<Письмо> Росреестра от 31.03.2015 N 19-исх/04428-СМ/15
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 31 марта 2015 г. N 19-исх/04428-СМ/15
О КАДАСТРОВОМ ДЕЛЕНИИ
В соответствии с пунктом 2.7.5 Плана мероприятий по устранению противоречий в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в государственном кадастре недвижимости, утвержденного Росреестром 01.11.2012, а также в соответствии с протоколами оперативного совещания в Росреестре от 23.10.2012 N 24 и от 06.11.2012 N 29 в настоящее время ФГБУ "ФКП Росреестра" проводит мероприятия по актуализации кадастрового деления территории Российской Федерации и утверждению кадастрового деления кадастровых округов на кадастровые районы, а также кадастрового деления кадастровых районов на кадастровые кварталы соответствующими приказами.
При проведении указанных работ филиалы ФГБУ "ФКП Росреестра" по субъектам Российской Федерации (далее - Филиалы), руководствуясь приказом Росреестра от 20.05.2014 N П/229 "О порядке принятия решения федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по реализации полномочий по осуществлению кадастрового деления территории соответствующего кадастрового округа на кадастровые районы и кадастровые кварталы" (далее - Приказ N П/229), направляют в управления Росреестра по субъектам Российской Федерации (далее - Управления Росреестра) проекты приказов "Об утверждении кадастрового деления кадастровых районов кадастровых округов" (далее - Проект приказа) на согласование.
В связи с отказами отдельных Управлений Росреестра в согласовании Проектов приказов и поступившим в Росреестр обращением ФГБУ "ФКП Росреестра" об оказании содействия в целях исключения необоснованных отказов и недопонимания при проведении таких работ считаем необходимым отметить следующее.
1. По вопросу отказов в согласовании Проектов приказов по причине того, что кадастровое деление кадастрового округа уже утверждено ранее изданными приказами комитетов по земельным ресурсам и землеустройству соответствующих субъектов Российской Федерации (в некоторых случаях - приказами управлений Роснедвижимости по соответствующим субъектам Российской Федерации), в связи с чем необходимо вносить изменения или отменять действующие приказы, отмечаем.
ФГБУ "ФКП Росреестра" не вправе вносить изменения в ранее изданные приказы комитетов по земельным ресурсам и землеустройству соответствующих субъектов Российской Федерации (далее - Комитеты), а также в приказы управлений Роснедвижимости по соответствующим субъектам Российской Федерации (далее - Управления Роснедвижимости).
С момента утверждения приказа ФГБУ "ФКП Росреестра" о кадастровом делении кадастрового округа на кадастровые районы, а также кадастрового деления кадастровых районов на кадастровые кварталы ранее изданные соответствующие приказы Комитетов и приказы Управлений Роснедвижимости не применяются.
Соответствующие разъяснения направлялись Росреестром письмом от 16.05.2014 N 09-исх/05575-ГЕ/14 (прилагается).
Таким образом, отказ Управлений Росреестра в согласовании Проектов приказов по причине уже существующего кадастрового деления кадастрового округа на кадастровые районы и кадастрового деления кадастровых районов на кадастровые кварталы, утвержденного ранее Комитетами (Управлениями Роснедвижимости, Росреестра), полагаем необоснованным.
2. По вопросу описания местоположения границ кадастровых районов и его соответствия описанию местоположения границ административно-территориального деления сообщаем.
Исходя из анализа представленных ранее в Росреестр материалов и документов, границы кадастрового деления и описание границ кадастровых районов и кадастровых кварталов на территории субъектов Российской Федерации ранее были утверждены соответствующими приказами Комитетов и Управлений Роснедвижимости, подготовленных в целях выполнения положений Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", приказа Росземкадастра от 14.05.2001 N П/89 "О кадастровом делении территории Российской Федерации" в соответствии с Правилами кадастрового деления территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660 (далее - Правила N 660), и не содержат значений координат характерных точек границ кадастровых районов и кадастровых кварталов.
При этом согласно положениям пунктов 4, 6 Правил N 660:
кадастровый округ включает в себя, как правило, территорию субъекта Российской Федерации, а также акваторию внутренних вод и территориального моря, прилегающую к этой территории;
кадастровый район включает в себя, как правило, территорию административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации.
Строгое соответствие границ кадастровых округов и кадастровых районов административно-территориальным границам не устанавливалось.
В настоящее время проведение работ по установлению или изменению единиц кадастрового деления осуществляется в соответствии с требованиями Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации, а также порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 04.04.2011 N 144 (далее - Порядок кадастрового деления).
При этом пунктом 11 Порядка кадастрового деления предусмотрено, что изменение описания местоположения границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований и населенных пунктов, а также прекращение существования, образование новых и изменение субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и населенных пунктов не влечет изменения кадастрового деления.
Таким образом, действующим Порядком кадастрового деления также не предусмотрена необходимость строгого соответствия описания прохождения границ кадастрового деления описанию прохождения административно-территориальных границ.
Вместе с тем при подготовке и согласовании Проектов приказов и приложений к ним считаем целесообразным руководствоваться следующим:
1) по возможности сохранять ранее установленные наименования кадастровых районов, а также нумерацию кадастровых районов и кадастровых кварталов;
2) в каждом кадастровом округе может быть только один кадастровый район с порядковым номером "0" и наименованием "Условный", в котором соответственно - один кадастровый квартал с порядковым номером "0", границы которых совпадают с границами соответствующего кадастрового округа;
3) схемы расположения кадастровых районов в границах кадастрового округа и схемы расположения кадастровых кварталов оформляются с учетом требований, предъявляемым к картографическим материалам:
все знаки, использованные при подготовке схем, указываются в условных обозначениях;
не допускается перекрытие надписей номеров кадастровых кварталов друг с другом, с номерами характерных точек границ и с границами кадастровых кварталов;
не допускается размещение на схеме однотипных надписей (например, номеров кадастровых кварталов), выполненных под разными углами или с применением различных видов, размеров и начертаний шрифтов;
границы кадастровых районов (кадастровых кварталов) на соответствующих схемах расположения должны представлять собой однозначно определяемый замкнутый контур (для достижения данного требования допускается отображение границ кадастровых районов в цвете, а также заливка изображения кадастровых районов (кадастровых кварталов);
4) при описании местоположения границ кадастровых районов и кадастровых кварталов единицы каждого из уровней кадастрового деления должны покрывать соответствующую территорию без наложений и разрывов;
5) при описании местоположения границ кадастровых районов и кадастровых кварталов в виде значений координат характерных точек границ учитываются:
имеющиеся на момент проведения таких работ текстовое и графическое описание таких границ, утвержденное ранее приказами Комитетов и Управлений Роснедвижимости, Управлений Росреестра;
соответствие ранее утвержденного текстового описания требованиям Порядка кадастрового деления;
соответствие описания границ кадастрового деления (в том числе подготовленное в виде координат характерных точек границ соответствующих единиц кадастрового деления) описанию прохождения границ административно-территориального деления, при наличии сведений о таких границах в государственном кадастре недвижимости (рекомендуется избегать пересечений, разрывов и необоснованного несоответствия указанных границ);
при описании прохождения границ кадастровых районов и кадастровых кварталов не допускается наличие пересечений, разрывов и несоответствие границ кадастрового деления между собой.
В случае наличия в государственном кадастре недвижимости сведений о прохождении границ административно-территориального деления местоположение границ кадастрового деления целесообразно проводить по границам административно-территориального деления с учетом границ земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет и местоположение границ которых установлено в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При описании прохождения границ кадастровых районов, границы которых одновременно являются границами кадастровых округов, в случае выявления пересечения границ земельных участков, расположенных на территории смежных кадастровых округов, необходимо определять местоположение таких границ по границам земельных участков, местоположение которых установлено в соответствии с требованиями действующего законодательства с более высокой точностью.
3. По вопросу отражения в Проекте приказа точности определения координат характерных точек границ единиц кадастрового деления полагаем возможным отметить, что до установления нормативными правовыми актами требований к дежурным кадастровым картам (в частности к масштабу таких карт, ведение которых осуществляется в электронном виде) отражение точности определения координат характерных точек границ единиц кадастрового деления в приложении об описании местоположения границ кадастровых районов (кадастровых кварталов) нецелесообразно.
4. В части отражения в Проекте приказа информации о том, какое именно описание границ кадастрового деления утверждается - текстовое или координатное, отмечаем, что положения пункта 9 Порядка кадастрового деления допускают установление границ кадастрового деления, как с помощью координат характерных точек границ, так и путем указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, при этом данным порядком не предусмотрено обязательное наличие одновременно текстового и координатного описания.
В связи с этим, по мнению Росреестра:
текстовое описание не является обязательным и при наличии картографической основы государственного кадастра недвижимости может являться дополнением к координатному описанию прохождения границ кадастрового деления однозначно определяющим прохождение границ кадастровых кварталов (районов) по внешним границам природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения (например, по левой стороне автомобильной дороги (или по левому берегу реки), обозначенной внемасштабным знаком);
отражение в Проекте приказа информации о том, какое именно описание границ кадастрового деления утверждается, нецелесообразно.
5. По вопросу изменения наименования Проекта приказа в связи с замечанием территориальных органов Росреестра о том, что согласно пункту 1 Приказа N П/229 в территориальные органы Росреестра направляются приказы по установлению (изменению) границ кадастровых районов и кадастровых кварталов отмечаем.
Приказ N П/229 разработан в целях оптимизации работы по приведению кадастрового деления территории Российской Федерации в соответствие с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и Порядка кадастрового деления.
В соответствии с приказом Росреестра от 18.05.2012 N П/213 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочиями по осуществлению кадастрового деления территории Российской Федерации на кадастровые районы и кадастровые кварталы" (далее - Приказ N П/213) установление и изменение границ кадастровых районов и кадастровых кварталов осуществляет ФГБУ "ФКП Росреестра".
Приказом N П/213 предусмотрено, что руководители территориальных органов Росреестра обеспечивают контроль исполнения ФГБУ "ФКП Росреестра" полномочий по осуществлению кадастрового деления территории соответствующего кадастрового округа на кадастровые районы и кадастровые кварталы.
В этой связи Приказ N П/229 в том числе предусматривает:
необходимость согласования проектов приказов ФГБУ "ФКП Росреестра" по установлению и изменению кадастровых районов и кадастровых кварталов руководителями территориальных органов Росреестра;
сроки такого согласования.
Согласно положениям Порядка кадастрового деления установление (изменение) кадастрового деления заключается:
в присвоении уникального номера и наименования кадастровому округу и кадастровому району;
в присвоении уникального номера кадастровому кварталу;
в определении местоположения границ единиц кадастрового деления, которое устанавливается по координатам характерных точек границ, определяемых в системе координат, используемой для ведения государственного кадастра недвижимости на соответствующей территории.
Полученное описание местоположения границ независимо от того, устанавливаются такие границы или изменяются ранее установленные, утверждаются соответствующим приказом.
Полагаем, что применительно к приказам о кадастровом делении в рассматриваемом случае формулировка "установить" либо "утвердить" в названии приказа не имеет принципиального различия, поэтому с учетом проведенной работы в большинстве субъектов Российской Федерации и в целях сохранения единообразия изменение наименования Проектов приказов нецелесообразно.
В части сроков согласования территориальными органами Росреестра Проектов приказов пунктом 2 Приказа N П/229 установлен срок не более 10 рабочих дней с момента поступления Проектов приказов, при этом, однако, необходимо учитывать, что кадастровое деление разных кадастровых округов существенно различается по количеству кадастровых районов и кадастровых кварталов, а также по протяженности границ единиц кадастрового деления и соответственно количеству характерных точек.
В целях более качественного рассмотрения Проектов приказов территориальными органами Росреестра и исключения случаев неоднократных возвратов таких проектов на доработку с замечаниями полагаем целесообразным рекомендовать Филиалам направлять подготовленные Проекты приказов предварительно на рассмотрение в территориальные органы Росреестра в рабочем порядке либо рассматривать возникающие проблемные вопросы с кадастровым делением в рамках работы совместных рабочих групп.
Заместитель руководителя
С.Г.МИРОШНИЧЕНКО