Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Росреестра от 29.10.2015 N 14-исх/15553-ГЕ/15

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО

от 29 октября 2015 г. N 14-исх/15553-ГЕ/15

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение, направляет копию ответа заявителю.

Заместитель руководителя

Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО

от 28 октября 2015 г. N 14-10108/15

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращения, в том числе поступившее из Минэкономразвития России, полагает возможным сообщить следующее.

Как доложило ФГБУ "ФКП Росреестра", при анализе представленной филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по <...> (далее - Филиал) информации по вопросу принятия органом кадастрового учета решений о приостановлении осуществления кадастрового учета (впоследствии об отказе в осуществлении кадастрового учета) по результатам рассмотрения заявлений о постановке на кадастровый учет, поданных в отношении указанных в приложении 3 "Перечень домов, не поставленных на государственный кадастровый учет" к обращению многоквартирных домов, установлено следующее.

Решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (впоследствии было принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета) принято органом кадастрового учета в связи с нарушением части 4.1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), согласно которой орган кадастрового учета при постановке на учет многоквартирного дома осуществляет постановку на учет всех расположенных в нем помещений (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме): в орган кадастрового учета поступили документы в отношении многоквартирного дома и расположенного в нем одного помещения.

По вопросу принятия органом кадастрового учета решения о приостановлении осуществления кадастрового учета отмечаем следующее.

В соответствии с частью 8 статьи 41 Закона о кадастре сведения о помещении, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в котором расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в котором расположено помещение, а также изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта помещения или изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение. В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.

Согласно пункту 13 требований к подготовке технического плана помещения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 29.11.2010 N 583 (далее - Требования к помещению):

сведения о помещении указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод в эксплуатацию здания или сооружения, в котором находится помещение, проектной документации здания или сооружения, в котором находится помещение, изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта помещения или изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта здания или сооружения, в котором находится помещение. Копии указанных документов включаются в состав приложения технического плана;

если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление или принятие указанных документов, сведения о помещении указываются в техническом плане на основании декларации об объекте недвижимости, подготовленной в соответствии с формой и требованиями к подготовке декларации об объекте недвижимости, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 13.12.2010 N 628, на основании части 10 статьи 41 Закона о кадастре;

если для подготовки технического плана помещения использовались иные документы, предусмотренные федеральными законами, их копии также включаются в состав приложения технического плана помещения;

в случае подготовки технического плана помещения на основе проектной документации на здание (сооружение) в состав приложения технического плана помещения включаются копии тех листов проектной документации на здание (сооружение), которые содержат включенные в состав технического плана сведения.

Представленные на кадастровый учет технические планы здания и расположенных в нем помещений были подготовлены на основании технического паспорта здания и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (далее - Разрешение).

В действовавшей на момент подготовки Разрешения форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 N 698 (утратило силу 15.05.2015), не было предусмотрено отражение необходимых для государственного кадастрового учета сведений о каждом из помещений, расположенных в здании (сооружении) (в частности, об их площади). (В составе сведений Разрешения отсутствовала предусмотренная статьей 7 Закона о кадастре информация о заявленных на кадастровый учет помещениях.)

Учитывая положения части 8 статьи 41 Закона о кадастре, сведения о помещениях, расположенных в многоквартирном доме, могут быть указаны в техническом плане на основании технического паспорта здания при наличии в нем сведений о таких помещениях.

При этом полагаем необходимым отметить, что согласно Требованиям к подготовке технического плана здания, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2010 N 403 (далее - Требование к зданию), в отношении многоквартирного дома и расположенных в нем помещений оформляется один технический план.

В этой связи требование органа кадастрового учета о включении в состав приложения представленных в орган кадастрового учета вместе с техническим планом здания в виде отдельных документов в формате XML технических планов помещений (представлялись до 26.08.2015, то есть до введения в действие новой XML-схемы технического плана здания) названного технического паспорта при наличии такового в составе приложения технического плана здания, на наш взгляд, является необоснованным.

Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что представленный в составе технического плана здания технический паспорт согласно указанной на титульном листе дате (01.06.2012) подготовлен до введения здания (многоквартирного дома) в эксплуатацию (Разрешение).

Впоследствии в орган кадастрового учета представлялись дополнительные документы для устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, по результатам рассмотрения которых были приняты решения об отказе в снятии приостановления, а 24.08.2015 - об отказе в осуществлении кадастрового учета, поскольку представленная в составе технического плана здания проектная документация оформлена ненадлежащим образом; в качестве дополнительных документов был представлен технический план, содержащий сведения только о здании (многоквартирном доме).

4. По вопросу принятия органом кадастрового учета решений о приостановлении осуществления кадастрового учета, об отказе в снятии приостановления и об отказе в осуществлении кадастрового учета, принятых по результатам рассмотрения заявлений о постановке на кадастровый учет зданий (многоквартирных домов), сообщаем следующее.

В 2014 г. по результатам рассмотрения заявлений о постановке на кадастровый учет вышеуказанных зданий органом кадастрового учета были приняты решения о приостановлении осуществления кадастрового учета (впоследствии об отказе в осуществлении кадастрового учета) в связи с нарушением части 4.1 статьи 25 Закона о кадастре: отсутствие технических планов на все входящие в многоквартирные дома помещения (в том числе составляющие общее имущество в таких многоквартирных домах).

В 2015 г. также поступали заявления о постановке на кадастровый учет вышеуказанных зданий, по результатам рассмотрения которых органом кадастрового учета принимались решения о приостановлении осуществления кадастрового учета, об отказе в снятии приостановления (далее - Решения) (впоследствии - об отказе в осуществлении кадастрового учета в связи с истечением срока приостановления и неустранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решений о приостановлении) в том числе по следующим основаниям:

в нарушение части 4.1 статьи 25 Закона о кадастре не представлены технические планы на все входящие в многоквартирные дома помещения (в том числе составляющие общее имущество в таких многоквартирных домах); в нарушение пункта 42 Требований к зданию в разделе "Характеристики помещения (помещений) многоквартирного дома" технических планов зданий отсутствовали сведения о нежилых помещениях, составляющих общее имущество в многоквартирных домах;

представленные документы не содержат необходимые для кадастрового учета сведения о помещениях (как указано выше, также отсутствовала проектная документация);

выявлены противоречия в представленных технических планах в электронной форме в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем, и разрешениях на ввод объектов в эксплуатацию в части сведений о площади заявленных к кадастровому учету объектов;

использование неактуальных сведений государственного кадастра недвижимости;

истечение срока действия сертификата электронной цифровой подписи кадастрового инженера;

несоответствие сведений об адресе объектов учета, указанных в технических планах и в распоряжениях органа, уполномоченного на присвоение таких адресов объектам недвижимости;

согласно техническим планам помещений некоторые заявленные на кадастровый учет помещения в многоквартирных домах состоят из комнат, не имеющих доступ друг к другу без использования помещений общего пользования в здании;

имелись противоречия в представленных на кадастровый учет документах в части графического отображения помещений, расположенных в зданиях;

в представленных на кадастровый учет технических планах отсутствовали планы расположения помещений в зданиях.

Также, учитывая положения части 8 статьи 41 Закона о кадастре и пункта 13 Требований к помещению, отмечаем, что необходимые для кадастрового учета сведения о помещении могут быть указаны в техническом плане помещения на основании дополнительного документа - декларации об объекте недвижимости, если проектная документация, разрешение на ввод в эксплуатацию здания не содержат всех необходимых сведений о помещении, подлежащих внесению в технический план.

Указанные в Решениях замечания относительно обязательного включения в состав приложения представленных вместе с техническими планами зданий технических планов помещений в виде отдельных XML-схем проектной документации, на основании которой сведения о помещениях были отражены в технических планах помещений, как указано выше, учитывая положения Требований к зданию, на наш взгляд, являются ошибочными.

Как сообщило ФГБУ "ФКП Росреестра", замечания относительно непредставления проектной документации в полном объеме (согласно пояснениям Филиала данная причина указана в связи с отсутствием свидетельства о допуске к определенным видам работ и несогласования проекта с заказчиком кадастровых работ), отсутствия в составе приложений технических планов помещений документа, подтверждающего полномочия П. (при этом в решениях, действительно, имеется опечатка в указании фамилии - П.) действовать от имени ООО <...>, являются ошибочными.

Также сообщаем, что в соответствии с Законом о кадастре Росреестр не уполномочен признавать законными или незаконными решения органа кадастрового учета, а также отменять их. Согласно части 10 статьи 26 и части 13 статьи 27 Закона о кадастре решения о приостановлении/отказе в осуществлении государственного кадастрового учета могут быть обжалованы в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим технический план, представленный для осуществления кадастрового учета.

Дополнительно ФГБУ "ФКП Росреестра" поручается:

взять на контроль действия Филиала по организации взаимодействия с кадастровыми инженерами по вопросам постановки на государственный кадастровый учет вводимых в эксплуатацию многоквартирных домов, а также помещений в них;

обеспечить соблюдение Филиалом норм действующего законодательства при принятии решений об осуществлении, приостановлении, отказе в проведении государственного кадастрового учета, в том числе исключение из практики предъявления дополнительных требований, не предусмотренных действующим законодательством, к документам, подготовленным в результате проведения кадастровых работ, принять меры к устранению причин и условий, способствующих нарушению прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций, вызывающих поступление обращений о неправомерных действиях органа кадастрового учета.

Начальник Управления

методического обеспечения

и анализа в сфере регистрации

прав и кадастрового учета

Н.С.ЛЕЩЕНКО

Другие документы по теме
<Об имуществе государственных, муниципальных предприятий>
"О материальной поддержке аспирантов и докторантов федеральных вузов"
"Об опубликовании и вступлении в силу нормативного правового акта ФТС России"
<Об отражении в бюджетном учете и отчетности операций по перечислению средств на покупку иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации>
Ошибка на сайте