<Письмо> Росреестра от 16.03.2012 N 14-1890-ГЕ
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 16 марта 2012 г. N 14-1890-ГЕ
О РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в связи с вступлением 11.03.2012 в силу Федерального закона от 28.02.2012 N 8-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О геодезии и картографии" и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (далее - Закон) сообщает.
В соответствии со статьей 2 Закона статья 12 Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (далее - Закон N 93-ФЗ) изложена в новой редакции, согласно которой исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК), вправе обеспечивать проведение кадастровых работ, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, и находящиеся на таких земельных участках объекты капитального строительства.
В указанных целях соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления в том числе:
подают заявления и другие документы о проведении государственного кадастрового учета земельных участков и находящихся на таких земельных участках объектов капитального строительства;
получают кадастровые паспорта объектов недвижимости (земельных участков и находящихся на таких земельных участках объектов капитального строительства) и другие документы и передают такие документы гражданам, в интересах которых осуществлялся государственный кадастровый учет;
подают от имени граждан (в качестве уполномоченных лиц) заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые для осуществления такой государственной регистрации документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также получают свидетельства о государственной регистрации прав и (или) иные документы и передают их гражданам, в интересах которых осуществлялась такая государственная регистрация.
С целью обеспечения реализации положений Закона предлагаем руководствоваться следующим:
1) при осуществлении государственного кадастрового учета:
согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 статьи 20 Закона о кадастре лица или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на указании федерального закона (в данном случае на Законе N 93-ФЗ);
с учетом положений части 2 статьи 20 Закона о кадастре с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе обратиться как от собственного имени, так и от имени гражданина;
с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе обратиться в качестве представителя гражданина, действующего в силу полномочий, основанных на статье 12 Закона N 93-ФЗ;
в соответствующем заявлении (о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости) в качестве реквизитов документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, должны быть указаны статья 12 Закона N 93-ФЗ и реквизиты заявления гражданина, поступившего в соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Кроме того, указанное заявление гражданина должно быть представлено в орган кадастрового учета в качестве документа, подтверждающего полномочия органа государственной власти или органа местного самоуправления действовать от имени гражданина (оригинал, который после его копирования органом кадастрового учета возвращается заявителю с соответствующей распиской);
принимая во внимание, что в силу статьи 12 Закона N 93-ФЗ исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе выступать заказчиками кадастровых работ на основании заявлений граждан, в графе "3" титульного листа межевого плана в качестве заказчика кадастровых работ в данном случае должен быть указан соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления;
2) при осуществлении государственной регистрации прав:
в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом; в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления;
в силу статьи 12 Закона N 93-ФЗ с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, и находящиеся на таком земельном участке объекты капитального строительства от имени гражданина может обратиться орган государственной власти или орган местного самоуправления;
в соответствующем заявлении о государственной регистрации прав в качестве реквизитов документа, подтверждающего полномочия представителя правообладателя, должны быть указаны статья 12 Закона N 93-ФЗ и реквизиты заявления гражданина, поступившего в соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления. Кроме того, указанное заявление гражданина должно быть представлено в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав в качестве документа, подтверждающего полномочия органа государственной власти или органа местного самоуправления действовать от имени гражданина (оригинал, который после проведения государственной регистрации подлежит возврату, и копия).
Также отмечаем, что в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации от имени исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления полномочия по представлению документов на государственную регистрацию прав и государственный кадастровый учет граждан в рассматриваемом случае вправе осуществлять руководители соответствующих органов, иные лица, обладающие правом действовать от имени органа государственной власти или органа местного самоуправления без доверенности, а также лица, получившие доверенность от соответствующего органа. При этом в силу части 1 статьи 20 Закона о кадастре доверенность на представление заявления о государственном кадастровом учета, в том числе выданная органом государственной власти или органом местного самоуправления, должна быть нотариально удостоверена, а в соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о регистрации доверенность на представление документов на государственную регистрацию от имени органа государственной власти или органа местного самоуправления, составленная на бланке данного органа, заверенная печатью и подписью руководителя данного органа, нотариального удостоверения не требует.
Заместитель руководителя
Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА