Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Росреестра от 21.04.2010 N 14-3071-ГЕ

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО

от 21 апреля 2010 г. N 14-3071-ГЕ

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение, сообщает следующее.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", иными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность Росреестра, вопросы предоставления в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, не относятся к компетенции Росреестра. Вместе с тем, принимая во внимание то, что право собственности на земельные участки подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), полагаем возможным отметить следующее.

Решение о проведении государственной регистрации прав (приостановлении государственной регистрации, отказе в государственной регистрации) принимается государственным регистратором после проведения правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию прав, и проверки законности сделки. Согласно пункту 93 Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Приказом Минюста России от 14.09.2006 N 293 (далее - Регламент), проверяя юридическую силу правоустанавливающих документов при проведении правовой экспертизы, государственный регистратор должен, в частности, установить:

соответствие документа (формы и содержания) требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте его издания;

обладал ли орган государственной власти (орган местного самоуправления) соответствующей компетенцией на издание акта, а также соблюден ли порядок издания таких актов, в том числе уполномоченное ли лицо подписало этот акт.

В соответствии с пунктом 94 Регламента при проверке законности сделки государственный регистратор проверяет в том числе:

полномочия по распоряжению недвижимостью лиц, не являющихся собственниками имущества, в случаях, когда закон допускает распоряжение объектом недвижимого имущества не его собственником;

соблюдение прав и законных интересов третьих лиц, не участвующих в сделке, а также публично-правовых интересов в установленных законом случаях.

При проведении правовой экспертизы решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении в собственность земельного участка государственный регистратор должен, в частности, проверить наличие (отсутствие) установленного федеральным законом запрета на приобретение в частную собственность соответствующего земельного участка. При этом если документы, представленные на государственную регистрацию прав, не соответствуют требованиям действующего законодательства, в государственной регистрации прав должно быть отказано (пункт 1 статьи 20 Закона о регистрации).

Учитывая изложенное, полагаем, что проблемы, затронутые в обращении, заслуживают внимания. При принятии уполномоченными органами решений о предоставлении земельных участков в частную собственность должно обеспечиваться соблюдение принципов земельного законодательства, в том числе приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, сочетание интересов общества и законных интересов граждан и др.

Вместе с тем возложение обязанностей по предоставлению дополнительной информации о земельном участке (в том числе информации о нахождении испрашиваемого земельного участка в пределах береговой полосы, в зоне особо охраняемой природной территории и т.д.) на заявителя, по нашему мнению, не может быть поддержано. Полагаем, что необходимые сведения об объекте недвижимости должны быть получены от соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления. При этом представляется, что в действующих федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации заложены нормы, позволяющие решить вопрос об организации взаимодействия между органами государственной власти различных уровней, а также органами местного самоуправления по получению сведений, необходимых для работы указанных органов.

Заместитель руководителя

Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА

Другие документы по теме
"О реализации положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при проведении налогового контроля" (вместе с <Письмом> Минфина России от 18.08.2015 N 03-02-07/2/47667, <Письмом> Минэкономразвития России от 25.06.2015 N Д28и-1897 "О реализации положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд")
"О направлении писем Минфина России от 03.03.2006 N 03-11-02/49 и от 06.03.2006 N 03-11-02/50" (вместе с Письмом Минфина РФ от 03.03.2006 N 03-11-02/49, <Письмом> Минфина РФ от 06.03.2006 N 03-11-02/50)
"О порядке заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость"
<О безвозмездности услуг по перечислению денежных средств с использованием телеграфной технологии по расчетным документам>
Ошибка на сайте