Письмо ВАС РФ от 19.02.1996 N С5-7/ОЗ-92
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 февраля 1996 г. N С5-7/ОЗ-92
О НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ"
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в порядке информации сообщает, что 8 декабря 1995 года Государственной Думой принят Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон), который подписан Президентом Российской Федерации 12 января 1996 г. (N 7-ФЗ) и опубликован в "Российской газете" от 24 января 1996 г., N 14 (1374).
1. В "Общих положениях" (глава 1 Федерального закона) содержатся нормы, касающиеся предмета регулирования Федерального закона (п. 1 ст. 1), сферы его применения (п. п. 2, 3 ст. 1), целей создания некоммерческих организаций (п. 2 ст. 2), форм, в которых могут создаваться некоммерческие организации (п. 3 ст. 2), и др.
Установлено, в частности, что Федеральный закон не распространяется на потребительские кооперативы, деятельность которых регулируется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, законами о потребительских кооперативах, иными законами и правовыми актами (п. 3 ст. 1).
2. Правовому положению некоммерческой организации посвящена статья 3 Федерального закона. Вместе с тем регулирование правового положения некоммерческой организации не ограничено названной статьей.
Так, в главе II Федерального закона изложены вопросы правового положения конкретных форм некоммерческих организаций: общественных и религиозных организаций (объединений), фондов, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов).
Кроме того, в главе IV Федерального закона ("Деятельность некоммерческих организаций") предусмотрены вопросы правоспособности некоммерческих организаций. Установлено, что некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами (п. 1 ст. 24).
3. Механизмы создания, реорганизации и ликвидации некоммерческой организации предусматриваются в главе III Федерального закона. При этом определены не только момент, с которого ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование, но и условия, при наличии которых органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, вносят в единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности некоммерческой организации (ст. 22).
4. Регулируя вопросы, касающиеся учредительных документов (ст. 14), Федеральный закон устанавливает, в частности, общий порядок внесения изменений в устав некоммерческой организации, в соответствии с которым изменения вносятся по решению ее высшего органа управления. Вместе с тем исключение из общего порядка предусмотрено для фонда, устав которого может быть изменен органами фонда, если уставом фонда предусмотрена возможность изменения этого устава в таком порядке. Если сохранение устава фонда в неизменном виде влечет за собой последствия, которые невозможно предвидеть при учреждении фонда, а возможность изменения его устава не предусмотрена либо устав не изменяется уполномоченными лицами, право внесения изменений в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации принадлежит суду по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда (п. 4 ст. 14).
5. При решении вопроса о подведомственности арбитражным судам споров, возникающих из отношений, регулируемых Федеральным законом, представляется возможным исходить из пункта 1 статьи 11 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд и третейский суд.
Данная информация направляется для сведения и использования при рассмотрении дел соответствующих категорий.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В.БОЙКОВ