<Письмо> Росреестра от 08.10.2025 N 14-10331-ЛЛ/25
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 8 октября 2025 г. N 14-10331-ЛЛ/25
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в дополнение к ранее направленному письму Росреестра от 15.11.2024 N 14-11052-ТГ/24 сообщает.
Согласно статье 16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК) государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ЗК и федеральными законами.
В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, указанные в статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Федеральным законом от 26.12.2024 N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в законодательство были внесены изменения, в связи с чем, исходя из действующих положений пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Закон N 29-ФЗ), земельные участки, предоставленные и (или) предназначенные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N 29-ФЗ, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
По мнению Росреестра:
в указанном случае установление обстоятельств, на основании которых должно быть осуществлено разграничение государственной собственности на земельные участки, может быть обусловлено соответствующими документами, например, документами территориального планирования, в соответствии с которыми земельные участки предназначены для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, либо документацией по планировке территории, в соответствии с которой земельные участки образуются специально для указанных целей;
поскольку назначение соответствующей территории и земельных участков, расположенных в ее границах, подлежит изменению на основании указанных документов для целей размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, отнесение таких земельных участков к земельным участкам общего пользования не является препятствием для возникновения права собственности Российской Федерации.
Руководителям, исполняющим обязанности руководителей территориальных органов Росреестра, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя необходимо обеспечить доведение до сведения государственных регистраторов прав соответствующей информации.
Л.С.ЛИЛИНА