Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Росреестра от 03.03.2023 N 11-00437/23

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО

от 3 марта 2023 г. N 11-00437/23

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Управление нормативно-правового регулирования в сфере земельных отношений и гражданского оборота недвижимости Росреестра рассмотрело в рамках компетенции обращение относительно предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства и осуществления крестьянским фермерским хозяйством его деятельности сообщает.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. N 17-П официальное, имеющее силу закона разъяснение (толкование) федерального закона, должно осуществляться равно как и принятие, подписание и обнародование актов законодательного органа, то есть с обязательным соблюдением требований статей 105, 106 и 107 Конституции Российской Федерации, предъявляемых к принятию федеральных законов.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457, Росреестр не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации в данной части.

В этой связи письма Росреестра и его структурных подразделений не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм. Кроме того, содержащееся мнение в данных письмах не является официальным актом толкования правовых норм.

Вместе с тем по поставленным в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.

1. Статьей 10.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) предусмотрена возможность предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности рассматриваются в порядке их поступления (пункт 5 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ).

Согласно пункту 8 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (за исключением случаев предоставления земельных участков гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии с Законом N 101-ФЗ) осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 ЗК РФ.

Таким образом, при предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по основаниям, предусмотренным статьей 10.1 Закона N 101-ФЗ из состава земель сельскохозяйственного назначения, положения статьи 39.18 ЗК РФ не применяются. Предоставление земельных участков в порядке, предусмотренном статье 39.18 ЗК РФ, осуществляется в случае, если испрашиваемый земельный участок, например, расположен в границах населенного пункта.

Дополнительно отмечаем, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), является Минсельхоз России (постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450).

2. В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование в том числе гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет.

Согласно подпункту 4 статьи 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием.

Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержден приказом Росреестра от 2 сентября 2020 г. N П/0321.

Перечень оснований для отказа в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен статьей 39.16 ЗК РФ.

Вместе с тем следует отметить, что действующим законодательством признаки неиспользования земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, не установлены.

В настоящее время Росреестром разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", положениями которого:

устанавливается перечень мероприятий, выполнение которых необходимо для начала использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием;

срок, в течение которого правообладатель земельного участка обязан приступить к его использованию в определенных для такого земельного участка целях;

предусматривается наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению признаков неиспользования земельных участков в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием.

Начальник Управления

нормативно-правового регулирования

в сфере земельных отношений

и гражданского оборота недвижимости

В.И.КОРЯКИН

Другие документы по теме
(утв. Минспортом России 24.08.2023, Общероссийской общественной организацией "Федерация хоккея России")
(утв. Минспортом России 19.07.2023, Общероссийской общественной организацией "Федерация сноуборда России")
(утв. Минспортом России 16.06.2023, Общероссийской общественной организацией "Российский футбольный союз")
<О введении временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию продукции предприятия Вьетнама>
Ошибка на сайте