<Письмо> Россельхознадзора от 31.12.2014 N ФС-ЕН-2/26348
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ
И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ
ПИСЬМО
от 31 декабря 2014 г. N ФС-ЕН-2/26348
В целях систематизации деятельности территориальных управлений Россельхознадзора и подведомственных Россельхознадзору федеральных государственных бюджетных учреждений по отбору проб подконтрольных товаров, произведенных на территории стран - участниц ЕврАзЭс, и проведению лабораторных исследований по государственным работам "Проведение лабораторных исследований в рамках Плана государственного мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов", "Проведение лабораторных исследований сырья, продукции животного происхождения, кормов и биологического материала в целях обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов", а также в режиме усиленного лабораторного контроля обязываю осуществлять указанную деятельность в соответствии с прилагаемой схемой.
Настоящую информацию доведите до всех заинтересованных организаций и лиц.
Заместитель Руководителя
Е.А.НЕПОКЛОНОВ
Приложение
к письму Россельхознадзора
от 31.12.2014 N ФС-ЕН-2/26348
СХЕМА
ОТБОРА ПРОБ ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ТОВАРОВ, ПРОИЗВЕДЕННЫХ
НА ТЕРРИТОРИИ СТРАН-УЧАСТНИЦ ЕВРАЗЭС, И ПРОВЕДЕНИЯ
ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ РАБОТАМ
"ПРОВЕДЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РАМКАХ ПЛАНА
ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ
ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ", "ПРОВЕДЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
СЫРЬЯ, ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, КОРМОВ
И БИОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА
И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ" И В РЕЖИМЕ
УСИЛЕННОГО ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ
Проведение лабораторных исследований по государственным работам "Проведение лабораторных исследований в рамках Плана государственного мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов" (далее - Мониторинг), "Проведение лабораторных исследований сырья, продукции животного происхождения, кормов и биологического материала в целях обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов" и усиленный лабораторный контроль проводятся в соответствии с Положением о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2014 N 94, и Положением о мониторинге качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2000 N 883.
I. Мониторинг.
1.1. План Мониторинга для конкретного субъекта Российской Федерации должен формироваться для подконтрольных государственной ветеринарной службы товаров (далее - Товары), производимых на территории этого субъекта Российской Федерации.
Отбор проб Товаров, производимых на территории другого субъекта Российской Федерации, но находящейся в обороте на территории, для которого сформирован план Мониторинга, рекомендуется проводить в рамках государственной работы "Проведение лабораторных исследований сырья, продукции животного происхождения, кормов и биологического материала в целях обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов".
1.2. В случае необходимости увеличения количества исследований в субъектах Российской Федерации с целью обеспечения безопасности Товаров (в том числе поступающих для реализации из других субъектов Российской Федерации) органы управления ветеринарией субъектов Российской Федерации разрабатывают региональный план Мониторинга с необходимым количеством лабораторных исследований, реализация которых осуществляется за счет финансовых средств субъекта Российской Федерации в любых аккредитованных испытательных центрах (лабораториях).
1.3. Отбор проб должен осуществляться инспекторами территориальных управлений Россельхознадзора, обладающих соответствующими знаниями и опытом, позволяющими правильно применять требования Таможенного союза и Российской Федерации к процедурам отбора проб, их упаковки и транспортировки, с тем, чтобы избежать их повреждения, подмены или контаминации, которые могут исказить результаты лабораторных анализов (в том числе требования национальных или международных нормативных документов по отбору проб в зависимости от вида Товара и показателей безопасности, на которые назначаются исследования) на предприятиях:
- осуществляющих содержание, разведение, выращивание животных (фермы, хозяйства и т.д.),
- убой животных (убойные пункты, мясокомбинаты и т.д.),
- переработку, производство и хранение продукции животного происхождения и кормов для продуктивных животных.
1.4. Отбор проб, его документирование и перевозка отобранных образцов должны быть организованы так, чтобы предотвратить их повреждение, порчу, контаминацию, а также подмену и другие виды правонарушений.
В связи с этим места для отбора проб должны быть оснащены достаточным количеством инструментов для отбора проб, специнвентарем, спецодеждой (перчатки, нарукавники и др.), расходными материалами (в том числе сейф-пакетами), дезинфектантами, холодильными и морозильными камерами и другим необходимым оборудованием, а также иметь условия, обеспечивающие отбор проб с соблюдением санитарно-гигиенических норм.
1.5. Отобранные пробы необходимо упаковывать в пластиковые сейф-пакеты или в другие виды упаковок с контролем первого вскрытия, при этом пробы должны быть зашифрованы в ФГИС "Меркурий" путем присвоения им индивидуальных номеров согласно порядку шифрования проб, установленному ФГИС "Меркурий". Расшифровка проб в ФГИС "Веста" проводится автоматически при формировании протокола или вручную вызовом функции расшифровки при условии, что все исследования по пробе завершены, либо есть хотя бы одно завершенное исследование с положительным результатом.
1.6. При отборе проб в ФГИС "Меркурий" составляется акт отбора проб в 4-х экземплярах:
- 1-й экземпляр акта должен быть представлен инспектором территориального управления Россельхознадзора производителю или владельцу Товара без указания шифра пробы,
- 2-й экземпляр должен быть представлен главному государственному ветеринарному инспектору территории, где производился отбор проб.
- 3-й экземпляр должен быть направлен в федеральные государственные бюджетные учреждения, подведомственные Россельхознадзору (далее - ФГБУ), где будет производиться исследование проб без указания номера акта отбора проб, сведений о производителе/владельце груза;
- 4-й экземпляр хранится в территориальном управлении Россельхознадзора не менее чем один год с указанием полной информации в акте.
1.7. После отбора проб в рамках Мониторинга партия Товара не задерживается и направляется в места хранения, переработки или реализации. В ветеринарных сопроводительных документах должна содержаться отметка о факте и целях отбора проб.
1.8. Специалисты ФГБУ подвергают пробы лабораторным исследованиям только на те показатели безопасности, которые указаны в акте отбора проб.
1.9. В целях Мониторинга отбор проб транспортировка отобранных образцов в лабораторию и их лабораторное исследование осуществляются без взимания платы с владельца Товара.
1.10. Информацию о результате исследования (положительном или отрицательном) ФГБУ незамедлительно вносят в ФГИС "Веста" и в течение 12 часов направляют по электронной почте расшифрованный протокол испытаний с указанием шифра проб в территориальные управления Россельхознадзора, в зоне ответственности которых были отобраны пробы.
Кроме этого, результаты исследований по отобранным пробам (без возможности загрузки протокола) территориальные управления Россельхознадзора оперативно могут получить в специализированных интерфейсах ФГИС "Меркурий" и ФГИС "Веста".
Одновременно ФГБУ в соответствии с Регламентом предоставления информации в систему государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, утвержденного приказом Минсельхоза России от 02.04.2008 N 189 (зарегистрирован Минюстом России 18.04.2008 N 11557), направляют в ФГБУ "ЦНМВЛ" срочный отчет (форма 4-вет В). В случае, если срочный отчет сформирован сотрудником ФГБУ в ФГИС "Веста", то отчет направляется в ФГБУ "ЦНМВЛ" и ИС "Сирано" автоматически.
ИС "Сирано" формирует сообщение (Alert) о событии/выявлении факта не соответствия Товара установленным требованиям либо его перемещении вне контроля госветслужбы и отсутствии сопровождения ветеринарными сопроводительными документами, либо оформлении ветеринарных сопроводительных документов не должным образом). ФГБУ "ЦНМВЛ" отправляет Alert во все заинтересованные службы.
1.11. Территориальные управления Россельхознадзора при получении от ФГБУ информации о случае выявления не соответствующем ветеринарно-санитарным требованиям и нормам безопасности Товаре (в том числе при использовании ФГБУ экспресс-метода) с целью принятия мер по приостановке реализации груза до получения окончательного результата исследования в этот же день:
- вносят в ИС "Сирано" всю информацию, для принятия оперативных мер реагирования по выявленному событию (Alert) и обязательно прикладывают акт отбора проб и ветеринарное свидетельство;
- уведомляют по электронной почте или другим оперативным способом владельца Товара о полученных положительных результатах и необходимости предоставить груз под ответственность госветслужбы.
Ветеринарные службы субъектов и иные контрольно-надзорные органы, подключенные к системе раннего оповещения, получают Alert автоматически, при присвоении ФГБУ "ЦНМВЛ" кода региона событию.
1.12. Учитывая, что результаты экспресс-метода являются предварительными, во всех уведомлениях следует указывать предполагаемые сроки получения окончательного результата.
Территориальные управления Россельхознадзора информируют по той же схеме, как и в п. 1.11 после получения из ФГБУ информации об окончательных результатах исследований.
1.13. Территориальные управления Россельхознадзора, в зону ответственности которых поступила конкретная партия Товара, несоответствующая ветеринарно-санитарным требованиям и нормам безопасности, совместно с соответствующим органом управления ветеринарией субъекта Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимают меры и в течение 3 дней информируют Россельхознадзор о принятых мерах в отношении этого груза. Информацию направлять в ИС "Сирано", прикладывая все необходимые документы, подтверждающие проведенную работу.
II. Усиленный лабораторный контроль
2.1. Режим усиленного лабораторного контроля (далее - УЛК) вводится после однократного выявления какого-либо нарушения ветеринарно-санитарных требований безопасности Товаров Таможенного союза (в отношении Товаров, предназначенных для обращения на таможенной территории Таможенного союза) или третьей страны (в отношении Товаров, предназначенных для экспорта). Усиленный лабораторный контроль в этих случаях является мерой, вводимой в качестве альтернативы временному запрету на перемещение Товаров, произведенных данным предприятием, на территорию других государств-членов или на экспорт.
2.2. Отбор проб в режиме УЛК должен осуществляться от 10 партий Товаров и в течение не более чем 3 месяцев.
2.3. Отбор проб в режиме УЛК должен осуществляться только от Товаров того же типа, в котором было выявлено нарушение.
2.4. Лабораторные исследования в режиме УЛК должны проводиться только по тому показателю (показателям), по которому ранее было выявлено несоответствие.
2.5. Механизм отбора проб в режиме УЛК, их упаковки, шифровании, расшифровки и информирования в случае выявления несоответствующих ветеринарно-санитарным требованиям и нормам безопасности Товаров такой же, как при проведении Мониторинга.
2.6. ФГБУ должны отдавать предпочтение использованию экспресс-методов.
2.7. При отборе проб в ФГИС "Меркурий" составляется акт отбора проб в 4-х экземплярах.
2.8. После отбора проб в режиме УЛК партия товара не задерживается и направляется в места хранения, переработки или реализации. В ветеринарных сопроводительных документах должна содержаться отметка о факте и целях отбора проб.
2.9. В режиме УЛК владелец Товара несет расходы по отбору проб от Товара, транспортировке этих проб в лабораторию и их лабораторному исследованию.
III. Отбор проб Товаров по другим основаниям.
3.1. Отбор на таможенной территории Таможенного союза проб Товаров может быть произведен:
3.1.1. по запросу производителя или владельца Товара,
3.1.2. по решению государственного ветеринарного инспектора в ходе:
а) осуществления государственного ветеринарного контроля (надзора) за Товарами с целью ее экспортной сертификации,
б) государственного ветеринарного контроля (надзора) в отношении предприятия.
3.2. В случае, указанном в подпунктах "а" и "б" пункта 3.1 настоящей Схемы, в случае выявления нарушений Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе" при проведении документарного или физического контроля Товара владелец Товара несет расходы по отбору проб Товара, транспортировке отобранных образцов в лабораторию и их лабораторному исследованию. Лабораторные исследования образцов должны проводиться по всем показателям безопасности в целях определения возможности дальнейшего использования или уничтожения конкретной партии Товара.
При отсутствии нарушений (подпункт "б" пункта 3.1 настоящей Схемы) лабораторные исследования отобранных проб проводятся в рамках государственной работы "Проведение лабораторных исследований сырья, продукции животного происхождения, кормов и биологического материала в целях обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов".