<Письмо> Росреестра от 12.02.2019 N 14-01363-ГЕ/19
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 12 февраля 2019 г. N 14-01363-ГЕ/19
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и возможного учета в работе копию письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 06.02.2019 N 14-01261/19 по вопросу осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения прав Центрального банка Российской Федерации и Российского объединения инкассации Центрального банка Российской Федерации на объекты недвижимости, прекратившие свое существование в связи с их сносом.
Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 6 февраля 2019 г. N 14-01261/19
В Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии рассмотрены в рамках компетенции Росреестра письма Департамента недвижимости Банка России, Российского объединения инкассации Центрального банка Российской Федерации (далее - Объединение "РОСИНКАС"), в связи с чем сообщаем.
Прежде всего, отмечаем, что:
в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр уполномочен осуществлять в том числе государственный кадастровый учет недвижимого имущества, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставление сведений, содержащихся в нем, и не наделен полномочиями по разъяснению и толкованию законодательства Российской Федерации;
Росреестр (его территориальные органы) осуществляет государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) (в том числе с учетом разъяснений, данных уполномоченными законом органами) и, являясь федеральным органом исполнительной власти, должен применять нормы действующего законодательства так, как они изложены, не допуская их нарушения и самовольного толкования.
Принимая во внимание ранее направленное в Объединение "РОСИНКАС" письмо, учитывая также положения пункта 3 статьи 125, пункта 1 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", пункта 4 части 1, пункта 2 части 2, пункта 1 части 3 статьи 15 Закона о регистрации, полагаем, что в целях снятия с государственного кадастрового учета, а также государственной регистрации прекращения прав на объекты, прекратившие свое существование, в орган регистрации прав должны одновременно обратиться:
1) если на объект зарегистрированы право собственности Российской Федерации и (или) вещное право Банка России, а также иное (не собственность) вещное право Объединения "РОСИНКАС":
уполномоченный представитель Банка России (действующий от имени собственника объекта) - с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации, права Банка России на объект недвижимости в связи с прекращением его существования;
уполномоченный представитель Объединения "РОСИНКАС" - с заявлением о государственной регистрации прекращения зарегистрированного права Объединения "РОСИНКАС" на объект;
2) если на объект право собственности Российской Федерации и (или) право Банка России не зарегистрированы, но зарегистрировано иное (не собственность) вещное право Объединения "РОСИНКАС":
уполномоченный представитель Банка России - с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости в связи с прекращением его существования;
уполномоченный представитель Объединения "РОСИНКАС" - с заявлением о государственной регистрации прекращения зарегистрированного права Объединения "РОСИНКАС" на объект недвижимости;
3) если в отношении снесенного объекта недвижимости зарегистрировано право собственности Объединения "РОСИНКАС":
уполномоченный представитель Объединения "РОСИНКАС" - с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права Объединения "РОСИНКАС" на объект недвижимости в связи с прекращением его существования.
При этом, учитывая, что в связи с прекращением существования объекта недвижимости прекращаются и все права на него, полагаем, что внесение изменений в сведения ЕГРН о виде зарегистрированного за Объединением "РОСИНКАС" права не требуется.
Также отмечаем, что согласно статье 23 Закона о регистрации акт обследования (далее - Акт) представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.
В соответствии с пунктом 3 Требований к подготовке акта обследования, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 (далее - Требования):
Акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений ЕГРН, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости;
указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения ЕГРН, включаются в состав приложения к Акту;
в случае отсутствия в составе приложения соответствующих документов в строке "Заключение кадастрового инженера" должна быть приведена причина их неиспользования.
Принимая во внимание положения статьи 23 Закона о регистрации, а также то, что в Требованиях прямо указано на возможность отсутствия в составе приложения к Акту документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости, и необходимость в этом случае включения в раздел "Заключение кадастрового инженера" описания причин неиспользования документов, подтверждающих, что объект недвижимости прекратил свое существование, полагаем, что отсутствие согласия Банка России на снос объектов недвижимости в составе приложения к Акту, равно как и непредставление такого согласия в качестве самостоятельного документа с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Также отмечаем, что изложенное в настоящем письме мнение Росреестра будет доведено до сведения территориальных органов Росреестра, ФГБУ "ФКП Росреестра", Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя.
И.о. начальника Управления
методического обеспечения и анализа
в сфере регистрации прав
и кадастрового учета
Ю.В.КУНИЦЫНА