Рейтинг@Mail.ru

Информационное письмо ВАС РФ от 04.12.1992 N С-13/ОСЗ-342

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 4 декабря 1992 г. N С-13/ОС3-342

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ,

РАССМАТРИВАЮЩИХ ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СПОРЫ В ГОСУДАРСТВАХ -

УЧАСТНИКАХ СНГ, ПРИБАЛТИКЕ И ГРУЗИИ

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации доводит до сведения информацию об организации и деятельности органов, рассматривающих хозяйственные споры в государствах - участниках СНГ, Прибалтике и Грузии.

Организация, порядок деятельности и компетенция органов, разрешающих хозяйственные споры, определяются нижеперечисленными законодательными актами:

К основным вопросам деятельности органов, разрешающих хозяйственные споры, определяющим особенности их функционирования, относятся следующие:

1. Законодательство, применяемое органами, разрешающими хозяйственные споры

В основном все органы, разрешающие хозяйственные споры, при осуществлении деятельности руководствуются законодательством своего государства, а также межгосударственными договорами, соглашениями, международными договорами.

2. Право на обращение в арбитражный суд

Законодательными актами всех государств предусмотрено, что в арбитражный суд вправе обращаться за защитой своих нарушенных или оспариваемых законных прав предприятия, учреждения, организации (включая колхозы), являющиеся юридическими лицами, а в соответствии с законодательством России, Узбекистана, Азербайджана, Латвии арбитражные и хозяйственные суды этих государств, помимо споров с участием предприятий и организаций, рассматривают также и споры с участием граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке. Законами других государств право на обращение в арбитражный суд граждан - предпринимателей не предусмотрено.

Право на обращение в арбитражный суд организаций, не являющихся юридическими лицами, предусмотрено только Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и только в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

3. Подведомственность споров

Во всех законодательных актах государств предусмотрено рассмотрение хозяйственных (экономических) споров, а также заявлений о признании недействительными актов государственных и иных органов, не имеющих нормативного характера. В законе Латвийской Республики содержится общая норма о рассмотрении хозяйственных споров.

В законах данных государств, кроме Казахстана, указано о рассмотрении таких заявлений в отношении актов, не имеющих нормативного характера.

По-разному решаются вопросы подведомственности споров с участием иностранных предприятий и предприятий с иностранными инвестициями.

Рассмотрение споров с участием иностранных предприятий и предприятий с иностранными инвестициями арбитражными судами Российской Федерации, Туркменистана, Республики Молдова производится при наличии межгосударственных соглашений или соглашений сторон.

В Узбекистане указанные споры рассматриваются арбитражным судом при наличии соглашения сторон либо если это специально предусмотрено законодательным актом.

В соответствии с законами Латвии, Казахстана, Украины, Азербайджана арбитражным органам этих государств подведомственны споры с участием совместных предприятий и международных объединений организаций разных государств.

В Законах "О хозяйственном суде в Белорусской ССР" и "Об арбитражном суде в Республике Грузия" не предусмотрено рассмотрение споров с участием иностранных предприятий и предприятий с иностранными инвестициями.

В Эстонской Республике дела с участием иностранных предприятий неподведомственны госарбитражам и рассматриваются судами.

В соответствии с Хозяйственно - процессуальным кодексом Азербайджанской Республики арбитражные суды рассматривают споры, возникающие в связи с заключением, изменением и расторжением хозяйственных договоров.

Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, законами Таджикистана, Кыргызстана, Республики Беларусь предусмотрено, что арбитражным судам подведомственны споры, возникающие при заключении договоров, если имеется соглашение сторон или передача спора установлена законодательным актом, а согласно Закону "О порядке разрешения хозяйственных споров арбитражными судами Республики Казахстан" споры, возникающие при заключении договоров, не основанных на обязательном для обеих сторон задании, не подведомственны арбитражным судам, если иное специально не предусмотрено законодательством или соглашением сторон.

Предусмотрено также изъятие из подведомственности арбитражных судов Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана, Беларуси споров, возникающих при согласовании стандартов и технических условий, об установлении цен на продукцию и тарифов на услуги.

Кроме того, арбитражным судам Таджикистана не подведомственны споры, возникающие в связи с осуществлением банками финансового контроля за использованием средств на капвложения.

Арбитражным судам Кыргызстана не подведомственны споры по налогам, взыскиваемым в бюджет в соответствии с законодательными актами Республики Кыргызстан.

4. Территориальная подсудность

Территориальная подсудность предусмотрена во всех кодексах, кроме Молдовы, и определена одинаково.

5. Исключительная подсудность

Кодексами всех государств, за исключением Молдовы, Латвии, предусмотрена исключительная подсудность по спорам, возникающим из договоров перевозки. Данные споры, в которых одним из ответчиков является орган транспорта, подлежат рассмотрению по месту нахождения этого органа.

Кодексами Туркменистана, Казахстана, Азербайджана, Таджикистана, Кыргызстана аналогично определена исключительная подсудность по спорам, возникающим в связи с поставкой продукции ненадлежащего качества или некомплектной:

- споры, связанные с поставкой продукции ненадлежащего качества или некомплектной, в которых участвуют несколько ответчиков, рассматриваются по месту нахождения ответчика - изготовителя;

- если продукция произведена несколькими изготовителями - по месту нахождения ответчика - поставщика;

- споры, связанные с недостачей продукции, в которых участвуют несколько ответчиков, рассматриваются по месту отправителя продукции.

Процессуальными кодексами России, Узбекистана и Казахстана исключительная подсудность определена по заявлениям о признании актов недействительными, которые рассматриваются по месту нахождения органа, издавшего акт.

Кроме того, кодексами Туркменистана, Азербайджана и Кыргызстана предусмотрена исключительная подсудность по преддоговорным спорам по экспорту и импорту товаров, рассматриваемым по месту нахождения внешнеторговой организации, если она является одной из сторон.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает исключительную подсудность споров о признании права собственности на имущество, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений прав собственника или законного владельца, не связанных с лишением владения, которые рассматриваются по месту нахождения имущества, за исключением споров, подсудных Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации.

Кодексом Латвии предусмотрено, что по спорам, затрагивающим интересы организаций нескольких государств, исключительная подсудность может быть установлена межгосударственными и международными договорами, а также по соглашению сторон.

6. Доарбитражное урегулирование

Необходимость доарбитражного урегулирования споров предусмотрена всеми процессуальными кодексами.

При этом в кодексах Российской Федерации, Украины доарбитражное урегулирование предусмотрено не по всем спорам.

По законодательству Российской Федерации оно не требуется для обращения в арбитражный суд организаций и граждан - предпринимателей о признании недействительными актов государственных и иных органов, об обжаловании отказа в государственной регистрации организаций либо самостоятельной предпринимательской деятельности, а также других споров в сфере управления с участием граждан - предпринимателей.

По законодательству Украины требования по доарбитражному урегулированию не распространяются на споры о признании недействительными актов, не имеющих нормативного характера.

Кодексами Украины, Узбекистана, Туркменистана, Азербайджана, Латвии, Молдовы, Таджикистана установлен порядок доарбитражного урегулирования споров. По законодательству Украины, Латвии, Молдовы, Таджикистана, Беларуси этот порядок может устанавливаться другими законодательными актами, регулирующими конкретный вид отношений, кроме того, в Латвии и Молдове - договорами сторон.

Установленный порядок доарбитражного урегулирования хозяйственно - процессуальным кодексом Азербайджанской Республики не распространяется на претензии к предприятиям транспорта и связи, возникающие при перевозке грузов и оказании коммуникативных услуг. Предъявление такого рода претензий регулируется другими законами Азербайджанской Республики.

Процессуальными кодексами Украины, Узбекистана, Таджикистана заявителям претензий предоставлено право безакцептного списания сумм по признанным претензиям по истечении 20 дней после получения ответа. Такое же право предоставлено кодексом Туркменистана, однако не указан срок, в течение которого заявитель может предъявить в банк распоряжение о списании признанной должником суммы.

В Российской Федерации право заявителя претензии по истечении 20 дней после получения ответа предъявить в банк инкассовое поручение на списание в бесспорном порядке признанной должником суммы предусмотрено в Положении о претензионном порядке урегулирования споров.

Кодексом Украины предусмотрена ответственность виновной стороны за необоснованное списание в бесспорном порядке претензионной суммы - штраф в размере 10% от списанной суммы.

7. Состав суда по разрешению споров

Обязанность коллегиального рассмотрения споров в первой, кассационной и надзорной инстанциях предусмотрена только в законах Российской Федерации. При этом предусмотрены случаи рассмотрения споров по первой инстанции единолично судьей.

В законах других государств предусмотрено лишь возможное рассмотрение споров в составе трех судей.

8. Проверка законности и обоснованности решений

В Российской Федерации проверка законности и обоснованности решений осуществляется кассационными и надзорной коллегиями, а также Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Законодательными актами Грузии, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана предусмотрены две надзорные инстанции: коллегия по надзору за законностью решений и Пленум или Президиум.

В законах Украины, Казахстана установлено, что пересмотр решений осуществляют 3 инстанции: надзорная коллегия, Пленум и Президиум.

По закону Кыргызстана в качестве надзорной инстанции действует коллегия по проверке законности и обоснованности решений.

В законах Азербайджанской Республики предусмотрено, что пересмотр решений осуществляют коллегия по проверке законности и обоснованности решений, Президиум и Пленум.

9. Государственная пошлина

Во всех государствах уплата государственной пошлины предусмотрена в бюджет республики по месту рассмотрения спора, а в законодательном акте Молдовы содержится ссылка по этому вопросу к законодательству данного государства.

Размеры ставок государственной пошлины определены по-разному:

Начальник отдела

совершенствования законодательства

Л.Н.МАЙКОВА

Другие документы по теме
<О порядке выплаты пособий по временной нетрудоспособности членам экипажей промысловых судов> (вместе с <Письмом> Минздравсоцразвития РФ от 04.04.2006 N 858-19)
<О порядке применения Приказа Минздравсоцразвития РФ от 15.01.2007 N 31>
Ошибка на сайте