Письмо ВАС РФ от 29.11.1995 N С5-7/ОЗ-666
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 ноября 1995 г. N С5-7/ОЗ-666
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 7 июля 1995 года принят Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (далее - Закон), который одобрен Советом Федерации 21 июля 1995 года и подписан Президентом Российской Федерации 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ. Закон опубликован в "Российской газете" 24 октября 1995 г. N 206.
1. Закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности.
2. В соответствии с Законом правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все российские лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Иностранные лица осуществляют внешнеторговую деятельность в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 10).
В Законе предусмотрено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность непосредственно только в случаях, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 11).
3. В статье 12 Закона определены федеральные органы исполнительной власти, ответственные за государственное регулирование внешнеторговой деятельности.
В частности, разработка предложений по государственной внешнеторговой политике Российской Федерации, регулированию внешнеторговой деятельности ее участников, заключению международных договоров Российской Федерации в области внешнеторговых связей осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации непосредственно возложены координация и регулирование внешнеторговой деятельности, совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции (часть четвертая ст. 12).
Этот федеральный орган исполнительной власти определен в Законе как единственный орган государственной власти, который выдает лицензии на осуществление операций по экспорту и импорту (часть шестая ст. 12).
4. В соответствии со статьей 13 Закона государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности в соответствии с данным Законом, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
В Законе установлено, что иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов не допускаются (часть вторая ст. 13).
5. Государственная монополия на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования. Лицензии в этом случае выдаются федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации возложено регулирование внешнеторговой деятельности, исключительно государственным унитарным предприятиям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации и общепризнанными международно-правовыми нормами обязаны совершать сделки по экспорту и/или импорту товаров на основе принципов недискриминации и добросовестной коммерческой практики (часть вторая ст. 17).
При этом установлено, что сделки по экспорту и/или импорту отдельных видов товаров, совершенные в нарушение государственной монополии, являются ничтожными.
Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части четвертой статьи 12 Закона, вправе предъявить требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации (часть четвертая ст. 17).
6. Статья 21 Закона предусматривает участие Российской Федерации в международных экономических санкциях, а также устанавливает, что российские лица имеют право на возмещение в судебном порядке убытков, связанных с участием Российской Федерации в международных экономических санкциях, за счет средств федерального бюджета.
7. Закон предусматривает возможность российских юридических лиц - участников внешнеторговой деятельности на добровольной основе объединяться в ассоциации и другие союзы по отраслевому, территориальному и иным принципам. При этом определено, что создание и деятельность этих объединений осуществляются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 29).
8. Согласно статье 36 Закона лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о внешнеторговой деятельности, несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
9. В соответствии со статьей 37 Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", за исключением статей 15, 16 и 19, вступает в силу через 30 дней после его официального опубликования. Статьи 15 и 16 Закона вступают в силу с 1 января 1996 года, а статья 19 - с 1 июля 1996 года.
Данная информация направляется для сведения и использования при рассмотрении дел соответствующих категорий.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В.БОЙКОВ