Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Росприроднадзора от 23.05.2012 N ВК-03-03-36/6231

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ПИСЬМО

от 23 мая 2012 г. N ВК-03-03-36/6231

ОБ АКТУАЛИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ,

НАПРАВЛЕННЫХ ПИСЬМОМ РОСПРИРОДНАДЗОРА

ОТ 14.11.2011 N ВК-03-03-36/14757

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования направляет актуализированные Методические рекомендации по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации (далее - Рекомендации), разработанные в 2011 году с целью исполнения поручений Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Трутнева Ю.П. (протоколы от 14.07.2011 N 01-15/50-пр, от 08.08.2011 N 01/1554-пр, от 15.08.2011 N 01-15/56-пр), для их применения на подведомственной территории.

Электронная версия текста Рекомендаций размещена на официальном сайте Росприроднадзора (http://rpn.gov.ru) в подразделе "Методические документы" раздела "Документы".

Замечания и предложения по совершенствованию Рекомендаций прошу направить до 01.09.2012 на адрес электронной почты: pronina@rpn.gov.ru или othod@rpn.gov.ru.

В.В.КИРИЛЛОВ

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕЙДОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТ

НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ

НА ТЕРРИТОРИЯХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Методические рекомендации по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации (далее - Рекомендации) разработаны в целях повышения эффективности федерального государственного экологического надзора (государственного надзора в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов)) и предназначены для использования в деятельности территориальных органов Росприроднадзора.

В настоящем документе используются следующие сокращения:

БК РФ - Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ;

ВК РФ - Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ;

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ, часть вторая от 26.01.1996 N 14-ФЗ;

ГОСТ 30772 - Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст (подлежит обязательному применению в соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" в редакции Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "О техническом регулировании";

ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ;

Закон N 131-ФЗ - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

Закон N 7-ФЗ - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

Закон N 33-ФЗ - Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";

Закон N 89-ФЗ - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";

Закон N 94-ФЗ - Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал";

Закон N 191-ФЗ - Федеральный закон от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации";

ЗК РФ - Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ;

Инструкция N 160 - Инструкция по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России, утвержденная приказом Минприроды России от 25.05.1994 N 160 (зарегистрировано в Минюсте России 16.06.1994 N 602);

КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ;

ЛК РФ - Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ;

ТБО - твердые бытовые отходы;

УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ;

УПК РФ - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ.

2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов <1>.

--------------------------------

<1> Ст. 1 Закона N 7-ФЗ.

Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле <1>.

--------------------------------

<1> Ст. 1 Закона N 7-ФЗ.

Вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов <1>.

--------------------------------

<1> Ст. 1 Закона N 7-ФЗ.

Захламление земель - размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки и др.) <1>. А равно: накопление (складирование) на земельных участках коммунально-бытовых отходов, отходов производственной деятельности предприятий и транспорта, порубочных остатков на просеках и лесных делянках, складирование строительных материалов, оборудования и т.п. в непредусмотренных для этих целей местах <2>.

--------------------------------

<1> П. 2 Приложения 1 к Инструкции N 160.

<2> П. 7 Определения основных понятий видов нарушений земельного законодательства, утвержденного Роскомземом 29.03.1994 N 3-14-1/404.

Порча и уничтожение плодородного слоя почвы - частичное или полное разрушение почвенного покрова в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв <1>.

--------------------------------

<1> П. 8 Определения основных понятий видов нарушений земельного законодательства, утвержденного Роскомземом 29.03.1994 N 3-14-1/404; п. 1 Приложения N 1 к Инструкции N 160.

Отходы потребления (включая твердые бытовые отходы) - остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации. К отходам потребления относят полуфабрикаты, изделия (продукцию) или продукты, утратившие свои потребительские свойства, установленные в сопроводительной эксплуатационной документации. К отходам потребления относят в основном твердые, порошкообразные и пастообразные отходы (мусор, стеклобой, лом, макулатуру, пищевые отходы, тряпье и др.), образующиеся в населенных пунктах в результате жизнедеятельности людей <1>.

--------------------------------

<1> П. 3.12 ГОСТ 30772.

Мусор - мелкие неоднородные сухие или влажные отходы <1>.

--------------------------------

<1> П. 3.47 ГОСТ 30772.

Утилизация отходов - деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и/или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий <1>.

--------------------------------

<1> П. 5.38 ГОСТ 30772.

Удаление отходов - сбор, сортировка, транспортирование и переработка опасных или других отходов с уничтожением и/или захоронением их способом специального хранения <1>.

--------------------------------

<1> П. 6.32 ГОСТ 30772.

Санкционированные свалки - разрешенные органами исполнительной власти на местах территории (существующие площадки) для размещения отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП 2.01.28-85 <1> и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора, являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП <2>.

--------------------------------

<1> Распоряжение Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р "О перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

<2> П. 4.4 Приложения N 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Минприроды России 26.01.1993 (зарегистрировано в Минюсте России 24.03.1993 N 190).

Несанкционированные места размещения отходов - территории, не предназначенные для размещения отходов <1>. Размещение отходов запрещается на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека <2> (например, на берегах водохранилищ и в зонах периодического затопления, на территориях санитарной охраны источников питьевого водоснабжения); а также запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Кроме того, запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения <3>.

--------------------------------

<1> Письмо МПР России от 11.07.1995 N 01-11/29-2002 "О временных методических рекомендациях по проведению инвентаризации мест захоронения и хранения отходов в Российской Федерации".

<2> Ч. 2 ст. 51 Закона N 7-ФЗ.

<3> Ч. 5 ст. 12 Закона N 89-ФЗ.

Места несанкционированного размещения ТБО - свалки ТБО, эксплуатируемые без предусмотренной законодательством проектной и разрешительной документации (лицензии - в части деятельности по размещению отходов I - IV классов опасности <1>), а также захламление земель ТБО, хранение и захоронение ТБО в не предназначенных для их размещения местах.

--------------------------------

<1> Ст. 9 Закона N 89-ФЗ; п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ОБСЛЕДОВАНИЯ

ТЕРРИТОРИЙ (РЕЙДОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ)

Рейдовое мероприятие осуществляется в целях обнаружения нарушения требований природоохранного законодательства, повлекшего образование мест несанкционированного размещения ТБО, а также выявления лиц, совершивших данные противоправные действия. Рейдовое мероприятие проводится на основании приказа (распоряжения) руководителя (начальника) территориального органа Росприроднадзора, в котором указывается населенный пункт и маршрут территории, подлежащей обследованию.

При планировании обследования территории следует учитывать информацию, поступающую в Росприроднадзор и/или его территориальные органы от:

граждан и организаций,

средств массовой информации, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети интернет (в том числе содержащуюся в средствах массовой информации),

федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации,

органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

органов местного самоуправления,

правоохранительных органов,

органов прокуратуры,

от иных лиц, если полученная информация содержит сведения о нарушении требований природоохранного законодательства, повлекшего образование мест несанкционированного размещения ТБО.

Также при планировании маршрута с целью обнаружения и ликвидации несанкционированных свалок ТБО особое внимание следует уделить территориям, имеющим специальный статус (исключительная экономическая зона <1>, Байкальская природная территория <2>, особо охраняемые природные территории <3> федерального значения и т.п.) и/или ограничения по режиму использования: водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы, водосборные площади водных объектов, а также прилегающих к территориям особо охраняемых природных территорий участки земли и водного пространства, которые в силу законодательства являются охранными зонами с ограниченным режимом природопользования <4>.

--------------------------------

<1> Закон N 191-ФЗ.

<2> Закон N 94-ФЗ.

<3> Закон N 33-ФЗ.

<4> Ч. 4 ст. 95 ЗК РФ; ч. 3 ст. 8 и ч. 7 ст. 12 Закона N 33-ФЗ.

В границах водоохранных зон запрещается, в числе прочего, размещение мест захоронения отходов <1>. Выявленные правонарушения в данном случае могут квалифицироваться по ч. 2 ст. 8.12 или ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ.

--------------------------------

<1> П. 2 ч. 15 ст. 65 ВК РФ.

Указанное ограничение распространяется и на территории водосборных площадей подземных водных объектов <1> и образует состав правонарушения по ч. 1 ст. 8.13 КоАП РФ.

--------------------------------

<1> Ч. 2 ст. 59 ВК РФ.

Те же нарушения <1>, совершенные на островах, которые в силу законодательства Российской Федерации относятся к территориям в исключительной экономической зоне Российской Федерации <2>, квалифицируются по ст. 8.19 КоАП РФ. Варианты квалификации рассматриваемых правонарушений представлены в Приложении 2.

--------------------------------

<1> Ст. 30 Закона N 191-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 24.03.2000 N 251 "Об утверждении перечня вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне Российской Федерации с судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений запрещен".

<2> Абзац 2 ч. 1 ст. 1 Закона N 191-ФЗ.

В целях методического руководства в ходе организации и проведения рейдовых мероприятий в работе государственных инспекторов по охране природы может применяться сводный перечень предусмотренных законодательством категорий земель по целевому назначению и видов вещных прав на земельные участки (Приложение 1).

Установление категории земель и правообладателей земельных участков может осуществляться на основании информации, внесенной в государственный кадастр недвижимости, который является частью единой федеральной информационной системы, объединяющей государственный кадастр недвижимости на электронных носителях и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на электронных носителях <1>.

--------------------------------

<1> Ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Кадастровые сведения являются общедоступными, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом <1>.

--------------------------------

<1> Ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Кадастровые сведения о земельном участке, необходимые для производства по делу об административном правонарушении или решения вопроса о передаче материалов рейдового мероприятия по подведомственности, возможно получить, истребовав их у органа кадастрового учета.

Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) <1>. По субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета наделены федеральные государственные учреждения "Земельные кадастровые палаты, согласно приказу Росреестра от 11.03.2010 N П/93.

--------------------------------

<1> П. 2 Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии".

Таким образом, соответствующие запросы необходимо направлять в кадастровые палаты по субъектам Российской Федерации.

Запрашиваемые сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости, кадастровой выписки об объекте недвижимости или кадастрового плана территории федеральным органам исполнительной власти и их территориальным органам предоставляются бесплатно <1> и в установленные сроки <2>: сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в течение пяти рабочих дней с даты получения запроса, а в виде кадастрового плана территории - в течение пятнадцати.

--------------------------------

<1> П. 1 ч. 12 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

<2> Ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; Приказ Минэкономразвития РФ от 27.02.2010 N 75 "Об установлении порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости".

Следует обратить внимание, что запросы в кадастровые палаты необходимо направлять в полном соответствии с установленным порядком предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Минэкономразвития РФ от 27.02.2010 N 75 "Об установлении порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости".

Также информацию о земельных участках, в том числе о категории земель, правообладателях и т.д., внесенную в государственный кадастр недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, возможно получить в сети "Интернет" на официальном сайте органа кадастрового учета Росреесстра (http://rosreestr.ru). Там же (на сайте) можно оставить и электронный запрос на получение информации.

Возможны ситуации, когда обследуемый участок находится на землях, государственная собственность на которые не разграничена. В таких случаях необходимо руководствоваться тем, что распоряжение такими земельными участками осуществляется соответствующими органами местного самоуправления <1>.

--------------------------------

<1> П. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде <1>.

--------------------------------

<1> Ч. 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации.

Одна из целей охраны земель - предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности <1>. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления <2>. Конкретизация этого требования раскрывается в ст. 42 ЗК РФ.

--------------------------------

<1> П. 1 ч. 2 ст. 12 ЗК РФ.

<2> П. 2 ч. 1 ст. 13 ЗК РФ.

Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет <1>.

--------------------------------

<1> Ст. 76 ЗК РФ.

Земли, нарушенные при складировании и захоронении бытовых и других отходов, подлежат рекультивации <1>.

--------------------------------

<1> П. 5 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67.

При проведении рейдовых мероприятий необходимо принимать меры к выявлению фактов нарушений, их фиксации, а также сбору доказательств для компенсации вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в соответствии с требованиями статей 77, 78 Закона N 7-ФЗ. Указанный вред подлежит исчислению и предъявлению на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238 (далее - Методика). В соответствии с Методикой исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в том числе, в результате несанкционированного размещения отходов потребления <1>, включая ТБО и мусор.

--------------------------------

<1> Пп. "а" п. 2, п. 9 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238.

По фактам нарушений водного законодательства <1>, выявленных в ходе проведения рейдовых мероприятий, исчисление размера вреда производится в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 N 87.

--------------------------------

<1> Ст. 56 - 58 ВК РФ.

В работе по возмещению вреда необходимо считать приоритетным возмещение вреда посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ <1>. Это связано, прежде всего, со случаями, когда ответчиками являются органы местного самоуправления. Суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов <2>.

--------------------------------

<1> Ч. 2 ст. 78 Закона N 7-ФЗ.

<2> Ч. 6 ст. 46 БК РФ.

В ходе проведения рейдового мероприятия обследование территории необходимо проводить с применением фото- и/или видеосъемки. Рекомендуемый образец подлежащей заполнению фототаблицы содержится в Приложении 3.

Если обнаруженные в ходе рейдового мероприятия нарушения требований природоохранного законодательства, повлекшие образование мест несанкционированного размещения ТБО, являются основаниями для привлечения к административной ответственности, то принимаются меры для возбуждения дела об административном правонарушении и его рассмотрения в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Нарушение природоохранного законодательства, выразившееся в несанкционированном размещении ТБО, возможно квалифицировать по следующим составам правонарушений: ст. 8.2, ч. 2 ст. 8.6, ч. 2 ст. 8.7, ч. 2 ст. 8.12, ч. 1 ст. 8.13, 8.19, ч. 2 и ч. 3 ст. 8.31, ст. 8.39 или ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ. Варианты квалификации рассматриваемых правонарушений и перечень уполномоченных на их рассмотрение государственных органов представлены в Приложении 2.

4. ПЕРЕДАЧА МАТЕРИАЛОВ КОМПЕТЕНТНЫМ ОРГАНАМ

В случаях необходимости передачи материалов в компетентные органы в сопроводительном письме следует указывать на необходимость информирования соответствующего территориального органа Росприроднадзора о результатах рассмотрения направленных материалов.

Информация о количестве переданных в компетентные органы материалов и о принятых компетентными органами мерах подлежит отражению в формах отчетности территориальных органов Росприроднадзора в соответствии с письмом Росприроднадзора от 08.12.2011 N ВК-03-03-31/16033.

4.1. Передача материалов в Россельхознадзор

Если в рамках рейдового мероприятия будет установлено, что земли, на территории которых было обнаружено несанкционированное размещение ТБО, являются землями сельскохозяйственного назначения или земельными участками сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов, материалы по факту выявленных нарушений надлежит передать в соответствующий территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора), осуществляющий государственный земельный надзор на землях указанной категории <1>.

--------------------------------

<1> П. 5 Положения о государственном земельном контроле, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689; п. 4.2 Инструкции N 160.

Объектами рассматриваемых нарушений природоохранного законодательства выступают сельскохозяйственные земли, т.е. любые виды земельных участков (угодий) - освоенные, осваиваемые, неосваиваемые - независимо от форм собственности или характера владения, предоставленные для нужд сельского хозяйства (или предназначенные для этих целей), в том числе:

гражданам - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, животноводства, садоводства, огородничества и др.;

кооперативам граждан - для садоводства, огородничества, животноводства;

сельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям и организациям, совместным сельскохозяйственным предприятиям - для сельскохозяйственного производства;

научно-исследовательским учреждениям - для исследовательских, учебных целей, пропаганды передового опыта и для сельскохозяйственного производства;

несельскохозяйственным предприятиям - для ведения подсобного сельского хозяйства и т.п.

4.2. По вопросу компетенции муниципальных органов

Действующим законодательством предусмотрен муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования, который осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами <1>.

--------------------------------

<1> Ч. 1 ст. 72 ЗК РФ; п. 20 ч. 1 ст. 14, п. 15 ч. 1 ст. 15, п. 26 ч. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ.

Также законодательством предусмотрен муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий органами местного самоуправления на особо охраняемых природных территориях местного значения <1>.

--------------------------------

<1> Ч. 4 ст. 33 Закона N 33-ФЗ.

Однако в настоящее время федеральным законодательством возможность привлечения к юридической ответственности органами муниципального контроля не предусмотрена. КоАП РФ не содержит норм, уполномочивающих соответствующие органы муниципального контроля на составление протоколов и иных процессуальных документов, равно как не содержит норм, позволяющих муниципальным инспекторам применять к нарушителям законодательства меры административной ответственности, установленные самим Кодексом.

В то же время в Положении о государственном земельном контроле, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689, установлено, что осуществление земельного контроля производится Росреестром во взаимодействии, в том числе, с органами местного самоуправления. В развитие этого положения было издано письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 20.07.2005 N ММ/0644 "О взаимодействии органов государственного земельного контроля с органами муниципального земельного контроля". Данное информационное письмо, уточняющее полномочия органов местного самоуправления по муниципальному земельному контролю, не может рассматриваться как руководство для передачи Росприроднадзором материалов на рассмотрение в муниципальные органы.

4.3. Передача материалов в органы государственного

лесного надзора

При выявлении нарушений на территории земель лесного фонда (за исключением земель особо охраняемых природных территорий федерального значения), в том числе при осуществлении строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (линий электропередачи, линий связи, дороги, трубопроводов и т.п.) <1>, материалы по факту выявленных нарушений надлежит передать в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с его компетенцией <2>.

--------------------------------

<1> П. 14, 15 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 (зарегистрировано в Минюсте России 03.08.2011 N 21533).

<2> Ст. 96 ЛК РФ; Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394.

Указанные положения не распространяются на Московскую область, на территории которой полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 83 ЛК РФ, были изъяты <1>. В указанном субъекте РФ государственный лесной надзор осуществляет Федеральное государственное учреждение "Мособллес" <2>.

--------------------------------

<1> Распоряжение Правительства РФ от 25.04.2007 N 520-р "Об утверждении перечня лесничеств, лесопарков и субъектов Российской Федерации, в отношении которых осуществление полномочий Российской Федерации в области лесных отношений с 1 января 2008 года не передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации".

<2> Приказ Рослесхоза от 16.05.2011 N 177 "О Перечне должностных лиц государственных учреждений, подведомственных Федеральному агентству лесного хозяйства, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор" (зарегистрировано в Минюсте России 20.06.2011 N 21061).

При выявлении нарушений в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности <1>, материалы направляются в Рослесхоз.

--------------------------------

<1> Абзац 2 п. 4 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394.

4.4. Передача материалов в органы прокуратуры

Если в процессе рейдовых мероприятий выявлены нарушения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, выполнение требований которого возложено на органы местного самоуправления, то данное обстоятельство является основанием для передачи соответствующих материалов в органы прокуратуры.

Прокуратура Российской Федерации осуществляет, в числе прочего, надзор за исполнением законов органами местного самоуправления <1>.

--------------------------------

<1> Ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

К вопросам местного значения относятся:

по поселениям - организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

по муниципальным районам - организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

по городским округам - организация мероприятии по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов <1>.

--------------------------------

<1> П. 18 ч. 1 ст. 14, п. 9, 14 ч. 1 ст. 15, п. 11, 24 ч. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ.

Кроме того, органы местного самоуправления должны включать в состав своих местных бюджетов подраздел классификации расходов бюджетов подраздел "Сбор, удаление отходов" <1>.

--------------------------------

<1> П. 6 ч. 3 ст. 21 БК РФ.

5. ПЕРЕДАЧА МАТЕРИАЛОВ В СВЯЗИ С НАЛИЧИЕМ

ПРИЗНАКОВ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

В случае если в процессе рейдовых мероприятий обнаружены факты хранения, захоронения или иного обращения радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, и эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, то это является основанием для передачи материалов в правоохранительные органы <1> для их последующего рассмотрения в соответствии со ст. 144, 145 УПК РФ.

--------------------------------

<1> Пп. 1 п. 4 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38.

Приложение 1

к Методическим рекомендациям

по проведению рейдовых

мероприятий в целях выявления

мест несанкционированного

размещения твердых бытовых

отходов на территории

субъектов Российской Федерации

Перечень

предусмотренных законодательством категорий земель

по целевому назначению и видов вещных прав

на земельные участки

--------------------------------

<1> Статья 214 ГК РФ.

<2> Статья 19 ЗК РФ, статья 215 ГК РФ.

<3> Статья 15 ЗК РФ.

<4> Статья 20 ЗК РФ; статья 268 ГК РФ.

<5> Статья 21 ЗК РФ; статья 265 ГК РФ.

<6> Статья 22 ЗК РФ; арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с назначением имущества (статья 615 ГК РФ).

<7> Статья 24 ЗК РФ.

<8> Статья 23 ЗК РФ; статьи 274, 277 ГК РФ.

<9> Статья 17 ЗК РФ.

<10> Статья 18 ЗК РФ.

<11> Глава XIV ЗК РФ; Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

<12> Глава XIV ЗК РФ.

<13> Глава XVI ЗК РФ.

<14> Статья 88 ЗК РФ.

<15> Статья 89 ЗК РФ.

<16> Статья 90 ЗК РФ; Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

<17> Статья 91 ЗК РФ.

<18> Статья 92 ЗК РФ.

<19> Статья 93 ЗК РФ.

<20> Глава XVII ЗК РФ.

<21> Статья 95 ЗК РФ; Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".

<22> Статья 96 ЗК РФ.

<23> Статья 97 ЗК РФ.

<24> Статья 98 ЗК РФ.

<25> Статья 99 ЗК РФ.

<26> Статья 100 ЗК РФ.

<27> Статья 101 ЗК РФ.

<28> Статья 102 ЗК РФ.

<29> Статья 103 ЗК РФ.

Приложение 2

к Методическим рекомендациям

по проведению рейдовых

мероприятий в целях выявления

мест несанкционированного

размещения твердых бытовых

отходов на территории

субъектов Российской Федерации

ВАРИАНТЫ

КВАЛИФИКАЦИИ РАССМАТРИВАЕМЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПЕРЕЧЕНЬ

ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, УПОЛНОМОЧЕННЫХ РАССМАТРИВАТЬ

ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ <1>, <*>

--------------------------------

<*> "1" - цифровыми индексами обозначаются правовые нормы и положения нормативно-правовых актов, которыми они установлены.

<**> "+" - наличие полномочий на рассмотрение и/или возбуждение дел об административных правонарушениях в соответствии с положениями Главы 23 КоАП РФ и ст. 28.3 КоАП РФ.

<1> В соответствии с положениями Главы 23 КоАП РФ.

<2> Ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

<3> Ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; ст. 25 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

<4> Ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; п. 3.1 ч. 1 ст. 9, ст. 71 ЗК РФ; Положение о государственном земельном контроле (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689).

<5> Части 1 и 2 ст. 33 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 N 394).

<6> Части 1 и 2 ст. 33 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 N 394).

<7> Ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

<8> Части 1 и 2 ст. 33 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 N 394).

<9> Ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

<10> Части 1 и 2 ст. 33 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 N 394).

<11> Ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

<12> Части 1 и 2 ст. 33 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 N 394).

<13> Ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; ст. 96 Лесного кодекса РФ; Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 N 394).

<14> Части 1 и 2 ст. 33 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 N 394).

<15> Ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; ст. 96 Лесного кодекса РФ; Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 N 394).

<16> Части 1 и 2 ст. 33 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 N 394).

<17> Ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

<18> Ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; ст. 9 - 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

<19> В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления (п. 2 ч. 1 ст. 13 ЗК РФ).

<20> П. 2 ч. 1 ст. 13 ЗК РФ.

<21> Ст. 63 Водного кодекса РФ; ст. 104 Лесного кодекса РФ; п. 3, 31 приложения к приказу Рослесхоза от 14.12.2010 N 485 "Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов".

<22> Ч. 2 ст. 59 ВК РФ.

<23> Ст. 30 Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации"; Постановление Правительства РФ от 24.03.2000 N 251 "Об утверждении перечня вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне Российской Федерации с судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений запрещен".

<24> Ст. 21 ЗК РФ; подпункт "а" п. 39 Правил санитарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414).

<25> В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (ч. 5 ст. 102 Лесного кодекса РФ).

<26> Ч. 3 ст. 95 ЗК РФ.

<27> Ст. 9 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; Положение о государственных природных заповедниках в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РСФСР от 18.12.1991 N 48).

<28> Ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".

<29> Ст. 21 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; Положения о природных парках (ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").

<30> Ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; Положения о государственных природных заказниках (ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").

<31> Ст. 27 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".

<32> Ч. 4 ст. 95 ЗК РФ; ч. 3 ст. 8 и ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".

<33> В границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос запрещается размещение мест захоронения отходов производства и потребления (п. 15, 17 ст. 65 Водного кодекса РФ).

<34> На объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (ст. 5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"); ст. 23.29 КоАП РФ; п. 5.1.14 Положения о Росприроднадзоре.

<35> Ст. 23.29 КоАП РФ; земельный надзор осуществляется в пределах своих полномочий (п. 5.1.9 Положения о Росприроднадзоре).

<36> Ст. 23.25 КоАП РФ.

<37> Ст. 23.25 КоАП РФ.

<38> По объектам, подлежащим федеральному государственному надзору (на основании Критериев, утв. постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 640); ст. 23.23 КоАП РФ.

<39> Ст. 23.25 КоАП РФ (в части административных правонарушений, совершенных на территориях особо охраняемых природных территорий федерального значения).

<40> Статьи 23.22, 23.23, 23.29 КоАП РФ.

<41> Статья 23.25 КоАП РФ.

<42> Статьи 23.22, 23.29 КоАП РФ.

<43> Статьи 23.24, 23.25, 23.29 КоАП РФ; лесной надзор осуществляется на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения (пп. 5.1.2, 5.1.15 Положения о Росприроднадзоре).

<44> Ст. 23.25 КоАП РФ (в части административных правонарушений, совершенных на территориях особо охраняемых природных территорий федерального значения), 23.29 КоАП РФ.

<45> По объектам, подлежащим федеральному государственному надзору (на основании Критериев, утв. постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 640); ст. 23.23 КоАП РФ.

<46> На особо охраняемых природных территориях федерального значения, управление которыми осуществляется природоохранным государственным учреждением, государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется должностными лицами и отдельными работниками указанных природоохранных государственных учреждений, являющимися государственными инспекторами по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков (ч. 5 ст. 33 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").

<47> Рассматривать дела об административных правонарушениях в праве только главные государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, их заместители (директора государственных природных заповедников и национальных парков), в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 23.25 КоАП РФ.

<48> П. 8 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица государственных учреждений, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

<49> Ст. 23.25 КоАП РФ.

<50> Ст. 23.25 КоАП РФ.

<51> П. 8 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица государственных учреждений, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

<52> П. 8 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица государственных учреждений, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

<53> П. 10 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков уполномочены составлять протоколы в части нарушений, совершенных на территориях государственных природных заповедников и национальных парков. Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе только главные государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, их заместители (директора государственных природных заповедников и национальных парков), в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 23.25 КоАП РФ.

<54> В части административных правонарушений, совершенных в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов (письмо Россельхознадзора от 13.08.2008 N ФС-СД-5/8059); статья 23.15 КоАП РФ.

<55> Ст. 23.15 КоАП РФ (в части административных правонарушений, совершенных в отношении земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли).

<56> Ст. 23.13 КоАП РФ; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80 "О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03" (вместе с "СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003).

<57> Ст. 23.24 КоАП РФ.

<58> Ст. 23.24 КоАП РФ.

<59> На объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"); ст. 23.29 КоАП РФ.

<60> Ст. 23.29 КоАП РФ.

<61> Ст. 23.24.1 КоАП РФ (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством).

<62> Ст. 23.24.1 КоАП РФ (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством).

<63> По объектам, подлежащим региональному государственному надзору (использование водных объектов, полностью расположенных в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации и не относящихся к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов); ст. 23.23.1 КоАП РФ.

Приложение 3

к Методическим рекомендациям

по проведению рейдовых

мероприятий в целях выявления

мест несанкционированного

размещения твердых бытовых

отходов на территории

субъектов Российской Федерации

Образец

Другие документы по теме
"О направлении письма Минфина России от 20.09.2016 N 03-11-09/54901" (вместе с <Письмом> Минфина России от 20.09.2016 N 03-11-09/54901)
(ред. от 24.05.1999) <О применении п. 3 ст. 11 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации>
"О налогообложении доходов физических лиц" (вместе с <Письмом> Минфина России от 14.12.2015 N 03-04-07/73050)
(с изм. от 07.04.2015) "О заполнении налоговой декларации по акцизам"
Ошибка на сайте