Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Росреестра от 14.12.2018 N 01-03865/18@

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО

от 14 декабря 2018 г. N 01-03865/18@

Управление ведения ЕГРН Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев письмо (далее - Письмо) по вопросу применения подпункта 1 пункта 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 (далее - Порядок N 943), в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, сообщает следующее.

Согласно части 3 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.08.2008, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН.

Как следует из Письма, сложность вызывает реализация подпункта 1 пункта 181 Порядка N 943 в случае, когда образованный земельный участок является земельным участком, образованным путем выдела в счет принадлежащей участнику долевой собственности земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения, при этом сведения обо всех правообладателях исходного (исходных) земельного участка в ЕГРН отсутствуют.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 181 Порядка N 943 уведомление о снятии с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 01.03.2008, при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такие земельные участки или в реестре прав на недвижимость записи о праве (ограничении права) на такие земельные участки (далее - уведомление о возможном снятии с учета земельных участков) направляется органом регистрации прав правообладателю исходного земельного участка при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений об исходном (исходных) земельном участке (участках) и наличии в государственном кадастре недвижимости или Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) сведений о правообладателе на такой исходный земельный участок.

Указом Президента Российской Федерации от 07.03.1996 N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписывалось завершить в 1996 году выдачу и регистрацию свидетельств на право собственности на земельные доли членам сельскохозяйственных организаций и другим гражданам - собственникам земельных долей.

Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) установлено, что:

свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а при их отсутствии - выписки из принятых до вступления в силу Закона N 101-ФЗ решений органов местного самоуправления (далее - ОМС) о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП (статья 18);

уполномоченное должностное лицо ОМС поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, участвует в организации и проведении общего собрания (пункт 10 статьи 14.1);

в целях проведения общего собрания ОМС поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, обеспечивает составление перечня участников долевой собственности (в случае его отсутствия), хранение такого перечня и предложений участников долевой собственности об изменении размеров земельных долей, выраженных единым способом в соответствии с положениями статьи 15 Закона N 101-ФЗ (если ранее данные доли были выражены разными способами), составление и хранение протоколов, иных документов общего собрания (пункт 9 статьи 14.1);

участники долевой собственности извещаются ОМС поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещения такого сообщения на официальном сайте соответствующего ОМС в сети "Интернет" (при его наличии) (пункт 2 статьи 14.1).

Представляется, что образование земельных участков путем выдела в счет земельных долей является особым случаем, поскольку в этой ситуации право на образованные земельные участки возникает не у всех участников долевой собственности на исходный земельный участок, а лишь у тех лиц, в счет земельных долей которых был образован соответствующий земельный участок, при этом иные участники долевой собственности на исходный земельный участок не имеют каких-либо правовых оснований для государственной регистрации права собственности на образованный земельный участок.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подавали в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.

В заявке в соответствии с Требованиями к оформлению заявок о постановке земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденными приказом Росземкадастра от 13.06.2001 N П/115, отражались, помимо прочего, такие сведения, как:

фамилия, имя, отчество (для физических лиц); сокращенное наименование и код ОКПО (для юридических лиц);

ИНН (при отсутствии ИНН у физического лица - наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность);

подпись заявителя.

В текст заявки в качестве обязательного элемента содержания включался адрес для доставки документов почтой (контактный). Отказ заявителя в указании контактного адреса должен был быть также отражен в тексте заявки.

В этой связи уведомление о возможном снятии с учета земельного участка направляется только лицу (лицам), в счет земельных долей которых был образован соответствующий земельный участок.

В случае отсутствия у органа регистрации прав сведений о заинтересованном лице, по заявке которого органом кадастрового учета был осуществлен кадастровый учет земельного участка, органу регистрации прав в комментируемом случае целесообразно направлять помимо уведомления о возможном снятии с учета земельного участка лицам, указанным в подпункте 1 пункта 181 Порядка N 943 и сведения о которых (о части которых) содержались в государственном кадастре недвижимости или ЕГРП, также запрос в адрес ОМС, обладающего информацией об участниках общей долевой собственности, с целью получения отсутствующей дополнительной информации об участниках долевой собственности на исходный земельный участок.

Органу регистрации прав также следует инициировать взаимодействие с ОМС в целях активизации деятельности последних для дальнейшего осуществления государственной регистрации прав на образованные земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 01.03.2008 (путем, например, размещения соответствующего сообщения на официальном сайте соответствующего ОМС в сети "Интернет") (учитывая также заинтересованность ОМС в увеличении собираемости земельного налога).

Если органом регистрации права было обеспечено (в том числе с использованием предоставленных ОМС сведений) надлежащее уведомление о возможном снятии с учета земельных участков всех лиц, в счет земельных долей которых были образованы соответствующие земельные участки, указанными лицами не были представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации права на эти земельные участки, такие земельные участки подлежат снятию с государственного кадастрового учета, в этом случае у указанных лиц сохраняется право общей долевой собственности на исходный земельный участок.

Начальник

Управления ведения ЕГРН

Л.С.ЛИЛИНА

Другие документы по теме
<О направлении клинических рекомендаций "Профилактика, лечение и алгоритм ведения при акушерских кровотечениях"> (вместе с "Клиническими рекомендациями (протоколом лечения)...", утв. Российским обществом акушеров-гинекологов)
<О привлечении к оказанию медицинской помощи в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции обучающихся, получающих высшее и среднее профессиональное медицинское и фармацевтическое образование>
<О внесении изменений в Реестр организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение подконтрольных товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза>
"Об исполнении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.02.2019 N 13-П по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации"
Ошибка на сайте