"Порядок применения Федеральным казначейством мер воздействия в отношении аудиторских организаций"
Одобрен
Советом по аудиторской деятельности
19 июня 2014 г., протокол N 13;
с изменениями
от 23 марта 2017 г., протокол N 33
ПОРЯДОК
ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗНАЧЕЙСТВОМ МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ
В ОТНОШЕНИИ АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
I. Общие положения
Мера воздействия является установленной государством мерой ответственности за совершенное нарушение требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов (далее - правила аудиторской деятельности) и применяется в целях предупреждения совершения новых нарушений субъектами аудиторской деятельности.
Мера воздействия не может иметь своей целью нанесение вреда деловой репутации аудиторской организации, нарушившей правила аудиторской деятельности, унижение человеческого достоинства аудитора, а также нанесения вреда его деловой (профессиональной) репутации.
Привлечение аудиторских организаций к ответственности должно быть обоснованным и отвечающим задачам применения института ответственности.
II. Меры воздействия
2.1. В отношении аудиторской организации, допустившей нарушения правил аудиторской деятельности, могут быть применены следующие меры воздействия:
1) вынесение предписания, обязывающего аудиторскую организацию устранить выявленные по результатам проверки качества ее работы нарушения и устанавливающего сроки устранения таких нарушений (далее - предписание);
2) вынесение предупреждения аудиторской организации в письменной форме о недопустимости нарушения правил аудиторской деятельности (далее - предупреждение);
3) вынесение обязательного для исполнения саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудиторская организация, допустившая нарушения правил аудиторской деятельности, предписания о приостановлении членства такой аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов (далее - приостановление членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов) на срок до устранения такой аудиторской организацией выявленных нарушений, но не более 180 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении членства;
4) вынесение обязательного для исполнения саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудиторская организация, допустившая нарушения правил аудиторской деятельности, предписания об исключении сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее - исключение сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций);
5) вынесение обязательного для исполнения саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудиторская организация, допустившая нарушение требований, установленных частью 6 статьи 1, частью 1 статьи 8, пунктами 2.1 и 3 части 2 и частью 3 статьи 13 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", предписания об исключении сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций.
Предписание
2.2. Предписание - мера воздействия, выраженная в официальном уведомлении аудиторской организации о ее обязанности устранить выявленные по результатам внешней проверки качества ее работы нарушения в установленный срок. Предписание выносится в письменной форме.
2.3. В предписании устанавливается срок устранения аудиторской организацией выявленных нарушений. Срок устранения аудиторской организацией выявленных нарушений должен составлять не менее тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем вынесения предписания. Требования к содержанию предписания установлены Административным регламентом исполнения государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" (далее - Административный регламент).
2.4. Предписание должно содержать указание на недопустимость подобных нарушений в дальнейшем и может содержать указание на необходимость устранения последствий нарушений, причин и условий, способствующих совершению нарушения, а также на необходимость принятия мер, направленных на профилактику совершения нарушений в деятельности организации.
2.5. Предписание может содержать указание на возможность применения к аудиторской организации более строгих мер воздействия в случае неустранения допущенных ею нарушений.
2.6. Предписание устанавливается с учетом требований Административного регламента за впервые либо повторно совершенные существенные и несущественные <1> нарушения, которые аудиторская организация может устранить в течение установленного срока.
--------------------------------
<1> Для целей настоящего документа понятия "существенные нарушения" и "несущественные нарушения" используются в значении, определенном Временным классификатором нарушений и недостатков, выявленных в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов, одобренным Советом по аудиторской деятельности 15 декабря 2016 г.
Предупреждение
2.7. Предупреждение - мера воздействия, выраженная в официальном порицании аудиторской организации и содержащая указание на недопустимость нарушения правил аудиторской деятельности. Предупреждение выносится в письменной форме.
2.8. Требования к содержанию предупреждения установлены Административным регламентом.
2.9. Предупреждение должно содержать указание на необходимость принятия аудиторской организацией мер, направленных на недопущение в дальнейшем совершения указанных нарушений.
2.10. В предупреждении устанавливается срок, в течение которого аудиторской организацией должны быть приняты меры по недопущению в дальнейшем совершения указанных нарушений.
2.11. Предупреждение устанавливается с учетом требований Административного регламента за впервые либо повторно совершенные существенные и несущественные нарушения, которые аудиторская организация не может устранить.
Приостановление членства аудиторской организации
в саморегулируемой организации аудиторов
2.12. Приостановление членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов - мера воздействия, выраженная во временном прекращении права аудиторской организации заключать договоры оказания аудиторских услуг, а также вносить влекущие увеличение обязательств аудиторской организации изменения в договоры оказания аудиторских услуг, заключенные до принятия данной меры воздействия.
2.13. Требования к содержанию приостановления членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов установлены Административным регламентом.
2.14. Приостановление членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов назначается только в случаях, если менее строгий вид мер воздействия не сможет обеспечить достижение цели воздействия.
2.15. Приостановление членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов устанавливается на срок не более 180 календарных дней. Срок приостановления членства в саморегулируемой организации аудиторов исчисляется со дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении членства в саморегулируемой организации аудиторов.
2.16. При определении срока приостановления членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов учитываются характер совершенного нарушения и имеющиеся у аудиторской организации возможности устранения нарушений.
2.17. Основаниями для приостановления членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов с учетом требований Административного регламента могут являться:
1) невыполнение в установленный срок предписания об устранении выявленных нарушений;
2) повторное совершение нарушений, явившихся основанием применения мер воздействия в виде предписания или предупреждения;
3) нарушение установленных правилами аудиторской деятельности требований к членству аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов, если указанные нарушения несовместимы с ведением аудиторской деятельности и при условии, что указанные нарушения могут быть устранены в течение срока приостановления членства;
4) иные впервые совершенные грубые <2> либо повторно совершенные существенные нарушения, которые аудиторская организация не может устранить или может устранить в течение установленного срока.
--------------------------------
<2> Для целей настоящего документа понятие "грубые нарушения" используется в значении, определенном Временным классификатором нарушений и недостатков, выявленных в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов, одобренным Советом по аудиторской деятельности 15 декабря 2016 г.
Исключение сведений об аудиторской организации
из реестра аудиторов и аудиторских организаций
2.18. Исключение сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций - мера воздействия, выраженная в прекращении членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов и исключении сведений об этой аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов.
2.19. Требования к содержанию исключения сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций установлены Административным регламентом.
2.20. Исключение сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций является исключительной мерой воздействия.
2.21. Основанием для исключения сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций является нарушение аудиторской организацией требований, установленных частью 6 статьи 1, частью 1 статьи 8, пунктами 2.1 и 3 части 2 и частью 3 статьи 13 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".
2.22. Основаниями для исключения сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций с учетом требований Административного регламента могут являться:
1) неустранение в установленный срок выявленных нарушений после приостановления членства;
2) выдача аудиторского заключения без проведения аудита и/или для использования его в качестве прикрытия противоправных действий;
3) уклонение от проведения внешней проверки качества работы, повлекшее невозможность проведения или завершения такой проверки;
4) систематическое несоблюдение правил аудиторской деятельности;
5) иные впервые либо повторно совершенные грубые и существенные нарушения, которые аудиторская организация не может устранить, если менее строгий вид мер воздействия не сможет обеспечить достижение цели воздействия и/или указанные нарушения несовместимы с ведением аудиторской деятельности.
Определение мер воздействия
2.23. При определении мер воздействия, принимаемых в отношении аудиторской организации, допустившей нарушения правил аудиторской деятельности, применяется Временный классификатор нарушений и недостатков, выявленных в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов (одобрен Советом по аудиторской деятельности 15 декабря 2016 г., протокол N 29, раздел IV), и учитываются следующие обстоятельства:
1) характер, в том числе системность, умышленность, и степень тяжести допущенного нарушения;
2) наступление (угроза наступления) негативных последствий;
3) принятые аудиторской организацией меры по профилактике нарушений до начала проведения внешней проверки, в том числе выявление и устранение нарушений;
4) возмещение вреда (ущерба) пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности, пользователям услуг, оказываемых аудиторской организацией, иным лицам, причиненных таким нарушением;
5) другие обстоятельства, имеющие значение для вынесения объективного решения.