прокуратуры, федеральной инспекцией труда включаются проверки, оформленные подписью профсоюзного представителя в выдаваемых работодателю (его представителю) документах по результатам проверки с указанием его участия в данной проверке.
4. В строке 5 формы N 4-ПИ следует указывать количество представлений, направленных работодателям, с требованиями устранения выявленных нарушений трудового законодательства. Представления правовых инспекторов труда профсоюзов имеют установленную для профсоюзных инспекторов труда форму (N 1-ПИ). Другие профсоюзные организации вправе предъявлять требования произвольной формы (часть 2 ст. 370 ТК РФ).
5. В строке 5.1 указывается количество выявленных нарушений, упомянутых в представлениях (требованиях). Нарушения учитываются в отношении конкретного работника. Например, при установлении незаконного удержания из заработной платы 40 работников вносится представление о начислении им конкретных сумм с приложением списка работников и размера выплат каждому. В этом случае в строке 5.1 формы N 4-ПИ указывается 40 нарушений. Если при проверке выявлено, что с работником не заключен трудовой договор в письменной форме, ему отказано в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и к нему незаконно применено дисциплинарное взыскание, в представление включаются требования о заключении письменного трудового договора, предоставлении отпуска и отмене дисциплинарного взыскания. В данном случае в строке 5.1 формы N 4-ПИ указываются 3 нарушения.
6. Соответственно отражается в отчете и количество устраненных нарушений (п. 5.1.1). Если работодатель в установленный срок выплатил зарплату лишь 40 работникам из 64, то в пункте 5.1.1 в строке "из них устранено" указывается 40.
7. В число восстановленных на работе по требованию профсоюзных органов (строка 5.1.2) включаются работники, в отношении которых предпринимались различные формы помощи и защиты, кроме судебной (письмо работодателю, представление о восстановлении на работе, направление материалов в органы прокуратуры, федеральную инспекцию труда и т.д.).
Количество работников, восстановленных на работе в судебном порядке, как при поддержке профсоюзных организаций, так и по заявлениям органов прокуратуры или федеральной инспекции труда, указывается в строке 10.2 отчета.
8. В строке 6 указывается количество обращений в органы прокуратуры. О принятых мерах прокурорского реагирования указывается в строке 6.1. Если по результатам таких обращений (требований по форме N 2-ПИ для правовых инспекторов труда профсоюзов) возбуждались уголовные дела и должностные лица привлечены к уголовной ответственности, то об этом указывается в строках 6.1.1 и 6.1.1.1 соответственно. В пояснительной записке к отчету следует указать, по каким статьям Уголовного кодекса Российской Федерации и в отношении каких должностных лиц были возбуждены уголовные дела, кто был осужден судом, назначенные наказания.
Строки 6.1.2 и 6.1.2.1 заполняются в случаях, когда по материалам профсоюзных организаций прокурором возбуждались дела об административных правонарушениях (ст. 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)) и должностные лица привлечены к административной ответственности, в том числе дисквалифицированы (часть 2 ст. 5.27 КоАП РФ).
В пояснительной записке к отчету следует привести наиболее показательные примеры привлечения к ответственности должностных лиц.
9. В строке 7 указывается количество материалов, направленных в федеральную инспекцию труда.
Строки 7.1, 7.1.1 и 7.1.1.1 заполняются в случаях, когда по материалам профсоюзных организаций (требованиям правовых инспекторов труда профсоюзов по форме N 2-ПИ) должностные лица федеральной инспекции труда возбуждали дела об административных правонарушениях (ст. 23.12 КоАП РФ, пункт 16 части второй ст. 28.3 КоАП РФ) и должностные лица работодателя привлечены к административной ответственности, в том числе дисквалифицированы (часть 2 ст. 5.27 КоАП РФ).
В пояснительной записке к отчету следует привести наиболее показательные примеры привлечения к ответственности должностных лиц.
10. Сведения о количестве руководителей организаций, руководителей структурных подразделений организаций и их заместителей, привлеченных по требованию профсоюзных органов к дисциплинарной ответственности, в том числе уволенных, указываются на основании удовлетворенных работодателями заявлений профсоюзных органов согласно ст. 195 ТК РФ.
В пояснительной записке к отчету следует привести наиболее показательные примеры привлечения к ответственности должностных лиц.
11. В пункте 9.2 формы N 4-ПИ следует учитывать правовую помощь, оказанную в связи с проведением приостановок работы на основании статьи 142 ТК РФ. В этой строке в числителе указывается количество работодателей (организаций), где при правовой поддержке профсоюзов проводились приостановки, в знаменателе - число работников, заявивших в письменной форме о приостановке работы.
В пояснительной записке к отчету излагаются возникшие проблемы и приводятся примеры приостановок. Если имеются решения судов, переписка с органами по труду и другими органами по вопросам приостановок, копии этих документов направляются в ФНПР.
12. В строках 9.3, 9.4 и 10 указывается количество работников, которым оказана правовая помощь в оформлении документов и рассмотрении их заявлений в комиссиях по трудовым спорам и судах.
13. В строках 11, 11.1 в числителе указывается число работодателей, где при участии либо правовой помощи профсоюзных представителей проводились коллективные трудовые споры, забастовки. В знаменателе - число участвовавших в них работников.
Участие профсоюзных представителей в рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров может осуществляться путем консультаций, предоставления необходимых образцов документов, участия в примирительных процедурах и т.д.
В пояснительной записке приводятся примеры коллективных трудовых споров и забастовок, раскрываются возникшие трудности при их проведении.
14. В строке 12 указывается количество проведенных профсоюзными организациями экспертиз законов и иных нормативных правовых актов, как федеральных органов государственной власти, так и органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (ст. ст. 5, 6 ТК РФ). В строке 13 указывается количество проведенных экспертиз коллективных договоров, различного вида соглашений и локальных нормативных актов работодателя (ст. 8 ТК РФ).
15. В строке 15, кроме количества членов профсоюзов, принятых на личном приеме в приемных, юридических консультациях профсоюзных организаций, а также непосредственно на рабочих местах при организации выездных приемных в первичных и иных профсоюзных организациях, могут указываться устные обращения (по телефону и др.), сведения о которых имеются в соответствующих журналах (карточках) учета писем и обращений граждан.
16. В профсоюзных организациях всех уровней необходимо собирать и систематизировать информацию о нарушениях прав профсоюзов. Карточка регистрации нарушений прав профсоюзов по форме N 5-ПИ составляется и хранится в организации, чьи права нарушены. При составлении ежегодного отчета сведения о наиболее часто встречающихся нарушениях прав профсоюзов указываются в строках 17.1 - 17.3 формы N 4-ПИ. Сводный отчет по форме N 5-ПИ в ФНПР не представляется.
В случаях незаконной приостановки и ликвидации профсоюзной организации (п. 13), насильственных действий в отношении профсоюзных лидеров и актива (п. п. 15 - 17) карточки по форме N 5-ПИ направляются вышестоящему профсоюзному органу безотлагательно с приложением копий документов и подробной информации о принятых мерах. В дальнейшем устанавливается двусторонняя оперативная связь с извещением о правозащитных действиях, изменении ситуации. Членские организации ФНПР немедленно представляют информацию о подобных случаях в ФНПР для принятия соответствующих мер на федеральном уровне, уведомления международных организаций.
Подобная информация необходима также для включения в Ежегодный обзор о случаях нарушения профсоюзных прав, составляемый Международной конфедерацией профсоюзов (МКП), которая предлагает представлять примеры к началу следующего за отчетным года.
В пояснительной записке указывается о проблемах взаимодействия профсоюзов с работодателями, их объединениями, органами государственной власти и органами местного самоуправления, сообщаются примеры наиболее грубых нарушений прав профсоюзов, принятые профсоюзными организациями меры по защите своих прав и их результаты. Прилагаются также копии решений по рассмотрению заявлений о нарушениях прав профсоюзов.
17. В строке 18 указывается экономическая эффективность от всех форм правозащитной работы, которую возможно выразить в денежной форме. Этот показатель включает общую сумму дополнительных выплат работникам, а также членам их семей в результате:
инициированных профсоюзами изменений и дополнений законодательства, иных нормативных правовых актов, коллективных договоров и различных видов соглашений;
удовлетворения требований профсоюзов при проведении массовых акций, коллективных трудовых споров; в результате организованных профсоюзами забастовок (приостановок работы); после переговоров профсоюзов с работодателями и органами исполнительной власти; в результате обжалования профсоюзами правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
выполнения работодателями представлений правовых инспекторов труда профсоюзов, других профсоюзных представителей об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
подготовки необходимых документов и участия правовых инспекторов труда профсоюзов, юристов, профсоюзного актива в рассмотрении индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам и в судах;
обращений в органы прокуратуры, федеральную инспекцию труда, другие государственные органы контроля (надзора);
правовой помощи членам профсоюзов на личном приеме и при рассмотрении их жалоб.
Подтверждающими документами являются финансовые расчеты по принятым законопроектам, иным нормативным правовым актам, протоколы переговоров, справки бухгалтерии о выплаченных работникам суммах, сообщения работодателей о выполнении представлений, решения судов и комиссий по трудовым спорам, служебные записки профсоюзных работников, журналы и карточки учета приема посетителей (рассмотрения жалоб).
18. К отчету по форме 4-ПИ прилагается пояснительная записка, в которой примеры правозащитной работы членских организаций ФНПР рекомендуется группировать по разделам: социальное партнерство, трудовой договор, рабочее время и время отдыха, оплата труда, гарантии и компенсации, дисциплина труда, материальная ответственность сторон трудового договора, рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров, взаимодействие с органами прокуратуры, федеральной инспекцией труда, нарушения прав профсоюзов.
К отчетам прилагаются копии решения судов, других материалов правоприменительной практики по наиболее актуальным для членов профсоюзов вопросам.