Рейтинг@Mail.ru

"Положение о порядке выдачи Банком России кредитным организациям разрешений, предоставляющих возможность иметь на территории иностранного государства дочерние организации"

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 июля 2006 г. N 290-П

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ БАНКОМ РОССИИ КРЕДИТНЫМ

ОРГАНИЗАЦИЯМ РАЗРЕШЕНИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ ВОЗМОЖНОСТЬ

ИМЕТЬ НА ТЕРРИТОРИИ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА

ДОЧЕРНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

В соответствии со статьей 35 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 2006, N 19, ст. 2061) настоящее Положение устанавливает порядок выдачи Банком России разрешений кредитным организациям на учреждение дочерних организаций на территории иностранных государств и приобретение статуса основного общества в отношении действующих юридических лиц - нерезидентов.

Глава 1. Общие положения

1.1. Кредитная организация может с разрешения Банка России и в соответствии с требованиями, установленными Федеральными законами и настоящим Положением, иметь на территории иностранных государств дочерние организации.

1.2. Порядок, установленный настоящим Положением, распространяется на получение разрешений на учреждение дочерней организации на территории иностранного государства, а также на приобретение статуса основного общества в отношении действующей организации-нерезидента, в которой кредитная организация будет иметь возможность в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключенным договором, либо иным образом определять решения, принимаемые органами управления данной организации (далее - Разрешение).

Возможность иным образом определять решения, принимаемые органами управления организации-нерезидента, может выражаться как возможность, возникающая у кредитной организации вследствие ее косвенного (через иные юридические лица) преобладающего участия в уставном капитале организации-нерезидента или вследствие принятия организацией-нерезидентом обязательства предоставить кредитной организации возможность определять решения, принимаемые данной организацией-нерезидентом, а также возможность кредитной организации назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа юридического лица-нерезидента и (или) возможность определять избрание более половины состава его совета директоров (наблюдательного совета).

1.3. Требование о получении Разрешения не распространяется на учреждение кредитной организацией дочерней организации на территории иностранного государства или приобретение кредитной организацией статуса основного общества в отношении действующей организации-нерезидента в случаях, не предусмотренных пунктом 1.2 настоящего Положения.

Разрешение может быть выдано кредитной организации при направлении ею ходатайства о выдаче Разрешения в порядке, определенном настоящим Положением.

1.4. В случае приобретения кредитной организацией статуса основного общества в отношении действующей организации - нерезидента, имеющей на момент приобретения дочерние организации - нерезиденты, Банк России выдает кредитной организации Разрешение с указанием в нем ее дочерних организаций - нерезидентов, в которых в результате такого приобретения кредитная организация косвенно (через указанную действующую организацию - нерезидента) будет иметь возможность определять решения, принимаемые их органами управления.

Глава 2. Требования Банка России, предъявляемые

им при рассмотрении вопроса о выдаче Разрешения

2.1. Кредитная организация, ходатайствующая о выдаче Разрешения (далее - банк), должна соответствовать следующим требованиям:

а) осуществлять свою деятельность в течение не менее 3 лет с даты государственной регистрации и иметь Генеральную лицензию;

б) утратил силу. - Указание Банка России от 17.07.2009 N 2264-У;

в) соответствовать требованиям, предъявляемым к участию в системе страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;

г) выполнять резервные требования Банка России (не иметь недовзноса в обязательные резервы, выполнять обязанность по усреднению обязательных резервов, не иметь непредставленного расчета размера обязательных резервов, не иметь задолженности по неуплаченным штрафам за нарушение нормативов обязательных резервов);

д) не иметь просроченных денежных обязательств перед Банком России;

е) не иметь задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетом соответствующего субъекта Российской Федерации, соответствующим местным бюджетом и государственными внебюджетными фондами.

2.2. При рассмотрении ходатайства о выдаче Разрешения Банк России принимает во внимание экономическую обоснованность проекта учреждения банком дочерней организации на территории иностранного государства (приобретения статуса основного общества в отношении действующего юридического лица - нерезидента, в котором он будет иметь возможность в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключенным договором, либо иным образом определять решения, принимаемые органами управления данной организации) (далее - создание дочерней организации).

Указанный проект признается экономически обоснованным, если есть перспективы долговременного существования дочерней организации как финансово устойчивой организации.

2.3. Банк России не выдает разрешения на создание дочерней организации в государствах (на территориях), которые в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, отнесены к государствам (территориям), не участвующим в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Глава 3. Порядок выдачи Разрешения Банком России

3.1. Для получения Разрешения банк должен представить в структурное подразделение Банка России, осуществляющее надзор за его деятельностью, - Департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями Банка России или территориальное учреждение Банка России следующие документы:

а) ходатайство о выдаче Разрешения, в котором должны быть указаны цели, способ и сроки создания дочерней организации или приобретения статуса основного общества в отношении действующей организации-нерезидента, а также сумма средств, инвестируемых в уставный капитал дочерней организации, размер доли (в процентном выражении) в уставном капитале дочерней организации (если предполагается участие банка в уставном капитале дочерней организации); наименование и период деятельности действующего юридического лица - нерезидента, в отношении которого банк приобретает статус основного общества;

б) подтверждение налоговыми органами отсутствия у банка задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетом соответствующего субъекта Российской Федерации, соответствующим местным бюджетом и государственными внебюджетными фондами на последнюю отчетную дату, предшествующую дню подачи ходатайства, или другую, следующую после отчетной, дату;

в) экономическое обоснование проекта создания дочерней организации, заверенное руководителем (уполномоченным лицом) банка, содержащее расчет изменения обязательных нормативов банка с учетом создания дочерней организации, подробное описание условий сделки (цены приобретения акций (долей) дочерней организации, предполагаемых инвестиций в дочернюю организацию с указанием общей суммы инвестиций, а также суммы и видов конкретных инвестиций (вкладов в уставный капитал, в том числе эмиссионного дохода, инвестиций в основные средства, предоставленных кредитов, иных инвестиций), существенных показателей, необходимых для раскрытия основных целей проекта, программы действий и ожидаемых результатов деятельности дочерней организации, сведений о системе управления рисками на консолидированной основе, а также сведений о руководителях, главном бухгалтере (кандидатах на должности руководителей, главного бухгалтера) дочерней организации (фамилия, имя, отчество (если последнее имеется), паспортные данные (данные иного документа, удостоверяющего личность), сведения о гражданстве, дате и месте рождения, адресе регистрации и адресе фактического местожительства, сведения о профессиональной квалификации (об образовании и трудовой деятельности) и деловой репутации). В случае приобретения статуса основного общества в отношении действующего юридического лица - нерезидента экономическое обоснование должно также содержать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность этого юридического лица - нерезидента за последний завершенный финансовый год, подтвержденную аудиторской организацией или аудитором в порядке, установленном законодательством страны его местонахождения, и последнюю промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (в случае если юридическим лицом - нерезидентом составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность). В случае приобретения банком статуса основного общества в отношении действующей организации - нерезидента, имеющей на момент приобретения дочерние организации - нерезиденты, в которых банк косвенно (через указанную действующую организацию - нерезидента) будет иметь возможность определять решения, принимаемые их органами управления, экономическое обоснование должно содержать схему взаимосвязей действующей организации - нерезидента и ее дочерних организаций - нерезидентов (с указанием долей участия в уставном капитале). Документы нерезидентов должны быть составлены на государственном (официальном) языке страны нахождения (регистрации) нерезидента, легализованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами, с приложением заверенного в установленном порядке перевода указанных документов на русский язык;

г) решение уполномоченного органа управления банка о создании дочерней организации, если принятие такого решения требуется в соответствии с законом или внутренними документами банка (с приложением внутреннего документа, регулирующего соответствующие правоотношения), документ (проект документа), на основании которого создается дочерняя организация;

д) список учредителей (участников) дочерней организации;

е) письменное согласие банка на проведение уполномоченными представителями Банка России проверки дочерней организации;

ж) письменное согласие руководителей, главного бухгалтера (кандидатов на должности руководителей, главного бухгалтера), учредителей (участников) дочерней организации на обработку Банком России их персональных данных.

Документы, указанные в подпунктах "а" - "ж" настоящего пункта, представляются в двух экземплярах. При этом допускается представление по одному экземпляру подлинников и одному экземпляру заверенных уполномоченным лицом банка копий указанных документов.

Банк России вправе запросить у банка дополнительную информацию, необходимую для принятия решения о выдаче Разрешения.

3.2. В случае несоответствия банка требованиям, указанным в подпункте "а" пункта 2.1 настоящего Положения, либо при направлении ходатайства банка о выдаче разрешения на создание дочерней организации в государстве (на территории), указанном (указанной) в пункте 2.3 настоящего Положения, Департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями Банка России или территориальное учреждение Банка России в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты регистрации в Департаменте надзора за системно значимыми кредитными организациями Банка России или территориальном учреждении Банка России документов, указанных в пункте 3.1 настоящего Положения, направляет в банк письмо, содержащее мотивированный отказ в выдаче Разрешения.

3.3. Департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями Банка России или территориальное учреждение Банка России рассматривает представленные банком документы и готовит заключение о соответствии банка требованиям главы 2 настоящего Положения и возможности выдачи Разрешения (далее - заключение о возможности выдачи Разрешения).

При наличии замечаний по представленным документам (наличии недостоверной, неполной или противоречивой информации), отсутствии полного комплекта документов, предусмотренных пунктом 3.1 настоящего Положения, Департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями Банка России или территориальное учреждение Банка России посредством связи, обеспечивающей оперативное поступление информации, предлагает банку устранить выявленные недостатки в течение 5 рабочих дней после получения сообщения. В случае непредставления банком в установленный срок документов, подтверждающих устранение выявленных замечаний, Департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями Банка России или территориальное учреждение Банка России направляет в банк письмо, содержащее мотивированный отказ в выдаче Разрешения.

Департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями Банка России или территориальное учреждение Банка России может запросить у банка дополнительную информацию, необходимую для подготовки заключения о возможности выдачи Разрешения. Срок представления данной информации указывается Департаментом надзора за системно значимыми кредитными организациями Банка России или территориальным учреждением Банка России в направляемом в банк запросе.

В случае непредставления банком дополнительно запрашиваемой информации в указанный Департаментом надзора за системно значимыми кредитными организациями Банка России или территориальным учреждением Банка России срок, Департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями Банка России или территориальное учреждение Банка России не позднее 5 рабочих дней со дня истечения данного срока направляет банку письмо, содержащее мотивированный отказ в выдаче Разрешения.

Срок рассмотрения Департаментом надзора за системно значимыми кредитными организациями Банка России или территориальным учреждением Банка России ходатайства о выдаче Разрешения и подготовки заключения о возможности выдачи Разрешения с учетом дополнительно запрашиваемой информации не должен превышать месяца с даты регистрации в Департаменте надзора за системно значимыми кредитными организациями Банка России или территориальном учреждении Банка России документов, указанных в пункте 3.1 настоящего Положения.

Департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями Банка России или территориальное учреждение Банка России направляет заключение о возможности выдачи Разрешения и 1 экземпляр подлинников представленных банком документов (включая документы нерезидентов, легализованные в установленном порядке) в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России.

Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России может, при необходимости, запросить у Департамента надзора за системно значимыми кредитными организациями Банка России или территориального учреждения Банка России, или у банка дополнительную информацию, необходимую для рассмотрения вопроса о выдаче Разрешения.

3.4. Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России в течение 3 рабочих дней с даты получения от территориального учреждения Банка России документов направляет информацию о поступившем ходатайстве о выдаче Разрешения с приложением копий документов, указанных в пункте 3.1 настоящего Положения, и заключение о возможности выдачи Разрешения в следующие структурные подразделения центрального аппарата Банка России:

Главную инспекцию Банка России - для подготовки информации о проведенных проверках банка и их результатах;

Главное управление безопасности и защиты информации Банка России - для подготовки заключения о деловой репутации руководителей, главного бухгалтера (кандидатов на должности руководителей, главного бухгалтера) дочерней организации (граждан Российской Федерации);

Департамент банковского надзора Банка России - для подготовки заключения о соответствии банка требованиям, предъявляемым к участию в системе страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России - для подготовки заключения о соблюдении банком требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

Сводный экономический департамент Банка России - для подготовки заключения об отсутствии у банка просроченной задолженности по обязательствам перед Банком России (по кредитам, процентам по ним, неустойкам, векселям, штрафам за неисполнение обязательств по депозитным операциям).

Указанные структурные подразделения в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанных в настоящем пункте документов рассматривают их и направляют в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России заключения о соответствии банка требованиям, указанным в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Положения (по вопросам, отнесенным к их компетенции). Главная инспекция Банка России направляет в указанный срок информацию в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта. В случае если документы, указанные в абзаце шестом пункта 3.3 настоящего Положения, поступили от Департамента надзора за системно значимыми кредитными организациями Банка России, Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России в течение 3 рабочих дней с даты их получения направляет информацию о поступившем ходатайстве о выдаче Разрешения с приложением копий документов, указанных в пункте 3.1 настоящего Положения, и заключение о возможности выдачи Разрешения в структурные подразделения центрального аппарата Банка России, указанные в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, которые в течение 10 рабочих дней с даты поступления документов рассматривают их и направляют в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России информацию в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта и заключения в соответствии с абзацами третьим и шестым настоящего пункта.

Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России в течение 10 рабочих дней с даты получения последнего из указанных заключений и информации готовит пояснительную записку и проект решения Комитета банковского надзора Банка России с учетом полученных заключений и информации.

Общий срок рассмотрения в Банке России документов по вопросу о выдаче Разрешения не должен превышать 3 месяцев с даты регистрации в Департаменте надзора за системно значимыми кредитными организациями Банка России или территориальном учреждении Банка России ходатайства о выдаче Разрешения.

Банк России не позднее 3 месяцев со дня получения ходатайства о выдаче Разрешения сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. В случае если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, Разрешение Банка России считается полученным.

3.5. Решение о выдаче (об отказе в выдаче) Разрешения в центральном аппарате Банка России принимается Комитетом банковского надзора Банка России на основании материалов, представленных Департаментом лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России.

Разрешение, оформленное на бланке письма Банка России в соответствии с приложением к настоящему Положению, или мотивированный отказ в выдаче Разрешения подписывается Председателем Комитета банковского надзора Банка России или лицом, его замещающим, и заверяется гербовой печатью Банка России.

Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России в срок не позднее 2 рабочих дней с даты подписания Разрешения (мотивированного отказа в выдаче Разрешения) направляет его банку. Копия Разрешения (мотивированного отказа в выдаче Разрешения) одновременно направляется в Департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями Банка России или территориальное учреждение Банка России.

3.6. Банк России может отказать в выдаче Разрешения по следующим основаниям:

а) несоответствие требованиям, перечисленным в пункте 2.1 настоящего Положения;

б) признание проекта создания дочерней организации экономически необоснованным (не соответствующим требованиям, установленным пунктом 2.2 настоящего Положения);

в) нахождение дочерней организации в государствах (на территориях), указанных в пункте 2.3 настоящего Положения;

г) наличие в ходатайстве или иных документах, представленных банком, недостоверной, неполной или противоречивой информации, отсутствие полного комплекта документов согласно пункту 3.1 настоящего Положения;

д) непредставление или представление неполной дополнительной информации, запрошенной Банком России в соответствии с пунктом 3.3 настоящего Положения.

3.7. Разрешение действительно в течение года со дня его подписания.

3.8. Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России ведет реестр выданных Банком России Разрешений.

3.9. Не позднее чем через два месяца с даты получения банком прав на акции (доли) дочерней организации или иных прав, позволяющих определять решения, принимаемые дочерней организацией, банк обязан представить в Департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями Банка России или территориальное учреждение Банка России заверенные в установленном порядке копии учредительных документов дочерней организации, а также копии других документов, подтверждающих указанные в настоящем пункте права банка, с приложением их заверенных в установленном порядке переводов на русский язык <*>.

--------------------------------

<*> В сопроводительном письме банка к указанным в данном пункте документам необходимо сделать ссылку на номер Разрешения, на основании которого была создана дочерняя организация.

3.10. Банк обязан в течение 15 рабочих дней уведомлять Департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями Банка России или территориальное учреждение Банка России о любом последующем изменении размера своего участия в уставном капитале дочерней организации - нерезидента (в суммарном и процентном выражении).

В случае если в результате отчуждения акций (долей) или иным образом банк утратит статус основного общества в отношении дочерней организации - нерезидента, он обязан в течение 15 рабочих дней уведомить об этом Департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями Банка России или территориальное учреждение Банка России.

Требование, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, не предъявляется в случае изменения размера косвенного участия банка в капитале организации-нерезидента, являющейся дочерней по отношению к действующей организации - нерезиденту, в отношении которой банк приобрел статус основного общества в порядке, предусмотренном пунктом 1.4 настоящего Положения.

Требования настоящего пункта распространяются на дочерние организации, созданные кредитными организациями на основании разрешений, выданных Банком России в соответствии с порядком, действовавшим на момент принятия решения о выдаче разрешения.

3.11. Документы, представляемые в соответствии с пунктами 3.1, 3.9 и 3.10 настоящего Положения, могут быть направлены в Банк России в форме электронных документов в порядке, определенном Банком России. В таком случае взаимодействие между банком и Банком России осуществляется в электронном виде.

Разрешение (мотивированный отказ в выдаче Разрешения) направляется банку на бумажном носителе, а в случае представления документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в форме электронных документов - в форме электронного документа и на бумажном носителе.

Глава 4. Заключительные положения

4.1. Настоящее Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".

Председатель

Центрального банка

Российской Федерации

С.М.ИГНАТЬЕВ

Приложение

к Положению Банка России

от 4 июля 2006 года N 290-П

"О порядке выдачи Банком России

кредитным организациям разрешений,

предоставляющих возможность иметь

на территории иностранного государства

дочерние организации"

Образец

--------------------------------

<1> Указывается дочерняя организация - нерезидент, в которой банк будет иметь возможность определять решения в порядке, предусмотренном пунктом 1.2 настоящего Положения. В случае если Разрешение выдается на создание дочерней организации - нерезидента, в которой банк косвенно (через свою дочернюю организацию - нерезидента) будет иметь возможность определять решения, принимаемые ее органами управления, указывается эта дочерняя организация - нерезидент.

<2> Указываются основания для выдачи Разрешения (участие в уставном капитале, заключение договора, иные основания).

<3> Указываются сведения об организациях-нерезидентах, в которых банк косвенно (через свою дочернюю организацию - нерезидента) будет иметь возможность определять решения, принимаемые их органами управления, в случае если банк приобретает статус основного общества в отношении действующей организации - нерезидента, имеющей на момент приобретения дочерние организации - нерезиденты.

<4> Не заполняется, если участие банка в уставном капитале дочерней организации не предполагается.

Другие документы по теме
(утв. решением Госкорпорации "Росатом" от 07.02.2012 N 37) (ред. от 07.12.2016) (вместе с "Положением о закупочной комиссии по закупкам товаров, работ, услуг за счет собственных средств и экспертном совете (привлекаемых экспертах)", "Положением о разрешающих органах ЦЗК и ПДЗК", "Условиями формирования и функционирования уполномоченного органа. Единым организатором закупочных процедур", "Методикой расчета начальных (максимальных) цен договоров при проведении закупок (далее - Методика)", "Методикой установления требований и критериев оценки заявок в документации о закупке, рассмотрения заявок участников (отборочная и оценочная стадии)", "Требованиями к поручителям и гарантам, банкам-партнерам, опорным банкам", "Требованиями к ЭТП и порядку работы на ЭТП")
(утв. Банком России N 149-П, ГТК РФ N 01-11/21 16.08.2001)
Ошибка на сайте