Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> ТПП РФ от 10.04.2020 N 04в/0086

ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 апреля 2020 г. N 04в/0086

В связи с поступающими в адрес ТПП России обращениями ряда торгово-промышленных палат и организаций сообщаем следующее.

Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 (далее - Указ N 206) были установлены нерабочие дни с 30 марта по 3 апреля 2020 года, а Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 (далее - Указ N 239) - с 4 по 30 апреля 2020 года. Перечень организаций и работников, на которые не распространяются эти требования, перечислены соответственно в пункте 2 Указа N 206 и пункте 4 Указа N 239.

В целях исполнения положений вышеназванных указов Президента Российской Федерации, а также для принятия необходимых мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) органами государственной власти субъектов Российской Федерации приняты дополнительные нормативные правовые акты, которые предусматривают, в том числе, приостановление (ограничение) деятельности отдельных организаций и индивидуальных предпринимателей на соответствующих территориях.

В ряде случаев из-за действующих ограничений субъекты предпринимательской деятельности в этот период не имеют возможности производить товары, выполнять работы, оказывать услуги или осуществлять иные действия, и, как следствие, исполнить свои договорные обязательства в полном объеме и/или в установленные сроки.

Пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Учитывая это, при рассмотрении обращений по основаниям невозможности исполнения гражданско-правовых обязательств в связи с установлением нерабочих дней, рекомендуем торгово-промышленным палатам при подготовке заключений об обстоятельствах непреодолимой силы запрашивать у заявителей информацию, обосновывающую непосредственное влияние Указов N 206 и N 239, а также соответствующих нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации на исполнение заявителем конкретного обязательства, предусмотренного договором, в частности:

о том, что исключения, предусмотренные пунктом 2 Указа N 206, пунктом 4 Указа N 239, а также соответствующими нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации (например, для региональных системообразующих организаций), на работников данной организации (индивидуального предпринимателя) не распространяются;

о том, что организация (непосредственная сфера ее деятельности, ее работники) не подпадает под действие ограничительных (запретительных) мер, устанавливаемых субъектами Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 Указа N 239;

о наличии локального правового акта данной организации (приказ, распоряжение) по вопросам организации деятельности предприятия в период действия Указов N 206 и N 239 (в т.ч. о переводе работников на дистанционный режим работы или режим нерабочих дней и т.п., например: приказ "О реализации мер по введению режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)", приказ "Об организации работы в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации (изоляции)");

о невозможности обеспечить производственную или иную деятельность в нерабочие дни согласно ранее утвержденному в организации плану производства, графику работ на этот период или иных подобных документов.

В случае представления заявителем вышеуказанных сведений, подтвержденных соответствующими документами, торгово-промышленным палатам необходимо внимательно изучить совокупность всех обстоятельств и оценить реальную возможность исполнения заявителем своего обязательства по договору.

При установлении торгово-промышленной палатой в каждом конкретном случае наличия прямой причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами и невозможностью исполнить обязательства, предусмотренные договором, целесообразно оформить и выдать заявителю заключение об обстоятельствах непреодолимой силы.

Дополнительно обращаем внимание на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 401 ГК РФ, а также пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" к обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в том числе, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Таким образом, планируемое (ожидаемое) снижение доходов организаций, связанное с переводом сотрудников на дистанционный режим работы, приостановлением (уменьшением объема) производства и другими обстоятельствами (действиями), связанными с реализацией Указов N 206 и N 239, не будет являться обстоятельством непреодолимой силы в отношении финансовых обязательств перед контрагентом организации или правовым основанием для отказа от выполнения таких финансовых обязательств (например, обязательства по оплате поставленного для производства сырья).

Просим руководствоваться изложенными рекомендациями в своей практической работе по оформлению заключений об обстоятельствах непреодолимой силы, а также провести соответствующую разъяснительную работу с членскими организациями и иными субъектами предпринимательской деятельности.

Вице-президент

В.В.ЧУБАРОВ

Другие документы по теме
<Об оформлении заключений об обстоятельствах непреодолимой силы (форс-мажора) в отношении обязательств по уплате арендных платежей за пользование помещениями в объектах недвижимости коммерческого назначения в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19)>
"О рекомендуемых форматах представления уведомлений и расчетов"
"О направлении рекомендаций по соблюдению режима на предприятиях агропромышленного комплекса" (вместе с "Рекомендациями по организации работы предприятий агропромышленного комплекса в условиях сохранения рисков распространения COVID-19")
"О направлении рекомендаций по применению СИЗ для различных категорий граждан при рисках инфицирования COVID-19" (вместе с "Рекомендациями по применению средств индивидуальной защиты (в том числе многоразового использования) для различных категорий граждан при рисках инфицирования COVID-19", "Общими рекомендациями по использованию и обеззараживанию СИЗ")
Ошибка на сайте