"СМ N 04.1-9.0015. Политика по обеспечению беспристрастности. Версия 02. Декабрь 2020 г."
Утверждаю
Руководитель Федеральной
службы по аккредитации
Н.В.СКРЫПНИК
30 декабря 2020 г.
СМ N 04.1-9.0015
ВЕРСИЯ 02. ДЕКАБРЬ 2020 Г.
ПОЛИТИКА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕСПРИСТРАСТНОСТИ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящая политика разработана с целью установления единых подходов к обеспечению беспристрастности национальной системы аккредитации с учетом требований стандарта ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 и вводится взамен документа СМ N 04.1-9.0015 (вер. 01), утвержденного Заместителем Министра экономического развития Российской Федерации - руководителем Федеральной службы по аккредитации 12 сентября 2019 г. Настоящая политика вводится в действие по истечении десяти рабочих дней со дня ее утверждения.
1. Область применения
1.1. Настоящая политика определяет намерения и основные направления деятельности Федеральной службы по аккредитации по обеспечению беспристрастности национальной системы аккредитации.
1.2. Выполнение требований настоящей политики является обязательным для сотрудников Федеральной службы по аккредитации, участвующих в процессе аккредитации.
2. Нормативные ссылки
2.1. В настоящей политике использованы ссылки на следующие документы:
Федеральный закон N 412-ФЗ
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации"
Постановление Правительства РФ N 437
Постановление Правительства РФ от 05 июня 2008 г. N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации"
Постановление Правительства Российской Федерации N 840
Постановление Правительства РФ от 16 августа 2012 г. N 840 "О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", и их работников, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников"
Постановление Правительства РФ N 845
Постановление Правительства РФ от 17 октября 2011 г. N 845 "О Федеральной службе по аккредитации"
Постановление Правительства РФ N 851
Постановление Правительства РФ от 25 августа 2012 г. N 100 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения"
Постановление Правительства РФ N 1009
Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"
Приказ Минэкономразвития России N 292
Приказ Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. N 292 "Об утверждении Порядка установления факта несоответствия эксперта по аккредитации или технического эксперта требованиям к эксперту по аккредитации или требованиям к техническому эксперту по результатам оценки представленных заявителем, аккредитованным лицом документов"
Приказ Росаккредитации N 9
Приказ Росаккредитации от 24 января 2019 г. N 9 "Об Общественном совете при Федеральной службе по аккредитации"
ISO/IEC 17000-2020
Международный стандарт ISO/IEC 17000-2020 "Оценка соответствия. Словарь и общие принципы" (ISO/IEC 17000-2020 Conformity assessment - Vocabulary and general principles)
ГОСТ ISO/IEC 17011-2018
Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO/IEC 170112018 (ISO/IEC 17011-2017, IDT) "Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия"
2.2. При пользовании настоящей политикой следует проверять действие ссылочных документов. Если ссылочный документ заменен, то при пользовании настоящей политикой следует руководствоваться замененным (измененным) документом.
3. Термины и определения
3.1. В настоящей политике применены термины и определения в соответствии с ISO/IEC 17000-2020 и ГОСТ ISO/IEC 17011-2018, а также:
беспристрастность
-
отсутствие конфликтов интересов или их разрешение, позволяющее исключить неблагоприятное влияние на последующую деятельность Росаккредитации (включает в себя честность, независимость, справедливость, открытость, отсутствие конфликтов интересов, предвзятости или заинтересованности)
национальная система аккредитации
-
система аккредитации, действующая на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 412-ФЗ
руководство
-
руководитель Федеральной службы по аккредитации, заместители руководителя Федеральной службы по аккредитации, руководители территориальных управлений, начальники управлений Центрального аппарата.
3.2 В настоящей политике применяются следующие условные обозначения и сокращения:
СМ
-
система менеджмента Федеральной службы аккредитации
4. Основные положения
4.1. Аккредитация в национальной системе аккредитации выполняется на основе принципа беспристрастности, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона N 412-ФЗ.
4.2. Росаккредитация является государственным органом по аккредитации, координацию и контроль деятельности которого осуществляет Министерство экономического развития Российской Федерации.
Также Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по интеллектуальной собственности и Федеральной службы государственной статистики. Вместе с тем Министерство экономического развития Российской Федерации не имеет подведомственных ему органов по оценке соответствия.
Полномочия Росаккредитации и Министерства экономического развития Российской Федерации разграничены и определены в Постановлении Правительства РФ N 845 и Постановлении Правительства РФ N 437 соответственно.
Независимость Росаккредитации является одним из основных принципов аккредитации в национальной аккредитации, предусмотренным пунктом 3 части 2 статьи 5 Федерального закона N 412-ФЗ. Росаккредитация имеет собственное руководство, осуществляет деятельность по аккредитации самостоятельно и несет полную ответственность за беспристрастность своей деятельности по аккредитации.
Все решения по аккредитации основаны на объективных свидетельствах соответствия (или несоответствия) и принимаются компетентными лицами Росаккредитации, не участвующими в экспертной оценке компетентности органов по оценке соответствия. Росаккредитация несет полную ответственность за принятие решений по аккредитации и не перепоручает ее третьей стороне, т.е. не отдает на внешнее обеспечение принятие решений об аккредитации, прекращении действия аккредитации, приостановлении, возобновлении действия аккредитации, сокращении и расширении области аккредитации, и подтверждении компетентности аккредитованных лиц.
Росаккредитация предоставляет услуги по аккредитации на некоммерческой основе и не допускает любое коммерческое, финансовое или иное давление, которое могло бы поставить под угрозу беспристрастность.
4.3. Беспристрастность при проведении деятельности по аккредитации, управление конфликтом интересов и обеспечение объективности деятельности по аккредитации способствуют поддержанию инфраструктуры доверия между бизнесом, государством и обществом, целью которой является повышение качества жизни.
4.4. Руководитель Росаккредитации, заместители руководителя, начальники управлений, руководители территориальных управлений, начальники отделов, специалисты Росаккредитации, члены комиссий Росаккредитации, эксперты по аккредитации и технические эксперты, которые влияют на процесс аккредитации, принимают обязательства по беспристрастности, действуют объективно и являются свободными от любого коммерческого, финансового или иного давления, которое могло бы поставить под угрозу беспристрастность, в том числе:
- действия, связанные с личными (в том числе финансовыми) интересами;
- привлечение к оценке и/или принятию решения в отношении аккредитуемых органов специалистов, занимающихся консалтингом/консультированием в области аккредитации;
- дружественные отношения и чрезмерное доверие к органам по оценке соответствия;
- устрашение.
И при этом, в случае нарушения беспристрастности, возникновения предпосылок или свидетельств конфликта интересов, должны его раскрывать.
4.5. Способы обеспечения результативного участия заинтересованных сторон в обеспечении беспристрастности предусмотрены в разделе 5 настоящей политики.
4.6. Порядок идентификации, анализа, оценки, обработки, мониторинга и документирования на постоянной основе рисков беспристрастности, возникающих в деятельности Росаккредитации, предусмотрен в разделе 6 настоящей политики.
4.7. Требования национальной системы аккредитации, в том числе нормативных документов СМ, носят недискриминационный характер и применяются таким образом, чтобы исключить дискриминацию. Право доступа к услугам Росаккредитации не зависит от размера органа по оценке соответствия, его членства в какой-либо ассоциации или группе, а также от количества органов по оценке соответствия, которые уже аккредитованы в заявляемой сфере деятельности.
4.8. Росаккредитация не предлагает и не предоставляет какие-либо услуги, которые могут поставить под сомнение беспристрастность деятельности по аккредитации:
- не консультирует по вопросам аккредитации или подготовки к аккредитации органов по оценке соответствия;
- не советует заявителям методы преодоления препятствий на пути к аккредитации;
- не осуществляет деятельность по оценке соответствия;
- не заявляет и не подразумевает, что аккредитация пройдет проще, легче, быстрее или дешевле при обращении к какому-либо определенному специалисту или в какую-либо указанную консультационную организацию;
- не предоставляет какого-либо персонального обучения для какого-либо конкретного органа по оценке соответствия.
5. Участие заинтересованных сторон в обеспечении беспристрастности
5.1. Для обеспечения результативного участия заинтересованных сторон в обеспечении беспристрастности и общественного контроля за деятельностью Росаккредитации, включая рассмотрение проектов разрабатываемых общественно значимых нормативных правовых актов, участие в мониторинге деятельности Росаккредитации, хода проведения антикоррупционной и кадровой работы, рассмотрение ежегодных планов деятельности Росаккредитации и отчета об их исполнении, а также иных вопросов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, учрежден Общественный совет (приказ Росаккредитации N 9).
5.2. Состав Общественного совета утверждается приказом Росаккредитации и формируется с учетом сбалансированного представительства общественных объединений, профессиональных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере полномочий Росаккредитации.
5.3. Для решения поставленных перед Общественным советом задач, в целях обсуждения наиболее важных вопросов, защиты интересов определенной категории участников единой национальной системы аккредитации при Общественном совете сформированы постоянные комитеты и рабочие группы. Информация о результатах деятельности рабочих групп Общественного совета представлена на официальном сайте Росаккредитации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": fsa.gov.ru. Юридические или физические лица могут направлять свои предложения и вопросы в конкретных областях аккредитации или оценке соответствия в адрес комитетов и рабочих групп, контактные данные которых указаны также на официальном сайте Службы.
Общественный совет наделен полномочиями направлять запросы и обращения в Росаккредитацию и другие федеральные органы исполнительной власти, а также информировать органы государственной власти и широкую общественность о выявленных в ходе контроля деятельности Росаккредитации нарушениях.
5.4. Заявители и аккредитованные лица, а также любые другие юридические и физические лица могут направить свои обращения в адрес Росаккредитации посредством почты, электронной приемной, электронной почты, а также записавшись на личный прием к руководителю Росаккредитации, заместителю руководителя, начальникам управлений. Порядок рассмотрения обращений предусмотрен Федеральным законом N 59-ФЗ.
5.5. Заинтересованные стороны имеют возможность участвовать в предварительном обсуждении проектов нормативно-правовых актов в сфере аккредитации, порядок проведения которого предусмотрен постановлением Правительства РФ N 1009 и постановлением Правительства РФ N 851. С проектами нормативных правовых актов заинтересованные стороны могут ознакомиться на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://regulation.gov.ru/.
5.6. Контроль за деятельностью Росаккредитации, в том числе на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, связанным с принципами беспристрастности, осуществляют:
- Министерство экономического развития Российской Федерации;
- Министерство юстиции Российской Федерации;
- Министерство труда Российской Федерации;
- Прокуратура Российской Федерации;
- Счетная палата;
- и другие умолномоченные органы власти.
5.7. В рамках процесса аккредитации заявитель в порядке, установленном частью 12 статьи 17 Федерального закона N 412-ФЗ, вправе представить в Росаккредитацию документы, подтверждающие несоответствие эксперта по аккредитации или технического эксперта требованиям, установленным частями 6 - 8 статьи 11 Федерального закона N 412-ФЗ. Порядок установления факта несоответствия эксперта по аккредитации или технического эксперта требованиям к эксперту по аккредитации или требованиям к техническому эксперту по результатам оценки представленных заявителем, аккредитованным лицом документов утвержден приказом Минэкономразвития России N 292.
5.8. Решения Росакредитации и ее должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в досудебном порядке в соответствии с Федеральным законом N 412-ФЗ.
Заявитель, аккредитованное лицо могут подать апелляцию в Комиссию по апелляциям, к полномочиям которой относится рассмотрение апелляций на решения, действия (бездействие) Росаккредитации и ее должностных лиц в связи с отказом в аккредитации (в том числе с отказом в части заявленной области аккредитации, в расширении области аккредитации), приостановлением или прекращением действия аккредитации, сокращением области аккредитации. Подробная информация о порядке рассмотрения апелляции размещены в соответствующем разделе на официальном сайте Росаккредитации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": https://fsa.gov.ru/about/deyatelnost/dosudebnyy-vnesudebnyy-i-sudebnyy-poryadok-obzhalovaniya-resheniy-i-deystviy-bezdeystviya-dolzhnostn/.
5.9. Заявитель, аккредитованное лицо в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 840 могут подать жалобу в федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации на действия (бездействие) Росаккредитации и ее должностных лиц в письменном, в том числе при личном приеме заявителя, или электронном виде.
При удовлетворении жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги.
6. Управление рисками беспристрастности
6.1. Руководитель Росаккредитации предпринимает все необходимые меры по обеспечению беспристрастности национальной системы аккредитации и управлению рисками беспристрастности и любым конфликтом интересов, в том числе потенциальным, на постоянной основе в целях обеспечения объективности и беспристрастности предоставляемых услуг по аккредитации.
Руководитель Росаккредитации утверждает реестр рисков беспристрастности, в том числе предусматривающий способы:
- идентификации фактов наступления рисков;
- анализа и оценки рисков;
- мониторинга рисков;
- документирования рисков;
- определения заинтересованных сторон и консультации с ними;
- определения приемлемости риска;
- устранения и минимизации рисков;
- документирования остаточных рисков.
6.2. Когда идентифицирован неприемлемый для беспристрастности риск, который не может быть уменьшен до приемлемого уровня, аккредитация не предоставляется.
6.3. Мероприятия по снижению уровня риска выполняются пропорционально его возможному влиянию на беспристрастность. Любой остаточный риск после выполнения мероприятий анализируется для того, чтобы определить, находится ли он на приемлемом уровне. Все результаты управления идентифицированными рисками беспристрастности документируются в соответствии с требованиями СМ, в том числе требованиями законодательства Российской Федерации.
6.4. Ответственным за подготовку реестра рисков беспристрастности является представитель Росаккредитации по вопросам системы менеджмента, который, в том числе привлекает заместителей руководителя Росаккредитации и представителей структурных подразделений Росаккредитации в части формирования сведений о рисках по направлениям деятельности для заполнения реестра.
6.5. Пересмотр реестра рисков беспристрастности производится на ежегодной основе в рамках процедуры анализа со стороны руководства. В случае возникновения рисков беспристрастности, непредусмотренных утвержденным реестром, должностное лицо, идентифицировавшее соответствующий риск, должно незамедлительно проинформировать своего непосредственного руководителя, который при подтверждении информации уведомляет представителя Росаккредитации по вопросам системы менеджмента для организации необходимых мероприятий по анализу и включению нового риска в реестр.
6.6. Руководитель Росаккредитации, представитель Росаккредитации по вопросам системы менеджмента, заместители руководителя, начальники управлений, руководители территориальных управлений, начальники отделов, специалисты Росаккредитации несут ответственность за управление рисками беспристрастности. Кроме того, для управления рисками беспристрастности приказом руководителя Росаккредитации могут учреждаться отдельные рабочие органы (комиссии/группы).
7. Противодействие коррупции
Федеральная служба по аккредитации осуществляет последовательную, системную антикоррупционную работу. Для Росаккредитации борьба с коррупцией является одним из приоритетов. В ведомстве принят и внедрен план противодействия коррупции, осуществляется контроль соответствия заявленных расходов доходам государственных служащих, регулярно проводятся заседания комиссии по конфликту интересов.
Подробная информация об антикоррупционной деятельности Росаккредитации размещена в соответствующем разделе на официальном сайте Росаккредитации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": https://fsa.gov.ru/about/deyatelnost/protivodeystvie-korruptsii/.
В случае выявления коррупционных проявлений в действиях федеральных государственных гражданских служащих Росаккредитации, конфликта интересов в действиях федеральных государственных гражданских служащих Росаккредитации, несоблюдения федеральными государственными гражданскими служащими Росаккредитации, ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации необходимо незамедлительно обратиться по телефону доверия Росаккредитации +7 (495) 539-26-78 (работает круглосуточно).