Письмо Росреестра от 29.07.2020 N 13-00121/20
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 29 июля 2020 г. N 13-00121/20
О ПРИМЕНЕНИИ
ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОМ КАДАСТРОВОМ УЧЕТЕ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА ЧАСТЕЙ 13 И 14 СТАТЬИ 40 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 13 ИЮЛЯ 2015 Г. N 218-ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
НЕДВИЖИМОСТИ" В ЧАСТИ УКАЗАНИЯ КОНТУРОВ ОБЪЕКТОВ
КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА)
Вопрос: О применении при государственном кадастровом учете объектов капитального строительства положений частей 13 и 14 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) в отношении контуров объектов капитального строительства при приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Ответ:
Как указано в обращении, государственный кадастровый учет объекта капитального строительства был приостановлен "в связи с сомнениями государственного регистратора прав в правильности определения контура объекта недвижимости и рекомендациями об указании трех контуров объекта недвижимости (подземного, наземного, надземного)". При этом в обращении не указаны сведения, позволяющие идентифицировать объект недвижимости, в отношении которого были представлены заявление и необходимые для государственного кадастрового учета документы, или позволяющие идентифицировать заявление о государственном кадастровом учете или уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета, в связи с чем не представляется возможным рассмотреть обращение в полном объеме.
Вместе с тем в пределах компетенции полагаем возможным отметить следующее.
Согласно частям 13 - 15 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ):
при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение, помещения или машино-места в них в рамках проведения правовой экспертизы на предмет наличия оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, представленные документы в части их содержания проверяются государственным регистратором прав исключительно на соответствие сведений, указанных в техническом плане:
1) разрешению на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (в случае осуществления государственного кадастрового учета объекта, введенного в эксплуатацию) и (или) проектной документации объекта капитального строительства;
2) акту приемочной комиссии, подтверждающему завершение перепланировки помещений в многоквартирном доме (в случае, если осуществляются государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на помещения, образованные (измененные) в результате перепланировки);
сведения, указанные в техническом плане, проверяются на соответствие документам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 13 статьи 40 Закона N 218-ФЗ, исключительно в отношении площади объекта недвижимости (с учетом положений пункта 61 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ), количества этажей, жилых и (или) нежилых помещений (при наличии) и машино-мест (при наличии);
при проведении правовой экспертизы в случаях, указанных в части 13 статьи 40 Закона N 218-ФЗ, проверка законности выдачи уполномоченным органом или организацией разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, актов приемочной комиссии, а также законности направления уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности (что подтверждается направлением таким органом в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства или садового дома) государственным регистратором прав не осуществляется.
Указанные положения введены Федеральным законом от 13 июля 2020 г. N 202-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 13 июля 2020 г.
Обращаем внимание, что заявления, представленные в орган регистрации прав до указанной даты, подлежали рассмотрению по правилам, действовавшим на дату поступления заявления о государственном кадастровом учете или о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав одновременно.
Относительно возможной причины приостановления, связанной с определением контура объекта капитального строительства, отмечаем.
В соответствии с частью 8 статьи 24 Закона N 218-ФЗ сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости.
Согласно части 4.2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2020 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 34 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953 (далее - Требования N 953):
в технический план включаются координаты характерных точек контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, который представляет замкнутую линию, образуемую проекцией внешних границ ограждающих конструкций такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства к поверхности земли. Местоположение характерных точек контура определяется кадастровым инженером;
в случае если здание, сооружение, объект незавершенного строительства имеет наземные, надземные и (или) подземные конструктивные элементы, контур такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке определяется как совокупность контуров, образованных проекцией внешних границ наземных, надземных и (или) подземных ограждающих конструкций (в том числе колонн, арок (проездов), галерей, консолей, балконов и т.п.) такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства к поверхности земли;
проекции наземных, надземных, подземных конструктивных элементов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, а также местоположение точек контуров таких конструктивных элементов определяются кадастровым инженером и отображаются на чертеже контура объекта недвижимости, схеме расположения объекта недвижимости (части объекта недвижимости) на земельном участке специальными условными знаками.
Таким образом, содержание технического плана в части указания сведений о характерных точках контура объекта капитального строительства не зависит непосредственно от содержания разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (в случае осуществления государственного кадастрового учета объекта, введенного в эксплуатацию) и (или) проектной документации объекта капитального строительства, в связи с чем положения частей 13 - 15 статьи 40 Закона N 218-ФЗ к содержанию технического плана в части определения контура объекта капитального строительства и соблюдения положений пункта 34 Требований N 953 не применяются.
Дополнительно сообщаем, что позиция Росреестра относительно отражения в техническом плане сведений о местоположении объекта капитального строительства на земельном участке изложена в письме Росреестра от 13 апреля 2020 г. N 3214-АБ/20 "Об определении контуров объектов недвижимости" (доступно в информационно-справочных системах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
Начальник Управления законодательства
в сфере регистрации недвижимости
и кадастровой деятельности
Э.У.ГАЛИШИН