"Порядок оценки готовности энергоснабжающих организаций и потребителей электрической и тепловой энергии к работе в осенне-зимний период 2009 - 2010 гг."
ПОРЯДОК
ОЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ И ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ К РАБОТЕ
В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД 2009 - 2010 ГГ. <*>
--------------------------------
<*> Разработан Минрегионом РФ.
1. Настоящий Порядок разработан в целях определения оценки готовности энергоснабжающих организаций и потребителей электрической и тепловой энергии независимо от их форм собственности и отраслевой принадлежности к работе в осенне-зимний период 2009 - 2010 гг. и выдачи им паспортов готовности.
2. Термины, применяемые в настоящем Порядке:
- оценка готовности организаций к работе в осенне-зимний период 2009 - 2010 гг. - оценка, определяющая готовность энергоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период (далее - ОЗП) в целях бесперебойного производства, передачи тепловой и электрической энергии, безаварийного прохождения максимума энергетических нагрузок и готовность потребителей энергоресурсов обеспечивать надежную работу энергопринимающего оборудования;
- энергоснабжающие организации - электро-, тепло-, газо- и водоснабжающие организации независимо от форм собственности, организационно-правовых форм и отраслевой принадлежности, осуществляющие выработку, передачу и распределение электрической и тепловой энергии, газа и воды;
- потребители электрической и тепловой энергии - организации независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности, использующие электрическую, тепловую энергию, газ и воду на объектах экономики, находящихся в муниципальных образованиях субъектов РФ, и организации, обслуживающие жилищный фонд и социально значимые объекты.
3. Проверке готовности к ОЗП подлежат:
- электро-, тепло- и водоснабжающие организации, осуществляющие выработку электрической энергии, тепловой энергии и воды;
- электро-, тепло-, газо- и водоснабжающие организации, осуществляющие передачу и распределение электрической и тепловой энергии, газа и воды;
- организации, осуществляющие управление режимами подачи энергоресурсов, в том числе:
- предприятия электрических и тепловых сетей, все генерирующие и сетевые энергокомпании, подразделения, являющиеся филиалами энергокомпаний, в т.ч. энергетические управляющие компании;
- организации, имеющие в собственности электростанции, котельные, электрические, тепловые, водопроводные сети и сети газоснабжения, участвующие в энергоснабжении социальной сферы и населения;
- муниципальные организации и организации, которым переданы на обслуживание, в управление и концессионное управление электростанции, котельные, электрические, тепловые, водопроводные сети, сети газоснабжения, участвующие в энергоснабжении социальной сферы и населения;
- организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность во всех отраслях экономики Российской Федерации, имеющие энергоустановки и энергопринимающие устройства;
- организации, обслуживающие жилищный фонд и социально значимые объекты.
4. Для оценки готовности энергоснабжающих организаций и потребителей к работе в ОЗП в каждом муниципальном образовании в срок до 1 сентября создаются Комиссии по оценке готовности предприятий и организаций к отопительному сезону (далее - Комиссия). Указанные Комиссии назначаются в соответствии с настоящим Положением в порядке, установленном:
- приказом Минэнерго России - для оценки готовности к работе в ОЗП энергетических компаний и входящих в их состав энергопредприятий;
- решением органа местного самоуправления - для проверки муниципальных энергоснабжающих предприятий, предприятий по обслуживанию жилищного фонда и социально значимых потребителей с включением (по согласованию) представителей объединений потребителей коммунальных услуг и государственных жилищных инспекций субъектов РФ;
- приказами руководителей энергоснабжающих организаций и организаций-потребителей - для проверки имеющихся в собственности объектов энергоснабжения: электростанции, котельные, электрические, тепловые сети и т.д., участвующих в энергоснабжении социальной сферы и населения с включением представителей органов местного самоуправления, организаций и представителей Ростехнадзора.
Представители территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также представители ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" (для участия в проверках организации оперативно-диспетчерского управления в энергетических компаниях) включаются в состав указанных Комиссий по согласованию.
5. При проверке готовности организаций энергоснабжения и потребителей к работе в ОЗП Комиссиями проверяется выполнение условий готовности всех основных производственных объектов организации энергоснабжения, включая вспомогательные объекты и службы согласно пп. 13, 14, 15 настоящего Положения.
Выполнение условий готовности объектов энергоснабжения проверяется представителями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. По результатам обследований энергетических объектов выдаются предписания по установленной форме с указанием согласованных сроков устранения выявленных нарушений требований безопасности.
Результаты проверки оформляются отдельным актом для каждого основного производственного объекта (электростанция, котельная, тепловые, электрические сети, жилой дом и т.д.) в двух экземплярах по форме согласно приложению 1 (не приводится).
6. На основании актов готовности объектов основного производства и готовности вспомогательного производства Комиссией оформляется акт готовности организации энергоснабжения и потребителя к работе в ОЗП.
В акте Комиссия может сформулировать свои выводы о подготовке к работе в ОЗП в следующей форме:
- организация энергоснабжения имеет право на получение паспорта готовности к работе в ОЗП в связи с выполнением основных и дополнительных условий, при условии готовности к работе в зимних условиях не менее 90% объектов производства и транспортировки энергии;
- организация энергоснабжения имеет право на получение паспорта готовности к работе в ОЗП в связи с выполнением основных условий и принятием согласованных решений по срокам устранения замечаний Комиссии в части дополнительных условий - это означает, что паспорт готовности разрешается к выдаче по согласованному решению всех членов комиссии;
- организация энергоснабжения не имеет права на получение паспорта готовности к работе в ОЗП в связи с невыполнением основных и дополнительных условий. В этом случае в акте указываются невыполненные основные и дополнительные условия.
7. В случае неготовности или при принятии согласованного решения о готовности организации энергоснабжения к работе в ОЗП (при наличии недостатков в части дополнительных условий) к акту прикладывается перечень недостатков и на основании согласованного плана мероприятий по устранению выявленных нарушений Комиссией определяются сроки устранения недостатков.
8. Паспорт готовности предприятия выдается в двух экземплярах на основании акта готовности организации энергоснабжения к работе в ОЗП. Порядок выдачи паспортов готовности энергоснабжающим организациям и потребителям к работе в осенне-зимний период определяется органом исполнительной власти субъекта РФ. Форма паспорта приведена в приложении 2.
9. Сроки выдачи паспортов готовности предприятий к работе в ОЗП определяются в зависимости от особенностей климатических условий. Окончательный срок выдачи паспортов готовности энергоснабжающих организаций - 15 ноября.
Оформление паспорта готовности к работе в ОЗП энергокомпаний осуществляется при получении паспортов готовности всеми входящими в них филиалами и подразделениями, подлежащими оценке. При выполнении указанного условия в срок до 20 ноября текущего года принимается решение о выдаче паспорта готовности энергокомпании.
10. В случае выдачи паспорта готовности к работе в ОЗП на основании согласованного решения членов Комиссии, при наличии недостатков в части дополнительных условий, руководитель организации энергоснабжения (энергопотребления) организует контроль за устранением недостатков в согласованные Комиссией сроки.
11. После устранения недостатков и уведомления Комиссии проводится повторная проверка готовности организации энергоснабжения (потребления) к работе в ОЗП.
12. Если организация устранила указанные в приложении к акту недостатки в сроки, установленные п. 10 настоящего Порядка, то по результатам повторной проверки Комиссия оформляет новый акт о готовности организации к работе в ОЗП.
Если организация устранила указанные в приложении к акту недостатки после сроков, установленных п. 9 настоящего Порядка, то по результатам Комиссия оформляет акт на допуск к работе в ОЗП, но без выдачи паспорта готовности к работе в ОЗП.
13. Основные условия, выполнение которых необходимо для положительного решения Комиссии о выдаче акта готовности энергоснабжающих организаций к работе в ОЗП:
13.1. Наличие организованного и осуществляемого производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, включая вопросы охраны труда и пожарной безопасности.
13.2. Укомплектованность всех рабочих мест обученным и аттестованным персоналом. Наличие и выполнение плана работы с персоналом по вопросам профессиональной подготовки.
13.3. Обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и необходимой для производства работ оснасткой, нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами, первичными средствами пожаротушения.
13.4. Наличие на всех энергоисточниках (тепло-, электростанциях и котельных) и в газохранилищах нормативных (плановых) запасов основного и резервного топлива, устанавливаемых:
- для энергокомпаний и газоснабжающих организаций на основании Методики, утвержденной приказом Минэнерго России;
- муниципальных организаций и организаций, которым переданы на обслуживание, в управление и концессионное управление электростанции, котельные, электрические, тепловые, водопроводные сети, сети газоснабжения, участвующие в энергоснабжении социальной сферы и населения, участвующих в энергоснабжении объектов социальной сферы и населения, - в порядке, устанавливаемом субъектами РФ;
- организаций, имеющих в собственности электростанции, котельные, электрические, тепловые, водопроводные сети и сети газоснабжения, участвующих в энергоснабжении социальной сферы и населения, - в порядке, устанавливаемом субъектами РФ.
Для гидравлических электрических станций запасы ресурсов определяются исходя из возможности оптимального использования водных ресурсов.
13.5. Выполнение в полном объеме:
- утвержденного плана подготовки организации энергоснабжения к работе в ОЗП, включающего проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении прохождения ОЗП;
- утвержденных планов по формированию запасов МТР для аварийно-восстановительных работ.
13.6. Готовность энергоснабжающих организаций:
- к ведению аварийно-восстановительных работ в условиях низких температур: проведение противоаварийных тренировок, посвященных особенностям предотвращения аварийных ситуаций в условиях низких температур наружного воздуха. Положительная оценка результатов проведения объектовой, сетевой, системной, межсистемной противоаварийной тренировки по теме ликвидации возможных аварийных ситуаций, характерных для работы в ОЗП, проведенной в период работы комиссии;
- выполнению диспетчерских заданий по несению рабочей мощности электростанциями;
- передаче электроэнергии и мощности в пределах пропускной способности линий электропередачи.
13.7. Наличие графиков тепловых нагрузок для всех диапазонов температур зимнего периода в данной местности.
13.8. Наличие утвержденных (согласованных) органами исполнительной власти субъекта РФ и местного самоуправления графиков ограничений отпуска энергии при недостатке мощности энергоисточников, пропускной способности сетей и задолженности по оплате за ранее поставленные энергоресурсы.
14. Дополнительные условия, выполнение которых необходимо для положительного решения комиссии о готовности энергоснабжающих организаций к работе в ОЗП:
14.1. Готовность к работе схем защиты и автоматики, средств связи, систем диспетчерского технологического управления и систем резервного электропитания.
14.2. Выполнение плановых ремонтов основного и вспомогательного оборудования, зданий и сооружений в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.
14.3. Выполнение планов проверки и профилактических работ устройств релейной защиты, противоаварийной и противопожарной автоматики.
14.4. Завершение к дате выдачи паспорта внеплановых (аварийных) ремонтов основного оборудования, участвующего в обеспечении прохождения ОЗП, влияющих на несение электрической и тепловой нагрузки, устанавливаемой диспетчерскими графиками.
14.5. Окончание всех работ по утеплению, подготовке отопления и освещения производственных зданий и помещений.
14.6. Наличие и выполнение планов технических мероприятий, направленных на повышение надежности и эффективности работы оборудования, а также выполнение запланированных мероприятий по предупреждению повреждений оборудования, технологических схем и сооружений в условиях низких температур наружного воздуха.
14.7. Выполнение требований взрывопожаробезопасности топливного и кабельного хозяйств, газомасляных систем турбоагрегатов, гидроагрегатов, дизель-генераторов, генераторов, синхронных компенсаторов, трансформаторов и шунтирующих реакторов.
14.8. Обеспечение соответствия установленным требованиям схем и оборудования собственных электрических и тепловых нужд электростанций, подстанций, котельных и теплофикационных пунктов переключения, водозаборных и газораспределительных станций.
14.9. Наличие планов перевода электро-, теплоснабжения жилищного фонда и объектов социальной сферы на резервные схемы энергоснабжения.
14.10. Выполнение мер по предотвращению проникновения на охраняемые территории посторонних лиц.
14.11. Наличие утвержденного в установленном порядке положения о взаимоотношениях субъекта энергетики с соответствующим органом оперативно-диспетчерского управления и другой документации, необходимой для осуществления организацией энергоснабжения оперативного управления эксплуатируемым оборудованием.
14.12. Кроме того, к дополнительным условиям по оценке готовности энергоснабжающих предприятий относятся:
14.12.1. Для электро- и теплоснабжающих организаций независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм и отраслевой принадлежности, осуществляющих выработку электрической энергии, тепловой энергии, готовность энергоисточников (тепло-, электростанций и котельных) к осенне-зимнему периоду, в т.ч.:
- готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топливоподачи;
- соблюдение водно-химического режима работы электростанций, котельных и тепловых сетей;
- готовность электростанций к участию в общем первичном регулировании частоты или выполнение плана мероприятий по обеспечению участия каждого турбо- и гидроагрегата, энергоблока в первичном регулировании частоты;
- наличие и выполнение сетевого графика работ по обеспечению участия выделенных энергоблоков электростанций в нормированном первичном регулировании частоты электрического тока в порядке, установленном Минэнерго России;
- отсутствие не выполненных в согласованные (установленные) сроки мероприятий, разработанных и утвержденных по результатам проводимых обследований гидротехнических сооружений;
- отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх назначенного в установленном порядке ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации;
- наличие вторых вводов электроснабжения на источниках энергоснабжения.
14.12.2. Для оперативно-диспетчерского управления, осуществляемого энергоснабжающими организациями независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм и отраслевой принадлежности:
- наличие и соответствие установленным требованиям документов, определяющих порядок осуществления оперативно-диспетчерского управления, действий персонала по предотвращению и ликвидации технологических нарушений, включая действия при превышении максимально допустимых параметров или их снижения при выработке, передаче и распределении энергоресурсов;
- готовность ОИК (оперативно-информационного комплекса) к постоянному функционированию и действию при установленном качестве передачи информации в нормальных и аварийных условиях;
- наличие и полнота перечней оборудования и устройств АСДУ (автоматизированной системы диспетчерского управления), РЗА (релейной защиты и автоматики), ПА (противоаварийной автоматики) и САР (системы автоматического регулирования), находящихся в оперативном управлении и ведении соответствующего диспетчера;
- наличие заданий, согласований и выдачи параметров настройки устройств РЗА и ПА оборудования, находящихся в оперативном диспетчерском управлении и ведении;
- наличие заданий энергоснабжающим организациям и крупным потребителям по расчетным объемам АЧР, САОН, графиков ограничения потребления и временного отключения энергоресурсов (мощности, объемов);
- обеспечение на предприятиях электрических сетей и филиалах АО-энерго - оперативно-диспетчерского управления линиями электропередачи и энергетическими объектами, находящимися на балансе АО-энерго.
14.12.3. Для теплоснабжающих организаций, осуществляющих передачу и распределение тепловой энергии, независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм и отраслевой принадлежности и участвующих в энергоснабжении социальной сферы и населения:
- соответствие мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей присоединенным нагрузкам по каждой системе теплоснабжения;
- наличие утвержденных (согласованных) органами местного самоуправления графиков ограничений отпуска тепловой энергии и теплоносителей при недостатке тепловой мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей;
- наличие утвержденных органами местного самоуправления (или органами управления ЖКХ) расчетов допустимого времени устранения аварийных нарушений в работе систем отопления жилых домов;
- наличие распорядительного документа, устанавливающего порядок ликвидации аварийных ситуаций в системах электро- и теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также служб ЖКХ и других органов;
- наличие утвержденных схем границ раздела между теплоснабжающей организацией и потребителями;
- выполнение плановых мероприятий по энергосбережению.
14.12.4. Для электроснабжающих организаций, осуществляющих передачу и распределение электрической энергии, независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм и отраслевой принадлежности и участвующих в энергоснабжении социальной сферы и населения:
- готовность к работе схем плавки гололеда на воздушных линиях электропередачи;
- обеспеченность оперативно-выездных и линейных бригад транспортными средствами и средствами связи;
- своевременное проведение испытаний оборудования электрических сетей в объеме и сроки, предусмотренные нормативными документами;
- отсутствие фактов эксплуатации электрооборудования, устройств релейной защиты, противоаварийной автоматики и связи с отклонениями от требований нормативно-технической и распорядительной документации;
- наличие на подстанциях перечней сложных переключений в электрических схемах и соответствующих им типовых бланков (программ);
- обеспечение выполнения и соблюдения требований нормативно-технической и распорядительной документации по предупреждению поломок опорно-стержневых изоляторов разъединителей 110 - 220 кВ;
- готовность к вводу в действие ограничений режима потребления электрической энергии для предотвращения угрозы нарушения устойчивости режима работы Единой энергетической системы России и предотвращения развития общесистемной аварии;
- готовность к выполнению совместно с энергоснабжающими организациями заданий по объемам подключения потребителей к АЧР (автоматике частотной разгрузки), САОН (специальной автоматике ограничения нагрузки), графикам ограничения потребления и временного отключения электрической энергии (мощности) с учетом прогнозируемой нагрузки в ОЗП;
- наличие вторых вводов электроснабжения на электроустановках;
- выполнение плановых мероприятий по энергосбережению.
14.12.5. Для водоснабжающих организаций, осуществляющих передачу и распределение воды и эксплуатирующих водопроводные сети независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм и отраслевой принадлежности и участвующих в водоснабжении социальной сферы и населения:
- готовность водопроводных сетей к работе в период низких температур наружного воздуха;
- обеспеченность оперативно-выездных и линейных бригад транспортными средствами и средствами связи;
- своевременное проведение испытаний оборудования водопроводных сетей в объеме и сроки, предусмотренные нормативными документами;
- отсутствие фактов утечки на водопроводных сетях и запорной арматуре;
- обеспечение свободного доступа для обслуживания и ремонта водопроводной и тепловой запорной арматуры в водопроводных колодцах и узлах;
- наличие вторых вводов электроснабжения на объектах подъема, подачи, перекачки и распределения воды;
- выполнение плановых мероприятий по энергосбережению.
14.12.6. Для газоснабжающих организаций независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм и отраслевой принадлежности, осуществляющих передачу и распределение газа, эксплуатирующих газопроводы высокого и низкого давления и участвующих в газоснабжении объектов энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы и населения:
- наличие технологических схем газопроводов с указанием газоопасных колодцев;
- наличие актов о подготовке газового оборудования к эксплуатации в зимний период;
- планы ликвидации возможных аварий;
- документы об обучении и проверке знаний персонала;
- готовность газопроводных сетей к работе в период низких температур наружного воздуха;
- своевременное проведение испытаний газового оборудования и газопроводных сетей в объеме и сроки, предусмотренные нормативными документами;
- обеспеченность оперативно-выездных и линейных бригад транспортными средствами и средствами связи;
- наличие утвержденных схем границ раздела между газоснабжающей организацией и потребителями;
- наличие договоров на обслуживание внутридомовых газовых систем с жилищными организациями и собственниками жилья;
- выполнение работ по техническому освидетельствованию газовых баллонов.
15. Основные условия, выполнение которых необходимо для положительного решения Комиссии о готовности потребителей к работе в ОЗП:
15.1. Обеспечение готовности сетевого комплекса и внутренних сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения объектов экономики, находящихся в муниципальных образованиях субъектов РФ, жилищного фонда и объектов социальной сферы к максимальным нагрузкам.
15.2. Наличие свободного доступа для обслуживания и ремонта к узлам управления и внутридомовым сетям электро-, тепло-, водо- и газоснабжения.
15.3. Наличие утвержденных органами местного самоуправления (или органами управления ЖКХ) расчетов допустимого времени устранения аварийных нарушений в работе систем отопления жилых домов.
15.4. Наличие утвержденных схем границ раздела между энергоснабжающей и обслуживающей организацией.
15.5. Наличие договоров со специализированными организациями на обслуживание внутридомовых инженерных и газовых систем.
15.6. Наличие приказа о назначении лица, ответственного за газовое хозяйство.
16. При выявлении нарушений организацией энергоснабжения основных или дополнительных условий в период прохождения ОЗП, при неустранении в согласованный Комиссией срок недостатков, указанных в приложении к акту готовности, выданный паспорт аннулируется по решению лица, назначившего Комиссию по проверке готовности организации к работе в ОЗП.
17. На основании актов готовности и паспортов готовности всех организаций энергоснабжения, находящихся на территории муниципального образования, Комиссией муниципального образования по подготовке к предстоящему ОЗП оформляется акт готовности муниципального образования к ОЗП и выдается паспорт готовности муниципального образования.
На основании актов готовности муниципальных образований Комиссией субъекта РФ по подготовке к предстоящему ОЗП оформляется акт готовности субъекта РФ и выдается паспорт готовности субъекта РФ.
Копии акта и паспорта готовности субъекта РФ в 10-дневный срок направляются в Минрегион России.
Копии паспортов готовности энергокомпаний, в т.ч. входящих в состав энергетических управляющих компаний, электростанций и предприятий электрических и тепловых сетей, являющихся филиалами или подразделениями территориальных генерирующих компаний и газоснабжающих организаций, направляются в вышестоящие организации и в администрации муниципальных образований.
18. По итогам прохождения ОЗП организации энергоснабжения, а также их вышестоящие и управляющие организации издают приказы, дающие оценку результатов прохождения ОЗП и утверждающие планы подготовки к работе в предстоящий ОЗП.
19. Сроки начала и окончания подготовки к зиме устанавливаются органом исполнительной власти субъекта РФ с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей.
20. Дата начала и (или) окончания отопительного периода устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с климатическими условиями и п. 11 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
21. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, собственники теплоэнергетического имущества, собственники жилищного фонда и их уполномоченные организации и государственные жилищные инспекции субъектов РФ.