"План мероприятий на 2024 - 2030 годы по реализации Концепции развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года"
Утверждаю
Министр просвещения
Российской Федерации
С.С.КРАВЦОВ
18 июня 2024 г. N СК-13/07вн
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ НА 2024 - 2030 ГОДЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
N п/п
Наименование мероприятия
Срок реализации
Ответственные исполнители и соисполнители
Ожидаемый результат
I. Совершенствование управления деятельностью по организации психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп
1
Обеспечение деятельности Координационного совета Министерства просвещения Российской Федерации по развитию психологической службы в системе образования
2024 г., далее - ежегодно
Минпросвещения России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
научные организации
Обеспечено функционирование Координационного совета Министерства просвещения Российской Федерации по развитию психологической службы в системе образования
2
Реализация деятельности Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации
(с 2025 года - Федеральный координационный центр по обеспечению развития психолого-педагогической помощи в системе образования Российской Федерации)
2024 г., далее - ежегодно
Минпросвещения России
Обеспечена реализация деятельности Федерального координационного центра по развитию психологических служб в системе образования (Федерального координационного центра по обеспечению развития психолого-педагогической помощи: в системе образования Российской Федерации)
3
Реализация деятельности Научно-методического совета по вопросам развития психологической службы
2024 г. далее - ежегодно
ФГБУ "Российская академия образования",
Минобрнауки России,
Минпросвещения России,
Минздрав России,
научные организации
Обеспечена реализация деятельности Научно-методического совета по вопросам развития психологической службы на базе ФГБУ "Российская академия образования", размещенный в сети Интернет
4
Актуализация в субъектах Российской Федерации региональных планов (комплексов мер) по развитию психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования
I квартал 2025 г.
Исполнительные органы субъектов Российской Федерации
Актуализированы региональные планы (комплексы мер) по развитию психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования
5
Проведение Всероссийского конкурса региональных моделей психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования
IV квартал 2026 г., далее - 1 раз в три года
Минпросвещения России,
исполнительные органы субъектов Российской Федерации
Организовано проведение один раз в три года Всероссийского конкурса региональных моделей психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования. Обеспечено повышение уровня информированности педагогических работников и представителей общественности в части современного состояния и тенденций развития психологической службы в системе образования. Обеспечено повышение престижа профессии "педагог-психолог" ("психолог в сфере образования")
6
Проведение Всероссийского съезда психологических служб в системе образования Российской Федерации
IV квартал 2025 г., далее - 1 раз в два года
Минпросвещения России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
исполнительные органы субъектов Российской Федерации
Организовано проведение один раз в два года Всероссийского съезда психологических службы в системе образования Российской Федерации. Обеспечено повышение уровня информированности педагогических работников и представителей общественности, в части современного состояния и тенденций развития психологической службы в системе образования. Обеспечено повышение престижа профессии "педагог-психолог" ("психолог в сфере образования")
7
Организация деятельности по оказанию ранней коррекционной помощи детям с нарушениями развития, риском возникновения нарушений развития и их семьям на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
IV квартал 2025 г. далее - ежегодно
Исполнительные органы субъектов Российской Федерации
Организована деятельность по оказанию ранней коррекционной помощи детям с особенностями в развитии и их семьям на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в каждом субъекте Российской Федерации
8
Развитие сети центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в том числе в сфере оказания экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений, в субъектах Российской Федерации
I квартал 2025 г., далее - ежегодно
Исполнительные органы субъектов Российской Федерации
Увеличено количество центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи с учетом численности обучающихся, не менее чем в 5 субъектах Российской Федерации
9
Реализация региональных комплексов мероприятий, направленных на формирование благоприятного социально-психологического климата в учебных коллективах, профилактику травли и иных видов социально опасного поведения среди участников образовательных отношений, а также программ оказание психолого-педагогической помощи жертвам травли из числа участников образовательных отношений
IV квартал 2024 г., далее - ежегодно
Исполнительные органы субъектов Российской Федерации
Реализованы в каждом субъекте Российской Федерации мероприятия, направленные на формирование благоприятного социально-психологического климата в учебных коллективах, профилактику травли и иных видов социально опасного поведения среди участников образовательных отношений, а также программ оказания психолого-педагогической помощи жертвам травли из числа участников образовательных отношений
II. Совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности по организаций психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений
10
Актуализация профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"
IV квартал 2024 г.
Минобрнауки России,
Минпросвещения России,
Минтруд России,
исполнительные органы субъектов Российской Федерации,
заинтересованные организации
Направлены в Совет по профессиональным квалификациям в сфере образования предложения по актуализации профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"
11
Разработка нормативного правового акта, регламентирующего порядок оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в том числе порядок деятельности центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
IV квартал 2025 г.
Минпросвещения России,
исполнительные органы субъектов Российской Федерации
Принятый нормативный правовой акт, регламентирующий порядок оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в том числе порядок деятельности центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
12
Подготовка предложений по совершенствованию системы оплаты труда педагогов-психологов (психологов в сфере образования) образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы в сфере общего образования и: среднего профессионального образования, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
II квартал 2025 г.
Минпросвещения России,
исполнительные органы субъектов Российской Федерации,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
Предложения на основании анализа правоприменительной практики по совершенствованию системы оплаты труда педагогов-психологов (психологов в сфере образования) образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы в сфере общего образования и среднего профессионального образования, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, направленные в Правительство Российской Федерации
13
Внесение предложений в Порядок осуществления мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся, по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 августа 2023 г. N 650) по вопросам реализации мероприятий педагогами-психологами (психологами в сфере образования) по психологическому консультированию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью в целях определения их дальнейшего профессионального выбора
II квартал 2025 г.
Минпросвещения России
Внесены изменения в Порядок осуществления мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в части реализации мероприятий педагогами-психологами (психологами в сфере образования) по психологическому консультированию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью в целях определения их дальнейшего профессионального выбора
III. Кадровое обеспечение деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп
14
Разработка методических материалов об организации деятельности в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в субъектах Российской Федерации в целях увеличения штатной численности педагогов-психологов (психологов в сфере образования)
II квартал 2025 г.
Минпросвещения России,
исполнительные органы субъектов Российской Федерации
Разработаны и направлены в субъекты Российской Федерации методические материалы об организации деятельности в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в субъектах Российской Федерации в целях увеличения штатной численности педагогов-психологов (психологов в сфере образования)
15
Проведение мероприятий по увеличению штатной численности педагогов-психологов (психологов в сфере образования) в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, в особенности реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, с целью оказания адресной психологической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью
I квартал 2026 г.
Исполнительные органы субъектов Российской Федерации
Увеличена штатная численность педагогов-психологов (психологов в сфере образования) в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, прежде всего реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, не менее чем в 75 субъектах Российской Федерации
16
Формирование и актуализация Федерального реестра дополнительных профессиональных образовательных программ для педагогов-психологов (психологов в сфере образования)
IV квартал 2024 г., далее - ежегодно
Минпросвещения России,
Минобрнауки России
Сформирован и актуализирован Федеральный реестр дополнительных профессиональных образовательных программ для педагогов-психологов (психологов в сфере образования), размещенный в сети Интернет
17
Актуализация образовательной программы "Специальная психология" в рамках подготовки (профессиональной переподготовки) педагогов-психологов (психологов в сфере образования)
IV квартал 2024 u/
Минпросвещения России,
Минобрнауки России
Актуализированы образовательные программы "Специальная психология" для подготовки (профессиональной переподготовки) педагогов-психологов (психологов в сфере образования):
1) образовательные программы высшего образования,
2) дополнительные профессиональные программы
18
Организация обучения по образовательной программе "Специальная психология" в рамках подготовки (профессиональной переподготовки) педагогов-психологов (психологов в сфере образования)
III квартал 2025 г., далее - ежегодно
Исполнительные органы субъектов Российской Федерации
Организовано и проведено обучение штатных педагогов-психологов (психологов в сфере образования) образовательных организаций не менее чем из 45 субъектов Российской Федерации по образовательной программе "Специальная психология" в рамках подготовки (профессиональной переподготовки) педагогов-психологов (психологов в сфере образования)
19
Разработка предложений в части организации обучения по программам дополнительного профессионального образования педагогических работников, педагогов-психологов (психологов в сфере образования) по вопросам профилактики в образовательной среде травли, оказания психолого-педагогической помощи жертвам травли из числа участников: образовательных отношений
IV квартал 2024 г.
Минпросвещения России,
Минобрнауки России,
Минздрав России,
исполнительные органы субъектов Российской Федерации
Разработаны; и направлены в Совет при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере предложения в части организации обучения по программам дополнительного профессионального образования педагогических работников, педагогов-психологов (психологов в сфере образования) по вопросам профилактики в образовательной среде травли, оказания психолого-педагогической помощи жертвам травли из числа участников образовательных отношений
20
Организация: обучения по программам дополнительного профессионального образования педагогических работников, педагогов-психологов (психологов в сфере образования) по вопросам профилактики в образовательной среде травли, оказания психолого-педагогической помощи жертвам травли из числа участников образовательных отношений
III квартал 2025 г., далее - ежегодно
Исполнительные органы субъектов Российской Федерации
Организовано и проведено обучение по программам дополнительного профессионального образования педагогических работников, педагогов-психологов (психологов в сфере образования) по вопросам профилактики в образовательной среде травли, оказания психолого-педагогической помощи жертвам травли из числа участников образовательных отношений
21
Организация и проведение обучающих мероприятий (вебинаров, семинаров, круглых столов) для педагогов-психологов (психологов в сфере образования) по вопросам оказания психолого-педагогической помощи обучающимся, с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью (различных нозологий), их родителям (законным представителям)
IV квартал 2024 г., далее - ежегодно
Минпросвещения России,
Общероссийская общественная организация "Федерация психологов образования России"
Организованы и проведены мероприятия (вебинары, семинары, круглые столы) для педагогов-психологов по вопросам оказания психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью (различных нозологий), их родителям (законным представителям), размещенные в сети Интернет
22
Разработка методических рекомендаций по вопросам оказания допсихологической помощи участникам образовательных отношений
IV квартал 2024 г.
Минпросвещения России
Разработаны и направлены в субъекты Российской Федерации методические рекомендации по вопросам оказания допсихологической помощи участникам образовательных отношений
23
Организация и проведение обучающих мероприятий для педагогических работников по формированию навыков оказания допсихологической помощи участникам образовательных отношений
IV квартал 2024 г., далее - ежегодно
Исполнительные органы субъектов Российской Федерации
Организованы и проведены обучающие мероприятия для педагогических работников по формированию навыков оказания допсихологической помощи участникам образовательных отношений
24
Разработка и внедрение целевой модели наставничества молодых специалистов - педагогов-психологов (психологов в сфере образования) для создания условий формирования эффективной системы их поддержки в период адаптации и профессионального становления
IV квартал 2026 г.
Минпросвещения России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации
Разработана и внедрена в субъектах Российской Федерации целевая модель наставничества молодых специалистов - педагогов-психологов (психологов в сфере образования) для создания условий формирования эффективной системы их поддержки в период адаптации и профессионального становления
25
Разработка и реализация системы мероприятий по профилактике и преодолению эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций и психологической поддержке педагогических работников, в том числе педагогов-психологов (психологов в сфере образования)
IV квартал 2025 г., далее - ежегодно
Исполнительные органы субъектов Российской Федерации
Разработана и реализована во всех субъектах Российской Федерации система мероприятий по профилактике и преодолению эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций и психологической поддержке педагогических работников, в том числе педагогов-психологов (психологов в сфере образования)
26
Проведение Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Педагог-психолог России"
IV квартал 2024 г., далее - ежегодно
Минпросвещения России,
Общероссийская общественная организация "Федерация психологов образования России",
исполнительные органы субъектов Российской Федерации
Организован и проведен ежегодно Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-психолог России", Обеспечено повышение престижа профессии педагог-психолог (психолог в сфере образования)
27
Проведение Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде
IV квартал 2024 г., далее - ежегодно
Минпросвещения России,
Общероссийская общественная Организация "Федерация психологов образования России",
исполнительные органы субъектов Российской Федерации
Проведен ежегодно Всероссийский конкурс лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде. Обеспечено тиражирование апробированных психолого-педагогических программ и технологий с научно-обоснованной, эмпирически подтвержденной эффективностью и доказательной базой, соответствующие требованиям современной образовательной практики. Обеспечено повышение престижа профессии педагог-психолог (психолог в сфере образования)
IV. Методическое обеспечение деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп
28
Проведение совещаний, конференций, семинаров, иных мероприятий по актуальным вопросам оказания психолого-педагогической помощи в системе общего образования и среднего профессионального образования
II квартал 2024 г., далее - ежегодно
Минпросвещения России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
исполнительные органы субъектов Российской Федерации, организации
Организованы и проведены во всех субъектах Российской Федерации совещания, конференции, семинары, иные мероприятия по актуальным вопросам оказания психолого-педагогической помощи в системе общего образования и среднего профессионального образования
29
Разработка методических рекомендаций по взаимодействию центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций в части организации адресной психологической поддержки детей, нуждающихся в особом психолого-педагогическом сопровождении, в том числе, детей-свидетелей военных действий, детей участников (ветеранов) специальной военной операции
IV квартал 2024 г.
Минпросвещения России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, организации
Разработаны и направлены в субъекты Российской Федерации методические рекомендации по взаимодействию центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций в части организации психологической поддержки детей, нуждающихся в особом психолого-педагогическом сопровождении, в том числе, детей-свидетелей военных действий, детей ветеранов специальной военной операции
30
Разработка методических рекомендаций по оказанию психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью (различных нозологий) в системе общего образования и среднего профессионального образования
IV квартал 2025 г.
Минпросвещения России,
Минобрнауки России
Разработаны и направлены в субъекты Российской Федерации методические рекомендации для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам
31
Методическое обеспечение организации психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, находящимся на домашнем обучении
II квартал 2026 г.
Минпросвещения России,
исполнительные органы субъектов Российской Федерации
Разработаны и направлены в субъекты Российской Федерации методические материалы по вопросам организации психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, находящимся на домашнем обучении
32
Разработка и внедрение технологий организации перевода обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, находящихся на домашнем обучении, в инклюзивную образовательную среду общеобразовательных организаций
IV квартал 2030 г.
Минпросвещения России,
исполнительные органы субъектов Российской Федерации
Разработаны и внедрены не менее чем в 90% общеобразовательных организаций технологии организации перевода обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, находящихся на домашнем обучении, в инклюзивную образовательную среду
33
Организация проведения "Недели психологии" в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях
2024 г., далее - ежегодно, не реже двух раз в год
Исполнительные органы субъектов Российской Федерации
Организовано проведение ежегодно не реже двух раз в год "Неделя психологии" в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях
34
Разработка типовой модели деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, предусматривающей создание новых алгоритмов оказания психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью
IV квартал 2025 г.
Минпросвещения России,
Минобрнауки России,
Минтруд России,
Минздрав России.
исполнительные органы субъектов Российской Федерации
Разработана и внедрена в субъектах Российской Федерации типовая модель деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, включающая новые алгоритмы оказания психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью
35
Разработка методических рекомендаций по профилактике и предотвращению травли среди обучающихся, в том числе обучающихся с инвалидностью (различных нозологий) в системе общего образования и среднего профессионального образования
IV квартал 2024 г.
Минпросвещения России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
исполнительные органы субъектов Российской Федерации, организации
Разработаны и направлены в субъекты Российской Федерации методические рекомендации по профилактике и предотвращению травли среди обучающихся с инвалидностью (различных нозологий) в системе общего образования и среднего профессионального образования
36
Разработка методических рекомендаций по функционированию системы психолого-педагогической помощи целевым группам обучающихся, в особенности с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, с учетом обеспечения преемственности между всеми уровнями образования (актуализация методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях, утвержденных распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. N Р-193)
IV квартал 2027 г.
Минпросвещения России
Минобрнауки России,
исполнительные органы субъектов Российской Федерации
Разработаны и направлены в субъекты Российской Федерации методические рекомендации по функционированию системы психолого-педагогической помощи целевым группам обучающихся, с учетом обеспечения преемственности между всеми уровнями образования
37
Разработка модели организации и предоставления психолого-педагогической помощи на разных уровнях образования, при различных формах получения образования и формах обучения, обеспечивающих преемственность психолого-педагогической помощи обучающимся при переходе на следующий уровень образования
IV квартал 2025 г.
Минпросвещения России
Минобрнауки России,
исполнительные органы субъектов Российской Федерации
Разработана и внедрена в субъектах Российской Федерации модель организации и предоставления психолого-педагогической помощи на разных уровнях образования, при различных формах получения образования и формах обучения, обеспечивающих преемственность психолого-педагогической помощи обучающимся при переходе на следующий уровень образования
38
Актуализация методических рекомендаций, содержащих протоколы организации деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования) в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы и образовательные программы среднего профессионального образования, и центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, включая протоколы межведомственного взаимодействия
II квартал 2026 г.
Минпросвещения России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
исполнительные органы субъектов Российской Федерации
Актуализированы и направлены в субъекты Российской Федерации методические рекомендации, содержащие протоколы организаций деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования) в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы и образовательные программы среднего профессионального образования, и центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, включая протоколы межведомственного взаимодействия
39
Разработка, адаптация и стандартизация психодиагностического инструментария, в том числе электронного, на основе доказательного подхода (с учетом психологических особенностей нозологических групп)
IV квартал 2024 г., далее - ежегодно
Минпросвещения России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной: власти и организации
Разработан, апробирован и стандартизирован психодиагностический инструментарий, в том числе электронный, который размещен в сети Интернет для обеспечения деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи (с учетом психологических: особенностей нозологических групп)
40
Разработка и адаптация коррекционно-развивающих, коррекционно-реабилитационных, абилитационных и профилактических программ, на основе доказательного подхода (с учетом психологических особенностей нозологических групп).
IV квартал 2024 г., далее - ежегодно
Минпросвещения России,
Минобрнауки России,
ФГБУ "Российская академия образования"
Разработаны и адаптированы коррекционно-развивающие, коррекционно-реабилитационные, абилитационные и профилактические программы (с учетом психологических особенностей нозологических групп), которые размещены в сети Интернет для обеспечения деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи
41
Формирование реестра лучших практик, направленных на формирование благоприятного социально-психологического климата в учебных коллективах, профилактику травли и иных видов социально опасного поведения среди участников образовательных отношений
I квартал 2025 г., далее - ежегодно
Минпросвещения России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации
Сформирован реестр лучших практик, направленных на формирование благоприятного социально-психологического климата в учебных коллективах, профилактику травли и иных видов социально опасного поведения среди участников образовательных отношений, который размещен в сети Интернет
42
Реализация комплекса дополнительных мероприятий по научно-методическому обеспечению организации психологической помощи членам семей участников (ветеранов) специальной военной операции внедрена целевая модель наставничества молодых специалистов - педагогов-психологов (психологов в сфере образования)
2024 г. - 2027 г.
Минпросвещения России
Реализован комплекс дополнительных мероприятий по научно-методическому обеспечению организации психологической помощи членам семей участников (ветеранов) специальной военной операции внедрена целевая модель наставничества молодых специалистов - педагогов-психологов (психологов в сфере образования)
V. Научное обеспечение системы психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп
43
Организация и проведение регулярных общероссийских популяционных исследований обучающихся в Российской Федерации в целях стандартизации психологических методов изучения индивидуально-психологических и возрастных особенностей обучающихся в разные периоды обучения, в том числе с учетом нозологических групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
I квартал 2025 г., далее - ежегодно
ФГБУ "Российская академия образования",
Минпросвещения России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
исполнительные органы субъектов Российской Федерации
Организовано проведение научных исследований и разработаны ведущими научными и образовательными организациями в целях стандартизации психологические методы изучения индивидуально-психологических и возрастных особенностей обучающихся в разные периоды обучения, в том числе с учетом нозологических групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Научно-исследовательские результаты внедрены в практику профессиональной деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования) на базе пилотных площадок не менее чем в 5 субъектах Российской Федерации
44
Организация и проведение лонгитюдных исследований для оценки влияния образовательных, воспитательных, коррекционно-развивающих и коррекционно-реабилитационных технологий на психическое развитие и здоровье обучающихся
I квартал 2026 г., далее - ежегодно
ФГБУ "Российская академия образования",
Минпросвещения России,
научные организации,
образовательные,
организации высшего образования
Организовано проведение лонгитюдных исследований ведущими научными и образовательными организациями для оценки влияния образовательных, воспитательных, коррекционно-развивающих и коррекционно-реабилитационных технологий на психическое развитие и здоровье обучающихся. Научно-исследовательские результаты внедрены в практику профессиональной деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования) на базе пилотных площадок не менее чем в 5 субъектах Российской Федерации
45
Организация и проведение исследований закономерностей формирования благоприятного социально-психологического климата в учебных коллективах, факторов формирования психологической безопасности образовательной среды, условий возникновения травли и иных видов социально опасного поведения среди участников образовательных отношений
I квартал 2025 г., далее - ежегодно
ФГБУ "Российская академия образования",
Минпросвещения России,
Минтруд России,
научные организации,
образовательные организации высшего образования
Организовано проведение научных исследований ведущими научными и образовательными организациями закономерностей формирования благоприятного социально-психологического климата в учебных коллективах, факторов формирования психологической безопасности образовательной среды, условий возникновения травли и иных видов социально опасного поведения среди участников образовательных отношений Научно-исследовательские результаты внедрены в практику профессиональной деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования) на базе пилотных площадок не менее чем в 5 субъектах Российской Федерации
VI. Информационное обеспечение деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп
46
Проведение мероприятий по информированию участников образовательных отношений о возможностях получения психолого-педагогической помощи в системе общего образования и среднего профессионального образования, в том числе в условиях инклюзивного образования, а также о возможностях получения экстренной и кризисной психологической помощи
IV квартал 2024 г., далее - ежегодно
Минпросвещения России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
исполнительные органы субъектов Российской Федерации
В средствах массовой информации и социальных сетях ежегодно проведены мероприятия, направленные на информирование участников образовательных отношений о возможностях получения психолого-педагогической помощи в системе общего образования и среднего профессионального образования, в том числе в условиях инклюзивного образования, а также о возможностях получения экстренной и кризисной психологической помощи
47
Создание цифровой платформы оказания психологической помощи несовершеннолетним обучающимся, их родителям (законным представителям)
IV квартал 2026 г.
Минпросвещения России,
Минцифры России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
Создана цифровая платформа оказания психологической помощи несовершеннолетним обучающимся, их родителям (законным представителям), апробирована не менее чем в 5 субъектах Российской Федерации
48
Тиражирование положительного опыта по оказанию психолого-педагогической помощи и психологическому просвещению участников образовательных отношений
IV квартал 2024 г., далее - ежегодно
Исполнительные: органы субъектов Российской Федерации
Обеспечено повышение информированности педагогических работников и представителей общественности в части оказания психолого-педагогической помощи и психологического просвещения.
Обеспечено повышение престижа профессии педагог-психолог (психолог в сфере образования)
VII. Материально-техническое обеспечение деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений на всей территории Российской Федерации
49
Разработка примерного проекта рекомендуемого материально-технического оснащения деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования), обеспечивающего оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и среднего профессионального образования, в том числе разработка дизайна типовых макетов зоны психологической разгрузки и инклюзивной образовательной среды с учетом особенностей целевых групп обучающихся
IV квартал 2026 г.
Минпросвещения России,
ФГБУ "Российская академия образования",
заинтересованные федеральные органы власти, организации, исполнительные органы субъектов Российской Федерации
Разработан и направлен в субъекты Российской Федерации примерный проект рекомендуемого материально-технического оснащения деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования), обеспечивающий оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и среднего профессионального образования, в том числе разработан дизайна типовых макетов зоны психологической разгрузки и инклюзивной образовательной среды с учетом особенностей целевых групп обучающихся
50
Комплексное оснащение кабинетов педагогов-психологов (психологов в сфере образования) образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы в сфере общего образования и среднего профессионального образования
III квартал 2028 г.
Исполнительные органы субъектов Российской Федерации
Оснащены кабинеты педагогов-психологов (психологов в сфере образования) не менее чем 30% образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы в сфере общего образования и среднего профессионального образования
51
Обеспечение реализации и доступности на базе образовательных организаций, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, различных форм коррекционно-развивающих занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, поддержки и психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, е инвалидностью, включая возможности дистанционного пролонгированного консультирования для семей, проживающих на всей территории Российской Федерации
II квартал 2030 г.
Исполнительные органы субъектов Российской Федерации, Минпросвещения России
В каждом субъекте Российской Федерации осуществлена реализация на базе не менее 90% образовательных организаций, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, различных форм коррекционно-развивающих занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, поддержки и психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, включая возможности дистанционного пролонгированного консультирования для семей, проживающих на всей территории Российской Федерации
VIII. Мониторинг и контроль исполнения плана мероприятий
52
Проведение мониторинга реализации в субъектах Российской Федерации региональных планов (комплексов мер) по развитию системы психолого-педагогической помощи в системе общего образования и среднего профессионального образования
II квартал 2026 г.
Минпросвещения России,
исполнительные органы субъектов Российской Федерации
Проведен мониторинг реализации в субъектах Российской Федерации региональных планов (комплексов мер) по развитию системы психолого-педагогической помощи системы общего образования и среднего профессионального образования, подготовлена аналитическая справка
53
Проведение анализа региональных комплексов мероприятий, реализуемых в субъектах Российской Федерации, направленных на формирование благоприятного социально-психологического климата в учебных коллективах, профилактику травли и иных видов социально опасного поведения среди участников образовательных отношений, а также программ оказания психолого-педагогической помощи жертвам травли из числа участников образовательных отношений
II квартал 2025 г.
Минпросвещения России,
исполнительные органы субъектов Российской Федерации
Проведен анализ мероприятий, реализуемых в субъектах Российской Федерации, направленных на формирование благоприятного социально-психологического климата в учебных коллективах, профилактику травли и иных видов социально опасного поведения среди участников образовательных отношений, а также программ оказания психолого-педагогическую помощь жертвам травли из числа участников образовательных отношений
54
Разработка и апробация критериев оценки эффективности оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений
IV квартал 2024 г.
Минпросвещения России,
ФГБУ "Российская академия образования"
Разработаны и апробированы не менее чем в 8 субъектах Российской Федерации критерии оценки эффективности оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений
55
Проведение мониторинга эффективности оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации
IV квартал 2025 г., далее - ежегодно
Минпросвещения России,
исполнительные органы субъектов Российской Федерации
Проведен мониторинг эффективности оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации, подготовлена аналитическая справка
56
Проведение мониторинга реализации в субъектах Российской Федерации мероприятий, направленных на развитие кадрового потенциала педагогов-психологов (психологов в сфере образования), в том числе, внедрения целевой модели наставничества
IV квартал 2027 г. далее - ежегодно
Минпросвещения России,
исполнительные органы субъектов Российской Федерации
Проведен мониторинг реализации в субъектах Российской Федерации мероприятий, направленных на развитие кадрового потенциала педагогов-психологов (психологов в сфере образования), в том числе, внедрения целевой модели наставничества, подготовлена аналитическая справка
57
Подготовка сводного доклада об исполнении плана мероприятий по реализации Концепции развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации
I квартал 2025 г., далее - ежегодно
Минпросвещения России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации,
научные организации
Подготовлен сводный доклад об исполнении плана мероприятий по реализации Концепции развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации и представлен на Координационном Совете Министерства просвещения Российской Федерации по развитию психологической службы в системе образования