<Письмо> Росреестра от 19.04.2023 N 11-3303-АБ/23
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 19 апреля 2023 г. N 11-3303-АБ/23
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
Росреестр рассмотрел в рамках компетенции обращение по вопросу порядка установления публичного сервитута на помещение при его приватизации и сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457, Росреестр не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.
В этой связи письма Росреестра и его структурных подразделений не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм. Кроме того, содержащееся мнение в данных письмах не является официальным актом толкования правовых норм, соответственно, не может быть рассмотрено в качестве обязательного государственного предписания.
Вместе с тем по поставленному в обращении вопросу полагаем возможным отметить следующее.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 31 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) при приватизации помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, исключительно посредством которого обеспечиваются проход, доступ в иные помещения в здании, сооружении, в качестве существенного условия сделки по приватизации такого помещения предусматривается установление публичного сервитута для обеспечения прохода, доступа в иные помещения, который подлежит государственной регистрации одновременно с государственной регистрацией прав на приватизируемое помещение. Данный публичный сервитут не можем быть установлен в случае, если проход, доступ в иные помещения в здании, сооружении могут обеспечиваться посредством помещении, являющихся общим имуществом в таких здании, сооружении.
Согласно пункту 4 статьи 31 Закона N 178-ФЗ установлено, что решение об установлении обременения, в том числе публичного сервитута, принимается одновременно с принятием решения об условиях приватизации государственного или муниципального имущества.
Обременение, в том числе публичный сервитут, в случаях, если об их установлении принято соответствующее решение, является существенным условием сделки приватизации. Сведения об установлении обременения, в том числе публичного сервитута, должны быть указаны в информационном сообщении о приватизации государственного или муниципального имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 178-ФЗ решение об условиях приватизации федерального имущества принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества или в случаях, установленных пунктами 2.1 и 2.2 статьи 7 Закона N 178-ФЗ.
Положениями пункта 4 статьи 14 Закона N 178-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества.
Согласно пункту 8 статьи 31 Закона N 178-ФЗ прекращение обременения, в том числе публичного сервитута, или изменение их условий допускается на основании решения органа, принявшего решение об условиях приватизации, или иного уполномоченного органа либо на основании решения суда, принятого по иску собственника имущества.
Принимая во внимание изложенное, по мнению Росреестра, решение об установлении публичного сервитута принимается одновременно с принятием решения об условиях приватизации помещения; заявления о государственной регистрации публичного сервитута и перехода права на приватизируемое помещение предоставляются также одновременно.
Государственная регистрация публичного сервитута в указанном случае, по мнению Росреестра, должна осуществляться на основании акта государственного органа (органа местного самоуправления) в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 13 июля 2015 г. 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
А.И.БУТОВЕЦКИЙ