<Письмо> Росреестра от 21.05.2010 N 14-2431/10
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 21 мая 2010 г. N 14-2431/10
Управление контроля и методического обеспечения в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Управление Росреестра), рассмотрев обращение, сообщает следующее.
Росреестр и его территориальные органы осуществляют государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), иными нормативными правовыми актами, в том числе Административным регламентом исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным Приказом Минюста России от 14.09.2006 N 293 (далее - Административный регламент).
В соответствии со статьей 13 Закона о регистрации решение о проведении государственной регистрации права или об отказе в ее проведении принимает государственный регистратор по результатам правовой экспертизы представленных документов.
Полномочия специалистов, осуществляющих правовую экспертизу документов, определены пунктами 92, 93 Административного регламента.
Государственный регистратор проверяет наличие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) записей об объекте недвижимости:
о зарегистрированных правах;
о ранее заявленных правах (правопритязаниях);
о зарегистрированных сделках;
о зарегистрированных ограничениях (обременениях) права, в том числе арестах, запрещениях заключения сделок.
Если в ЕГРП имеется запись об аресте, запрещении совершения сделок с недвижимым имуществом, установленных до совершения сделки, представления заявления о государственной регистрации прав, государственный регистратор принимает необходимые меры по получению дополнительных сведений на основе официального письменного запроса о том, существовало ли на момент совершения сделки, представления заявления о государственной регистрации прав ограничение, зарегистрированное в ЕГРП и препятствующее проведению государственной регистрации прав.
Если в ЕГРП имеется запись о зарегистрированном ограничении (обременении) права, государственный регистратор проверяет также указание на наличие этого ограничения (обременения) в документах, представленных на государственную регистрацию сделки и (или) перехода права.
Проверяя юридическую силу правоустанавливающих документов, государственный регистратор устанавливает:
соответствие требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа, формы и содержания документа;
обладал ли орган государственной власти (орган местного самоуправления) соответствующей компетенцией на издание акта, а также соблюден ли порядок издания таких актов, в том числе уполномоченное ли лицо подписало этот акт;
соответствие сведений об объекте недвижимого имущества, указанных в документах, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества, аналогичным сведениям, указанным в правоустанавливающем документе;
наличие соответствующих прав по распоряжению объектом недвижимости у подписавшего документ лица.
Таким образом, определение (установление) цены имущества, передаваемого в качестве вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью, не является предметом правовой экспертизы, осуществляемой специалистами территориальных органов Росреестра.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17 Закона о регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона о регистрации и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В рамках установленной компетенции Росреестр не вправе обязывать государственных регистраторов (свои территориальные органы) приостанавливать государственную регистрацию прав, отказывать в ее проведении, а также отменять решения государственных регистраторов, принятые ими по результатам правовой экспертизы представленных заявителями документов.
В соответствии со статьей 2 Закона о регистрации зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Кроме того, отмечаем, что Росреестр как орган бесспорной юрисдикции, его территориальные органы и должностные лица в своей деятельности руководствуются также основными положениями (принципами) гражданского законодательства (в частности, недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела), закон не дает данным органам права при приеме на государственную регистрацию и рассмотрении документов исходить из того, что участники гражданского оборота недвижимости действуют недобросовестно, в ущерб правам и интересам третьих лиц.
Отсутствие установленных вступившим в законную силу судебным решением фактов недобросовестности участников гражданских правоотношений не позволяет судить об обоснованности приводимых доводов.
В случае, если подобные факты будут установлены судом, суд в пределах заявленных исковых требований может также рассмотреть вопрос о действительности сделки, признании права за другим лицом, гражданско-правовой ответственности лиц, нарушивших законные права и интересы участников гражданских правоотношений (без учета мнения Росреестра по данному вопросу).
По вопросу о непредоставлении информации ограниченного доступа сообщаем следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона о регистрации сведения о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются в установленном федеральным законом порядке только ограниченному кругу лиц, а именно, лицам, поименованным в данной норме Закона о регистрации.
Заместитель начальника
Управления контроля
и методического обеспечения
в сфере регистрации прав
и кадастрового учета
Е.М.ЕФРЕМЕНКО