"Положение о взаимодействии Федерального агентства воздушного транспорта, Управления военных представительств Министерства обороны Российской Федерации и военных представительств Министерства обороны Российской Федерации, назначаемых и назначенных Независ
Утверждаю
Заместитель Министра обороны
Российской Федерации
А.Ю.КРИВОРУЧКО
31 июля 2020 г.
Первый заместитель Министра
транспорта Российской Федерации
- руководитель Федерального
агентства воздушного транспорта
А.В.НЕРАДЬКО
31 июля 2020 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА
ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА, УПРАВЛЕНИЯ ВОЕННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ
МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВОЕННЫХ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
НАЗНАЧАЕМЫХ И НАЗНАЧЕННЫХ НЕЗАВИСИМЫМИ ИНСПЕКЦИЯМИ
В ОРГАНИЗАЦИЯХ И НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ПРИ РАЗРАБОТКЕ, ПРОИЗВОДСТВЕ И СЕРТИФИКАЦИИ
АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Введение
1. Настоящее "Положение о взаимодействии Федерального агентства воздушного транспорта, Управления военных представительств Министерства обороны Российской Федерации и военных представительств Министерства обороны Российской Федерации, назначаемых и назначенных Независимыми инспекциями в организациях и на предприятиях промышленности Российской Федерации, при разработке, производстве и сертификации авиационной техники гражданского назначения" (далее - Положение) разработано на основании Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ, Федерального закона от 10.12.1997 N 10 "О государственном регулировании развития авиации", постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта", распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 N 1300р и Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июня 2019 N 184 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21" (далее - ФАП-21) и направлено на обеспечение безопасности полетов, а также выполнение международных обязательств в области летной годности и годности к эксплуатации авиационной техники гражданского назначения (далее - АТ).
2. В Положении под АТ понимаются гражданские воздушные суда и их компоненты, беспилотные авиационные системы и их элементы, наземные средства управления воздушным движением, навигации, посадки и связи.
3. Положение вступает в действие с 01 сентября 2020.
С введением в действие Положения утрачивает силу и считается недействительным Временное положение о взаимодействии Федерального агентства воздушного транспорта и военных представительств Министерства обороны Российской Федерации (Независимых инспекций) на предприятиях и в организациях промышленности Российской Федерации при сертификации авиационной техники гражданского назначения, ее разработке и производстве от 25.04.2017.
Выданные Свидетельства о делегировании военным представительствам Министерства обороны Российской Федерации (далее - ВП МО) полномочий Независимых инспекций (далее - НИ) и утвержденные Решения о делегировании ВП МО полномочий НИ, оформленные до введения в действие Положения, действительны и имеют силу Свидетельств о назначении НИ и Решений о назначении НИ.
Положение
о взаимодействии Федерального агентства воздушного
транспорта, Управления военных представительств
Министерства обороны Российской Федерации и военных
представительств Министерства обороны Российской Федерации,
назначаемых и назначенных Независимыми инспекциями
в организациях и на предприятиях промышленности Российской
Федерации, при разработке, производстве и сертификации
авиационной техники гражданского назначения
1. Положение устанавливает порядок взаимодействия Федерального агентства воздушного транспорта (далее - Росавиация), Управления военных представительств Министерства обороны Российской Федерации и военных представительств Министерства обороны Российской Федерации в качестве Независимых инспекций в организациях Разработчика и Изготовителя АТ при осуществлении контроля за соответствием изделий конструкторской документации, предъявляемых на сертификационные испытания, приемке готовой продукции.
2. Порядок назначения ВП МО в качестве НИ определяется Инструкцией о порядке назначения Независимой инспекции (Приложение N 1). Функции НИ выполняются ВП МО возмездно на договорной основе с предприятиями (организациями) Разработчика или Изготовителя в соответствии с установленным в Министерстве обороны Российской Федерации порядком оказания услуг по контролю качества и приемке продукции (работ).
3. ВП МО (подразделениям ВП МО), которых Росавиация назначила в качестве НИ в соответствии с Решением о назначении (Приложение N 2), оформляются Свидетельства о назначении (Приложение N 3) с указанием контролируемых организаций (предприятий) в приложении к Свидетельству (Приложение N 3.1).
ВП МО (подразделения ВП МО) при необходимости и по письменному указанию Росавиации могут выполнять функции НИ до выдачи в установленном порядке Свидетельства о назначении НИ на основании утвержденного Решения о назначении НИ.
4. Подготовку Решений и Свидетельств о назначении ВП МО в качестве НИ в Росавиации осуществляют:
Управление сертификации авиационной техники (далее - УСАТ) - в отношении НИ, осуществляющих контроль за соответствием гражданских воздушных судов и их компонентов, беспилотных авиационных систем и их элементов;
Управление радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи (далее - УРТОП) - в отношении НИ, осуществляющих контроль за соответствием наземных средств управления воздушным движением, навигации, посадки и связи.
5. Регистрация в реестре выдаваемых Росавиацией Свидетельств о назначении НИ осуществляется УСАТ.
6. ВП МО (подразделения ВП МО), назначенные Росавиацией Независимыми инспекциями, в своей деятельности в качестве НИ, в том числе при рассмотрении вопросов и согласовании документов, не указанных в Положении, руководствуются требованиями Положения о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, Руководства и Инструкции по работе военных представительств Министерства обороны Российской Федерации, Воздушного кодекса Российской Федерации, Федеральных авиационных правил, нормативных документов Росавиации, согласованных с Министерством обороны Российской Федерации, нормативно-технических документов (в том числе государственных и отраслевых стандартов), не противоречащими ФАП-21, а также настоящим Положением.
ВП МО (подразделения ВП МО), назначенные НИ, обеспечиваются нормативными документами Минтранса России и Росавиации по вопросам сертификации, разработки и производства АТ предприятиями, на которых они выполняют функции НИ.
7. ВП МО (подразделения ВП МО), назначенные НИ в организациях Разработчика и Изготовителя АТ, осуществляют:
- контроль за соблюдением Разработчиком и Изготовителем процедур сертификации в процессе разработки, испытаний, изготовления АТ и внесения изменений в типовую конструкцию;
- контроль за ведением комплектов конструкторской и эксплуатационной документации, определяющих типовую конструкцию АТ, на которую выдан сертификат типа, поддержания их в актуальном состоянии, учета любых изменений типовой конструкции АТ (модификаций);
- контроль качества изготовления, проведения испытаний АТ в организациях;
- приемку опытных и серийных изделий АТ;
- согласование направляемых в УСАТ (УРТОП), полугодовых отчетов о результатах деятельности сертифицированных предприятий и организаций;
- контроль за соответствием изделий, предъявляемых на сертификационные испытания, конструкторской документации;
- выдачу удостоверений о приемке вновь изготовленного экземпляра воздушного судна и других удостоверяющих документов, установленных техническими условиями на АТ (формуляры, паспорта, этикетки...);
- согласование материалов (Руководств, отчетов, планов...), указанных в Положении.
8. Инструкция по работе ВП МО в качестве НИ приведена в Приложении N 4 к Положению.
АТ, создание и сертификация которой подлежит контролю ВП МО (НИ) в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 1300-р и настоящим Положением, включается в номенклатуру продукции, подлежащей контролю качества и приемке ВП МО. Росавиацией и УВП МО указания в ВП МО (НИ) по контролю указанной АТ не направляются.
9. Руководитель НИ приостанавливает приемку и отгрузку АТ в случаях:
- установления несоответствий или отклонений изготовленной продукции от типовой конструкции;
- отрицательных результатов испытаний АТ, предусмотренных конструкторской документацией (техническими условиями);
- обнаружения в процессе эксплуатации АТ дефектов (недостатков), влияющих на безопасность полетов, если эти дефекты (недостатки) имеются также в АТ, находящейся в производстве;
- невыполнения в срок совместно принятых решений по обеспечению летной годности ВС и годности к эксплуатации АТ, улучшению качества производства АТ;
невыполнения в установленный срок мероприятий по устранению несоответствий, выявленных комиссией Росавиации;
- нарушения особо ответственных технологических процессов изготовления АТ, установленных технической (конструкторской) документацией;
- использования в производстве АТ контрафактных, фальсифицированных, некондиционных комплектующих изделий, материалов и полуфабрикатов, признания изготавливаемой АТ контрафактной;
обнаружения при изготовлении АТ несоответствия требованиям государственных (отраслевых) стандартов, условиям контрактов (договоров) на поставку;
- изготовления АТ, узлов и сборочных единиц без внесения в конструкторскую документацию в установленный срок предусмотренных контрактами (договорами, двусторонними соглашениями) изменений;
- приостановки (аннулировании) Росавиацией действия Сертификата одобрения производственной организации (Сертификата изготовителя).
О приостановке приемки и отгрузки АТ руководитель НИ письменно уведомляет: руководителя предприятия - незамедлительно, Росавиацию в течение 3-х дней.
Приемка возобновляется после проведения руководством предприятия согласованных с руководителем НИ мероприятий по устранению выявленных недостатков и направления НИ уведомления в Росавиацию.
Руководитель НИ имеет право принимать все необходимые меры, не противоречащие законодательству и ФАП-21, направленные на обеспечение соответствия АТ требованиям конструкторской документации, обращаться по данному вопросу в Росавиацию.
9.1 Росавиация письменно уведомляет НИ о приостановлении действия, прекращении действия, аннулировании одобрительного документа, выданного Разработчику или Изготовителю.
В этом случае руководитель НИ приостанавливает приемку и отгрузку продукции (работ), которая возобновляется после возобновления действия одобрительных документов после устранения выявленных недостатков и получения соответствующего уведомления от Росавиации.
10. Росавиация по согласованию с Управлением военных представительств Министерства обороны Российской Федерации (далее - УВП МО) организует плановые и внеплановые проверки работы ВП МО (структурных подразделений ВП МО) по выполнению ими функций НИ, в том числе при проведении проверок подконтрольных организаций.
Проверки внешних организаций структурными подразделениями по управлению качеством в организациях Разработчика (Изготовителя, Заявителя), проводимые в соответствии с п. 21.6(c) ФАП-21, не затрагивают деятельность ВП МО в качестве НИ.
11. Порядок проведения проверок определяется "Инструкцией по организации и проведению проверок комиссиями Росавиации деятельности ВП МО, осуществляющих контроль в качестве НИ в организациях промышленности Российской Федерации" (Приложение N 5 к настоящему Положению). Перечень основных вопросов, подлежащих проверке в НИ, приведен в Приложении N 5А к настоящему Положению. При выявлении недостатков Росавиация совместно с УВП МО принимают меры по улучшению работы ВП МО в качестве НИ.
При необходимости или (и) по результатам проверок Росавиация на безвозмездной основе организует подготовку (переподготовку) сотрудников ВП МО (НИ) по процедурам сертификации АТ, организаций ее Разработчиков и Изготовителей.
Участие руководителей (сотрудников) НИ в мероприятиях (совещаниях, конференциях, сборах...), организуемых Росавиацией и проводимых вне регионов постоянной дислокации и подконтрольных ВП МО предприятий (организаций) осуществляется по согласованию с УВП МО.
12. Росавиация вправе отозвать выданное ВП МО Свидетельство о назначении НИ в случае невыполнения или существенных нарушений возложенных на нее функций с уведомлением об этом УВП МО.
13. В случае невозможности ВП МО выполнять функции НИ, УВП МО сообщает об этом в Росавиацию для принятия соответствующих мер по организации независимого контроля за сертификацией АТ и ее сертифицированным производством.
Начальник Управления военных
представительств Министерства
обороны Российской Федерации
О.Н.СТЕПАНОВ
30.07.2020 г.
Заместитель руководителя
Федерального агентства
воздушного транспорта
А.А.НОВГОРОДЦЕВ
24 июля 2020 г.
Приложение N 1
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ НИ
Настоящей инструкцией устанавливается порядок проведения работ по назначению ВП МО в качестве НИ у Разработчика и Изготовителя гражданской АТ:
1. ВП МО (подразделения ВП МО) выполняют функции НИ, начиная с этапа макета при разработке АТ или (и) постановки изделия АТ на производство.
До назначения независимыми инспекциями ВП МО (подразделения ВП МО) на этапе проектирования АТ руководствуются требованиями Положения о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, Инструкции и Руководства по деятельности военных представительств Министерства обороны Российской Федерации, нормативно-технических документов, в том числе государственных и отраслевых стандартов, не противоречащих требованиям ФАП-21.
2. После подачи заявки на получение одобрительного документа (Сертификат типа, Свидетельство годности комплектующего изделия или Одобрительное письмо на изделие, Сертификат разработчика авиационной техники или Сертификат одобрения производственной организации) и получения от Росавиации уведомления о ее принятии. Заявитель оформляет проект Решения (Приложение N 2) о назначении НИ, согласовывает его с закрепленным (при наличии) или определенным УВП МО (при отсутствии) ВП МО и представляет в Росавиацию.
К проекту Решения прикладывается перечень Нормативной документации (далее - НД), которой будут руководствоваться Заявитель и НИ при разработке, производстве и сертификации АТ. Перечень обязательной НД указан в Приложении N 2.1 и подлежит дополнению с учетом специфики АТ и Заявителя.
При отсутствии в организации (на предприятии) закрепленного ВП МО для выполнения функций НИ может быть назначено закрепленное за другой организацией (предприятием) ВП МО, определенное УВП МО.
С этой целью Росавиация обращается в УВП МО после принятия заявки на получение одобрительного документа с указанием сведений о предприятии (организации) и подлежащей разработке (изготовлению) и сертификации АТ, а также отсутствии закрепленного ВП МО.
3. В соответствии с утвержденным решением о назначении НИ, Росавиация проводит оценку работы ВП МО в соответствии с "Инструкцией по организации и проведению проверок комиссиями Росавиации деятельности ВП МО, осуществляющих контроль в качестве НИ в организациях промышленности Российской Федерации" (Приложение N 5 к настоящему Положению). При положительных результатах проверки оформляется Свидетельство о назначении (Приложение N 3 к настоящему Положению) и Перечень контролируемых предприятий и организаций (Приложение N 3.1 к настоящему Положению).
4. Свидетельство о назначении ВП МО полномочий НИ позволяет ему контролировать у разработчика (изготовителя) и последующие сертификационные работы, разработку, изготовление новых образцов АТ.
5. "Свидетельство о назначении..." и "Перечень..." выдается Росавиацией ВП МО. В назначенных в качестве НИ подразделениях ВП МО должны находиться копии данных документов.
Копия "Свидетельства о назначении..." в подразделении ВП МО является подтверждением того, что Росавиация делегировала права и полномочия руководителя НИ начальнику отдела (группы) ВП МО, закрепленным за конкретным предприятием в соответствие с "Перечнем...".
6. ВП МО приостанавливает выполнение функций НИ в случаях приостановления (прекращения, аннулирования) Росавиацией действия Сертификата типа, Сертификата разработчика и Сертификата изготовителя и возобновляет деятельность в качестве НИ после возобновления действия в установленном порядке указанных Сертификатов.
Приложение N 2
Приложение N 2.1
1. Положение о взаимодействии ФАВТ и ВП МО;
2. Директивы летной годности;
3. Руководство по качеству;
4. Руководство по обеспечению безопасности полетов;
5. Руководство с описанием организации производства;
6. Руководство Разработчика;
7. Копии одобрительных документов (Сертификата типа, Дополнительного сертификата типа, Свидетельства годности КИ, Одобрительного письма, Сертификата разработчика, Сертификата одобрения производственной организации, Разрешения на производство, Одобрения Главного изменения);
8. Копии Сертификационного (квалификационного) базиса;
9. Конструкторская (в т.ч. эксплуатационная и технические условия) документация;
10. Стандарты предприятия;
11. Декларация о конструкции и характеристиках;
12. Программы сертификационных (квалификационных) работ (испытаний);
13. Утвержденные Акты и Заключения по результатам сертификационных (квалификационных) испытаний.
Приложение N 3
Приложение N 3.1
ПРИЛОЖЕНИЕ
К СВИДЕТЕЛЬСТВУ О НАЗНАЧЕНИИ НЕЗАВИСИМОЙ ИНСПЕКЦИИ
ATTACHMENT ТО CERTIFICATE OF DESIGNATION
N ФАВТ-НИ-__ от
N ФАВТ-НИ-__ dated
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
THE LIST OF SUPERVISED ORGANIZATIONS
ВП МО
(отдел, группа)
Military acceptance unit of the Ministry of Defense of the Russian Federation (unit, group)
Наименование контролируемой организации, место дислокации
Supervised organization name and location
Статус организации
Organization status
Сертификаты организации
Organization's certificates
Приложение N 4
ИНСТРУКЦИЯ
ПО РАБОТЕ ВОЕННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ МИНИСТЕРСТВА
ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОТДЕЛОВ (ГРУПП) ВОЕННЫХ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ В КАЧЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ ИНСПЕКЦИЙ
Общие положения.
Настоящая инструкция устанавливает функции ВП МО (подразделений ВП МО) в качестве НИ по контролю за соответствием изделий АТ, предъявляемых на СИ, конструкторской документации, контролю качества и приемке готовой продукции, выдаче удостоверений о приемке, контролю соблюдения Разработчиками (Изготовителями) процедур сертификации АТ, контролю ведения комплектов конструкторской и эксплуатационной документации (поддержанием в актуальном состоянии и учетом любых изменений).
Функции НИ.
1. ВП МО (подразделения ВП МО) выполняют функции НИ, начиная с этапа макета при разработке АТ или (и) постановки изделия АТ на производство.
До назначения НИ ВП МО (подразделения ВП МО) на этапе проектирования АТ руководствуются требованиями Положения о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, Инструкции и Руководства по деятельности военных представительств Министерства обороны Российской Федерации, нормативно-технических документов, в том числе государственных и отраслевых стандартов, не противоречащих требованиям ФАП-21.
2. НИ контролируют соблюдение Разработчиком (Изготовителем) процедур сертификации в порядке и объемах, указанных далее по тексту Инструкции, в отношении следующей АТ:
гражданских воздушных судов, наземных средств управления воздушным движением, навигации, посадки и связи; выдается Сертификат типа;
компонентов I класса (авиационный двигатель, вспомогательный двигатель, воздушный винт, оборудование управления и контроля БАС); выдается сертификат типа;
компонентов II класса (фюзеляж, крыло, поверхность крыла, шасси, механическая система управления, несущий и рулевой винты, а также части воздушного судна, авиационного двигателя и воздушного винта, работоспособность которых непосредственно влияет на летную годность изделия); сертифицируются в составе изделия;
компонентов III класса категории А (комплектующие изделия, составные части - блоки, модули, сборочные единицы, детали, предназначенные для применения в составе воздушного судна, а также компоненты I и II классов, оказывающие существенное влияние на летную годность изделия); выдается свидетельство о годности;
компоненты III класса категории Б (комплектующие изделия, не оказывающие существенного влияния на летную годность изделия); подлежат одобрению Разработчиком изделия.
3. В целях установления процедур взаимодействия Заявителя с НИ, уведомления НИ об изменениях в системе качества Разработчика (Изготовителя) и типовой конструкции авиационной техники НИ согласовывают:
Руководство по качеству Заявителя;
Руководство по управлению безопасностью полетов Заявителя (только в части взаимодействия с НИ);
Руководство с описанием организации производства Заявителя;
Руководство разработчика (Заявителя).
1. Сертификация авиационной техники.
1. При необходимости и по письменному решению Росавиации закрепленное за предприятием ВП МО (подразделение ВП МО) может привлекаться к контролю сертификационных процедур на стадии подачи заявки на получение Сертификата типа (Сертификата разработчика, Сертификата Изготовителя) до назначения НИ.
2. НИ осуществляют контроль соблюдения процедур сертификации, рассматривая и согласовывая указанные в инструкции документы, выполняя иные, установленные Инструкцией, действия.
1.1. Сертификация типа ВС и компонентов I класса.
1.1.А. Этап макета образца авиационной техники.
Представители НИ участвуют в проведении технических совещаний макетной комиссии.
НИ согласовывает:
1) уведомление о готовности к проведению этапа макета с приложением проекта Сертификационного базиса, проекта Программы сертификационных работ, перечня КИ категорий А и Б;
2) положение по этапу макета;
3) протоколы технических совещаний макетной комиссии;
4) мероприятия по результатам работы макетной комиссии и отчет об их выполнении;
5) комплексный план постановки образца на серийное производство и решение о выборе завода-изготовителя;
6) перечень конструкторской документации, подлежащей согласованию с НИ в соответствии с действующей нормативно-технической документацией (в дальнейшем - НТД);
7) перечень основных деталей для двигателя и особо ответственных элементов конструкции образцов АТ.
1.1.Б. Сертификационные заводские испытания (СЗИ).
До начала сертификационных заводских испытаний НИ согласовывают:
1) уведомление о соответствии каждого экземпляра АТ, предназначенного для проведения СЗИ, конструкторской документации;
2) разработанные в установленном порядке для каждого экземпляра АТ, предназначенного для проведения конкретного вида испытаний (стендовых, наземных, летных), документы (формуляр, паспорт), удостоверяющие соответствие конструкторской документации;
3) заключение о выполнении мероприятий Протокола технических совещаний по устранению недостатков, связанных с летной годностью;
4) Акт (Акты) готовности экземпляров АТ и их систем к проведению испытаний по конкретным программам СЗИ (СИ).
Примечания:
1. СЗИ могут быть начаты только при наличии указанных в п. 1 - п. 4 документов.
2. До окончания СЗИ воздушного судна должны быть завершены работы по сертификации (с выдачей Росавиацией соответствующих одобрительных документов) применяемых компонентов I класса.
1.1.В. Сертификационные контрольные испытания (СКИ).
1. До начала сертификационных контрольных испытаний НИ согласовывает Акт готовности каждого экземпляра АТ к проведению СКИ (СИ), содержащий перечень отклонений от типовой конструкции.
2. В рамках завершения сертификационных испытаний АТ и подготовки Представления Заявителя на получение Сертификата типа НИ согласовывает уведомление о том, что конструкторская документация откорректирована по результатам СИ, отражает типовую конструкцию и пригодна для серийного производства АТ данного типа.
1.1.Г. Модификация сертифицированной типовой конструкции, дополнительные сертификационные работы и выдача Дополнительного Сертификата типа.
НИ согласовывает:
1) Уведомление Заявителя, прилагаемое к Представлению на получение Одобрения главного изменения, о том, что конструкторская документация изделия откорректирована по результатам дополнительных сертификационных работ, отражает модифицированную типовую конструкцию и пригодна для серийного производства экземпляров АТ данного типа.
2) Уведомление (акт) о готовности образца АТ, его компонентов и систем к проведению дополнительных сертификационных работ по конкретной программе.
3) Контрольный перечень соответствия модифицированного изделия требованиям Сертификационного базиса модификации.
4) Уведомление Заявителя, прилагаемое к Представлению на получение дополнительного Сертификата типа, о том, что конструкторская документация откорректирована по результатам дополнительных работ, отражает модифицированную типовую конструкцию экземпляров изделия и пригодна для реализации модификации.
1.1.Д. Сертификация легких, сверхлегких ВС, БАС и компонентов II класса.
При контроле сертификационных процедур этих изделий НИ учитывать следующее:
1. В процессе сертификационных испытаний (СИ) легких, сверхлегких ВС, БАС, АД, ВВ, оборудование управления и контроля БАС могут проходить СИ в составе изделия и в рамках утвержденной Росавиацией Программы сертификационных работ (далее - ПСР).
Для реализации ПСР в отношении таких изделий Росавиацией создается комиссия из специалистов Авиарегистра, Сертификационных центров и Заявителя.
2. Компоненты AT II класса сертифицируются в составе изделия, частью которого они являются.
1.2. На предприятиях Разработчиках компонентов III класса.
1.2.А. Компоненты III класса категории А.
НИ согласовывает:
1) Уведомление о готовности к проведению этапа макета.
2) Протокол макетной комиссии.
3) Уведомление о готовности КИ и его эксплуатационной документации к проведению квалификационных испытаний.
4) Программу квалификационных испытаний КИ.
5) Акт квалификационных испытаний КИ.
6) Декларацию о конструкции и характеристиках КИ.
7) Уведомление о том, что конструкторская документация откорректирована по результатам работ, отражает типовую конструкцию, подготовлена для производства КИ, утверждена и хранится у Заявителя (прилагается к Представлению Заявителя на получение Свидетельства о годности КИ).
8) Инструкция о порядке одобрения модификаций типовой конструкции КИ.
1.2.Б. Компоненты III класса категории Б.
НИ согласовывает:
- Программы испытаний, акты, отчеты по результатам испытаний.
1.3. Сертификация наземных средств управления воздушным движением, навигации, посадки и связи.
1.3.А. Сертификационные испытания (СИ).
До начала сертификационных испытаний НИ согласовывают:
1) проект технических условий на сертифицируемое изделие;
2) проект формуляра (паспорт) изделия;
3) акт заводских испытаний сертифицируемого изделия.
1.3.Б. Модификация сертифицированной типовой конструкции, дополнительные сертификационные работы и выдача Дополнения к сертификату типа.
НИ согласовывает:
1) решение о порядке проведения работ по модернизации изделия;
2) проект откорректированных технических условий;
3) проект формуляра (паспорт) модернизированного изделия;
4) акт типовых испытаний модернизированного изделия.
1.3.В. Перечень согласуемых НИ документов подлежит уточнению Росавиацией по согласованию с УВП МО после установления соответствующего порядка, введенного в действие Федеральными авиационными правилами по сертификации наземных средств управления воздушным движением, навигации, посадки и связи.
2. Постановка изделия АТ на серийное производство.
НИ на предприятии-изготовителе на этапе сопровождения постановки изделия на производство осуществляет контроль проведения работ и согласовывает следующие документы:
1. комплексный план постановки образца АТ на серийное производство;
2. ТУ на опытные экземпляры АТ, изготавливаемые на серийном заводе для проведения сертификационных испытаний;
3. Решение комиссии о присвоении литеры "О1" РКД изделия АТ;
4. план-график корректировки техпроцессов на соответствие РКД с литерой "О1";
5. акт о выполнении Комплексного плана постановки образца на серийное производство;
6. ТУ на серийные изделия АТ;
7. акт передачи РКД для серийного производства АТ;
8. Руководство по качеству;
9. СТП (СТО) системы качества предприятия (организации)-изготовителя;
10. Руководство по управлению безопасностью полетов (при применимости) (только в части взаимодействия с НИ);
11. Руководство с описанием организации производства;
12. Перечень поставщиков материалов, комплектующих изделий, частей, деталей и агрегатов, а также услуг, необходимых для производства изделий;
13. Перечень покупных комплектующих изделий и материалов, подлежащих входному контролю;
14. Процедуру взаимодействия Изготовителя с Независимой инспекцией на всех стадиях жизненного цикла изделия.
3. Серийное изготовление АТ.
3.1. Организация контроля качества АТ.
3.1.1. При организации контроля качества гражданской АТ в процессе серийного изготовления при наличии действующего Сертификата типа на выпускаемые изделия АТ и Свидетельства об одобрении производства (Сертификата на производство) представители НИ осуществляют:
- контроль за ведением технической документации;
- контроль качества изготовления продукции;
- приемку и оформление документации на продукцию;
- выдачу удостоверений о приемке экземпляров АТ (Приложение N 6 - форма удостоверения о приемке ВС);
3.1.2. При контроле за ведением технической документации НИ:
- участвуют в работе комиссии по проверке откорректированной по результатам сертификационных испытаний РКД, проверяют выполнение работ, предусмотренных в решении по акту комиссии;
- рассматривают и согласовывают изменения текущего комплекта РКД (копия контрольного), по которому ведется изготовление продукции, а также контролируют своевременность и полноту внедрения изменений в производство;
- не реже одного раза в год проверяют работу предприятия по ведению контрольного и текущего экземпляров РКД и ЭД, условия, правила их хранения и учета в установленном порядке, а также своевременного внесения изменений в типовую конструкцию;
- контролируют своевременность разработки бюллетеней, издания и рассылки изменений эксплуатационной и ремонтной документации.
3.1.3. При передаче текущего комплекта РКД для серийного производства НИ:
- согласовывает приемо-сдаточный акт.
3.1.4. НИ контролирует качество изготовления опытных и серийных изделий гражданской АТ на любой стадии ее производства.
При изготовлении продукции представители НИ контролируют соответствие требованиям конструкторской, технологической и НТД в объеме требований ТУ, а именно:
- особо ответственных деталей, сборочных единиц, составных частей и комплектов, обеспечение их взаимозаменяемости;
- материалов, полуфабрикатов и КИ (выборочно);
- технологических процессов (исходя из условий стабильности производства);
- средств измерений и контроля;
- технологической оснастки контрольного и испытательного оборудования (выборочно);
- состояние рабочих мест, участков производства, складов;
- технологической дисциплины на предприятии;
- реализацию в серийном производстве указаний Росавиации.
3.1.5. Независимая инспекция организует постоянный контроль или выборочный контроль качества изготовления продукции непосредственно в цехах, на участках и рабочих местах группами или отдельными специалистами согласно разработанному Перечню предъявлений составных частей, операций, монтажей и технологических процессов (исходя из условий стабильности производства).
3.1.6. Составные части, операции, монтажи и технологические процессы на любой стадии производства и испытаний, которые НИ не принимаются по Перечню предъявлений, представители могут проверять летучим контролем, осуществляемым по годовым и месячным планам, которые утверждаются Руководителем НИ (заместителем руководителя, начальником отдела, группы). В случае необходимости проводятся внеплановые (оперативные) летучие контроли.
3.1.7. Представители Независимой инспекции контролируют выполнение Изготовителем процедур входного контроля материалов, полуфабрикатов и КИ, взаимодействуют с НИ в организациях-поставщиках по вопросам качества, надежности и рекламационной работы. В необходимых случаях представители НИ осуществляют проверки на входном контроле наиболее ответственных и сложных КИ, для чего включают их в Перечень предъявлений.
3.1.8. Об отказах КИ, выявленных на входном контроле, в процессе изготовления изделий АТ, при проведении приемо-сдаточных испытаний (в дальнейшем - ПСИ) и в эксплуатации НИ на предприятии - изготовителе основного изделия АТ сообщает НИ на предприятии - изготовителе КИ. НИ на предприятии - поставщике КИ на основании учета и анализа результатов исследований причин отказов КИ сообщает НИ на предприятии - изготовителе основного изделия АТ о принятых мерах у поставщика.
3.1.9. Независимая инспекция на серийном предприятии контролирует проведение контрольных сборок и разборок сборочных единиц и экземпляров АТ (если это предусмотрено РКД).
3.1.10. Представители ЕМ осуществляют контроль за своевременным выполнением планов государственных и ведомственных метрологических поверок средств измерений, а также за аттестацией испытательного оборудования и контрольно-проверочной аппаратуры, используемых при изготовлении, приемке и испытаниях продукции.
3.2. Проведение работ с КИ иностранного производства.
Квалификация импортируемых КИ, предназначенных для установки на АТ отечественного производства, проводится в соответствии с процедурой, разработанной Росавиацией.
3.2.1. НИ проверяет реализацию головным изготовителем системы контроля иностранных поставщиков и их продукции, обеспечивающую выполнение требований авиационных правил, в том числе ФАП-21 (разделы F и O) и Директивных писем Росавиации.
3.2.2. НИ согласовывает номенклатуру материалов и КИ иностранного производства, представляемые организацией-разработчиком и предприятием-изготовителем на этапе серийного производства по установленной форме. Все импортируемые КИ подлежат включению в Перечень ПКИ и материалов, подлежащих входному контролю.
3.2.3. НИ согласовывает условия поставки импортируемых КИ, оговоренные в контракте на поставку, и допускает установку КИ иностранного производства на образец АТ только при наличии документов поставщика, свидетельствующих об их годности к эксплуатации, проведении квалификационных испытаний.
3.3. Проведение испытаний.
3.3.1. С целью оценки качества изделий гражданской АТ представители НИ проводят ПСИ и контролируют проведение периодических испытаний (далее - ПИ) этих изделий в соответствии с утвержденными ТУ, другой НТД и дают заключения по результатам этих испытаний.
3.3.2. Сборочные единицы, монтажи, образцы, ТУ которых предусматривают проведение ПСИ, по решению Руководителя НИ включаются в перечень предъявлений НИ, исходя из условий стабильности производства.
3.3.3. ПСИ проводятся на экземплярах, принятых ОТК и выдержавших предъявительские испытания, силами и аттестованными средствами организации в объеме, последовательности и по методикам, установленным ТУ или другой НТД с оформлением результатов.
3.3.4. При отсутствии в штате НИ летно-испытательного состава (или неполном составе летного экипажа) по согласованию с Росавиацией и УВП МО летные ПСИ допускается проводить уполномоченными представителями Росавиации (или смешанными экипажами уполномоченных представителей Росавиации и летно-испытательного состава НИ) в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых документов.
Результаты ПСИ оформляются в установленном порядке с учетом анализа информации средств объективного контроля.
Оценка готовности ВС к эксплуатации осуществляется Росавиацией по результатам ПСИ и рассмотрения Заключения Авиарегистра по итогам сертификационных работ.
3.3.5. Объем и порядок проведения ПИ определяются требованиями ТУ на контроль и приемку изделия АТ.
3.3.6. Отбор экземпляров на ПИ производится из числа изделий, входящих в установочную партию или изготовленных в контролируемом периоде и выдержавших ПСИ, представителем НИ в присутствии представителя ОТК.
3.3.7. НИ в организации, выполняющей серийное изготовление изделий АТ, ежегодно согласовывает с организацией план-график проведения ПИ всех принимаемых экземпляров АТ, составных частей и сборочных единиц, ТУ которых предусматривают проведение ПИ. В план-графике указываются сроки начала и окончания испытаний каждого наименования изделий, а также оформление результатов.
3.3.8. ПИ экземпляров АТ включают:
- наземные проверки и испытания;
- летные испытания ВС (этап изготовителя).
Наземные проверки и испытания АТ на соответствие требованиям ТУ проводит Изготовитель под контролем представителя НИ, для ВС - с оформлением акта готовности экземпляра к летным испытаниям.
Летные испытания ВС в объеме ТУ выполняются экипажем Изготовителя (после положительных результатов наземных ПСИ), который дает заключение в полетном листе по результатам проведенных ПИ.
3.4. Приемка и оформление продукции.
3.4.1. Окончательной приемке представителем НИ подлежат экземпляры АТ, полностью соответствующие действующей документации, выдержавшие предъявительские испытания и ПСИ, подтвержденные положительными результатами периодических испытаний, соответствующие типовой конструкции и находящиеся в состоянии, обеспечивающем его безопасную эксплуатацию, прошедшие проверку полноты и качества оформления сопроводительной документации, укомплектованные необходимой эксплуатационной документацией, запасными частями, инструментом и принадлежностями.
3.4.2. Для приемки деталей, сборочных единиц и операций техпроцесса по каждой позиции перечня предъявлений НИ указывает технические условия, производственные инструкции, чертежи и другие конструкторские документы, определяющие параметры и характеристики проверки, методики проверки, используемые средства измерения, вид контроля и другие указания для качественного выполнения проверки.
Указанные позиции НИ принимает по предъявительским извещениям, подписанным начальником цеха и начальником бюро цехового контроля и принятые ОТК. Приемка осуществляется по правилам, установленным в ТУ на образец.
3.4.3. В случае выявления отклонений от требований РКД, НТД, технологической документации на изготовление, испытания, контроль и приемку образцов АТ Независимая инспекция принимает необходимые меры, вплоть до приостановки приемки готовой продукции (п. 9 Положения).
3.4.4. Окончательная приемка образцов АТ по п. 3.4.1 осуществляется Руководителем НИ по Генеральным извещениям о предъявлении изделия на приемку, подписанным Руководителем (Главным инженером) предприятия и Начальником ОТК по установленной форме с приложением Дела изделия (п. 21.129 ФАП-21).
3.4.5. На каждый принятый экземпляр образца АТ НИ оформляются следующие документы:
- удостоверение о приемке ВС (Приложение N 6);
- раздел "Свидетельство о приемке" формуляра или паспорта для компонентов ВС, БАС, наземной АТ.
3.4.6. Документация, прикладываемая к принятому образцу АТ, оформляется в соответствии с установленными требованиями в ТУ и подписывается Руководителем НИ или исполняющим его обязанности.
3.5. Директивы летной годности.
НИ на предприятии-изготовителе АТ:
1) контролирует проведение работ по директивам летной годности, бюллетеням по техническим актам эксплуатирующих организаций, отчетам руководителей бригад изготовителя, согласует план-графики выполнения этих работ;
2) проводит анализ и использует поступающую информацию при контроле качества и надежности продукции, оценке достаточности реализуемых мероприятий в производстве и доработок в эксплуатации.
3.6. Сопровождение и контроль за сертифицированным производством.
После выдачи предприятию Документа об одобрении производства (Сертификата на производство) НИ осуществляет:
1) летучие контроли (плановые и оперативные) отдельных систем и элементов производства;
2) при необходимости направляет в Росавиацию предложения по внеплановым проверкам предприятия Росавиацией;
3) получение, анализ, использование в работе и оценку:
письменных уведомлений Держателя Сертификата одобрения производственной организации о каждом существенном изменении в системе обеспечения качества, системе управления безопасностью полетов и системе организации производства (п. 21.147 ФАП-21);
письменных уведомлений Росавиации о выявленных при проверках производственной организации несоответствиях (п. 21.158 ФАП-21);
4) согласование Планов мероприятий по устранению несоответствий требованиям ФАП-21, выявленных при проверках предприятия Росавиацией, а также Отчетов по устранению этих несоответствий.
4. Сертификация разработчика.
НИ согласовывает:
1. Процедуру взаимодействия Заявителя с НИ и Росавиацией.
2. Информацию об изменениях в системах обеспечения качества и управления безопасностью полетов, представляемую в Росавиацию.
3. План мероприятий по устранению выявленных при проверках Росавиацией несоответствий, разработанный Заявителем.
С этой целью НИ получает от Росавиации уведомления о выявленных несоответствиях.
4. Отчет по результатам выполнения корректирующих мероприятий по устранению несоответствий.
НИ анализирует и использует в работе получаемые от Держателя Сертификата Разработчика сведения о:
1) любых известных отказах, неисправностях, дефектах или событиях, которые привели или могут привести к угрозе безопасности полетов;
2) изменениях в системах обеспечения качества и управления безопасностью полетов.
Приложение N 5
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК КОМИССИЕЙ РОСАВИАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВП МО И ИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
КОНТРОЛЬ В КАЧЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ ИНСПЕКЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А. Общие положения.
1. Настоящая инструкция разработана в соответствии с п. 11 настоящего Положения.
1.1. Инструкция определяет порядок проведения проверок деятельности ВП МО (подразделений ВП МО), назначаемых в качестве НИ в организациях промышленности Российской Федерации.
1.2. Проверки НИ проводятся с целью объективной оценки деятельности, оказания методической и практической помощи в работе при контроле за соответствием изделия конструкторской документации, предъявляемого на СИ, приемке готовой продукции.
2. Проверки работы НИ проводятся, как правило, комиссиями Росавиации один раз в 2 года.
2.1. При проведении проверки работы назначенного Росавиацией в качестве НИ подразделения ВП МО в состав комиссии может включаться представитель данного ВП МО (по согласованию).
3. Проверки могут быть плановые и внеплановые.
3.1. Плановые проверки проводятся комиссиями Росавиации, как правило, при проверках организации с целью продления ранее выданного одобрительного документа.
3.2. Необходимость внеплановых проверок, их цель, сроки и объем определяются Росавиацией и согласовываются с УВП МО.
4. Продолжительность плановых проверок не должна превышать 6, а внеплановых 4 рабочих дней.
5. При проверке работы НИ должен быть проведен анализ и дана оценка деятельности по результатам выполнения работ, определенных "Инструкцией по работе военных представительств Министерства обороны Российской Федерации, отделов (групп) военных представительств в качестве НИ" (Приложение N 4 к настоящему Положению), при этом основное внимание должно уделяться оценке результатов работы в обеспечение:
5.1. контроля соблюдения процедур сертификации;
5.2. участия в контроле сертификационных работ и согласования их результатов;
5.3. контроля работ на этапе постановки нового образца АТ и его компонентов на производство;
5.4. контроля качества изготовления и проведения испытаний опытных и серийных изделий АТ;
5.5. своевременной и качественной приемки и надлежащего оформления документации на продукцию;
5.6. контроля выполнения директив по поддержанию летной годности АТ;
5.7. контроля за поддержанием (сохранением) утвержденной системы качества, одобренной Росавиацией по результатам сертификации производства;
5.8. контроля своевременного выполнения мероприятий, разработанных организацией по устранению несоответствий, выявленных комиссией Росавиации;
5.9. участия в проверках организации совместно с комиссией Росавиации;
5.10. наличия и поддержания связи с Росавиацией;
5.11. наличия и достаточности нормативных документов по вопросам организации и проведения работ в области сертификации АТ, ее разработки и производства;
5.12. документального отражения работ по контролю, а также хранению информации в делах НИ.
Б. Организация проверок.
- При проведении плановой проверки работы ВП МО - НИ комиссия назначается Заместителем руководителя Росавиации.
- При проведении проверки работы назначенного Росавиацией в качестве НИ подразделения ВП МО в состав комиссии может включаться представитель данного ВП МО (по согласованию).
Председателем комиссии назначается представитель Росавиации.
При проведении внеплановой проверки НИ комиссия назначается распоряжением Заместителем руководителя Росавиации по согласованию с Начальником УВП МО.
Председателем комиссии назначается представитель Росавиации, заместителем председателя может назначаться (по согласованию) представитель УВП МО (представитель территориального ВП МО).
- Внеплановые проверки проводятся в НИ, в работе которых ранее были выявлены недостатки по настоящей Инструкции.
- Состав комиссии определяется с учетом особенностей производства, состояния проводимых (проведенных) сертификационных работ и характера выполняемых НИ функций.
Члены комиссии должны знать специфику работы проверяемого ВП МО, требования Положения и Инструкции по работе военных представительств Министерства обороны Российской Федерации, отделов (групп) военных представительств в качестве Независимых инспекций (Приложение N 4 настоящего Положения), действующей НТД, директивных документов и писем Росавиации по вопросам качества и процедур сертификации АТ и производства.
В. Порядок проведения проверок.
- Проверка деятельности НИ проводится в соответствии с примерным перечнем основных вопросов, изложенных в настоящей Инструкции.
- Председатель комиссии несет ответственность за организацию и проведение проверки в установленные сроки, объективный анализ и оценку состояния дел в проверяемой НИ.
- Руководитель НИ представляет комиссии все материалы и документы, необходимые в ходе проверки, обеспечивает ее работу и несет ответственность за объективность представленных материалов.
- После завершения проверки председатель комиссии знакомит Руководителя НИ с материалами проверки и при необходимости руководство организации, проводит разбор итогов проверки с персоналом НИ.
- Результаты проверки оформляются актом с изложением результатов проверки и оценки работы НИ. Акт составляется в 2-х экземплярах. Примерные формы акта проверки, протоколов проверки с перечнями проверяемых вопросов представлены в Приложениях N 5А - N 5Е Положения. Акт подписывается председателем и членами комиссии. Руководитель НИ ознакамливается с материалами акта под роспись.
- Акт по результатам проверки (Приложение N 5Б к настоящему Положению) утверждается заместителем руководителя Росавиации, а также при необходимости (по согласованию) начальником УВП МО.
- В месячный срок после получения утвержденного акта руководитель НИ разрабатывает план мероприятий по устранению выявленных недостатков и направляет его на утверждение в Росавиаицию.
- Контроль устранения недостатков в работе НИ в соответствии с планом мероприятий осуществляется Росавиацией по докладам начальника ВП МО, в которое входят проверяемые подразделения (отделы и группы). Руководитель НИ ежеквартально представляет в Росавиацию отчеты о выполнении плана мероприятий. Отчеты представляются до окончательного выполнения плана мероприятий.
- В случае проведения первичной проверки ВП МО (подразделений ВП МО) для назначения в качестве НИ перечень проверяемых вопросов, указанных в Приложении N 5А, используется в рамках применимости.
Приложение N 5А
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРОВЕРКЕ
В НЕЗАВИСИМОЙ ИНСПЕКЦИИ (НИ)
А. По персоналу НИ.
1. Распределение персонала по направлениям работ, связанным с:
1.1. контролем соблюдения процедур сертификации;
1.2. согласованием результатов сертификационных работ;
1.3. рассмотрением и согласованием доказательных документов организации перед представлением их в Росавиацию;
1.4. контролем проведения работ на этапе сопровождения постановки образца АТ и его компонентов на производство;
1.5. контролем качества изготовления и проведения испытаний опытных и серийных образцов АТ;
1.6. контролем за сертифицированным производством.
- Наличие в функциональных обязанностях персонала НИ работ, связанных с сертификацией АТ и производства. Распределение и допуск персонала с учетом контроля сертификационных работ, проводимых организацией.
- Оценка выполнения требований Федеральных авиационных правил и настоящего Положения.
- Проверка знания и умения контролировать:
1. корректировку конструкторской документации по результатам сертификационных работ, производства и опыта эксплуатации;
2. выполнение требований директивных документов по вопросам качества, Руководства по качеству предприятия, стандартов организаций и предприятий (СТО, СТП);
3. выполнение процедур сертификации АТ и производства;
4. поддержание требований летной годности образцов АТ, установленных при их сертификации;
5. выполнение требований НТД на изготовление, испытания и приемку АТ;
6. правильность оформления результатов испытаний, приемки образца АТ и его компонентов, документации, удостоверяющей годность образца к эксплуатации;
7. своевременность разработки и реализации мероприятий по повышению качества принимаемых изделий при производстве АТ.
Б. По работе НИ в организациях - разработчиках образца АТ и его компонентов.
1. Оценка эффективности контроля при выполнении этапа макета образца АТ и его компонентов:
1.1. контроль разработки, согласование и проверка выполнения методик и программ испытаний на этапах разработки и изготовления опытного образца АТ и его компонентов;
1.2. участие в работах по проведению этапа макета образца АТ и его компонентов;
1.3. согласование применения покупных КИ и взаимодействие с ВП МО - НИ в организациях - разработчиках компонентов III класса категорий А и Б;
1.4. согласование и контроль выполнения мероприятий по результатам работы макетной комиссии;
1.5. организация контроля разработки конструкторской документации в соответствии с ГОСТ, ЕСКД, НТД, наличие перечня КД, подлежащей согласованию с НИ;
1.6 согласование плана и программы СЗИ образца АТ и его компонентов;
1.7 порядок и эффективность контроля опытного производства при изготовлении образца АТ и его компонентов в соответствии с КД (летучий, технологический, пооперационный контроль, техническая приемка) для испытаний;
1.8 порядок приемки образца (изделия) на сертификационные заводские (квалификационные) испытания, контроль полноты испытаний и участие в проведении испытаний, согласование их результатов;
1.9 контроль выполнения мероприятий и корректировки конструкторской и эксплуатационной документации, своевременность выполнения доработок образца (изделия) по результатам испытаний;
1.10 участие в работе комиссии по присвоению литеры РКД;
1.11 организация контроля разработки директивных технологических процессов;
1.12 организация взаимодействия ВП МО - НИ в организации-разработчике и организации-изготовителе по согласованию технологии серийного производства.
2. Соблюдение установленного порядка предъявления к приемке и приемка образца, проведения этапа СКИ:
2.1. контроль подготовки образцов и технической документации к СКИ, степень участия в них НИ;
2.2. участие в проведении испытаний;
2.3. эффективность контроля своевременности выполнения работ, подготовки, согласования и представления в Росавиацию доказательной документации;
2.4. выявление недостатков, и контроль их устранения;
2.5. организация контроля своевременной корректировки РКД и доработкой образца по результатам испытаний;
2.6. участие в согласовании плана мероприятий по устранению недостатков и контроль выполнения предложений, отраженных в акте СКИ;
2.7. контроль своевременности и полноты выполнения плана мероприятий и корректировки документации по результатам СКИ;
2.8. своевременность и обоснованность присвоения РКД соответствующей литеры;
2.9. порядок передачи РКД изготовителю серийных изделий;
2.10. качество отработки технических условий на серийное изготовление образца АТ и его компонентов в соответствии с Сертификатом типа, Свидетельством о годности изделия, Одобрительным письмом Росавиации, Одобрением на установку КИ;
2.11. контроль работ по внедрению главных и второстепенных изменений типовой конструкции образца АТ и его компонента.
3. Проверяется устранение недостатков, отмеченных в акте предыдущей проверки НИ.
В. По работе НИ в организациях-разработчиках и организациях-изготовителях на этапе постановки образца АТ и его компонентов на производство.
1. Оценка эффективности контроля при проведении организационно-технических мероприятий на этапе постановки образца АТ и его компонентов на производство:
1.1. организация контроля разработки и реализации Комплексного плана постановки образца и его компонентов на производство;
1.2. работа в комиссии по присвоению литеры "О1" РКД изделия АТ;
1.3. работа в комиссии по передаче РКД для серийного производства;
1.4. организация контроля реализации план-графика корректировки техпроцессов на соответствие РКД с литерой "Щ1";
1.5. организация работы по рассмотрению и согласованию Руководства по качеству и стандартов организации и/или предприятия (СТО или СТП);
1.6. качество отработки и согласование ТУ на серийное изделие АТ.
2. Проверяется устранение недостатков, выявленных предыдущей проверкой НИ.
Г. По работе НИ в организациях - серийных изготовителях образца АТ и его компонентов.
1. Оценка эффективности контроля и организация работы НИ по обеспечению выполнения требований руководящих, нормативных и технических документов при изготовлении, испытаниях, приемке, поставках, поддержании требований летной годности и годности к эксплуатации АТ, контроль за сертифицированным производством.
Проверяется и оценивается:
1.1. наличие Перечня предъявлений изделий, составных частей, операций и техпроцессов;
1.2. соответствие предъявительской документации требованиям НТД;
1.3. порядок осуществления предъявления и приемки образца АТ и его компонентов;
1.4. достаточность контроля качества изготовления и проведения испытаний продукции;
1.5. порядок отклонения изделий, предъявляемых для приемки и организация повторной приемки;
1.6. состояние РКД и технологической документации на изготовление, испытания и приемку образца АТ и его компонентов, находящихся под контролем НИ, их комплектность. Соответствие документации требованиям ГОСТ, ЕСКД;
1.7. порядок согласования изменений и обеспечение своевременного внесения их в РКД и внедрения в производство;
1.8. участие в периодической проверке хранения и учета подлинников РКД;
1.9. участие в работе комиссии по переводу РКД в соответствующую литеру;
1.10. наличие ТУ и их соответствие требованиям руководящих документов, своевременность их корректировки;
1.11. организация входного контроля и его эффективность;
1.12. наличие согласованной с НИ номенклатуры материалов, полуфабрикатов и покупных КИ, подлежащих входному контролю;
1.13. степень участия НИ во входном контроле и наличие согласованной документации на проведение входного контроля;
1.14. наличие учета и анализа отказов и неисправностей покупных КИ, порядок предъявления рекламаций, принимаемые меры по устранению недостатков и повышению качества покупных КИ;
1.15. организация взаимодействия с НИ в организациях - поставщиках покупных КИ;
1.16. контроль соответствия требованиям директивных документов материалов и покупных КИ иностранного производства, применяемых в изделиях АТ;
1.17. организация летучего контроля, его эффективность, наличие планов;
1.18. наличие планов проверок технологических процессов;
1.19. наличие согласованного перечня особо ответственных техпроцессов;
1.20. наличие согласованного перечня особо ответственных деталей, узлов, агрегатов, монтажей и порядок их контроля;
1.21. участие в проведении выборочных контрольных проверок, разборок и испытании продукции;
1.22. проведение ПСИ в производственных цехах и участках окончательной сборки;
1.23. наличие согласованных программ, методик и технологической документации на проведение ПСИ, полнота их проведения и порядок оформления;
1.24. учет и анализ отказов и результатов испытаний, порядок ПСИ при повторных предъявлениях;
1.25. состояние испытательной базы и ее соответствие требованиям по обеспечению проведения испытаний;
1.26. организация проведения (порядок, полнота оформления) НИ;
1.27. наличие согласованных планов-графиков проведения НИ и соответствие их установленным требованиям, выдача заключений и их обоснованность;
1.28. наличие согласованных программ и методик, технологической документации и соответствие их требованиям НТД;
1.29. учет недостатков и анализ результатов испытаний;
1.30. порядок окончательной приемки продукции, соответствие порядка приемки ТУ, НТД;
1.31. обеспечение требуемой надежности изделий, наличие системы сбора, учета и анализа информации из эксплуатации;
1.32. контроль рекламационной работы;
1.33. контроль отработки мероприятий по качеству и надежности;
1.34. контроль доработок в эксплуатации с целью оценки их влияния на эксплуатационную надежность образца АТ и его компонентов;
1.35. контроль разработки, издания и поставки эксплуатационной документации, обеспечение ее соответствия действующей серийной документации;
1.36. контроль отчетности организации о работе по тематике и поддержанию сертифицированного производства.
2. В НИ у Головного изготовителя ВС проверяется организация летно-испытательной работы:
2.1. уровень подготовки и порядок оформления допуска летного состава НИ для проведения работ по оценке ВС на соответствие требованиям ТУ;
2.2. порядок приемки ВС на испытательную станцию, наличие акта приемки ВС и его готовности к летным испытаниям;
2.3. наличие и полнота выполнения согласованных программ, методик, профилей полетов на все виды испытаний;
2.4. порядок оформления документации на подготовку и проведение испытательных полетов, объективность заключений по выполненным полетным заданиям;
2.5. учет и анализ выявленных недостатков;
2.6. учет и анализ предпосылок к летным происшествиям;
2.7. порядок контроля проведения работ на изделиях АТ, находящихся на ответственном хранении.
3. Проверяется устранение недостатков, выявленных предыдущей проверкой НИ.
Приложение N 5Б
Приложение N 5В
N п/п
Проверяемый вопрос, процедура
Оценка соответствия
Вид документа
(N)
Примечание
1
Распределение персонала по направлениям сертификационных работ (закрепление за ведущими инженерами по специальностям контролируемой тематики).
2
Наличие функциональных обязанностей персонала НИ и соответствие их контролируемому объему.
3
Наличие в планах НИ тематики по изучению основных руководящих документов по сертификации АТ и работы НИ. Изучение конструкции контролируемых изделий, агрегатов и узлов: ВС, двигателя, системы управления, кондиционирования и т.д. авиационного, радиоэлектронного, связного, навигационного и др. оборудования, КИ.
4
Знание и выполнение требований основных руководящих документов по работе ВП МО в качестве НИ.
5
Наличие в планах НИ вопросов контроля за сертифицированным производством (летучий контроль, выполнение мероприятий по результатам проверки Росавиации, контроль внедрения в производство изменений).
Приложение N 5Г
N п/п
Проверяемый вопрос, процедура
Оценка соответствия
Вид документа
(N)
Примечание
1
Участие в работе по формированию типовой конструкции ВС (компонентов) и в подготовке сертификационных работ.
2
Участие в работах по проведению этапа макета ВС и его компонентов, контроль реализации мероприятий по результатам макета.
3
Контроль разработки комплексного плана постановки образца на серийное производство.
4
Организация контроля разработки РКД, наличие перечня РКД подлежащей согласованию с НИ, перечня особо ответственных элементов и частей конструкции
5
Наличие ТУ на опытный образец АТ и для серийного производства.
6
Контроль согласования программ и методик испытаний на этапах разработки и изготовления опытного экземпляра.
7
Порядок контроля опытного производства при изготовлении образца и его компонентов в соответствии с КД (летучий, технологический, пооперационный контроль, техническая приемка).
8
Порядок приемки образца на СЗИ (квалификационные) испытания, контроль полноты и участие в проведении испытаний, согласование их результатов, контроль выполнения мероприятий и корректировки РКД, своевременность выполнения доработок образца по результатам испытаний.
9
Порядок предъявления, приемки и передачи опытного образца на СКИ.
10
Участие в работе комиссии по присвоению литеры РКД на этапах СЗИ и СКИ.
11
Организация контроля своевременности корректировки РКД, доработкой образца по результатам СКИ. Участие в согласовании плана мероприятий по устранению недостатков и выполнение предложений в соответствии с актом СКИ.
12
Контроль передачи РКД изготовителю.
13
Контроль внедрения главных и второстепенных изменений типовой конструкции образца АТ и его компонентов.
Приложение N 5Д
N п/п
Проверяемый вопрос, процедура
Оценка соответствия
Вид документа
(N)
Примечание
1
Организация контроля реализации комплексного плана мероприятий по постановке образца АТ и его компонентов на серийное производство.
2
Работа в комиссии по присвоению соответствующей литеры РКД образца и его компонентов.
3
Работа в комиссии по передаче РКД для серийного производства.
4
Организация контроля реализации план-графика корректировки техпроцессов.
5
Участие в отработке руководящих документов по системе качества предприятия (согласование руководства по качеству, стандартов организации и предприятия).
6
Согласование технических условий на первые серийные изделия.
7
Участие в отработке доказательной документации на этапе завершения освоения производства.
Приложение N 5Е
N п/п
Проверяемый вопрос, процедура
Оценка соответствия
Вид документа
(N)
Примечание
1
Наличие установленного порядка предъявления продукции для контроля качества изготовления, испытаний и приемки.
2
Соответствие предъявительской документации требованиям НТД. Учет и анализ результатов контроля.
3
Порядок согласования и обеспечение своевременного внесения изменений в текущий комплект РКД и внедрение их в производство.
4
Участие в работе по проверке откорректированной РКД по результатам сертификационных испытаний, по передаче и приемке комплекта РКД для серийного производства.
5
Контроль состояния РКД (контрольного и текущего комплекта) на изготовление и приемку, ее комплектность.
6
Хранение и учет подлинников РКД, участие в периодической проверке РКД. Участие в работе комиссии.
7
Наличие ТУ и их соответствие стандартам, своевременность их корректировки и переутверждения.
8
Наличие установленного порядка проведения летучего контроля (выдача задания и его закрытие). Наличие годовых и месячных планов.
9
Участие персонала НИ в проведении входного контроля. Наличие согласованной с НИ номенклатуры материалов, полуфабрикатов, покупных КИ и документации при входном контроле.
10
Оснащенность рабочих мест представителей НИ в производстве и на участке входного контроля.
11
Наличие учета и анализа отказов и неисправностей покупных КИ.
12
Порядок предъявления рекламаций и меры, принимаемые по устранению недостатков и повышению качества покупных КИ.
13
Наличие планов проверок технологических процессов, наличие согласованного перечня особо ответственных техпроцессов.
14
Участие в работе по контролю проведения метрологических проверок контрольно-испытательной аппаратуры, оборудования, приборов, инструмента и испытательного оборудования. Контроль установки на АТ КИ иностранного производства.
15
Наличие перечня особо ответственных деталей, узлов, агрегатов и монтажей. Порядок их контроля.
16
Участие НИ в проведении ПСИ.
17
Участие НИ в проведении ПИ. Учет и анализ результатов испытаний
18
Участие в проведении типовых и специальных испытаний на надежность и ресурс, учет и анализ результатов испытаний.
19
Порядок проведения окончательной приемки и оформления готовой продукции.
20
Организация работ по контролю за сертифицированным производством:
а) наличие системы сбора, учета и анализа информации из эксплуатации, контроль отработки мероприятий по качеству и надежности, контроль доработок в эксплуатации по бюллетеням, контроль качества разрабатываемых бюллетеней, рассылка изменений, вносимых в эксплуатационную и ремонтную документации.
б) контроль НИ за своевременным выполнением мероприятий по недостаткам, выявленных по результатам предыдущей сертификации производства.
в) согласование полугодового отчета предприятия по качеству и надежности выпускаемых изделий в соответствии с действующими ГОСТами, а также о всех недостатках, связанных с производством и эксплуатацией, влияющих на летную годность, годность к эксплуатации и безопасность полетов.
21
Организация и проведение летно-испытательной работы:
а) уровень подготовки и порядок оформления допуска летного состава НИ;
б) порядок приемки ВС на КИС (ЛИС);
в) наличие и полнота выполнения согласованных программ, методик, профилей полета на все виды испытаний, маршрутных карт осмотра техники, порядок оформления документации;
г) учет и анализ выявленных недостатков, принимаемые меры по их устранению;
д) порядок контроля проведения работ на изделиях АТ, находящихся на ответственном хранении.
Приложение N 6
Перечень употребляемых сокращений (аббревиатур)
АД - авиационный двигатель
АТ - авиационная техника
БАС - беспилотная авиационная система
ВВ - воздушный винт
ВВСТ - вооружение, военная и специальная техника
ВП МО - военное представительство Министерства обороны Российской Федерации
ВС - воздушное судно
ГОСТ - государственный стандарт
ЕСКД - единая система конструкторской документации
КИ - комплектующее изделие
НД - нормативная документация
НИ - Независимая инспекция
НТД - нормативно-техническая документация
ОТК - отдел технического контроля предприятия
ПИ - периодические испытания
ПКИ - покупные комплектующие изделия
ПСР - программа сертификационных работ
ПСИ - приемо-сдаточные испытания
РКД - рабочая конструкторская документация
СИ - сертификационные испытания
СЗИ - сертификационные заводские испытания
СКИ - сертификационные контрольные испытания
СТО - стандарты организаций
СТП - стандарты предприятий
ТУ - технические условия
УВП МО - Управление военных представительств Министерства обороны Российской Федерации
УРТОП - Управление радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Росавиации
УСАТ - Управление сертификации авиационной техники Росавиации
ФАВТ - Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)
ФАП-21 - Федеральные авиационные правила "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21", утвержденные приказом Минтранса России от 17.06.2019 N 184
ЭД - эксплуатационная документация