Рейтинг@Mail.ru

"Порядок применения Федеральным казначейством мер воздействия в отношении аудиторских организаций"

Одобрен

Советом по аудиторской деятельности

19 июня 2014 г., протокол N 13;

с изменениями

от 23 марта 2017 г., протокол N 33

ПОРЯДОК

ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗНАЧЕЙСТВОМ МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ

В ОТНОШЕНИИ АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

I. Общие положения

Мера воздействия является установленной государством мерой ответственности за совершенное нарушение требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов (далее - правила аудиторской деятельности) и применяется в целях предупреждения совершения новых нарушений субъектами аудиторской деятельности.

Мера воздействия не может иметь своей целью нанесение вреда деловой репутации аудиторской организации, нарушившей правила аудиторской деятельности, унижение человеческого достоинства аудитора, а также нанесения вреда его деловой (профессиональной) репутации.

Привлечение аудиторских организаций к ответственности должно быть обоснованным и отвечающим задачам применения института ответственности.

II. Меры воздействия

2.1. В отношении аудиторской организации, допустившей нарушения правил аудиторской деятельности, могут быть применены следующие меры воздействия:

1) вынесение предписания, обязывающего аудиторскую организацию устранить выявленные по результатам проверки качества ее работы нарушения и устанавливающего сроки устранения таких нарушений (далее - предписание);

2) вынесение предупреждения аудиторской организации в письменной форме о недопустимости нарушения правил аудиторской деятельности (далее - предупреждение);

3) вынесение обязательного для исполнения саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудиторская организация, допустившая нарушения правил аудиторской деятельности, предписания о приостановлении членства такой аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов (далее - приостановление членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов) на срок до устранения такой аудиторской организацией выявленных нарушений, но не более 180 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении членства;

4) вынесение обязательного для исполнения саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудиторская организация, допустившая нарушения правил аудиторской деятельности, предписания об исключении сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее - исключение сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций);

5) вынесение обязательного для исполнения саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудиторская организация, допустившая нарушение требований, установленных частью 6 статьи 1, частью 1 статьи 8, пунктами 2.1 и 3 части 2 и частью 3 статьи 13 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", предписания об исключении сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций.

Предписание

2.2. Предписание - мера воздействия, выраженная в официальном уведомлении аудиторской организации о ее обязанности устранить выявленные по результатам внешней проверки качества ее работы нарушения в установленный срок. Предписание выносится в письменной форме.

2.3. В предписании устанавливается срок устранения аудиторской организацией выявленных нарушений. Срок устранения аудиторской организацией выявленных нарушений должен составлять не менее тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем вынесения предписания. Требования к содержанию предписания установлены Административным регламентом исполнения государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" (далее - Административный регламент).

2.4. Предписание должно содержать указание на недопустимость подобных нарушений в дальнейшем и может содержать указание на необходимость устранения последствий нарушений, причин и условий, способствующих совершению нарушения, а также на необходимость принятия мер, направленных на профилактику совершения нарушений в деятельности организации.

2.5. Предписание может содержать указание на возможность применения к аудиторской организации более строгих мер воздействия в случае неустранения допущенных ею нарушений.

2.6. Предписание устанавливается с учетом требований Административного регламента за впервые либо повторно совершенные существенные и несущественные <1> нарушения, которые аудиторская организация может устранить в течение установленного срока.

--------------------------------

<1> Для целей настоящего документа понятия "существенные нарушения" и "несущественные нарушения" используются в значении, определенном Временным классификатором нарушений и недостатков, выявленных в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов, одобренным Советом по аудиторской деятельности 15 декабря 2016 г.

Предупреждение

2.7. Предупреждение - мера воздействия, выраженная в официальном порицании аудиторской организации и содержащая указание на недопустимость нарушения правил аудиторской деятельности. Предупреждение выносится в письменной форме.

2.8. Требования к содержанию предупреждения установлены Административным регламентом.

2.9. Предупреждение должно содержать указание на необходимость принятия аудиторской организацией мер, направленных на недопущение в дальнейшем совершения указанных нарушений.

2.10. В предупреждении устанавливается срок, в течение которого аудиторской организацией должны быть приняты меры по недопущению в дальнейшем совершения указанных нарушений.

2.11. Предупреждение устанавливается с учетом требований Административного регламента за впервые либо повторно совершенные существенные и несущественные нарушения, которые аудиторская организация не может устранить.

Приостановление членства аудиторской организации

в саморегулируемой организации аудиторов

2.12. Приостановление членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов - мера воздействия, выраженная во временном прекращении права аудиторской организации заключать договоры оказания аудиторских услуг, а также вносить влекущие увеличение обязательств аудиторской организации изменения в договоры оказания аудиторских услуг, заключенные до принятия данной меры воздействия.

2.13. Требования к содержанию приостановления членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов установлены Административным регламентом.

2.14. Приостановление членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов назначается только в случаях, если менее строгий вид мер воздействия не сможет обеспечить достижение цели воздействия.

2.15. Приостановление членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов устанавливается на срок не более 180 календарных дней. Срок приостановления членства в саморегулируемой организации аудиторов исчисляется со дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении членства в саморегулируемой организации аудиторов.

2.16. При определении срока приостановления членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов учитываются характер совершенного нарушения и имеющиеся у аудиторской организации возможности устранения нарушений.

2.17. Основаниями для приостановления членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов с учетом требований Административного регламента могут являться:

1) невыполнение в установленный срок предписания об устранении выявленных нарушений;

2) повторное совершение нарушений, явившихся основанием применения мер воздействия в виде предписания или предупреждения;

3) нарушение установленных правилами аудиторской деятельности требований к членству аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов, если указанные нарушения несовместимы с ведением аудиторской деятельности и при условии, что указанные нарушения могут быть устранены в течение срока приостановления членства;

4) иные впервые совершенные грубые <2> либо повторно совершенные существенные нарушения, которые аудиторская организация не может устранить или может устранить в течение установленного срока.

--------------------------------

<2> Для целей настоящего документа понятие "грубые нарушения" используется в значении, определенном Временным классификатором нарушений и недостатков, выявленных в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов, одобренным Советом по аудиторской деятельности 15 декабря 2016 г.

Исключение сведений об аудиторской организации

из реестра аудиторов и аудиторских организаций

2.18. Исключение сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций - мера воздействия, выраженная в прекращении членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов и исключении сведений об этой аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов.

2.19. Требования к содержанию исключения сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций установлены Административным регламентом.

2.20. Исключение сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций является исключительной мерой воздействия.

2.21. Основанием для исключения сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций является нарушение аудиторской организацией требований, установленных частью 6 статьи 1, частью 1 статьи 8, пунктами 2.1 и 3 части 2 и частью 3 статьи 13 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".

2.22. Основаниями для исключения сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций с учетом требований Административного регламента могут являться:

1) неустранение в установленный срок выявленных нарушений после приостановления членства;

2) выдача аудиторского заключения без проведения аудита и/или для использования его в качестве прикрытия противоправных действий;

3) уклонение от проведения внешней проверки качества работы, повлекшее невозможность проведения или завершения такой проверки;

4) систематическое несоблюдение правил аудиторской деятельности;

5) иные впервые либо повторно совершенные грубые и существенные нарушения, которые аудиторская организация не может устранить, если менее строгий вид мер воздействия не сможет обеспечить достижение цели воздействия и/или указанные нарушения несовместимы с ведением аудиторской деятельности.

Определение мер воздействия

2.23. При определении мер воздействия, принимаемых в отношении аудиторской организации, допустившей нарушения правил аудиторской деятельности, применяется Временный классификатор нарушений и недостатков, выявленных в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов (одобрен Советом по аудиторской деятельности 15 декабря 2016 г., протокол N 29, раздел IV), и учитываются следующие обстоятельства:

1) характер, в том числе системность, умышленность, и степень тяжести допущенного нарушения;

2) наступление (угроза наступления) негативных последствий;

3) принятые аудиторской организацией меры по профилактике нарушений до начала проведения внешней проверки, в том числе выявление и устранение нарушений;

4) возмещение вреда (ущерба) пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности, пользователям услуг, оказываемых аудиторской организацией, иным лицам, причиненных таким нарушением;

5) другие обстоятельства, имеющие значение для вынесения объективного решения.

Другие документы по теме
(утв. решением Правления ГК "Агентство по страхованию вкладов" от 25.01.2016, протокол N 6, раздел X) (ред. от 16.02.2017)
(утв. решением Правления ГК "Агентство по страхованию вкладов" от 16.03.2017, протокол N 30, раздел IX)
(утв. решением Правления ГК "Агентство по страхованию вкладов" от 29.10.2015, протокол N 157) (ред. от 16.03.2017)
Ошибка на сайте