<Письмо> Верховного Суда РФ от 01.06.2001 N 615-5/общ
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 июня 2001 г. N 615-5/общ
4 августа 2000 г. направлялось письмо N 1169-5/общ о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции дел о нарушении таможенных правил, по которым в качестве взыскания предусмотрена конфискация товара и транспортных средств, являющихся непосредственно объектами правонарушения.
При рассмотрении судами дел указанной категории возникли также следующие вопросы.
1. Должны ли таможенные органы при передаче в суд дела о нарушении таможенных правил, по которому в качестве дополнительного взыскания предусмотрена конфискация товара и транспортных средств, являющихся непосредственно объектами правонарушения, оформлять исковое заявление?
Конфискация как мера административного взыскания, предусмотренная законом, состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства имущества, явившегося орудием или средством совершения административного правонарушения или непосредственным объектом такого нарушения.
Применение конфискации имущества в качестве меры административного взыскания должно производиться судом применительно к порядку, установленному Кодексом об административных правонарушениях РСФСР, а также Таможенным кодексом РФ.
Таким образом, при передаче таможенными органами в суд дела о нарушении таможенных правил, по которому в качестве дополнительного взыскания предусмотрена конфискация товара и транспортных средств, являющихся непосредственно объектами правонарушения, оформления искового заявления не требуется.
2. Вправе ли суд требовать от таможенного органа по делу о нарушении таможенных правил, по которому в качестве дополнительного взыскания предусмотрена конфискация товара и транспортных средств, являющихся непосредственно объектами правонарушения, рассмотрения этого дела и вынесения по нему постановления о применении основного взыскания в виде штрафа?
Рассмотрение в первой инстанции дела об одном и том же правонарушении, за которое могут быть назначены два наказания (основное и дополнительное), несколькими органами (в частности, таможенным органом и судом) недопустимо. Применение конфискации имущества относится к исключительной компетенции суда.
Следовательно, дело о нарушении таможенных правил, по которому может быть назначена конфискация товара в качестве дополнительного наказания, суд должен рассмотреть в полном объеме и при установлении состава правонарушения решить вопросы о применении как основного, так и дополнительного наказаний.
3. Допустимо ли применение конфискации по делу о нарушении таможенных правил по истечении срока для наложения основного взыскания в виде штрафа?
Частью второй статьи 247 Таможенного кодекса РФ установлено, что взыскания, предусмотренные пунктом 4 - 6 статьи 242 настоящего Кодекса, налагаются независимо от времени совершения или обнаружения нарушения таможенных правил и независимо от того, являются они основными или дополнительными взысканиями.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности ряда положений Таможенного кодекса РФ от 27 апреля 2001 г. N 7-П часть вторая ст. 247 Таможенного кодекса Российской Федерации, как позволяющая налагать взыскание в виде конфискации (взыскания стоимости) товаров и транспортных средств независимо от времени совершения или обнаружения нарушения таможенных правил, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации.
Как указано в этом Постановлении, до принятия федерального закона, устанавливающего соответствующие сроки, такие взыскания не могут налагаться позднее трех лет с момента нарушения таможенных правил, а для длящегося правонарушения - с момента его обнаружения.
4. Вправе ли таможенные органы исполнять постановления судов о наложении взыскания в виде конфискации на лиц за совершение нарушений таможенных правил в тех случаях, когда товар (транспортное средство) находится в распоряжении таможенного органа?
Возможность исполнения судебных актов другими органами, помимо органов принудительного исполнения (служб судебных приставов), предусмотрена п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21 июля 1997 г. "Об исполнительном производстве". В свою очередь, статья 380 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает исполнение постановления о конфискации таможенным органом, за исключением случаев принудительного исполнения.
Исходя из приведенных положений законов, при отсутствии необходимости принудительного исполнения решения суда о конфискации товаров и транспортных средств (если имущество, подлежащее конфискации, находится в распоряжении таможенного органа) осуществление его исполнения таможенным органом является правомерным.
Прошу об изложенном проинформировать судей.
В.М.ЖУЙКОВ