<Письмо> ЦИК России от 05.09.2023 N 06-08/6579
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 сентября 2023 г. N 06-08/6579
Для использования в работе по организации взаимодействия избирательных комиссий с правоохранительными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления направляем Рекомендации по действиям в помещении избирательной комиссии при совершении или угрозе совершения отдельных преступлений террористического характера.
Н.И.БУЛАЕВ
Приложение
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ДЕЙСТВИЯМ В ПОМЕЩЕНИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ
ПРИ СОВЕРШЕНИИ ИЛИ УГРОЗЕ СОВЕРШЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящие рекомендации разработаны в целях обеспечения готовности членов избирательных комиссий, сотрудников полиции и иных участвующих в обеспечении безопасности оперативных служб и организаций к действиям при возникновении угрозы совершения преступлений террористического характера в ходе подготовки и проведения выборов.
В рекомендациях содержится примерное описание действий членов избирательной комиссии, находящихся в помещении избирательной комиссии (помещении для голосования), в случае совершения или угрозы совершения отдельных видов преступлений террористического характера (при обнаружении взрывного устройства, поступлении информации о заложенном взрывном устройстве), при этом учитываются следующие обстоятельства.
Для обеспечения антитеррористической защищенности помещения ряда избирательных комиссий и ряд помещений для голосования на территории Российской Федерации оснащены стационарными рамочными металлодетекторами, однако полный охват ими всех объектов (помещений), задействованных в процессе организации и проведения выборов, не обеспечивается.
В день (дни) голосования все помещения избирательных комиссий охраняются сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, постоянное присутствие представителей иных оперативных служб, как правило, не практикуется. При этом многие помещения для голосования находятся на значительном удалении от территориальных отделов полиции. Вместе с тем, возможно присутствие персонала частных охранных организаций, служб безопасности и иного персонала, продолжающих осуществление своих функциональных обязанностей на объекте, в том числе и в период проведения голосования.
В различных субъектах Российской Федерации, а также в административно-территориальных единицах в пределах одного субъекта Российской Федерации, имеются свои особенности, в том числе общественно-политические и криминогенные, требующие различных подходов при принятии соответствующих решений.
С учетом изложенного предполагается, что рекомендуемые действия членов избирательных комиссий и должностных лиц оперативных служб, в том числе порядок принятия и реализации решения об эвакуации из помещения для голосования, должны быть изложены в документе (памятке, инструкции, рекомендациях), утвержденном на уровне коллегиальных органов субъектов Российской Федерации.
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью и безопасности участникам избирательного процесса при проведении выборов главными задачами оперативных служб и избирательных комиссий являются:
немедленное принятие мер по устранению возникшей угрозы;
спасение жизни и здоровья людей;
принятие всех возможных в возникшей ситуации мер, направленных на обеспечение избирательных прав граждан.
2. ПРИМЕНЯЕМЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
а) взрывное устройство - предмет, вызывающий подозрения при его обнаружении (имеющий признаки взрывного устройства), который может выглядеть как сумка, сверток, пакет или коробка, бесхозно находящиеся в зоне одновременного присутствия большого количества людей.
Характерные признаки возможного взрывного устройства (подозрительного предмета):
- звуки работы часового механизма в них;
- наличие у предмета элементов (деталей), не соответствующих его прямому назначению;
- наличие антенны с радиоуправляемым устройством;
- наличие проводной линии управления, огнепроводного шнура;
- наличие на предмете светящихся или мигающих элементов (лампочек);
- исходящий из предмета резкий запах горюче-смазочных материалов, растворителей и (или) исходящий из предмета дым;
- наличие связей предмета с объектами окружающей обстановки в виде растяжек, прикрепленной проволоки;
б) объект - помещение избирательной комиссии, помещения для голосования;
в) оперативные службы - представители территориального органа безопасности, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
г) передача сообщения о происшествии - активация системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" либо другому действующему номеру (в том числе посредством телефонной или сотовой связи);
д) система оповещения - автономная техническая система (средство) либо иной установленный порядок экстренного оповещения (включая голосовое оповещение без использования технических средств) членов избирательной комиссии и иных лиц, находящихся на объекте, об угрозе совершения или о совершении террористического акта;
е) место сбора - участок местности (здание), расположенный вблизи объекта, обладающий достаточной площадью для размещения людей, подлежащих эвакуации, обеспечивающий безопасное удаление от поражающих факторов взрыва и возможных последствий разрушения конструкций объекта.
3. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ АЛГОРИТМЫ ДЕЙСТВИЙ
3.1. ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ
подозрительного предмета (взрывного устройства)
При получении информации об обнаружении подозрительного предмета (взрывного устройства) в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования председатель избирательной комиссии, члены избирательной комиссии должны:
- на месте обнаружения предмета, похожего на взрывное устройство, совместно с сотрудником оперативной службы оценить обстановку;
- громко обратиться к окружающим о принадлежности предмета, если ответа не последовало, отвести окружающих на безопасное расстояние;
- незамедлительно информировать экстренные оперативные службы по телефону "112" (или другим телефонным номерам экстренных служб, соответствующим региону) об обнаружении подозрительного предмета (взрывного устройства), в том числе через их представителей, находящихся на объекте;
- незамедлительно информировать об обнаружении подозрительного предмета вышестоящую избирательную комиссию;
- не допуская паники, обеспечить отключение всех имеющихся в помещении средств связи и иных приборов (приспособлений);
- по возможности отключить на объекте электричество и газоснабжение, предварительно убедившись в отсутствии людей в других помещениях, выход из которых может быть заблокирован при отключении электричества. Отключение не производится в случаях, когда взрывное устройство каким-либо образом соединено с указанными коммуникациями;
ВНИМАНИЕ!
возможность открытия и доступность коридоров и эвакуационных выходов, а также соблюдение иных условий для осуществления эвакуации должны быть проверены до момента начала работы избирательной комиссии
- обеспечить открытие и доступность коридоров и эвакуационных выходов;
- по возможности открыть все окна и двери для рассредоточения ударной волны;
- осуществить посредством системы оповещения или любым доступным способом сообщения, например: "ВНИМАНИЕ! ЭВАКУАЦИЯ!";
ВНИМАНИЕ!
Принятие и реализация решения об эвакуации осуществляются в порядке, утвержденном соответствующим коллегиальным органом субъекта Российской Федерации
- в случае принятия решения об эвакуации обеспечить проведение эвакуации, по возможности с личными (ценными) вещами к месту сбора в соответствии с планом эвакуации;
- убедившись в полной эвакуации из помещения, с внешней стороны дверей поставить отметку "ЭВАКУИРОВАНО" любым доступным способом;
- осуществить проверку помещений на предмет эвакуации людей;
- организовать продолжение голосования в специально оборудованном резервном месте для голосования;
- после завершения работы оперативных служб обеспечить выполнение их рекомендаций, возобновить работу избирательной комиссии, процесс голосования в помещении для голосования.
ВНИМАНИЕ!
В случае обнаружения подозрительных предметов
КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- самостоятельно предпринимать действия, нарушающие состояние подозрительного предмета, трогать и перемещать подозрительный предмет и другие предметы, находящиеся с ним в контакте;
- заливать жидкостями, засыпать порошком (грунтом) и накрывать тканевыми или другими материалами этот предмет;
- пользоваться электро-, радиоаппаратурой, мобильными телефонами, переговорными устройствами или рацией вблизи обнаруженного предмета;
- оказывать на взрывоопасный предмет температурное, световое, звуковое, механическое и электромагнитное воздействие;
- изменять действующий световой режим (включать - выключать свет);
- осуществлять поиск других взрывоопасных предметов (передвигать предметы, отодвигать шторы и др.) до прибытия специалистов.
3.2. ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
об угрозе совершения террористического акта (заложенном взрывном устройстве)
ПО ТЕЛЕФОНУ ЛИБО В ПИСЬМЕННОМ ВИДЕ
При поступлении информации по телефону либо в письменном виде (электронное сообщение, письмо, записка):
- не перебивая говорящего, внимательно выслушать все сообщение и постараться продлить разговор, при этом письменно зафиксировать время поступления звонка, задавая дополнительные уточняющие вопросы позвонившему, попытаться в процессе беседы определить мотив планируемого совершения взрыва (или передачи информации о заложенном взрывном устройстве), некоторые характеристики информатора (пол, возраст, национальность), наличие акцента, тембр голоса, манеру речи (в целях последующей передачи этих сведений сотрудникам оперативных служб для использования их при розыске звонившего), по возможности произвести запись сообщения доступными средствами (мобильный телефон, иные устройства видео- или звукозаписи);
- после прослушивания сообщения в доброжелательном тоне поблагодарить информатора, заострив его внимание на том, что недостоверность или неполнота переданных им сведений может повлечь установленную законом ответственность;
- в случае получения электронного сообщения, письма, записки об угрозе взрыва незамедлительно принять меры по их сохранности с дополнительной фиксацией путем фото или видеосъемки.
После получения такой информации председатель (член) избирательной комиссии незамедлительно информирует по телефону "112" (или другим телефонным номерам, соответствующим региону) экстренные оперативные службы с указанием всех известных данных о лице (телефонном номере, при наличии), передавшем сообщение, информирует других членов участковой избирательной комиссии и вышестоящую избирательную комиссию.
ВНИМАНИЕ!
Принятие и реализация решения об эвакуации осуществляются в порядке, утвержденном соответствующим коллегиальным органом субъекта Российской Федерации
В случае принятия решения об эвакуации голосование организуется в специально оборудованном резервном месте для голосования.
Если в результате обследования специалистами оперативных служб помещения избирательной комиссии (помещения для голосования) взрывное устройство не было обнаружено, председатель избирательной комиссии принимает решение о возвращении избирательной комиссии в помещение избирательной комиссии, продолжении процедуры голосования.
3.3. ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
об угрозе совершения террористического акта (заложенном взрывном устройстве)
В УСТНОЙ ФОРМЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОТ ОБРАТИВШЕГОСЯ ЛИЦА
При получении информации в устной форме непосредственно от обратившегося лица необходимо, по возможности, максимально быстро оповестить об этом находящегося в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
В ходе беседы с лицом, передавшим информацию об угрозе взрыва, по возможности определить:
- мотив действий лица, от которого исходит угроза;
- не находится ли гражданин в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
- нет ли признаков психического расстройства;
- не высказывается ли угроза в шутливой манере и т.д.
При сообщении сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации сведений (устно полученных) об угрозе взрыва передать ему всю известную информацию, а также приметы гражданина.
ВНИМАНИЕ!
При поступлении информации об обнаружении взрывного устройства или об угрозе взрыва в помещении избирательной комиссии (в помещении для голосования) сотрудник оперативной службы должен действовать в соответствии с ведомственными нормативными актами и указаниями соответствующих руководителей